НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2010 № 14АП-7280/10

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

01 декабря 2010 года

г. Вологда

Дело № А66-6346/2010 

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей Пестеревой О.Ю. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Вальковой Н.В.,

при участии от общества с ограниченной ответственностью «Заря» Аксенова Е.В. по доверенности от 12.08.2010 № 7, от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области Ломовского Д.В. по доверенности от 12.05.2010,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Заря» на решение Арбитражного суда Тверской области от 09 сентября 2010 года по делу № А66-6346/2010 (судья Владимирова Г.А.),

у с т а н о в и л :

общество с ограниченной ответственностью «Заря» (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением, уточненным в ходе судебного разбирательства, к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Тверской области (после реорганизации – Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области (далее - Управление) о признании незаконным решения от 08.04.2010 № 2646/20, выразившегося в отказе в перерасчете кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 69:33:0000000:67, предоставленного заявителю в постоянное (бессрочное) пользование, с указанием в резолютивной части решения об обязании Управления в соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества и частью 6 статьи 201 АПК РФ на необходимость сообщения суду ответчиком об исполнении решения суда.

Решением суда в удовлетворении требований отказано.

Общество в апелляционной жалобе и его представитель в судебном заседании просят решение суда отменить и требования удовлетворить. Указывают, что спорный земельный участок не вошел в перечень объектов оценки, поэтому результаты государственной кадастровой оценки земель в отношении этого участка отсутствуют; Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 № 39, на которые сослался суд, в данной ситуации неприменимы, поскольку земельный участок не находится в границах земель населенных пунктов; в материалах дела отсутствует акт об определении кадастровой стоимости спорного земельного участка, представленная в материалы дела кадастровая выписка не содержит ни одной подписи и ни одной печати Управления Росреестра по Тверской области; для спорного земельного участка не могут быть применены удельные показатели кадастровой стоимости, утвержденные постановлением администрации Тверской области от 29.11.2006 № 286-ПА, поскольку данные земли не являются сельскохозяйственными угодьями; в связи с тем, что удельные показатели кадастровой стоимости определены только для сельскохозяйственных угодий, кадастровая стоимость спорного земельного участка должна равняться нулю, за исключением кадастровой стоимости земель, отнесенных к другой категории; для определения кадастровой стоимости земельного участка, изменения групп земель в составе земель сельскохозяйственного назначения, а также видов разрешенного использования не требуется проведение работ по межеванию; с 27.11.2006 земельный участок с кадастровым номером 69:33:0000000:67 включает площадь земельного участка, относящегося к землям сельскохозяйственного назначения, и площадь земельного участка, относящегося к землям лесного фонда, в связи с чем один удельный показатель кадастровой стоимости не может быть использован при определении кадастровой стоимости земельного участка, входящего в состав земель различных категорий.

Управление в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав доказательства по делу, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как видно из материалов дела, товариществу с ограниченной ответственностью «Заря» предоставлено 5096 гектаров земель, в том числе 2709 га – в коллективно-долевую собственность и 2387 га – в бессрочное пользование для ведения сельского хозяйства, что подтверждено государственным актом № 37. Постановлением главы администрации Торжокского района от 01.12.1995 № 255 в ТОО «Заря» переданы земли общей площадью 1858 га.

Распоряжением Администрации Тверской области от 27.11.2006 № 564-ра «О переводе земель из одной категории в другую» земли Общества с ограниченной ответственностью «Заря» из земель сельскохозяйственного назначения площадью 2087,6 га переведены в земли лесного фонда.

На кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером 69:33:00 00 00:0067 площадью 30856000 кв.м (площадь декларированная, подлежит уточнению при межевании) поставлен, как единое землепользование.

Общество 29.03.2010 обратилось в Управление с письмом «О предоставлении сведений», в котором сообщило, что письмом Территориального отдела № 14 Управления от 26.03.2009 № 47/09-338 до его сведения доведен баланс земель, согласно которому в землепользовании Общества находятся земли сельскохозяйственного назначения П, Ш, IV групп; заявитель считает, что в его землепользовании находится 1013,8 га; кадастровая стоимость для расчета земельного налога должна быть определена в размере 2 664 920 руб.; по данным государственного кадастра недвижимости кадастровая стоимость земель, находящихся в землепользовании ООО «Заря» (кадастровый номер 69:33:00 0000:0067) определена в размере 35 114 984 руб. Данный расчет Общество считает неверным, поскольку кадастровая стоимость определена из расчета 3085,6 га, и все земли отнесены к землям 1 группы из земель сельскохозяйственного назначения. Общество просило пересмотреть вид разрешенного использования (функционального назначения) земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в землепользовании ООО «Заря» на праве бессрочного пользования и исправить допущенную техническую ошибку в государственном кадастре недвижимости путем внесения соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости по состоянию на 01.01.2009.

Управление письмом от 08.04.2010 № 2646/20 сообщило, что в соответствии с пунктом 70 раздела IV Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минюста России от 20.02.2008 № 35 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости», сведения о видах разрешенного использования земельных участков вносятся в Реестр на основании градостроительного регламента либо на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления; поскольку вид разрешенного использования спорного земельного участка относится к 1 группе земель из шести групп, выделяемых по функциональному назначению и особенностям формирования рентного дохода в сельскохозяйственном производстве, у Управления отсутствуют основания для перерасчета кадастровой стоимости земельного участка по остальным группам земель. Обществу рекомендовано провести кадастровые работы в отношении земельного участка с кадастровым номером 69:33:00 0000:0067.

Общество не согласилось с решением Управления и обратилось в арбитражный суд.

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований, указав, что кадастровая стоимость земельного участка определена по 1 группе земель на основании государственного акта на землю, которым предусмотрен вид землепользования – для ведения сельского хозяйства. Суд также указал, что баланс земель не может служить основанием для определения групп земель сельскохозяйственного назначения, поскольку на кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером 69:33:00 0000:0067 поставлен как единое целое.

Апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда.

Письмом от 29.03.2009 заявитель просил Департамент исправить техническую ошибку, допущенную при указании вида разрешенного использования спорного земельного участка. Апелляционная инстанция не усматривает такой технической ошибки. Кроме того, заявителем не соблюден установленный Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон № 221-ФЗ) порядок подачи заявления об исправлении технической ошибки в государственном кадастре недвижимости.

Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) установлено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила).

В пунктах 2, 4, 8 и 9 названных Правил установлено, что государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. В процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. Оценочной зоной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков. По результатам оценочного зонирования составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах зон. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.

Закон № 221-ФЗ регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности.

В соответствии с пунктом 14 части 2 статьи 7 Закона № 221-ФЗ в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о разрешенном использовании, если объектом недвижимости является земельный участок.

Согласно пункту 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:

1) земли сельскохозяйственного назначения;

2) земли населенных пунктов;

3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

4) земли особо охраняемых территорий и объектов;

5) земли лесного фонда;

6) земли водного фонда;

7) земли запаса.

В соответствии с пунктом 2 данной статьи ЗК РФ земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Согласно пунктам 2, 3 статьи 8 названного Кодекса категория земель указывается в актах органов власти о предоставлении земельных участков, документах государственного земельного кадастра.

В силу пункта 1 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.

В состав зон сельскохозяйственного использования могут включаться:

1) зоны сельскохозяйственных угодий - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими);

2) зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения (пункт 9 статьи 35 ГрК РФ).

На основании пункта 6 статьи 30 этого же Кодекса виды разрешенного использования земельных участков указываются в градостроительном регламенте.

В соответствии с пунктами 1, 6 и 7 статьи 36 ГрК РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков. Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда, земель, покрытых поверхностными водами, земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов), сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон. Использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.

Согласно статье 4 Федерального закона от 29.12.2004 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки, но не позднее, чем до 1 января 2012 года разрешенное использование земельных участков определяется в соответствии с проектом планировки территории, в границах которой расположены такие земельные участки.

Таким образом, сведения о разрешенном использовании земельного участка в государственный кадастр недвижимости вносятся на основании градостроительного регламента либо на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления.

Из объяснений ответчика следует, что в отношении спорного земельного участка сведения о разрешенном использовании – «для ведения сельского хозяйства» внесены в государственный кадастр недвижимости на основании государственного акта № 37 на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей (том 1 листы 35 – 43). Факт предоставления спорного земельного участка на основании данного акта заявителем не оспаривается.

В соответствии с пунктом 1.2 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель сельскохозяйственного назначения, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 04.07.2005 № 145, государственная кадастровая оценка земель сельскохозяйственного назначения проводится по шести группам земель, выделяемым по функциональному назначению и особенностям формирования рентного дохода в сельскохозяйственном производстве:

I группа - сельскохозяйственные угодья;

II группа - земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, проездами, прогонами для скота, коммуникациями, полезащитными лесополосами, зданиями, строениями и сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции, а также нарушенные земли, находящиеся под промышленной разработкой общераспространенных полезных ископаемых: глины, песка, щебня и т.д.;

III группа - земли под замкнутыми водоемами;

IV группа - земли под древесно-кустарниковой растительностью (за исключением полезащитных лесополос), болотами, нарушенные земли;

V группа - земли под лесами, не переведенные в установленном законодательством порядке в состав земель лесного фонда и находящиеся у землевладельцев (землепользователей) на праве постоянного (бессрочного) или безвозмездного пользования;

VI группа - земли, пригодные под оленьи пастбища.

В соответствии с пунктом 9.3 названных Методических рекомендаций кадастровая стоимость земельного участка определяется путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка на его площадь.

Постановлением администрации Тверской области от 29.11.2006 № 286-па утверждены удельные показатели кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения по 1 группе (сельскохозяйственные угодья). Для Торжокского района средний удельный показатель определен в размере 1,81. Исходя из данного показателя и размера земельного участка с кадастровым номером 69:33:0000000:67 определена кадастровая стоимость земельного участка, которая составила 55 849 360 руб. (1,81 руб./кв.м х 30 856 000 кв.м), и сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости

Земельный баланс, на который ссылается Общество (том 1 лист 26) в подтверждение иного вида разрешенного использования, чем указано в государственном кадастре недвижимости, не является актом (решением) органа государственной власти или органа местного самоуправления, поэтому не может служить основанием для внесения сведений о разрешенном использовании земельного участка в государственный кадастр недвижимости.

В отзыве на апелляционную жалобу ответчик сообщил, что сведения о наличии обособленных земельных участков в составе единого землепользования с кадастровым номером 69:33:0000000:67 в государственном кадастре недвижимости отсутствуют.

Таким образом, земельные участки, соответствующие 2 - 4 группам по функциональному назначению и обладающие признаками земельных участков, сведения о кадастровой стоимости которых подлежат включению в государственный кадастр недвижимости, в составе земельного участка с кадастровым номером 69:33:0000000:67 отсутствуют.

Согласно статье 28 Закона № 221-ФЗ технической ошибкой признается описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка, допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - техническая ошибка в сведениях).

Поскольку имеющиеся в государственном кадастре недвижимости сведения о разрешенном использовании спорного земельного участка соответствуют сведениям, содержащимся в государственном акте № 37, отсутствуют основания для вывода о наличии технической ошибки, которую заявитель просил исправить.

Кроме того, в соответствии с пунктом 2 статьи 28 Закона № 221-ФЗ техническая ошибка в сведениях подлежит исправлению на основании решения органа кадастрового учета в случае обнаружения данным органом такой ошибки или поступления в орган кадастрового учета от любого лица заявления о такой ошибке в форме, установленной приказом Минэкономразвития России от 13.04.2009 № 125 «Об утверждении форм заявлений об исправлении технических ошибок в сведениях государственного кадастра недвижимости, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.

Кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для изменений соответствующего объекта недвижимости, если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего закона (пункт 4 статьи 28 Закона № 221-ФЗ).

В соответствии с пунктом 2 статьи 27 Закона № 221-ФЗ орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме не соответствуют требованиям настоящего закона.

При указанных обстоятельствах у Департамента отсутствовали основания для внесения в государственный кадастр недвижимости изменений в отношении разрешенного использования земельного участка и, соответственно, для перерасчета кадастровой стоимости земельного участка. Следовательно, требования Общества удовлетворению не подлежат.

Правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены принятого по данному делу решения суда не имеется.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Тверской области от 09 сентября 2010 года по делу № А66-6346/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Заря» - без удовлетворения.

Председательствующий

Т.В. Виноградова

Судьи

О.Ю. Пестерева

О.А. Тарасова