НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2023 № А66-4711/2023

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

06 сентября 2023 года

г. Вологда

Дело № А66-4711/2023

Резолютивная часть постановления объявлена 30 августа 2023 года.

В полном объёме постановление изготовлено 06 сентября 2023 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шадриной А.Н., судей Зреляковой Л.В. и Ралько О.Б.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Бахориковой М.А.,

при участии от общества с ограниченной ответственностью «Агросоюз» Чернышова А.Е. по доверенности от 24.04.2023, Железнова Д.С. по доверенности от 24.04.2023, от Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской и Ярославской областям Петрова И.Е. по доверенности от 29.12.2022, от Министерства лесного комплекса Тверской области Емельяновой М.В. по доверенности от 29.06.2023,

рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием информационной системы «Картотека арбитражных дел» посредством веб-конференции апелляционные жалобы Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской и Ярославской областям и Министерства лесного комплекса Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 28 июня 2023 года по делу № А66-4711/2023,

у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью «Агросоюз»(адрес: 129090, город Москва, улица Мещанская, дом 9/14, строение 1, этаж 5, помещение I, комната 1; ОГРН 1167746743581, ИНН7702404582; далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской и Ярославской областям (адрес: 170008, Тверская область, город Тверь, улица Озерная, дом 9;ОГРН 1086952003247, ИНН6950076658; далее – Управление) о признании незаконным решения, оформленного в письме от 20.02.2023 № 06-15-РМ/2556 и возложении на ответчика обязанности принять положительное решение о возможности использования земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 69:09:0000024:3706 площадью 14,4851 га, расположенного вблизи ур. Боблево Вазуского сельского поселения Зубцовского района Тверской области, в целях использования охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения в течение 10 календарных дней со дня вступления в законную силу судебного акта по настоящему делу.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство лесного комплекса Тверской области (адрес: 170042, Тверская область, город Тверь, улица Горького, дом 97, кабинет 201; ОГРН 1106952010868, ИНН 6950116540; далее – Министерство), Министерство сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Тверской области (адрес: 170028, Тверская область, город Тверь, проспект Победы, дом 53; ОГРН 1026900572600, ИНН 6903007921).

Решением суда от 28 июня 2023 года заявленные требования удовлетворены.

Управление и Министерство с решением суда не согласились, обратились с апелляционными жалобами.

Управление в апелляционной жалобе просит обжалуемое решение суда отменить, принять новый судебный акт. Апеллянт полагает, что при рассмотрении заявления Общества, установленные Положением об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.09.2020 № 1509 (далее – Положение об использовании лесов), требования Управлением не нарушены. Отрицательное заключение выдано Министерством с учетом количественных и качественных характеристик лесных насаждений, указанных Обществом в заявлении от 07.12.2022. Решение принималось межведомственной комиссией.

Министерство в апелляционной жалобе также просит обжалуемое решение суда отменить. Доводы жалобы сводятся к следующему. Вывод о несоответствии лесных насаждений в границах земельного участка с кадастровым номером 69:09:0000024:3706 критериям отнесения их к лесам, расположенным на землях сельскохозяйственного назначения, в письме от 08.02.2023 сделан правомерно, поскольку заявителем не были отражены качественные и количественные характеристики лесных насаждений, а были указаны критерии, указанные в Положении об использовании лесов.

В судебном заседании представители апеллянтов поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

Общество в отзыве на апелляционную жалобу и представители в судебном заседании просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, с 19.11.2022 Обществу на праве собственности принадлежит земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 69:09:0000024:3706, площадью 14,4851 га, расположенный в районе ур. Боблево Вазузского сельского поселения Зубцовского района Тверской области.

В состав участка входят угодья – пашня.

В Управление 21.12.2022 от Общества поступило заявление от 07.12.2022 об использовании указанного земельного участка в целях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, в котором Обществом были указаны виды использования лесов, расположенных на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 69:09:0000024:3706, а именно: «ведение сельского хозяйства, строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов».

К заявлению были приложены следующие документы: 1) общие сведения о количественных и качественных характеристиках лесных насаждений (по форме приложения к форме заявления), 2) выписка из Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) от 19.11.2022 в отношении земельного участка, 3) материалы фотофиксации лесных насаждений, расположенных на земельном участке (том 1, листы 21–46).

Управление письмом от 26.12.2022 направило указанные в заявлении сведения о качественных и количественных характеристиках лесных насаждений, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, а также приложенные к заявлению материалы фотофиксации лесных насаждений, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 69:09:0000024:3706, в Министерство, в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, для получения экспертного заключения, а также информировало о поступлении от Общества заявления Министерство сельского хозяйства Тверской области, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на обеспечение государственного управления агропромышленным комплексом субъекта Российской Федерации.

Министерство 08.02.2023 представило в Управление экспертное заключение, оформленное письмом от 08.02.2023 № 01-07-01/577-ВБ, в котором сообщило о несоответствии лесных насаждений в границах земельного участка с кадастровым номером 69:09:0000024:3706 критериям отнесения их к лесам, расположенным на землях сельскохозяйственного назначения, указанным в пункте 1 Положения об использовании лесов (том 1 лист дела 121).

Управление после поступления экспертного заключения организовало рассмотрение заявления Общества межведомственной комиссией по рассмотрению заявлений об использовании земельного участка в целях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения (далее - межведомственная комиссия), в состав которой входили представители Управления, Министерство и Министерства сельского хозяйства Тверской области.

Межведомственной комиссией 16.02.2023 принято решение о невозможности использования земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 69:09:0000024:3706 для использования лесов, о чем составлен протокол заседания межведомственной комиссии от 16.02.2023 № 4 (том 1 листы дела 122-123).

Управление письмом от 20.02.2023 информировало Общество о принятом отрицательном решении.

Полагая, что решение Управления, оформленное письмом от 20.02.2023 № 06-15-РМ/2556 «О направлении отрицательного решения», является незаконным, нарушает права в сфере предпринимательской деятельности на использование своего участка в целях использования охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции признал требования обоснованными, иск удовлетворил.

Удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу указанной нормы права во взаимосвязи со статьей 201 АПК РФ основаниями для признания незаконными решений (действий, бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц являются несоответствие оспариваемых решений (действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение данными решениями (действиями, бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Как установлено частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Вопросы, касающиеся использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, урегулированы Положением об использовании лесов.

В соответствии с пунктом 1 Положения об использовании лесов в целях применения настоящего положения к лесам, расположенным на землях сельскохозяйственного назначения, относятся лесные насаждения и (или) древесно-кустарниковая растительность, расположенные на земельных участках сельскохозяйственного назначения, на которых расположены леса площадью более 0,5 га с деревьями высотой более 5 метров и лесным растительным покровом, составляющим более 75 процентов площади земельного участка, с показателями сомкнутости крон древесного и кустарникового яруса 0,8 - 1 при одновременном наличии указанных признаков.

Согласно пункту 7 названного Положения правообладатель либо уполномоченное им лицо до 1 октября 2023 года или в течение 2 лет со дня возникновения права на соответствующий земельный участок вправе направить по форме согласно приложению заявление об использовании земельного участка в целях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, в территориальный орган Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору с указанием сведений о количественных и качественных характеристиках лесных насаждений, расположенных на соответствующих земельных участках, составленных по форме приложения к заявлению.

В силу пункта 7(2) Положения об использовании лесов Территориальный орган Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору в течение 5 рабочих дней со дня поступления заявления направляет указанные в заявлении сведения о качественных и количественных характеристиках лесных насаждений, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, а также приложенные к заявлению материалы фото- и (или) видеофиксации лесных насаждений, расположенных на земельном участке, в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, для получения экспертного заключения, а также информирует о поступлении заявления в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на обеспечение государственного управления агропромышленным комплексом субъекта Российской Федерации.

Орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, в течение 30 рабочих дней со дня поступления указанных в абзаце втором настоящего пункта сведений и материалов представляет в территориальный орган Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору экспертное заключение о соответствии лесных насаждений и (или) древесно-кустарниковой растительности критериям отнесения их к лесам, расположенным на землях сельскохозяйственного назначения, указанным в пункте 1 Положения об использовании лесов.

Территориальный орган Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору в течение 10 рабочих дней со дня поступления такого экспертного заключения организует рассмотрение заявления межведомственной комиссией по рассмотрению заявлений об использовании земельного участка в целях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, в состав которой входят представители территориального органа Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области лесных отношений, и органа государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного на обеспечение государственного управления агропромышленным комплексом субъекта Российской Федерации, в порядке, установленном Положением о межведомственной комиссии.

В соответствии с пунктом 7(3) Положения об использовании лесов создание и обеспечение деятельности межведомственной комиссии осуществляет территориальный орган Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору.

Согласно пункту 7(4) Положения по результатам рассмотрения заявления межведомственной комиссией принимается положительное решение о возможности использования земельного участка для использования лесов или отрицательное решение о невозможности использования земельного участка для использования лесов.

Межведомственная комиссия принимает отрицательное решение при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

в экспертном заключении сделан вывод о несоответствии лесных насаждений и (или) древесно-кустарниковой растительности критериям отнесения их к лесам, расположенным на землях сельскохозяйственного назначения, которые указаны в пункте 1 Положения об использовании лесов;

отсутствуют сведения о правах на земельный участок в Едином государственном реестре недвижимости или отсутствуют правоустанавливающие документы на земельный участок, в отношении которого подано заявление, а в случае, предусмотренном пунктом 10 Положения об использовании лесов, также отсутствуют сведения о местоположении границ земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости;

земельный участок отнесен в соответствии с законодательством Российской Федерации либо законодательством субъектов Российской Федерации к особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям.

Принятие отрицательного решения по иным основаниям, не предусмотренным настоящим пунктом, не допускается.

Управление приняло «отрицательное решение» на основании протокола заседания межведомственной комиссии от 16.02.2023 № 4, в котором имеется ссылка на экспертное заключение Министерства от 08.02.2023.

В указанном экспертном заключении отражено, что в заявлении Общества отсутствует информация об общих сведениях количественных и качественных характеристик лесных насаждений, произрастающих непосредственно на земельном участке с кадастровым номером 69:09:0000024:3706.

Согласно пояснениям, данным представителем Министерства в ходе рассмотрения дела, заявитель должен был приложить материалы таксации лесов; сведения о количественных и качественных характеристиках лесных насаждений, произрастающих непосредственно на земельном участке с кадастровым номером 69:09:0000024:3706 (том 1, листы 139–143).

Вместе с тем, в качестве основания для принятия отрицательного решения в пункте 7(4) Положения об использовании лесов не значится отсутствие материалов таксации.

Принятие отрицательного решения по основаниям, не предусмотренным пунктом 7(4) Положения об использовании лесов, не допускается.

Согласно письму Федерального агентства лесного хозяйства от 17.05.2023 №02-01-47/11308, в ответ на обращение Общества, уполномоченный в области лесных отношений орган государственной власти должен проводить экспертизу исключительно на предмет соответствия лесных насаждений и (или) древесно-кустарниковой растительности критериям, указанным в Положении об использовании лесов и не вправе требовать материалы таксации лесов для проведения такой экспертизы (том 1, листы 42–44).

Как усматривается в заявлении Общества, в немсодержалась полная информация об общих сведениях количественных и качественных характеристиках лесных насаждений, произрастающих непосредственно на земельном участке с кадастровым номером 69:09:0000024:3706, а именно: была указана информация о площади, занятой лесными насаждениями - «12,9989 га»; хозяйстве, преобладающей породе - «Мягколиственные, береза»; составе насаждений - «Береза 90%, кустарник 10%»; высоте деревьев - «Высота более 5 метров»; лесном растительном покрове - «более 75 % площади земельного участка», сомкнутости крон древесного и кустарникового яруса - «0,8-1».

Данная информация была изложена в таблице к заявлению от 07.12.2022 по форме, являющейся Приложением к Положению (том 1, лист 14).

Также заявителем была приложена выписка из ЕГРН от 19.11.2022 в отношении земельного участка и материалы фотофиксации лесных насаждений, расположенных на земельном участке, которые соответствовали требованиям пункта 7(1) Положения об использовании лесов.

Согласно заключению эксперта от 23.05.2023 № 88 по определению сведений о количественных и качественных характеристиках лесных насаждений (согласно Положению об использовании лесов в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 08.06.2022 № 1043), расположенных на земельном участке сельскохозяйственного назначения по адресу: Тверская область, м.р-н Зубцовский, с.п. Вазузское, ур. Боблево, кадастровый № 69:09:0000024:3706, общей площадью 14,4851 га, площадь, занятая лесными насаждениями на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 69:09:0000024:3706, превышает 0,5 га и соответствует критериям, предъявляемым к лесам в пункте 1 постановления Правительства Российской Федерации от 21.09.2020 № 1509 «Об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения» в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 08.06.2022 № 1043; средняя высота деревьев на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 69:09:0000024:3706 превышает 5 м и соответствует критериям, предъявляемым к лесам в пункте 1 постановления Правительства Российской Федерации от 21.09.2020 № 1509 «Об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения» в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 08.06.2022 № 1043; доля площади земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 69:09:0000024:3706, покрытая лесным растительным покровом, превышает 75% и соответствует критериям, предъявляемым к лесам в пункте 1 постановления Правительства Российской Федерации от 21.09.2020 № 1509 «Об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения» в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 08.06.2022 № 1043; сомкнутость крон древесного и кустарникового яруса на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 69:09:0000024:3706 превышает 0,8 и соответствует критериям, предъявляемым к лесам в пункте 1 постановления Правительства Российской Федерации от 21.09.2020 № 1509 «Об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения» в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 08.06.2022 № 1043. На земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 69:09:0000024:3706 преобладающей древесной породой является береза, хозяйство – мягколиственное. Состав насаждений на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 69:09:0000024:3706 - 4Б4Ивд2Ос+Олс, куст. Ивк.».

Несоответствий по содержанию с ранее представленной Обществом информацией, экспертом не выявлено.

С учетом изложенного, поскольку оспариваемое решение не соответствует требованиям закона и нарушает права и интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, иск удовлетворен правомерно.

Приведенные в жалобах доводы по существу повторяют позиции заявителей, изложенные в суде первой инстанции, которым дана надлежащая правовая оценка.

Принимая во внимание положения вышеуказанных норм материального и процессуального права, учитывая конкретные обстоятельства по делу, апелляционный суд считает, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Тверской области от 28 июня 2023 года по делу № А66-4711/2023 оставить без изменения, апелляционные жалобы Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской и Ярославской областям и Министерства лесного комплекса Тверской области– без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

А.Н. Шадрина

Судьи

Л.В. Зрелякова

О.Б. Ралько