Четвертый арбитражный апелляционный суд
улица Ленина, дом 100б, Чита, 672000, http://4aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Чита Дело №А10-7002/2016
«29» мая 2017 года
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 мая 2017 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифорюк Е.О.,
судей Ткаченко Э.В., Сидоренко В.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Аксененко Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Здоровье» на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 07 марта 2017 года по делу №А10-7002/2016 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Здоровье» (ОГРН 1120327013850, ИНН 0326508270; место нахождения: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Советская, д. 2) к Государственному учреждению – региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Бурятия (ОГРН 1020300985165, ИНН 0323012571, место нахождения: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Борсоева, д. 33) о признании недействительным решения от 19 августа 2016 года №67с/с доходы «О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах»,
(суд первой инстанции - Н.П. Кушнарева),
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явились, извещены,
от заинтересованного лица: Доржиева Э. В., представитель по доверенности от 09.01.2017 г.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Здоровье» (далее - Общество, ООО «Здоровье», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к Государственному учреждению - региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Бурятия (далее - Фонд, Учреждение) о признании недействительным решения от 19 августа 2016 года №67с/с доходы «О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах».
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия в удовлетворении заявленных требований отказано.
В обосновании суд первой инстанции указал, что субсидии и средства обязательного медицинского страхования не подлежат включению ни в сумму дохода от основного вида экономической деятельности, ни в общую сумму доходов при расчете пропорции для проверки права на применение пониженного тарифа страховых взносов. Соответственно, доля дохода от основного вида экономической деятельности определяется без учета названных сумм.
Поскольку общество за оказание медицинских услуг получает денежные средства только от страховых организаций, то выплаты произведенные работникам Общества в 2013-2014 годах подлежат обложению страховыми взносами на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством исходя из общего тарифа страховых взносов в размере 2,9%.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 07 марта 2017 г. о частичном удовлетворении заявления ООО «Здоровье» о признании незаконным решения №67 с/с доходы от 19.08.2016 г. о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения законодательства РФ о страховых взносах отменить, принять новое решение об удовлетворении требований в полном объеме.
Полагает, что имеет право на применение льготы, установленной п.8 «т» ч.1 ст.58 Закона о страховых взносах, поскольку все условия применения пониженного тарифа страховых взносов, определенные ст. 58 Закона N 212-ФЗ полностью соблюдены: заявитель находится на упрощенной системе налогообложения (УСНО); основной вид экономической деятельности Общества - «Деятельность лечебных учреждений (здравоохранение) (ОКВЭД-85.11)».
Считает, что законодательством РФ о страховых взносах не установлена зависимость применения пониженных тарифов страховых взносов плательщиками, находящимися на УСНО, от определения ими налоговой базы при применении УСНО на основании НК РФ и наличия у таких плательщиков суммы налога, подлежащей уплате в связи с применением УСНО.
Также указывает, что ранее общество неоднократно представляло расчеты, представляло запрашиваемые документы, но никаких претензий к нему не имелось.
На апелляционную жалобу поступил отзыв фонда, в котором он соглашается с выводами суда первой инстанции и просит его решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается уведомлениями вручении. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети «Интернет» 29.04.2017.
Представитель фонда дала пояснения согласно отзыву на апелляционную жалобу. Просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Общество представителей в судебное заседание не направило, извещено надлежащим образом.
Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенного лица, участвующего в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 14 сентября 2012 года общество с ограниченной ответственностью «Здоровье» зарегистрировано в качестве юридического лица. Основным видом его деятельности является деятельность в области здравоохранения (т.1, л.д.43-53).
С 14 сентября 2012 года Общество применяет упрощенную систему налогообложения (т.2, л.д.37).
10 марта 2016 года Фондом принято решение о проведении в отношении ООО «Здоровье» выездной плановой проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01 января 2013 года по 31 декабря 2015 года. Проведение проверки поручено ведущему специалисту-эксперту Абушеевой О.Ц. В тот же день с решением ознакомлен директор Общества (т.1, л.д.91).
06 мая 2016 года по результатам проверки составлена справка (т.1, л.д.92).
01 июля 2016 года по результатам проверки составлен акт №67с/с доходы, согласно которому Обществом неправомерно применялся пониженный тариф страховых взносов, в результате чего сумма неуплаченных страховых взносов составила – 472 559,8 рублей; исчислены пени в размере 65 559,65 рублей; предложено привлечь Общество к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» за неуплату страховых взносов в результате занижения базы для их начисления в виде штрафа в сумме 94 511,96 рублей (т.1, л.д.94-98).
В тот же день акт проверки вручен директору Общества.
01 июля 2016 года директору Общества вручено уведомление о вызове плательщика страховых взносов к 14 ч 26 июля 2016 года для рассмотрения акта проверки (т.1, л.д.93).
26 июля 2016 года рассмотрение акта проверки отложено на 10 ч 19 августа 2016 года, о чем уведомлен заявитель (т.1, л.д.134-136).
19 августа 2016 года и.о. управляющего Фондом принято решение №67с/с доходы «О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах», в соответствии с которым Общество привлечено к ответственности за неуплату страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов в соответствии с частью 1 статьи 47 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» в виде штрафа на сумму 91 593,67 рублей; по состоянию на 01 января 2016 года начислены пени на неуплаченные страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размере 65 559,65 рублей; Обществу предложено уплатить недоимку по страховым взносам в размере 472 559,8 рублей, (т.1, л.д.10-14).
06 сентября 2016 года решение о привлечении к ответственности обжаловано Обществом руководителю Фонда социального страхования Российской Федерации (т.2, л.д.19-20).
Решением заместителя председателя Фонда социального страхования Российской Федерации от 19 сентября 2016 года жалоба ООО «Здоровье» на решение о привлечении к ответственности оставлена без удовлетворения (т.2, л.д.21-23).
Не согласившись с решением от 19 августа 2016 года №67с/с доходы, Общество оспорило его в судебном порядке.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия заявленные требования удовлетворены частично в связи со снижением штрафных санкций.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва, заслушав пояснения представителя фонда в судебном заседании, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
Рассматривая дело, суд первой инстанции правильно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, виды предоставляемого им обязательного страхового обеспечения, права и обязанности субъектов обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, регламентированы Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее – Закон №255-ФЗ).
В силу статьи 1.1 Закона № 255-ФЗ законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", иных федеральных законов. Отношения, связанные с обязательным социальным страхованием на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, регулируются также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно статье 2.2 Закона № 255-ФЗ обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством осуществляется страховщиком, которым является Фонд социального страхования Российской Федерации. Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Статьей 2.1 Закона № 255-ФЗ определено, что страхователями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством являются лица, производящие выплаты физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе: организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации.
В силу статьи 5 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (действовавшего в спорный период) плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в т.ч. организации.
Статьей 18 указанного Федерального закона определено, что плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
Как правильно указывает суд первой инстанции, ООО «Здоровье» является организацией, производящей выплаты физическим лицам, т.е. страхователем по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Следовательно, Общество обязано исчислять и уплачивать страховые взносы на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями.
Согласно статье 8 указанного Федерального закона база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" под тарифом страхового взноса понимается размер страхового взноса на единицу измерения базы для начисления страховых взносов. В 2013-2014 годах применялись тарифы страховых взносов Фонд социального страхования Российской Федерации - 2,9 процента.
Как правильно указывает суд первой инстанции, в 2013-2014 года Общество на основании части 3.4 статьи 58 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" применяло пониженный тариф страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации – 0%, но фонд в ходе проверки пришел к выводу об отсутствии оснований для применения заявителем пониженных тарифов при исчислении страховых взносов за 2013-2014 годы.
В указанный период ООО «Здоровье» применяло упрощенную систему налогообложения и осуществляло деятельность в сфере здравоохранения.
Пунктом 8 части 1 статьи 58 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" в 2013-2014 годах пониженные тарифы страховых взносов устанавливались для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, основным видом экономической деятельности (классифицируемым в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности) которых является, в частности, здравоохранение и предоставление социальных услуг.
В силу части 1.4 названной статьи соответствующий вид экономической деятельности, предусмотренный пунктом 8 части 1 настоящей статьи, признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов. Сумма доходов определяется в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в 2013-2014 годах) налогоплательщики при определении объекта налогообложения учитывают следующие доходы: доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 настоящего Кодекса; внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 настоящего Кодекса. При определении объекта налогообложения не учитываются доходы, указанные в статье 251 настоящего Кодекса.
Согласно статье 249 Налогового кодекса Российской Федерации доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.
В силу статьи 250 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей главы внереализационными доходами признаются доходы, не указанные в статье 249 настоящего Кодекса.
Статьей 251 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. При определении налоговой базы также не учитываются целевые поступления.
К ним относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению.
К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами:
в виде средств, получаемых медицинскими организациями, осуществляющими медицинскую деятельность в системе обязательного медицинского страхования, за оказание медицинских услуг застрахованным лицам от страховых организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование этих лиц;
в виде целевых средств, получаемых страховыми медицинскими организациями -участниками обязательного медицинского страхования от территориального фонда обязательного медицинского страхования в соответствии с договором о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования.
Как указано в п.2 Определения Конституционного Суда РФ от 19.07.2016 N 1467-О, статьей 58 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" предусмотрена возможность применения отдельными плательщиками пониженных тарифов страховых взносов, причем возможность воспользоваться данной льготой связывается законодателем с выполнением ряда условий, одним из которых выступает необходимость подтверждения основного вида экономической деятельности (пункт 8 части 1). Соответствующий вид экономической деятельности признается основным при получении от него установленного размера дохода, определяемого согласно положениям статьи 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (часть 1.4), который, в свою очередь, не предполагает возможности учета в качестве такого дохода средств, получаемых медицинскими организациями от страховых организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование; при этом указанные средства не учитываются и при определении объекта налогообложения для целей применения упрощенной системы налогообложения (статьи 251 и 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации).
Следовательно, оспариваемые законоположения, устанавливающие льготу при уплате страховых взносов и условия ее получения, не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителя в указанном им аспекте.
Судьи Верховного суда РФ неоднократно высказывали позицию о том, что, поскольку в составе средств ОМС перечисляются средства на уплату страховых взносов по общеустановленному тарифу, применяя пониженный тариф страховых взносов, организация фактически получает неосновательное обогащение в виде разницы между общеустановленным и пониженным тарифами. (Например, по делам №№ А50-24951/2015, А50-24496/2015, А50-192/2016).
С учетом указанных правовых позиций апелляционный суд отклоняет доводы апелляционной жалобы о том, что общество соответствует всем критериям для применения льготы по страховым взносам, применение которой не зависит от определения ими налоговой базы при применении УСНО на основании НК РФ и наличия у таких плательщиков суммы налога, подлежащей уплате в связи с применением УСНО.
Апелляционный суд также отклоняет доводы общества о том, что ранее при подаче отчетности к нему претензий со стороны фонда не имелось, так как само по себе то обстоятельство, что нарушение могло быть выявлено ранее, не освобождает общество ни от исполнения обязанности по уплате страховых взносов, ни от уплаты пени, ни от привлечения к ответственности.
Таким образом, как суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что из содержания статьи 58 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" и норм налогового следует, что субсидии и средства обязательного медицинского страхования не подлежат включению ни в сумму дохода от основного вида экономической деятельности, ни в общую сумму доходов при расчете пропорции для проверки права на применение пониженного тарифа страховых взносов. Соответственно, доля дохода от основного вида экономической деятельности определяется без учета названных сумм.
Как правильно указывает суд первой инстанции, в 2013 году Обществом получены средства обязательного медицинского страхования в размере 13 859 638 рублей, в 2014 году – 54 166 980 рублей. Иные доходы у Общества в 2013-2014 годах отсутствовали.
Из объяснений Общества от 15 августа 2016 года, адресованных Фонду, следует, что ООО «Здоровье» за оказание медицинских услуг получает денежные средства только от страховых организаций (т.1, л.д.142-143).
Без учета средств обязательного медицинского страхования в 2013 и 2014 годах Обществом получены доходы в размере 0 рублей, доля доходов с учетом приведенного выше толкования составляет 0%.
С учетом этого суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг от основного вида деятельности Общества (здравоохранение) к общему объему доходов и в 2013 и в 2014 годах составляла менее 70%, соответственно, в названный период заявитель необоснованно применял пониженный тариф страховых взносов, поэтому выплаты, произведенные работникам Общества в 2013-2014 годах, подлежат обложению страховыми взносами на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством исходя из общего тарифа страховых взносов в размере 2,9%.
В 2013 году работникам Общества выплачены денежные средства, подлежащие обложению страховыми взносами, в размере 3 611 234,89 рублей, соответственно, сумма доначисленных страховых взносов составляет 104 725,8 рублей; в 2014 году - 12 683 930,6 рублей, сумма страховых взносов – 367 834 рублей. Всего сумма недоимки взносов 472 559,8 рублей.
Расчет судом первой инстанции признан верным, апелляционным судом ошибок в расчете также не обнаружено.
В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов. Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Как правильно указывает суд первой инстанции, поскольку Обществом обязанность по уплате страховых взносов своевременно не исполнена, то требование об уплате пени является обоснованным.
Расчет пени судом первой инстанции признан верным, апелляционным судом ошибок в расчетах не обнаружено.
Частью 1 статьи 47 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" установлена ответственность за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов в виде штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.
Как правильно указывает суд первой инстанции, заявителем не уплачены страховые взносы в результате занижения базы для начисления и необоснованного применения пониженного тарифа страховых взносов. В связи с этим, применение штрафных санкций является обоснованным. Штраф Обществу назначен в размере 20% от суммы недоимки на 31 декабря 2015 года (457 968,32 рублей) и составил 91 593,67 рублей (т.2, л.д.12).
Вместе с тем, суд первой инстанции посчитал данный штраф чрезмерным в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 40 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" нарушением законодательства Российской Федерации о страховых взносах признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) плательщика страховых взносов или банка, за которое настоящим Федеральным законом установлена ответственность (далее - правонарушение).
Введение законодателем ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей то или иное право, возлагающее какую-либо обязанность должно отвечать требованиям справедливости и соразмерности.
Как указано Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 15.07.1999 N 11-П, принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично - правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. Размер санкции должен отвечать требованиям справедливости и соразмерности, дифференциации ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба.
С учетом изложенного при применении ответственности, установленной частью 1 статьи 47 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", размер штрафа, взыскиваемого с плательщика страховых взносов, должен определяться на основании упомянутых принципов и с учетом фактических обстоятельств конкретного дела.
На основании подпункта «а» пункта 22 и пункта 24 статьи 5 Федерального закона от 28 июня 2014 года № 188-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования» с 01 января 2015 года утратила силу статья 44 Закона №212-ФЗ, устанавливавшая перечень смягчающих и отягчающих обстоятельств, подлежащих учете при назначении штрафа за нарушение законодательства о страховых взносах, и предусматривавшая возможность снижения штрафа Пенсионным фондом или судом.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19 января 2016 года №2-П положения подпункта «а» пункта 22 и пункта 24 статьи 5 Федерального закона от 28 июня 2014 года № 188-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования», как исключившие возможность при применении ответственности, установленной Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», индивидуализировать наказание за нарушение установленных им требований с учетом смягчающих ответственность обстоятельств и тем самым приводящие к нарушению прав плательщиков страховых взносов, признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 1 (часть 1), 2, 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (части 1–3) и 55 (части 2 и 3).
При этом Конституционным Судом Российской Федерации указано, что впредь до внесения в правовое регулирование надлежащих изменений принятие решения об учете смягчающих ответственность обстоятельств при применении санкций, предусмотренных Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» за нарушение положений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, допускается только в исключительных случаях и только в судебном порядке: если санкция была применена должностным лицом фонда, суд (безотносительно к законодательному регулированию пределов его полномочий при судебном обжаловании решений о применении мер ответственности), рассмотрев соответствующее заявление привлекаемого к ответственности лица, не лишен возможности снизить размер ранее назначенного ему штрафа.
Снижая обществу размер штрафа, суд первой инстанции исходил из того, что вменяемое правонарушение совершено по неосторожности в результате неправильного толкования норм законодательства Российской Федерации о страховых взносах, деятельность Общества носит социально-значимый характер и связана со здравоохранением, общество ранее не привлекалось к ответственности за нарушение законодательства о страховых взносах, то есть правонарушение совершено впервые.
Апелляционный суд соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, полагает обоснованным снижение штрафа в 3 раза, до 30 531,22 рублей. Оснований к снижению штрафа в еще большем размере не усматривается.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое решение следует признать недействительным как несоответствующее Федеральному закону от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" в части взыскания штрафа на основании части 1 статьи 47 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» в размере 61 062,45 рублей.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
П О С Т А Н О В И Л:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 07 марта 2017 года по делу № А10-7002/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий Е.О.Никифорюк
Судьи В.А.Сидоренко
Э.В.Ткаченко