НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2022 № А19-14293/2021

Четвертый арбитражный апелляционный суд

улица Ленина, дом 100б, Чита, 672000, http://4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита Дело № А19-14293/2021

«22» июня 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена 20 июня 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен 22 июня 2022 года.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Ломако Н.В.,

судей Басаева Д. В., Сидоренко В. А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лю-фа-хуан Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Алексеевская ремонтно-эксплуатационная база флота» на решение Арбитражного суда Иркутской области от 22 марта 2022 года по делу № А19-14293/2021 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Алексеевская ремонтно-эксплуатационная база флота» (ОГРН 1063831002476, ИНН 3831004480) к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области (ОГРН 1033801046003, ИНН 3808096980) о признании незаконным решения от 02.07.2021г. №048S19210017237 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования,

в отсутствие в судебном заседании лиц, участвующих в деле,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Алексеевская ремонтно-эксплуатационная база флота» (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным решения от 02.07.2021г. №048S19210017237 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, вынесенных Государственным учреждением – Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Иркутской области (далее – ответчик, Пенсионный фонд).

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 22 марта 2022 года по делу № А19-14293/2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Иркутской области от 22 марта 2022 года по делу № А19-14293/2021 отменить, принять по делу новый судебный акт.

Как следует из апелляционной жалобы, у Отделения ПФР по Иркутской области не было оснований привлекать ООО «Алексеевская РЭБ флота» к ответственности, поскольку обществом не был пропущен срок предоставления уточненных (исправленных) индивидуальных сведений о застрахованных лицах.

В материалы дела письменный отзыв относительно доводов апелляционной жалобы не поступал.

О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети «Интернет» 18.05.2022.

Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом. Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.

Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Пенсионным фондом в отношении общества с ограниченной ответственностью «Алексеевская ремонтно-эксплуатационная база флота» проведена проверка достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктами 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996г. №27- ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон №27-ФЗ), а также порядка представления указанных сведений в форме электронного документа.

В ходе проверки Пенсионным фондом установлено нарушение Учреждением установленного Законом № 27-ФЗ срока представления формы СЗВ-СТАЖ за отчетный период 2018 год в отношении застрахованных лиц (90 работников).

Результаты проверки отражены в акте о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 10.06.2021г. № 048S18210016076.

Решением пенсионного фонда от 02.07.2021г. № 048S19210017237 Общество привлечено к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона № 27-ФЗ за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, с назначением штрафа в размере 45000 рублей.

Не согласившись с указанным решением пенсионного фонда, посчитав его не соответствующим закону и нарушающим права и законные интересы Общества с ограниченной ответственностью «Алексеевская ремонтно-эксплуатационная база флота», заявитель обратился в Арбитражный суд Иркутской области с настоящим заявлением.

Решением Арбитражного суда Иркутской области в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился в суд апелляционной инстанции.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правильно руководствовался следующими нормами права.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Вместе с тем бремя доказывания обстоятельств, на которые ссылается лицо в обоснование своих требований и возражений в соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лежит на лице, которое ссылается на указанные обстоятельства.

Как правильно установил суд первой инстанции, на основании статьи 1 Закона № 27-ФЗ, статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Общество с ограниченной ответственностью «Алексеевская ремонтно-эксплуатационная база флота» является страхователем в сфере обязательного пенсионного страхования.

Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции правильно руководствовался следующими нормами права и правовыми позициями.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а также сведения, предусмотренные пунктом 2.3 настоящей статьи, - в налоговые органы по месту их учета.

Сроки представления указанных сведений, а также перечень представляемых сведений установлены в пункте 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ.

Согласно пункту 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско- правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; 4) дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; 5) периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; 8) другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии; 9) суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; 10) периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; 11) документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

В силу статей 8, 9, 15 Закона № 27-ФЗ указанные сведения предоставляются в соответствующий орган Пенсионного фонда, к которому относится территориальный орган Пенсионного фонда по месту регистрации лица в качестве страхователя. Статьей 16 Закона № 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе, по их учетным данным.

Согласно пункту 37 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016г. № 766н (действующей в спорный период), при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

В силу пункта 39 Инструкции №766н в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.

Абзацем 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ установлено, что за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

Как следует из материалов дела и установлено судом, сведения по форме СЗВ-СТАЖ за отчетный период 2018 год на 662 застрахованных лица с типом формы «исходная» представлены обществом в пенсионный фонд 26.02.2019г., при установленном сроке до 01.03.2019г., то есть в установленный законом срок, что не оспаривается сторонами.

В ходе проведения проверки достоверности сведений, представленных учреждением по форме СЗВ-СТАЖ (Сведения о страховом стаже застрахованных лиц) пенсионным фондом выявлено, что за 2019 год установлены ошибки в блоке стажевого периода в отношении 104 застрахованных лиц.

В адрес страхователя 26.02.2019г. по телекоммуникационным каналам связи с ЭЦП направлено уведомление об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда.

Обществом 05.03.2019г. по телекоммуникационным каналам связи представлены сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ с типом формы «дополняющая» за отчетный период 2018 год в отношении 14 застрахованных лиц. При этом, в отношении 90 работников Обществом ошибки не устранены.

В адрес Общества пенсионным фондом 05.03.2019г. направлено уведомление об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда.

13 марта 2019 года Общество представило сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ с типом формы «дополняющая» за отчетный период 2018 год в отношении 1 застрахованного лица.

В адрес Общества пенсионным фондом 13.03.2019г. направлено уведомление об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда на 89 застрахованных лиц.

19 марта 2019 года Общество представило сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ с типом формы «дополняющая» за отчетный период 2018 год в отношении 83 застрахованных лица.

19.03.2019г. пенсионным фондом направлено уведомление об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда на 6 застрахованных лиц.

22 марта 2019 года Общество представило сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ с типом формы «дополняющая» за отчетный период 2018 год в отношении 6 застрахованных лиц.

Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, каждый раз устраняя ошибки не в полном объеме, общество полагало, что каждый раз срок на устранение ошибок, указанных в уведомлении пенсионного фонда начинает течь заново. В результате чего, полностью сведения за отчетный период за 2018 год в отношении всех работников общество представило только 22 марта 2019 года.

Апелляционный суд, поддерживая выводы суда первой инстанции и отклоняя доводы апелляционной жалобы, также исходит из того, что поскольку протоколом проверки электронного документа от 26 февраля 2019 года обнаружена ошибка и исправленная отчетность от 05 марта 2019 года была принята частично на 14 человек, следовательно, отчетность за СЗВ-Стаж за отчетный период 2018 год в полном объеме в Пенсионный фонд в установленный уведомлением от 26 февраля 2019 года пятидневный срок не поступила, а представлена обществом только 22 марта 2019 года, т.е. с нарушением пятидневного срока.

Кроме того, апелляционный суд также отмечает, что установленные в последующих уведомлениях сроки для представления исправленной отчетности не снимают со страхователя ответственности за контроль за правильностью, направляемых в фонд документов.

Учитывая изложенное, суд первой инстанции правильно пришел к выводу об обоснованном привлечении общества с ограниченной ответственностью «Алексеевская ремонтно-эксплуатационная база флота» к ответственности за вмененное правонарушение, поскольку выявленные пенсионным фондом ошибки в сведениях, представленных обществом по форме СЗВ-СТАЖ за отчетный период 2018 год не устранены заявителем в установленный уведомлением пятидневный срок в полном объеме. В связи с чем, суд обоснованно признал оспариваемое решение от 02.07.2021г. №048S19210017237 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ в виде штрафа в сумме 45000 рублей правомерным.

При этом апелляционный суд отмечает, что Пенсионный фонд при расчете суммы штрафа учел представление Обществом 05.03.2019 сведений за 14 застрахованных лиц в дополняющей форме СЗВ-Стаж, как своевременное устранение ошибки, и штраф за 14 застрахованных лиц не начислял.

При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.

Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.

Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».

По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 22 марта 2022 года по делу № А19-14293/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий Н.В. Ломако

Судьи Д.В.Басаев

В.А.Сидоренко