НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2024 № 04АП-320/2024




ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
672007, Чита, ул. Ленина, 145
тел. (3022) 21-24-91
Е-mail: info@4aas.arbitr.ru http://4aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

город Чита Дело № А19-4136/2023
21 февраля 2024 года

Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2024 года  В полном объеме постановление изготовлено 21 февраля 2024 года 

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой И.Н.,
судей Мациборы А.Е., Горбатковой Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания  Юнусовой К.О., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца  -Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по  Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 18 декабря 2023  года по делу № А19-4136/2023 по иску Отделения Фонда пенсионного и социального  страхования Российской Федерации по Иркутской области (ОГРН 1033801046003, ИНН  3808096980) к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению Иркутского  районного муниципального образования «Детский сад комбинированного вида «Стрижи» о  взыскании денежных средств, 

в отсутствие участвующих в деле лиц

установил:

истец обратился в Арбитражный суд Иркутской области с вышеуказанным иском,  мотивируя следующим. Сучкова Н.Н., 08.05.1956 года рождения, является получателем  страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400- ФЗ «О страховых пенсиях». 08.02.2019 ответчиком поданы истцу сведения по форме СЗВ-М 


за январь 2019 года, в которых работающий пенсионер не значилась. 04.07.2020 ответчиком  представлены сведения по форме СЗВ-М (доп.) на Сучкову Н.Н как на работающего  пенсионера. В связи с несвоевременным представлением надлежащих сведений за январь  2019 года, образовалась переплата страховой пенсии указанному лицу за период с  01.01.2019 по 31.07.2020 в размере 53484,52 руб., которые являются убытками и подлежат  возмещению ответчиком (ст. 28 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ). 

Решением от 18 декабря 2023 года арбитражный суд в удовлетворении исковых  требований отказал. 

Истец, не согласившись с решением суда первой инстанции, обжаловал его в  апелляционном порядке, просит его отменить, исковые требования удовлетворить.  Полагает, что решение от 15.12.2018 о выплате пенсии в повышенном размере является  надлежащим доказательством, представление сведений о факте работы Сучковой Н.Н. за  февраль 2019 года, при отсутствии сведений за январь 2019 года, не является основанием  для принятия решения о выплате пенсии без индексации. Истец с настоящими  требованиями обратился в суд в пределах срока исковой давности, в связи с чем, считает,  что судом неверно применены нормы регулирующие отношения в случае пропуска срока  исковой давности. 

Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу указывает на несостоятельность  заявленных ответчиком доводов, просит отказать в удовлетворении требований жалобы. 

Информация о принятии апелляционной жалобы размещена на официальном сайте  Четвертого арбитражного апелляционного суда в сети «Интернет». 

О месте и времени судебного заседания, участвующие в деле лица извещены  надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, явку своих представителей в судебное  заседание не обеспечили, что в соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для  рассмотрения дела по существу. 

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным  судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах, изложенных в  ней доводов (абз. 3 п. 27 Постановления Пленума ВС РФ от 30.06.2020 № 12). 

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ответчиком,  с нарушением установленного законом срока (15.01.2019), представлены в пенсионный  фонд сведения по форме СЗВ-М за январь 2019 года на работающего пенсионера Сучкову 


Н.Н. (04.07.2020), в последующем с февраля 2019 года по июль 2020 года такие сведения  предоставлялись своевременно, вместе с тем, истец осуществлял выплату пенсии в  повышенном размере с учетом индексации как неработающему пенсионеру за период с  01.01.2019 г. по 31.07.2020. 

Согласно представленному истцом расчету сумма излишне выплаченных сумм  страховой пенсии за указанный период составила 53484,52 руб. 

Пенсионным фондом в адрес ответчика направлена претензия от 21.12.2022 №  4903/6276 с предложением произвести возврат переплаты пенсии. 

Заявляя требования, истец, ссылаясь на ст. 28 Закона № 400-ФЗ, указал на обязанность  ответчика возместить причиненный ущерб. 

Отказывая в удовлетворении заявленных требования, суд первой инстанции исходил  из того, что пенсионный фонд, осуществляющий контрольные функции в отношении  страхователя, получив сведения по форме СЗВ-М в марте 2019 года о работе Сучковой  Н.Н. уже в феврале 2019 года, при неполучении от страхователя достоверных сведений за  январь 2019 года, должен был в разумный срок направить страхователю требование о  предоставлении отчетности, влияющей на размер выплаты пенсии работающему  пенсионеру, и в марте 2019 года принять соответствующее решение. Также применил  последствия пропуска срока исковой давности. 

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее,  оценив представленные доказательства в соответствии с положениями статьи 71  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной  инстанции оснований для удовлетворения жалобы не установил. 

Исходя из положений части 1 статьи 26.1 Федерального закона № 400-ФЗ,  пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они  подлежат обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии,  фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты  к страховой пенсии), выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим  Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты  к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии, имеющих место в период  осуществления работы и (или) иной деятельности. 

Согласно пункту 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об  индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного  страхования" (далее - Федеральный закон № 27-ФЗ) страхователь ежемесячно не позднее  15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом 


работающем у него застрахованном лице следующие сведения: страховой номер  индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер  налогоплательщика. 

Сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления  Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 № 83п "Сведения о  застрахованных лицах". 

Исходя из анализа пунктов 88, 90 Правил выплаты пенсий, осуществления контроля за  их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления  за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае  назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации,  определения излишне выплаченных сумм пенсии (утверждены приказом Министерства  труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.11.2014 № 885н), следует, что при  выявлении обстоятельств, влекущих увеличение сумм страховой пенсии, фиксированной  выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой  пенсии), подлежащих выплате, в связи с непредставлением страхователем в установленный  срок либо представлением им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных  пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ, территориальный орган Пенсионного  фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм  страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения  фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения о выплате  сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в месяце, следующем  за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены  сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11  Федерального закона № 27-ФЗ. Выплаты сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты  к страховой пенсии производятся с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором  выносится соответствующее решение, без удержания за прошлое время. 

Согласно статье 28 Федерального закона № 400-ФЗ в случаях невыполнения или  ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 настоящей статьи, и  выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к  страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии)  работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату  страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством  Российской Федерации. 


В силу пункта 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред,  причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу  юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. 

Согласно пунктам 12, 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской  Федерации от 23.06.2015 № 25 "О применении судами некоторых положений раздела I  части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" по делам о возмещении  убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий  (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или  причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской  Федерации).  

Решение об индексации пенсии указанному работнику, как не работающему  пенсионеру было принято истцом 15.12.2018, в котором указано, что поскольку по  состоянию на октябрь 2018 года Сучкова Н.Н. значится неработающим, то принято  решение осуществлять выплату с 01.01.2019.(Мой арбитр 03.10.2023) 

Таким образом, на момент принятия решения управление располагало сведениями о  Сучковой Н.Н. как о не работающем пенсионере. 

Вместе с тем, при своевременном предоставлении сведений об индивидуальном  (персонифицированном) учете по формам СЗВ-М за периоды с февраля 2019 по июль 2020  года в установленные сроки на указанное лицо как о работающем пенсионере, истец  располагал сведениями о работающем пенсионере Сучковой Н.Н., уже с февраля 2019 года,  в то время как, решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к  страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии),  определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 статьи 26.1 Закона о страховых  пенсиях, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим  пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в  соответствии с пунктами 5 и 6 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27- ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного  пенсионного страхования и обязательного социального страхования" (часть 6 статьи 26.1  Закона о страховых пенсиях). При этом предусмотрен не автоматический перерасчет пенсии  за очередной месяц, а поэтапное осуществление пенсионным фондом ряда действий,  которые по своей сути могут быть обозначены как: 

- принятие решения об индексации пенсии (в месяце, следующем за поступлением  сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона "Об 


индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного  страхования" - отчет СЗВ-М); 

- непосредственная выплата проиндексированной пенсии (в следующем месяце после  принятия вышеуказанного решения). Общий срок с момента поступления сведений в  отношении пенсионера до выплаты ему проиндексированной пенсии составляет 3 месяца  (включая месяц поступления сведений). Осуществление указанных процедур предполагает,  что на каждом этапе решение должно приниматься обоснованно, с учетом актуальной  информации о состоянии лицевого счета застрахованного лица в целом, всех поступивших  по нему сведений по всем предусмотренным формам отчетов (а не только по форме СЗВ- М), а при необходимости с учетом дополнительной информации. Ограничений в этой части  закон не содержит. 

Таким образом, с марта 2019 года управление не было лишено возможности на  основании сведений по форме СЗВ-М (исходная) за февраль 2019 года, принять новое  решение о прекращении выплаты индексации пенсии, и с 01.04.2019 фактически прекратить  ее выплату. 

А потому, действия ответчика не находятся в причинно-следственной связи с  причиненным ущербом за период с апреля 2019 года по июль 2020 года, поскольку ущерб  не наступил бы при надлежащей реализации пенсионным фондом своих полномочий. 

Из указанных обстоятельств, истцом доказан только факт несения ущерба  состоящего из выплаченной Сучковой Н.Н. суммы пенсии с учетом индексации за период с  января по март 2019 года, к которым по ходатайству стороны истца, судом первой  инстанции применены последствия пропуска срока исковой давности (п.2 ст.199 ГК РФ), с  чем соглашается и суд апелляционной инстанции, поскольку о своем нарушенном праве  истец должен был узнать не позднее 01.04.2019, с учетом поданного досудебного  требования о возмещении переплаты от 26.12.2022, тогда как иск подан 01.03.2023 

При изложенных обстоятельствах в удовлетворении исковых требований Отделения  Фонда пенсионного и социального страховании в Российской Федерации по Иркутской  области арбитражным судом отказано правомерно. 

Иная оценка заявителем обстоятельств дела не свидетельствует о неправильном  применении судом норм действующего законодательства. 

Указание судом первой инстанции иной даты обращения истца в суд с иском не  привело к неверным выводам и принятию неправильного решения, такая неточность  является опечаткой, которая подлежит исправлению по заявлению стороны или 


собственной инициативе суда на основании части 3 статьи 179 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации. 

С учетом изложенного, обжалуемое судебное решение является законным и  обоснованным. Оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации для отмены (изменения) судебного акта, судом  апелляционной инстанции не установлено. Апелляционная жалоба удовлетворению не  подлежит. 

Государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на заявителя в  соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации. 

Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного  усиленной квалифицированной электронной подписью судей, в связи с чем, направляется  лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в  сети «Интернет». 

По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут  быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего  ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку. 

Лица, участвующие в деле, могут получить информацию о движении дела в  общедоступной базе данных Картотека арбитражных дел по адресу www.kad.arbitr.ru. 

Руководствуясь статьями 258, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, суд 

постановил:

решение Арбитражного суда Иркутской области от 18 декабря 2023 года по делу   № А19-4136/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. 

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть  обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с  даты принятия, путем подачи жалобы через суд первой инстанции. 

Председательствующий: И.Н. Филиппова 

 Судьи: А.Е.Мацибора 

 Е.В.Горбаткова