НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2017 № А19-9829/2017

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

672000, Чита, ул. Ленина, 100б

http://4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита                                                                                                        Дело № А19-9829/2017

«29» июня 2018 года

Резолютивная часть постановления объявлена 26 июня 2017 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 29 июня 2017 года.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Басаева Д.В.,

судей: Ломако Н.В., Каминского В.Л.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Козинцевой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Жемчужниковой Алины Алексеевны на решение Арбитражного суда Иркутской области от 16 апреля 2018 года по делу № А19-9829/2017 (суд первой инстанции – Зволейко О.Л.),

установил:

Администрация Иркутского районного муниципального образования (ОГРН 1023802456083, ИНН 3827000838, далее – истец, администрация) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Жемчужниковой Алине Алексеевне (ОГРНИП 314385023800220, ИНН 381115017114, далее – ответчик, ИП Жемчужникова А.А.) о взыскании гранта (субсидии) в размере 300 000 руб.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 16 апреля 2018 года по делу № А19-9829/2017 исковые требования удовлетворены.

С индивидуального предпринимателя Жемчужниковой Алины Алексеевны в пользу Администрации Иркутского районного муниципального образования взыскано 300 000 руб., составляющих грант (субсидию), предоставленный по соглашению №1 от 15.12.2014 года.

ИП Жемчужникова А.А. обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.

Заявитель жалобы полагает, что при вынесении обжалуемого решения судом не были учтены фактически оплаченные денежные суммы, которые соответствуют размеру целевых показателей, установленных условиями получения субсидии.

Администрация в отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласилась.

Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 02.06.2018. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.

Лица, участвующие в деле явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыв на жалобу, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, по результатам конкурса по оказанию финансовой поддержки предприятиям малого и среднего бизнеса о предоставлении гранта (субсидии) из бюджета Иркутского районного муниципального образования, между ИП Жемчужниковой и Администрацией Иркутского районного муниципального образования (далее Администрация) заключено соглашение о предоставлении гранта (субсидии) из бюджета Иркутского районного муниципального образования для создание собственного бизнеса «Группы по присмотру за детьми дошкольного возраста» от 15.12.2014 №1 в размере 300 000 руб. (далее - Соглашение).

Факт предоставления истцом ответчику субсидии от 15.12.2014 в размере 300 000 руб. подтвержден материалами дела (платежные поручения №24407 от 22.12.2014, №24460 от 22.12.2014, №211396 от 211396), ответчиком не оспаривается.

По условиям Соглашения (п. 3) и приложения к соглашению №2, ИП Жемчужникова приняла на себя обязательства, в том числе представить в Администрацию отчет об использовании гранта (субсидии) (в течении месяца по истечении 12 месяцев после поступления гранта (субсидии) на расчетный счет получателя).

Целевые показатели установлены в п. 3 соглашения, согласно которому предприниматель обязан произвести:

- налоговые отчисления за 12 месяцев в размере 78 800 руб.,

- платежи во внебюджетные фонды за 12 месяцев в размере 123 200 руб.;

- сохранить рабочие места количество в течение 12 месяцев в количестве 3,

- и создать новые рабочие места в количестве 6.

ИП Жемчужниковой был представлен отчет с приложением, подтверждающих документов. Согласно представленному отчету, предпринимателем целевые показатели достигнуты не в полном объеме, данное обстоятельство послужило основанием для направления Администрацией предпринимателю требования от 04.05.2016 № 1687 о возврате гранта (субсидии) на основании подпункта «в» пункта 3 раздела 2 Соглашения. Требование о возврате субсидии направленное в адрес ответчика, вернулось в связи с истечением срока хранения.

В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны, в том числе, определять порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Пункт 28 Положения о порядке оказания финансовой поддержки предприятиям малого бизнеса на создание собственного бизнеса, предусматривает возврат гранта (субсидий), в том числе неиспользования и (или) нецелевого использования гранта (субсидии).

При установлении случаев для возврата субсидий Организатор направляет победителю конкурса требование о возврате (гранта) субсидии. Организатор конкурса согласно п. 4 Положения является Комитет по экономике и управлению муниципальным имуществом администрации Иркутского района. Субсидия подлежит возврату в бюджет Иркутского районного муниципального образования в течение 10 банковских дней со дня получения требования о возврате субсидии, в случае невозврата денежных средств администрация Иркутского района списывает субсидию на основании дополнительного соглашения к договору банковского счета или распоряжения обслуживающему банку о предоставлении администрации права на бесспорное списание денежных средств с отметкой банка о принятии данного распоряжения к исполнении. В пп. «д» п. 2 Соглашения так же предусмотрено бессортное списание гранта (субсидии).

Истцом в адрес ПАО Сбербанк №8586 направлено распоряжение о предоставлении Администрации права на бесспорное списание денежных средств со счета предпринимателя. Полученным ответом с кредитной организации, Администрации отказано в предоставлении информации в отношении ИП Жемчужниковой А.А.

Направление требования о возврате субсидии является соблюдением Администрации досудебного порядка урегулирования спора.

Поскольку получатель субсидии не возвратил субсидию в установленный срок, Администрация обратилась в суд о взыскании гранта (субсидии).

Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Как следует из материалов дела, предпринимателем направлен отчет с приложением, подтверждающих документов, на основании которого Администрацией сделан вывод о недостижении Предпринимателем целевых показателей по истечении 12 месяцев после поступления гранта (субсидии) на расчетный счет получателя в кредитной организации (банке).

Недостижение целевых показателей по соглашению №1, в части объема налоговых отчислений подтверждается представленным в Администрацию отчетом предпринимателя. Так согласно соглашению №1, предпринимателем должно быть уплачено налоговых отчислений в размере 78 800 руб. Однако ответчиком, согласно отчета, указано об оплате налоговых отчислений в размере 19 410 руб., подтверждающие документы представлены на сумму 17 816 руб. (чек-ордер от 29.04.2015, чек по операции сбербанк онлайн от 30.09.2015 №94932, чек по операции сбербанк онлайн от 30.12.2015 №67564).

Таким образом, необходимый объем налоговых отчислений по истечении 12 месяцев с момента получения субсидии в 2014 года, ответчиком не оплачен, и не подтвержден документально.

Кроме того предпринимателю необходимо было произвести отчисления во внебюджетные фонды. Так при необходимом объеме - 123 200 руб., предпринимателем указано в отчете об уплате отчислений в размере 51038,29 руб., подтверждающие документы представлены на сумму - 39290,45 руб. (чек по операции сбербанк онлайн от 30.12.2015 №727917, от 30.09.2015 №172612, чек по операции сбербанк онлайн от 30.12.2015 №779589, чек- ордер от 19.05.2015, чек- ордер от 19.05.2015, чек по операции сбербанк онлайн от 30.12.2015 №18657, чек по операции сбербанк онлайн 30.12.2015 №181886, чек по операции сбербанк онлайн от 30.12.2015 №889986) (т.№1 л.д. 60-71).

Указанные сведения отражены в акте, составленном по результатам проверки исполнения ИП Жемчужниковой А.А. условий соглашения №1 от 15.12.2014 использования гранта (субсидии), полученной из бюджета Иркутского районного муниципального образования от 20.06.2016.

Представленные ответчиком чеки об оплате (от 27.03.2015, 07.08.2015, от 27.09.2015, 16.12.2015, от 16.12.2015, от 16.12.2015 л.д. 103-108; от 30.09.2015, 30.12.2015, от 11.03.2015, от 07.08.2015, от 16.12.2015, от 11.03.2015, от 07.08.2015, от 16.12.2015, от 30.01.2015, от 11.03.2016, от 30.09.2015, от 30.12.2015, от 11.03.2016 т. 1 л.д. 118-128), суд первой инстанции в подтверждение оплаты налогов и перечислений во внебюджетные фонды обоснованно не принял, поскольку при исследовании указанных чеков об оплате установлено, что плательщиком является Марина Геннадьевна С.

Федеральным законом от 30.11.2016 №401-ФЗ «О внесения изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» статья 45 НК РФ дополнена абзацем - уплата налога может быть произведена за налогоплательщика иным лицом. "Уплата налога может быть произведена за налогоплательщика иным лицом. Иное лицо не вправе требовать возврата из бюджетной системы Российской Федерации уплаченного за налогоплательщика налога».

Таким образом, платежные документы, представленные налогоплательщиком при рассмотрении настоящего дела, не подтверждают уплату налогов и перечислений во внебюджетные фонды в рассматриваемом периоде, поскольку в 2015 году обязанность по оплате налогов и взносов должна быть исполнена предпринимателем лично.

В силу части 2 статьи 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

Ответчику неоднократно определениями суда первой инстанции (от 07.08.2017, 27.09.2017, 31.10.2017, 27.11.2017, 21.12.2017, 25.01.2018) предлагалось представить доказательства: подтверждающие, выполнение условий соглашения о предоставлении субсидии, подтверждающие оплату обязательств (платежей) в налоговый орган, пенсионный фонд, с документальным подтверждением принятия платежей, а так же доказательства, подтверждающие правомочности оплаты финансовых (налоговых) платежей иным лицом за ИП Жемчужникову А.А. Однако таких доказательств ответчиком в материалы дела не представлено.

Таким образом, суд апелляционной инстанции полагает необоснованным довод апеллянта о том, что судом не были учтены фактически оплаченные денежные суммы, которые соответствуют размеру целевых показателей, установленных условиями полученной субсидии, а также соблюдение целевых показателей, подтверждаемых представленными чеками.

Апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что ответчиком не доказан факт оплаты налоговых отчислений и взносов во внебюджетные фонды за спорный период с момента получения гранта (субсидии) и, следовательно, ответчиком не обеспечено достижение запланированного целевого по истечении 12 месяцев с момента получения гранта (субсидии), то есть в 2015 году - объема налоговых отчислений за 12 месяцев с момента получения субсидии - 78 800 руб., объеме отчислений во внебюджетные фонды за 12 месяцев - 123 200 руб.

При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 16 апреля 2018 года по делу № А19-9829/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.

Председательствующий                                                                            Д.В. Басаев

Судьи                                                                                                           Н.В. Ломако

                                                                                                                      В.Л. Каминский