НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2006 № 14АП-214/2006

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д. 12, г. Вологда, 160001

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

07 ноября 2006 года                 г. Вологда                 Дело № А13-5616/2006-19

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Пестеревой О.Ю., судей Виноградовой Т.В., Магановой Т.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 11 сентября 2006 года (судья Потеева А.В.) по заявлению закрытого акционерного общества «Фирма «Валентина» к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Вологодской области о признании недействительным решения от 11.07.2006 № 1630

при участии от заявителя Журавлевой О.Г. по доверенности от 15.05.2006; от инспекции Удаловой Н.Н. по доверенности от 07.09.2006 № 57, Ярцевой А.А. по доверенности от 07.11.2006,

 у с т а н о в и л:

закрытое акционерное общество «Фирма «Валентина» (далее – общество, ЗАО «Фирма «Валентина») обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Вологодской области (далее - инспекция, межрайонная ИФНС России № 11) о признании недействительным решения от 11.07.2006 № 1630 об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решением  Арбитражного суда Вологодской области от 11 сентября 2006 года по делу № А13-5616/2006-19 решение инспекции от 11.07.2006 № 1630 в части отказа закрытому акционерному обществу «Фирма «Валентина» в принятии налогового вычета в сумме 6 200 053 рублей по уточненной декларации по налогу на добавленную стоимость за ноябрь 2005 года признано недействительным.

Инспекция с решением суда не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить и в удовлетворении требований общества отказать, ссылаясь на отсутствие уплаты налога на добавленную стоимость при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, а следовательно, неправомерное предъявление указанного налога к вычету.

Представитель общества в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает решение суда законным и обоснованным.

Решение суда первой инстанции проверяется в порядке статей 266-269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Заслушав объяснения представителей общества и инспекции, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как видно из материалов дела, 19.12.2005 общество представило налоговому органу декларацию по налогу на добавленную стоимость за ноябрь 2005 года, согласно которой сумма налога, исчисленная к уменьшению, составила 507 677 рублей.

В дальнейшем 05.06.2006 общество представило в инспекцию уточненную декларацию по налогу на добавленную стоимость за ноябрь 2005 года, согласно которой сумма налога, исчисленного к уменьшению, составила 6 701 624 рубля.

Инспекцией проведена камеральная проверка представленной уточненной декларации, в ходе которой установлено, что сумма налога, уплаченная налогоплательщиком при ввозе товара на таможенную территорию РФ, вычету не подлежит.

Рассмотрев материалы камеральной налоговой проверки, заместитель руководителя инспекции вынес решение от 11.07.2006 № 1630 об уменьшении суммы налога на добавленную стоимость, исчисленного к возмещению в размере 6 200 053 рублей.

В ходе проверки установлено, что увеличение суммы возмещения произведено за счет включения в состав налоговых вычетов 6 200 053 рублей налога,   уплаченного   по   декларации   по   косвенным   налогам   (налогу   на добавленную стоимость и акцизам) при ввозе товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь за ноябрь 2005 года, представленной 02.03.2006. По мнению инспекции, налог по декларации по косвенным налогам за ноябрь 2005 года является неуплаченным, поэтому не подлежит включению в состав налоговых вычетов.

Действительно, 02.03.2006 обществом представлена налоговая декларация по косвенным налогам (налогу на добавленную стоимость и акцизам) при ввозе товаров на территорию Российской Федерации с территории республики Беларусь, согласно которой исчислен к уплате в бюджет налог в сумме 6 200 053 рублей.Материалами дела подтвержден ввоз товара на территорию Российской Федерации, что не оспаривается инспекцией.

Одновременно обществом подано в инспекцию заявление с просьбой о зачете налога, подлежащего уплате по декларации по косвенным налогам при ввозе на территорию Российской Федерации с территории республики Беларусь за ноябрь 2005 года, в сумме 6 200 053 рублей из налога на добавленную стоимость, предъявляемого к возмещению из бюджета по декларации за июнь 2005 года, в указанной сумме.

Заявление о зачете оставлено инспекцией без исполнения, в свою очередь решением от 03.05.2006 № 14743 общество привлечено к ответственности за неуплату налога по пункту 1 статьи 122 НК РФ, а также письмом от 22.06.2006 № 10-21 инспекцией разъяснено, что уплата налога должна быть подтверждена выпиской банка, иные формы уплаты налога на добавленную стоимость по товарам, ввозимым с территории Республики Беларусь, нормами Соглашения и Положения не предусмотрены.

Доводы инспекции являются неправомерными по следующим основаниям.

Федеральным законом от 28.12.2004 № 181-ФЗ ратифицировано Соглашение от 15.09.2004 между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг» (далее – Соглашение).

В Соглашении Правительство Российской Федерации и Правительство Республики Беларусь, именуются в дальнейшем Сторонами.

На основании статьи 3 Соглашения порядок взимания косвенных налогов при импорте товаров осуществляется в соответствии с Положением о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь (далее – Положение), которое является неотъемлемой частью этого Соглашения.

В соответствии с пунктом 1 раздела I Положения взимание косвенных налогов по товарам, ввозимым на территорию государства одной Стороны с территории государства другой Стороны, осуществляется налоговыми органами по месту постановки на учет налогоплательщиков, включая налогоплательщиков, плательщиков налогов, сборов и пошлин, применяющих специальные режимы налогообложения.

Суммы косвенных налогов, подлежащие уплате по товарам, ввозимым на территорию государства одной Стороны с территории государства другой Стороны, исчисляются налогоплательщиком по налоговым ставкам, устанавливаемым национальным законодательством государств Сторон (пункт 4 раздела I Положения).

Согласно пункту 5 раздела I Положения косвенные налоги уплачиваются не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет ввезенных товаров.

В случаях неуплаты, неполной уплаты косвенных налогов, уплаты таких налогов в более поздний срок по сравнению с установленным настоящим Соглашением, налоговые органы вправе взыскивать косвенные налоги и пени, в размере, устанавливаемом национальным законодательством государств Сторон, а также применять способы обеспечения исполнения обязательств по уплате косвенных налогов, пеней и меры ответственности, установленные национальным законодательством государств Сторон.

Пунктом 6 раздела I Положения предусмотрено, что налогоплательщики обязаны представить в налоговые органы соответствующие налоговые декларации не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет ввезенных товаров. Одновременно с налоговой декларацией налогоплательщик представляет в налоговый орган следующие документы:

- заявление о ввозе товара, составленное по форме, утверждаемой по согласованию с налоговыми органами государств Сторон, в трех экземплярах с указанием сведений о поставщике товара, виде договора, заключенного с поставщиком, сведений о товарах, включая их наименование, стоимость, а также расчет налоговой базы и суммы начисленного налога. Первый экземпляр остается в налоговом органе, второй и третий экземпляры возвращаются налогоплательщику с отметками налогового органа, подтверждающими уплату косвенных налогов в полном объеме (о наличии освобождения в отношении товаров, которые в соответствии с законодательством государства Стороны не подлежат налогообложению при ввозе на таможенную территорию этого государства). Третий экземпляр направляется налогоплательщиком поставщику товара;

- выписку банка (ее копию), подтверждающую фактическую уплату налога по ввезенным товарам;

- договор (его копию), на основании которого товар ввозится с территории государства одной Стороны на территорию государства другой Стороны;

- транспортные документы, подтверждающие перемещение товаров с территории государства одной Стороны на территорию государства другой Стороны.

В соответствии с пунктом 8 раздела I Положения суммы косвенных налогов, уплаченные по товарам, ввозимым с территории государства одной из Сторон на территорию государства другой Стороны, подлежат вычетам в порядке, предусмотренном национальным законодательством государств Сторон.

Из системного толкования вышеперечисленных пунктов следует, что  порядок уплаты косвенных налогов и получения налоговых вычетов производится в порядке, предусмотренном национальным законодательством государств Сторон.

В Российской Федерации такой порядок установлен Налоговым кодексом Российской Федерации.

Материалами дела подтверждается, что по декларации за июнь 2005 года общество исчислило к возмещению из бюджета налог на добавленную стоимость в сумме 7 539 529 рублей. По состоянию на срок уплаты налога за ноябрь 2005 года 20.12.2005 переплата за счет сумм предъявленных к возмещению из бюджета и не заявленных обществом к возврату составляла      8 175 893 рубля.

Пунктами 1, 2 статьи 176 НК РФ установлено, что случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146 НК РФ, то полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями названной статьи.

 Указанная сумма направляется в течение трех календарных месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом, на исполнение обязанностей налогоплательщика по уплате налогов или сборов, включая налоги, уплачиваемые в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, на уплату пени, погашение недоимки, сумм налоговых санкций, присужденных налогоплательщику, подлежащих зачислению в тот же бюджет.

Налоговые органы производят зачет самостоятельно, а по налогам, уплачиваемым в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, по согласованию с таможенными органами и в течение десяти дней после проведения зачета сообщают о нем налогоплательщику.

Таким образом, правомерен вывод суда первой инстанции о том, что из приведенных положений следует, что налог на добавленную стоимость признается уплаченным в случае направления сумм налога, предъявленных к возмещению из бюджета, в погашение недоимки по тому же налогу, и такой зачет производится налоговыми органами самостоятельно. Инспекция вправе и обязана была провести зачет сумм налога, подлежащих возмещению, в счет уплаты налога на добавленную стоимость по декларации по косвенным налогам в размере 6 200 053 рублей, в связи с чем является исполненной обязанность общества по уплате налога на добавленную стоимость в указанном размере.

Не принимается судом во внимание довод инспекции о зачете переплаты по налогу в сумме 8 175 893 рублей 89 копеек в счет недоимки по налогу на добавленную стоимость за январь 2006 года.

Решением от 31.03.2006 № 264 инспекцией в связи с изменением места нахождения общества принято от межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Вологодской области сальдо расчетов по состоянию на 24.01.2006 по налогам, указанным в акте сверки, в частности, переплата по налогу на добавленную стоимость в сумме 8 175 893 рублей 89 копеек.

На дату указанного решения у инспекции уже имелось заявление общества от 02.03.2006 № 46 о зачете налога, подлежащего уплате по декларации по косвенным налогам при ввозе на территорию Российской Федерации с территории республики Беларусь за ноябрь 2005 года в сумме 6 200 053 рублей.

Следовательно, недоимка за ноябрь 2005 года в порядке очередности подлежала погашению ранее, чем недоимка за январь 2006 года.

Кроме того, каких-либо документов, свидетельствующих о проведенном зачете, инспекцией не представлено.

Из материалов дела следует, что проведенный зачет выразился в том,  что сумма налога, исчисленная к уменьшению, отражена в карточке лицевого счета  по сроку уплаты налога 18.04.2006. Данное обстоятельство не свидетельствуют о проведении зачета.

Право налогоплательщика на применение налоговых вычетов при исчислении налога на добавленную стоимость и порядок реализации этого права установлены в статьях 171 - 172 НК РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты.

Согласно пункту 2 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в установленном порядке, на суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении: товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 НК РФ; товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

В силу пункта 1 статьи 172 НК РФ основанием предоставления налоговых вычетов являются счета-фактуры, выставленные продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), и документы, подтверждающие фактическую уплату сумм налогов после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг).

Поскольку судом признан уплаченным налог на добавленную стоимость при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в сумме 6 200 053 рублей, правомерным является предъявление указанной суммы к возмещению из бюджета по уточненной декларации за ноябрь 2005 года, представленной 05.06.2006.

Таким образом, оснований для изменения или отмены решения суда, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, не имеется.

Поскольку инспекция от уплаты госпошлины освобождена, и в удовлетворении жалобы отказано, госпошлина по апелляционной жалобе в федеральный бюджет  с общества не взыскивается.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

 п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Вологодской области от 11 сентября 2006 года по делу № А13-5616/2006-19 оставить без изменения, апелляционную жалобу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Вологодской области - без удовлетворения.

Председательствующий                                                 О.Ю. Пестерева

Судьи                                                                              Т.В. Виноградова

                                                                                         Т.В. Маганова