ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
28 ноября 2008 года г. Вологда Дело № А05-8472/2008
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 ноября 2008 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Потеевой А.В., судей Матерова Н.В., Мурахиной Н.В. при ведении протокола секретарём судебного заседания Пушковой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Архангельске на решение Арбитражного суда Архангельской области от 25 сентября 2008 года по делу № А05-8472/2008 (судья Козьмина С.В.),
у с т а н о в и л:
Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Архангельске (далее – Управление Пенсионного фонда) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Луна" (далее – ООО "Луна", общество) штрафа в сумме 4105 руб. 40 коп. за представление сведений, необходимых для осуществления индивидуального персонифицированного учёта, за 2007 год с нарушением установленного законодательством срока.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований в связи нарушением Управлением Пенсионного фонда существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки.
Не согласившись с судебным актом, заявитель обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой. Ссылаясь на положения пункта 4 статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) указывает, что ООО "Луна" надлежащим образом было извещено о времени и месте рассмотрения акта проверки от 20.03.2008. По мнению подателя жалобы, общество знало о допущенном нарушении, что исключает обязанность Управления Пенсионного фонда устанавливать обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность страхователя.
ООО "Луна" отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено без их участия в порядке, определённом статьями 123, 156, 215, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Изучив доводы жалобы и письменные доказательства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены оспариваемого решения.
Как следует из материалов дела, ООО "Луна" зарегистрировано в качестве юридического лица 15.08.2005 Инспекцией Федеральной налоговой службы по городу Архангельску за основным государственным регистрационным номером 1052901133670 и является страхователем в соответствии со статьёй 1 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" (далее – Закон № 27-ФЗ).
Управлением Пенсионного фонда проведена проверка представленных обществом 20.03.2008 сведений индивидуального (персонифицированного) учёта о застрахованных лицах за 2007 год. По итогам проверки выявлено нарушение страхователем срока представления указанных сведений на 19 дней. Результаты проверки зафиксированы в акте от 20.03.2008 № 3. Пунктом 1 резолютивной части данного акта обществу предложено в случае несогласия с изложенными в нём фактами и с выводами должностного лица, обнаружившего правонарушение, в течение 10 дней со дня получения акта представить письменные возражения и документы, подтверждающие их обоснованность. Акт направлен обществу заказным письмом с уведомлением 20.03.2008 и возвращён Управлению Пенсионного фонда 23.04.2008 с отметкой органа почтовой связи "Истёк срок хранения" (лист дела 15).
Извещением от 04.04.2008 № 10/1047 Управление Пенсионного фонда пригласило общество присутствовать 16.04.2008 при рассмотрении вопроса о наложении штрафа за несвоевременное представление сведений индивидуального (персонифицированного) учёта. Указанное извещение направлено ООО "Луна" 07.04.2008 заказным письмом № 82844 и вручено 19.04.2008 директору общества ФИО1, о чём свидетельствует соответствующая отметка в почтовом уведомлении (лист дела 17).
16.04.2008 заместитель начальника Управления Пенсионного фонда рассмотрел материалы проверки, акт от 20.03.2008 № 3 в отсутствии представителя общества и принял решение № 3 о привлечении ООО "Луна" к ответственности путём применения предусмотренной статьёй 17 Закона № 27-ФЗ санкции в виде взыскания штрафа в сумме 4105 руб. 40 коп. Решение направлено обществу заказным письмом с уведомлением № 98974 и вручено 19.04.2008 директору ФИО1 (лист дела 19).
Требованием от 19.05.2008 обществу предложено уплатить финансовую санкцию в срок до 11.06.2008. Требование получено директором общества 31.05.2008 (лист дела 21). В связи с неуплатой ООО "Луна" штрафа в добровольном порядке, Управление Пенсионного фонда обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ в обязанности страхователя вменяется представлять в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту его регистрации один раз в год сведения о застрахованных лицах, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования; дополнительно к сведениям, предусмотренным настоящим пунктом, страхователь один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за отчётным, представляет сведения об уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц.
Учитывая, что 01.03.2008 является нерабочим днём, общество должно было представить указанные сведения не позднее 03.03.2008. Фактически данные сведения представлены 20.03.2008, то есть с пропуском установленного срока.
Абзацем третьим статьи 17 Закона № 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений предусмотрено применение к страхователям финансовых санкций в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчётный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Несмотря на правомерность выводов Управления Пенсионного фонда о наличии в действиях ООО "Луна" нарушения пенсионного законодательства Российской Федерации, следует признать, что рассмотрение материалов проверки произведено с существенными нарушениями установленной процедуры, исключающими привлечение общества к ответственности.
Правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (абзац третий статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации").
В соответствии со статьёй 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершённое противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое установлена ответственность.
Согласно положениям пункта 1 статьи 100 НК РФ в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки.
Акт налоговой проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его представителем). Об отказе лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, или его представителя подписать акт делается соответствующая запись в акте налоговой проверки (пункт 2 статьи 100 НК РФ).
В силу пункта 5 названной статьи акт налоговой проверки должен быть вручён лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем).
В случае если лицо, в отношении которого проводилась проверка, или его представитель уклоняются от получения акта налоговой проверки, этот факт отражается в акте налоговой проверки, и акт налоговой проверки направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. В случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправки заказного письма.
Таким образом, акт проверки может быть направлен правонарушителю по почте лишь в случае отказа последнего от получения такого акта.
Пунктом 2 статьи 101 НК РФ предусмотрено, что руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка. Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя.
Подпунктом 2 пункта 3 статьи 101 НК РФ установлена обязанность руководителя (заместителя руководителя) налогового органа перед рассмотрением материалов налоговой проверки по существу установить факт явки лиц, приглашённых для участия в рассмотрении. В случае неявки этих лиц руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выясняет, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, и принимает решение о рассмотрении материалов налоговой проверки в отсутствие указанных лиц либо об отложении указанного рассмотрения.
Обстоятельства спора свидетельствуют о том, что обществом 19.04.2008 получено письмо Управления Пенсионного фонда, в котором указана дата рассмотрения материалов камеральной проверки – 16.04.2008. Решение о привлечении к ответственности вынесено 16.04.2008, а получено обществом 19.04.2008.
Таким образом, общество до момента получения указанных письма и решения не знало о проведении в отношении него камеральной проверки, не имело возможности представить свои возражения по акту и о факте привлечения к ответственности было уведомлено позднее даты принятия решения.
К существенным условиям процедуры рассмотрения материалов проверки относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения. Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов проверки является основанием для отмены вышестоящим органом или судом решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (пункт 14 статьи 101 НК РФ). Аналогичная правовая позиция сформулирована Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 18 января 2005 года № 130-О.
Принимая во внимание изложенное, выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела, нарушения норм материального и процессуального права отсутствуют. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
п о с т а н о в и л :
решение Арбитражного суда Архангельской области от 25 сентября 2008 года по делу № А05-8472/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Архангельске – без удовлетворения.
Председательствующий А.В. Потеева
Судьи Н.В. Матеров
Н.В. Мурахина