01 марта 2007 года г. Вологда Дело № А05-11507/2006-35
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Богатыревой В.А., судей Мурахиной Н.В., Чельцовой Н.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щаповой Е.И., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Архангельской таможни на решение Арбитражного суда Архангельской области от 26 декабря 2006 года (судья Чурова А.А.) по делу № А05-11507/2006-35 по заявлению Архангельской гидрографической базы Федерального государственного унитарного гидрографического предприятия к Архангельской таможне о признании незаконными действий, выразившихся в отказе возвратить излишне уплаченные таможенные платежи в сумме 3068300 руб., и обязании возвратить излишне уплаченные таможенные платежи,
при участии от заявителя Шибаева А.Е. по доверенности от 01.12.2006 № 1, от Архангельской таможни Малютина М.Е. по доверенности от 20.07.2005 № 3656,
у с т а н о в и л:
Архангельская гидрографическая база Федерального государственного унитарного гидрографического предприятия (далее – Архангельская гидробаза, предприятие) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением, уточнив свои требования, о признании незаконными действий Архангельской таможни, выразившиеся в отказе возвратить излишне уплаченные таможенные платежи в сумме 3068300 руб., и обязании возвратить излишне уплаченные таможенные платежи.
Решением Арбитражного суда Архангельской области по делу от 26.12.2006 требования общества удовлетворены. Признаны незаконными действия Архангельской таможни, выразившиеся в отказе возвратить Архангельской гидробазе излишне уплаченные таможенные платежи в сумме 3068300 руб.
Суд обязал Архангельску таможню устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Архангельской гидробазы путем осуществления предусмотренных Таможенным кодексом Российской Федерации действий, направленных на возврат предприятию излишне уплаченных таможенных платежей в сумме 3 068 300 руб.
Госпошлина в сумме 2000 руб. возвращена заявителю из федерального бюджета.
Архангельская таможня с судебным решением не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции решение суда отменить, ссылаясь на отсутствие законных и обоснованных оснований для предоставления льгот по уплате таможенных платежей. Полагает, что предприятием не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что оспариваемый товар (тракторы) были ввезены на таможенную территорию Российской Федерации на денежные средства донора технической помощи, которым является Министерство энергетики США «Бектел Невада Корпорейшен». Ссылается на отсутствие оснований для возврата таможенных сборов за таможенное оформление и стоимости бланков паспортов самоходных машин.
Архангельская гидробаза отзыв на апелляционную жалобу не представила, ее представитель в судебном заседании просит решение суда оставить без изменения, считая его законным и обоснованным.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Архангельской таможни поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Решение суда первой инстанции проверяется в порядке статей 266-269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела и установлено судом, Архангельская гидробаза обратилась в Архангельскую таможню с заявлением о возврате таможенной пошлины в сумме 3 068300 руб., излишне уплаченной в связи с ввозом на территорию Российской Федерации товаров, являющихся безвозмездной технической помощью (содействием).
Письмом заместителя начальника таможни от 17.08.2006 № 14-01-26/4675 в возврате таможенных платежей отказано, в связи с отсутствием оснований для применения льгот по уплате таможенных платежей.
Не согласившись с отказом, предприятие обжаловало действия таможенного органа в судебном порядке.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии у Архангельской гидробазы обязанности по уплате таможенных платежей и факт их уплаты в размере, заявленном к возврату.
При этом суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно статье 1 Федерального закона от 04.05.99 № 95-ФЗ «О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты РФ о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) РФ» (далее – Закон № 95-ФЗ) техническая помощь (содействие) – вид безвозмездной помощи (содействия), предоставляемой в целях оказания поддержки в осуществлении экономической, социальной реформ и осуществления разоружения путем проведения конверсии, утилизации вооружения и военной техники, проведения радиационно-экологических мероприятий по обращению с радиоактивными отходами, отработанным ядерным топливом и другими ядерными материалами, ранее накопленными и (или) образующимися при эксплуатации и выводе из нее объектов мирного и военного использования атомной энергии, а также путем проведения исследований, обучения, обмена специалистами, аспирантами и студентами, передачи опыта и технологий, поставок оборудования и других материально-технических средств по проектам и программам, которые зарегистрированы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, в рамках международного договора, заключенного между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки об уничтожении и захоронении ядерных отходов, была разработана Программа «Сотрудничество в области учета, контроля и физической зашиты ядерных материалов» № DOE001000.
В соответствии с пунктами 3, 11 Порядка регистрации проектов и программ технической помощи (содействия), выдачи удостоверений, подтверждающих принадлежность средств товаров, работ и услуг к технической помощи (содействию), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.99 № 104, регистрация проектов и программ технической помощи осуществляется в Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации по представлению получателем или донором технической помощи заявления оих регистрации в Комиссию по вопросам международнойгуманитарной и технической помощи при Правительстве Российской Федерации.
На основании решений Комиссии получателям помощи выдаются удостоверения, подтверждающие принадлежность средств, товаров, работ и услуг к технической помощи, по форме согласно приложению. Удостоверения подписываются председателем (заместителем председателя) или ответственным секретарем Комиссии и заверяются печатью Комиссии с надписью «Техническая помощь (содействие)». Бланки удостоверений являются документами строгой отчетности.
Согласно удостоверению № 3562 о признании средств, товаров, работ и услуг технической помощью, утвержденному протоколом заседания Комиссии по вопросам международной гуманитарной и технической помощи при Правительстве Российской Федерации от 28.12.2004 № 6, технической помощью (содействием) являются денежные средства для выполнения мероприятий по планированию, эвакуации, защите, демонтажу, перевозке и утилизации пятидесяти шести радиоизотопных термоэлектрических генераторов (далее – РИТЭГи), находящихся на местах эксплуатации по трассе Северного морского пути, на сумму 3 488 908,68 доллара США, которые выделяются Минэнергетики Соединенных Штатов Америки по Генеральному соглашению о размещении заказов № 34386 в рамках заказ-наряда № В.08 от 13.05.2004 (в редакциях №№ 1, 2, 3) по контрактам согласно приложениям.
Удостоверение № 3562 подписано ответственным секретарем Комиссии и заверено ее печатью. Оригинал данного удостоверения был предъявлен таможенному органу (копия с отметкой имеется в материалах дела).
Российским получателем технической помощи (денежных средств) является ФГУП «ВНИИТФА» (115230, г. Москва, Варшавское шоссе, д.45; ИНН 7726070177).
Во исполнение Генерального соглашения о размещении заказов № 34386, заказ-наряда № В.08 от 13.05.2004 между ФГУП «ВНИИТФА» и ФГУП «Гидрографическое предприятие» был заключен договор от 13.05.2004 № 04-27 на выполнение работ по обследованию, демонтажу и выводу из эксплуатации срока семи штук РИТЭГов, размещенных на трассе Северного морского пути и принадлежащих на праве хозяйственного ведения ФГУП «Гидрографическое предприятие», а также по транспортированию этих РИТЭГов совместно с девятью РИТЭГами Северного УГМС на территорию ФГУП «Атомфлот».
Согласно пункту 3.1 указанного договора финансирование работ по договору производится за счет средств безвозмездной иностранной технической помощи.
Дополнительным соглашением от 13.05.2006 № 2 к указанному выше договору, являющемуся неотъемлемой его частью, установлено, что ФГУП «Гидрографическое предприятие» обязуется по договору с фирмой «MARTINELLMODELLSERVICEAB» (Швеция) приобрести три трактора «TERRIATDforwarded» с запчастями, необходимые для работ по доставке РИТЕГов с мест их эксплуатации до площадок временного сбора.
Стоимость работ по дополнительному соглашению составила сумму, эквивалентную 315 781,12 доллара США (9 168 894 руб. 29 коп.).
ФГУП «Гидрографическое предприятие» у фирмы «MАRТINELLMODELLSERVICEAB» (Швеция) на основании договора № T - 1/2004 от 06.07.2004 приобрело три трактора «TERRIATDforwarded» с запчастями на условиях поставки DDU, Архангельск, автотранспортом. Общая сумма договора, включая маркировку, упаковку, страхование, транспортировку и все экспортные процедуры, составила 2 358 000 шведских крон (глава 2). Грузополучателем товара является Архангельская гидрографическая база ФГУП «Гидрографическое предприятие».
ФГУП «Гидрографическое предприятие» уплатило стоимость тракторов по договору № Т - 1/2004 фирме «MARTINELLMODELLSERVICE АВ», что подтверждается платежными поручениями № 1 от 31.08.2004, № 1 от 27.01.2005, № 3 от 05.05.2005.
ФГУП «ВНИИТФА» возместило ФГУП «Гидрографическое предприятие» указанные расходы в общей сумме 9 168 894 руб. 29 коп., что подтверждается платежным поручением № 809 от 27.07.2004 и платежными ордерами № 439 от 25.09.2006, № 439 от 26.09.2006, № 439 от 28.09.2006.
Следовательно, приведенные обстоятельства подтверждают факт оплаты ввезенных ФГУП «Гидрографическое предприятие» тракторов с запчастями за счет денежных средств, выделяемых для реализации конкретных проектов и программ технической помощи (содействия).
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что ввезенные по договору № Т - 1/2004 от 06.07.2004 трактора «TERRIATDforwarded» с запчастями, являются товарами, ввозимыми на территорию Российской Федерации в целях оказания технической помощи (содействия), освобожденными от уплаты таможенных пошлин, является обоснованным.
В соответствии с подпунктом «ж» статьи 35 Федерального закона от 21.05.93 № 5003-1 «О таможенном тарифе» (с изменениями и дополнениями) товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации в качестве безвозмездной помощи (содействия), а также ввозимые на эту территорию и (или) вывозимые с этой территории в благотворительных целях по линии государств, международных организаций, правительств, в том числе в целях оказаний технической помощи (содействия) освобождаются от уплаты таможенных пошлин.
В соответствии с пунктом 1 Порядка таможенного оформления товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации в качестве технической помощи (содействия), утвержденного приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 08.10.2000 № 911, техническая помощь – вид безвозмездной помощи (содействия), предоставляемой в целях оказания поддержки в осуществлении экономической, социальной реформ и осуществления разоружения, в том числе, путем поставок оборудования и других материально-технических средств.
Под оборудованием и другими материально-техническими средствами понимаются также денежные средства, выделяемые для реализации конкретных проектов и программ технической помощи (товары).
Согласно пункту 9 названного Порядка товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации в качестве технической помощи, освобождаются от ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость.
Таможенное оформление товаров производится с применением льгот по уплате ввозной таможенной пошлины при условии представления получателем товаров или декларантом следующих документов: оригинала удостоверения, подтверждающего принадлежность товаров к технической помощи (содействию), выданного на основании решения Комиссии, подписанного председателем Комиссии или в случае отсутствия председателя Комиссии – его заместителем и заверенного в установленном порядке. Каждый лист прилагаемых к удостоверению товаросопроводительных документов либо спецификаций должен быть заверен оттиском штампа с надписью «Техническая помощь».
Одновременно для таможенных целей получатель товаров или декларант представляет в таможенный орган копии предъявленных удостоверения и товаросопроводительных документов либо спецификации, заверенных Комиссией в установленном порядке. Указанные документы хранятся вместе с грузовой таможенной декларацией (ГТД) в таможенном органе, производившем таможенное оформление (пункты 5, 10).
Вместе с тем, Архангельская гидрографическая база ФГУП «Гидрографическое предприятие» (грузополучатель), произвела таможенное оформление ввезенных в рамках безвозмездной помощи товаров в общем порядке, с уплатой таможенных платежей в общей сумме 3 087 456 руб. 48 коп., что усматривается из данных графы 47 оспариваемых ГТД без указания в ГТД соответствующей информации о ввозе технической помощи (определенной пунктом 6 Порядка) и таможенным органом не оспаривается.
Согласно статье 318 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) к таможенным платежам относятся: ввозная таможенная пошлина; вывозная таможенная пошлина; налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации; акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации; таможенные сборы.
Исходя из классификатора видов налогов, сборов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, таможенные сборы по трем ГТД составили 22 500 руб. (7500 руб. х 3), ввозная таможенная пошлина – 1 283 472 руб. 60 коп. ( 427 824 руб. 20 коп. х 3), налог на добавленную стоимость – 1 781 483 руб. 33 коп. (593 827 руб. 32 коп. х 3).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 357.9 ТК РФ таможенные сборы не взимаются в отношении товаров, относящихся к безвозмездной технической помощи (содействию).
Таким образом, заявителем излишне уплачена оспариваемая им сумма таможенных платежей в размере 3 068 300 руб. за ввоз на территорию Российской Федерации тракторов «TERRIATDforwarded» с запчастями.
Разница между уплаченной 3 087 456 руб. 48 коп и заявленной к возврату суммой таможенных платежей 3 068 300 руб. составляет 19 156 руб. 48 коп. В связи с чем, доводы таможни об отсутствии оснований для возврата 42 руб. стоимости бланков паспортов самоходных машин в рассматриваемом случае не могут быть приняты судом во внимание. Кроме того, представитель заявителя в настоящем судебном заседании пояснил, что указанная сумма для возврата Архангельской гидробазой не заявлялась.
Следовательно, действия таможенного органа по отказу в возврате указанной суммы, выраженные оформлением письма от 17.08.2006 14-01-26/4675, являются незаконными.
В соответствии с положениями пунктов 1, 2 статьи 355 ТК РФ излишне уплаченной или излишне взысканной суммой таможенных пошлин, налогов является сумма фактически уплаченных или взысканных в качестве таможенных пошлин, налогов денежных средств, размер которых превышает сумму, подлежащую уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации и данным Кодексом.
Излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату таможенным органом по заявлению плательщика. Указанное заявление подается в таможенный орган, на счет которого были уплачены указанные суммы либо которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
Отсутствие у Архангельской гидробазы обязанности по уплате таможенных платежей и факт их уплаты в размере, заявленном к возврату, установлен судом и подтверждается материалами дела.
Доводы таможенного органа, указанные в апелляционной жалобе о том, что приобретение предприятием тракторов «TERRIATDforwarded» с запчастями на возмездной основе не может быть отнесено к технической помощи (содействию), не могут быть приняты судом во внимание. Безвозмездность товарной поставки не означает, что лицо, ее осуществляющее, не может выплачивать вознаграждение лицам, привлекаемым для ее осуществления. Безвозмездный характер поставки предполагает, что у лица, принимающего такую помощь, не возникает обязанности имущественного или неимущественного характера.
Приобретение тракторов в рамках договора № 04/27 от 13.05.2004, заключенного во исполнение заказ-наряда № В.08 Генерального соглашения о размещении заказов № 34386, в рамках Программы безвозмездной технической помощи, зарегистрированной в Российской федерации под № DOE001000, подтверждается материалами дела.
Указанные трактора поставлены на баланс (как основные средства) ФГУП «Гидрографическая предприятие» и переданы в оперативное управление Архангельской гидробазе (приказы, акты о приемке-передаче, свидетельства о регистрации машины).
Следовательно, действия таможенного органа по отказу в возврате оспариваемой суммы, выраженные путем оформлением письма от 17.08.2006 14-01-26/4675, являются незаконными.
При разрешении вопроса о полномочиях заявителя на подачу и рассмотрение указанного заявления судом учтено, что в силу пункта 1.9 Положения об Архангельской гидрографической базе Федерального государственного унитарного гидрографического предприятия филиал от имени предприятия приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные, права, несет обязанности, представляет интересы предприятия по искам, вытекающим из деятельности филиала, в суде, в том числе и арбитражном. В данном случае таможенные платежи были уплачены и таможенные документы составлены непосредственно Архангельской гидробазой, заявителем по делу фактически выступает Федеральное государственное унитарное гидрографическое предприятие в лице своего филиала Архангельской гидрографической базы.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
п о с т а н о в и л:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 26 декабря 2006 года по делу № А05-11507/2006-35 оставить без изменения, апелляционную жалобу Архангельской таможни – без удовлетворения.
Председательствующий В.А. Богатырева
Судьи Н.В. Мурахина
Н.С. Чельцова