ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
672000, Чита, ул. Ленина, 100б http://4aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Чита Дело №А78-9556/2014
«26» декабря 2014 года
Резолютивная часть постановления объявлена 24 декабря 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 декабря 2014 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ткаченко Э.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щецко Ю.О., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Забайкальскому краю на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 29 октября 2014 года по делу №А78-9556/2014, рассмотренному в порядке упрощённого производства, по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Забайкальскому краю (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 674266, <...>) к Муниципальному общеобразовательному учреждению "Цугольская средняя общеобразовательная школа" (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 678436, <...>) о взыскании штрафа по решению №4161 от 17.06.2014 года в размере 200 руб. (суд первой инстанции – Ломако Н.В.),
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №1 по Забайкальскому краю (далее также – налоговый орган, инспекция, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением к Муниципальному общеобразовательному учреждению "Цугольская средняя общеобразовательная школа" (далее также – налогоплательщик, учреждение, заинтересованное лицо) о взыскании штрафа по решению №4161 от 17.06.2014 года в размере 200 руб.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 29 октября 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что привлечение учреждения к ответственности по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации на основании решения №4161 от 17.06.2014 года за несвоевременное представление сведений по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения за 2013 год необоснованно, так как в действиях учреждения отсутствует состав вменяемого налоговым органом правонарушения. Таким образом, взыскиваемый в рамках настоящего дела штраф не подлежит взысканию с учреждения, как необоснованно начисленный.
Инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель апелляционной жалобы указывает, что сведения по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения представляют собой отдельные самостоятельные документы, входящие в бухгалтерскую отчетность, за несвоевременное представление которых налогоплательщик подлежит привлечению к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации.
В письме Минфина РФ от 21 ноября 2012 года №АС-4-2/19575@ "О доведении информации до налоговых органов" указано, что налоговые органы при определении размера штрафа в соответствии с пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации за несвоевременное представление в налоговый орган бухгалтерской отчетности должны руководствоваться полным перечнем документов, входящих в состав бухгалтерской отчетности конкретной организации, и определять сумму штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный (несвоевременно представленный) документ, который должен входить в состав бухгалтерской отчетности.
Отзыв на апелляционную жалобу учреждением не представлен.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети «Интернет» 25.11.2014.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенное о времени и месте слушания дела, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 03.04.2014 учреждением в налоговый орган представлены сведения по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения за 2013 год по виду деятельности №2, вид задолженности – дебиторская задолженность (далее – сведения за 2013 год). В связи с несвоевременным представлением указанных сведений налоговым органом составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122, 123) №4375 от 17.04.2014. Копия акта №4375 от 17.04.2014 направлена учреждению по почте.
Извещением №9-33/03544 от 12 мая 2014 года, направленным учреждению по почте, рассмотрение акта №4375 от 17.04.2014 назначено на 17 июня 2014 года.
В результате рассмотрения акта №4375 от 17.04.2014 налоговым органом принято решение о привлечении лица к ответственности за совершение налогового правонарушения №4161 от 17.06.2014. Решением №4161 от 17.06.2014 учреждение привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации за несвоевременное представление сведений за 2013 год, в виде штрафа в размере 200 руб. Копия решения №4161 от 17.06.2014 направлена налогоплательщику по почте 24 июня 2014 года.
На основании решения №4161 от 17.06.2014 инспекцией выставлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа №3269 по состоянию на 28.07.2014. Требованием №3269 от 28.07.2014 учреждению в срок до 15.08.2014 предложено уплатить штраф в размере 200 руб. Указанное требование №3269 от 28.07.2014 направлено налогоплательщику по почте.
В связи с неисполнением требования налоговый орган обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании штрафа по решению №4161 от 17.06.2014 в размере 200 руб.
В соответствии со статьей 213 Арбитражного процессуального кодекса РФ государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями (далее - контрольные органы), вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
Заявление о взыскании подается в арбитражный суд, если не исполнено требование заявителя об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты.
В силу части 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
Частью 4 указанной статьи предусмотрено, что обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
Суд первой инстанции обоснованно исходил и следующего.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту нахождения организации годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность не позднее трех месяцев после окончания отчетного года, за исключением случаев, когда организация в соответствии с Федеральным законом от 6 декабря 2011 года №402-ФЗ "О бухгалтерском учете" не обязана вести бухгалтерский учет или является религиозной организацией, у которой за отчетные (налоговые) периоды календарного года не возникало обязанности по уплате налогов и сборов.
В силу части 4 статьи 14 Федерального закона от 6 декабря 2011 года №402-ФЗ "О бухгалтерском учете" состав бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций государственного сектора устанавливается в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 12 приказа Министерства Финансов Российской Федерации от 25.03.2011 №33н "Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений" в состав бухгалтерской отчетности, в том числе, включается пояснительная записка к Балансу учреждения (ф. 0503760).
Согласно пункту 56 приказа Министерства Финансов Российской Федерации от 25.03.2011 №33н "Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений" пояснительная записка к Балансу учреждения (ф. 0503760) оформляется учреждением (обособленным подразделением) и включает в себя следующие разделы: раздел 1 "Организационная структура учреждения"; раздел 2 "Результаты деятельности учреждения"; раздел 3 "Анализ отчета об исполнении учреждением плана его деятельности"; раздел 4 "Анализ показателей отчетности учреждения"; раздел 5 "Прочие вопросы деятельности учреждения".
Раздел 4 "Анализ показателей отчетности учреждения" включает в себя: сведения о движении нефинансовых активов учреждения (ф. 0503768); сведения по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (ф. 0503769); сведения о финансовых вложениях учреждения (ф. 0503771); сведения о суммах заимствований (ф. 0503772); сведения об изменении остатков валюты баланса учреждения (ф. 0503773); сведения о задолженности по ущербу, причиненному имуществу (ф. 0503776); сведения об остатках денежных средств учреждения (ф. 0503779).
В силу пункта 69 приказа Министерства Финансов Российской Федерации от 25.03.2011 №33н "Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений" информация в Приложении (ф. 0503769) содержит обобщенные за отчетный период данные о состоянии расчетов по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения в разрезе видов расчетов. Приложения (ф. 0503769) составляются раздельно по видам финансового обеспечения (деятельности): собственные доходы учреждения, субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, субсидии на иные цели, бюджетные инвестиции; средства по обязательному медицинскому страхованию, а также раздельно по дебиторской и по кредиторской задолженности.
Таким образом, в состав бухгалтерской отчетности учреждения входит пояснительная записка к Балансу учреждения (ф. 0503760). Указанная пояснительная записка к Балансу учреждения (ф. 0503760) состоит из нескольких разделов, включая раздел 4 "Анализ показателей отчетности учреждения". Указанный раздел 4 включает в себя «Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (ф. 0503769)». Из чего следует, что «Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (ф. 0503769)» не являются самостоятельным документом, а входят в состав раздела 4 пояснительной записки к Балансу учреждения (ф. 0503760).
В соответствии с пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 119 и 129.4 настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.
В силу статьи 106 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность.
Согласно пункту 2 статьи 108 Налогового кодекса Российской Федерации никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения.
Пунктом 1 статьи 109 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при отсутствии события налогового правонарушения.
Суд первой инстанции правомерно исходил из того, что объективная сторона правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации, заключается в несвоевременном, то есть в нарушение установленных сроков, представлении соответствующего документа. Таким образом, несвоевременное представление определенной части документа не образует состава правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации.
Между тем, как установлено судом и подтверждается материалами дела, сведения по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (ф. 0503769) являются составной частью раздела 4 пояснительной записки к Балансу учреждения. Указанные сведения по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения не являются самостоятельным документом, что исключает возможность привлечения к ответственности по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации. Следовательно, привлечение учреждения к ответственности по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации на основании решения №4161 от 17.06.2014 года за несвоевременное представление сведений по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения за 2013 год необоснованно, так как в действиях учреждения отсутствует состав вменяемого налоговым органом правонарушения.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что взыскиваемый в рамках настоящего дела штраф является необоснованно начисленным и не подлежит взысканию с учреждения.
При этом судом правильно учтено, что налоговым органом учреждение трижды привлечено к ответственности за несвоевременное представление сведений о дебиторской и кредиторской задолженности учреждения за 2013 год (ф. 0503769), поскольку в соответствии с решением инспекции №4161 от 17.06.2014 года учреждение привлечено к ответственности за несвоевременное представление сведений по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения за 2013 год (вид деятельности - 2 (собственные доходы учреждения), вид задолженности – дебиторская задолженность). В рамках дел №А78-9555/2014 и №78- 9570/2014 налоговым органом также взыскиваются штрафы по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации за несвоевременное представление сведений по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения за 2013 год (ф. 0503769) только с указанием на иные виды финансового обеспечения (деятельности).
С учетом изложенных обстоятельств, суд апелляционной инстанции отклоняет доводы апелляционной жалобы, как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
В силу части 3 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 настоящего Кодекса.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 229, 258, 268-272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
П О С Т А Н О В И Л:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 29 октября 2014 года по делу №А78-9556/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба подается через Арбитражный суд Забайкальского края.
Судья Э.В. Ткаченко