НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2022 № А19-21316/2021

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

http://4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита Дело № А19-21316/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2022 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 22 июня 2022 года.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Басаева Д.В.,

судей: Ломако Н.В., Сидоренко В.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жевтневым Р.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Ангара плюс» на решение Арбитражного суда Иркутской области от 05 апреля 2022 года по делу № А19-21316/2021,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Ангара плюс» (ОГРН 1133805001274, ИНН 3805717195, далее – заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Министерству лесного комплекса Иркутской области (ОГРН 1073808028194, ИНН 3808170859, далее – административный орган) о признании незаконным отказа, изложенного в письме от 21.07.2021 № 02-91-10180/21, об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 05 апреля 2022 года по делу № А19-21316/2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Общество с ограниченной ответственностью «Ангара плюс» обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.

Апеллянт полагает, что поскольку в действующем законодательстве отсутствуют требования о необходимости проведения кадастрового учета лесных участков для целей заключения договора купли-продажи лесных насаждений, постольку отказ министерства в проведении аукциона является незаконным и противоречащим нормам действующего законодательства.

Министерство лесного комплекса Иркутской области в отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласилось.

Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети «Интернет» 21.05.2022. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.

Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 2 статьи 200, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью «Ангара плюс» зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1133805001274.

Общество с ограниченной ответственностью «Ангара плюс» обратилось в Министерство лесного комплекса Иркутской области с заявлениями (на бумажном носителе) от 29.01.2021г. исх.№№ 29/01/21-18/1, 29/01/21-18/2, 29/01/21-18/3, 29/01/21-18/4, 29/01/21-18/5, 29/01/21-18/6, 29/01/21-18/7, 29/01/21-18/8, 29/01/21-18/9, 29/01/21-18/10, 29/01/21-18/11 о проведении аукциона на право заключения договоров купли-продажи лесных насаждений (вх.№№ 01-91-1689/21, 01-91-1692/21, 01-91-1693/21, 01-91-1695/21, 01-91-1697/21, 01-91-1698/21, 01-91-1699/21, 01-91-1700/21, 01-91-1701/21, 01-91-1702/21, 01-91-1704/21 от 01.02.2021г.).

Письмом от 21.07.2021 №02-91-10180/21 министерство отказало Обществу в проведении аукциона по следующим основаниям: отсутствие кадастровых номеров лесных участков (нарушение подп. «в» п. 3 Порядка, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.06.2018 №302).

Заявитель полагая, что отказ Министерства лесного комплекса Иркутской области, выразившийся в письме от 21.07.2021 № 02-91-10180/21, не соответствует требованиям закона, а также нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).

Использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, изъятием или без изъятия лесных ресурсов (часть 1 статьи 24 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ)). Одним из видов использования лесов является заготовка древесины (пункт 1 части 1 статьи 25 ЛК РФ).

Согласно пункту 1 части 1 статьи 25, частям 1 и 8 статьи 29 ЛК РФ заготовка древесины - это предпринимательская деятельность, связанная с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины, которая осуществляется, если иное не установлено данным Кодексом, на основании договоров аренды лесных участков.

В части 1 статьи 75 ЛК РФ предусмотрено, что по договору купли-продажи лесных насаждений осуществляется продажа лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Частью 4.1 статьи 75 ЛК РФ определено, что по договору купли-продажи лесных насаждений, заключаемому в соответствии с частью 4 статьи 29.1 настоящего Кодекса, осуществляется продажа лесных насаждений, расположенных в пределах одной лесосеки.

Согласно части 1 статьи 77, части 1 статьи 78 ЛК РФ договор купли-продажи лесных насаждений заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора.

В силу пункта 6 части 6 статьи 79 ЛК РФ организатор аукциона обязан подготовить документацию об аукционе, которая со сведениями, указанными в извещении о проведении аукциона, размещается на официальном сайте торгов, где эта документация должна быть доступна для ознакомления всем заинтересованным лицам (часть 7 статьи 79 Лесного кодекса Российской Федерации).

Извещение о проведении аукциона должно сдержать сведения, в том числе о кадастровом номере лесного участка.

Во исполнение статьи 77 ЛК РФ постановлением Правительства Российской Федерации от 31.10.2015 N 1178 (далее - Постановление N 1178) утвержден типовой договор купли-продажи лесных насаждений. Неотъемлемой частью такого договора является схема расположения лесных насаждений (приложение N 2).

Частью 1 статьи 78 ЛК РФ предусмотрено, что решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений (далее также - аукцион) принимается органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, в том числе по заявлениям граждан и юридических лиц о проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка для заготовки древесины или договора купли-продажи лесных насаждений, заключаемого в соответствии с частью 4 статьи 29.1 настоящего Кодекса (далее - заявление о проведении аукциона).

Министерство лесного комплекса Иркутской области является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по управлению в сфере лесного хозяйства, лесопромышленного комплекса на территории Иркутской области, в рамках переданных в соответствии со статьей 83 ЛК РФ полномочий.

Пунктом 5 частью 6 статьи 78 ЛК РФ предусмотрено, что решение об отказе в проведении аукциона принимается в случае, если заявление о проведении аукциона не соответствует требованиям к порядку и способам подачи или формату такого заявления, установленным в соответствии с частями 4 и 5 настоящей статьи.

Согласно части 5 статьи 78 ЛК РФ порядок и способы подачи заявления о проведении аукциона, а также требования к его формату, если оно подается в форме электронного документа, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Минприроды России от 29.06.2018 №302 (зарегистрирован в Минюсте России 15 ноября 2018 г. № 52701) утверждены: «Порядок и способы подачи заявления о проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или договора купли - продажи лесных насаждений, заключаемого в соответствии с частью 4 статьи 29.1 Лесного кодекса Российской Федерации, согласно приложению 1» (далее - Порядок №302); «Требования к формату заявления о проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или договора купли-продажи лесных насаждений, заключаемого в соответствии с частью 4 статьи 29.1 Лесного кодекса Российской Федерации, для заготовки древесины при подаче его в электронной форме, согласно приложению 2».

Пунктом 3 Порядка №302 установлено, что в заявлении о проведении аукциона на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений указываются следующие сведения: а) наименование, организационно-правовая форма заявителя, его местонахождение - для юридического лица; фамилия, имя, отчество (при наличии) заявителя, адрес места жительства (временного пребывания), данные документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика - для индивидуального предпринимателя; б) местоположение и площадь лесного участка; в) кадастровый номер лесного участка; г) необходимый объем древесины, в том числе по породам; д) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем, телефон.

В пункте 9 Порядка №302 указано, что в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 78 ЛК РФ, уполномоченным органом принимается решение об отказе в проведении аукциона.

Как следует из материалов дела, ООО "АНГАРА ПЛЮС" обратилось в министерство с заявлениями (на бумажном носителе) от 29.01.2021г. исх.№№ 29/01/21-18/1, 29/01/21-18/2, 29/01/21-18/3, 29/01/21-18/4, 29/01/21-18/5, 29/01/21-18/6, 29/01/21-18/7, 29/01/21-18/8, 29/01/21-18/9, 29/01/21-18/10, 29/01/21-18/11 о проведении аукциона на право заключения договоров купли-продажи лесных насаждений (вх.№№ 01-91-1689/21, 01-91-1692/21, 01-91-1693/21, 01-91-1695/21, 01-91-1697/21, 01-91-1698/21, 01-91-1699/21, 01-91-1700/21, 01-91-1701/21, 01-91-1702/21, 01-91-1704/21 от 01.02.2021г.) в отношении лесных участков, расположенных в Иркутской области: Чунское лесничество, Выдринское участковое лесничество, Ковинская дача, квартал 128, выдел 12, 13; Чунское лесничество, Выдринское участковое лесничество, Ковинская дача, квартал 128, выдел 13, 14; Чунское лесничество, Выдринское участковое лесничество, Ковинская дача, квартал 153, выдел 6, 8, 13; Чунское лесничество, Выдринское участковое лесничество, Ковинская дача, квартал 133, выдел 7; Чунское лесничество, Выдринское участковое лесничество, Ковинская дача, квартал 133, выдел 6, 7; Чунское лесничество, Выдринское участковое лесничество, Ковинская дача, квартал 106, выдел 10;Чунское лесничество, Выдринское участковое лесничество, Ковинская дача, квартал 154, выдел 3; Чунское лесничество, Выдринское участковое лесничество, Ковинская дача, квартал 151, выдел 20, 21, 23; Чунское лесничество, Выдринское участковое лесничество, Ковинская дача, квартал 152, выдел 10, 11; Чунское лесничество, Червянское участковое лесничество, Джиживская дача, квартал 147, выдел 29; Чунское лесничество, Червянское участковое лесничество, Джиживская дача, квартал 146, выдел 25.

Письмом от 21.07.2021 №02-91-10180/21 министерство отказало в проведении аукциона по следующим основаниям: отсутствие кадастровых номеров лесных участков (нарушение подп. «в» п. 3 Порядка, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.06.2018 №302).

Указанное Министерством в письме от 21.07.2021 №02-91-10180/21 основание для отказа в проведении аукциона, предусмотренное подпунктом «в» пункта 3 Порядка №302 (отсутствует кадастровый номер лесного участка), судом правомерно признано соответствующим закону.

Из материалов дела следует, что заявителем в нарушение требований пункта 5 части 6 статьи 78 ЛК РФ и подпункта «в» пункта 3 Порядка №302 не были указаны кадастровые номера испрашиваемых лесных участков, что обществом не отрицается.

Апеллянт полагает, что поскольку в действующем законодательстве отсутствуют требования о необходимости проведения кадастрового учета лесных участков для целей заключения договора купли-продажи лесных насаждений, постольку отказ министерства в проведении аукциона является незаконным и противоречащим нормам действующего законодательства.

Между тем, как правильно указал суд первой инстанции, местоположение лесных насаждений, в отношении которых заключается договор купли-продажи лесных насаждений, определяется до момента формирования документации об аукционе, в связи, с чем такие сведения должны содержаться в заявке в силу прямого указания лесного законодательства, установившего требование об указании кадастрового номера земельных участков.

Довод общества, что оспариваемое письмо не содержит отказ в проведении аукциона, не размещено в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте Министерства лесного комплекса Иркутской области судом рассмотрен и отклонен с приведением соответствующих мотивов.

Также судом установлено, что принятое по результатам рассмотрения заявления решение Министерства является ясным, понятным. Указанное письмо отправлено заявителю по его юридическому адресу заказным письмом.

Кроме того, как правильно указал суд первой инстанции, заявитель не лишен права повторно обратиться с соответствующим заявлением в Министерство, устранив вышеуказанные обстоятельства.

При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» по адресу www.kad.arbitr.ru.

По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 05 апреля 2022 года по делу № А19-21316/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.

Председательствующий Д.В. Басаев

Судьи В.А. Сидоренко

Н.В. Ломако