НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2020 № 04АП-1557/20

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

672000, Чита, ул. Ленина, 100б

http://4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита                                                                                                      Дело № А58-11292/2019

«26» мая 2020 года

Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2020 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 26 мая 2020 года.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Басаева Д.В.,

судей: Желтоухова Е.В., Сидоренко В.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куркиной Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Республике Саха (Якутия) на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 17 февраля 2020 года по делу № А58-11292/2019,

установил:

Муниципальное казенное учреждение "Департамент жилищных отношений" городского округа "город Якутск" (ОГРН 1031402054793, ИНН 1435138020, далее - заявитель, учреждение) обратилось в Арбитражный суд РС (Я) с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Республике Саха (Якутия) (ОГРН 1021401075167, ИНН 1435078879, далее - УФК, управление) о признании недействительными предписания от 23.09.2019 № 16-19-17/4759.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Акционерное общество «Домостроительный комбинат» (ИНН 1435019440, ОГРН 1021401046369, далее – третье лицо).

Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 17 февраля 2020 года по делу № А58-11292/2019 заявленное требование удовлетворено.

УФК обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.

Апеллянт не согласен с выводом суда первой инстанции о том, что управление не доказало наличие со стороны учреждения нарушения в финансово-бюджетной сфере, нецелевого характера и не результативности использования бюджетных средств.

Полагает, что сумма потраченных на строительство средств была уменьшена с 215 959 969,50 рублей до 183 566 015,50 рублей, а остальные средства - это ничем не подтверждённые расходы, которые не были зафиксированы ни в аукционной документации, ни муниципальным контрактом, что, по мнению УФК, образует состав бюджетного нарушения в виде нецелевого использования бюджетных средств.

Заявитель и третье лицо в отзывах с доводами апелляционной жалобы не согласились.

Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети «Интернет» 21.04.2020. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.

Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.

Руководствуясь частью 2 статьи 200, частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123 АПК РФ, с учетом обстоятельств дела, позиции участников судопроизводства, изложенной в апелляционной жалобе и отзывах на неё, и условий режима, введенного в субъектах Российской Федерации (Республика Саха (Якутия) и Забайкальский край), суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле, в период действия ограничительных мер, связанных с противодействием распространению новой коронавирусной инфекции.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзывов на жалобу,проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, на основании Приказа от 05.06.2019 №234 (в редакции приказов от 28.06.2019 № 255; от 12.07.2019 № 275; от 16.07.2019 № 282) управлением в отношении заявителя была проведена выездная проверка предоставления и использования субсидий из федерального бюджета на предоставление жилых помещений детям сиротам и детям оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа договорам специализированных жилых помещений в рамках подпрограммы «Обеспечение государственной поддержки семей, имеющих детей государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» за период 2017-2018 годы.

По результатам проверки был составлен акт проверки от 05.08.2019 из содержания которого следует, что в соответствии с Законом Республики Саха (Якутия) от 30.05.2006 348-3 № 711-Ш «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Законом Республики Саха (Якутия) от 15.12.2012 1154-3 № 1201-IV «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 15.05.2013 № 148 «Об утверждении Порядков по вопросам обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Законом Республики Саха (Якутия) от 20.12.2016 1785-3 № 1073-V «О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов», между Министерством архитектуры и строительного комплекса Республики Саха (Якутия) и городским округом «Город Якутск» заключено Соглашение от 14.02.2017 № 1-ДС/17 «О предоставлении в 2017 году субвенции из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) бюджету городского округа «город Якутск» на предоставление жилых помещений детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилищных помещений» (в редакции дополнительных соглашений: от 23.03.2017 № 1-ДС/17-доп-1, от 10.07.2017 № 1-ДС/17-доп-З, от 22.11.2017 № 1-ДС/17-доп-20) (далее - Соглашение).

В соответствии с условиями Соглашения Министерство обязалось предоставить субвенцию на указанные цели, а муниципальное образование принять субвенцию и использовать ее по целевому назначению (п.1.1) В случае использования Субвенции не по целевому назначению, соответствующие средства взыскиваются в доход государственного бюджета РС(Я) в порядке установленном законодательством РФ. (п.2.1). Также ответственность за нецелевое использование Субвенции определена пунктом 4.2 Соглашения.

Пунктом 3.3.1 Соглашения установлено обязанность по обеспечению достижения результативности предоставления Субвенции - количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), обеспеченных жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений - в рамках подписанного Соглашения о предоставлении субвенции из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) бюджету городского округа «город Якутск» на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений от 20.07.2016 № 33-ДС/16.

Объем финансирования предусмотренный Соглашением соответствует фактическом и кассовому расходу средств. Остатки неиспользованных средств Субсидии на счетах учреждения по состоянию на 01.01.2017 и 01.01.2018 отсутствовали.

В рамках реализации Подпрограммы Программы № 18п, Соглашения № 1-ДС/17, учреждением в 2017 году осуществлялись расходы по заключенным в целях их реализации муниципальным контрактам.

Данные муниципальные контракты были заключены учреждением в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «Контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» на основании результатов проведения муниципальной закупки путем проведения электронных аукционов.

Из содержания акта проверки следует, что между учреждением и АО «Домостроительный комбинат» был заключен муниципальный контракт от 27.09.2017 № 0116300000117001148 на приобретение жилых помещений путем долевого участия в строительстве многоквартирного дома в целях обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей заключен (с внесенными изменениями дополнительными соглашениями: от 12.02.2018 б/н, № 2 от 10.04.2018, от 11.05.2018 № 3) (далее - МК № 1148) на сумму 215 959 969,50 рублей.

В соответствии с условиями данного контракта третье лицо обязалось в предусмотренный «Контрактом» срок построить недвижимое имущество и после получения разрешения на ввод эксплуатацию «Объекта недвижимости» передать учреждению, а учреждение обязалось оплатить третьему лицу обусловленную «Контрактом» стоимость Объекта и принять объект (пункт 1.1.). Объектами долевого строительства определены жилые помещения, для детей - сирот и детей оставшихся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, расположенные по адресу: РС(Я), г. Якутск, Автодорожный округ, квартал «ДСК 15 ул.Воинская, 9/1.

Цена контракта была определена в размере 215 959 969,50 рублей за общую площадь передаваемых объектов долевого строительства (пункт 2.1. контракта.).

Третье лицо обязалось обеспечить строительно-монтажные работы по строительству объекта и ввести его в эксплуатацию в срок до 31.12.2018 (4.1.1. контракта). Также третье лицо обязалось использовать денежные средства полученные от заявителя по целевому назначению - строительство объекта недвижимости.

12.02.2018 между заявителем и третьим лицом было подписано дополнительное соглашение к муниципальному контракту от 27.09.2017, согласно которому редакция пункта 2.1 контракта была изменена путем добавления в пункт 2.1 абзаца следующего содержания:

«Цена Контракта определена как сумма денежных средств на возмещение затрат на строительство (создание) Объектов долевого строительства в размере 183 566 015,5 рублей и суммы на оплату услуг Застройщика в размере 32 393 954 рублей (НДС не облагается).

Оплата контракта учреждением произведена в сумме 215 959 969,50 рублей, в том числе:

- платежным поручением от 23.10.2017 № 108336 на сумму 21 595 996,95 рублей по КБК 698 1004 68С0063370 414 310 - оплата аванса в размере 10 % на основании счета на оплату от 02.10.2017 № 605;

- платежным поручением от 20.12.2017 № 137429 на сумму 93 755 262,61 рублей по КБК 698 1004 68С0063370 414 310 - оплата аванса 80 % на основании счета на оплату от 14.12.2017 № 812, акта приема-передачи отдельного этапа работ от 27.10.2017 б/н;

- платежным поручением от 15.05.2018 № 49627 на сумму 79 012 712,99 рублей по КБК 698 1004 34400R0820 414 310 - оплата на основании счета на оплату от 11.05.2018 №326, акта приема-передачи отдельного этапа работ, актов ф. КС-2, КС-3);

- платежным поручением от 12.09.2018 № Ю0213 на сумму 21 595 996,95 по КБК 698 1004 3440063370 414 310 на основании счета на оплату от 06.09.2018; разрешения на ввод в эксплуатацию от 31.08.2018 № 14-RU14301000-57-2018, актов приема-передачи жилых помещений.

УФК, полагая, что поскольку условиями контракта (с учетом редакции дополнительного соглашения) не предусмотрен перечень услуг третьего лица на сумму 32 393 954 рублей и в результате проведения контрольных мероприятий не удалось установить какие именно услуги оказывало учреждению третье лицо, пришло к выводу о том, что учреждением был нарушен адресности и целевого характера использования бюджетных средств на сумму 32 393 954,00 рублей, из которых 10 904 711,95 рублей являлись средствами федерального бюджета.

На основании данного вывода 23.09.2019 руководителем управления в отношении заявителя было выписано предписание № 16-19-17/4759, согласно которого на заявителя была возложена обязанность по принятию мер по возмещению причиненного ущерба Российской Федерации путем перечисления использованных с нарушением средств субвенции в размере 10 904 711,95 рублей.

Учреждение, не согласившись с данным предписанием, обратилось в арбитражный суд с заявлением.

Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).

В соответствии с пунктом 1 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.

Пунктом 3 статьи 265 БК РФ предусмотрено, что внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций, финансовых органов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований).

Согласно пункту 2 статьи 269.2 БК РФ при осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1092 утверждены Правила осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере (далее - Правила N 1092), в соответствии с которыми Федеральное казначейство и его территориальные органы при выполнении контрольных функций в финансово-бюджетной сфере осуществляет контроль: за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; за соблюдением требований к обоснованию закупок, предусмотренных законодательством о контрактной системе, и обоснованности закупок; за обоснованием начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график; за своевременностью, полнотой и достоверностью отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (результата) или оказанной услуги.

Подпунктом "в" пункта 7 Правил N 1092, определено, что объектами контроля в финансово-бюджетной сфере выступают федеральные государственные учреждения, а также государственные бюджетные и автономные учреждения субъекта Российской Федерации (муниципальные бюджетные и автономные учреждения) в части соблюдения ими целей и условий предоставления средств, источником финансового обеспечения которых являются целевые межбюджетные трансферты, предоставленные из федерального бюджета.

Таким образом, оспариваемое предписание выдано в пределах предоставленных контрольному органу полномочий.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что Управление не доказало наличие со стороны Учреждения нарушения в финансово-бюджетной сфере, нецелевого характера и нерезультативности использования бюджетных средств, а следовательно возложение обязанности по возврату денежных средств в доход федерального бюджет является необоснованным.

В силу пункта 3 части 1 статьи 162 БК РФ получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

Согласно статье 34 БК РФ принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

В абзацах 3 и 4 пункта 23 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что оценивая соблюдение участниками бюджетного процесса указанного принципа, судам необходимо учитывать, что участники бюджетного процесса в рамках реализации поставленных перед ними задач и в пределах выделенных на определенные цели бюджетных средств самостоятельно определяют необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции.

Конкретная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования (статья 38 БК РФ).

Под нецелевым использованием бюджетных средств понимается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств (пункт 1 статьи 306.4 БК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ (в редакции от 01.07.2017) "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" в договоре указывается цена договора, то есть размер денежных средств, подлежащих уплате участником долевого строительства для строительства (создания) объекта долевого строительства. Цена договора может быть определена в договоре как сумма денежных средств на возмещение затрат на строительство (создание) объекта долевого строительства и денежных средств на оплату услуг застройщика.

С учетом того, что разрешение на строительство объекта третье лицо получило до 01.07.2018, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что на условия муниципального контракта распространяется редакция части 1 статьи 5 закона № 214-ФЗ именно в указанной части (ст. 8 Федерального закона от 01.07.2018 №175-ФЗ).

Таким образом, по мнению суда первой инстанции, вывод Управления о том, услуги услуг застройщика не могут быть включены в цену муниципального контракта являются необоснованными.

Отклоняя довод Управления о том, что Учреждение не имело права изменять цену контракта, поскольку она является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а также оплачивать услуги третьего лица, суд первой инстанции со ссылкой подпункт 23.1 пункта 3 статьи 149 НК РФ пришел к выводу о том, что поскольку применение налоговой льготы влечет определенные правовые последствия для третьего лица, как налогоплательщика, заключение дополнительного соглашения к контракту, является правомерным.

Кроме того, в силу части 1 статьи 72 БК РФ размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд.

Отношения, связанные с размещением заказов на выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд, регулируются Законом N 44-ФЗ.

При заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Закона N 44-ФЗ (часть 2 статьи 34 Закона №44-ФЗ).

Судом первой инстанции установлено, что принятые и оплаченные Учреждением расходы надлежащим образом подтверждены и непосредственно связаны со строительством объекта, в ходе проверки Управление не установило, что сумма оплаченных по контракту денежных средств явилась завышенной по отношению к начальной (максимальной) цены контракта, контракт третьим лицом исполнен в полном объеме и Учреждение получило необходимый объект строительства. Кроме того, из содержания акта проверки следует, что претензий к правильности формирования цены контракта не имеется.

По результатам повторного рассмотрения дела судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований ошибочными, поскольку ссылка суда на частью 1 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ (в редакции от 01.07.2017) "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" не влияет на характер спорных бюджетных правоотношений по следующим мотивам.

В соответствии со статьей 179 БК РФ, Федеральным законом от 28 июня 2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 14 августа 2017 № 2081 «О социально-экономическом развитии города Якутска - столицы Республики Саха (Якутия) на период 2017 - 2022 годов» и Стратегией социально- экономического развития городского округа «город Якутск» на период до 2032 года от 25 ноября 2015 № РЯГД-21-3, на основании Порядка разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых и муниципальных программ городского округа город Якутск, утвержденного постановлением Окружной администрации города Якутска от 29 января 2016 года № 11п и Методическими указаниями по разработке и реализации ведомственных целевых и муниципальных программ городского округа «город Якутск», утвержденными постановлением Окружной администрации города Якутска от 29 января 2016 года № 12п Постановлением Окружной администрации города Якутска от 11.12.2017 № 320п утверждена Муниципальная программа «Обеспечение жильем населения на 2018-2022 годы» (далее - Муниципальная программа № 320п).

Муниципальная программа № 320п включает в себя подпрограмму «Приобретение и строительство жилья для детей-сирот» (далее - Подпрограмма Программы № 320п).

Ответственным исполнителем Подпрограммы Программы № 320п является Департамент имущественных и земельных отношений Окружной администрации «города Якутска».

Соисполнителями Подпрограммы Программы № 320п являются: Департамент градостроительства окружной администрации «города Якутска», муниципальное казенное учреждение «Департамент жилищных отношений».

Основной целью Подпрограммы Программы № 320п является содействие развитию жилищного строительства и формированию рынка доступного жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.

Основной задачей Подпрограммы Программы № 320п является улучшение жилищных условий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.

Разделом 8 Подпрограммы Программы № 320п установлены следующие показатели (индикаторы) реализации Муниципальной программы № 320п:

Динамика строительства жилья по Подпрограмме Программы № 320п:

- количество построенных квартир - 279 человек;

- площадь построенного жилья - 9207 кв. м..

Количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, получивших жилые помещения - 279 человек.

В соответствии с Законом Республики Саха (Якутия) от 30 мая 2006 г. № 348-3 № 711-III «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», законом Республики Саха (Якутия) от 1 декабря 2012 г. 1154-3 № 1201-IV «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», государственной программой Республики Саха (Якутия) «Обеспечение качественным жильем и повышение качества жилищно-коммунальных услуг на 2018-2022 годы», утвержденной Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 25 октября 2017 г. № 2165, постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 15 мая 2013 года № 148 «Об утверждении Порядков по вопросам обеспечения жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Законом Республики Саха (Якутия) от 20 декабря 2016 г. 1785-3 № 1073-V «О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов» между Министерством архитектуры и строительного комплекса Республики Саха (Якутия) и городским округом «Город Якутск» заключено Соглашение от 14.03.2018 № 1-ДС/18 «О предоставлении в 2018 году субвенции из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) бюджету городского округа «город Якутск» на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилищных помещений»(в редакции Дополнительных соглашений: от 16.04.2018 № 1-ДС/18-доп-3; от 17.09.2018 № 1-ДС/18-доп-25; от 04.11.2018 Ж 04.11.2018) (далее - Соглашение № 1-ДС/18).

Предметом Соглашения № 1-ДС/18 является предоставление Министерством в текущем финансовом году бюджету Муниципального образования субвенции на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - Субвенция) в размере 429 685 247,12 рублей, из них: 154 917 400,00 средства федерального бюджета; 13 471 078,26 рублей средства Государственного бюджета Республики Саха (Якутия) направленные на софинансирование средств из федерального бюджета; 261 296 768,86 рублей средства государственного бюджета Республики Саха (Якутия).

Фактический и кассовый расход средств в 2018 году составил 428 732 989,28 рублей, из них: 154 917 400,00 средства федерального бюджета; 13 471 078,26 рублей средства Государственного бюджета Республики Саха (Якутия) направленные на софинансирование средств из федерального бюджета; 260 344 511,02 рублей средства государственного бюджета Республики Саха (Якутия).

Согласно пункту 1.2 Соглашения № 1-ДС/18 размер Субвенции, предоставляемый в текущем финансовом году распределен следующим образом:

- 385 237 372,28 рублей - переходящие обязательства предыдущего финансового года на текущий финансовый год;

- 44 447 874,84 рублей - часть обязательств, возникающих в текущем финансовом году.

Пунктом 3.3.1 Соглашения № 1-ДС/18 установлено следующее: Обеспечить достижении результативности предоставления Субвенции - количество детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, а также детей, находящихся по опекой (попечительством), обеспеченных жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений - в рамках подписанного Соглашения № 1-ДС/18:

за счет переходящих обязательств предыдущего финансового года на текущий финансовый год - 260 человек;

за счет обязательств, возникших в текущем финансовом году - 19 человек.

Из материалов проверки следует, что по результатов проведения муниципальной закупки путем проведения электронных аукционов в 2017-2018 гг. Учреждением заключены муниципальные контракты на основании Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»

В рамках реализации Подпрограммы Программы № 320п, Соглашения № 1-ДС/18, Учреждением в 2018 году предоставлены жилые помещения детям-сиротам и детям оставшимся без попечения родителей и лиц, из их числа в количестве 192 ед.

Приказом Министерства архитектуры и строительного комплекса Республики Саха (Якутия) от 13.02.2017 № 67 «Об утверждении средней стоимости строительства (приобретения) одного квадратного метра общей площади жилого помещения в 2017 году, используемой для расчета субвенций из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) бюджетам муниципальных образований в рамках реализации мероприятия «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено:

- Средняя стоимость одного квадратного метра на вторичном рынке 2017 года - 68 100 рублей.

- Средняя стоимость строительства 1 кв. метра общей площади жилья по видам конструкций объектов жилищного строительства:

Каменные - 66 439 рублей;

Быстровозводимые - 56627 рублей;

Деревянные - 50 668 рублей.

Согласно Протоколу обоснования начальной максимальной цены контракта на приобретение жилых помещений в целях обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от 17.08.2017 б/н: Основные характеристики закупки: В соответствии с законом Республики Саха (Якутия) от 15.12.2012 1154-3 № 1201-IV «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» общая площадь предоставляемого благоустроенного жилого помещения в каменном доме с 1 изолированной комнатой или квартира-студия, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, должна составлять от 24 кв.м, до 38 кв.м, (без учета лоджии, балкона).

Определение и обоснование начальной (максимальной) цены контракта Учреждением проведено методом сопоставимых рыночных цен, изучив коммерческие предложения трех Застройщиков. Средняя цена одного квадратного метра жилого помещения составила 67 266,67 рублей за один квадратный метр. Метод сопоставимых рыночных цен превышает среднюю стоимость одного квадратного метра жилого помещения установленного приказом Министерства строительства Республики Саха (Якутия), которая составляет 66 439,00 рублей.

На основании изложенного Учреждением использован нормативный метод для обоснования цены контракта, предусмотренный ч. 7 статьи 22 Закона № 44-ФЗ, что составляет: средняя цена квадратного метра жилого помещения 66 439,00 рублей.

В рамках выделенных из бюджета средств по Соглашению № 1-ДС/17 средняя стоимость одного жилого помещения составила 2 192 487,00 рублей, т.е. на приобретение жилых помещений путем долевого участия в строительстве в количестве не менее 100 квартир, начальная (максимальная) цена контракта принимается в размере:

100 жилых помещений*2 192 487,00=219 248 700,00 рублей.

Как следует из материалов дела, муниципальный контракт от 27.09.2017 № 0116300000117001148 на приобретение жилых помещений путем долевого участия в строительстве многоквартирного дома в целях обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей заключен между Учреждением и АО «Домостроительный комбинат» (далее - АО «ДСК») (с внесенными изменениями дополнительными соглашениями: от 12.02.2018 б/н, № 2 от 10.04.2018, от 11.05.2018 года № 3) (далее - контракт № 1148) на сумму 215 959 969,50 рублей, из них 183 566 015,50 рублей Дополнительным соглашением б/н от 12.02.2018 к МК № 1148 стоимость контракта определена как сумма денежных средств на возмещение затрат на строительство (создание) объектов долевого строительства; 32 393 954,00 рублей - сумма на оплату услуг АО «ДСК». Срок действия МК № 1148 до 31.12.2018 г.

При этом в контракте № 1148 отсутствует информация о перечне услуг АО «ДСК».

В ходе проведения контрольных мероприятий Управление не установило какие именно услуги оказывало Учреждению АО «ДСК».

Не представлено соответствующих доказательств заявителем и третьим лицом и в материалы настоящего дела.

Предметом контракта № 1148 является передача АО «ДСК» Учреждению жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, расположенных по адресу: г. Якутск, Автодорожный округ, квартал «ДСК 153», ул. Воинская, 9/1 в количестве 100 жилых помещений общей площадью 2895,61 кв. метров.

В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона № 214-ФЗ объект долевого строительства - это жилое или нежилое помещение, машинно-место, подлежащее передаче участнику долевого строительства после получения разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости и входящее в состав указанного многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, строящихся (создаваемых) также с привлечением денежных средств участника долевого строительства.

Оплата контракта № 1148 Учреждением произведена в сумме 215 959 969,50 рублей, в том числе:

- Платежным поручением от 23.10.2017 № 108336 на сумму 21 595 996,95 рублей по КБК 698 1004 68С0063370 414 310- оплата аванса в размере 10 % на основании счета на оплату от 02.10.2017 № 605;

- Платежным поручением от 20.12.2017 № 137429 на сумму 93 755 262,61 рублей по КБК 698 1004 68С0063370 414 310 - оплата аванса 80 % на основании счета на оплату от 14.23.2017 № 812, акта приема-передачи отдельного этапа работ от 27.10.2017 б/н;

- Платежным поручением от 15.05.2018 № 49627 на сумму 79 012 712,99 рублей по КБК 698 1004 34400R0820 414 310 - оплата на основании счета на оплату от 11.05.2018 № 326, акта приема-передачи отдельного этапа работ, актов ф. КС-2, КС-3);

- Платежным поручением от 12.09.2018 № 100213 на сумму 21 595 996,95 по КБК 698 1004 3440063370 414 310 на основании счета на оплату от 06.09.2018; разрешения на ввод в эксплуатацию от 31.08.2018 № 14-RU14301000-57-2018, актов приема-передачи жилых помещений.

Действительно, в соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона № 214-ФЗ (в редакции на 01.01.2017) в договоре указывается цена договора, то есть размер денежных средств, подлежащих уплате участником долевого строительства для строительства (создания) объекта долевого строительства. Цена договора может быть определена в договоре как сумма денежных средств на возмещение затрат на строительство (создание) объекта долевого строительства и денежных средств на оплату услуг застройщика. Цена договора может быть определена как произведение цены единицы общей площади жилого помещения или площади нежилого помещения, являющихся объектом долевого строительства, и соответствующей общей площади или площади объекта долевого строительства. В случае, если частью жилого помещения, являющегося объектом долевого строительства, являются лоджия, веранда, балкон, терраса, цена договора может быть определена как произведение цены единицы общей приведенной площади такого жилого помещения и общей приведенной площади такого жилого помещения. Общая приведенная площадь жилого помещения состоит из суммы общей площади жилого помещения и площади лоджии, веранды, балкона, террасы с понижающими коэффициентами; установленными федеральным органом исполнительной власти.

Однако в соответствии с пунктом 2 статьи 18 Закона № 214-ФЗ в случае, если цена договора определена как сумма денежных средств на возмещение затрат на строительство (создание) объекта долевого строительства и денежных средств на оплату услуг застройщика, предусмотренные частью 1 статьи 18 Закона № 214-ФЗ ограничения в части расходования денежных средств, уплачиваемых участником долевого строительства по договору, относятся только к денежным средствам на возмещение затрат на строительство (создание) объекта долевого строительства.

Денежные средства участника долевого строительства, уплаченные по договору в счет оплаты услуг застройщика, расходуются застройщиком по своему усмотрению.

Согласно предоставленным справкам о стоимости выполненных работ и затрат ф. КС-3 за период с сентября по декабрь 2017 г. № 1, за период с января по май 2018 г. № 2 на общую сумму 215 938 609,00 рублей Учреждением произведено возмещение затрат на строительство (создание) объектов долевого строительства.

При этом документы, подтверждающие сумму понесенных расходов на оплату услуг АО «ДСК» в сумме 32 393 954,00 рублей, в материалы дела не предоставлены.

В соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.07.2013 № 65н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» (далее - Указания №65н) вид расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации 414 «Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности» отражаются расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по заключаемым вне рамок государственного оборонного заказа государственным (муниципальным) контрактам на строительство (реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение) объектов капитального строительства государственной (муниципальной) собственности, на монтажные, пусконаладочные и иные неразрывно связанные со строящимися объектами работы, а также на иные расходы из состава затрат, предусмотренных сметными стоимостями строительства.

Указаниями № 65н определен порядок применения кодов классификации операций сектора государственного управления, используемых для ведения организациями государственного сектора бухгалтерского учета, составления указанными организациями бухгалтерской и иной финансовой отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В соответствии с Указаниями № 65н на статью КОСГУ 310 «Увеличение стоимости основных средств» относятся расходы получателей бюджетных средств, а также государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений по оплате государственных (муниципальных) контрактов, договоров на строительство, приобретение (изготовление) объектов, относящихся к основным средствам, а также на реконструкцию, техническое перевооружение, расширение, модернизацию (модернизацию с дооборудованием) основных средств, находящихся в государственной, муниципальной собственности, полученных в аренду или безвозмездное пользование, в том числе:

- жилых и нежилых зданий, сооружений, помещений;

- драгоценных камней, самородков драгоценных металлов, слитков и брусков золота, серебра, платины и палладия, а также монет из драгоценных металлов (золота, серебра, платины и палладия), за исключением монет, являющихся валютой Российской Федерации, находящихся в составе государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней;

- рабочего, продуктивного и племенного скота, иных животных (в т.ч. в зоопарках и в иных учреждениях, кроме подопытных животных, молодняка и скота для убоя);

- объектов основных фондов имущества казны;

- изготовление объектов основных средств из материала подрядчика;

- приобретение объектов для комплектования библиотечного фонда, в том числе, лицензионных копий аудиовизуальных произведений и иных объектов авторских прав на магнитных носителях;

другие аналогичные расходы.

Оплата услуг АО «ДСК» в сумме 32 393 954,00 рублей произведена Учреждением по КОСГУ 310 «Увеличение стоимости основных средств» как возмещение затрат по договору на строительство, приобретение (изготовление) объектов, относящихся к основным средствам.

Между тем в нарушение статьи 38, пункта 3 части 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 2.1 контракта № 1148 Учреждением произведена оплата на оплату услуг АО «ДСК» в сумме 32 393 954.00 рублей в отсутствие подтверждающих документов, тем самым Учреждением допущено нарушение принципа адресности и целевого характера использования бюджетных средств на сумму 32 393 954,00 рублей, из них 10 904 711,95 рубля средства федерального бюджета, 948 235,82 рублей средства государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в целях софинансирования средств федерального бюджета, 20 541 006,23 рубля средства государственного бюджета Республики Саха (Якутия).

Таким образом, оспариваемое предписание является законным, обоснованным и прав заявителя не нарушает.

В силу части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

При таких установленных обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения заявленных требований.

На основании изложенного обжалуемый судебный акт подлежит отмене на основании пунктов 1-4 части 1 статьи 270 АПК РФ с принятием по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 17 февраля 2020 года по делу № А58-11292/2019 отменить.

Принять по делу новый судебный акт.

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.

Председательствующий                                                                            Д.В. Басаев

Судьи                                                                                                           Е.В. Желтоухов

                                                                                                                      В.А. Сидоренко