ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
31 мая 2010 года
г. Вологда
Дело № А52-445/2010
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Кудина А.Г. и Осокиной Н.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Лущик Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Себежской таможни на решение Арбитражного суда Псковской области от 15 марта 2010 года по делу № А52-445/2010 (судья Манясева Г.И.),
у с т а н о в и л :
открытое акционерное общество «Великолукский мясокомбинат» (далее – общество, ОАО «Великолукский мясокомбинат») обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением к Себежской таможне (далее – таможня, таможенный орган) о признании незаконными действий по корректировке таможенной стоимости товара, оформленного по грузовой таможенной декларации (далее – ГТД) № 10225040/180809/0000624.
Решением Арбитражного суда Псковской области от 15 марта
2010 года заявленные требования удовлетворены, оспариваемые действия признаны незаконными как не соответствующие Таможенному кодексу Российской Федерации (далее – ТК РФ). На таможню возложена обязанность по восстановлению нарушенных прав общества в установленном законом порядке. С таможни в пользу общества взысканы расходы по госпошлине в размере 2000 руб.
Таможенный орган с таким решением не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. Указывает, что обществом не предъявлены дополнительные документы и обоснование причин невозможности их представления, следовательно, признаки, установленные в ходе таможенного контроля и препятствующие применению 1-го метода, не опровергнуты, действия по корректировке таможенной стоимости ввезенного товара на основании 3-го метода и невозможность применения предшествующих ему методов правомерны.
Общество в отзыве просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Таможня и общество надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Исследовав письменные доказательства, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, в соответствии с контрактом от 03.12.2008 № 0312/08, заключенным с фирмой «Трухуэ Импортадора де Алиментос лтда» («Truhue Importadora de Alimentos ltda») (Бразилия), общество ввезло на таможенную территорию Российской Федерации замороженные в блоки и упакованные в п/этилен и картонные короба, обваленные части курицы (внутреннее филе куриной грудки без костей, кожи и сухожилия), для реализации на внутреннем рынке, страна происхождения - Бразилия, таможенной стоимостью 860 долларов США за 1 тонну, условия поставки - EXW - пункт расположения фирмы-грузоотправителя (Итаяи).
Данный товар оформлен по ГТД № 10225040/180809/0000624.
При таможенном оформлении товара общество представило в таможню необходимый пакет документов и уплатило таможенные платежи, рассчитанные исходя из таможенной стоимости товара, определенной путем применения метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами.
По мнению таможенного органа, представленные обществом документы не подтверждают заявленную таможенную стоимость.
В соответствии с запросом от 19.08.2009 № 1 обществу предложено в срок до 30.09.2009 представить следующие документы: пояснения согласно приложению № 2 к ПК ГТК РФ № 1399; прайс-листы предприятия-изготовителя; банковские платежные документы по оплате счетов-фактур по декларируемой партии товара или по предыдущим поставкам; оригинал экспортной таможенной декларации страны отправления с переводом; бухгалтерские данные о постановке товаров на учет (выписки из главной книги, счетов бух.учета, первичного учета и др.); банковские платежные документы по оплате счетов-фактур на оказание транспортных услуг; калькуляция транспортных расходов фирмы экспедитора (перечень и стоимость затрат, связанных с перевозкой груза согласно выставленного инвойса №0220 от 25.07.2009); дополнительные расходы по перевозке (в случае возникновения таковых) в соответствии с пунктом 4.3. договора перевозки; сведения о стоимости погрузочных работ; сведения о страховке товара в соответствии с пунктом 1.6 договора от 12.12.2008 № 12/AS.
Обществу 19.08.2009 вручено уведомление о том, что для осуществления выпуска товара необходимо представить КТС и обеспечение уплаты таможенных платежей.
Так же 19.08.2009 вручено требование о представлении обеспечения уплаты таможенных платежей в соответствии с прилагаемым расчетом на сумму 897 619 руб. 94 коп.
Обществу 25.08.2009 вручено уведомление о предоставлении в срок до 27.08.2009 действующего ветеринарного сертификата и внесении изменения в графу 44 ГТД.
По заявлению ОАО «Великолукский мясокомбинат» 28.08.2009 товар выпущен.
В ответ на запрос № 1 общество представило письмо от 29.09.2009
№ 2909/11, в котором сообщило, что пояснения согласно приложению № 2 к ПК ГТК РФ № 1399 приложены к ГТД № 10225040/080709/0000086; отсутствие прайс-листов и экспортных деклараций на товары, поставляемые из стран Латинской Америки и США, обусловлено тем, что данный товар производится на мелких заводах, формируется поставщиком в товарную партию, проходит таможенное и ветеринарное оформление в стране экспортере и только после этого передается продавцу; именно из-за того, что продавец не производит ни таможенного, ни ветеринарного оформления, он не в силах предоставить обществу экспортную декларацию; прайс-листы крупных предприятий производителей неоднократно направлялись в адрес таможни, однако прайс-листы отдельных малых производителей - фермерских хозяйств, которые свозят свой товар на предприятия холодильники, на которых и формируется товарная партия для дальнейшей отгрузки, фактически отсутствуют и являются устной договоренностью производителя и продавца; прайс-лист фирмы «Truhue Importadora de Alimentos ltda» предоставляется; копии поручений на перевод валюты по оплате счетов по предыдущим поставкам направлены в ответ на запрос таможни от 05.08.2009 № 1 по ГТД
№ 10225040/040709/0000430; журнал счетов-фактур на предприятии не ведется, так как не является обязательным бухгалтерским документом; бухгалтерские документы по оприходыванию товара предоставляются; копия поручения на перевод валюты по оплате счета на оказание транспортных услуг по предыдущим поставкам направлена в ответ на запрос таможни от 05.08.2009
№ 1 по ГТД № 10225040/040709/0000430; в соответствии с положением о бухгалтерском учете в странах в которых расположены фирмы экспедиторы оказывающие экспедиционные услуги по доставке груза, стоимость затрат, проводится по бухгалтерскому учету единой суммой, без разбивки по видам услуг; письмо экспедиционной компании по перечню услуг оказываемых обществу фирмой экспедитором предоставляется; если таможню интересует письмо экспедиционной компании с разбивкой стоимости доставки по видам услуг и затрат, в том числе величина расходов по погрузке товара, то просим предоставить запрос в адрес экспедиционной компании со ссылкой на акты Российского законодательства и законодательства страны экспедиционной компании, на основании которых фирма нерезидент обязана предоставлять ценообразующие сведения в таможенные органы Российской Федерации; только при наличии вышеуказанного запроса фирмы экспедиторы готовы предоставить калькуляцию транспортных расходов, в которых будет указана себестоимость оказанных услуг и предпринимательская прибыль; счет на дополнительные расходы, связанные с осуществлением перевозки фирма экспедитор в наш адрес не выставляла; договор страхования груза не заключался; копия ответа Отраслевой общественной организации «Северо-Западная Мясная Ассоциация» на заявку о проведении мониторинга мировых цен по закупке мясопродукции направлена в ваш адрес с ответом на запрос от 08.07.2009 № 2 по ГТД № 10225040/060709/0000048; копия отчета № 379 от 29.05.2009 Торгово-промышленной палаты Псковской области об оценке рыночной стоимости товара «замороженное мясо и мясопродукты» на международном рынке для таможенного оформления направлена в ваш адрес с ответом на запрос от 08.07.2009 № 2 по ГТД № 10225040/060709/0000048; копия экспертного заключения Ленинградской Областной Торгово-промышленной палаты от 02.04.2009 № 154-06-02701/5-09 по определению стоимости товара «Замороженное мясо и мясная продукция», поставляемого по контракту от 03.12.2008 № 0312/08, в котором произведен обзор рынка мясного сырья, ценовой информации, прайс-листов от различных продавцов, производителей и определена наиболее вероятная рыночная стоимость декларируемого товара, направлены вам с ответом на запрос от 13.07.2009 № 2 по ГТД № 10225040/080709/0000073.
Таможней 18.11.2009 принято окончательное решение по корректировке таможенной стоимости товара, оформленного по ГТД
№ 10225040/180809/0000624.
Таможенная стоимость определена таможенным органом по 3-му методу (по стоимости сделки с однородными товарами).
В качестве источника ценовой информации указана ГТД
№ 10226180/030709/0003646.
В дополнении № 1 к ДТС № 10225040/180809/0000624 в графе 7 прописано, что информация о том, что при условиях поставки EXW общество величину дополнительных начислений к цене подлежащей уплате документально не подтверждает и в ДТС-1 не указывает; величина транспортных расходов, связанных с доставкой ввозимых автомобильными рефрижераторами товаров, по договору на оказание транспортных услуг от 12.12.2008 № 12/АS, является недостоверной; стоимость транспортных расходов, связанных с доставкой ввозимых товаров по договору на оказание транспортных услуг от 12.12.2008 № 12/АS расходится с информацией о стоимости транспортных услуг, указанной в отчете Торгово-промышленной палаты Псковской области от 29.05.2009 № 379; согласно выставленным инвойсам стоимость перевозки сопоставимого количества замороженного мясосырья по одному маршруту различается в 1,6 - 3,8 раз; цена товара не зависит от категорийности товара, предусмотренной технологическими инструкциями на поставляемый товар, указанная в подпункте 2.2 контракта от 03.12.2008 № 0312/08, не подтверждается предоставленными пояснениями; письменные объяснения причин непредставления прайс-листов предприятия-изготовителя не содержат объективных причин. Данные факты указывают на несоответствие таможенной стоимости, определенной по методу 1, требованиям пункта 3 статьи 12 Закона Российской Федерации от 21.05.1993
№ 5003-1 «О таможенном тарифе» (далее - Закон о таможенном тарифе), а именно: таможенная стоимость основывается на количественно неопределяемой и документально не подтвержденной или недостоверной информации.
Корректировка таможенной стоимости повлекла увеличение таможенных платежей, в связи с чем 19.11.2009 таможня сообщила ОАО «Великолукский мясокомбинат» о проведении зачета по указанной ГТД в сумме 897 619 руб.
94 коп.
Общество не согласилось с такими действиями таможни и обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что общество при таможенном оформлении спорного товара в подтверждение заявленной таможенной стоимости представило в таможенный орган все предусмотренные документы.
Апелляционная инстанция считает данный вывод правильным по следующим основаниям.
Пунктом 4 статьи 131 ТК РФ установлено, что в целях подтверждения заявленной таможенной стоимости декларант обязан представить документы, обосновывающие заявленную таможенную стоимость и избранный им метод определения таможенной стоимости.
В соответствии с пунктом 2 статьи 323 указанного Кодекса заявляемая декларантом таможенная стоимость товара и представляемые им сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной и документально подтвержденной информации.
При отсутствии данных, подтверждающих правильность определения таможенной стоимости товаров, либо при обнаружении признаков того, что представленные декларантом документы и сведения не являются достоверными и (или) достаточными, таможенный орган вправе принять решение о несогласии с использованием избранного метода определения таможенной стоимости товаров и предложить декларанту определить таможенную стоимость товаров с использованием другого метода (пункт 5 статьи 323 ТК РФ).
В случаях, когда декларантом не предъявлены в установленные таможенным органом сроки дополнительные документы и сведения либо таможенным органом обнаружены признаки того, что представленные декларантом сведения могут не являться достоверными и (или) достаточными, и при этом декларант отказался определить таможенную стоимость товаров на основе другого метода по предложению таможенного органа, таможенный орган самостоятельно определяет таможенную стоимость товаров, последовательно применяя методы определения таможенной стоимости товаров (пункт 7 статьи 323 ТК РФ).
На основании пункта 2 статьи 12 Закона о таможенном тарифе основным методом для определения таможенной стоимости товаров является стоимость сделки в значении, установленном пунктом 1 статьи 19 названного Закона.
Пунктом 2 статьи 19 Закона о таможенном тарифе предусмотрен исчерпывающий перечень оснований, при наличии которых основной метод определения таможенной стоимости товара не может быть использован.
Исходя из смысла метода определения таможенной стоимости по стоимости сделки с ввозимыми товарами в сочетании с условиями о ее документальном подтверждении, количественной определенности и достоверности данный метод не может быть применен в случаях отсутствия документального подтверждения заключения сделки в любой не противоречащей закону форме или отсутствия в документах, отражающих содержание сделки, ценовой информации, относящейся к количественно определенным характеристикам товара, условий поставки и оплаты, либо наличия доказательств недостоверности таких сведений, то есть их необоснованного расхождения с аналогичными сведениями в других документах, выражающих содержание сделки, а также коммерческих, транспортных, платежных (расчетных) и иных документах, относящихся к одним и тем же товарам.
При применении приведенного основания в качестве отказа в использовании метода по цене сделки с ввозимыми товарами таможенный орган обязан указать, каким образом та или иная неточность (расхождение сведений), отсутствие какого-либо запрета влияют на определение таможенной стоимости и размера таможенных платежей.
В рассматриваемом случае таможня не установила расхождений в представленных обществом документах, однако, сомневаясь в их достоверности, не указала, каким образом ее сомнения повлияли на определение таможенной стоимости.
Приказом Федеральной таможенной службы России от 25.04.2007 № 536 «Об утверждении Перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом» утвержден Перечень документов для подтверждения сведений по таможенной стоимости, заявленных при декларировании товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Российской Федерации (далее - Перечень), в подпункте «а» пункта 1 которого указаны документы, необходимые для таможенного оформления в соответствии с 1-м методом определения таможенной стоимости.
Из положений статей 53, 54, 55 Конвенции Организации Объединенных Наций о договорах международной купли-продажи товаров (Венской Конвенции 1980 года) и статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что цена сделки (договора, контракта) определяется соглашением сторон.
Судом установлено, не оспаривается таможней и подтверждается материалами дела, что обществом предъявлены все необходимые документы для определения таможенной стоимости по цене сделки, предусмотренные названным пунктом Перечня.
Кроме того, в суд представлены отчет Торгово-промышленной палаты Псковской области, письма Национальной мясной ассоциации, в которых усматривается, что цена ввезенного мяса соответствует диапазону цен на аналогичную продукцию на мировом рынке.
В жалобе таможня указывает на то, что договорами на оказание транспортных услуг предусмотрена оплата заказчиком возможных дополнительных расходов, связанных с осуществлением перевозки, однако в договоре не предусмотрено, какие дополнительные расходы могут быть включены в стоимость перевозки и дополнительно начисляться к цене сделки, фактически уплаченной или подлежащей уплате за товары. Предъявленные инвойсы не содержат сведений об отсутствии или о наличии дополнительных расходов, связанных с перевозкой товаров, и об их величине. Вместе с тем, следует отметить, что, предлагая обществу представить дополнительные документы в подтверждение таможенной стоимости товара и в дальнейшем скорректировать таможенную стоимость, таможенный орган не запрашивал расшифровку расходов, в том числе дополнительных, связанных с перевозкой товаров. Какие-либо доказательства необоснованного включения или невключения дополнительных расходов отсутствуют.
Доводы апелляционной жалобы о непредставлении декларантом всех дополнительно запрошенных у него в соответствии с пунктом 4 статьи 323 ТК РФ документов и сведений отклоняются, поскольку указанное не может служить единственным правовым основанием для отказа обществу в применении избранного метода определения таможенной стоимости.
Если таможенная стоимость товаров не может быть определена в соответствии со статьями 19 и 20 - 23 Закона о таможенном тарифе, она устанавливается путем использования способов, совместимых с принципами и общими положениями этого Закона на основе данных, имеющихся в Российской Федерации (пункт 1 статьи 24 Закона о таможенном тарифе).
Апелляционная коллегия считает, что таможенный орган не обосновал невозможность использования представленных обществом документов при определении таможенной стоимости товара по цене сделки, определив его стоимость 3-м методом (по цене сделки с однородными товарами на сопоставимых условиях). При этом таможня не доказала объективную невозможность получения ею и использования информации, удовлетворяющей условиям применения методов определения таможенной стоимости товара, указанных в статье 12 Закона о таможенном тарифе, предшествующих 3-му методу.
Суд первой инстанции правомерно отметил, что одним из факторов, оказывающих влияние на стоимость товара, являются коммерческие условия сделки: количество закупаемой продукции, условия поставки и оплаты, уровень продажи. По ГТД, на которую ссылается таможенный орган при применении 3-го метода определения таможенной стоимости товара, оформлялся товар по условиям поставки CFR, что предусматривает обязанность продавца оплатить все расходы и фрахт, необходимые для доставки товара в согласованный порт назначения, в то время как по спорной ГТД условия поставки – EXW. В соответствии с Международными правилами толкования торговых терминов «Инкотермс 2000» условие поставки EXW означает, что продавец считается исполнившим свои обязанности по поставке, когда он предоставил товар в распоряжение покупателя на своем предприятии или в другом названном месте (например, на заводе, фабрике, складе); продавец не отвечает за погрузку товара на транспортное средство, а также за таможенную очистку товара для экспорта. Данный термин возлагает минимальные обязанности на продавца, покупатель должен нести все расходы и риски в связи с перевозкой товара от предприятия - продавца к месту назначения. Не представлены таможней и сведения о том, на каком коммерческом уровне (оптовом, розничном и ином) были проданы однородные товары, что предусмотрено пунктом 2 статьи 21 Закона о таможенном тарифе. Ссылка таможни в жалобе на предъявленную ею в суд ценовую информацию, из которой, по ее мнению, видно, что товары, используемые для сравнения, продавались на оптовом коммерческом уровне, как и товары, ввозимые ОАО «Великолукский комбинат», отклоняется, поскольку эти сведения в ней отсутствуют.
Таким образом, таможенный орган не доказал невозможность использования цены сделки в качестве основы для определения таможенной стоимости и не опроверг достоверность сведений, содержащихся в представленных декларантом документах; не установил зависимость цены сделки от имеющих правовое значение условий и не доказал обоснованность применения иного метода, поскольку ценовая информация, использованная таможенным органом при корректировке таможенной стоимости товара, не была сопоставлена с конкретными условиями осуществленной сделки.
Следовательно, оспариваемые обществом действия таможенного органа правомерно признаны судом первой инстанции незаконными.
С учетом изложенного основания для отмены или изменения оспариваемого решения суда отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
п о с т а н о в и л:
решение Арбитражного суда Псковской области от 15 марта 2010 года по делу № А52-445/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу Себежской таможни - без удовлетворения.
Председательствующий
Н.В. Мурахина
Судьи
А.Г. Кудин
Н.Н. Осокина