ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
672000, Чита, ул. Ленина, 100б
http://4aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Чита Дело № А19-1607/2017
«8» декабря 2017 года
Резолютивная часть постановления объявлена 21 ноября 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 8 декабря 2017 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Желтоухова Е.В., Каминского В.Л.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Фоминой О.С.,
при участии в судебном заседании представителей общества с ограниченной ответственностью «Евразия-леспром групп» Игнатова М.Ю. (доверенность от 16.12.2016), министерства лесного комплекса Иркутской области Красковой А.Н. (доверенность от 15.06.2016),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу министерства лесного комплекса Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 07 августа 2017 года по делу № А19-1607/2017 (суд первой инстанции – Назарьева Л.В.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Евразия - леспром групп» (ОГРН 1083818002014, ИНН 3818025297, далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Министерству лесного комплекса Иркутской области (ОГРН 1073808028194, ИНН 3808170859, далее - министерство) о признании незаконным и отмене предписания от 01.11.2016 года № 02-91-11-851/16 об устранении выявленных нарушений.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 09 августа 2017 года по делу № А19-1607/2017 заявленные требования удовлетворены.
Предписание Министерства лесного комплекса Иркутской области «Об устранении выявленных нарушений и отставаний от графика реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов ООО «Евразия - леспром групп» от 01.11.2016 года № 02-91-11851/16 признано недействительным.
Министерство обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу с доводами жалобы не согласилось.
Определением суда от 17.10.2017 года судебное разбирательство отложено на 09 час. 10 мин. 21 ноября 2017 года.
В судебном заседании 17.10.2017 установлено, что текст апелляционной жалобы, направленной министерством в адрес ООО «Евразия-леспром групп» в порядке части 3 статьи 260 АПК РФ, не аутентичен тексту апелляционной жалобы, с которой обратилось министерство в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции установил факт подлога со стороны министерства, что свидетельствует о заведомо грубейшем нарушении принципа состязательности и процессуальных прав другой стороны, лишившем сторону заблаговременно знать о доводах ответчика – заявителя жалобы (часть 2 статьи 9 АПК РФ).
Указанное нарушение фактически было устранено судом апелляционной инстанции, в связи с чем процессуальное поведение министерства привело к необоснованному затягиванию рассмотрения настоящего дела и несением другой стороной вынужденных расходов на командирование своего представителя.
Суд апелляционной инстанции констатирует факт злоупотребления правом со стороны заявителя жалобы, что с учетом положений части 2 статьи 111 АПК РФ является основанием для отнесения всех судебных расходов по делу на лицо, злоупотребляющее своими процессуальными правами.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для вынесения частного определения в адрес министра лесного комплекса Иркутской области С.В. Шеверды, который представил в материалы дела сведения о незамедлительном принятии в отношении виновного должностного лица министерства мер дисциплинарного характера, направленных не недопущение впредь аналогичных нарушений.
Кроме того, представленные министром лесного комплекса Иркутской области доказательства подтверждают уважительность причин неявки в судебное заседание 21.11.2017.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 21.09.2017, 18.10.2017. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыв на жалобу,заслушав в судебном заседании пояснения представителей лиц, участвующих в деле, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, заслушав доводы сторон, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 18.10.2012 года распоряжением Правительства Иркутской области № 494-рп утверждена заявка ООО «Евразия - леспром групп» на реализацию концепции инвестиционного проекта в области освоения лесов «Создание лесоперерабатывающего комплекса в пгт. Магистральный на основе ресурсов Казачинско-Ленского и Киренского района Иркутской области».
Приказом Министерства промышленности и торговли РФ от 14.02.2013 № 181 инвестиционный проект ООО «Евразия - леспром групп» в области освоения лесов включен в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
В связи с принятием Министерством промышленности и торговли РФ указанного решения ООО «Евразия - леспром групп» предоставлены в аренду лесные участки общей площадью 422 298 га с возможным ежегодным объемом заготовки 609,5 тыс. куб. м, в том числе по хвойному хозяйству 537,7 тыс. куб. м, без проведения аукциона:
- № 91-74/13 от 25.02.2013, зарегистрированный Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области 15.03.2013, № регистрации 38-38-18/007/2013-114;
- № 91-75/13 от 25.02.2013, зарегистрированный Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области 15.03.2013, № регистрации 38-38-14/009/2013-297;
- № 91-76/13 от 25.02.2013, зарегистрированный Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области 15.03.2013, № регистрации 38-38-19/001/2013-497;
- № 91-77/13 от 25.02.2013, зарегистрированный Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области 15.03.2013, № регистрации 38-38-19/001/2013-496.
В процессе контроля за ходом реализации названного инвестиционного проекта в области освоения лесов в 2016 году Министерством лесного комплекса Иркутской области выявлено, что до настоящего времени заготовка древесины в предоставленных в аренду под реализацию приоритетного инвестиционного проекта лесных участках не ведется, объем произведенной продукции за 9 месяцев 2016 года составил 104,3 тыс. м3 пиломатериала, за 2015 год 148,8 тыс. м3. Также ООО «Евразия - леспром групп» не выполнило обязательства по строительству завода по производству сухих обрезных пиломатериалов мощностью 400 тыс. м3 в год и обеспечению ввода его в эксплуатацию в срок до 1 января 2013 года.
В соответствии с пунктом 19 Положения о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 № 419 «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов» министерство выдало обществу предписание от 01.11.2016 № 02-91-11851/16 о необходимости устранения выявленных нарушений в отношении приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов, путем представления следующих документов:
1) акта о вводе лесоперерабатывающего комплекса в пгт. Магистральный в эксплуатацию;
2) отчета об исполненных в рамках инвестиционного проекта обязательствах инвестора по созданию и (или) модернизации объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры;
3) документов, подтверждающих постановку на баланс инвестора объектов созданной и (или) модернизированной в рамках инвестиционного проекта лесной инфраструктуры и лесоперерабатывающей инфраструктуры.
Также указанным предписанием указано на необходимость направления в министерство информации о выполнении предписания в срок до 01 декабря 2016 года, и представления документов, подтверждающих вложение инвестиций (договоры купли продажи (порядка оказания услуг), счета - фактуры, сметы, акты выполненных работ, товарные чеки, платежные поручения и т.д.).
Полагая, что данное предписание не соответствует требованиям закона и нарушает права и законные интересы общества в сфере его предпринимательской и иной экономической деятельности, заявитель обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод об удовлетворении заявленных требований.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).
В соответствии со статьей 22 Лесного кодекса Российской Федерации инвестиционная деятельность в области освоения лесов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25.02.1999 N 39-Ф3 "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений".
Объектами капитальных вложений в области освоения лесов являются объекты создаваемой и (или) модернизируемой лесной инфраструктуры и лесоперерабатывающей инфраструктуры.
Согласно части 1 статьи 4 Закона об инвестиционной деятельности субъектами инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, являются инвесторы, заказчики, подрядчики, пользователи объектов капитальных вложений и другие лица.
Положением о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 № 419 «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов»(далее - Положение N 419), предусмотрено, что основанием для включения инвестиционного проекта в перечень является решение об утверждении заявки на реализацию инвестиционного проекта, представленного коммерческой организацией, желающей реализовать инвестиционный проект (пункт 5); включение инвестиционного проекта в перечень является основанием для заключения заинтересованным органом договора аренды лесного участка без проведения аукциона на условиях, указанных в решении, принятом заинтересованным органом в соответствии с пунктом 11 настоящего Положения (пункт 15); инвестор обязан ежеквартально, не позднее 30 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представлять в заинтересованный орган отчет о ходе реализации инвестиционного проекта (пункт 17); контроль за ходом реализации инвестиционного проекта осуществляет заинтересованный орган.
Пунктом 4 Положения N 419 предусмотрено, что ведение вышеуказанного перечня, в том числе, включение в него инвестиционных проектов и внесение изменений, отнесено к компетенции Министерства промышленности и торговли Российской Федерации. При этом на заинтересованный орган возложена обязанность по контролю за ходом проекта (пункт 17). Заинтересованный орган представляет данные о проверке хода реализации инвестиционного проекта в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации и Федеральное агентство лесного хозяйства (пункт 18).
Согласно Указу Губернатора Иркутской области от 28.06.2012 №183-уг «О структуре исполнительных органов государственной власти Иркутской области» в структуру исполнительных органов власти Иркутской области входит министерство лесного комплекса Иркутской области.
Министерство лесного комплекса Иркутской области было создано 15.06.2016 года посредством реорганизации агентства лесного хозяйства Иркутской области и передаче новому ведомству полномочий агентства и отдельных полномочий иных ведомств (Минэкономразвития и Минприроды Иркутской области).
Поскольку согласно пункту 6, подпунктам 18-20 пункта 7 Положения о министерстве лесного комплекса Иркутской области, утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от 31.03.2016 №178-пп, с 15.06.2016 года функции по контролю за ходом реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, реализуемых на лесных участках в пределах земель лесного фонда, лесных участках, находящихся в государственной собственности Иркутской области осуществляет министерство лесного комплекса Иркутской области, которое соответственно является полномочным органом фиксировать выявленные в ходе контроля нарушения и выдавать соответствующие предписания об их устранении, постольку именно министерство наделено полномочиями по осуществлению контроля за ходом реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов и выдало рассматриваемое предписание в пределах своей компетенции.
В силу пункта 18 Положения N 419 объектом контроля за ходом реализации инвестиционного проекта является выполнение обязательств инвестора по созданию и (или) модернизации объектов лесной и (или) лесоперерабатывающей инфраструктуры, предусмотренных поэтапным планом реализации инвестиционного проекта и поквартальным графиком реализации инвестиционного проекта (объем инвестиций, вид и срок выполненных работ).
Подпунктом "д" пункта 11 Положения N 419 установлены основания для досрочного расторжения заключенного договора аренды по инициативе арендодателя:
- нарушение арендатором графика реализации инвестиционного проекта более чем на 1 год;
- невыполнение арендатором обязательств по созданию и (или) модернизации объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры;
- нарушение предусмотренных графиком сроков заключения договоров аренды лесных участков, включенных в перечень лесных участков;
- нарушение более чем на 3 месяца предусмотренного пунктом 17 настоящего Положения срока представления отчета о ходе реализации инвестиционного проекта;
- отсутствие государственной регистрации договора аренды лесного участка, включенного в перечень лесных участков, в течение 90 дней со дня его подписания.
В соответствии с пунктом 19 Положения, в случае появления предусмотренных подпунктом "д" пункта 11 настоящего Положения оснований для досрочного расторжения договора аренды лесного участка, включенного в перечень лесных участков, заинтересованный орган направляет инвестору предписание о необходимости устранения нарушений с указанием срока их устранения.
Вместе с тем, представитель министерства в судебном заседании 17.10.2017 пояснил суду апелляционной инстанции, что в 2016 году при реорганизации агентства лесного хозяйства Иркутской области и передаче министерству лесного комплекса Иркутской области полномочий агентства и отдельных полномочий иных ведомств (Минэкономразвития и Минприроды Иркутской области) соответствующая документация, связанная с реализацией инвестиционных проектов, министерству не была передана.
В этой связи, как следует из пояснений представителя министерства, фактически требования, изложенные в оспариваемом предписании, направлены на восполнение не переданной министерству документальной базы (аудиозапись судебного заседания 17.10.2017).
Более того, суд отмечает, что по содержанию в предписании не указаны мероприятия по устранению нарушений, фактически оспариваемое предписание представляет собой требование о предоставлении документов.
Об указанном также свидетельствует и процессуальное поведение ответчика при рассмотрении настоящего дела в суде первой инстанции, фактически направленное на сбор доказательств законности оспариваемого предписания уже на стадии судебного контроля, что противоречит особенностям рассмотрения дел, предусмотренных главой 24 АПК РФ.
Так, как следует из материалов дела, министерство в ходе рассмотрения заявления ООО «Евразия-леспром групп» ходатайствовало об истребовании дополнительных доказательств в следующих государственных органах:
- Государственном учреждении - Иркутском региональном отделении Фонда социального страхования Российской Федерации информации и Отделении Пенсионного фонда России по Иркутской области о количестве человек, работающих в ООО «Евразия- леспром групп» и их средней заработной плате, о суммах обязательных отчислений, и суммах задолженности по обязательным отчислениям (2008-2017 годы).
- Магистральнинском городском поселении - копии разрешения на строительство завода.
- Иркутской таможне сведений о ежегодных объемах экспорта товарной продукции (пиломатериал хвойный, пиломатериал лиственный), осуществляемый лесоэкспортерами Иркутской области в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (Китай, Республика Корея, Япония) за период с 2008 по 2017 годы, а также о ежегодных объемах экспорта товарной продукции (пиломатериал хвойный, пиломатериал лиственный) осуществляемого ООО «Евразия-леспром групп» за период с 2008 по 2017 годы.
- Управлении ФНС России по Иркутской области сведений об уплате ООО «Евразия-леспром групп» в бюджеты всех уровней налоговых отчислений за 2008-2017 годы).
- Управлении по вопросам миграции ГУ МВД России по Иркутской области сведений о количестве иностранных граждан, работающих в ООО «Евразия-леспром групп» за каждый год 2008-2017 годы).
- УГИБДД ГУ МВД России по Иркутской области сведений о зарегистрированных за ООО «Евразия-леспром групп» транспортных средств.
В указанном ходатайстве министерство сослалось на то, что истребуемые доказательства и сведения в них подтверждают факт нарушения обществом обязательств по инвестиционному проекту.
Вместе с тем, как правильно указал суд первой инстанции, такие доказательства должны быть у ответчика на момент принятия оспариваемого предписания.
Протоколом заседания Совета по отбору заявок на реализацию приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов от 21.07.2017 года обществу рекомендовано провести анализ хода реализации приоритетного инвестиционного проекта и представить в министерство предложения по срокам достижения показателей Концепции приоритетного инвестиционного проекта, что, как правильно указал суд первой инстанции, также подтверждает отсутствие со стороны заинтересованного органа контроля за этапами хода его реализации.
В силу части 2 статьи 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
В связи с чем апелляционный суд полагает, что приведенные факты являются достаточным и самостоятельным основанием для удовлетворения заявленных обществом требований.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для проведения контрольных мероприятий в отношении заявителя по делу у министерства не имелось и, следовательно, оспариваемое предписание подлежит признанию недействительным.
Кроме того, несостоятельны доводы апеллянта и по существу вменяемых нарушений, которые, по мнению ответчика, допустил заявитель по делу.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в качестве основной цели Концепции инвестиционного проекта ООО «Евразия - леспром групп» предусмотрено создание современного лесоперерабатывающего комплекса - предприятия, способного к выпуску конкурентоспособной продукции с высокой добавленной стоимостью при минимальном воздействии на окружающую среду.
Достижение обозначенной цели, как указано в Концепции, предполагает решение следующих задач:
- строительство и ввод в эксплуатацию в пгт. Магистральный деревоперерабатывающего завода по производству сухих обрезных пиломатериалов экспортного качества, в объеме 400 тыс. м3 в год;
- формирование надежной лесосырьевой базы для обеспечения стабильной работы нового перерабатывающего завода;
- создание производственных мощностей по заготовке и вывозке, а также организация заготовки древесного сырья в объеме 609,5 тыс.м3 в год на основе широкого применения современных технологий и техники;
- организация рационального лесопользования и внедрение не истощающих технологий заготовки и вывозки леса;
- развитие лесной инфраструктуры (строительство лесных дорог) на арендованных лесных участках; переработка всего объема заготовительной древесины на деревоперерабатывающем заводе в пгт. Магистральный и организация комплексной переработки древесного сырья и отходов;
- удовлетворение коммерческих потребностей различных рынков в строганных сухих пиломатериалах высшего качества.
Также из Концепции следует, что в результате реализации проекта, после вывода нового завода на проектные мощности, совокупный объем ежегодных налоговых отчислений к 2013 году составит - 1120 млн. руб.
Численность рабочих мест, создаваемых в результате внедрения проекта, составляет 840 единиц. Планируемая средняя заработная плата на предприятиях, после их выхода на проектную мощность по лесозаготовительному предприятию - 70,04 тыс. руб. в месяц, по лесоперерабатывающему - 77,91 тыс. руб. в месяц.
В соответствии с поэтапным планом реализации инвестиционного проекта (таблица 3.1 Концепции) предусмотрены следующие этапы реализации проекта:
в 2010 году I этап: «Проектные работы и начало реализации проекта;
в 2011 году II этап: проведение проектно - изыскательных работ;
в 2012 году III этап: приобретение материалов для СМР; дооснащение и введение в действие сушильного цеха (камеры сушки пиломатериалов); дооснащение и введение в действие котельного хозяйства; приобретение лесозаготовительной, лесовозной, дорожно-строительной, обслуживающей и лесохозяйственной техники; строительство дорог; организация лесозаготовки - 30% ежегодного допустимого объема изъятия древесины; пуско-наладочные работы; организация производства пиломатериалов (сухих и естественной влажности) - 50% от производственной мощности; строительство объектов вспомогательного и обслуживающего производства;
в 2013 году IV этап: приобретение лесозаготовительной лесовозной, дорожно-строительной, обслуживающей и лесохозяйственной техники, строительство дорог, лесовосстановительные работы; организация лесозаготовок - 30% ежегодного допустимого объема изъятия древесины; строительство объектов вспомогательного и обслуживающего производства; выход на проектную мощность лесоперерабатывающего комплекса.
Также в соответствии с графиком привлечения инвестиционных ресурсов для реализации проекта, заявитель взял на себя обязательства по инвестированию проекта в следующих размерах: в 2010 году - 547,171 млн. руб., в 2011 году 564,136 млн. руб., в 2012 году 398,308 млн. руб., в 2013 году 540,385 млн. руб. Общая сумма инвестиции по проекту составляет 2 050 млн. руб.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что на момент вынесения оспариваемого предписания сумма привлеченных инвестиций с начала реализации проекта составила 2 297,33 млн. руб. (100% от планового значения).
Указанное обстоятельство подтверждается и отчетом о ходе реализации приоритетного инвестиционного проекта в период с 01.01.2016 года по 31.03.2016 года, а также отражено Министерством в оспариваемом предписании.
Из оспариваемого предписания следует, что министерством установлено невыполнение обществом обязательств по созданию и (или) модернизации объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, что, по мнению заинтересованного органа, выразилось в невыполнении обязательств по строительству завода по производству сухих обрезных пиломатериалов мощностью 400 тыс. м3 в год и обеспечению ввода его в эксплуатацию в срок до 01.01.2013 года.
В соответствии с разделом Концепции «Технологический процесс изготовления пиломатериалов» организация лесопильного производства основана на применении современного импортного оборудования. Проект предусматривает глубокую переработку древесины с безотходным производством, которое будет состоять из: линии сортировки круглых лесоматериалов; лесопильного цеха с сортировкой сырых пиломатериалов; комплекса сушильных камер; линии сортировки сухих пиломатериалов; котельной со складом топлива.
Судом первой инстанции установлено, что на момент вынесения оспариваемого предписания (01.11.2016 года) имелось вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 27.05.2016 года № А19-19656/2015 которым за обществом признано право собственности на следующие объекты, расположенные по адресу Иркутская область, Казаченско-Ленский район, пос. Магистральный, ул. Пугачева, 40А:
1) гараж на 25 автомобилей, лит. Б, Б1, общей площадью 1354,1 кв.м.;
2) закрытый склад, лит. В, общей площадью 855,9 кв.м.;
3) лесопильный цех №2 в п. Магистральный, лит. Т, общей площадью 3514,4 кв.м.;
4) контрольно-пропускной пункт, лит. Е, общей площадью 37,3 кв.м.;
5) насосная пожаротушения, лит. Ж, общей площадью 16,2 кв.м.;
6) котельная, лит. К, общей площадью 1017,0 кв.м.;
7) здание сортировки отходов с системой транспортеров для удаления отходов производства, лит. У, общей площадью 116,7 кв.м.;
8) сушильный цех, лит. Л, общей площадью 1172,2 кв.м.;
9) сушильный цех, лит. М, общей площадью 1171,7 кв.м.;
10) сушильный цех, лит. Н, общей площадью 1171,9 кв.м.;
11) сушильный цех, лит. П, общей площадью 1172,2 кв.м.;
12) цех доработки и упаковки пиломатериалов, лит. Р, общей площадью 1067,6 кв.м.;
13) контрольно-пропускной пункт, лит. Д, общей площадью 21,4 кв.м.;
14) контрольно-пропускной пункт, лит. С, общей площадью 60,8 кв.м.;
15) лесопильный цех лит. А, общей площадью 5568,0 кв.м.;
16) тепловой пункт, лит. Ц, общей площадью 22,1 кв.м.;
17) линия сортировки пиловочника, площадью 1339,8 кв.м., лит. II;
18) склад готовой продукции, площадью 2810 кв.м., лит. III;
19) склад древесного топлива, площадью 1090 кв.м., лит. IV;
20) трансформаторная подстанция (2x1000кВт), площадью 41 кв.м., лит. V;
21) трансформаторная подстанция (35/10 кВт), площадью 48,8 кв.м., лит. VI;
22) тепловая сеть, протяженностью 808,1 п.м., лит. VII;
23) трансформаторная подстанция 2x1000 кВт, площадью 45,7 кв.м., лит. VIII;
24) навес для хранения пиловочника, площадью 901,6 кв.м., лит. IX;
25) эстакада, площадью 761,4 кв.м., лит. X;
26) склад рассортированного пиловочника, площадью 5320,3 кв.м., лит. XI;
27) противопожарный водопровод, протяженностью 1911,4 п.м., лит. XII;
28) площадка с емкостями ГСМ, площадью 150,2 кв.м., лит. XIII;
29) диспетчерская ГСМ, площадью 13,4 кв.м., лит. XIV;
30) отсеки для хранения и отгрузки отходов с системой транспортеров для удаления отходов производства, площадью 604 кв.м., лит. XV;
31) трансформаторная подстанция площадью 40,9 кв.м. (2x1000 кВт), лит. XVI;
32) трансформаторная подстанция (1000 кВт), площадью 7,8 кв.м., лит. XVII;
33) ВЛ-1, протяженностью 301,5 м., лит. XVIII;
34) ВЛ-4, протяженностью 397,1 м., лит. XIX;
35) водопровод, протяженностью 807,4 м., лит. XX;
36) ВЛ-2 протяженностью 301,5 м. лит. XXI.
На основании решения суда от 25.07.2016 года данные объекты зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Как следует из материалов дела, указанные объекты недвижимости, в том числе предусмотренные Концепцией, представляют собой комплекс (завод) по производству сухих обрезных пиломатериалов, а вступившее в законную силу решение суда свидетельствует о соответствии созданных объектов всем необходимым строительно-техническим нормам и правилам и возможности их эксплуатации, т.е. выполнении условий Концепции.
Довод Министерства, что созданный завод не обеспечивает предусмотренную инвестиционной программой мощность 400 тыс. куб. в год не подтверждается представленными доказательствами.
Вместе с тем судом первой инстанции установлено, что весь комплекс зданий и сооружений обеспечен ООО «Евразия - леспром групп» производственными мощностями необходимыми и достаточными для производства сухих обрезных пиломатериалов экспортного качества в объеме 400 тыс. куб. м в год.
В подтверждение указанных обстоятельств обществом в материалы дела представлены следующие документы: справка о производственной мощности лесопильного цеха - фрезерно-пильной линии с системой возврата LINK от 03.04.2017 года, копия договора поставки лесопильной линии от 03.03.2010 года №F-2010001, копия спецификации «Технические характеристики и мощность лесопильного оборудования» (приложение №2 к Договору поставки лесопильной линии от 03.03.2010 года № F-2010001), копия расчета мощности лесопильной линии LINK, справку о производственной мощности лесопильного цеха - линии ленточного лесопиления от 03.04.2017 года, фотографии лесопильного цеха - линии ленточного лесопиления, копия Технических характеристик полуавтоматического ленточного станка с кареткой, типа MJB3212B 1250 мм; копия Технических характеристик обычного ленточного станка, типа MJ311B 1060мм; копия Технических характеристик линии продольной распиловки древесины, модель MRS-700; копию схемы раскроя для линии ленточного лесопиления (диаметр до 180 мм.); копию схемы раскроя для линии ленточного лесопиления (диаметр до 600 мм.); справку о производственной мощности сушильных камер от 03.04.2017 года.
Из представленных документов следует, что в здании лесопильного цеха (лит. А), общей площадью 5568,0 кв. м размещено оборудование фрезерно-пильная линия, производственная мощность которой составляет 550 000 куб. м круглого леса в год. Здесь же размещены линии ленточного пиления, производственные параметры ленточных лесопильных установок определены фирмой производителем и составляют 140 000 куб. м круглого леса в год. В производственных помещениях дочерней компании ООО «Иркутскводлеспромстрой - Небельский ЛПХ» смонтированы и законсервированы две лесопильные линии, производительность составляет, согласно технического паспорта не менее 100 000 куб. м круглого леса в год.
Таким образом, производственные мощности ООО «Еразия - леспром групп» составляют не менее 495 912 куб. м обрезных пиломатериалов.
Производство сухого обрезного пиломатериала осуществляется в четырех зданиях сушильного цеха (литеры Л, М, Н, П), каждое здание включает в себя 8 сушильных камер, каждая сушильная камера осуществляет сушку 200 куб. м обрезного пиломатериала. Таким образом, производственные мощности сушильного комплекса составляют 230 400 куб. м.
Приведенные заявителем доводы и представленные в их обоснование доказательства Министерством не опровергнуты.
Суд апелляционной инстанции соглашается с судом первой инстанции, что министерством не доказан факт невыполнения обществом обязательств по созданию объекта лесоперерабатывающей инфраструктуры - строительство завода по производству сухих обрезных пиломатериалов мощностью 400 тыс. м3 в год.
Из материалов дела следует, что обществом осуществлено строительство завода мощностью 100 тыс. м3. Из протокола заседания Совета по отбору заявок на реализацию приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов от 16.12.2016 года следует, что ООО «Евразия - леспром групп» ввело в эксплуатацию завод по производству сухих обрезных пиломатериалов мощностью 200 тыс. м3.
Указанные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии у министерства достоверных сведений относительно мощности завода по производству сухих обрезных пиломатериалов введенного в эксплуатацию ООО «Евразия - леспром групп».
При этом суд апелляционной инстанции соглашается с судом первой инстанции о необходимости различать понятие производственной мощности и выпуска готовой продукции, имея в виду то, что реальная загруженность созданных инвестором производственных мощностей определяется совокупностью спроса, предложения и иных факторов, определяемых функционированием как внутреннего рынка лесопродукции в Российской Федерации, так и международного рынка. Указанное свидетельствует о том, что инвестор не брал и не мог брать на себя обязательства по фактическому изготовлению (выпуску в обращение) продукции в объеме, предусмотренном инвестиционным проектом, в том числе и потому, что возможность реализации (сбыта) этой продукции находится полностью вне его контроля.
Кроме того, принимая во внимание положение пункта 4 Методических указаний по разработке концепции инвестиционного проекта, претендующего на включение в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, утвержденных приказом Минпромэнерго России от 10.10.2001 №422, в соответствии с которым при осуществлении предварительных расчетов финансово-экономических, бюджетных и социальных результатов реализации инвестиционного проекта заявитель должен представить описание финансовой модели инвестиционного проекта, в которой в том числе должен быть указан объем расходов, необходимых для подготовки и реализации инвестиционного проекта, и схема финансирования проекта.
Таким образом, отставание от выработки запланированных в Концепции объемов продукции и потребляемого сырья не может рассматриваться ни в качестве показателя пропуска срока реализации проекта, ни в качестве иных показателей деятельности инвестора, поскольку эти данные при разработке Концепции являлись предварительными.
Кроме того, как следует из протокола заседания от 16.12.2016 года советом по отбору заявок на реализацию приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов принято решение представить ООО «Еразия - леспром групп» в министерство предложения по внесению изменений в Концепцию в части уменьшения проектной мощности завода и требуемого объема лесных ресурсов.
Довод министерства о том, что заявитель осуществляет переработку сырья третьих лиц не принимается во внимание, поскольку в соответствии с разделом «Технологический процесс изготовления пиломатериалов» древесина (пиловочник) на территорию заводского склада сырья поступает от лесозаготовительного производства ООО «Евразия - леспром групп» от ООО «ИВЛПС-Небельский ЛПХ» (ассоциированное предприятие ООО «Евразия - леспром групп») и других лесозаготовительных предприятий района (т.1 стр. 55).
Более того, Концепцией не запрещена переработка сырья сторонних организаций, так из раздела Концепции «Особенности потребности в сырье» следует, что недостающую часть древесного сырья для производства 400 тыс. м3 сухих пиломатериалов планируется приобретать на стороне.
Указание на то, что завод не введен в эксплуатацию в срок до 01.01.2013 года не может быть признано как выявленное нарушение, поскольку все построенные здания, зарегистрированы как объекты недвижимости, следовательно подлежали эксплуатации.
Оспариваемое предписание не содержит указания на нарушение обществом графика реализации инвестиционного проекта более чем на 1 год как это предусмотрено подпунктом "д" пункта 11 Положения.
Из материалов дела следует, что инвестиционный проект ООО «Евразия - леспром групп» включен в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 14.02.2013 года.
Согласно п.5 Положения № 419 инвестиционные проекты должны содержать, в том числе поэтапный план реализации инвестиционного проекта.
В силу пункта 18 Положения объектом контроля за ходом реализации инвестиционного проекта является выполнение обязательств инвестора, предусмотренные поэтапным планом и поквартальным графиком реализации инвестиционного проекта (объем инвестиций, вид и срок выполненных работ).
Как усматривается из представленной Концепции, поэтапный план реализации инвестиционного проекта предусмотрен главой 3 (т.1 л.д.33), вместе с тем данные этапы не содержат реальных сроков его реализации, поскольку начинаются с 2010 года и заканчиваются 2013 годом, в то время как инвестиционный проект подлежал реализация с момента его включения в перечень приоритетных (14.02.2013 года).
Исходя из положений пунктов 17,18 Положения № 419 инвестор должен не только реализовать проект в целом, но и выполнять свои обязательства в отдельные периоды в течение срока реализации проекта, а заинтересованный орган осуществляет оценку не конечного результата инвестиционного проекта, а отдельных этапов его реализации, что означает наличие конкретных сроков у данных этапов.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что поскольку инвестиционный проект ООО «Евразия - леспром групп» не содержит реальных сроков поэтапного плана реализации, контроль за исполнением которых должен осуществлять заинтересованный орган, указание в предписании на нарушения обязательств по строительству завода в срок (01.01.2013) до включения данного проекта в перечень приоритетных (01.02.2013) не может являться основанием для выдачи предписания.
Относительно нарушения объемов произведенной обществом продукции, суд первой инстанции при анализе оспариваемого предписания не установил какие объемы, по мнению министерства, и в какие конкретные сроки, установленные поэтапным планом реализации инвестиционного проекта, должны были быть произведены.
Суд апелляционной инстанции соглашается с судом первой инстанции, что неопределенность оспариваемого предписания также является основанием для признания его недействительным.
Предписание следует считать законным, если оно вынесено с соблюдением установленного порядка и по своему содержанию позволяет юридическому лицу однозначно установить наличие допущенного конкретного нарушения и совершить действия по его устранению. В противном случае, предписание возлагает на лицо, которому адресовано, обязанности, не согласующиеся с требованиями закона и создающие для него необоснованные препятствия в осуществлении своей деятельности.
Обязательным условием выдачи любого предписания является установленный в ходе проверки факт нарушения со стороны проверяемого лица и перечень действий по его устранению.
В оспариваемом предписании министерства не содержится конкретной нормы Положения 419 нарушенной обществом.
Также предписание не содержит конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения. Указание на представление в министерство акта о вводе лесоперерабатывающего комплекса в пгг. Магистральный в эксплуатацию, отчёта об исполненных в рамках инвестиционного проекта обязательствах по созданию и (или) модернизации объектов лесной инфраструктуры и лесоперерабатывающей инфраструктуры, документы, подтверждающие постановку на баланс инвестора объектов созданной и (или) модернизированной в рамках инвестиционного проекта лесной инфраструктуры и лесоперерабатывающей инфраструктуры, такими действиями не являются, поскольку по существу являются сведениями об исполнении инвестиционного проекта в целом, а не мероприятиями по устранению выявленных нарушений.
Иные доводы министерства, приведенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм права, а о не согласии заявителя апелляционной жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами, в связи с чем, не влияют по существу на правильность принятого судом первой инстанции решения.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
П О С Т А Н О В И Л:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 07 августа 2017 года по делу № А19-1607/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий Д.В. Басаев
Судьи Е.В. Желтоухов
В.Л. Каминский