НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2014 № 10АП-111/2014

ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

117997, г. Москва, ул. Садовническая, д. 68/70, стр. 1, www.10aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва

10 апреля 2014 года

Дело № А41-39662/13

Резолютивная часть постановления объявлена 08 апреля 2014 года

Постановление изготовлено в полном объеме апреля 2014 года

Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Епифанцевой С.Ю.,

судей Катькиной Н.Н., Коновалова С.А.,

при ведении протокола судебного заседания: Оськиным П.П.,

при участии в заседании:

от инспекции – Думитрашку В.И. по доверенности от 09.01.2014 № 04-11/00001,

от заявителя – Балабанов А.Б. по доверенности от 13.12.2013 № 11,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобуИФНС России по г. Сергиеву Посаду Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 12 ноября 2013 года по делу № А41-39662/13, принятое судьей Козловой М.В., по заявлению ОАО «Коммунальные системы Хотьково» к ИФНС России по г. Сергиеву Посаду Московской области о взыскании процентов,

УСТАНОВИЛ:

открытое акционерное общество «Коммунальные системы Хотьково» (далее также – заявитель, общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к ИФНС России по г. Сергиеву Посаду Московской области (далее также – заинтересованное лицо, инспекция, налоговый орган) о взыскании процентов в сумме 932 786 руб. 70 коп.

Решением Арбитражного суда Московской области от 12 ноября 2013 года по делу № А41-39662/13 заявление ОАО «Коммунальные системы Хотьково» удовлетворено.

Законность и обоснованность решения проверяются по апелляционной жалобе ИФНС России по г. Сергиеву Посаду Московской области, в которой инспекция просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.

Проверив материалы дела, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об изменении состоявшегося по делу судебного акта.

Как следует из материалов дела, ОАО «Коммунальные системы Хотьково» 25 апреля 2012 г. направило в ИФНС заявления о возврате налогов на общую сумму 4 290 044,23 руб., в том числе:

– излишне взысканного налога на прибыль, зачисляемого в бюджеты субъектов Российской Федерации, на сумму 3 806 539,23 руб. (КБК 18210101012020000110);

– излишне уплаченного налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет, на сумму 483 505 руб. (КБК 18210101011010000110).

ИФНС по г. Сергиев Посад Московской области 05 мая 2012 г. были приняты решения о зачете налога на общую сумму 4 290 044,23 руб., а именно: № 1165 на сумму 344 733 руб., № 1166 на сумму 64 275 руб., № 1167 на сумму 27 093,79 руб., № 1168 на сумму 47 403,21 руб., № 1169 на сумму 716 899,29 руб., № 1170 на сумму 88 893,24 руб., № 1171 на сумму 18 908,38 руб., № 1172 на сумму 2 981 838,32 руб., № 93 на сумму 38 455 руб., № 94 на сумму 739 руб., № 95 на сумму 346 097 руб.

Извещения о принятых решениях получены заявителем 16 мая 2012 г.

Не согласившись с решениями о зачете, посчитав, что они противоречат положениям Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», конкурсный управляющий ОАО «Коммунальные системы Хотьково» обратился в арбитражный суд.

Решением Арбитражного суда Московской области от 21.11.2012 по делу № А41-35595/12 требования общества удовлетворены.

Предметом спора по настоящему делу является требование Конкурсного управляющего ОАО «Коммунальные системы Хотьково» о взыскании в порядке пункта 5 статьи 79 НК РФ с ИФНС России по г. Сергиеву Посаду Московской области процентов в сумме 932 786 руб. 70 коп. за несвоевременный возврат излишне взысканного налога на прибыль в сумме 4 290 044 руб. 23 коп. В качестве одного из оснований заявленных требований заявитель также сослался на положения статьи 78
НК РФ.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Московской области от 21.11.2012 по делу № А41-35595/12 удовлетворены требования общества о признании незаконными решения ИФНС России по Сергееву Посаду Московской области о зачете от 05 мая 2012 г. и обязании ИФНС России по Сергееву Посаду Московской области произвести возврат суммы налогов в размере 4 290 044,23 руб., в том числе:

– излишне уплаченного налога на прибыль, зачисляемого в бюджеты субъектов Российской Федерации, за 2011 год на сумму 3 806 539,23 руб.;

– излишне уплаченного налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет, за 2011 год на сумму 483 505 руб.

Указанное решение не обжаловалось в суд апелляционной инстанции, вступило в законную силу 21.12.2012.

По делу № А41-35595/12 арбитражным судом вынесено определение 08.10.2013 об исправлении описки: вместо «...излишне уплаченного налога на прибыль, зачисляемого в бюджеты субъектов Российской Федерации, за 2011 год на сумму 3 806 539,23 руб. (КБК 18210101012020000110); излишне уплаченного налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет, за 2011 год на сумму 483 505 руб. (КБК 18210101011010000110)» суд указал:

«...излишне взысканного налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджеты субъектов Российской Федерации, за 2009 – 2010 гг. на сумму 3 806 539,23 руб. (КБК 18210101012020000110); излишне взысканного налога на прибыль организаций, зачисляемого в федеральный бюджет, за 2009 – 2010 гг. на сумму 483 505 руб. (КБК 18210101011010000110)».

Таким образом, по мнению суда первой инстанции, решением суда по делу № А41-35595/12 установлена обязанность налогового органа о возврате налогоплательщику излишне взысканного налога на прибыль за 2009 – 2010 гг. в сумме 4 290 044,23 руб., за нарушение срока возврата которого ОАО «Коммунальные системы Хотьково» заявлено требование о взыскании процентов в порядке статьи 79 НК РФ.

Указанные выводы суда первой инстанции апелляционный суд находит несостоятельными в связи со следующим.

На основании абзаца 3 части 3 статьи 79 НК РФ в случае, если установлен факт излишнего взыскания налога, налоговый орган принимает решение о возврате суммы излишне взысканного налога, а также начисленных в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 79 НК РФ, процентов на эту сумму.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 27.12.2005
№ 503-0, указал, что, регулируя основания, условия и порядок возврата излишне взысканного налога, в частности предусматривая начисление процентов на сумму излишне взысканного налога, федеральный законодатель установил дополнительные гарантии для защиты прав граждан и юридических лиц от незаконных действий (бездействия) органов государственной власти, направленные на реализацию положений статей 52 и 53 Конституции Российской Федерации, согласно которым каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, в том числе злоупотреблением властью, а также закрепленного в статье 35 Конституции Российской Федерации принципа охраны права частной собственности законом.

Следовательно, положения абзаца 1 пункта 4 статьи 79 НК РФ предполагают обязанность налоговых органов осуществить возврат сумм излишне взысканного налога с начислением на них процентов.

Между тем, из содержания решения Арбитражного суда Московской области от 21.11.2012 по делу № А41-35595/12 усматривается, что удовлетворены требования общества о возврате излишне уплаченного налога на прибыль, а не излишне взысканного.

Как установлено апелляционным судом, Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 26 февраля 2014 года определение Арбитражного суда Московской области об исправлении описок, опечаток или арифметических ошибок от 08 октября 2013 года по делу № А41-35595/12 отменено; конкурсному управляющему ОАО «Коммунальные системы Хотьково» в удовлетворении заявления от 30.09.2013 № 113 об устранении допущенных в решении описок отказано.

Федеральный арбитражный суд Московского округа указал, что предметом спора в рамках дела № А41-35595/12 явилось наличие переплаты по налогу на прибыль в бюджеты субъектов Российской Федерации и в федеральный бюджет. Суд на основании исследованных по делу доказательств установил, что у ОАО «Коммунальные системы «Хотьково» имеется переплата по налогу на прибыль в соответствующие бюджеты, в связи с излишней уплатой данного налога. В обжалуемом определении с изложением текста резолютивной части в новой редакции содержится вывод суда о наличии у общества переплаты, в связи с излишним взысканием налоговым органом налога на прибыль. Суд кассационной инстанции указал, что указание в резолютивной части решения об обязании инспекции произвести возврат излишне взысканного налога на прибыль под видом исправления опечатки изменяет содержание судебного акта и свидетельствует о принятии судом фактически нового решения, что в силу части 3 статьи 179 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является недопустимым.

При указанных обстоятельствах, поскольку оспариваемая в рамках дела № А41-35595/12 сумма налогов является излишне уплаченной, к правоотношениям в рамках настоящего спора не применимы положения статьи 79 НК РФ, предполагающие обязанность налоговых органов осуществить возврат сумм излишне взысканного налога с начислением на них процентов.

Таким образом, требования заявителя о взыскании процентов в сумме 932 786 руб. 70 коп. за несвоевременный возврат излишне взысканного налога на прибыль в сумме 4 290 044 руб. 23 коп. на основании статьи 79 НК РФ не подлежат удовлетворению.

Вместе с тем, апелляционным судом установлено, что в качестве одного из оснований заявленных требований заявитель также сослался на положения статьи 78 НК РФ (л.д. 3). В заявлениях о возврате излишне уплаченных сумм налогов от 25.04.2012 (л.д. 11, 12) общество также ссылалось на положения статьи 78 НК РФ.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов.

Данному праву корреспондирует, установленная подпунктом 7 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность налоговых органов принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном Кодексом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном данной статьей.

Пунктами 6 – 8 названной статьи предусмотрено, что сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).

Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено Кодексом.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 21.06.2001 N 173-О указал, что статья 78 Налогового кодекса Российской Федерации, регламентирующая порядок зачета или возврата излишне уплаченной суммы налога, сбора, а также пени, предусматривает, что налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта (пункт 3); сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика (пункт 7), которое может быть им подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (пункт 8), что порождает обязанность налогового органа в течение месяца со дня подачи заявления возвратить сумму излишне уплаченного налога, если иное не установлено данным Кодексом (пункт 9).

Указанная норма позволяет налогоплательщику в течение трех лет со дня уплаты налога предъявить налоговому органу обоснованные и потому подлежащие безусловному удовлетворению требования, не обращаясь к судебной защите своих законных интересов.

Согласно пункту 8 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

До истечения срока, установленного абзацем первым настоящего пункта, поручение на возврат суммы излишне уплаченного налога, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы налога, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Факт излишней уплаты обществом налога на прибыль установлен решением суда по делу № А41-35595/12. Этим же решением установлена обязанность налогового органа произвести возврат налогоплательщику излишне уплаченного налога на прибыль за 2009 – 2010 гг. в сумме 4 290 044,23 руб.

ОАО «Коммунальные системы Хотьково» заявлено требование о взыскании процентов за нарушение инспекцией срока возврата налога на прибыль за 2009 – 2010 гг. в сумме 4 290 044,23 руб.

Заявления о возврате излишне уплаченного налога на прибыль в общей сумме 4 290 044,23 руб. были поданы заявителем в инспекцию 25.04.2012 (л.д. 11, 12), возврат указанной суммы налога был осуществлен инспекцией 28.03.2013.

Согласно пункту 10 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае, если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением срока, установленного пунктом 6 настоящей статьи, налоговым органом на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата.

Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата.

Расчет процентов, подлежащих взысканию с инспекции на основании статьи 78 НК РФ, исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации на 06.05.2012 – 8 процентов годовых, периода просрочки с 06.05.2012 по 28.03.2013 – 327 дней, следует производить следующим образом:

– федеральный бюджет: 483 505 × 327 × 8% / 360 = 35 134,70 руб.;

– бюджет субъекта Российской Федерации: 3 806 539,23 × 327 × 8% / 360 = 276 608,52 руб.

Учитывая данные обстоятельства, а также тот факт, что налоговым органом не представлено, в том числе, доказательств перечисления процентов в общей сумме 311743,22 руб. за несвоевременный возврат излишне уплаченного налога на прибыль в порядке статьи 78 НК РФ, суд апелляционный инстанции считает необходимым удовлетворить требования общества в части взыскания с инспекции процентов в указанном размере.

В письменных пояснениях инспекция ссылается на положения пункта 7 статьи 268 АПК РФ, согласно которым новые требования, которые не были предметом рассмотрения в арбитражном суде первой инстанции, не принимаются и не рассматриваются арбитражным судом апелляционной инстанции.

Вместе с тем, апелляционный суд считает, что взыскание процентов за несвоевременный возврат излишне уплаченного налога в порядке статьи 78 НК РФ не является новым требованием, поскольку на положения указанный статьи налогоплательщик ссылался как в заявлениях о возврате излишне уплаченных сумм налогов от 25.04.2012, так и в заявлении, с которым общество обратилось в арбитражный суд.

Апелляционный суд также принимает во внимание положения пунктов 1, 2, 3, 5 статьи 2 АПК РФ, согласно которым задачами судопроизводства в арбитражных судах являются: защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность; обеспечение доступности правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; справедливое публичное судебное разбирательство в разумный срок независимым и беспристрастным судом; формирование уважительного отношения к закону и суду.

Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Московской области от 12 ноября 2013 года по делу № А41-39662/13 изменить.

Взыскать с ИФНС России по г. Сергиеву Посаду Московской области в пользу ОАО «Коммунальные системы Хотьково» проценты в размере 311 743 руб. 22 коп.

В остальной части заявленных требований отказать.

Председательствующий

С.Ю. Епифанцева

Судьи

Н.Н. Катькина

С.А. Коновалов