ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001
19 октября 2007 года | г. Вологда | Дело № А05-1240/2007 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей Богатыревой В.А., Чельцовой Н.С. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Воеводиной О.Н.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Архангельской области от 18 июня 2007 года (судья Меньшикова И.А.) по заявлению рыболовецкого колхоза «Красное знамя» к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, инспекции Федеральной налоговой службы по г. Архангельску, инспекции Федеральной налоговой службы по г. Мурманску с участием третьего лица на стороне заявителя – общества с ограниченной ответственностью «Компания ЛКТ» о признании недействительными ненормативных актов
при участии от заявителя Потеряшина А.А. по доверенности от 09.07.2007, от межрайонной инспекции ФНС России № 7 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Дроздова М.А. по доверенности от 09.01.2007, Кудрявина В.С. по доверенности от 05.12.2006,
у с т а н о в и л:
рыболовецкий колхоз «Красное знамя» (далее – Колхоз) обратился в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – Инспекция) о признании недействительными решения от 22.01.2007 № 09-15/177дсп и требований от 24.01.2007 №№ 439, 440, 441. С учетом уточнений требований заявитель оспаривает также требование инспекции ФНС России по г. Архангельску об уплате налога от 06.03.2007 № 12 и требование инспекции ФНС России по г. Мурманску об уплате налога от 27.02.2007 № 24. Судом привлечены к участию в деле в качестве ответчиков инспекция Федеральной налоговой службы по г. Архангельску и инспекция Федеральной налоговой службы по г. Мурманску. Также судом привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, на стороне заявителя, общество с ограниченной ответственностью «Компания «ЛКТ» (далее – Общество, ООО «Компания ЛКТ»).
Определением суда от 18 мая 2007 производство по делу о признании недействительным решения Инспекции и выставленных на его основании требований в части эпизода по транспортному налогу прекращено в связи с частичным отказом Колхоза от заявленных требований..
Решением суда от 18 июня 2007 года оспариваемое решение Инспекции признано не соответствующим Налоговому кодексу Российской Федерации (далее – НК РФ) и недействительным в части:
начисления налога на прибыль за 2004 год в сумме 11605044 руб., соответствующих пеней и штрафа:
начисления налога на имущество за 2004 год по г. Мурманску, соответствующих пеней и штрафов;
начисления налога на имущество за 2005 год по г. Мурманску, соответствующих пеней и штрафов - по судам «Холмогорск». «Анграпа», «Луда». «Патракеевка», «Онега»;
-начисления налога на имущество за 2005 год по г. Архангельску, соответствующих пеней и штрафов;
-начисления налога на добавленную стоимость, соответствующих пеней и штрафа по пункту 1 статьи 122 НК РФ по эпизоду налоговых вычетов, связанных с приобретением судна «Байкал»;
-наложения штрафов но пункту 2 статьи 119 НК РФ за непредставление налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость за июль 2004 года, октябрь и ноябрь 2005 года в части суммы 491612 руб. 20 коп.;
-начисления единого налога на вмененный доход в сумме 6708 руб., соответствующих пеней,
-начисления налога на доходы физических лиц в сумме 362147 руб.. соответствующих пеней.
Признаны недействительными требования межрайонной инспекции ФНС России № 7 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу №№ 439, 440, 441 от 24.01.2007, требование инспекции ФНС России по г. Архангельску от 06.03.2007 № 12 и требование Инспекции ФНС России по т. Мурманску от 27.02.2007 № 24 в части, соответствующей недействительной части решения межрайонной инспекции ФНС России № 7 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 22.01.2007 № 09-15/177.
Признан недействительным пункт 7 требования межрайонной инспекции ФНС России № 7 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу № 439 от 24.01.2007 в части налога на добавленную стоимость, требуемого к уплате без учета суммы налога, подлежащей уменьшению по пункту 2.3 решения от 22.01.2007 № 09-15/177.
В удовлетворении остальной части требований отказано.
Инспекция не согласилась с судебным решением в части признания недействительным оспариваемого решения по эпизодам начисления налога на прибыль за 2004 год в сумме 11605044 руб., соответствующих пеней и штрафа и начисления налога на имущество за 2005 год по г. Мурманску, соответствующих пеней и штрафов по судам «Холмогорск», «Анграпа», «Луда», «Патракеевка», «Онега», требований Инспекции от 24.01.2007 №№ 439, 440, 441 и требования инспекции ФНС России по г. Мурманску от 27.02.2007 № 24 в части обжалуемых эпизодов и обратилась с апелляционной жалобой (с дополнением к апелляционной жалобе), в которой просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Архангельской области в указанной части.
В обоснование жалобы налоговый орган ссылается на неправомерность применения Колхозом льготы по налогу на прибыль, поскольку заявитель не осуществлял в простом товариществе непосредственной деятельности по вылову водных биологических ресурсов. В отношении эпизода по налогу на имущество считает ошибочным указание в резолютивной части решения суда о недействительности решения инспекции в указанной части, поскольку в мотивировочной части решения суда содержится вывод об отказе в удовлетворении требований в данной части.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции – без удовлетворения.
Общество, инспекция Федеральной налоговой службы по городу Мурманску, инспекция Федеральной налоговой службы по городу Архангельску надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Заслушав объяснения представителей Колхоза и Инспекции, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, Инспекцией проведена выездная налоговая проверка Колхоза, по результатам которой принято решение от 22.01.2007 № 09-15/177ДСП о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налоговых правонарушений, предложении уплатить налоги и пени. На основании указанного решения налоговыми органами – ответчиками выставлены требования об уплате налогов пеней и налоговых санкций от 24.01.2007 №№ 439, 440, 441, от 06.03.2007 № 12, от 27.02.2007 № 24.
Инспекция установила неуплату налога на прибыль в сумме 11 605 044 руб. в результате неправомерного применения льготы, предусмотренной для сельскохозяйственных товаропроизводителей, в отношении прибыли, полученной от совместной деятельности по договору простого товарищества с ООО «Компания ЛКТ».
Налоговым органом признано и в оспариваемом решении отражено, что Колхоз в 2004 году в соответствии с пунктом 5 статьи 1 Закона Российской Федерации от 27.12.91 № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций», статьей 2 Федерального закона от 06.08.2001 № 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах», статьей 2.1 Федерального закона от 11.11.2003 № 147-ФЗ «О внесении изменений в главу 26.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации» не являлся плательщиком налога на прибыль по деятельности, связанной с реализацией произведенной им сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной на предприятии собственной сельскохозяйственной продукции.
03.03.2004 заявитель и ООО «Компания ЛКТ» заключили договор простого товарищества (совместной деятельности), в соответствии с которым стороны обязуются соединить свои вклады и действовать без образования юридического лица в целях получения прибыли. Вкладом ООО «Компания ЛКТ» в общее дело являются рыбопромысловые суда и квоты на вылов водных биологических ресурсов, вкладом заявителя - квоты на вылов водных биологических ресурсов. Размер дохода заявителя от деятельности в рамках названного договора в соответствии с дополнительным соглашением от 01.12.2004 № 4 составил в 2004 году 48 354 350 руб. данный доход Колхоз не включил в налоговую базу по налогу на прибыль.
Инспекция пришла к выводу, что вылов рыбы и реализация рыбопродукции производится ООО «Компания ЛКТ» и сослалась на то, что вылов рыбы и других водных биоресурсов, осуществляемый организациями иных организационно-правовых форм, кроме колхозов, к сельскохозяйственной продукции не относится. Инспекция также указала на то, что Колхоз по освоению выделенных квот понес только расходы по уплате сбора за пользование водными биологическими ресурсами; документы, подтверждающие участие работников Колхоза в ведении рыбного промысла, не представлены. При этом Инспекция признает, что заявителем были представлены списки работников, работавших на судах компании, копии судовой роли в разрезе судов, занятых на промысле, служащие основанием для начисления зарплаты.
В соответствии с пунктом 5 статьи 1 Закона Российской Федерации от 27.12.91 № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» не являются плательщиками налога на прибыль предприятия любых организационно- правовых форм по прибыли от реализации произведенной ими сельскохозяйственной и охотохозяйственной продукции, а также произведенной и переработанной на данных предприятиях собственной сельскохозяйственной продукции, за исключением сельскохозяйственных предприятий индустриального типа, определяемых по перечню, утверждаемому законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 2 Федерального закона от 06.08.2001 № 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» предусмотренный абзацем первым пункта 5 статьи 1 Закона Российской Федерации «О налоге на прибыль предприятий и организаций» порядок освобождения от уплаты налога на прибыль предприятий любых организационно-правовых форм по прибыли, от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также произведенной и переработанной на данных предприятиях собственной сельскохозяйственной продукции, за исключением сельскохозяйственных предприятий индустриального типа, определяемых по перечню, утверждаемому законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, действует впредь до перевода указанных предприятий на специальный налоговый режим (систему налогообложения) для сельскохозяйственных товаропроизводителей в соответствии с главой 26.1 Налогового кодекса Российской Федерации. Для сельскохозяйственных товаропроизводителей - рыболовецких артелей (колхозов) освобождение от налога на прибыль действует в течение трех лет со дня вступления в силу указанного Федерального закона.
Статьей 3 Федерального закона от 11.11.2003 № 147-ФЗ «О внесении изменений в главу 26.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» внесены изменения в Федеральный закон от 6 августа 2001 года № 110-ФЗ. Указанный закон дополнен статьей 2.1, в соответствии с которой налоговая ставка по налогу на прибыль организаций для сельскохозяйственных товаропроизводителей, не перешедших на систему налогообложения дли сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной даннымиорганизациями собственной сельскохозяйственной продукции, устанавливается в 2004 - 2005 годах - 0 процентов.
Деятельность Колхоза в рамках договора простого товарищества (совместная деятельность) связана с реализацией произведенной в рамках этого договора сельскохозяйственной продукции. Оснований для вывода о деятельности по производству рыбопродукции без участия Колхоза, не имеется, и налоговый орган на это не ссылается.
Таким образом, применение Колхозом налоговой ставки 0 процентов правомерно.
Правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены принятого по данному делу решения суда не имеется.
Поскольку государственная пошлина при подаче апелляционной жалобы налоговым органом не уплачивалась, в соответствии со статьей 102 АПК РФ с налогового органа подлежит взысканию в доход федерального бюджета госпошлина в размере 1000 руб.
Руководствуясь статьями 102, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
п о с т а н о в и л :
решение Арбитражного суда Архангельской области от 18 июня 2007 года по делу № А05-1240/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу - без удовлетворения.
Взыскать с межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в федеральный бюджет госпошлину в сумме 1000 руб. за рассмотрение апелляционной жалобы.
Председательствующий Т.В. Виноградова
Судьи В.А. Богатырева
Н.С. Чельцова