НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2020 № А05-8321/20

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

22 декабря 2020 года

г. Вологда

Дело № А05-8321/2020

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Докшиной А.Ю., рассмотрев без вызова сторон в порядке упрощенного производства по имеющимся в деле доказательствам апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Архангельской области от 14 октября 2020 года по делу № А05-8321/20200,

у с т а н о в и л:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ОГРН 1042901307602, ИНН 2904009699; адрес: 165300, Архангельская область, город Котлас, улица Карла Маркса, дом 14; далее – инспекция, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «Управление механизации» (ОГРН 1032901471932, ИНН 2905007366; адрес: 165650, область Архангельская, город Коряжма, улица имени Дыбцына, дом 24; далее – общество) 168 015 руб. 67 коп., в том числе:

- 800 руб. денежного взыскания за нарушение законодательства о налогах и сборах (требование № 32291 по состоянию на 16.09.2019);

- 800 руб. денежного взыскания за нарушение законодательства о налогах и сборах (требование № 14098 по состоянию на 10.09.2018);

- 400 руб. денежного взыскания за нарушение законодательства о налогах и сборах (требование № 2666 по состоянию на 29.01.2018);

- 797 руб. 85 коп. пеней по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, 1 342 руб. 55 коп. пеней по минимальному налогу в бюджеты субъектов до 01.01.2016 (требование № 37796 по состоянию на 16.10.2017);

- 950 руб. 04 коп. пеней, начисленных на налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (прочие начисления) (требование № 35892 по состоянию на 25.08.2017);

- 1 543 руб. 87 коп. пеней по транспортному налогу с организации (прочие начисления), 753 руб. 43 коп. пеней по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (прочие начисления), 789 руб. 53 коп. пеней по минимальному налогу в бюджеты субъектов до 01.01.2016 (прочие начисления) (требование № 30860 по состоянию на 26.06.2017);

- в размере 274 руб. 47 коп. пеней по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (прочие начисления) (требование № 24648 по состоянию на 10.05.2017);

- 2 306 руб. 25 коп. пеней по транспортному налогу с организаций (прочие начисления), 1 535 руб. 50 коп. пеней по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (прочие начисления), 1 179 руб. 45 коп. пеней по минимальному налогу в бюджеты субъектов до 01.01.2016 (прочие начисления) (требование № 23416 по состоянию на 24.04.2017);

- 105 руб. 70 коп. пеней по транспортному налогу с организаций (прочие начисления), 70 руб. 37 коп. пеней по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (прочие начисления), 03 руб. 77 коп. пеней по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности (прочие начисления), 54 руб. 05 коп. пеней по минимальному налогу в бюджеты субъектов до 01.01.2016 (прочие начисления) (требование № 804 по состоянию на 26.01.2017);

- 2 298 руб. 95 коп. пеней по транспортному налогу с организаций (прочие начисления), 1 530 руб. 65 коп. пеней по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (прочие начисления), 81 руб. 90 коп. пеней по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности (прочие начисления), 1 175 руб. 69 коп. пеней по минимальному налогу в бюджеты субъектов до 01.01.2016 (прочие начисления) (требование № 805 по состоянию на 26.01.2017);

- 2 501 руб. 14 коп. пеней по транспортному налогу с организаций (прочие начисления), 1 665 руб. 28 коп. пеней по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (прочие начисления), 89 руб. 14 коп. пени по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности (прочие начисления), 1 279 руб. 10 коп. пеней по минимальному налогу в бюджеты субъектов до 01.01.2016 (прочие начисления) (требование № 12937 по состоянию на 27.10.2016);

- 2 558 руб. 03 коп. пеней по транспортному налогу с организаций (прочие начисления), 738 руб. 95 коп. пеней по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (прочие начисления), 91 руб. 08 коп. пеней по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности (прочие начисления), 567 руб. 60 коп. пеней по минимальному налогу в бюджеты субъектов до 01.01.2016 (прочие начисления) (требование № 8670 по состоянию на 27.07.2016);

- 964 руб. 15 коп. пеней по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (прочие начисления), 740 руб. 54 коп. пеней по минимальному налогу в бюджеты субъектов до 01.01.2016 (прочие начисления) (требование № 6632 по состоянию на 17.06.2016);

- 1 453 руб. 41 коп. пеней по транспортному налогу с организаций (прочие начисления), 270 руб. 95 коп. пеней по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (прочие начисления), 51 руб. 83 коп. пеней по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности (прочие начисления), 743 руб. 25 коп. пеней по минимальному налогу в бюджеты субъектов до 01.01.2016 (прочие начисления) (требование № 4440 по состоянию на 28.04.2016);

- 52 780 руб. налога, взимаемого с налогоплательщика, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (прочие начисления), 21 534 руб. 93 коп. пеней по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (прочие начисления) (требование № 3834 по состоянию на 14.04.2016);

- 872 руб. 04 коп. пеней, начисленных на недоимку по транспортному налогу с организаций (прочие начисления), 31 руб. 08 коп. пеней по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности (прочие начисления), 445 руб. 94 коп. пеней по минимальному налогу в бюджеты субъектов до 01.01.2016 (прочие начисления) (требование № 2547 по состоянию на 09.03.2016);

- 552 руб. 28 коп. пеней по транспортному налогу с организаций (прочие начисления), 19 руб. 69 коп. пеней по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности (прочие начисления), 282 руб. 43 коп. пеней по минимальному налогу в бюджеты субъектов до 01.01.2016 (прочие начисления) (требование № 1324 по состоянию на 08.02.2016);

- 1 082 руб. 77 коп. пеней по транспортному налогу с организаций (прочие начисления), 38 руб. 58 коп. пеней по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности (прочие начисления), 553 руб. 75 коп. пеней по минимальному налогу в бюджеты субъектов до 01.01.2016 (прочие начисления) (требование № 273 по состоянию на 20.01.2016);

- 1 199 руб. 02 коп. пеней по транспортному налогу с организаций (прочие начисления), 42 руб. 70 коп. пеней по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности (прочие начисления), 613 руб. 24 коп. пеней по минимальному налогу в бюджеты субъектов до 01.01.2016 (прочие начисления) (требование № 63003 по состоянию на 08.12.2015);

- 1 940 руб. 23 коп. пеней по транспортному налогу с организаций (прочие начисления), 69 руб. 09 коп. пеней по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности (прочие начисления), 992 руб. 33 коп. пеней по минимальному налогу в бюджеты субъектов до 01.01.2016 (прочие начисления) (требование № 36460 по состоянию на 14.10.2015);

- 1 000 руб. штрафа (требование № 26073 по состоянию на 06.10.2015);

- 1 000 руб. штрафа (требование № 26074 по состоянию на 06.10.2015);

- 3 117 руб. 49 коп. пеней по транспортному налогу с организаций (прочие начисления), 219 руб. 81 коп. пеней по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности (прочие начисления), 1 036 руб. 90 коп. пеней по минимальному налогу в бюджеты субъектов до 01.01.2016 (прочие начисления) (требование № 19883 по состоянию на 17.07.2015);

- 946 руб. 74 коп. пеней по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения дохода, уменьшенные на величину расходов (прочие начисления), 5 977 руб. минимального налога в бюджеты субъектов до 01.01.2016 (прочие начисления), 499 руб. 91 коп. пеней по минимальному налогу в бюджеты субъектов до 01.01.2016 (прочие начисления) (требование № 14443 по состоянию на 15.04.2015);

- 4 170 руб. транспортного налога с организаций, 375 руб. 13 коп. пеней по транспортному налогу с организаций (прочие начисления) (требование № 8289 по состоянию на 24.02.2015);

- 1 330 руб. 69 коп. пеней по минимальному налогу в бюджеты субъектов до 01.01.2016 (прочие начисления) (требование № 8288 по состоянию на 24.02.2015);

- 12 518 руб. транспортного налога с организаций (прочие начисления), 12 518 руб. транспортного налога с организаций (прочие начисления), 3 393 руб. 96 коп. пеней, по транспортному налогу с организаций (прочие начисления) (требование № 5596 по состоянию на 12.02.2015);

- 1 239 руб. 29 коп. пеней по транспортному налогу с организаций (прочие начисления), 69 руб. 99 коп. пеней по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности (прочие начисления), 247 руб. 13 коп. пеней по минимальному налогу в бюджеты субъектов до 01.01.2016 (прочие начисления) (требование № 34871 по состоянию на 07.10.2014);

- 608 руб. 31 коп. пеней по минимальному налогу в бюджеты субъектов до 01.01.2016 (прочие начисления) (требование № 31703 по состоянию на 11.09.2014);

- 1 253 руб. 03 коп. пеней по транспортному налогу с организаций (прочие начисления) (требование № 27478 по состоянию на 09.07.2014);

- 70 руб. 77 коп. пеней по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности (прочие начисления), 864 руб. 95 коп. пеней по минимальному налогу в бюджеты субъектов до 01.01.2016 (прочие начисления) (требование № 27506 по состоянию на 09.07.2014).

Одновременно инспекцией заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обращение с исковым заявлением.

На основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.

Решением Арбитражного суда Архангельской области от 29 сентября 2020 года, принятым в виде резолютивной части, отказано в удовлетворении ходатайства инспекции о восстановлении пропущенного срока для подачи заявления о взыскании налогов, пеней и штрафов, а также отказано в удовлетворении заявленных требований.

По заявлению инспекции Арбитражным судом Архангельской области 14.10.2020 составлено мотивированное решение.

Инспекция с таким решением не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой (с учетом ее дополнения от 16.11.2020), в которой просит решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить. В обоснование жалобы ссылается на то, что прекращение обязанности налогоплательщика-организации по уплате налогов (пеней, штрафов) в период нахождения ее в стадии ликвидации Налоговым кодексом Российской Федерации (далее – НК РФ) не предусмотрено (письмо Минфина России от 29.11.2011 № 03-02-07/1-410). По мнению инспекции, поскольку общество с 16.05.2014 по 31.12.2019 находилось в стадии ликвидации, впоследствии ликвидация общества отменена самой организацией, в указанный промежуток времени объективная возможность по взысканию недоимки у налогового органа отсутствовала, сроки исполнения вышеуказанных требований, предусмотренные статьями 46 и 47 НК РФ, истекли. Ссылается на приостановление применения мер взыскания задолженности в период с 03.04.2020 по 01.07.2020 в связи с распространением новой коронавирусной инфекции. Считает, что решение суда нарушает права и законные интересы инспекции, поскольку основано на недостаточно исследованных обстоятельствах дела.

Отзыв на апелляционную жалобу от общества не поступил.

Согласно части 1 статьи 272.1 АПК РФ и пункту 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 № 10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве» апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам без проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о принятии апелляционной жалобы к производству в порядке упрощенного производства и ее рассмотрении без вызова сторон.

Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.

Как указано заявителем, общество состоит на налоговом учете в инспекции в качестве плательщика страховых взносов, минимального налога, уплачиваемого в бюджеты субъектов в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

Обществом 23.05.2014 в регистрирующий орган представлено уведомление о ликвидации юридического лица от 16.05.2014 № 495, соответствующая запись внесена в Единый государственный реестр юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ).

В дальнейшем, 15.01.2020, в налоговый орган от общества проступило уведомление об отмене решения о ликвидации юридического лица от 31.12.2019 № 2910794А, о чем внесена соответствующая запись в ЕГРЮЛ.

Инспекцией в период процедуры ликвидации общества в адрес последнего направлены требования об уплате в том числе следующих сумм налогов, сборов, пеней и штрафов:

-требование № 32291 от 16.09.2019 об уплате денежного взыскания за нарушение законодательства о налогах и сборах в размере 800руб.;

-требование № 14098 от 10.09.2018 об уплате денежного взыскания за нарушение законодательства о налогах и сборах в размере 800 руб.;

-требование № 2666 от 29.01.2018 об уплате денежного взыскания за нарушение законодательства о налогах и сборах в размере 400 руб.;

-требование № 37796 от 16.10.2017 об уплате пеней, начисленных на налог, взимаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения дохода, уменьшенные на величину расходов (прочие начисления) в размере 797 руб. 85 коп., пеней, начисленных на минимальный налог в бюджеты субъектов до 01.01.2016 в размере 1 342 руб. 55 коп.;

-требование № 35892 от 25.08.2017 об уплате пеней, начисленных на налог, взимаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (прочие начисления), в размере 950 руб. 04 коп.;

-требование № 30860 от 26.06.2017 об уплате пеней, начисленных на недоимку по транспортному налогу с организации (прочие начисления), в размере 1 543 руб. 87 коп., пеней, начисленных на недоимку по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (прочие начисления), в размере 753 руб. 43 коп., пеней, начисленных на недоимку по минимальному налогу в бюджеты субъектов до 01.01.2016 (прочие начисления), в размере 789 руб. 53 коп.;

-требование № 24648 от 10.05.2017 об уплате пеней, начисленных на недоимку по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (прочие начисления), в размере 274 руб. 47 коп.;

-требование № 23416 от 24.04.2017 об уплате пеней, начисленных на недоимку по транспортному налогу с организаций (прочие начисления), в размере 2 306 руб. 25 коп., пеней, начисленных на недоимку по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (прочие начисления), в размере 1 535 руб. 50 коп., пеней, начисленных на недоимку по минимальному налогу в бюджеты субъектов до 01.01.2016 (прочие начисления), в размере 1 179 руб. 45 коп.;

-требование № 804 от 26.01.2017 об уплате пеней, начисленных на недоимку по транспортному налогу с организаций (прочие начисления), в размере 105 руб. 70 коп., пеней, начисленных на недоимку по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (прочие начисления), в размере 70 руб. 37 коп., пеней, начисленных на недоимку по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности (прочие начисления), в размере 03 руб. 77 коп., пеней, начисленных на недоимку по минимальному налогу в бюджеты субъектов до 01.01.2016 (прочие начисления), в размере 54 руб. 05 коп.;

-требование № 805 от 26.01.2017 об уплате пеней, начисленных на недоимку по транспортному налогу с организаций (прочие начисления), в размере 2 298 руб. 95 коп., пени, начисленных на недоимку по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (прочие начисления), в размере 1 530 руб. 65 коп., пеней, начисленных на недоимку по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности (прочие начисления), в размере 81 руб. 90 коп., пеней, начисленных на недоимку по минимальному налогу в бюджеты субъектов до 01.01.2016 (прочие начисления), в размере 1175 руб. 69 коп.;

-требование № 12937 от 27.10.2016 об уплате пеней, начисленных на недоимку по транспортному налогу с организаций (прочие начисления), в размере 2 501 руб. 14 коп.; пени, начисленных на недоимку по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (прочие начисления), в размере 1 665 руб. 28 коп., пеней, начисленных на недоимку по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности (прочие начисления), в размере 89 руб. 14 коп., пеней, начисленных на недоимку по минимальному налогу в бюджеты субъектов до 01.01.2016 (прочие начисления), в размере 279 руб. 10 коп.;

-требование № 8670 от 27.07.2016 об уплате пеней, начисленных на недоимку по транспортному налогу с организаций (прочие начисления), в размере 2 558 руб. 03 коп., пени, начисленных на недоимку по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (прочие начисления), в размере 738 руб. 95 коп., пеней, начисленных на недоимку по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности (прочие начисления), в размере 91 руб. 08 коп., пеней, начисленных на недоимку по минимальному налогу в бюджеты субъектов до 01.01.2016 (прочие начисления), в размере 567 руб. 60 коп.;

-требование № 6632 от 17.06.2016 об уплате пеней, начисленных на недоимку по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (прочие начисления), в размере 964 руб. 15 коп., пеней, начисленных на недоимку по минимальному налогу в бюджеты субъектов до 01.01.2016 (прочие начисления), в размере 740 руб. 54 коп.;

-требование № 4440 от 28.04.2016 об уплате пеней, начисленных на недоимку по транспортному налогу с организаций (прочие начисления), в размере 1 453 руб. 41 коп., пеней, начисленных на налог, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (прочие начисления), в размере 270 руб. 95 коп., пеней, начисленных на недоимку по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности (прочие начисления), в размере 51 руб. 83 коп., пеней, начисленных на недоимку по минимальному налогу в бюджеты субъектов до 01.01.2016 (прочие начисления), в размере 743 руб. 25 коп.;

- требование № 3834 от 14.04.2016 об уплате налога, взимаемого с налогоплательщика, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (прочие начисления), в размере 52 780 руб., пеней, начисленных по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (прочие начисления), в размере 21 534 руб. 93 коп.;

-требование № 2547 от 09.03.2016 об уплате пеней, начисленных на недоимку по транспортному налогу с организаций (прочие начисления), в размере 872 руб. 04 коп., пени, начисленных на недоимку по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности (прочие начисления), в размере 31 руб. 08 коп., пеней, начисленных на недоимку по минимальному налогу в бюджеты субъектов до 01.01.2016 (прочие начисления), в размере 445 руб. 94 коп.,

-требование № 1324 от 08.02.2016 об уплате пеней, начисленных на недоимку по транспортному налогу с организаций (прочие начисления), в размере 552 руб. 28 коп., пеней, начисленных на недоимку по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности (прочие начисления), в размере 19 руб. 69 коп., пеней, начисленных на недоимку по минимальному налогу в бюджеты субъектов до 01.01.2016 (прочие начисления), в размере 282 руб. 43 коп.;

-требование № 273 от 20.01.2016 об уплате пеней, начисленных на недоимку по транспортному налогу с организаций (прочие начисления), в размере 1 082 руб. 77 коп., пеней, начисленных на недоимку по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности (прочие начисления), в размере 38 руб. 58 коп., пеней, начисленных на недоимку по минимальному налогу в бюджеты субъектов до 01.01.2016 (прочие начисления), в размере 553 руб. 75 коп.;

-требование № 63003 от 08.12.2015 об уплате пеней, начисленных на недоимку по транспортному налогу с организаций (прочие начисления), в размере 1 199 руб. 02 коп., пеней, начисленных на недоимку по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности (прочие начисления), в размере 42 руб. 70 коп., пеней, начисленных на недоимку по минимальному налогу в бюджеты субъектов до 01.01.2016 (прочие начисления), в размере 613 руб. 24 коп.;

-требование № 36460 от 14.10.2015 об уплате пеней, начисленных на недоимку по транспортному налогу с организаций (прочие начисления), в размере 1 940 руб. 23 коп., пеней, начисленных на недоимку по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности (прочие начисления), в размере 69 руб. 09 коп., пеней, начисленных на недоимку по минимальному налогу в бюджеты субъектов до 01.01.2016 (прочие начисления), в размере 992 руб. 33 коп.,

-требование № 26073 от 06.10.2015 об уплате денежного взыскания, начисленного за нарушение законодательства о налогах и сборах (единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности), в размере 1 000 руб.;

-требование № 26074 от 06.10.2015 об уплате денежного взыскания, начисленного за нарушение законодательства о налогах и сборах (единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности), в размере 1 000 руб.;

-требование № 19883 от 17.07.2015 об уплате пеней, начисленных на недоимку по транспортному налогу с организаций (прочие начисления), в размере 3 117 руб. 49 коп., пеней, начисленных на недоимку по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности (прочие начисления), в размере 219 руб. 81 коп., пеней, начисленных на недоимку по минимальному налогу в бюджеты субъектов до 01.01.2016 (прочие начисления), в размере 1 036 руб. 90 коп.;

-требование № 14443 от 15.04.2015 об уплате пеней, начисленных на налог, взимаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения дохода, уменьшенные на величину расходов (прочие начисления) в размере 946 руб. 74 коп., минимального налога в бюджеты субъектов до 01.01.2016 (прочие начисления) в размере 5 977 руб. 00 коп., пеней, начисленных на недоимку по минимальному налогу в бюджеты субъектов до 01.01.2016 (прочие начисления), в размере 499 руб. 91 коп.;

-требование № 8289 от 24.02.2015 об уплате транспортного налога с организаций в размере 4 170 руб.; пеней, начисленных на недоимку по транспортному налогу с организаций (прочие начисления), в размере 375 руб. 13 коп.;

-требование № 8288 от 24.02.2015 об уплате пеней, начисленных на недоимку по минимальному налогу в бюджеты субъектов до 01.01.2016 (прочие начисления), в размере 1 330 руб. 69 коп.;

-требование № 5596 от 12.02.2015 об уплате транспортного налога с организаций (прочие начисления) в размере 12 518 руб., транспортного налога с организаций (прочие начисления) в размере 12 518 руб., пеней, начисленных на недоимку по транспортному налогу с организаций (прочие начисления), в размере 3 393 руб. 96 коп.;

-требование № 34871 от 07.10.2014 об уплате пеней, начисленных на недоимку по транспортному налогу с организаций (прочие начисления), в размере 1 239 руб. 29 коп., пеней, начисленных на недоимку по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности (прочие начисления), в размере 69 руб. 99 коп., пеней, начисленных на недоимку по минимальному налогу в бюджеты субъектов до 01.01.2016 (прочие начисления), в размере 247 руб. 13 коп.;

-требование № 31703 от 11.09.2014 об уплате пеней, начисленных на недоимку по минимальному налогу в бюджеты субъектов до 01.01.2016 (прочие начисления), в размере 608 руб. 31 коп.;

-требование № 27478 от 09.07.2014 об уплате пеней, начисленных на недоимку по транспортному налогу с организаций (прочие начисления), в размере 1 253 руб. 03 коп.;

-требование № 27506 от 09.07.2014 об уплате пеней, начисленных на недоимку по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности (прочие начисления), в размере 70 руб. 77 коп., пеней, начисленных на недоимку по минимальному налогу в бюджеты субъектов до 01.01.2016 (прочие начисления), в размере 864 руб. 95 коп.

Поскольку добровольно требования в части указанных сумм обществом не исполнены, инспекция обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований, установив пропуск налоговым органом срока на обращение в суд и отсутствие оснований для удовлетворения ходатайства о восстановлении данного срока.

Апелляционная инстанция при рассмотрении настоящего дела исходит из следующего.

Согласно пункту 1 статьи 3 и подпунктам 1, 4 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по налогам, которые они обязаны уплачивать. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик должен самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

В силу пункта 2 той же статьи Кодекса в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном НК РФ.

Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 НК РФ.

Согласно пункту 8 статьи 45 НК РФ вышеназванные положения применяются и в отношении сборов, пеней, штрафов.

В силу пункта 3 статьи 46 НК РФ решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) – организациии или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

В рассматриваемом случае инспекцией решения в порядке, предусмотренном статьями 46, 47 НК РФ, не принимались, поскольку общество находилось в процедуре ликвидации.

Положениями статьи 49 данного Кодекса установлен порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) при ликвидации организации.

Согласно пункту 1 статьи 49 НК РФ, обязанность по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации, в том числе полученных от реализации ее имущества. В случае недостаточности денежных средств оставшаяся задолженность должна быть погашена учредителями указанной организации в пределах и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Очередность исполнения обязанности по уплате налогов и сборов при ликвидации организации среди расчетов с другими ее кредиторами определяется гражданским законодательством Российской Федерации.

Положения названной статьи устанавливают порядок фактического исполнения обязанности по уплате налогов (сборов, пеней, штрафов), но не ограничивают налоговый орган в реализации его права на обращение в суд с заявлением о взыскании соответствующей недоимки и не содержат положений, продлевающих установленные НК РФ сроки принудительного взыскания в судебном порядке.

Вопреки позиции инспекции, нахождение общества в процедуре ликвидации не препятствовало обращению налогового органа в суд с заявлением о взыскании образовавшейся задолженности.

Данный вывод согласуется также с положениями статьи 64.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой, в случае отказа ликвидационной комиссии удовлетворить требование кредитора или уклонения от его рассмотрения кредитор до утверждения ликвидационного баланса юридического лица вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении его требования к ликвидируемому юридическому лицу.

В рассматриваемом случае инспекция мер к взысканию с общества задолженности не принимала до 24.07.2020 (дата подачи настоящего заявления на почту), то есть как в период нахождения общества в процедуре ликвидации, так и в течение более полугода после отмены данной процедуры.

Ссылка инспекции на пункт 7 постановления Правительства Российский Федерации от 02.04.2020 № 409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики» (далее – постановление № 409), согласно которому предельные сроки принятия решения о взыскании налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов увеличиваются на 6 месяцев, не может быть принята в рамках настоящего спору, поскольку из положений указанной нормы не следует ее применение к тем срокам, которые уже истекли на дату издания данного постановления.

В рассматриваемом случае срок исполнения самого позднее из требований инспекции истек 09.10.2019, соответственно двухмесячный срок, установленный пунктом 3 статьи 46 НК РФ, истек ранее вынесения постановления № 409.

Положения указанного постановления не предусматривают продление установленного пунктом 3 статьи 46 НК РФ срока на обращение налогового органа в суд с заявлением о взыскании задолженности.

Согласно ответу на вопрос № 2, изложенному в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 1, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21.04.2020, объявленные в связи с вышеуказанными мерами нерабочие дни включаются в процессуальные сроки и не являются основанием для переноса дня окончания процессуальных сроков на следующий за ними рабочий день.

Как указано выше, в силу статьи 46 НК РФ заявление в суд может быть подано в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога (сбора, пеней, штрафа). Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Оснований для исчисления указанного срока в иной продолжительности в том числе исходя из того, что размер предъявленной задолженности превышает 3 000 руб., не имеется.

Учитывая установленные в представленных инспекцией требованиях сроки их исполнения, с заявлением о взыскании задолженности по требованиям, выставленным до 14.12.2017, инспекция могла обратиться в суд не позднее июня 2018 года, по требованию от 16.09.2019 – не позднее 13.04.2020 (11.04.2020 и 12.04.2020 – выходные дни).

Инспекция направила в суд настоящее заявление 24.07.2020, то есть с пропуском установленного НК РФ срока.

Заявитель факт пропуска срока для обращения в суд не оспаривал, заявил ходатайство о восстановлении пропущенного срока, сославшись на отсутствие объективной возможности по взысканию недоимки, поскольку общество находилось в стадии ликвидации, а в период с 03.04.2020 по 01.07.2020 приостановлены меры взыскания задолженности и соответствующих обеспечительных мер, установленных НК РФ.

Нормы НК РФ и АПК РФ не содержат перечня причин, при наличии которых суд может восстановить срок, установленный пунктом 3 статьи 46 НК РФ. Вместе с тем лицо, ходатайствующее о восстановлении срока на обращение в суд, в порядке статьи 65 АПК РФ обязано доказать не только наличие причин пропуска установленного срока, но и их уважительность.

В соответствии с пунктом 60 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – постановление № 57) не могут рассматриваться в качестве уважительных причин пропуска сроков внутренние организационные причины, повлекшие несвоевременную подачу заявления.

Рассмотрев заявленное инспекцией ходатайство, суд первой инстанции правомерно отказал в его удовлетворении ввиду отсутствия уважительных причин пропуска срока, установленного для обращении в суд.

С выводами суда первой инстанции в отношении указанного ходатайства апелляционный суд согласен.

Доказательств наличия обстоятельств, объективно препятствовавших инспекции своевременно обратиться в суд с настоящим заявлением, в материалах дела не имеется. Доводы, изложенные в жалобе, вопреки позиции ее подателя, о наличии таких препятствий не свидетельствуют.

Пропуск срока на обращение в суд является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении предъявленного требования.

Вместе с тем суд первой инстанции также правильно указал на отсутствие документального подтверждения предъявленной задолженности.

В силу части 4 статьи 215 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.

Инспекцией в материалы дела не представлено доказательств оснований возникновения и размера недоимки, предъявленной к взысканию с общества.

Вопреки доводам подателя жалобы, карточки расчетов с бюджетом таким доказательством не являются.

Как разъяснено в пункте 57 постановления № 57, согласно пункту 3 статьи 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора.

В силу положений пункта 6 статьи 75 Кодекса принудительное взыскание пеней с организаций и индивидуальных предпринимателей производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 НК РФ.

При применении указанных норм судам необходимо исходить из того, что пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы соответствующего налога.

В данном случае в обоснование требований в части пеней инспекцией представлены расчеты предъявленных сумм пеней. Вместе с тем поскольку документальное подтверждение оснований, периода возникновения и размера недоимки, на которую начислены пени, доказательств принятия своевременных мер к взысканию данной недоимки в материалах дела не имеется, а также ввиду установленного выше отсутствия оснований для восстановления пропущенного инспекцией срока взыскания предъявленной по настоящему заявлению недоимки, требования инспекции в части пеней не могут быть признаны обоснованными.

Наряду с этим инспекцией не представлено доказательств выявления обстоятельств, послуживших основанием применения к обществу мероприятий налогового контроля, соблюдения процедуры привлечения общества к ответственности за совершение налоговых правонарушений в виде предъявленных к взысканию сумм штрафов, соответственно в данной части требования инспекции достаточными доказательствами в нарушение статей 65, 215 АПК РФ также не подтверждены.

Ввиду изложенного суд первой инстанции правильно заключил, что заявленные инспекцией требования удовлетворению не подлежат.

Доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней подлежат отклонению как основанные на ошибочном толковании норм материального права применительно к предмету и обстоятельствам настоящего спора.

Несогласие инспекции с толкованием судом первой инстанции правовых норм, подлежащих применению в деле, иная оценка подателем жалобы фактических обстоятельств дела не является правовым основанием для отмены решения суда.

Поскольку судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, оснований для отмены состоявшегося судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Архангельской области от 14 октября 2020 года по делу № А05-8321/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья

А.Ю. Докшина