НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2018 № А19-11497/18

Четвертый арбитражный апелляционный суд

улица Ленина, дом 100б, Чита, 672000, http://4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита                                                                                  Дело№ А19-11497/2018

«01» ноября 2018 года

Резолютивная часть постановления объявлена 25 октября 2018 года.

Полный текст постановления изготовлен 01 ноября 2018 года.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Ломако Н.В.,

судей Никифорюк Е.О., Каминского В.Л.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бобровой Е.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобуиндивидуального предпринимателя Королева Владимира Александровича на решение Арбитражного суда Иркутской области от 23 августа 2018 года по делу №А19-11497/2018 по заявлению индивидуального предпринимателя Королева Владимира Александровича (ОГРНИП 307381006600039, ИНН 381005083386, место нахождения: г.Иркутск) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Иркутской области (ИНН 3816007101, ОГРН 1043801972433, место нахождения: 665253, г.Тайшет, ул. Гидролизная, 2а) о признании незаконным действий налогового органа, выразившихся в излишнем начислении земельного налога в сумме 357 915 руб. за 2016 год (объект налогообложения – земельный участок с кадастровым номером 38:37:020412:308, расположенный по адресу: Иркутская область, г. Нижнеудинск, Восточный переезд, уч. 7),

 (суд первой инстанции – Верзаков Е.И.),

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Вацет А.О. – представитель по доверенности от 22.07.2015,

от налогового органа: Белобородова Е.А. – представитель по доверенности от 09.01.2018,

установил:

индивидуальный предприниматель Королев Владимир Александрович (далее заявитель, предприниматель, налогоплательщик) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, о признании незаконным действий налогового органа, выразившихся в излишнем начислении земельного налога в сумме 357 915 руб. за 2016 год (объект налогообложения – земельный участок с кадастровым номером 38:37:020412:308, расположенный по адресу: Иркутская область, г. Нижнеудинск, Восточный переезд, уч. 7).

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 23 августа 2018 года по делу №А19-11497/2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой проситотменить решение Арбитражного суда Иркутской области от 23 августа 2018 года по делу №А19-11497/2018. Принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

В материалы дела поступил письменный отзыв, в котором инспекция с выводами суда первой инстанции  согласна, просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети «Интернет» 27.07.2018.

В соответствии со статьей 163 АПК РФ в судебном заседании 23.10.2018 был объявлен перерыв до 14 час. 00 мин. 25.10.2018. Информация о перерыве размещена на официальном сайте суда в сети «Интернет» и в холле здания Четвертого арбитражного апелляционного суда.

Представитель заявителя в судебном заседании дал пояснения согласно доводам апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить,  апелляционную жалобу – удовлетворить.

Представитель налогового органа в судебном заседании дала пояснения согласно доводам отзыва на апелляционную жалобу, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее -  АПК РФ).

Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ИП Королев В.А. является собственником земельного участка площадью 30766 кв.м. с кадастровым номером 38:37:020412:308, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Нижнеудинск, Восточный переезд, уч. 7.

Согласно налоговому уведомлению от 09.09.2017г. № 52430865 инспекцией исчислен предпринимателю земельный налог за 2016 год в размере 435 360 руб. исходя из кадастровой стоимости, установленной Постановлением Правительства Иркутской области от 15.11.2013г. № 517-пп, с учетом изменений, внесенных Постановлением от 26.08.2015г. № 422-пп.

Полагая, что налоговым органом земельный налог исчислен в завышенном размере, заявитель обратился в вышестоящий налоговый орган с жалобой, в которой просил признать незаконными действия инспекции по начислению земельного налога за 2016-2017гг. в сумме, превышающей 77 445 руб., а также произвести зачет излишне уплаченного за 2015 год земельного налога в счет земельного налога, подлежащего уплате за 2016-2017гг.

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области № 26-18/007940@ от 09.04.2018г. жалоба предпринимателя оставлена без удовлетворения.

Заявитель, полагая, что инспекцией неправильно определена налоговая база по земельному налогу за 2016 год, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Решением Арбитражного суда Иркутской области в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился в суд апелляционной инстанции.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, возражения на них, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.

Согласно пункту 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.

В силу статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Пунктами 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

В силу пункта 4 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 24.18 Федерального закона от 29.07.1998г. № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

Постановлением Правительства Иркутской области № 517-пп от 15.11.2013г. «О результатах определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области» были утверждены результаты кадастровой оценке земель на территории Иркутской области. В результате оценки кадастровая стоимость земельных участков была определена по состоянию на 01 января 2012 года.

26.08.2015г. Правительством Иркутской области принято постановление № 422-пп «О внесении изменений в приложение 1 к постановлению Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 года № 517-пп». Из текста постановления № 422-пп от 26.08.2015г. следует, что указанным документом не осуществлялось утверждение результатов очередной кадастровой оценки земельных участков на территории Иркутской области, а лишь были внесены изменения в приложение № 1 постановления Правительства Иркутской области № 517-пп от 15.11.2013г.

В связи с чем, апелляционный суд полагает обоснованным довод апелляционной жалобы заявителя о том, что постановление Правительства Иркутской области от 26.08.2015 № 422-пп, которым были внесены изменения в постановление Правительства Иркутской области № 517-пп от 15.11.2013, не является нормативным правовым актом, утвердившим результаты очередной ка­дастровой оценки земельных участков. В Иркутской области после 2013 года очередная государственная кадастровая оценка земельных участков не проводилась, и на территории Иркутской области в спорный период 2016 года действовало постановление Правительства Иркутской области № 517-пп от 15.11.2013, утвердившее результаты кадастровой оценки стоимости земельных участков, с учетом внесенных в него изменений.

Как следует из материалов дела, ИП Королев В.А. воспользовался предоставленным ему статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998г. № 135-ФЗ правом и оспорил в суде результаты определения кадастровой стоимости своего земельного участка, утвержденные постановлением Правительства Иркутской области № 517-пп от 15.11.2013. 

Иркутским областным судом 29.12.2014 по делу № 3-101-14 принято решение об установлении в отношении принадлежащего предпринимателю земельного участка кадастровой стоимости, утвержденной постановлением Правительства Иркутской области № 517-пп от 15.11.2013г. в размере 17 234 497,88 руб., равной его рыночной стоимости – в сумме 5 163 000 руб. Сведения об установлении судом кадастровой стоимости внесены в единый государственный кадастр недвижимости, что подтверждается кадастровой справкой от 28.04.2015г.

В соответствии с пунктом 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 28 от 30.06.2015 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспарива­нии результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и при­меняется до вступления в силу в порядке, определённом статьёй 5 Налогового кодекса Рос­сийской Федерации, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной ка­дастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государ­ственный кадастр недвижимости.

Учитывая изложенную правовую позицию Верховного Суда РФ, принимая во внимание, что после 2013 года, то есть после принятия постановления Правительства Иркутской области № 517-пп от 15.11.2013 «О результатах определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области», на территории Иркутской области не проводилась новая кадастровая оценка земельных участков, то установленная судом кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 38:37:020412:308, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Нижнеудинск, Восточный переезд, уч. 7, подлежала применению в спорный период 2016 года.

Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 38:37:020412:308, расположенный по адресу: Иркутская область, г. Нижнеудинск, Восточный переезд, уч. 7, принадлежит Королеву В.А. на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, выданном 09.02.2012. Согласно свидетельству о государственной регистрации права, объектом права Королева В.А. является земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации существующих зданий (л.д.12).

Согласно решению Иркутского областного суда от 29.12.2014 по делу № 3-101-14 судом был исследован отчет оценщика. Судом было установлено, что для определения рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 38:37:020412:308 с разрешенным использованием для эксплуатации существующих зданий, фактически используемого для продовольственного снабжения и хранения продовольствия, оценщик использовал в качестве аналогов три земельных участка 9 группы видов разрешенного использования (л.д.19).

Таким образом, учитывая, что Иркутским областным судом, установившим в решении от 29.12.2014 по делу № № 3-101-14 кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 38:37:020412:308 на основании рыночной стоимости, определенной оценщиком, апелляционный суд приходит к выводу, что определенная судом кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 38:37:020412:308 установлена с учетом отнесения его к 9 группе вида разрешенного использования.

В связи с чем, суд не может согласиться с выводом суда первой инстанции о необходимости применения для установления кадастровой        стоимости земельного участка 38:37:020412:308 постановления Правительства Иркутской области от 26.08.2015 № 422-пп, с указанием на то, что этим постановлением были внесены уточнения в вид разрешенного использование данного земельного участка (с вида разрешенного использования «0» на вид разрешенного использования «9»).

Учитывая, что кадастровой стоимости земельного участка 38:37:020412:308 Иркутским областным судом была определена с учетом 9 группы вида его разрешенного использования, апелляционный суд не может согласиться с выводом суда первой инстанции, указавшего на имеющуюся у предпринимателя возможность реализовать своё право на установление актуальной кадастровой стоимости зе­мельного участка в размере его рыночной стоимости, оспорив в предусмотренном законом порядке кадастровую стоимость, установленную постановлением Правительства Иркут­ской области № 517-пп от 15.11.2013 в редакции постановления Правительства Иркутской области № 422-пп от 26.08.2015.

 При установленных обстоятельствах апелляционный суд полагает обоснованным довод апелляционной жалобы заявителя о том, что обращение в суд с подобным требованием будет являться повторным, в связи со следующим.  

Оспаривание кадастровой стоимости земельного участка производится на основании соответствующего отчёта об оценке. Постановлением Правительства Иркутской области № 51 7-пп от 15.11.2013, в редакции постановления Правительства Иркут­ской области № 422-пп от 26.08.2015, кадастровая стоимость земельного участка  определена по состоянию на 01.01.2012. Соответственно, «новый» отчёт о рыночной стоимости земельного участка также должен быть составлен на 01.01.2012. Таким образом, это будет тот же самый отчёт об оценке. Обращение в суд с заявлением об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, будет означать повторное обращается в суд с иском с тем же самым предметом (установлении в отношении земельного участка его рыночной стои­мости) и тем же основанием.

С учетом изложенных оценок установленных по материалам дела обстоятельств, апелляционный суд приходит к выводу, что при определении налоговой базы по земельному налогу за 2016 год инспекция должна была применять кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 38:37:020412:308, установленную решением Иркутского областного суда, в размере 5 163 000 руб.

С учетом изложенного апелляционный суд приходит к выводу, что инспекция неправомерно излишне начислила ИП Королеву В.А. земельный налога за 2016 год в сумме 357 915 руб.

В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Учитывая оценку установленных обстоятельства, апелляционный  суд пришел к выводу о том, что требование заявителя о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Иркутской области, выразившихся в излишнем начислении земельного налога в сумме 357 915 руб. за 2016 год, подлежит удовлетворению.

Вследствие чего, суд апелляционной инстанции на основании пункта 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ввиду неполного выяснения судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, приходит к выводу о том, что решение от 25 августа 2018 года по настоящему делу подлежит отмене, по делу подлежит принятию новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований заявителя.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

 П О С Т А Н О В И Л:

Решение  Арбитражного суда Иркутской области от 23 августа 2018 года по делу №А19-11497/2018 отменить, апелляционную жалобу – удовлетворить.

Принять по делу новый судебный акт, удовлетворив заявленные требования.

Признать незаконными действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Иркутской области, выразившиеся в излишнем начислении индивидуальному предпринимателю Королеву Владимиру Александровичу земельного налога за 2016 год в сумме 357 915 рублей (объект налогообложения – земельный участок с кадастровым номером 38:37:020412:308, расположенный по адресу: Иркутская область, г. Нижнеудинск, Восточный переезд, уч.7), как несоответствующие Налоговому кодексу Российской Федерации.

Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Иркутской области устранить нарушение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя Королева Владимира Александровича.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Иркутской области (ИНН 3816007101, ОГРН 1043801972433) в пользу индивидуального предпринимателя Королева Владимира Александровича (ОГРНИП 307381006600039, ИНН 381005083386) судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 450 рублей.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                 Н.В.Ломако

Судьи                                                                                                           Е.О.Никифорюк

                                                                                                          В.Л.Каминский