ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Батюшкова, д. 12, г. Вологда, 160001
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
31 июля 2007 года г. Вологда Дело № А05-3701/2007
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Пестеревой О.Ю., судей Виноградовой Т.В., Потеевой А.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Васильевой Р.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по г. Архангельску на решение Арбитражного суда Архангельской области от 25 мая 2007 года (судья Ипаев С.Г.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Звездочка Инжиниринг» к инспекции Федеральной налоговой службы по г. Архангельску о признании незаконным бездействия, выразившегося в невозвращении налога на добавленную стоимость в сумме 2695765 рублей и процентов за нарушение срока возврата налога в сумме 111911 рублей,
у с т а н о в и л:
общество с ограниченной ответственностью «Звездочка Инжиниринг» (далее – общество, ООО «Звездочка Инжиниринг»)обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением кинспекции Федеральной налоговой службы по г. Архангельску (далее - инспекция, инспекция ФНС России по г. Архангельску) о признании незаконным бездействия, выразившегося в невозвращении налога на добавленную стоимость в сумме 2 695 765 рублей и процентов за нарушение срока возврата налога в сумме 111 911 рублей за период с 01.01.2007 по 21.05.2007.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 25 мая 2007 года по делу № А05-3701/2007 признано незаконным бездействие инспекции, выразившееся в невозвращении налога на добавленную стоимость в сумме 2 695 765 рублей и процентов за нарушение срока возврата налога в сумме 64 473 рублей 71 копейки. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Инспекция с решением суда не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, ссылаясь на отсутствие у общества на момент определения налоговой базы полного пакета документов, указанных в подпункте 19 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), в связи с чем, деятельность, осуществляемая в рамках оказания безвозмездной технической помощи, подлежит налогообложению налогом на добавленную стоимость (далее – НДС).
Общество в отзыве на апелляционную жалобу с доводами апелляционной жалобы не согласилось, считает решение суда законным и обоснованным.
Инспекция, общество надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, 30 ноября 2006 года общество представило в инспекцию уточненные налоговые декларации по НДС за апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь 2006 года.
Инспекцией проведены камеральные налоговые проверки представленных обществом в инспекцию уточненных налоговых деклараций за апрель, май, август, сентябрь 2006 года, по результатам которых составлены акты от 05.03.2007 №№ 16-23/12/20 дсп, 16-23/12/21 дсп, 16-23/12/22 дсп, 16-23/12/23 дсп.
Рассмотрев акты камеральных налоговых проверок от 05.03.2007 №№ 16-23/12/20 дсп, 16-23/12/21 дсп, 16-23/12/22 дсп, 16-23/12/23 дсп, заместитель начальника инспекции принял решения от 18.04.2007 №№ 16-23/12/489, 16-23/12/491, 16-23/12/492, 16-23/12/493 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В решениях от 18.04.2007 №№ 16-23/12/489, 16-23/12/491, 16-23/12/492, 16-23/12/493 зафиксировано занижение сумм НДС, подлежащих уплате в бюджет, за апрель 2006 года в сумме 607 182 рублей, за май 2006 года в сумме 2 116 810 рублей, за август 2006 года в сумме 61 246 рублей, за сентябрь 2006 года в сумме 171 631 рубля, всего доначислен НДС в общей сумме 2 908 503 рублей.
Из материалов дела следует, что общество выполняло работы по контракту от 20.03.2006 №03030/ЗИ-СЕВЕРАО/46, заключенному с ФГУП «СевРАО», по изготовлению и поставке двух модульных санпропускников для проекта: «Программа ликвидации ядерного наследия бывшего Советского Союза». Задача 4 Мероприятия по обеспечению радиационной защиты в губе ФИО1». Согласно удостоверению № 4122, выданному Комиссией по вопросам международной гуманитарной и технической помощи при Правительстве Российской Федерации, денежные средства, товары, услуги для реализации проекта «Задача 4: обеспечение радиационной безопасности при проведении работ на технической территории ПВХ в губе ФИО1» на сумму 2 958 317 англ. фунтов стерлингов являются технической помощью (содействием).
Российский получатель: Федеральное государственное унитарное предприятие «Северное федеральное предприятие по обращению с радиоактивными отходами». Донор: Министерство торговли и промышленности Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии. Организация-поставщик: ООО «Звездочка Инжиниринг», что подтверждается перечнем организаций, принимающих участие в выполнении работ по программе технической помощи MNEPR001000 «Программа улучшения ядерно-экологического состояния в Российской Федерации».
Материалами дела подтверждается поступление на расчетный счет общества авансовых платежей по контракту от 20.03.2006 №03030/ЗИ-СЕВЕРАО/46.
В связи с тем, что на момент поступления авансовых платежей по контракту от 20.03.2006 № 03030/ЗИ-СЕВЕРАО/46 общество не имело возможности представить в инспекцию документы, перечень которых установлен в подпункте 19 пункта 2 статьи 149 НК РФ, общество исчисляло и уплачивало НДС.
30 ноября 2006 года общество представило в инспекцию уточненные налоговые декларации по НДС за апрель, май, август, сентябрь 2006 года, в которых заявило об уменьшении сумм налога в связи с применением льготы по подпункту 19 пункту 2 статьи 149 НК РФ в отношении операций по выполнению работ в рамках оказания безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации. С уточненными декларациями общество представило в инспекцию полный пакет документов: копии договора (контракта) от 20.03.2006 № 03030/ЗИ-СЕВЕРАО/46, протокола разногласий к контракту от 20.03.2006 № 03030/ЗИ-СЕВЕРАО/46, выписки банка от 22.08.2006, подтверждающую получение аванса на расчетный счет общества, платежного поручения от 22.08.2006 № 1226, нотариально заверенную копию удостоверения № 4122 с приложением № 7.
19 декабря 2006 года общество обратилось в инспекцию с заявлением о возврате излишне уплаченного налога в сумме 2 695 765 рублей (за исключением сумм, подлежащих возмещению по декларациям за июнь, июль, август 2006 года).
В письме от 21.12.2006 № 10-15/7641 инспекция отказала в возврате сумм НДС по тем основаниями, что переплата по налогу не подтверждена камеральной проверкой представленных деклараций.
26 февраля 2007 года, 01 марта 2007 года общество повторно обращалось с аналогичными заявлениями в инспекцию.
По результатам камеральных проверок уточненных налоговых деклараций инспекцией не установлен факт излишне уплаченного НДС по работам, выполненным в рамках контракта по оказанию безвозмездной помощи, в связи с тем, что на момент определения налоговой базы общество не представило документы, установленные подпунктом 19 пункта 2 статьи 149 НК РФ, по работам выполняемых в рамках оказания безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации.
Согласно статье 146 НК РФ объектом налогообложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 2 статьи 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация товаров (работ, услуг), за исключением подакцизных товаров, реализуемых (выполненных, оказанных) в рамках оказания безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 04.05.1999 № 95-ФЗ «О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 04.05.1999 № 95-ФЗ).
Подпунктом 19 пункта 2 статьи 149 НК РФ предусмотрено, что реализация товаров (работ, услуг), указанных в данном подпункте, не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) при представлении в налоговые органы следующих документов: контракта (копии контракта) налогоплательщика с донором (уполномоченной донором организацией) безвозмездной помощи (содействия) или с получателем безвозмездной помощи (содействия) на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) в рамках оказания безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации. В случае, если получателем безвозмездной помощи (содействия) является федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации, в налоговый орган представляется контракт (копия контракта) с уполномоченной этим федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации организацией; удостоверения (нотариально заверенной копии удостоверения), выданного в установленном порядке и подтверждающего принадлежность поставляемых товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг) к гуманитарной или технической помощи (содействию); выписки банка, подтверждающей фактическое поступление выручки на счет налогоплательщика в российском банке за реализованные донору безвозмездной помощи (содействия) (уполномоченной донором организации) или получателю безвозмездной помощи (содействия) (уполномоченной федеральным органом исполнительной власти организации) товары (работы, услуги).
Вместе с тем, согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 167 НК РФ моментом определения налоговой базы по НДС, если иное не предусмотрено пунктами 3, 7 - 11, 13 - 15 статьи 167 НК РФ, является наиболее ранняя из следующих дат: 1) день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав; 2) день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
Инспекцией сделан вывод о том, что при отсутствии у общества на момент определения налоговой базы, определяемый в соответствии с требованиями подпункта 1 пункта 1 статьи 167 НК РФ полного пакет документов, предусмотренных подпунктом 19 пункта 2 статьи 149 НК РФ, освобождение от налогообложения НДС не производится, и деятельность общества, осуществляемая им в рамках оказания безвозмездной технической помощи, подлежит налогообложению НДС.
Вместе с тем, такой вывод является ошибочным.
В силу статьи 1 Федерального закона от 04.05.1999 № 95-ФЗ налоговые и таможенные льготы для всех участников реализации программ оказания безвозмездной помощи (содействия), предусмотренные статьей 2 настоящего Федерального закона, предоставляются только при наличии удостоверения.
Удостоверением признается документ, подтверждающий принадлежность средств, товаров, работ и услуг к гуманитарной или технической помощи (содействию), составленный по форме и выдаваемый в порядке, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Рамочным соглашением, имеющим в силу статьи 7 НК РФ приоритет над нормами российского законодательства - подпунктом 19 пункта 2 статьи 149 НК РФ, предусмотрено освобождение от налогов или подобных сборов при реализации названного Рамочного соглашения.
Согласно статье 9 Рамочного соглашения Российская Сторона освобождает содействие, оказываемое по настоящему Соглашению, от таможенных пошлин, налогов на прибыль, других налогов и подобных сборов. Российская Сторона предпринимает все необходимые шаги для обеспечения того, чтобы местные и/или региональные налоги не взимались с содействия, оказываемого по настоящему Соглашению. Эти шаги включают предоставление писем от компетентных местных и региональных органов власти, подтверждающих, что содействие, оказываемое по настоящему Соглашению, не будет облагаться налогами. Такие подтверждающие письма из местностей и регионов, где будут осуществляться проекты в соответствии с настоящим Соглашением, направляются по меньшей мере одному из депозитариев до начала осуществления проектов.
Стороны, оказывающие содействие, их персонал, подрядчики, субподрядчики, поставщики и субпоставщики могут ввозить в Российскую Федерацию и вывозить из Российской Федерации оборудование, грузы, материалы или услуги, необходимые для выполнения настоящего Соглашения. В дополнение к положениям, касающимся оказания содействия, временный ввоз и вывоз не подлежат обложению таможенными пошлинами, лицензионными сборами, ненадлежащими ограничениями, налогами или подобными сборами.
В дополнение к предыдущим пунктам физическим и юридическим лицам, принимающим участие в осуществлении программ в рамках настоящего Соглашения на территории Российской Федерации, предоставляется освобождение от обложения налогом на добавленную стоимость и другими сборами в отношении оборудования и товаров, приобретаемых на территории Российской Федерации для реализации проектов или программ в рамках настоящего Соглашения, а также выполненных работ и оказанных услуг на территории Российской Федерации.
Пунктами 5 и 6 Рамочного соглашения предусмотрено, что налогообложение будет рассматриваться как веская причина для приостановки или прекращения проекта содействия, а также для отказа от начала проекта содействия.
Российская Сторона отвечает за процедуры, обеспечивающие выполнение положений настоящей статьи. Необходимые документы выдаются соответствующим уполномоченным органом.
Таким образом, ни статья 9 Рамочного соглашения, ни статьи 1, 2 Федерального закона от 04.05.99 № 95-ФЗ не требуют обязательного представления полного пакета документов, предусмотренных подпунктом 19 пункта 2 статьи 149 НК РФ, на момент определения налоговой базы по НДС при учетной политике «по отгрузке».
Согласно статье 7 НК РФ если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
Таким образом, в данном случае в силу статьи 7 НК РФ необходимо руководствоваться статьей 9 Рамочного соглашения, имеющего приоритет на нормами российского законодательства.
По тем же основаниям не принимаются доводы инспекции о невозможности возврата суммы НДС со ссылкой на письмо ФНС России от 09.08.2006 № 03-4-03/1508.
Порядок возврат излишне уплаченных сумм налога установлен статьей 78 НК РФ.
Согласно пунктам 7,8 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности). Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате, если иное не установлено НК РФ.
При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей на дни нарушения срока возврата. В случае, если уплата налога производилась в иностранной валюте, то проценты, установленные настоящим пунктом, начисляются на сумму излишне уплаченного налога, пересчитанную по курсу Центрального банка Российской Федерации на день, когда произошла излишняя уплата налога (пункт 9 статьи 78 НК РФ).
Дополнительных оснований законности бездействия по возврату налога на добавленную стоимость в сумме 2695765 рублей и процентов за нарушение срока возврата налога в сумме 64473 рублей 71 копейки инспекцией не заявлено.
Исходя из вышеизложенного, правомерно судом первой инстанции признано незаконным бездействие инспекции, выразившееся в невозвращении налога на добавленную стоимость в сумме 2695765 рублей и процентов за нарушение срока возврата налога в сумме 64473 рублей 71 копейки.
Таким образом, оснований для изменения или отмены решения суда, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, не имеется.
Поскольку инспекции при принятии апелляционной жалобы предоставлялась отсрочка по уплате госпошлины, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказано, в соответствии со статьями 102 АПК РФ, 333.21 НК РФ с инспекции подлежит взысканию госпошлина в сумме 1000 рублей.
Руководствуясь статьями 102, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
п о с т а н о в и л :
решение Арбитражного суда Архангельской области от 25 мая 2007 года по делу № А05-3701/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по г. Архангельску - без удовлетворения.
Взыскать с инспекции Федеральной налоговой службы по г. Архангельску в федеральный бюджет госпошлину в сумме 1000 рублей за рассмотрение дела в апелляционной инстанции.
Председательствующий О.Ю. Пестерева
Судьи Т.В. Виноградова
А.В. Потеева