НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2007 № 14АП-1467/2007

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

08 ноября 2007 года

г. Вологда

Дело № А13-10970/2006 -32

Резолютивная часть постановления объявлена 31 октября 2007 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 08 ноября 2007 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Осокиной Н.Н.,           Потеевой А.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Кулаковой О.В.,

при участии от предпринимателя Федотовой Е.Н. по доверенности от 17.10.2006 и от 04.10.2007, от инспекции Авдеевой Н.А. по доверенности от 10.01.2007,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы предпринимателя Шильниковской Елены Вениаминовны и межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодскойобласти от 06 марта 2007 года(судья Мамонова А.Е.),

у с т а н о в и л:

предприниматель Шильниковская Елена Вениаминовна обратилась в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 10 по Вологодской области (далее – налоговый орган, инспекция) о признании недействительным решения от 29.09.2006 № 129.

Суд первой инстанции 06 марта 2007 года по делу № А13-10970/2006-32 названное решение  инспекции о привлечении на­логоплательщика, налогового агента к налоговой ответственности за соверше­ние налогового правонарушения признал не соответствующим Налоговому кодексу Российской Федерации (далее – НК РФ) и недействительным в части привлечения предприни­мателя к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату налога на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) в виде штрафа в сумме 1457 руб. 81 коп., единого социального налога (далее – ЕСН) в виде штрафа в сумме 6 руб. 40 коп., налога на добавленную стоимость (далее – НДС) в виде штрафа в сумме 6483 руб. 66коп., предложения уплатить НДФЛ в сумме 7289 руб. 05 коп., ЕСН в сумме 31 руб., НДС в сумме 32 418 руб. 32 коп., соответствующие суммы пеней. В остальной части заявленных требований отказано.

Суд обязал налоговый орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предпринимателя Шильниковской Е.В. Кроме этого, из федерального бюджета ей возвращена госпошлина в сумме 1920 руб.

Не согласившись с решением суда, предприниматель обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и вынести новое решение по делу. Считает нарушенным порядок проведения выездной налоговой проверки и принятия решения, кроме этого неверно определен удельный вес выручки по розничной торговле в общей сумме выручки. Неправомерно доначислен НДС, ЕСН и НДФЛ.

Налоговый орган также не согласился с решением суда и просит его отменить в части признания недействительным решения инспекция относительно предложения уплатить НДФЛ в сумме 32 418 руб. 32 коп., штраф в размере 6 483 руб. 66 коп. и соответствующие суммы пени.

Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу предпринимателя не просила в ее удовлетворении отказать.

В судебном заседании представители предпринимателя и налогового органа поддержали свои доводы, изложенные ими в апелляционных жалобах.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда подлежит частично отмене ввиду несоответствия выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.

Как следует из материалов дела, инспекцией проведена выездная налоговая проверка предпринимате­ля Шильниковской Е.В. по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.2004 по 31.12.2004, по результатам которой составлен акт от 14.04.2006 № 46 (т.1 л.д.39-45).

Рассмотрев представленные предпринимателем 20.04.2006 возражения на акт выездной налоговой проверки (т.1 л.д.46), налоговым органом принято решение от 03.05.2006 № 55 о проведении мероприя­тий дополнительного контроля (т.1 л.д.38).

Решением налогового органа от 29.09.2006 № 129, принятым по результатам рассмотрения материалов проверки и проведения дополнительных мероприятий (т.1 л.д. 11-18),  Шильниковская Е.В. привлечена к на­логовой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату НДФЛ  в виде штрафа в сумме 36 326 руб. 65 коп., ЕСН в виде штрафа, зачисляемого в федеральный бюджет, в сумме 8920 руб. 31 коп., ЕСН в виде штрафа, зачисляемого в ФФМС, в сумме 80 руб. 00 коп., ЕСН, зачисляемого в ТФМС, в сумме 1980 руб. 00 коп., НДС  в виде штрафа в сумме 165 202 руб. 07 коп.

Кроме этого, предпринимателю предложено уплатить в срок, указанный в требовании, суммы указанных налоговых санкций, а также

-  НДФЛ в сум­ме 181 633 руб. 23 коп., пени в сумме 31 067 руб. 62 коп.,

- ЕСН, зачисляемый в федеральный бюджет, в сумме 44 601 руб. 57 коп., пени в сумме 7827 руб. 88 коп.,

-  ЕСН, зачисляемый в ФФМС, в сумме 400 руб. 00 коп., пени в сумме 60 руб. 99 коп.,

-  ЕСН, зачисляемый в ТФМС, в сумме 9900 руб. 00 коп., пени в сумме 1758 руб. 79 коп., НДС в сумме 826 010 руб. 40 коп., пени в сумме 186 821 руб. 51 коп.

В названном решении инспекции отражено, что Шильниковская Е.В. в 2004 году осуществляла реализацию металлопродукции оптом и в розницу, уплачивая при этом только ЕНВД. При реализации металлопродукции расчеты ею осуществлялись как в наличной, так и в безналичной формах. Учет приобретенной и реализованной продукции, остатков продукции на складах предпринимателем не велся.

При проверке налоговый орган пришел к выводу о том, что общая сумма дохода от предпринимательской деятельности составила 10 159 467 руб. 80 коп., в том числе по безналичной форме оплаты - 8 974 966 руб. 71 коп., по наличной форме оплаты - 1 184 501 руб. 09 коп.

Следовательно, процентная доля выручки от оптовой торговли составила 11,66 процентов, общая сумма расходов - 8 577 527 руб. 75 коп., расходы для целей налогообложения НДФЛ - 7 577 388 руб. 01 коп., стандартные налоговые вычеты - 400 руб., налоговая база предпринимателем  занижена на 1 397 178 руб. 70 коп., НДФЛ  - на 181 633 руб. 23 коп.

Из  акта сверки доначисленных сумм налогов, составленных сторонами в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции, доход по кассе составил      1 289 713 руб. 39 коп., то есть 12,56 процентов от общей суммы дохода, налогооблагаемая база - 1474 776 руб. 45 коп., налог - 191 668 руб. 94 коп.

Расхождений по сумме дохода по безналичной форме оплаты и общей сумме расходов у налогового органа и предпринимателя не имелось (т. 1 л.д. 106-108).

При обращении с апелляционной жалобой и в ходе ее рассмотрения представитель предпринимателя не согласился с установленной суммой дохода предпринимателя и произвел перерасчет процента выручки по розничной торговле в общей сумме выручки, указав, что по данным фискального отчета сумма НДС должна составлять 491 145 руб. 12 коп.

Вместе с тем, как правильно отразил в своем решении суд первой инстанции, получение предпринимателем дохода в общей сумме 10 159 467 руб. 80 коп. подтверждается представленными инспекцией справкой Великоустюгского ОСБ № 151 от 21.01.2006 № 63 и фискальным отчетом с ККМ «Касби-ОЗф», за­водской номер 20350972, зарегистрированной на Шильниковскую Е.В., регист­рационный номер 002499, в доказательство выручки в наличной форме в сумме 1 289 713 руб. 39 коп., поэтому ссылка предпринимателя на неправильное определение дохода по наличной форме оплаты является несостоятельной.

Согласно статье 65 АПК РФ  каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятель­ства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возраже­ний.

При рассмотрении споров о размере налогооблагаемого дохода на налоговом органе лежит бремя доказывания факта и размера дополнительного вме­ненного налогоплательщику дохода, а на налогоплательщике - факта и размера понесенных расходов.

В силу статьи 71 АПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объ­ективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Согласно статье 209 НК РФ объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации, - для физиче­ских лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации; от ис­точников в Российской Федерации - для физических лиц, не являющихся нало­говыми резидентами Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 210 НК РФ при определении налоговой базы учи­тываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 данного Кодекса.

На основании  пункта 1 статьи 227 НК РФ исчисление и уплату налога в соответствии с данной статьей производят физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательстве порядке и осуществляющие  предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности.

При исчислении налоговой базы в соответствии с пунктом 2 статьи 210 НК РФ право на получение профессиональных налоговых вычетов имеют налогоплательщики, указанные в пункте 1 статьи 227 данного Кодекса,  в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.

При этом состав указанных расходов, принимаемых к вычету, определя­ется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку оп­ределения расходов для целей налогообложения, установленному главой «На­лог на прибыль предприятий».

В силу пункта 7 статьи 346.26 НК РФ налогоплательщики, осуществ­ляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей налогооб­ложению единым налогом, иные виды предпринимательской деятельности, обязаны вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных опе­раций в отношении предпринимательской деятельности, подлежащей налого­обложению единым налогом, и предпринимательской деятельности, в отноше­нии которой налогоплательщики уплачивают налоги в соответствии с иным режимом налогообложения.

Налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей налогообложению ЕНВД, иные виды предпринимательской деятельности, исчисляют и уплачивают налоги и сборы в отноше­нии данных видов деятельности в соответствии с иными режимами налогооб­ложения, предусмотренными настоящим Кодексом.

Следовательно, как правильно указано в решении суда первой инстанции, доходы, полученные предпринимателем от осуществле­ния торговли за наличный денежный расчет и с использованием платежных карт, подлежат налогообложению ЕНВД, а доходы, полученные предпринимате­лем от осуществления торговли с использованием безналичной формы расче­тов, -  налогообложению в общеустановленном порядке на основе дан­ных раздельного учета доходов и расходов.

С учетом положений статьи 221 НК РФ раздельный учет может быть обеспечен в соответствии с положениями абзаца 4 пункта 1 статьи 272 НК РФ, а именно: расходы налогоплательщика, которые не могут быть непосредственно отнесены к затратам по конкретному виду деятельности, распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех до­ходов налогоплательщика.

В соответствии с пунктом 2 статьи 54 НК РФ индивидуальные предприниматели исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Министерством финансов Российской Федерации и Министер­ством Российской Федерации по налогам и сборам.

Порядком учета доходов и расходов и хозяйственных операций для ин­дивидуальных предпринимателей, утвержденным приказом Министерства фи­нансов Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по на­логам и сборам от 13.08.2002 № 86н, БГ-3-04/430, предусмотрено, что индиви­дуальные предприниматели должны обеспечивать полноту, непрерывность и достоверность учета всех полученных доходов, произведенных расходов и хо­зяйственных операций при осуществлении предпринимательской деятельно­сти.

Как следует из материалов дела и не оспаривается предпринимателем, раздель­ный учет доходов и расходов, относящихся к общеустановленной системе на­логообложения и подпадающей под систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, Шильниковская Е.В. не вела.

 Следовательно, инспекций правомерно сделан вывод о том, что в этом случае расходы должны распределяться пропорционально доле дохода, полученного от кон­кретного вида деятельности, в общей сумме дохода.

Вместе с тем при доначислении налоговым органом суммы налога на доходы за 2004 год не применены нормы, подлежащие применению, -положения абзаца девятого статьи 221 НК РФ. Из нормы названного абзаца следует, что налоговый орган обязан включить в состав расходов, уменьшающих налоговую базу при исчислении налога на доходы физических лиц, суммы единого социального налога, доначисленные в результате налоговой проверки.

Подпунктом 1 статьи 221 НК РФ предусмотрено право физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, на получение профессиональных налоговых вычетов в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.

В то же время в абзаце девятом статьи 221 НК РФ, введенном Федеральным законом от 29.12.2000 № 166-ФЗ, указано, что в целях статьи 221 «Профессиональные налоговые вычеты» к расходам налогоплательщика относятся суммы налогов, предусмотренные действующим законодательством о налогах и сборах для видов деятельности, указанных в этой статье, начисленные либо уплаченные им за налоговый период.

Таким образом, в исключение из правила, изложенного в абзаце первом пункта 1 статьи 221 НК РФ, в состав профессиональных налоговых вычетов включаются не только суммы уплаченных налогов, но и начисленные.

Как следует из решения налогового органа, данная норма налогового законодательства не учтена инспекцией при принятии решения.

Следовательно, профессиональные затраты предпринимателя в 2004 году составили 7 632 257 руб. 58 коп. (представленные и принятые инспекцией расходы 7 577 388 руб. 01 коп. + доначисленный ЕСН  54 869 руб. 57 коп.).

Согласно статье 218 НК РФ при определении размера налоговой базы в соответствии с пунктом 2 статьи 210 настоящего Кодекса налогоплательщик имеет право на получение стандартных налоговых вычетов, в том числе налоговый вычет в размере 400 рублей за каждый месяц налогового периода рас­пространяется на те категории налогоплательщиков, которые не перечислены в подпунктах 1-2 пункта 1 настоящей статьи, и действует до месяца, в котором их доход, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода (в отношении которого предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса) налоговым агентом, предоставляющим данный стандартный налоговый вычет, превысил 20 000 рублей.

 Начиная с месяца, в котором указанный доход превысил 20 000 рублей, налоговый вычет, преду­смотренный настоящим подпунктом, не применяется (подпункт 1 пункта 1).

В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 218 НК РФ налоговый вычет в размере 600 рублей за каждый месяц налогового периода распространяется на ка­ждого ребенка у налогоплательщиков, на обеспечении которых находится ребенок и которые являются родителями или супругами родителей.

Этот налоговый вычет действует до месяца, в котором доход налогоплательщиков, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода (в отношении которого предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса) налоговым агентом, представляющим данный стандарт­ный налоговый вычет, превысил 40 000 рублей.

Начиная с месяца, в котором указанный доход превысил 40 000 рублей, налоговый вычет, предусмотренный настоящим подпунктом, не применяется.

Налоговым периодом признается календарный год (статья 216 НК РФ). Согласно пункту 4 статьи 218 НК РФ в случае, если в течение налогового периода стандартные налоговые вычеты налогоплательщику не предоставлялись или были предоставлены в меньшем размере, чем предусмотрено настоя­щей статьей, то по окончании налогового периода на основании заявления на­логоплательщика, прилагаемого к налоговой декларации, и документов, подтверждающих право на такие вычеты, налоговым органом производится пере­расчет налоговой базы с учетом предоставления стандартных налоговых выче­тов в размерах, предусмотренных настоящей статьей.

Из содержания изложенных норм следует, что на основании заявления налогоплательщика и документов, подтверждающих право на стандартные на­логовые вычеты, налоговым органом производится перерасчет налоговой базы с учетом предоставления таких вычетов в установленных размерах за каждый месяц календарного года.

Таким образом, с учетом наличия заявления предпринимателя и документов, подтверждающих право на вычеты, ИФНС неправомерно не включила в состав расходов стандартные налоговые вычеты в сумме 400 руб. на пред­принимателя Шильниковскую Е.В. и 1200 руб. на ребенка.

При таких обстоятельствах основания для непринятия расходов в общей сумме 7 633 857 руб. 58 коп. (7 577 388 руб. 01 коп. + 1600 руб. вычеты +         54 869 руб. 57 коп. ЕСН) у инспекции отсутствовали.

Следовательно, по решению инспекции,  НДФЛ  за 2004 год в сумме  7289 руб. 05 коп. (181 633 руб. 23 коп. - ((8 974 966 руб. 71 коп. - 7 633 857 руб. 58 коп.) х 13%) и  пени по данному  налогу в соответствующей сумме начислены налоговым органом необоснованно.

В соответствии с пунктом 1 статьи 122 НК РФ инспекцией необоснованно применены налоговые санкции в размере 1457 руб. 81 коп.

В пункте 1.4 решения налогового органа отражено, что общая сумма дохода предпринимателя за 2004 год составила 8 974 966 руб. 71 коп., расходы, связанные с извлечением дохода, - 7 577 388 руб. 01 коп., налоговая база - 1 397 578 руб. 70 коп.

ЕСН  исчислен инспекцией в сумме 54 901 руб. 57 коп., в том числе в ПФ - 44 601 руб. 57 коп., ФФОМС - 400 руб., ТФОМС - 9900 руб.

Согласно акту сверки доначисленных сумм налогов по данным инспекции доходы по безналичной форме оплаты - 8 974 966 руб. 71 коп., расходы - 7 344 937 руб. 01 коп., налогооблагаемая база- 1 474 776 руб. 45 коп., налог - 56 445 руб. 63 коп. По данным предпринимателя налогооблагаемая база - 397 439 руб. 20 коп., налог - 32 227 руб. 82 коп.(т. 1 л.д. 106-108). Расчет сумм налога предпринимателем не представлен, его представитель в судебном заседании ссылается на составление расчета на основании данных акта налоговой проверки.

Согласно пункту 2 статьи 236 НК РФ объектом обложения ЕСН для индивидуальных предпринимателей признаются доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за выче­том расходов, связанных с их извлечением.

В соответствии с пунктом 3 статьи 237 НК РФ налогооблагаемой базой при исчислении ЕСН является сумма дохода, полученного за налоговый период, как в денежной, так и в натуральной форме от  предпринимательской   либо   иной   профессиональной   деятельности   в Российской Федерации за вычетом расходов, связанных с их извлечением. При этом состав расходов, принимаемых к вычету в целях налогообложения данной группой налогоплательщиков, определяется в порядке, аналогичном порядку определения состава затрат, установленных для налогоплательщиков налога на прибыль соответствующими статьями главы 25 данного Кодекса (пункт 3 статьи 237 НК РФ).

В силу статьи 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодатель­ством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при усло­вии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

По основаниям, указанным судом в отношении расходов по налогу на доходы физических лиц за 2004 год, принимаются расходы и по единому социальном налогу за указанный период.

Суд считает необоснованной ссылку предпринимателя на непредоставление налогового вычета в размере страховых взносов на обязательное пенси­онное страхование в виде фиксированного платежа в сумме 1800 руб.

В силу части 2 пункта 2 статьи 243 НК РФ сумма налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьша­ется налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период стра­ховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчислен­ных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным за­коном от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном стра­ховании в Российской Федерации». При этом сумма налогового вычета не мо­жет превышать сумму налога (сумму авансового платежа по налогу), подлежа­щую уплате в федеральный бюджет, начисленную за тот же период.

В силу пункта 2 статьи 346.32 НК РФ сумма ЕНВД, исчисленная за налоговый период, уменьшается налогоплательщи­ком на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, осуществляемое в соответствии с законодательством Российской Федерации, в частности на сумму страховых взносов в виде фиксированных платежей, упла­ченных индивидуальными предпринимателями за свое страхование. При этом сумма единого налога не может быть уменьшена более чем на 50 процентов по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.

В соответствии со статьей 23 НК РФ налогоплательщики самостоятельно исчисляют сумму налога, подлежащую внесению в бюджет, составляют расче­ты по налогу по установленной законом форме и представляют их в налоговые органы, самостоятельно уплачивают сумму налога.

Как следует из материалов дела, предпри­ниматель Шильниковская Е.В. воспользовалась своим правом на предоставле­ние вычета при расчете ЕНВД. Ввиду отсутствия  методики распределения расходов по разным критериям, по общему правилу расходы, в том числе по уплате страховых взносов, подлежат распределению по налогам пропорционально выручке, полученной от каждого вида деятельно­сти в общей сумме выручки.

 Иного критерия законодательством не установле­но, а в силу пункта 7 статьи 3 НК РФ все неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

Поскольку налогоплательщик избрал не противоречащий законодательству способ исчисления единого налога на вмененный доход, оснований для его перерасчета и включения расходов по страховым взносам пропорциональ­но выручке по единому социальному налогу у инспекции не имелось.

С учетом изложенного ЕСН по решению инспек­ции в сумме 31 руб.    (54 901,57 руб. - 54 869,57 руб.), пени по налогу в соответ­ствующей сумме начислены налоговым органом необоснованно.

Меры ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 6,4 руб.  также применены  необоснованно.

В пункте 1.2 решения  налогового органа от­ражено, что по данным налоговых деклараций по НДС за 2004 год налог предпринимателем не исчислен и не уплачен.

В ходе выездной налоговой проверки установлено, что предпринима­тель Шильниковская Е.В. в нарушение пункта 5 статьи 168, подпункта 1 пункта 5 статьи 173 НК РФ при реализации товаров выставляла счета-фактуры поку­пателям с выделением НДС.

При проверке первичных бухгалтерских документов налоговым органом  установлено, что за 1 квартал 2004 года сумма выручки от реализации товара составила    691 408 руб. 79 коп., сумма НДС - 105 469 руб. 34 коп.

 Сумма налога, предъявленная на­логоплательщику и уплаченная им при приобретении товаров, подлежащая вы­чету, -  42 624 руб. 56 коп.

 Выручка по кассе - 154 692 руб. 90 коп., удельный вес выручки 0,264 руб.

Сумма налога, исчисленная к уплате за указанный налого­вый период, составила 74 097 руб. 66 коп.

За апрель 2004 года выручка  в сумме 337 925 руб. 73 коп.,  НДС -  51 548 руб. 02 коп., уплачено НДС - 67 621 руб. 04 коп., выручка по кассе - 58 963 руб. 50 коп., удель­ный вес 0,206 процентов, налог к возмещению – 2143 руб. 09 коп.;

за май 2004 года выручка всего 932 907 руб., НДС - 142 307 руб. 82 коп., выручка по кассе  - 37 413 руб. 19 коп., удельный вес 0,047 процентов, доначислен налог в сумме 92 617 руб. 16 коп.;

 за июнь 2004 го­да выручка - 2 774 892  руб. 25 коп., НДС - 423 288 руб. 67 коп., выручка по кассе - 135 033 руб., удельный вес - 0,057  процентов, доначислен налог - 26 660 руб. 51 коп.;

 за июль 2004 года выручка - 1 523 915  руб. 50 коп., НДС - 232 461 руб., выручка по кассе  101 050 руб. 70 коп., удельный вес 0,078 процентов, доначислен налог в сумме 80 326  руб. 07  коп.;

 за август 2004 года выручка - 2 462 930 руб. 05 коп., НДС - 375 701 руб. 14 коп., выручка по кассе - 132 800 руб., удельный вес - 0,064 процентов, доначислен налог - 373 461 руб. 29 коп.;

за сентябрь 2004 года  выручка - 1 186 657 руб. 17 коп., НДС - 181  015 руб. 48 коп., выручка по кассе 96 280 руб. 20 коп., удельный вес 0,096 процентов, доначислен налог - 178 847 руб. 71 коп.,

 за 4 квартал 2004 года  выручка – 1 902 315 руб. 97 коп., НДС - 290 180 руб. 72 коп., выручка по кассе - 573 479 руб. 90 коп., удельный вес - 0,356 процентов, налог к возмещению - 219 332 руб. 03 коп.

Всего в  результате проверки предпринимателю  предложено уплатить НДС в сумме  826 010 руб. 40 коп., при этом в резолютивной части решения указано об уменьшении  на исчисленные в завышенных размерах сумм НДС на товары, производимые на территории РФ в размере – 221 475 руб. 12 коп., то есть фактически предпринимателю предложено к уплате НДС в сумме 604 535 руб. 28 коп.

Согласно акту сверки доначисленных налогов НДС занижен на сумму 572 116 руб. 97 коп. (в том числе за 4 квартал 2004 года налог к возмещению указан  в сумме 251 750,34 руб.).

Предприниматель полагает, что суммы выручки по кассе и соответственно удельный вес выручки установ­лен инспекцией неправильно. В обоснование своих доводов ссылается в том числе и на пред­ставленные приходные кассовые ордера и составленную на их основе ведо­мость по кассе (т.2 л.д.80-88, 96-109).

Согласно пунктам 1, 2 статьи 166 НК РФ сумма НДС при определении налоговой базы в соответствии со статьями 154-159 и 162 НК РФ исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете - как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз.

Общая сумма налога при реа­лизации товаров представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм налога, исчисленных в соответствии с порядком, установленным пунктом 1 названной статьи.

В силу пункта 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодек­са, на установленные данной статьей налоговые вычеты.

Согласно пункту 2 статьи 171 Кодекса вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении това­ров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 173 НК РФ сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 НК РФ (за исключением налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 НК РФ), общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 НК РФ и увеличенная на суммы налога, восстановленного в соответствии с главой 21 НК РФ.

Получение предпринимателем дохода в наличной форме, как уже было указано ранее, подтверждается представленным инспекцией фискаль­ным отчетом с ККМ «Касби-ОЗф», заводской номер 20350972, зарегистриро­ванной на Шильниковскую Е.В., регистрационный номер 002499, поэтому до­воды заявителя на неправильное определение дохода по наличной форме и удельного веса от общей выручки суд  первой инстанции обосновано признал необоснованными.

Статьей 68 АПК РФ предусмотрено, что обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательства­ми, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.

Доказательств надлежащего учета предпринимателем приходных кассо­вых ордеров, обеспечивающих непрерывность, достоверность и полноту учета в соответствии с Порядком учета доходов и расходов и хозяйственных опера­ций для индивидуальных предпринимателей, утвержденным приказом Мини­стерства Финансов Российской Федерации и Министерства Российской Феде­рации по налогам и сборам от 13.08.2002 № 86 н/БГ- 3-04-430, заявителем не представлено, поэтому суд считает, что представленными заявителем докумен­тами факт получения выручки по наличной форме оплаты не может быть под­твержден.

При таких обстоятельствах, инспекцией ФНС правомерно доначислен НДС за 2004 год в общей сумме 572 116 руб. 97 коп. и начислены пени в соответствующей сумме.

В пункте 1.4 решения отражено, что инспекция не принимает  к вычету НДС по поставкам металлопроката по счетам-фактурам от ООО «Аргос-строй»,  поскольку квитанции к приходным кассовым ордерам не являются документами, подтверждающими уплату НДС. Кроме этого, инспекция не принимает и затраты по  поставкам металлопроката по этим счетам-фактурам, поскольку расходы документально не подтверждены.

Налоговый орган в ходе проверки пришел к выводу о том, что договор займа от 06.01.2004, заключен­ный между ООО «Аргос-строй» и предпринимателем,  яв­ляется ничтожной сделкой и переквалифицировала его в договор купли прода­жи, что заявителем не оспаривается.

При этом инспекция также указыва­ет на то, что в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля факти­ческое нахождение ООО «Аргос-строй» не установлено.

Вывод инспекции об отсутствии у заявителя права на налоговые вычеты в сумме 625 000,06 руб. суд находит обоснованным по следующим основаниям.

Условиями применения налоговых вычетов по НДС являются приобретение, принятие к учету товаров (ра­бот, услуг), а также уплата налога в составе цены поставщику.

Для подтверждения права на возмещение НДС налого­плательщик обязан подтвердить право на налоговые вычеты в определенном статей 172 НК РФ порядке.

Документы, на которые ссылается налогоплательщик в подтверждение исполнения такой обязанности, должны отвечать предъявляемым требованиям и достоверно свидетельствовать об обстоятельствах, с которыми законодатель­ство связывает налоговые последствия.

В подтверждение наличия хозяйственных операций с ООО «Аргос-строй» по поставке металлопроката и обоснованности заявленных налоговых вычетов  в   оспариваемых   суммах   предпринимателем   представлены   счета-фактуры от 10.03.2004 № АС 00000235  на сумму 559 712 руб. 44 коп., в том числе НДС в сумме 93 285 руб. 41 коп., от 19.02.2004 № АС 00000174 на сумму 367 214,96 руб., в том числе НДС в сумме 61 202 руб. 49 коп., от 16.02.2004 № АС 00000158 на сумму 1 060 840 руб., в том числе НДС в сумме 176 806,67 руб., от 10.02.2004 № АС 00000134 на сумму 1 006 100 руб., в том числе НДС в сумме 167 683 руб. 34 коп., от 21.01.2004                № АС 00000093 на сумму 78 050 руб. 00 коп., в том числе НДС в сумме      13 008 руб. 33 коп., от 16.01.2004 № АС 00000071 на сумму 78 314 руб. 55 коп., в том числе НДС в сумме 13 052 руб. 43 коп., от 16.01.2004                 № АС 0000068 на сумму 82 741 руб. 80 коп., в том числе НДС в сумме       13 790 руб. 31 коп., от 14.01.2004 № АС 00000059 на сумму 135 122 руб. 35 коп., в том числе НДС в сумме 22 520 руб. 41 коп., от 09.01.2004                 № АС 00000031 на сумму 151 342 руб. 25 коп., в том числе НДС в сумме    25 223 руб. 71 коп., от 08.01.2004 № АС 00000027 на сумму 230 561 руб. 65 коп., в том числе НДС в сумме 38 426 руб. 96 коп. (том 2 л.д. 63-73).

В подтверждение оплаты указанных счетов-фактур обществом представ­лены квитанции к приходным кассовым ордерам от 06.01.2004        № АС 00000013, от 09.01.2004 № АС 00000021, от 12.01.2004                        № АС 00000029, от 14.01.2004 № АС 00000035 (том 2 л.д. 61).

Вместе с тем суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что представленными документами факт получения и при­нятия к учету металлопродукции подтвержден быть не может.

В качестве первичных документов для принятия товара на учет должны быть представлены товарные накладные формы ТОРГ-12, установленной в Альбоме унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций, утвержденном постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 25.12.1998 № 132 как общая форма по учету торговых операций.

 Данная форма товарной накладной (№ ТОРГ-12) предусматривает заполнение сведений о лицах, разрешивших и производивших отпуск груза, с указанием должности, подписи, расшифровки подписи, а также сведения о лицах, принявших и получивших груз с указанием должности, фа­милии, имени, отчества и реквизитов доверенности, номера и даты товарно-транспортной накладной.

При автомобильных перевозках унифицированной формой первичной учетной документации является товарно-транспортная накладная. Форма товарно-транспортной накладной (№ 1-Т) утверждена постановлением Государ­ственного комитета Российской Федерации по статистике от 28.11.1997 № 78 и предусматривает заполнение транспортного раздела, где должны указываться сведения о водителе, автомобиле, пункте погрузки и выгрузки, лицах, сдав­ших и принявших груз к перевозке, а также о лице, получившим груз в пункте назначения. Получение груза по товарно-транспортной накладной является основанием для его оприходования в установленном порядке. Товарно-транспортная накладная является единственным документом, служащим для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителей и оприходо­вания их у грузополучателей, а также для складского, оперативного и бухгал­терского учета.

Однако товарные, товарно-транспортные накладные на получение про­дукции от ООО «Аргос-строй» заявителем не представлены.

Следовательно, отсутствуют доказательства, подтверждающие факт по­лучения и принятия к учету товаров в установленном порядке.

Кроме того, суд считает, что представленными документами заявителем не подтвержден факт оплаты продукции.

В подтверждение оплаты полученного металлопроката на основании представленных счетов-фактур предпринимателем представлены квитанции к приходным кассовым ордерам.

Форма приходного кассового ордера (№ КО-1) установлена в постанов­лении Государственного комитета Российской Федерации по статистике Гос­комстата Российской Федерации от 18.08.1998 № 88 «Об утверждении унифи­цированных форм первичной учетной документации по учету кассовых опера­ций, по учету результатов инвентаризации».

Указанная форма первичной учетной документации (КО-1) применяется для оформления поступления наличных денег в кассу организации как в усло­виях методов ручной обработки данных, так и при обработке информации с применением средств вычислительной техники. Приходный кассовый ордер выписывается в одном экземпляре работником бухгалтерии, подписывается главным бухгалтером или лицом, на это уполномоченным.

Квитанция к приходному кассовому ордеру подписывается главным бух­галтером или лицом, на это уполномоченным, и кассиром, заверяется печатью (штампом) кассира, и регистрируется в журнале регистрации приходных и рас­ходных кассовых документов (форма № КО-3) и выдается на руки сдавшему деньги, а приходный кассовый ордер остается в кассе.

В приходном кассовом ордере и квитанции к нему указывается: по строке «основа­ние» содержание хозяйственной операции; по строке «в том чис­ле» сумма НДС, которая записывается цифрами, а в случае, если продукция, работы, услуги не облагаются налогом, делается запись «без налога (НДС)».

В представленных платежных документах имеется запись «без налога (НДС)», при этом не представляется возможным соотнести их со счетами-фактурами, поскольку в квитанции к приходным кассовым ордерам в графе «основание» имеются ссылки на договор займа от 06.01.2004.

Следовательно, факт оплаты НДС в сумме данными документами не мо­жет быть признан подтвержденным.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что представленными до­кументами право на возмещение НДС в порядке, предусмотренном статьей 172 НК РФ, заявителем не подтверждено, в связи с чем отказ в принятии к вычету по НДС расходов по ООО «Аргос-строй» следует признать обоснованным.

Вместе с тем апелляционная инстанция считает ошибочным вывод суда о  неправомерном доначислении НДС в сумме 32 418 руб. 32 коп. (604 535 руб. 29 коп. - 572 116 руб. 97 коп.), соответствующей суммы пеней  и штрафа по пункту 1 статьи 122 НК РФ в сумме 6483 руб. 66 коп.

Из оспариваемого решения налогового органа следует, что сумма доначисленного предпринимателю НДС составляет 826 010 руб. 40 коп, сумма, подлежащая уменьшению, – 221 475 руб. 12 коп.

 Из акта сверки, составленного в ходе судебного заседания суда первой инстанции, сумма доначисленного НДС не изменилась, в то время как сумма, подлежащая уменьшению, стала составлять 253 893 руб. 43 коп.

Следовательно, НДС предпринимателю в сумме большей на 32 418 руб. 31 коп., штраф и пени не начислялись,  в связи с чем у суда первой инстанции не было оснований для признания решения налогового органа в этой части необоснованным.

При таких обстоятельствах решение суда в этой части подлежит отмене, апелляционная жалоба налогового органа – удовлетворению.

НК РФ не предусматривает освобождение государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, выступающих в суде от имени публично-правового образования в качестве ответчика, от уплаты государственной пошлины (пункт 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 № 117 «Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации»).

 Апелляционная жалоба инспекции удовлетворена, при обращении в суд с апелляционной жалобой государственная пошлина ею не уплачивалась.

Апелляционная жалоба предпринимателя подлежит частичному удовлетворению, Шильниковской Е.В. уплачена государственная пошлина в сумме 50 рублей.

С учетом изложенного,  с предпринимателя подлежат взысканию в пользу налогового органа расходы по государственной пошлине в сумме 990 рублей.

Руководствуясь статьей 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

         апелляционную жалобу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Вологодской области удовлетворить в полном объеме, а апелляционную жалобу предпринимателя Шильниковской Елены Вениаминовны – частично.

         Решение Арбитражного суда Вологодской области от 06 марта 2007 года по делу № А13-10970/2006-32 отменить в части признания недействительным решения межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Вологодской области от 26.09.2006 № 129 в части предложения уплатить налог на добавленную стоимость в сумме 32 418 руб. 32 коп., соответствующей суммы пеней и привлечении к налоговой  ответственности за неуплату указанного налога в виде штрафа  в сумме 6483 руб. 66 коп.

В остальной части решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу предпринимателя Шильниковской Елены Вениаминовны – без удовлетворения.

Взыскать с индивидуального предпринимателя Шильниковской Елены Вениаминовны в пользу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Вологодской области расходы по госпошлине в сумме 990 рублей.

Председательствующий                                                               Н.В. Мурахина

Судьи                                                                                             Н.Н. Осокина 

                                                                                              А.В. Потеева