НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2008 № 10АП-2427/08

ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

117997, г. Москва, ул. Садовническая, д. 68/70, стр. 1, www.10aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва

13 августа 2008 года

Дело № А41-К2-1603/08

Резолютивная часть постановления объявлена  07 августа 2008 года

Постановление изготовлено в полном объеме   августа 2008 года ,

Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи  Мордкиной Л.М.,

судей, Александрова Д.Д., Ивановой Н.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Старостиным Н.В.,

при участии в заседании:

от истца (заявителя): ФИО1 – доверенность №3077/10-11 от 18.12.2007г.; ФИО2 – доверенность №271/10-11 от 12.02.2008г.; ФИО3 – доверенность №272/10-11 от 12.02.2008г.,

от ответчика: ФИО4 – доверенность №22/03 от 05.05.2008г.,

апелляционную жалобу МРИ ФНС России №11 по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области  от 10 июня 2008 года по делу № А41-К2-1603/08 , принятого судьей Красниковой В.А., по иску (заявлению)  Администрации г.Протвино Московской области к  МРИ ФНС России №11 по Московской области о признании недействительным решения,

УСТАНОВИЛ:

Администрация города Протвино Московской области обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции ФНС России №11 по Московской области от 10 июля 2007г. №68/18 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Межрайонной инспекцией ФНС России №11 по Московской области в суде первой инстанции было подано встречное исковое заявление о взыскании с Администрации города Протвино Московской области штрафа в сумме 1 176270, 95 руб., налога на имущество за 2006 год в сумме 5 881354, 75 руб., пени в сумме 209823, 20 руб.

Решением суда от 10 июня 2008 года по делу №А41-К2-1603/08 заявленные требования Администрации г.Протвино Московской удовлетворены, в удовлетворении встречного иска отказано, кроме того, с Межрайонной инспекции ФНС России №11 по Московской области в пользу заявителя взыскана государственная пошлина в сумме 3000 руб.

Законность и обоснованность апелляционной жалобы проверяются по апелляционной жалобе Межрайонной инспекции ФНС России №11 по Московской области, в которой она просит решение суда отменить, по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, в удовлетворении заявленных требований отказать.

Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Материалами дела установлено: на основании Акта выездной налоговой проверки от 06.06.2007г. №61/18 руководителем Межрайонной Инспекции ФНС России №11 по Московской области принято решение от 10 июля 2007г. №68/18 о привлечении Администрации к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п.1 ст.122 НК РФ за неуплату (неполную уплату) налога на имущество в виде штрафа в сумме 1176 270, 95 руб., а также предложено уплатить недоимку по налогу на имущество за 2006 год в сумме 5 881354, 75 руб. и пени в сумме 209823, 20 руб.

Не согласившись с решением налогового органа, Администрация г.Протвино обратилась в суд с заявлением.

Как усматривается из оспариваемого решения налогового органа, в 2006г. Администрацией заявлена льгота по налогу на имущество (полностью по имуществу бюджетных организаций) на основании подпункта 2 пункта 2 статьи 12 Закона Московской области «О льготном налогообложении в Московской области» от 24.11.2004г. №151/2004-03, по мнению налогового органа, правомерность заявленной льготы не подтверждена, в связи со следующим.

На основании постановления Главы города Протвино от 30.11.2005г. №754 прекращено право хозяйственного ведения Муниципального унитарного предприятия «ЖКХ» на муниципальное имущество - жилые помещения (квартиры) в жилых домах и общежития, данное имущество включено в состав муниципальной казны путем внесения соответствующих сведений в раздел «Муниципальная казна» реестра муниципальной собственности муниципального образования «Город Протвино Московской области» в соответствии с актами о приеме-передаче зданий (сооружений) - общежитий от 01.12.2005г. №№1-7 и без номера - Муниципальный жилой фонд. Данные объекты не приняты к бухгалтерскому учету в качестве объектов основных средств. При передаче государственного имущества в муниципальную казну не были учтены положения пункта 4 Методических указаний по внедрению Инструкции по бюджетному учету (утв. Приказом Минфина России от 24.02.2005 г. № 26н), действующих в проверяемом периоде. Объекты муниципальной казны следовало отражать и учитывать на балансе Комитета по управлению имуществом на соответствующихсчетах аналитического учета счета 010000000 «Нефинансовые активы» в порядке, установленном приказом Минфина России от 26.08.2004г. №70н, регулирующим порядок ведения бухгалтерского учета имущества в бюджетных организациях и действовавшей в проверяемом периоде.

В 2006 году Администрация отражает сведения по муниципальному жилому фонду в реестрах «Сведения по жилому фонду 2006г.» и «Муниципальный
жилой фонд на 31.12.2006г.» с учетом стоимости квартир, выбывших по
документам Протвинского отдела Управления Федеральной регистрационной
службы   по   Московской   области;   сведения   по   муниципальным   общежитиям
отражает в реестре «Муниципальные общежития». Однако, с 01.01.2006г. порядок бухгалтерского учета в
бюджетных учреждениях регламентируется Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от  10.02.2006г. №25н, положения которого распространяются на отношения, возникшие с 1 января 2006г. (в том числе на муниципальную казну, подлежащую учету в качестве основных средств на счете 010000000 до 1 января 2006г.).

Имущество казны субъекта Российской Федерации (муниципального образования) следует отражать на балансе  исполнительного органа. 

Таким образом, по мнению налогового органа, в нарушение статьи 374 НК РФ Муниципальное образование «Администрация города Протвино» не включила в налогооблагаемую базу стоимость вышеуказанного имущества за 2006 год на сумму 267 490989, 39 руб., что повлекло неуплату налога на имущество за 2006 год в сумме 5 881354, 75 руб.

Апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Решением Совета депутатов г.Протвино Московской области от 18.07.2005г. №51/7 утверждено Положение о муниципальной казне муниципального образования «Город Протвино Московской области», пунктом 4 которого определен порядок учета муниципальной казны.

В соответствии с пунктами 4.1 и 4.3 имущество, входящее в муниципальную казну, принадлежит на праве собственности муниципальному образованию «Город Протвино Московской области» и не подлежит отражению в бухгалтерском учете органов местного самоуправления и других юридических лиц в качестве основных и оборотных средств;  включение сведений в раздел «Муниципальная казна» Реестра и исключение сведений из него осуществляется на основании постановлений Главы города, принимаемых в порядке, предусмотренном действующим законодательством и правовыми актами органов местного самоуправления (т.1 л.д.53).

Постановлением Главы города Протвино Московской области от 30.11.2005г. №754 в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28.08.1995г. №154-ФЗ, Уставом муниципального образования «Город Протвино Московской области», Положением о муниципальной казне муниципального образования «Город Протвино Московской области», прекращено право хозяйственного ведения МУП «ЖКХ» на муниципальное имущество – жилые помещения (квартиры) в жилых домах и общежития, находящиеся в муниципальной собственности, указанное имущество включено в состав муниципальной казны муниципального образования «Город Протвино Московской области» (т.1 л.д.52).

В статье 215 ГК РФ дано определение муниципальной казны, которую составляют средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями.

Статья 51 Федерального закона предусматривает, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Порядок учета муниципального имущества был установлен нормативным правовым актом органа местного самоуправления - Решением Совета депутатов гор. Протвино от 18.07.2005г. №51/7. На основании утвержденного этим актом «Положения о муниципальной казне» учет имущества казны в проверяемом периоде велся в разделе «Муниципальная казна» Реестра муниципальной собственности муниципального образования «Городской округ Протвино».

В соответствии с пунктом 1 статьи 374 НК РФ объектом налогообложения по налогу на имущество для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

Учитывая особый статус муниципальной казны, порядок ведения бухгалтерского учета в отношении казны определяется Инструкциями по бюджетному учету, утвержденными приказами Минфина России от 26.08.2004г. №70н и от 10.02.2006г. №25н.

Инструкция по бюджетному учету, утвержденная приказом Минфина России от 26.08.2004г. №70н, действующая на момент принятия Решения Совета депутатов г.Протвино Московской области от 18.07.2005г. №51/7 и постановления Главы администрации г.Протвино от 30.11.2005г. №754, не содержала указаний на то, что имущество муниципальной казны должно учитываться на балансовом счете 101 «Учет нефинансовых активов». Поэтому, пункт 4 Методических указаний по внедрению инструкции по бюджетному учету (утверждены Приказом Минфина РФ от 24.02.2005г. №26н), который рекомендует принимать вновь вводимые объекты бюджетного учета (имущество государственной и муниципальной казны, финансовые вложения и др.) к учету в оценке, соответствующей требованиям Инструкции 70н, допускает неоднозначность токования. Кроме того, ни в Инструкции, ни в Методических указаниях, ни в других нормативных документах по бухгалтерскому или бюджетному учету нет определения термина «вновь вводимые объекты бюджетного учета».  Конкретное    указание    на    порядок    учета    имущества муниципальной казны впервые было отражено в Инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина РФ от 10 февраля 2006г. №25н и последующими разъяснительными письмами Министерства финансов, в которых не было единообразного подхода к решению этого вопроса.

Инструкция №25 зарегистрирована в Министерстве юстиции РФ 11.04.2006г. №7674, опубликована 25.05.2006г., но ее действие распространялось на отношения, возникшие с 1 января 2006 года.

Апелляционный суд считает, что Инструкция по бюджетному учету, утвержденная Приказом Минфина России от 10.02.2006г. №25н, изменяет критерии признания в качестве основных средств муниципальной казны (балансовый учет), что ведет к возникновению налоговой базы по налогу на имущество в порядке статьи 374 НК РФ.

В соответствии с пунктом 2 статьи 5 НК РФ акты законодательства, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Приведение учета муниципальной казны в соответствие с п.10 указанной Инструкции, введенной в действие в середине налогового периода, создает налоговую базу по налогу на имущество организации в части имущества муниципальной казны, (на основании того, что «Объектом налогообложения, в соответствии с главой 30 НК РФ признается имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств»), поскольку в Инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина РФ от 26.08.2004 г. №70н, утратившей силу в связи с изданием Приказа Минфина РФ от 10.02.2006 г. №25, имущество муниципальной казны не было указано в качестве объекта бюджетного учета.

В соответствии с пунктом 6 статьи 3 НК РФ при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

Бюджет города Протвино на 2006 год был утвержден Решением Совета депутатов города 12.12.2005г. №80/12 и в расходной части не были предусмотрены средства на уплату налога на имущество муниципальной казны, т.к. действующая в тот период Инструкция 70н прямо не определяла порядок ее балансового учета.

Кроме   того,   в   соответствии   с   пунктом   1   статьи   5   НК   РФ   акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного
месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного
налогового периода по соответствующему налогу. Налоговый период по налогу на
имущество организаций, согласно ст. 379 НК РФ - календарный год.

Применение Инструкции по бюджетному учету в части тех ее положений, которые влияют на бюджетный процесс, нарушает требования пункта 1 статьи 5 Бюджетного кодекса РФ (в редакции, действовавшей в проверяемом периоде), который устанавливает, что акты бюджетного законодательства Российской Федерации не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или федеральным законом. Бюджетный учет, устанавливаемый данной Инструкцией, является частью бюджетного процесса и не должен противоречить положениям Бюджетного кодекса РФ.

Статьей 39 Федерального закона от 28 августа 1995г. №154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что местные налоги и сборы, а также льготы по их уплате устанавливаются представительными органами местного самоуправления самостоятельно.

Постановлением Главы города Протвино от 29.12.2006г. №1419, на основании Инструкции по бюджетном учету, утвержденной Приказом Минфина РФ от 10.02.2006г. №25н постановлено принять с 01.01.2007 года на баланс Администрации г.Протвино основные средства, являющиеся имуществом муниципальной казны муниципального образования «Городской округ Протвино» (т.2 л.д.1).

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации Министерство финансов РФ приказом от 10 февраля 2006г. №25н утвердило Инструкцию по бюджетному учету, которая устанавливает единый порядок ведения бухгалтерского учета в органах государственной власти, органах управления государственных внебюджетных фондов, органах управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органах местного самоуправления, бюджетных учреждениях (зарегистрировано в Минюсте РФ 11 апреля 2006г. №7674).

Раздел 1 «Нефинансовые активы» части III «Порядок применения плана счетов бюджетного учета» включающий в себя счет 010000000 «нефинансовые активы» и счет 010100000 «Основные средства» предусматривает, что счет предназначен для учета объектов основных средств, к которым относятся материальные объекты, используемые в процессе деятельности учреждения при выполнении работ или оказания услуг, либо для управленческих нужд учреждения, находящиеся в эксплуатации, запасе, на консервации, сданные в аренду, а также имущество казны Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, независимо от стоимости объектов основных средств со сроком полезного использования более 12 месяцев.

В оспариваемом решении налоговая инспекция пришла к выводу, что нарушение Администрацией бюджетного учета, предусмотренного Инструкцией от 10.02.2006г. №25н, повлекло за собой занижение среднегодовой стоимости имущества за 2006 год.

Вместе с тем, Бюджетный кодекс Российской Федерации (в ред. Федерального закона РФ от 24.07.2002 № 110-ФЗ), в соответствии с которым принята Инструкция №25н, служит целям финансового регулирования, устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, правовые основы функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, порядок регулирования межбюджетных отношений, определяет основы бюджетного процесса в Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.

Суд обоснованно указал на то, что привлечение Администрации г. Протвино Московской области к ответственности за нарушение бюджетного законодательства противоречит требованиям ст.33 НК РФ, обязывающей должностных лиц налоговых органов реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов.

На основании ч.2 ст.201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемые ненормативные правовые акты органов местного самоуправления, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

На основании вышеизложенного, апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.

В соответствии со ст.110 АПК РФ, ст.331.21 НК РФ, разъяснениями, содержащимися в Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 13.03.2007 г. №117 «Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации», апелляционный суд считает необходимым взыскать с Инспекции в пользу Федерального бюджета судебные расходы по госпошлине в размере 1000 руб. за апелляционное рассмотрение жалобы.

Руководствуясь ст.ст.266, 268, п.1 ст.269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

          решение Арбитражного суда Московской области  от 10 июня 2008 года по делу А41-К2-1603/08 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Межрайонной инспекцией ФНС России №11 по Московской области без удовлетворения.

          Взыскать с Межрайонной инспекцией ФНС России №11 по Московской области в доход Федерального бюджета госпошлину в сумме 1000 руб. за рассмотрение апелляционной жалобы.

Председательствующий

           Л.М. Мордкина

Судьи

           Д.Д. Александров

           Н.В. Иванова