НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2018 № А19-15414/18

Четвертый арбитражный апелляционный суд

улица Ленина, дом 100б, Чита, 672000, http://4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита                                                                                  ДелоА19-15414/2018

 «31» октября 2018 года

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Никифорюк Е.О.,

рассмотрев апелляционную жалобу УПРАВЛЕНИЯ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ) В СВЕРДЛОВСКОМ РАЙОНЕ Г. ИРКУТСКА на решение Арбитражного суда Иркутской области от 07 сентября 2018 года по делу №А19-15414/2018, рассмотренному в порядке упрощенного производства по заявлению УПРАВЛЕНИЯ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ) В СВЕРДЛОВСКОМ РАЙОНЕ Г. ИРКУТСКА (ОГРН 1023801011959, ИНН 3808074898, место нахождения: 664043,ОБЛАСТЬ ИРКУТСКАЯ, ГОРОД ИРКУТСК, УЛИЦА СЕРГЕЕВА, 3, 25) к ОБЩЕСТВУ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "АРДОС" (ОГРН 1023801431345, ИНН 3810023097, место нахождения: 664039, ОБЛАСТЬ ИРКУТСКАЯ, ГОРОД ИРКУТСК, УЛИЦА ТЕРЕШКОВОЙ, ДОМ 15Б) о взыскании 59 500, 00 руб.,

(суд первой инстанции - Л.Н. Кродинова),

без вызова сторон в судебное заседание

установил:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЕРДЛОВСКОМ РАЙОНЕ Г. ИРКУТСКА (далее – заявитель, Пенсионный фонд, Управление, фонд) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к ОБЩЕСТВУ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "АРДОС" (далее – заинтересованное лицо, общество, страхователь) о взыскании штрафных санкций в размере 59 500 руб.

Решением Арбитражного суда Иркутской области, в удовлетворении требования отказано.

В обосновании суд указал, что непредставление страхователем уточненного, корректирующего расчета (корректирующих индивидуальных сведений) для обеспечения учета на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц доначисленных сумм страховых взносов, в сроки, самостоятельно установленные Управлением Пенсионного фонда и конкретно обозначенные лишь в Акте проверки от 23.11.2017 № 048S12170002947 (до 01.05.2017), не может квалифицироваться как непредставление в установленные сроки необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета сведений, поскольку срок, за нарушение которого общество привлечено к ответственности, законодательством не установлен. Указанный Управлением Пенсионного фонда в Акте проверки от 23.11.2017 и решении от 27.12.2017 срок не относится к числу пресекательных сроков, императивно установленных и обязательных к исполнению, за нарушение которых страхователи привлекаются к ответственности.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Иркутской области от 7 сентября 2018 г. по делу № А19-15414/2018 отменить полностью и принять по делу № А19-15414/2018 новое решение об удовлетворении исковых требований Государственного учреждения -Управление Пенсионного Фонда РФ в Свердловском районе г. Иркутска в полном объеме.

Указывает, что было выявлено непредставление корректирующих индивидуальных сведений по Решению о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах №048V12170000189 от 17.02.2017 года.

Результаты выездной проверки следовало отразить в уточненном расчете по форме РСВ-1 ПФР за отчетный период «0-год» 2016 года, который необходимо представить не позднее 1 месяца после истечения квартала, в котором вступает в силу данное решение о привлечении к ответственности плательщика страховых взносов за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

Полагает, что для данного вида состава правонарушения необходимо и достаточно факта бездействия — не предоставления сведений в установленный срок. Дальнейшие действия либо их отсутствие на наличие правонарушения не влияют. Поэтому привлечение страхователя к ответственности по ч. 4 ст. 17 Закона 27-ФЗ возможно и в случае просрочки представления сведений на один день позже положенного срока.

Дело рассматривается без проведения судебного заседания.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Управлением пенсионного фонда была проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2013-2015 годы, в том числе на основании расчетов ответчика по форме РСВ-1 за 2013-2015 годы, по результатам которой установлено, что в период с февраля 2014 по декабрь 2015 года страхователь не включил в базу для начисления страховых взносов выплаты в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 2-18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (и с 1 января 2015 года – в пунктах 2-18 части 1 статьи 30 закона № 400-ФЗ "О страховых пенсиях"), что повлекло занижение базы для начисления страховых взносов по дополнительному тарифу. Данное нарушение зафиксировано в акте проверки от 16.01.2017.

17.02.2017 Управлением было принято решение N 048V12170000189 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах по части 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в виде штрафа в сумме 927,8 руб.; обществу начислены пени в размере 457,21 руб.; предложено уплатить недоимку в размере 4 639 руб. Решение от 17.02.2017 ответчиком не оспорено.

Указанным решением ответчику было предложено: представить уточненный расчет по форме РСВ-1 ПФР за отчетный период «0-год» 2016 год не позднее 1 месяца после истечения квартала, в котором вступает в силу данное решение о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности плательщика страховых взносов за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах; сумму доначисленных по итогам выездной проверки страховых взносов отразить в строке 120, а также в разделе 4 расчета; кроме того, представить корректирующие индивидуальные сведения (в отношении застрахованных лиц, данные по которым корректируются).

Актом о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 23.11.2017 № 048S12170002947 установлено непредставление ответчиком корректирующих индивидуальных сведений по решению от 17.02.2017 N 048V12170000189 в срок до 01.05.2017.

Корректирующий расчет по форме РСВ-1 ПФР (номер уточнения 002, отчетный период 0-год) за 2016 год представлен ответчиком в Управление Пенсионного фонда 30.11.2017 по телекоммуникационным каналам связи.

На основании акта проверки Управлением Пенсионного фонда принято решение от 27.12.2017 № 048S13170002696 о привлечении страхователя к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона № 27-ФЗ (в редакции, действующей с 01.01.2017), за несвоевременное представление страхователем корректирующих индивидуальных сведений в виде штрафа в размере 59 500 руб. (500 руб. х 119 застрахованных лиц).

10.01.2018 Управление Пенсионного фонда выставило в адрес ответчика требование N 048S01180000249 об уплате финансовых санкций в срок до 22.01.2018.

Поскольку требование об уплате штрафа ответчик не исполнил, Фонд обратился с соответствующим заявлением в суд.

Решением Арбитражного суда Иркутской области в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, фонд обратился в суд апелляционной инстанции.

Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.

В соответствии с ч.2 ст.213 АПК РФ заявление о взыскании подается в арбитражный суд, если не исполнено требование заявителя об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты.

В соответствии с ч.6 ст.215 АПК РФ при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.

Рассматривая дело, суд первой инстанции правильно исходил из следующего.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» организации являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию.

Статьей 2 Федерального Закона N 167-ФЗ установлено, что законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федерального закона от 28.12.2013 N 424-ФЗ "О накопительной пенсии" и Закона N 27-ФЗ, иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации.

Статьей 14 названного Федерального закона установлена обязанность страхователей по представлению в территориальные органы страховщика документов, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 01.04.2006 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Федеральный закон № 27-ФЗ) органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона № 27-ФЗ страхователи представляют в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым начисляются страховые взносы, и за которых он уплачивает страховые взносы.

В силу ч. 4 ст. 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.

При этом фактические обстоятельства, в связи с которыми к страхователю применяются меры ответственности за совершение правонарушений в виде денежного взыскания (штрафа), устанавливаются пенсионными органами в процессе проведения соответствующих мероприятий контроля, в ходе которых требуется обнаружение, выявление правонарушений, собирание доказательств.

В акте проверки, являющемся итоговым актом такого контроля, обосновывается факт правонарушения и наличие в деянии лица признаков состава правонарушения, указывается норма законодательства, определяющая конкретный вид правонарушения, диспозицию правонарушающего деяния и соответствующую санкцию.

Таким актом проверки, по существу, возбуждается преследование за совершение правонарушения, то есть начинается процесс привлечения к ответственности.

В таком акте и в решении о привлечении страхователя к ответственности должны быть отражены все обстоятельства совершения правонарушения, имеющие значение для правильной квалификации выявленного нарушения и для разрешения вопроса о наличии или отсутствии оснований для привлечения страхователя к ответственности, причем касающиеся как объективной, так и субъективной стороны правонарушения.

Как правильно указывает суд первой инстанции, привлекая страхователя к ответственности в виде взыскания финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Закона № 27-ФЗ, Управление Пенсионного фонда вменило обществу непредставление в установленные сроки необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования сведений, которое выразилось в нарушении установленного Управлением Пенсионного фонда срока (не позднее 01.05.2017) для представления корректирующих индивидуальных сведений, фактически - корректирующего расчета РСВ-1 ПФР.

В соответствии со статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ (в редакции, действовавшей на дату принятия решения Управлением) за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

Статьей 17 Федерального закона № 27-ФЗ предусмотрена ответственность за нарушение установленных сроков представления сведений, предусмотренных статьей 11 Федерального закона № 27-ФЗ.

В силу статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.

Указанной статьей предусмотрены сроки представления сведений (в редакциях норм, действовавших в спорный период): до 01.01.2015 – не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом (квартал); с 01.01.2015 до 31.12.2015 - в случае представления расчета на бумажном носителе - не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом; в форме электронного документа - не позднее 20-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом.

В редакции статьи на дату принятия решения установлены сроки представления сведений – ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом; ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом – месяцем.

Как правильно указывает суд первой инстанции, сроки представления корректирующих сведений Федеральным законом № 27-ФЗ не предусмотрены. Доказательств несвоевременного представления первоначальных расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам за 2014-2015 годы, 2016 год по форме РСВ-1 ПФР Управлением Пенсионного фонда не представлено. Доказательств привлечения ответчика к ответственности по ст. 17 Федерального Закона № 27-ФЗ за представление неполных (недостоверных) сведений индивидуального (персонифицированного) учета, отраженных в первоначальных расчетах РСВ-1 ПФР за 2014-2015 годы, также не представлено.

01.01.2017 вступили в силу Федеральные законы от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование", от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование".

Указанные федеральные законы изменили действующий порядок администрирования и уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды, в настоящее время налоговым органам переданы полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование.

Согласно статье 23 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Закон N 250-ФЗ) расчеты (уточненные расчеты) по страховым взносам за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, должны представляться в территориальные органы ПФР в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о страховых взносах, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

До вступления в силу Закона N 250-ФЗ форма расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам (далее - РСВ-1), порядок ее заполнения, а также порядок представления уточненного расчета по форме РСВ-1 в случае изменения показателей, касающихся уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование или изменения сумм начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в том числе индивидуальных сведений в отношении застрахованных лиц, данные по которым корректируются, предусмотрены постановлением Правления ПФР от 16.01.2014 N 2п "Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, и порядка ее заполнения".

Согласно письму Пенсионного фонда России от 08.12.2016 № НП-30-26/17654 «О представлении корректирующих данных» в целях обеспечения учета на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц доначисленных (уменьшенных) сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по результатам выездных и/или камеральных проверок за периоды до 01.01.2017, проведенных после 1 января 2017 года, территориальным органам ПФР следует рекомендовать плательщикам страховых взносов представлять уточненные расчеты не позднее 1 месяца после истечения квартала, в котором вступило в силу решение о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности плательщика страховых взносов за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

Указанное письмо имеет рекомендательный характер относительно сроков представления уточненных расчетов.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что непредставление страхователем уточненного, корректирующего расчета (корректирующих индивидуальных сведений) для обеспечения учета на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц доначисленных сумм страховых взносов, в сроки, самостоятельно установленные Управлением Пенсионного фонда и конкретно обозначенные лишь в Акте проверки от 23.11.2017 № 048S12170002947 (до 01.05.2017), не может квалифицироваться как непредставление в установленные сроки необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета сведений, поскольку срок, за нарушение которого общество привлечено к ответственности, законодательством не установлен. Указанный правлением Пенсионного фонда в Акте проверки от 23.11.2017 и решении от 27.12.2017 срок не относится к числу пресекательных сроков, императивно установленных и обязательных к исполнению, за нарушение которых страхователи привлекаются к ответственности.

Апелляционный суд отмечает, что и в апелляционной жалобе пенсионный фонд нормативно не обосновал срок, который он считает нарушенным при представлении корректирующих сведений по результатам проверки. Отсутствует и отсутствовал такой срок и в Инструкциях, утверждаемых на основании ст.19 закона №27-ФЗ.

Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции об отсутствии в действиях общества состава вменяемого правонарушения (статья 17 Федерального закона № 27-ФЗ), а, следовательно, об отсутствии оснований для привлечения страхователя к ответственности в виде финансовых санкций в сумме 59 500 руб., поэтому заявленные требования удовлетворению не подлежат.

При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.

Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 268 - 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от  07 сентября 2018 года по делу № А19-15414/2018, рассмотренному в порядке упрощенного производства, оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                 Е.О.Никифорюк