г. Москва
08 августа 2006г. Дело №А41-К2 -8264/06
Резолютивная часть постановления объявлена 08 августа 2006г.
Полный текст постановления изготовлен 09 августа 2006г.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Чучуновой Н.С.,
Судей Макаровской Э.П., Мордкиной Э.П.,
при ведении протокола судебного заседания Маташовым Р.В.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя): - Чарушкин С.В. – представитель по доверенности от 20.02.2006г. №533/6-7-06,
от ответчика: - Викторова С.В. – представитель по доверенности от 07.08.2006г. №15,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ЗАО «Трансмаркет» на решение Арбитражного суда Московской области от 26 мая 2006г. по делу № А41-К2-8264/06, принятого судьей Соловьевым А.А. по заявлению Отдела государственного пожарного надзора по Красногорскому району Московской области к ЗАО «Трансмаркет» о привлечении к административной ответственности согласно ч.2 ст.14.1 КоАП РФ,
установил:
Отдел Государственного пожарного надзора по Красногорскому району Московской области ГУ МЧС России обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением о привлечении к административной ответственности Закрытого акционерного общества «Трансмаркет» согласно ч.2 ст. 14.1 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Московской области от 26 мая 2006 года заявленные требования удовлетворены. ЗАО «Трансмаркет» привлечено к административной ответственности на основании ч.2 ст.14.1 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 40 000руб.
ЗАО «Трансмаркет» с решением не согласно, просит его отменить, ссылаясь на то, что общество реализует потребителям готовую продукцию (моторное топливо), произведенное на нефтеперерабатывающих производственных предприятиях. Продажа моторного топлива не является производством согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, утвержденного Постановлением Госстандарта № 454-ст от 06.11.2001.АЗС не являются объектами, на которых используются (производятся, хранятся) горючие жидкости.
На АЗС не оказываются услуги по хранению моторного топлива. ЗАО «Трансмаркет», эксплуатирующее АЗС, не получает доходов от такого вида предпринимательской деятельности, как хранение топлива, о чем свидетельствую бухгалтерские балансы за 2005 года и первый квартал 2006 года, в которых отражена деятельность по розничной продаже моторного топлива (код ОКВЭД 50.50) и отсутствует деятельность по хранению и складированию нефти и продуктов ее переработки (код ОКВЭД 63.12.21). Указанные документы имеются в материалах дела.
Согласно ОКВЭД «розничная торговля моторным топливом стационарными АЗС», «хранение и складирование нефти и продуктов ее переработки» являются самостоятельными видами деятельности, они указаны в Классификаторе в разных разделах.
Представитель Отдела Государственного пожарного надзора по Красногорскому району Московской области с доводами апелляционной жалобы по тем основаниям, что Федеральным законом от 17 июля 1999 г. №181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» в главе 1 дается понятие производственной деятельности: это совокупность действий людей с применением орудий труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг. Трудовой кодекс РФ в ст. 209 указывает, что производственная деятельность: это совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона РФ от 08.08.2001 года №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов РФ и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием. Пунктом 1 статьи 17 этого же закона определено, что деятельность по эксплуатации пожароопасных производственных объектов подлежит лицензированию. Положением о лицензировании деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов, утвержденном постановлением Правительства РФ от 14.08.2002 года №595, объекты, на которых используются (производятся, хранятся, перерабатываются) легковоспламеняющиеся, горючие и трудногорючие жидкости, твердые горючие и трудногорючие вещества и материалы (в том числе пыли и волокна), вещества и материалы способные гореть при взаимодействии с водой, кислородом воздуха и друг с другом, признаются пожароопасными производственными объектами. В пункте 3 постановления №595 лицензионными требованиями и условиями при осуществлении деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов являются такие, которые не могут осуществляться нормами пожарной безопасности НПБ 111-98* «Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности», а также главой XVI «Автозаправочные комплексы и станции» Правил пожарной безопасности в РФ ППБ 01-03.
В п. 1.1.1. Межотраслевых правил по охране труда «При эксплуатации нефтебаз, складов ГСМ, стационарных и передвижных автозаправочных станций» ПОТ Р М-021-2002, зарегистрированых в Минюсте России 31.05.2002г., рег.№3487 сказано, что Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации нефтебаз, складов горюче-смазочных материалов, стационарных и передвижных автозаправочных станций устанавливают требования по охране труда, обязательные для исполнения при эксплуатации нефтебаз, складов горюче-смазочных материалов (ГСМ), стационарных и передвижных автозаправочных станций (ПАЗС), их зданий, сооружений, основного и вспомогательного оборудования. В п. 1.2.1. этих Правил дается разъяснение: нефтебазы, склады ГСМ, АЗС и ПАЗС - сложные многофункциональные системы с объектами различного производственного назначения, обеспечивающие хранение, прием и отпуск нефтепродуктов, многие из которых токсичны, имеют низкую температуру испарения, способны электризоваться, пожаровзрывоопасны. В связи с этим работники нефтебаз, складов ГСМ, АЗС и ПАЗС могут быть подвержены воздействию различных физических и химических опасных и вредных производственных факторов.
Кроме того, согласно п.8 Приложения №1 к Методическим рекомендациям утвержденными приказом Госгортехнадзора РФ от 19.06.2003 г. №138 (не нуждается в государственной регистрации, письмо Минюста РФ от 01 июля 2003 года №07/6640-ЮД), технологическое оборудование на АЗС, а именно группа резервуаров и сливоналивных устройств автомобильной заправочной станции относится к опасным производственным объектам нефтеобеспечения. Хранящиеся на АЗС автомобильные бензины являются легковоспламеняющимися горючими жидкостями, которые способны возгораться от источника зажигания.
Автозаправочные станции и комплексы в соответствии с НПБ 105-03 «Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности» (утвержденными приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 года №314 и признанными Минюстом России не нуждающимися в государственной регистрации), относятся к категориям ан и Бн по взрывопожарной и пожарной опасности для наружных установок производственного и складского назначения. Таким образом, АЗС это пожароопасный производственный объект, главной функцией которого является деятельность по предоставлению услуг в виде накопления, с целью последующей продажи путем передачи в топливоприемную систему автомобилей, с использованием своего технологического оборудования горюче-смазочных материалов (бензина, дизельного топлива, машинного масла и т.д.). Данные вещества, являются легковоспламеняющимся и горючим жидкостями. Оборудование АЗС - емкости для ЛВЖ и ГЖ с сопутствующим оборудованием, трубопроводы для подачи топлива, раздаточные колонки, система заземления и молниезащиты АЗС, компрессор и т.д. относится к промышленному оборудованию, не предназначенному для бытового использования. Функционирование АЗС невозможно без осуществления определенных технологических операций по приему, хранению и выдаче (отпуску) значительных объемов легковоспламеняющихся жидкостей.
Кроме этого у ЗАО «Трансмаркет» имеется лицензия выданная Федеральным горным и промышленным надзором России (Госгортехнадзором России)№64-ЭВ-004691 (КС) дата принятия решения 25 августа 2003г. т. е. после выхода 595 Постановления срок действия с 25.08.2003 по 25.08.2008г. на вид деятельности: эксплуатация взрывоопасных производственных объектов. В постановлении Правительства РФ от 14.08.2002 года №595 пунктом 2 установлено, что лицензии на осуществление деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, выданные в установленном порядке до принятия настоящего постановления, действуют до окончания указанного в них срока.
Таким образом, эксплуатация АЗС, принадлежащая ЗАО «Трансмаркет», подпадает под лицензирование деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов, которое осуществляет МЧС России. Данная лицензия у ЗАО «Трансмаркет» отсутствует.
Повторно рассмотрев дело в порядке статей 266-268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как видно из материалов дела, Отделом Государственного пожарного надзора по Красногорскому району Московской области при проведении внеплановых мероприятий по контролю за соблюдением требований пожарной безопасности в отношении ЗАО «Трансмаркет», эксплуатирующим принадлежащую ему на праве собственности автозаправочную станцию, установлено осуществление деятельности без лицензии на эксплуатацию пожароопасных производственных объектов.
Данные обстоятельства подтверждены распоряжением от 27.03.2006г. №133, протоколом об административном правонарушении от 28.03.2006 № 201 и послужили основанием для обращения органа пожарного надзора в арбитражный суд с заявлением о привлечении ЗАО «Трансмаркет» к административной ответственности по ч.2 ст.14.1 КоАП РФ.
Рассмотрев представленные материалы, арбитражный суд привлек ЗАО «Трансмаркет» к административной ответственности в виде взыскания штрафа в сумме 40 000руб.
Выводы арбитражного суда являются правильными.
Согласно п.1 ст.9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Положением о лицензировании деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 14.08.2002 №595, объекты, на которых используются (производятся, хранятся, перерабатываются) легковоспламеняющиеся горючие и трудногорючие жидкости, твердые горючие и трудногорючие вещества и материалы (в том числе пыль и волокна), вещества и материалы, способные гореть при взаимодействии с водой, кислородом воздуха и друг с другом, признаются пожароопасными производственными объектами.
Деятельность по эксплуатации пожароопасных производственных объектов подлежит лицензированию (п.1 ст.17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»).
Порядок лицензирования деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов установлен Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 14.08.2002г. №595. Согласно данному Положению пожароопасными производственными объектами признаются объекты, на которых используются (производятся, хранятся, перерабатываются) легковоспламеняющиеся, горючие и трудногорючие жидкости, твердые горючие и трудногорючие вещества и материалы (в том числе пыль и волокна), вещества и материалы, способные гореть при взаимодействии с водой, кислородом воздуха и друг с другом.
Согласно Правилам технической эксплуатации автозаправочных станций, утвержденным Приказом Минэнерго РФ от 01.08.2001г. №229 (в редакции Приказа Минэнерго РФ от 17.06.2003г. №226), АЗС предназначены для обеспечения потребителей нефтепродуктами; основная деятельность АЗС заключается в осуществлении следующих технологических процессов: прием, хранение, выдача (отпуск) и учет количества нефтепродуктов.
Следовательно, хранение нефтепродуктов в процессе эксплуатации АЗС является необходимым технологическим условием и средством их реализации, что по смыслу подпункта "в" пункта 1 приложения 1 к Федеральному закону от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» является квалифицирующим признаком для отнесения АЗС к категории пожароопасных производственных объектов.
Нормами пожарной безопасности 105-03 «Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывной и пожарной опасности», утвержденными Приказом МЧС России от 18.06.2003 № 314, также установлено, что АЗС относятся к категории пожароопасных объектов.
Данная позиция подтверждается постановлением Президиума от 12.07.2005г. №1487/05.
ЗАО «Трансмаркет» осуществляло эксплуатацию АЗС – пожароопасных производственных объектов без лицензии на право эксплуатации пожароопасных производственных объектов, следовательно, арбитражный суд первой инстанции обоснованно привлек общество к административной ответственности по ч.2 ст. 14.1. КоАП РФ.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, иных доводов апелляционная жалоба не содержит.
Таким образом, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал материалы дела, дал надлежащую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, выводы, содержащиеся в решении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, оснований к отмене не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 176, 266, 269 п.1, 271 АПК РФ, суд
П О С Т А Н О В И Л:
Решение Арбитражного суда Московской области от 26 мая 2006г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ЗАО «Трансмаркет» - без удовлетворения.
Председательствующий Н.С. Чучунова
Судьи Л.М. Мордкина
Э.П. Макаровская