27 февраля 2009 года г. Вологда Дело № А66-7434/2006
Резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 февраля 2009 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Богатыревой В.А., судей Потеевой А.В., Пестеревой О.Ю. при ведении протокола секретарем судебного заседания Сорокиной И.Ю.,
при участии от Тверского негосударственного Пенсионного фонда «Содружество» исполнительного директора ФИО1 по решению от 25.12.2003, ФИО2 по доверенности от 24.02.2009, от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Тверской области ФИО3 по доверенности от 27.01.2009 № 05-33/35,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 27 октября 2008 года по делу № А66-7434/2006 (судья Бачкина Е.А.),
у с т а н о в и л:
Тверской негосударственный Пенсионный фонд «Содружество» (далее – фонд, Тверской НПФ «Содружество») обратился в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Тверской области (далее – инспекция, межрайонная инспекция ФНС № 12) о признании частично недействительным решения от 16.06.2006 № 42 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. Также фондом заявлены требования о взыскании с инспекции судебных издержек в сумме 110 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Тверской области по делу от 28.06.2007 решение инспекции от 16.06.2006 № 42 признано недействительным в части доначисления налога на прибыль организаций (далее – налог на прибыль) за 2003 год в сумме 7564 рублей, соответствующих пеней и штрафа; налога на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) в сумме 675 988 рублей, соответствующих пеней и штрафа. В остальной части в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2007 решение суда оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 18.02.2008 указанные выше судебные акты отменены. Дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тверской области.
Решением Арбитражного суда Тверской области по делу от 27.10.2008 решение инспекции от 16.06.2006 № 42 признано недействительным в части доначисления налога на прибыль за 2003 год в сумме 516 601 рублей, соответствующих пеней и штрафа; налога на добавленную стоимость (далее – НДС) в сумме 325998 руб., соответствующих пеней и штрафа; НДФЛ в сумме 675 988 руб., соответствующих пеней и штрафа. В остальной части в удовлетворении требований отказано.
Налоговая инспекция с решением суда не согласилась в части удовлетворенных требований и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, в удовлетворении требования отказать, ссылаясь на обоснованное доначисление налога на прибыль, НДС, НДФЛ.
Тверской НПФ «Содружество» в отзыве и его представители в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласились, считают решение суда законным и обоснованным.
Межрайонные инспекции Федеральной налоговой службы № 9 и 10 по Тверской области, привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Представитель налоговой инспекции в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, инспекцией проведена выездная налоговая проверка фонда по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.2003 по 17.01.2006, по результатам которой составлен акт от 19.05.2006 № 52.
Рассмотрев акт выездной налоговой проверки от 19.05.2006 № 52, возражения налогоплательщика, заместитель руководителя инспекции принял решение от 16.06.2006 № 42 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения и предложении уплатить доначисленные налоги и пени.
Не согласившись с решением инспекции, фонд обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его частично недействительным.
В пункте 1 раздела «А» решения от 16.06.2006 № 42 инспекцией зафиксировано налоговое правонарушение, выразившееся в неправомерном отнесении на расходы суммы вознаграждения 31 518 руб. по договору агентирования от 17.08.2001, заключенному с открытым акционерным обществом СФ «Бетиз» (далее – ОАО СФ «Бетиз») при отсутствии у него лицензии по осуществлению деятельности по управлению негосударственными пенсионными фондами, в связи с чем налоговым органом доначислен налог на прибыль в сумме 7564 руб.
Суд апелляционной инстанции считает позицию инспекции по этому пункту решения неправомерной, а доначисление налога необоснованным.
Тверским НПФ «Содружество заключен договор агентирования от 17.08.2001 с ОАО СФ «Бетиз» и дополнительные соглашения к нему (т. 5, л. 63-73), 22.04.2003 подписано соглашение о расторжении этого договора (т. 5, л. 74).
По мнению инспекции, при отсутствии лицензии у ОАО СФ «Бетиз» на осуществление деятельности по управлению негосударственными пенсионными фондами не может быть отнесена на расходы сумма вознаграждения по вышеуказанному договору – 31 518 руб. за 2003 год. Те же доводы приводит инспекция в апелляционной жалобе.
В соответствии со статьей 247 НК РФ объектом обложения налогом на прибыль для российских организации признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 данного Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ).
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме, а под документально подтвержденными расходами – затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
В силу пункта 2 статьи 252 НК РФ расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.
Для негосударственных пенсионных фондов раздельно определяются расходы, связанные с получением дохода от размещения пенсионных резервов, и расходы, связанные с обеспечением уставной деятельности этих фондов.
К расходам, связанным с получением дохода от размещения пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов, кроме доходов, указанных в статьях 254 - 269 названного Кодекса (с учетом ограничений, предусмотренных законодательством Российской Федерации о негосударственном пенсионном обеспечении), относятся, в том числе расходы, связанные с получением дохода от размещения пенсионных резервов, включая вознаграждения управляющей компании, депозитария, профессиональных участников рынка ценных бумаг (подпункт 1 пункта 2 статьи 296 НК РФ).
В данном случае сторонами не оспаривается ни сумма вознаграждения, ни фактическое их оказание, ни документальное подтверждение этих расходов, ни их экономическая обоснованность.
Как правильно указал суд первой инстанции, факт отсутствия лицензии у контрагента на осуществление определенного вида деятельности не означает невозможность учесть понесенные налогоплательщиком расходы в целях налогообложения.
В пункте 2 раздела «А» решения от 16.06.2006 № 42 инспекцией зафиксировано налоговое правонарушение, выразившееся в занижении налоговой базы по налогу на прибыль за 2003, 2004 годы ввиду не включения в выручку доходов от сдачи имущества в аренду.
В ходе выездной налоговой проверки установлено, что фондом передано в аренду ранее приобретенное имущество: цех деревообработки, складское помещение по адресу: <...>; магазин по адресу: <...>; офисное помещение по адресу: <...>; двухкомнатная квартира по адресу: г. Зубцов; трехкомнатная квартира № 27 по адресу: <...>; три двухкомнатные № 13, 14, 19 и трехкомнатная № 20 квартиры по адресу: <...>.
Как указано в оспариваемом решении, данное имущество приобретено за счет пенсионных резервов без управляющей компании по доверительному управлению, что не отрицает заявитель.
Условиями договоров аренды предусмотрена цель передачи имущества в аренду – получение дохода от размещенных пенсионных резервов.
Доход от сдачи имущества в аренду за 2003 год в сумме 566897 рублей 51 копейки, за 2004 год в сумме 1554089 рублей 61 копейки фонд не включил в налоговую базу по налогу на прибыль и при заполнении налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, отразил в строке 090 (доход от осуществления других инвестиций) листа 11 декларации по налогу на прибыль за 2003 год и листа 09 декларации по налогу на прибыль за 2004 год (доход негосударственного пенсионного фонда, полученный от размещения пенсионных резервов) и строке 150 (доход, полученный от других инвестиций, рассчитанный исходя из ставки рефинансирования) (т. 2, л. 78-117).
В силу статьи 246 НК РФ фонд является плательщиком налога на прибыль.
Согласно статье 247 данного Кодекса объектом налогообложения по названному налогу признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Для российских организаций прибылью в силу главы 25 НК РФ признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с указанной главой названного Кодекса.
К доходам в целях главы 25 НК РФ относятся: 1) доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (далее - доходы от реализации), 2) внереализационные доходы (пункт 1 статьи 248 НК РФ).
Доходы от реализации определяются в порядке, установленном статьей 249 НК РФ, внереализационные доходы – в порядке, установленном статьей 250 НК РФ с учетом положений главы 25 НК РФ.
Негосударственный пенсионный фонд (далее – фонд) – это особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются:
деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения;
деятельность в качестве страховщиков по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001№ 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и договорами об обязательном пенсионном страховании;
деятельность в качестве страховщика по профессиональному страхованию в соответствии с федеральным законом и договорами о создании профессиональных пенсионных систем (пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (далее – Закон № 75-ФЗ).
Деятельность фонда по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда осуществляется на добровольных началах и включает в себя аккумулирование пенсионных взносов, размещение и организацию размещения пенсионных резервов, учет пенсионных обязательств фонда, назначение и выплату негосударственных пенсий участникам фонда (абзац первый пункта 2 статьи 2 Закона № 75-ФЗ).
Пенсионные резервы – совокупность средств, находящихся в собственности фонда и предназначенных для исполнения им обязательств перед участниками в соответствии с пенсионными договорами.
Доходы от размещения пенсионных резервов – дивиденды и проценты (доход) по ценным бумагам, а также по банковским депозитам, другие виды доходов от операций по размещению пенсионных резервов, чистый финансовый результат от реализации активов и чистый финансовый результат, отражающий изменение рыночной стоимости пенсионных резервов за счет переоценки на отчетную дату (статья 3 Закона № 75-ФЗ).
В соответствии со статьей 25 данного Федерального закона фонды осуществляют размещение средств пенсионных резервов самостоятельно, а также через управляющую компанию (управляющие компании). Фонды имеют право в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации самостоятельно размещать средства пенсионных резервов в государственные ценные бумаги Российской Федерации, банковские депозиты и иные объекты инвестирования, предусмотренные Правительством Российской Федерации.
Размещение средств пенсионных резервов, сформированных в соответствии с пенсионными правилами фонда, производится исключительно в целях сохранения и прироста средств пенсионных резервов в интересах участников.
Требования по формированию состава и структуры пенсионных резервов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Деятельность фондов по размещению средств пенсионных резервов и инвестированию средств пенсионных накоплений не относится к предпринимательской деятельности.
Порядок размещения средств пенсионных резервов и контроля за их размещением устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно Правилам размещения пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов и контроля за их размещением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.1999 № 1432 (далее – Правила), действовавшие в период спорных правоотношений, фонды могут самостоятельно размещать пенсионные резервы: в федеральные государственные ценные бумаги; в государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации; в муниципальные ценные бумаги; в банковские вклады (депозиты); в недвижимое имущество.
Требования к составу и структуре пенсионных резервов фонда, их предельные размеры, ограничения на размещение этих резервов и условия их размещения по отдельным направлениям устанавливаются Инспекцией негосударственных пенсионных фондов при Министерстве труда и социального развития Российской Федерации (далее – инспекция негосударственных пенсионных фондов).
При размещении пенсионных резервов в недвижимое имущество фонд обязан представлять указанной инспекции данные об оценке этого недвижимого имущества, проведенной независимым оценщиком, имеющим разрешение (лицензию) на осуществление данного вида деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Оценка стоимости недвижимого имущества, в которое размещены пенсионные резервы фонда, осуществляется независимым оценщиком не реже одного раза в год, а также при приобретении или отчуждении фондом недвижимого имущества.
Запрещается размещение пенсионных фондов: в казначейские обязательства Российской Федерации; в казначейские обязательства субъекта Российской Федерации; в производные ценные бумаги; при заключении фьючерсных и форвардных сделок; в ценные бумаги, выпущенные управляющей компанией и ее аффилированными лицами, а также депозитарием, актуарием и аудитором, обслуживающими фонд; в паи паевых инвестиционных фондов, если управляющая компания фонда одновременно является управляющей компанией этими паевыми инвестиционными фондами; в недвижимое имущество, отчуждение которого запрещено законодательством Российской Федерации; в уставной капитал организаций, чья организационно-правовая форма предполагает полную имущественную ответственность учредителей; путем предоставления займов (кредитов) физическим и юридическим лицам; в интеллектуальную собственность.
При размещении пенсионных резервов запрещается: безвозмездно отчуждать и передавать имущество, в которое размещены пенсионные резервы; выступать за счет имущества, в которое размещены пенсионные резервы, гарантом или поручителем исполнения обязательств третьими лицами; использовать пенсионные резервы фонда на покрытие расходов, связанных с обеспечением уставной деятельности фондов.
Пунктом 8 Требований к составу и структуре пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов, утвержденных приказом инспекции негосударственных пенсионных фондов от 10.01.2002 № 1 «О порядке размещения пенсионных резервов в 2002 году», действовавших в период спорных правоотношений, предусмотрено разделение доходности вложений, в которые размещаются пенсионные резервы, по виду на: вложения с установленной доходностью – вложения, доходность которых известна в момент приобретения (облигации, банковские депозиты, векселя и т.д.); вложения с рыночной доходностью – вложения, доходность которых определяется конъюнктурой рынка (акции и т.п.).
Статьей 295 НК РФ установлено, что доходы негосударственных пенсионных фондов определяются раздельно по доходам, полученным от размещения пенсионных резервов, и по доходам, полученным от уставной деятельности фондов.
В соответствии со статьей 296 НК РФ для негосударственных пенсионных фондов раздельно определяются расходы, связанные с получением дохода от размещения пенсионных резервов, и расходы, связанные с уставной деятельностью.
К доходам, полученным от размещения пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов, кроме доходов, предусмотренных статьями 249 и 250 данного Кодекса, в частности, относятся доходы от размещения средств пенсионных резервов в ценные бумаги, осуществления инвестиций и других вложений, установленных законодательством о негосударственных пенсионных фондах, определяемые в порядке, предусмотренном данным Кодексом для соответствующих видов доходов.
В целях налогообложения доход, полученный от размещения пенсионных резервов, определяется как положительная разница между полученным доходом от размещения пенсионных резервов и доходом, рассчитанным исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации и суммы размещенного резерва, с учетом времени фактического размещения при условии размещения указанных средств по пенсионным счетам.
В целях главы 25 НК РФ внереализационными доходами признаются доходы, не указанные в статье 249 названного Кодекса.
В данном случае суммы дохода, полученного от сдачи имущества в аренду, размещены фондом по пенсионным счетам, что налоговым органом не оспаривается, следовательно, доход от сдачи спорного имущества в аренду является доходом от размещения пенсионных резервов.
Каких-либо предписаний, касающихся нарушений в размещении пенсионных резервов фондом, инспекцией негосударственных пенсионных фондов как контролирующего органа не вынесено.
Согласно аудиторским заключениям аудиторской фирмы «АудитСити» по результатам проверки финансовой (бухгалтерской) отчетности за 2003, 2004, 2005 годы (т. 6, л. 141-151) финансовая (бухгалтерская) отчетность Тверского негосударственного пенсионного фонда «Содружество» отражает достоверно во всех существенных отношениях финансовое положение на 31.12.2004, 31.12.2005, 31.12.2003 соответственно и результаты финансово-хозяйственной деятельности в период с 01.01.2003 по 31.12.2003, с 01.01.2004 по 31.12.2004, с 01.01.2005 по 31.12.2005 включительно исходя из положений Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», приказа Минфина Российской Федерации от 21.12.2001 № 15н «О формах бухгалтерской отчетности негосударственных пенсионных фондов», Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий, утвержденного приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н, с учетом Указаний об отражении в бухгалтерском учете негосударственных пенсионных фондов операций по негосударственному пенсионному обеспечению, утвержденных приказом Минфина РФ от 19.12.2000 № 110 н.
Кроме того, согласно письму Министерства финансов Российской Федерации от 18.02.2008№ 03-03-06/3/2 доходы в виде арендной платы, полученной от сдачи в аренду имущества, приобретенного на средства пенсионных резервов, могут быть отнесены к доходам, полученным от размещения пенсионных резервов негосударственным пенсионным фондом.
При таких обстоятельствах, изучив характер доходов, полученных от сдачи имущества в аренду, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о правомерности отнесение фондом арендной платы к доходам от размещения пенсионных резервов фонда.
Кроме того, судом первой инстанции исследован вопрос правильности исчисления фондом расходов от размещения пенсионных резервов при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.
Фондом представлены документы бухгалтерской отчетности и первичные документы (копии платежных поручений, счетов), копии депозитарных договоров, распоряжений, распределения фонда оплаты труда за 2004 год.
Согласно акту сверки расходов, связанных с размещением пенсионных резервов фонда в недвижимое имущество по договорам аренды с правом выкупа за 2003 год, данные расходы составили в 2003 году 219 719 руб. 90 коп., согласно акту сверки за 2004 год – 692 663 руб. 52 коп. (т. 9, л. 92, 93).
Налоговой инспекцией не доказан факт неправомерного отнесения фондом указанных расходов к расходам от размещения пенсионных резервов. Ссылка в дополнении по делу от 15.04.2008 на представление фондом в ходе проверки только оборотно-сальдовых ведомостей по счету 26.1 «издержки обращения» за 2003-2004 годы судом не принимается. Инспекцией проводилась выездная налоговая проверка, в ходе которой имелась возможность истребования у налогоплательщика первичных документов, подтверждающих расходы от размещения пенсионных резервов. Доказательств истребования у налогоплательщика таких документов инспекция не представила.
Доводы инспекции в апелляционной жалобе о том, что расходы, указанные в акте сверки, связанные с оценкой объектов недвижимого имущества за 2003 год в сумме 16 000 руб. и за 2004 год – 35 500 руб., уплатой госпошлины за регистрацию договоров аренды с правом выкупа и регистрацию перехода права собственности на объекты недвижимого имущества за 2003 год в сумме 28 500 руб. и за 2004 год – 32 000 руб., оплатой услуг ОАО «Спецдеп» за 2003 год в сумме 10 379 руб. 10 коп. и за 2004 год – 26 490 руб. 44 коп., не могут быть учтены в уменьшении налоговой базы по налогу на прибыль, несостоятельны.
Согласно части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Правового обоснования своих доводов налоговый орган не привел.
Таким образом, факт отнесения фондом расходов в сумме 219 719 руб. 90 коп. в 2003 году и в сумме 692 663 руб. 52 коп. в 2004 году к расходам от размещения пенсионных резервов подтверждается материалами дела.
Следовательно, инспекцией неправомерно доначислен налог на прибыль организаций с внереализационных доходов, полученных фондом от сдачи имущества, приобретенного за счет пенсионных резервов, в аренду (раздел «А» пункта 2 оспариваемого решения).
По разделу «Б» решения налоговой инспекции суд считает неправомерным начисление инспекцией НДС в сумме 325 998 руб. за 2003-2005 годы с доходов, полученных от сдачи имущества в аренду.
В силу статьи 143 НК РФ фонд является плательщиком НДС.
В соответствии с пунктом 1 статьи 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
Согласно пункту 1 статьи 154 НК РФ налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком в соответствии с главой 21 НК РФ в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг).
При определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами (пункт 2 статьи 154 НК РФ).
Согласно подпункту 7 пункта 3 статьи 149 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации операции по оказанию услуг по страхованию, сострахованию и перестрахованию страховыми организациями, а также по оказанию услуг по негосударственному пенсионному обеспечению негосударственными пенсионными фондами.
Поскольку доходы от размещения пенсионных резервов направляются на пенсионное обеспечение, фонд правомерно пользовался этой льготой.
В пункте 3 раздела «Б» решения от 16.06.2006 № 42 инспекцией зафиксировано налоговое правонарушение, выразившееся в том, что фонд в нарушение пункта 2 статьи 213.1, пункта 1 статьи 226 НК РФ не исчислил, не удержал и не перечислил в бюджет НДФЛ за 2005 год в сумме 675 988 руб.
Тверским НПФ «Содружество» в 2005 году выплачена физическим лицам по договорам негосударственного пенсионного обеспечения негосударственная пенсия в сумме 5 199 904 руб. 83 коп.
Статья 213.1. НК РФ, введенная пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 29.12.2004 № 204-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации», устанавливает, что при определении налоговой базы по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и договорам обязательного пенсионного страхования, заключаемым с негосударственными пенсионными фондами, не учитываются: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемые организациями и иными работодателями в соответствии с законодательством Российской Федерации; накопительная часть трудовой пенсии; суммы пенсий, выплачиваемых по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным физическими лицами с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами в свою пользу; суммы пенсионных взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным организациями ииными работодателямис имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами; суммы пенсионных взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным физическими лицами с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами в пользу других лиц.
Пунктом 2 указанной нормы установлено, что при определении налоговой базы учитываются: суммы пенсий выплачиваемых физическим лицам по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным организациями и иными работодателями с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами; суммы пенсий, выплачиваемых по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным физическими лицами с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами в пользу других лиц; денежные (выкупные) суммы за вычетом сумм платежей (взносов), внесенных физическим лицом в свою пользу, которые подлежат выплате в соответствии с пенсионными правилами и условиями договоров негосударственного пенсионного обеспечения, заключенных с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами, в случае досрочного расторжения указанных договоров (за исключением случаев их досрочного расторжения по причинам, не зависящим от воли сторон, или перевода выкупной суммы в другой негосударственный пенсионный фонд), а также в случае изменения условий данных договоров в отношении срока их действия.
Указанные в названном пункте суммы подлежат налогообложению у источника выплат.
В соответствии с положениями статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
Федеральный закон от 29.12.2004 № 204-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» опубликован в Российской газете 31.12.2004 и вступил в силу 31.01.2005. Однако исходя из положений пункта 1 статьи 5 НК РФ, пункт 3 статьи 1 данного Федерального закона вступил в силу 01.01.2006 (с учетом налогового периода по налогу на доходы физических лиц – один год (статья 216 НК РФ), поскольку статьей 213.1 названного Кодекса устанавливается обязанность учета при определении налоговой базы по НДФЛ пенсий, которые ранее в налоговой базе не учитывались.
Следовательно, как правильно указал суд первой инстанции, обязанность определения налоговой базы по НДФЛ в соответствии с требованиями статьи 213.1 НК РФ в 2005 году у фонда не возникла.
Таким образом, решение суда соответствует действующему законодательству и оснований для его изменения или отмены не имеется.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ (в редакции Федерального закона от 25.12.2008 № 281-ФЗ) от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.
Поэтому государственная пошлина, по которой определением суда была предоставлена отсрочка уплаты, с инспекции в федеральный бюджет не взыскивается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
п о с т а н о в и л :
решение Арбитражного суда Тверской области от 27 октября 2008 года по делу № А66-7434/2006 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Тверской области – без удовлетворения.
Председательствующий В.А. Богатырева
Судьи А.В. Потеева
О.Ю. Пестерева