НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2010 № 14АП-3236/10

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

15 июня 2010 года

г. Вологда

Дело № А05-11891/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 15 июня 2010 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составепредседательствующего Пестеревой О.Ю., судей Потеевой А.В. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Казаковцевой О.Н.,

при участии от Французского акционерного общества «Тоталь Разведка Разработка Россия» Травкиной Н.А. по доверенности от 02.09.2008 № DG/PA08/0033, от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Мартынова Д.В. по доверенности от 08.12.2009 № 02-02/10667,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Архангельской области от 22 марта 2010 года по делу № А05-11891/2008 (судья Панфилова Н.Ю.),

у с т а н о в и л:

Французское акционерное общество «Тоталь Разведка Разработка Россия» (далее – общество, ФАО «Тоталь Разведка Разработка Россия») обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – инспекция, межрайонная ИФНС России № 4) о признании недействительным решения от 21.05.2008 № 10-11/05080 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Определением Арбитражного суда Архангельской области от 28.08.2008 заявление принято к производству с присвоением делу номера А05-9004/2008.

Определением от 30.10.2008 требование ФАО «Тоталь Разведка Разработка Россия» о признании недействительным решения от 21.05.2008 № 10-11/05080 по эпизоду уменьшения размера возмещаемых затрат за 2006 год и начисления налога на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции за 2006 год в сумме 79 858 222 рублей, пеней в размере 10 991 487 рублей 07 копеек, штрафа по этому налогу в сумме 15 971 645 рублей выделено в отдельное производство с присвоением делу номера А05-11891/2008.

Решением Арбитражного суда Архангельской области от 22.03.2010 по делу № А05-11891/2008 требования ФАО «Тоталь Разведка Разработка Россия» удовлетворены.

Инспекция с решением суда не согласилась и обратилась с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. В обоснование своей позиции ссылается на то, что имеет право на проверку обоснованности включения в возмещаемые затраты тех или иных расходов по Соглашению от 20.12.1995 «О разработке и добыче нефти на Харьягинском месторождении на условиях раздела продукции», корректировать состав возмещаемых затрат.

Общество в отзыве и его представитель в судебном заседании с доводами жалобы инспекции не согласились, считают решение суда законным и обоснованным.

Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как видно из материалов дела, инспекция провела выездную налоговую проверку ФАО «Тоталь Разведка Разработка Россия» по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов, в том числе налога на прибыль организаций, налога на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции (далее – налог на прибыль) за период с 01.01.2006 по 31.12.2006; по результатам которой составлен акт от 11.04.2008 № 10-11/5952дсп.

Рассмотрев акт выездной налоговой проверки от 11.04.2008 № 10-11/595дсп, возражения налогоплательщика, начальник межрайонной ИФНС России № 4 принял решение от 21.05.2008 № 10-11/05080 о привлечении общества к ответственности по пункту 1 статьи 122, статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафов в общей сумме 21 990 077 рублей, предложении уплатить недоимку по налогам в общей сумме 79 859 026 рублей, пени в общей сумме 17 877 540 рублей 81 копейки, уменьшить предъявленный к возмещению из бюджета в завышенных размерах налог на добавленную стоимость за 2006 год в сумме 118 465 788 рублей по налоговым декларациям, представленным с января по август 2006 года, осуществить действия в соответствии со статьей 24 НК РФ в отношении неудержанных в бюджет сумм НДС с доходов иностранных юридических лиц, налога с доходов иностранных юридических лиц от источников на территории Российской Федерации за 2006 год.

В порядке главы 19 НК РФ общество обратилось с жалобой в Управление Федеральной налоговой службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – управление ФНС).

Управление ФНС решением от 04.08.208 № 19-10а/11739 утвердило решение инспекции от 21.05.2008 № 10-11/05080.

ФАО «Тоталь Разведка Разработка Россия» с решением инспекции не согласилось по эпизоду уменьшения размера возмещаемых затрат за 2006 год и начисления налога на прибыль за 2006 год в сумме 79 858 222 рублей, пеней по налогу на прибыль в размере 10 991 487 рублей 07 копеек, штрафа по этому налогу в сумме 15 971 645 рублей.

В пунктах 1.2, 1.3, 1.4, 1.5 оспариваемого решения межрайонная ИФНС России № 4 зафиксировала правонарушения, выразившиеся в завышении обществом возмещаемых затрат за 2006 год в суммах 6 045 516 долларов США, 1 389 941 доллара США, 83 540 долларов США, 1 090 077 долларов США.

Проверкой установлено, что ФАО «Тоталь Разведка Разработка Россия» (инвестор) заключило с Российской Федерацией в лице Правительства Российской Федерации и администрацией Ненецкого автономного округа Соглашение от 20.12.1995 «О разработке и добыче нефти на Харьягинском месторождении на условиях раздела продукции» (далее – Соглашение от 20.12.1995, Харьягинское СРП).

В силу пункта 7 статьи 2 Федерального Закона от 30.12.1995 № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» соглашения, заключенные до вступления в силу названного Федерального закона, подлежат исполнению в соответствии с определенными в них условиями.

К таким соглашениям относится Харьягинское СРП, заключенное 20.12.1995.

На основании пункта 1.4 Приложения № 2 к Харьягинскому СРП инспекцией увеличены возмещаемые расходы за 2006 год на 5 230 229 долларов США (сумма, установленная по результатам выездной проверки за 2005 год), исключены из состава возмещаемых затрат за 2006 год расходы в размере 11 275 745 долларов США по предварительным начислениям, оплата которых произведена в 2007 году после получения от поставщиков (контрагентов) первичных оправдательных документов.

Также, по мнению инспекции, в нарушение статьи 11 Соглашения от 20.12.1995обществом неправомерно в состав возмещаемых затрат на 01.01.2007 включены расходы в сумме 1 389 941 доллара США, не связанные с проведением нефтяных операций в рамках утвержденной Программы работ и Годовой сметы на 2006 год; в нарушение пункта 12.1 статьи 12 Харьягинского СРП необоснованно включены расходы по выплате неустойки в размере 83 540 долларов США на основании окончательного решения Международного коммерческого арбитражного суда при Торгово-промышленной палате Российской Федерации от 25.04.2006; в нарушение подпункта «б» пункта 2.2 Приложения № 2 к названному Соглашению завышен состав возмещаемых расходов на суммы налога на доходы физических лиц (далее – НДФЛ), исчисленные на основании представленных налоговых деклараций за 2005 год и уплаченные в 2006 году физическими лицами из состава прикомандированного персонала в размере 1 090 077 долларов США.

Решение межрайонной ИФНС России № 4 от 21.05.2008 № 10-11/05080 по указанным эпизодам является недействительным по следующим основаниям.

В соответствии с Харьягинским СРП исключительным правом определять расходы в качестве возмещаемых обладает Объединенный Комитет.

В силу пункта 10.1 статьи 10 Соглашения от 20.12.1995 это орган, через который стороны Харьягинского СРП (Российская Федерация и общество) осуществляют свои права и принимают решения по нефтяным операциям и по исполнению СРП.

Свое право на возмещение затрат ФАО «Тоталь Разведка Разработка Россия» реализует через Объединенный Комитет, который в соответствии с пунктом 10.5 статьи 10 Харьягинского СРП утверждает годовые Программы работ и Сметы затрат, а также годовые бухгалтерские отчеты за каждый календарный год и возмещаемые затраты Инвестора (общества).

В Объединенном Комитете Российская Федерация представлена Министерством финансов Российской Федерации (далее – Минфин России),в функции которого входит выработка и регулирование налоговой политики, а также контроль за деятельностью налоговых органов. Все решения Объединенного Комитета принимаются единогласно (пункт 10.4 статьи 10 Соглашения от 20.12.1995).

Объединенный Комитет утвердил годовые бухгалтерские отчеты на 01.01.2006 и 01.01.2007, а также возмещаемые затраты общества за указанные периоды.

Следовательно, российская сторона в лице в том числе Минфина России согласилась с размером и составом затрат, подлежащих возмещению.

Статьей 16 Харьягинского СРП установлен порядок уплаты налогов и пошлин, в частности налога на прибыль.

Подпунктом «а» пункта 16.6 статьи 16 Соглашения от 20.12.1995 предусмотрено, что общество уплачивает налога на прибыль с Прибыльной сырой нефти.

На основании подпункта «б» пункта 16.1 статьи 16 этого Соглашения общество обязано передавать налоговым органам документы, в которых определяется стоимость причитающей ему доли Прибыльной сырой нефти: отчеты о возмещении затрат и распределении Прибыльной сырой нефти, отчеты, упомянутые в подпункте «а» пункта 16.1 статьи 16 Соглашения.

Таким образом, инспекция вправе проверять правильность исчисления и уплаты налога на прибыль, однако условиями названного Соглашения не предусмотрено право пересматривать остаток невозмещенных затрат.

Согласно пункту 16.1 статьи 16 Соглашения от 20.12.1995 ФАО «Тоталь Разведка Разработка Россия» обязано подчиняться положениям законов и других нормативных актов в отношении налогообложения, однако если в течение срока действия соглашения законодательными актами Российской Федерации устанавливаются нормы, ухудшающие коммерческие результаты деятельности инвестора в рамках соглашения, инвестору обеспечиваются коммерческие результаты, которые могли быть получены при применении норм законодательства, действовавших на момент заключения соглашения.

Неправомерным является перерасчет невозмещенных расходов на 01.01.2006 на 5 230 229 долларов США, поскольку судебными актами по делу № А05-7314/2008 установлены обстоятельства необоснованного уменьшения инспекцией размера возмещаемых затрат за 2005 год, а соответственно, и остатка невозмещенных затрат общества по состоянию на 01.01.2006.

Также инспекция необоснованно исключила из возмещаемых затрат за 2006 год расходы в размере 11 275 745 долларов США по предварительным начислениям, оплата которых произведена в следующем году.

На основании пункта 1.4 Приложения № 2 Харьягинского СРП все расходы засчитываются на основе платежей; покрытие расходов, срок расчета по которым еще не наступил, производится резервными начислениями согласно принципам международного бухгалтерского учета, по мере реальных поступлений.

Под платежами следует понимать суммы, которые явились предметом фактической уплаты, или же которые отнесены к неоспоримым задолженностям на основе коммерческой фактуры или оригинала оправдательного документа, подтверждающего данный расход. Оператор должен заботиться о том, чтобы произвести фактический платеж по операциям, имеющим покрытие резервными начислениями.

Как правильно указал суд первой инстанции, такой подход соответствует принципам международного бухгалтерского учета и российского законодательства о налоге на прибыль.

Международный бухгалтерский учет и российское законодательство основываются на принципе начисления,согласно которому результаты операций и прочих событий признаются по факту их совершения (а не по оплате) и отражаются в учетных записях и включаются в финансовую отчетность периодов, к которым относятся.

По поводу незаконности включения в состав возмещаемых затрат за 2006 год расходов в сумме 1 389 941 доллара США, не связанных с проведением нефтяных операций, как уже отмечалось выше, ни Соглашение от 20.12.1995, ни нормы законодательства о налогах и сборах, не предоставляют инспекции право пересматривать расходы, утвержденные в качестве возмещаемых Объединенным Комитетом. Решений об изменении объема возмещаемых затрат за 2006 год Объединенный Комитет не принимал.

Материалам дела подтверждается, что Международным коммерческим арбитражным судом при Торгово-промышленной палате Российской Федерации принято окончательное решение от 25.04.2006 о взыскании с ФАО «Тоталь Разведка Разработка Россия» в пользу открытого акционерного общества «АК «Транснефть» неустойки в размере 83 540 долларов США.

Общество выплатило неустойку взыскателю, расходы на уплату неустойки отнесло к возмещаемым затратам, правомерность их включения в названные затраты подтверждена Объединенным Комитетом.

На основании пункта 2.8 Приложения № 2 Харьягинского СРП к возмещаемым затратам относятся судебные издержки, расходы по искам, экспертизе, арбитражу. Это любые расходы, понесенные в рамках урегулирования споров, возникших в результате проведения нефтяных операций или в связи с ними. Эти расходы включают, среди прочего, судебные издержки, гонорары адвокатов и суммы, выплачиваемые в счет урегулирования или в качестве окончательного расчета по упомянутым спорам.

В соответствии с указанной нормой общество правомерно включило в состав возмещаемых затрат неустойку в сумме 83 540 долларов США, ссылка инспекции на пункт 12.1 статьи 12 Харьягинского СРП не имеет правового значения.

Несостоятельно утверждение межрайонной ИФНС России № 4 о нарушении ФАО «Тоталь Разведка Разработка Россия» подпункта «б» пункта 2.2 Приложения № 2 к Харьягинскому СРП, выразившегося в неправомерном включении в состав возмещаемых расходов за 2006 год НДФЛ в сумме 1 090 077 долларов США, уплаченного физическими лицами.

Согласно подпункту «б» пункта 2.2 Приложения № 2 к Харьягинскому СРП в состав возмещаемых затрат, понесенных инвестором, включаются налоги, в частности подоходный налог командированного в Российскую Федерацию персонала.

В соответствии с Программой работ и Годовой смете на 2006 год налоги, связанные с привлеченными сотрудниками, относятся на счет RUАА47201 «Дополнительные затраты на персонал», отражены и утверждены Объединенным Комитетом в этом году по названной статье затрат.

При таких обстоятельствах не имеет никакого значения тот факт, что НДФЛ уплачен физическими лицами.

Учитывая вышеизложенное, завышение размера возмещенных затрат за 2006 год отсутствует.

Таким образом, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования общества.

Оснований для изменения или отмены решения суда, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, не имеется.

В соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины, поэтому госпошлина инспекцией в федеральный бюджет не уплачивается.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Архангельской области от 22 марта 2010 года по делу № А05-11891/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу – без удовлетворения.

Председательствующий

О.Ю. Пестерева

Судьи

А.В. Потеева

О.А. Тарасова