Четвертый арбитражный апелляционный суд
672000, г. Чита, ул. Ленина 100-б
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
апелляционной инстанции
г. Чита Дело № А58-5050/06
04АП-735/2007
Полный текст постановления изготовлен 30 марта 2007г., резолютивная часть постановления объявлена 28 марта 2007г.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шарковой К.Ж.,
судей Бурковой О.Н. и Куклина О.А.,
при ведении протокола судьей Шарковой К.Ж.,
рассмотрев в открытом судебном заседании
с участием прокурора Казанцевой Л.И. (удостоверение № 93554)
апелляционную жалобу первого заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 22 января 2007г. (судья Андреев В.А.) по делу № А58-5050/06 по иску прокурора Республики Саха (Якутия) к Центральному Банку России и Администрации муниципального образования «Город Алдан» о признании сделки недействительной и применении последствий её недействительности (третье лицо – Финансово-казначейское управление Министерства финансов Республики Саха (Якутия) по Алданскому улусу),
У С Т А Н О В И Л:
Исполняющий обязанности прокурора Республики Саха (Якутия) (далее Прокурор) обратился с иском к Центральному Банку России и Администрации муниципального образования «Город Алдан» (далее Администрация г. Алдан) о признании недействительным дополнительного соглашения № 3 от 21.02.06 к договору банковского счета № 124 от 21.02.06 и применении последствий его недействительности путем закрытия банком счета Администрации г. Алдан № 40703810400002000070 в Расчетно-кассовом центре г. Алдан Центрального Банка Российской Федерации.
Определением от 20.11.06 по ходатайству ответчика к участию в деле третьим лицом привлечено Финансово-казначейское управление Министерства финансов Республики Саха (Якутия) по Алданскому улусу.
Иск прокурора о ничтожности оспариваемого соглашения мотивирован тем, что дополнительное соглашение об открытии Администрации г. Алдан счета № 40703810400002000070 по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, а также средств, поступающих во временное распоряжение, не соответствует требованиям ст. 216 Бюджетного кодекса РФ о принципе единства кассы бюджета, а также Правилам ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, утвержденным Положением ЦБ РФ № 205-П от 05.12.2002г., согласно которым, счет 40703 – относится к счетам негосударственных предприятий, и, соответственно, не мог быть открыт для органа управления муниципального образования.
Решением суда от 22 января 2007г. в иске отказано.
Прокурор обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и иск удовлетворить по мотивам, изложенным в иске, дополнительно ссылаясь на то, что в соответствии со ст. 215 Бюджетного кодекса РФ установлено казначейское исполнение бюджетов посредством размещения бюджетных средств на счетах 40204-40205. Прокурор полагает также ошибочными выводы суда первой инстанции о том, что Администрация г. Алдан является учреждением. Кроме того, прокурор полагает, что на счет, открытый на основании оспариваемого соглашения, не могут зачисляться средства местного бюджета, указанные в разрешении на его открытие. Данное обстоятельство влечет, по мнению прокурора, ничтожность оспариваемого дополнительного соглашения.
Прокурор в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы и иска.
Ответчики и третье лицо своих представителей в суд не направили, о рассмотрении дела уведомлены.
В отзыве на исковое заявление и апелляционную жалобу Центральный банк Российской Федерации отклонил доводы истца, считая, что открытие счета № 40703810400002000070 полностью соответствует Указаниям Центрального банка РФ № 579-У от 18.06.99. и ст. 161 Бюджетного кодекса РФ.
В отзыве на иск третье лицо также отклонило доводы истца, считая, что открытие счета Администрации г. Алдан не нарушает бюджетного законодательства.
Заслушав доводы участвующего лица, исследовав материалы дела, апелляционная инстанция не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Между Центральным Банком России в лице Расчетно-кассового центра города Алдан Национального Банка Республики Саха (Якутия) Центрального Банка России и Администрацией г. Алдан был заключен договор банковского счета № 124 от 21.02.2006г., согласно которому банк обязался осуществлять по поручению Администрации г. Алдан расчетно-кассовые операции по банковским счетам.
Кроме того, между ответчиками было заключено дополнительное соглашение № 3 от 21.02.06 к договору банковского счета № 124 от 21.02.2006г. об открытии банком Администрации г. Алдан счета за № 40703810400002000070 по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, а также по учету средств, поступающих во временное распоряжение Администрации г. Алдан.
Прокурор считает указанное дополнительное соглашение ничтожной сделкой.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о необоснованности иска прокурора.
Администрация г. Алдан является юридическим лицом, зарегистрированным в Едином государственном реестре юридических лиц и имеющим свидетельство 14 № 001517545.
Согласно своему Положению, Администрация г. Алдан является исполнительно-распорядительным органом управления муниципального образования с правами юридического лица в организационно-правовой форме учреждения, с правом открытия в кредитных учреждениях текущих и расчетных счетов. Финансовые ресурсы Администрации г. Алдан состоят из средств, выделяемых из бюджета, учитываемых на лицевом казначейском счете, а также средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, учитываемых на специальном счете в кредитном учреждении.
Таким образом, Администрация г. Алдан является бюджетным учреждением муниципального образования «Город Алдан» с правами самостоятельного юридического лдица, предполагающего возможность открытия банковских счетов в соответствии с действующим законодательством.
Из содержания договора № 124 от 21.02.06 и дополнительного соглашения № 3 к нему от 21.02.06 следует, что Администрация г. Алдан выступает в договоре от своего имени как юридическое лицо, а не от имени муниципального образования «Город Алдан».
Счет № 40703810400002000070 по дополнительному соглашению № 3 от 21.02.2006г. открыт для зачисления внебюджетных средств бюджетного учреждения – Администрации г. Алдан, которое в соответствии со ст. 161 Бюджетного кодекса РФ имеет право на получение доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, а также средств, поступающих во временное распоряжение. Из оспариваемого дополнительного соглашения не усматривается, что счет № 40703810400002000070 открыт для операций со средствами местного бюджета в ходе его формирования и расходования.
Согласно Положению о правилах ведения бухгалтерского учета в Центральном банке Российской Федерации (Банке России) от 01.01.2006г. №66-П, на балансовом счете № 40703- «Счета негосударственных организаций. Некоммерческие организации» открываются счета некоммерческим организациям, к которым относятся и органы местного самоуправления. В соответствии с характеристикой счета на балансовом счете № 40703- открываются счета по учету средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности организациям, финансируемым из местных бюджетов. Указанные средства являются внебюджетными средствами.
Расчетно-кассовый центр г. Алдан Центрального банка России правомерно открыл счет №40703810400002000070 Администрации г. Алдан в соответствии с пунктами 1.1.,1.2.,2.1. Указания Центрального банка Российской Федерации от 18 июня 1999 года № 579-У «О порядке открытия и ведения счетов организаций, финансируемых из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, а также по учету средств, поступающих во временное распоряжение организаций, финансируемых из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в учреждениях Центрального банка Российской Федерации или кредитных организациях».
На открытие счета было выдано разрешение финансового органа - Финансово-казначейского управления Министерства финансов Республики Саха (Якутия) по Алданскому улусу № 2 от 15.02.2006 г.
Разрешение выдано по форме, установленной Министерством финансов Российской Федерации (Приложение 4 к Правилам, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 2 февраля 1999 г. №9н).
Указание истца на то, что дополнительным соглашением № 3 от 21.02.2006г. обусловлено открытие счета № 40703810400002000070 Муниципальному образованию «Город Алдан» для операций со средствами местного бюджета, является ошибочным.
Из оспариваемого дополнительного соглашения не усматривается открытие счета муниципальному образованию для доходно-расходных операций со средствами непосредственно местного бюджета.
Доводы истца о не соответствии дополнительного соглашения № 3 от 21.02.2006 г. требованиям Бюджетного кодекса РФ подлежат отклонению.
Согласно ст. 161 Бюджетного кодекса РФ в смете доходов и расходов должны быть отражены все доходы бюджетного учреждения, получаемые как из бюджета и государственных внебюджетных фондов, так и от осуществления предпринимательской деятельности, в том числе доходы от оказания платных услуг, другие доходы, получаемые от использования государственной или муниципальной собственности, закрепленной за бюджетным учреждением на праве оперативного управления, и иной деятельности. Бюджетное учреждение при исполнении сметы доходов и расходов самостоятельно в расходовании средств, полученных за счет внебюджетных источников.
Бюджетное учреждение вправе иметь доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Для учета указанных средств и предназначены счета, открываемые в учреждениях Банка России на балансовом счете № 40703 «Счета негосударственных организаций. Некоммерческие организации » с признаком «2» в четырнадцатом разряде организациям, финансируемых из местных бюджетов, к которым также относятся органы местного самоуправления.
Пунктом 4 статьи 106 Федерального закона от № 189-ФЗ «О Федеральном бюджете на 2006 год» предусмотрено право органов местного самоуправления принимать решения об осуществлении операций со средствами от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, полученными учреждениями, находящимися в их ведении, на счетах открытых им или органам, осуществляющим кассовое обслуживание исполнения местных бюджетов в учреждениях Центрального банка Российской Федерации.
Ссылки истца на то, что в соответствии со статьей 216 Бюджетного кодекса РФ принцип единства кассы предусматривает зачисление всех поступающих доходов бюджета и осуществление всех расходов с единого счета бюджета, а также на то, что в силу требований статьи 215 Бюджетного кодекса РФ организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий казначейский финансовый орган, отклоняются, поскольку, как уже было указано выше, отсутствуют основания считать, что счет № 40703810400002000070 открыт для доходно-расходных операций муниципального бюджета.
Ссылка истца на письмо ЦБ РФ от 06.06.06 № 79-Т «О мерах по реализации статьи 215.1 Бюджетного кодекса РФ», в части поручения органам федерального казначейства обеспечить закрытие всех счетов по учету местных бюджетов, не может быть признана относимой к оспариванию дополнительного соглашения № 3 от 21.02.2006г.
Из имеющегося в деле соглашения от 30.12.05, заключенного между Финансово-казначейским управлением Министерства финансов Республики Саха (Якутия) по Алданскому улусу и Муниципальным образованием «Город Алдан», усматривается, что исполнение местного бюджета муниципального образования «Город Алдан» осуществляется финансово-казначейским управлением Министерства финансов Республики Саха (Якутия) по Алданскому улусу.
Счет № 40703810400002000070 на основании дополнительного соглашения № 3 от 21.02.2006г. открыт Центральным Банком Российской Федерации Администрации г. Алдан как юридическому лицу.
Пунктом 1 ст. 422 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В силу пункта 2 ст. 155 Бюджетного кодекса РФ Банк России обслуживает счета бюджетов.
Статья 152 Бюджетного кодекса РФ определяет участников бюджетного процесса, в соответствии с положениями которой участниками бюджетного процесса также являются бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов.
В соответствии с пунктом 1 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ бюджетное учреждение - организация, созданная органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов.
Давая оценку дополнительному соглашению N 3 от 21.02.2006г., суд исходит из того, что счет № 40703810400002000070, открытый на основании оспариваемого договора, предназначен не для бюджетного финансирования, а для учета средств учреждения – Администрации г. Алдан, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Согласно ст. 42 Бюджетного кодекса РФ, средства, получаемые бюджетными учреждениями от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, являются бюджетными средствами, и их поступление и расходование отражаются по единой смете доходов и расходов учреждения.
При этом обязанность на открытие счета муниципальным учреждением для учета средств, поступающих от предпринимательской и иной деятельности, в учреждениях Центрального банка Российской Федерации и иных кредитных учреждениях закреплена в нормах, содержащихся в Бюджетном кодексе Российской Федерации - статьи 155, 156.
Таким образом, открытие Администрацией г. Аладан счета № 40703810400002000070 в Расчетно-кассовом центре г. Алдан Центрального Банка России не противоречит Бюджетному кодексу РФ.
Оснований для признания дополнительного соглашения № 3 от 21.02.06 к договору банковского счета № 124 от 21.02.06. недействительной сделкой не имеется. Соответственно, отсутствуют основания для применения последствий недействительности сделки.
Апелляционная жалоба прокурора подлежит отклонению.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции на основании статей 258, 268-271 АПК РФ,
П О С Т А Н О В И Л:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 22 января 2007г. по делу № А58-5050/06 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий судья Шаркова К.Ж.
судьи Буркова О.Н.
Куклин О.А.