НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2007 № 14АП-2574/2007

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

02 августа 2007 года                   г. Вологда                      Дело № А05-1577/2007

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Богатыревой В.А., судей Потеевой А.В., Виноградовой Т.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кулаковой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Архангельский траловый флот» на решение Арбитражного суда Архангельской области от 27 апреля 2007 года (судья Коковин В.В.) по делу № А05-1577/2007 по заявлению открытого акционерного общества «Архангельский траловый флот» к инспекции Федеральной налоговой службы по г. Архангельску о признании недействительным решения от 29.01.2007 № 14-23/114

при участии от инспекции ФИО1 по доверенности от 09.01.2007 № 03-07/212,

у с т а н о в и л:

открытое акционерное общество «Архангельский траловый флот» (далее – ОАО «Архангельский траловый флот», общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы по г. Архангельску (далее – инспекция) о признании недействительным решения от 29.01.2007 № 14-23/114 об отказе в привлечении к налоговой ответственности.

 Решением Арбитражного суда Архангельской области по делу от 27.04.2007 в удовлетворении требования общества о признании недействительным оспариваемого решения отказано

ОАО «Архангельский траловый флот» с судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции решение суда отменить и принять новый судебный акт. Общество, мотивируя апелляционную жалобу, ссылается на то, что суд неправильно применил нормы материального права. Полагает, что право налогоплательщика на применение льготы по налогу на прибыль, установленной пунктом 1 статьи 5 Закона Российской Федерации «О налоге на прибыль» сохраняется  для ОАО «Архангельский траловый флот», которое не отнесено к предприятиям индустриального типа и не переведено на уплату единого сельскохозяйственного налога. По мнению общества, реализация добытой рыбной продукции и продуктов ее переработки является деятельностью по производству и реализации сельскохозяйственной продукции, в связи с чем прибыль от такой деятельности освобождается от налогообложения.

          Инспекция ФНС по г. Архангельску в отзыве на апелляционную жалобу и ее представитель в судебном заседании просят решение суда оставить без изменения, считая его законным и обоснованным.

Общество надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направило, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствие со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Заслушав представителя инспекции, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как видно из материалов дела и установлено судом, обществом представлена в инспекцию декларация по налогу на прибыль за 9 месяцев 2006 года.

При проведении камеральной проверки представленной обществом декларации налоговый орган установил, что общество не является сельскохозяйственным производителем (рыболовецкой артелью, колхозом), поэтому в силу статей 286-288 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) должно уплачивать авансовые платежи. По результатам камеральной проверки принято решение от 29.01.2006 № 14-23/114. Этим решением инспекция доначислила обществу налог на прибыль в сумме 13 688 096 руб., зачисляемый в федеральный бюджет, в сумме 36 816 514 руб., зачисляемый в бюджеты субъекта Российской Федерации, начислила пени за несвоевременную уплату налога в сумме 903 584 руб. 04 коп. и 446 170 руб. 59 коп. соответственно.

Общество не согласилось с решением налогового органа и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.

По мнению налогового органа, в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 08.12.95 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» к сельскохозяйственным товаропроизводителям относятся физические или юридические лица, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, которая составляет в стоимостном выражении более 50 процентов общего объема производимой продукции, в том числе рыболовецкая артель (колхоз), производство сельскохозяйственной (рыбной) продукции и объем вылова водных биоресурсов в которой составляет в стоимостном выражении более 70 процентов общего объема производимой продукции.На этом основании налоговая инспекция посчитала, что право на использование льготы по налогу на прибыль имеют только рыболовецкие артели или колхозы. Иные организации, осуществляющие лов рыбы, не вправе использовать эту льготу.

Суд первой инстанции правомерно согласился с данным выводом налоговой инспекции и отказал обществу в признании недействительным указанного решения налогового органа о доначислении обществу налога на прибыль и пени по налогу.При этом суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

В соответствии с абзацами 2, 3 и 4 пункта 2 статьи 286 НК РФ по итогам каждого отчетного (налогового) периода, если иное не предусмотрено данной статьей, налогоплательщики исчисляют сумму авансового платежа, исходя из ставки налога и прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного (налогового) периода. В течение отчетного периода налогоплательщики исчисляют сумму ежемесячного авансового платежа в порядке, установленном данной статьей.

Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в первом квартале текущего налогового периода, принимается равной сумме ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате налогоплательщиком в последнем квартале предыдущего налогового периода.

Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в третьем квартале текущего налогового периода, принимается равной одной трети разницы между суммой авансового платежа, рассчитанной но итогам полугодия, и суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам первого квартала.

Ежемесячные авансовые платежи, подлежащие уплате в течение отчетного периода, уплачиваются в срок не позднее 28-го числа каждого месяца этого отчетного периода (абзац 1 пункта 3 статьи 287 НК РФ).

В соответствии с пунктом 5 статьи 1 Закона Российской Федерации от 27.12.91 г. № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» (далее – Закон № 2116-1) не являются плательщиками налога на прибыль предприятия любых организационно-правовых форм по прибыли от реализации произведенной ими сельскохозяйственной и охотохозяйственной продукции, а также произведенной и переработанной на данных предприятиях собственной сельскохозяйственной продукции, за исключением сельскохозяйственных предприятий индустриального типа, определяемых по перечню, утверждаемому законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 2 Федерального закола от 06.08.2001 № 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» (далее – Закон № 110-ФЗ) предусмотренный абзацем первым пункта 5 статьи 1 Закона № 2116-1 порядок освобождения от уплаты налога на прибыль предприятий любых организационно-правовых форм по прибыли, от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также произведенной и переработанной на данных предприятиях собственной сельскохозяйственной продукции, за исключением сельскохозяйственных предприятий индустриального типа, определяемых по перечню, утверждаемому законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, действует впредь до перевода указанных предприятий на специальный налоговый режим (систему налогообложения) для сельскохозяйственных товаропроизводителей в соответствии с главой 26.1 Налогового кодекса Российской Федерации.

Статьей 3 Федерального закона от 11.11.2003 № 147-ФЗ «О внесении изменений в главу 26.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» абзац третий статьи 2 Закона № 110-ФЗ изложен в следующей   редакции; «для сельскохозяйственных товаропроизводителей – рыболовецких артелей (колхозов) освобождение от налога на прибыль действует до 1 января 2005 года».

Кроме того, Закон № 110-ФЗ дополнен статьей 2.1 следующего содержания: «Налоговая ставка по налогу на прибыль организаций для сельскохозяйственных товаропроизводителей, не перешедших на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной данными организациями собственной сельскохозяйственной продукции, устанавливается в следующих порядке и размере: в 2004-2005 годах0%; в 2006-2008 годах – 6%; и 2009-2011 годах – 12%; в 2012-2014 годах – 18%; начиная с 2015 года – в соответствии с пунктом 1 статьи 284 НК РФ»

Пунктом 1 статьи 346.2 НК РФ установлено, что в целях главы 26.1 НК РФ сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию и (или) выращивающие рыбу, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию и (или) рыбу, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций или индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции и (или) выращенной ими рыбы, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной ими рыбы, составляет не менее 70%.

В указанном пункте в число сельскохозяйственных товаропроизводителей включены производители сельскохозяйственной продукции, однако данная норма не раскрывает понятия «лица, производящие сельскохозяйственную продукцию».

Суд первой инстанции обоснованно указал на применении в данном случае, исходя из положений пункта 1 статьи 11 НК РФ, понятия сельскохозяйственного товаропроизводителя, приведенного в абзаце 7 статьи 1 Федерального закона от 08.12.95 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации».Исходя из данного понятияпри осуществлении такого вида деятельности как вылов рыбы, к сельскохозяйственным товаропроизводителям в силу данной нормы закона могут быть отнесены только рыболовецкие артели (колхозы).Этот вывод также подтверждается Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93, утвержденным постановлением Госстандарта Российской Федерации от 30.12.93 № 301, и положениями статьи 2 Федерального закона от 09.07.2002    № 83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей».

Согласно указанному выше Общероссийскому классификатору продукции к продукции животноводства, то есть к сельскохозяйственной продукции, относится продукция рыбная, вылов рыбы и других водных биоресурсов рыболовецкими артелями (колхозами) (код 98 9930).

Вылов рыбы и других водных биоресурсов, осуществляемый организациями иных организационно-правовых форм, к сельскохозяйственной продукции не относится, а принадлежит к классу продукции 92 0000 «Продукция мясной, молочной, рыбной, мукомольно-крупяной, комбикормовой и микробиологической промышленности» и группировке 92 0001 «Улов рыбы (включая добычу морского зверя, китов, морепродуктов и ракообразных)».

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 09.07.2002 № 83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» сельскохозяйственные товаропроизводители – организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, доля выручки которых от реализации произведенной, произведенной и переработанной ими сельскохозяйственной продукции в общей выручке от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за предшествующий год составила не менее 50%.

При таких обстоятельствах, определяющим признаком производства сельскохозяйственной продукции является выращивание данной продукции организацией, исключение составляет вылов рыбы и других биоресурсов, осуществляемый рыболовецкими артелями (колхозами).Других правовых оснований считать выловленную рыбную продукцию сельскохозяйственной не имеется ни в налоговом законодательстве, ни в иных нормативных правовых актах.

В данном случае общество не является рыболовецкой артелью (колхозом), также оно не осуществляет производство сельскохозяйственной продукции, и соответственно не выступает в качестве сельскохозяйственного товаропроизводителя, имеющего право на применение льготы по уплате налога на прибыль.

При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции соответствует действующему законодательству и оснований для его отмены не имеется.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 27 апреля 2007 года по делу № А05-1577/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Архангельский траловый флот» – без удовлетворения.

Председательствующий                                                             В.А. Богатырева

Судьи                                                                                                 А.В. Потеева

                                                                                                            Т.В. Виноградова