НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2010 № 14АП-2886/10

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

  31 мая 2010 года

г. Вологда

Дело № А13-18528/2009 

Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 31 мая 2010 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Кудина А.Г. и Осокиной Н.Н.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Лущик Е.В.,

при участии от Управления Федерального казначейства по Вологодской области ФИО1 по доверенности от 13.01.2010 № 01-22/09, ФИО2 по доверенности от 11.01.2010 № 01-22/01, от Управления Федеральной налоговой службы по Вологодской области ФИО3 по доверенности от 27.08.2009, ФИО4 по доверенности от 29.06.2009,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской  области от 19 марта 2010 года по делу
 № А13-18528/2009 (судья Логинова О.П.),

у с т а н о в и л:

межмуниципальное общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания» (далее - общество, МООО «Управляющая компания») обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), к Управлению Федерального казначейства по Вологодской области (далее - УФК по Вологодской области, Казначейство), Управлению Федеральной налоговой службы по Вологодской области (далее - Управление ФНС) о признании незаконными действий по отказу в возврате ошибочно перечисленных налоговых платежей в сумме
 237 954 руб. 26 коп., а также о возложении обязанности принять решение о возврате ошибочно перечисленных налоговых платежей в общей сумме
 237 954 руб. 26 коп. в пятидневный срок со дня вступления решения в законную силу.

Решением Арбитражного суда Вологодской области от 19.03.2010 по делу № А13-18528/2009 признаны незаконными действия УФК по Вологодской области по отказу МООО «Управляющая компания» в возврате ошибочно перечисленных налоговых платежей в сумме 237 954 руб. 26 коп. как не соответствующие Бюджетному кодексу Российской Федерации (далее – БК РФ). Суд возложил обязанность на УФК по Вологодской области принять решение о возврате обществу ошибочно перечисленных налоговых платежей в сумме 237 954 руб. 26 коп. в пятидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу. В удовлетворении требований в части признания незаконными действий Управления ФНС по отказу в возврате ошибочно перечисленных налоговых платежей в сумме 237 954 руб. 26 коп. МООО «Управляющая компания» отказано.

Казначейство с судебным актом не согласилось и обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. Ссылаясь на пункт 12 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 05.09.2008 № 92н (далее - Порядок), считает, что в том случае, когда на территории субъекта Российской Федерации имеется администратор поступлений в бюджет, подведомственного тому же главному администратору поступлений в бюджет, то не предусмотрен порядок возврата казначейством невыясненных налоговых платежей. Поскольку на территории Вологодской области имеется такой администратор налоговых поступлений в бюджет - Управление ФНС, то действия казначейства являются законными. Кроме того, полагает, что часть 2 статьи 160.1 БК РФ не подлежит применению, поскольку имеет место ошибочное перечисление платежей, а не их излишняя уплата.

В судебном заседании представители Казначейства поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

Общество и Управление ФНС в отзывах на апелляционную жалобу с изложенными в ней доводами не согласились, просят решение оставить без изменения. В судебном заседании представители Управления ФНС поддержали доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.

Общество о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом извещено, в суд своих представителей не направило, в связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, проверив законность и обоснованность решения суда, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как усматривается в материалах дела, МООО «Управляющая компания», состоящая на налоговом учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Новгородской области (далее – инспекция), в феврале-марте 2009 года ошибочно перечислило налоги и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на счет УФК по Вологодской области в общей сумме 237 954 руб. 26 коп., указав в платежных поручениях получателем платежа Управление Федерального казначейства по Новгородской области (далее – УФК по Новгородской области), но при этом отразив счет УФК по Вологодской области.

Перечисленные средства поступили на счет № 40101810700000010002 и были учтены Казначейством по коду бюджетной классификации 10011701010010000180 «Невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет».

Управление ФНС на основании письма Казначейства от 14.05.2009 (листы 38-39) проведя работы по невыясненным платежам, установило факт ошибочного перечисления обществом налоговых платежей и направило в адрес Управления Федеральной налоговой службы по Новгородской области (УФНС по Новгородской области) информационное письмо о невыясненных платежах общества от 02.07.2009 № 09-08/007576 (лист 40).

Общество 31.07.2009 (лист 20) обратилось с просьбой к УФНС по Новгородской области и инспекции о проведении межрегионального зачета в соответствии с пунктами 4, 19 Порядка либо возврата в соответствии с пунктом 12 Порядка ошибочно перечисленных налогов и сборов.

Управление ФНС письмом от 28.08.2009 № 09-08/009818 (лист 43) направило Казначейству для принятия решения о возврате ошибочно перечисленных денежных средств копию письма инспекции с приложением заявления МООО «Управляющая компания».

УФК по Вологодской области письмом от 02.09.2009 № 02-08/1/3357 возвратило указанные документы без исполнения, указав, что решение по уточнению ошибочно перечисленных налоговых платежей с последующим их межрегиональным зачетом или по их возврату налогоплательщику вправе принять только Управление ФНС.

Инспекция в письме от 16.10.2009 (лист 21) сообщила обществу о направлении в адрес Управления ФНС письма от 25.08.2009 № 2.7-06/19788 с приложением копии заявления общества о возврате ошибочно перечисленных налоговых платежей, а также об отнесении указанных платежей к невыясненным поступлениям и о направлении Управлением ФНС в адрес казначейства указанного заявления для принятия решения по уточнению (возврату) невыясненных платежей.

Общество обратилось в Казначейство с заявлением от 09.11.2009 № 980 (лист 23) о возврате невыясненных платежей в соответствии с пунктом 12 Порядка и разъяснении способа зачета или возврата невыясненных платежей.

Казначейство письмом от 20.11.2009 № 02-08/6-4749 ему сообщило о невозможности проведения межрегионального зачета, так как данный зачет не может осуществляться по КБК 10011701010010000180 «Невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет», а также о невозможности проведения возврата, для которого необходимо письменное обращение администратора поступлений в бюджет, которому предназначался платеж, с приложением заявления налогоплательщика и копии нормативного правового акта главного администратора поступлений в бюджет, наделяющего его соответствующими полномочиями. На территории Вологодской области имеется администратор поступлений, подведомственный главному администратору - «Федеральная налоговая служба России», глава которого указана в соответствующем поле платежных документов. В установленные сроки Казначейство сообщило Управлению ФНС информацию о зачислении платежей и необходимости принятия решения об их уточнении.

Полагая нарушенными свои права, общество обратилось в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.

Суд первой инстанции, принимая решение, пришел к выводу о том, что исполнение обязанности по уплате налога ставится в зависимость от правильности указания в платежных документах номера счета органа Федерального казначейства. При неправильном его указании сумма налога не поступит в бюджетную систему. Подача заявления об уточнении платежа возможна при любых ошибках в платежном поручении, за исключением тех, которые повлекли неперечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.

Апелляционная коллегия считает решение суда законным, обоснованным и мотивированным.

Суд первой инстанции правильно сослался на подпункт 1 пункта 3 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), которым определено, что обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком, если иное не предусмотрено пунктом 4 статьи 45 данного Кодекса, с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.

В силу подпункта 4 пункта 4 статьи 45 НК РФ обязанность по уплате налога не признается исполненной в случае неправильного указания налогоплательщиком в поручении на перечисление суммы налога номера счета Федерального казначейства, повлекшего неперечисление этой суммы в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.

Абзац второй пункта 7 названной статьи предусматривает, что при обнаружении налогоплательщиком ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисления этого налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, налогоплательщик вправе подать в налоговый орган по месту своего учета заявление о допущенной ошибке с приложением документов, подтверждающих уплату им указанного налога и его перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика.

В рассматриваемом случае ошибочное указание номера счета Федерального казначейства в платежных поручениях общества на уплату налоговых платежей от 12.02.2009 № 158, от 12.02.2009 № 160, от 13.02.2009 № 169, от 19.02.2009 № 190, от 04.03.2009 № 270, от 06.03.2009 № 280, от 06.03.2009 № 281, от 06.03.2009 № 282, от 06.03.2009 № 283, от 06.03.2009 № 287 повлекло неперечисление отраженных в них сумм в бюджетную систему Российской Федерации, в связи с чем обязанность МООО «Управляющая компания» по уплате налоговых платежей в размере 237 954 руб. 26 коп. признается неисполненной и указанная сумма не является излишне уплаченной по смыслу налогового законодательства.

Статьями 78 и 79 НК РФ предусмотрен порядок возврата налоговыми органами только излишне уплаченного или излишне взысканного налога. При признании обязанности по уплате налога неисполненной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 настоящего Кодекса у налогового органа отсутствуют основания для принятия решения о возврате ошибочно перечисленных на счет другого органа Федерального казначейства налоговых платежей.

В силу пункта 1 статьи 40 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) доходы от налоговых платежей, поступивших в бюджетную систему Российской Федерации, зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их распределения этими органами в соответствии с нормативами, установленными бюджетным законодательством.

Органы Федерального казначейства осуществляют в установленном Министерством финансов Российской Федерации порядке учет доходов, поступивших в бюджетную систему Российской Федерации, и их распределение между бюджетами в соответствии с кодом бюджетной классификации Российской Федерации, указанным в расчетном документе на зачисление средств на счет, указанный в абзаце первом настоящего пункта, а в случае возврата (зачета, уточнения) платежа соответствующим администратором доходов бюджета - согласно представленному им поручению (уведомлению).

Порядок учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации утвержден Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 05.09.2008 № 92н.

В пункте 10 данного Порядка определено, что платежи, ошибочно перечисленные плательщиками на счет органа Федерального казначейства, предназначенные для уплаты на соответствующий счет другого органа Федерального казначейства, учитываются по КБК «Невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет», что в данном случае и имеет место.

В соответствии с пунктом 12 Порядка невыясненные поступления, ошибочно поступившие на счет органа Федерального казначейства и предназначенные для уплаты на соответствующий счет другого органа Федерального казначейства, могут быть возвращены плательщику органом Федерального казначейства по месту зачисления платежа на основании письменного обращения администратора поступлений в бюджет, которому предназначался платеж, с приложением заявления плательщика и копии нормативного правового акта главного администратора поступлений в бюджет, наделяющего его соответствующими полномочиями, и в случае отсутствия на территории данного субъекта Российской Федерации администратора поступлений в бюджет, подведомственного тому же главному администратору поступлений в бюджет.

Возврат осуществляется на основании заявления плательщика, администратора поступлений в бюджет и оформленной в соответствии с ними органом Федерального казначейства заявки на возврат не позднее 3 рабочих дней со дня поступления в орган Федерального казначейства соответствующего заявления.

В заявке на возврат невыясненных поступлений и в оформленном органом Федерального казначейства на ее основании расчетном документе в поле «Назначение платежа» указывается: «Возврат ошибочно перечисленных поступлений (с указанием причины возврата)».

В связи с этим, как правильно указал суд первой инстанции, при ошибочном перечислении платежей на счет другого органа Федерального казначейства и образовании на счете Казначейства невыясненных поступлений ошибочно перечисленные денежные средства могут быть возвращены плательщику органом Федерального казначейства по месту зачисления платежа.

Для возврата невыясненных платежей необходимо письменное обращение администратора поступлений в бюджет, которому предназначался платеж, с приложением заявления плательщика и копии нормативного правового акта главного администратора поступлений в бюджет, наделяющего его соответствующими полномочиями.

Приказом Федеральной налоговой службы от 05.12.2008 № ММ-3-1/643 «О порядке осуществления территориальными органами Федеральной налоговой службы бюджетных полномочий главных администраторов доходов и администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» полномочия администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по главе 182 «Федеральная налоговая служба» возложены на территориальные налоговые органы согласно приложению № 1.

На Управления ФНС по субъектам Российской Федерации возложены полномочия главных администраторов доходов по источникам доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, перечисленных в приложении № 2 данного Приказа.

Таким образом, для возврата ошибочно перечисленных обществом налоговых платежей на счет УФК по Вологодской области следовало представить обращение инспекции с приложением заявления общества и копии Приказа Федеральной налоговой службы от 05.12.2008 № ММ-3-1/643.

Позицию Казначейства о том, что в данном случае не подлежат применению нормы статьи 160.1 БК РФ, апелляционная коллегия считает ошибочной и основанной на неправильном применении норм материального права.

Довод подателя жалобы о том, что возврат платежей, ошибочно перечисленных на счет другого органа федерального казначейства, может быть произведен только при отсутствии на территории субъекта Российской Федерации по месту зачисления платежа администратора поступлений в бюджет, подведомственного тому же главному администратору поступлению в бюджет, подлежал оценке судом первой инстанции и обоснованно признан несостоятельным.

Статей 160.1 БК РФ определены бюджетные полномочия администраторов доходов бюджета, в том числе и полномочия на возврат платежей.

В соответствии с приложением 4 к Федеральному закону от 02.12.2008 № 308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и плановый период 2010 - 2011 годов» Федеральное казначейство осуществляет функции главного администратора коду бюджетной классификации 10011701010010000180 «Невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет».

Функции администратора доходов федерального бюджета по данному коду бюджетной классификации были закреплены Приказом Федерального казначейства от 28.12.2007 № 363 «О закреплении за органами Федерального казначейства полномочий по осуществлению функций администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по главе 100 «Федеральное казначейство» (в редакции Приказа от 18.03.2009 № 54).

В настоящее время указанные функции регулируются Приказом Федерального казначейства от 31.12.2009 № 315. В данных приказах органам Федерального казначейства предписано обеспечить исполнение функций администратора доходов федерального бюджета по кодам бюджетной классификации Российской Федерации согласно приложению № 1, в том числе и по коду бюджетной классификации 10011701010010000180 «Невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет».

Следовательно, УФК по Вологодской области обладает функциями администратора доходов федерального бюджета по данному коду бюджетной классификации и в соответствии с установленным порядком уполномочено производить возврат платежей, ошибочно перечисленных на неправильный номер счета Федерального казначейства.

Министерство финансов Российской Федерации в письме от 24.12.2009 № 03-02-07/1-569 разъяснило порядок возврата денежных средств, ошибочно перечисленных в счет уплаты налогов и страховых взносов на счет Федерального казначейства другого субъекта Российской Федерации, и указало, что по вопросу о возврате таких платежей следует обращаться в Федеральное казначейство, а не органы Федеральной налоговой службы.

Ссылка Казначейства на то, что суд неверно сослался на данное письмо Министерства финансов Российской Федерации, является несостоятельной, поскольку позиция, изложенная в нем, соответствует вышеприведенным нормативным актам.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный вывод, что Казначейство не имело правовых оснований для отказа в возврате налоговых платежей в общей сумме 237 954 руб. 26 коп., ошибочно перечисленных на счет УФК по Вологодской области.

Выводы суда, изложенные в решении от 19.03.2010, соответствуют обстоятельствам дела. Решение принято с учетом доказательств, исследованных в ходе судебного разбирательства.

Подателем апелляционной жалобы не приведены доводы, опровергающие решение суда, которое является законным и обоснованным.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Вологодской области от 19 марта 2010 года по делу № А13-18528/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Вологодской области – без удовлетворения.

Председательствующий

Н.В. Мурахина

Судьи

А.Г. Кудин

Н.Н. Осокина