НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2008 № 04АП-1678/08

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

672000, Чита, ул. Ленина 100 «б»

www.4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита Дело №А19-4164/08-35

04АП-1678/2008

“25” июня 2008 г.

Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2008 года

Полный текст постановления изготовлен 25 июня 2008 года

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Е.В. Желтоухова, судей Д.Н. Рылова, Доржиева Э.П. при ведении протокола судебного заседания судьей Е.В. Желтоуховым, рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Новицкой Ольги Викторовны, на решение арбитражного суда Иркутской области от 24 апреля 2008 года по делу №А19-4164/08-35, принятое судьей Дмитриенко Е.В.,

при участии:

от заявителя: не было;

от заинтересованного лица: не было;

и установил:

Заявитель, индивидуальный предприниматель Новицкая Ольга Викторовна, обратился с требованием о признании незаконным и отменить Постановление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Иркутской области №39 от 14.02.2008г. о назначении административного наказания индивидуальному предпринимателю Новицкой Ольге Викторовне по ст. 15.1 КоАП РФ в размере 4000 руб.

Решением суда первой инстанции от 24 апреля 2008 года заявителю отказано в удовлетворении требований.

Принимая указанное решение, суд первой инстанции исходил из следующего.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 22.05.03 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее - Федеральный закон от 22.05.03 г. № 54-ФЗ) налоговые органы наделены правом осуществлять контроль за полнотой учета вы­ручки, в том числе и у индивидуальных предпринимателей.

Согласно пунктам 1,11 Положения о применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденного Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 30.07.1993 г. № 745 (далее - Положение), на всех контрольно-кассовых машинах в обязательном порядке применяется контрольная лента, по каждой контрольно-кассовой машине ведется книга кассира-операциониста и другие документы. Нормы данного Положения распространяются и на индивидуальных предпринимателей.

Пунктами 1, 6, 7 Методических рекомендаций по использованию данных учета выручки, полученных с применением контрольно-кассовых машин, при осуществлении контроля за полнотой и своевременностью поступления выручки, уплаты налогов и других поступлений в бюджеты Российской Федерации, утвержденных Центральным банком РФ 18.08.1993 г. № 51 и Государственной налоговой службой РФ 18.08.1993 г. № ВЗ-6-13/272 (далее - Методические рекомендации), предусмотрено, что под предприятиями понимаются, в том числе и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые обязаны вести для учета поступающей выручки книгу кассира-операциониста и в обязательном порядке указывать в ней показания счетчика кассовой машины на начало и конец рабочего дня, а также сумму поступившей за день выручки.

Пунктом 6.1 Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуще­ствлении денежных расчетов с населением, утвержденных Министерством финансов РФ от 30.08.1993 г. № 104, определяется порядок эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, в том числе обязательность оприхо­дования в кассу денежной наличности. При этом Типовые правила не содержат положе­ний, исключающих индивидуальных предпринимателей из числа лиц, обязанных оприхо­довать в кассу денежную наличность.

Как видно из материалов дела, 31.01.08 г. должностными лицами Инспекции в ходе проверки было установлено превышение данных накопителя фискальной памяти ККМ по сравнению с данными журналами кассира-операциониста за период с 01.01.08 г. по 30.01.08 г. на сумму 1880 рублей.

Доводы предпринимателя Новицкой О.В. о том, что в период с 01.01.08 г. по 31.01.08 г. она не работала, 25.01.08 г. контрольно-кассовая машина находилась на ремонте в ООО «К-Сервис» не нашли своего подтверждения в представленных материалах дела.

Согласно ответов ООО «К-Сервис» на запрос налогового органа от 01.02.08 г. № 25-19/01340, контрольно-кассовая машина предпринимателя Новицкой О.В. 25.01.08 г. находилась на техническом обслуживании, в ходе которого было произведено программирование заголовка и в 16 час. 45 мин. 25.01.08 г. ККМ была выдана заявителю в исправном состоянии, заключён договор на техническое обслуживание.

Кроме того, факт использования предпринимателем Новицкой О.В. контрольно-кассовой машины 25.01.08 г. подтверждается снятым должностными лицами Инспекции во время проверки фискальном отчётом на 25.01.08 г., в котором имеется заголовок ИП Новицкая О.В. и стоит сумма выручки на 25.01.08 г. в сумме 1880 рублей.

Пунктом 12 Методических рекомендаций по использованию данных учета выручки, полученных с применением контрольно-кассовых машин, установлено, что при расхождении результатов сложения сумм на контрольной ленте с выручкой, определенной по счетчикам (регистрам), кассир с администратором предприятия должны выяснить причину расхождений. Выявленные недостачи или излишки заносятся в соответствующие графы книги кассира-операциониста. При наличии излишков денежных средств необходимо оприходовать их по учету с отнесением на результаты хозяйственной деятельности.

Между тем в журнале кассира-операциониста, представленного для проверки, излишки на 31.01.08 г. отражены не были.

Ссылка предпринимателя Новицкой О.В. на п. 3 ст. 2 Федерального закона от 22.05.03 г. № 54-ФЗ, в силу которого она может осуществлять наличный денежный расчёт без применении контрольно-кассовой техники при торговле на открытом прилавке внутри крытого рынка, не принимается судом ввиду неправильной трактовки положений поиме­нованного Закона.

Таким образом, вывод Инспекции о том, что предприниматель Новицкая О.В. в нарушение ст. 15.1 КоАП РФ допускает неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности, является обоснованным и не противоречит обстоятельствам дела. Указанные обстоятельства подтверждаются наличием суммы 1880 руб. неоприходованной по документам бухгалтерской отчетности, акт проверки полноты учёта выручки № 15550 25/005 от 31.01.08 г., копией журнала кассира-операциониста peг. № 828 от 29.12.06 г., отчётами накопителя фискальной памяти.

Предприниматель, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявил апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, требования удовлетворить.

Представитель предпринимателя в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, уведомление №2094297.

Из апелляционной жалобы предпринимателя следует, что в ее действиях нет состава правонарушения предусмотренного ст.15.1 КоАП РФ, поскольку предприниматели не обязаны вести кассу предприятия.

Представитель налогового органа в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, уведомление №2094303.

Из отзыва на апелляционную жалобу следует, что налоговый орган не согласен с ее доводами и просит в ее удовлетворении отказать.

Согласно доводам налогового органа на апелляционную жалобу, Решение о привлечении ИП Новицкой О.В. к административной ответственности было принято исходя из следующего:

Обязанность индивидуальных предпринимателей оприходовать полученную выручку указана в письмах МНС РФ № 14-1-04/4175 от 12.11.2004г. и № 33-0-11/581 от 15.09.2004г. В НК РФ ст.346.26 п. 5 указано, что налогоплательщики ЕНВД обязаны соблюдать порядок ведения кассовых операций в наличной и безналичной формах, при этом данная статья не исключает из круга налогоплательщиков индивидуальных предпринимателей. Порядок ведения кассовых операций в РФ утвержден решением Совета Директоров ЦБР от 22.09.1993г. № 40 от 22.09.1993г., согласно п.19 письма ЦБР России от 16.03.1995г. № 14-4/95 «О разъяснениях по отдельным вопросам «Порядка ведения кассовых операций в РФ» Порядок распространяется в том числе и на индивидуальных предпринимателей, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов и существа правоотношения.

В соответствии с пунктом 6 Методических рекомендаций по использованию данных учета выручки, полученной с применением контрольно-кассовых машин (утв. ЦБР 18.08.1993г. №51) предприятия осуществляющие расчеты с покупателями с использованием контрольно-кассовых машин, ведут для учета поступающей выручки журнал кассира-операциониста, согласно п.7 Методических рекомендаций в книге кассира-операциониста в обязательном порядке указываются показания счетчика кассовой машины на начало и конец рабочего дня, а также сумма поступившей за день выручки, в соответствии с п.1 Методических рекомендаций под предприятиями понимаются, в том числе и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. П. 6 «Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» установлена обязанность оприходования в кассу денежной наличности, а именно: в конце рабочего дня (смены) снять сменный отчет, показания сменного отчета вписать в журнал кассира-операциониста на конец рабочего дня (смены), по показаниям на начало и конец рабочего дня (смены) определяется сумма выручки за рабочий день(смену) и вписывается в журнал кассира-операциониста, при этом Типовые правила не содержат положений, исключающих индивидуальных предпринимателей из числа лиц, на которых возложена обязанность оприходования денежной наличности.

Доводы, указанные в заявлении ИП Новицкой О.В. налоговый орган считает несостоятельными по следующим основаниям:

Факт административного правонарушения, за которое предусмотрена ответственность ст. 15.1 КоАП РФ установлен, зафиксирован в материалах проверки (акт проверки полноты учета выручки № 1550 25/005 от 31.01.2008г., копии журнала кассира-операциониста per. №828 от 29.12.06г., отчеты накопителя фискальной памяти).

ИП Новицкая О.В. утверждает, что в постановлении о назначении административного наказания № 39 от 14.02.2008г. указано, она привлечена к административной ответственности за нарушение кассовых операций. Однако, в постановлении и протоколе отражено, что своими неправомерными действиями ИП Новицкая О.В. допустила неоприходование (неполное оприходование) выручки полученной с применением ККМ (не оприходовав выручку в единственном документе установленном законодателем для индивидуальных предпринимателей-плетельщиков ЕНВД-журнале кассира-операциониста) нарушив тем самым п.6 «Типовых правил эксплуатации ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением» (утв.письмом Минфина РФ от 30.08.1993г. № 104) за что предусмотрена ответственность по ст. 15.1 КоАП РФ.

ИП Новицкая О.В. утверждает, что в соответствии п.3 ст. 2 Федерального закона 54-ФЗ она может осуществлять наличный денежный расчет без применения контрольно-кассовой техники, так как осуществляет торговлю на открытом прилавке внутри крытого рынка. Трактовка закона ИП Новицкой О.В. не верна, так как вышеназванным законом определено, что организации и индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности особенностей своего местонахождения могут производить наличный денежный расчет и (или) расчет с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при осуществлении следующих видов деятельности: торговли на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично оборудованных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами. А так как торговая точка ИП Новицкой О.В. характеризуется как открытый прилавок, расположенный внутри торгового центра «Вавилон» и реализуются в торговой точке непродовольственные товары, следовательно ИП Новицкая О.В. обязана применять ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов.

О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст.ст. 122, 123 АПК РФ.

Согласно п. 2 ст. 210 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, изучив представленные материалы, пришел к следующим выводам.

Из оспариваемого постановления налогового органа следует, что при проведении проверки полноты учета выручки полученной с применением контрольно-кассовой техники в торговом месте № 4, принадлежащей индивидуальному предпринимателю Новицкой Ольге Викторовне, расположенном по адресу: г.Тулун. ул.Советская, 3, торговый центр «Вавилон», было установлено превышение данных накопителя фискальной памяти (Ф/О) контрольно-кассовой техники модели: Миника-1102Ф, заводской номер: 1297835, карточка регистрации № 3204 от 12.07.2004г., по сравнению с данными журнала кассира-операциониста (ЖКО) зарегистрированного в МИФНС России № 6 по Иркутском области за номером № 828 от 29.12.2006г. за период с 01.01.2008г. по 30.01.2008г. на сумму: 1880,00 руб.

По мнению налогового органа, предпринимателем нарушено положение п.6 «Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» (утв. письмом Минфина РФ от 30 августа 1993г. № 104), выразившееся в неоприходовании (неполном оприходовании) денежной наличности.

В соответствии с пунктом 1 «Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» (утв. постановлением Совета Министров-Правительства РФ от 30 июля 1993г.№ 745) нормы Положения распространяется на индивидуальных предпринимателей, в соответствии с п.1 Положения по каждой контрольно-кассовой машине ведется книга кассира-операциониста заверенная в налоговом органе.

В соответствии с п. 12 Положения оформления кассовых операций осуществляется в соответствии с Порядком ведения кассовых операций (утв. Решением Совета Директоров ЦБР от 22.09.1993г. № 40).

Согласно п.19 письма ЦБР России от 16.03.1995г. № 14-4/95 «О разъяснениях по отдельным вопросам «Порядка ведения кассовых операций в РФ» Порядок распространяется в том числе и на индивидуальных предпринимателей, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов и существа правоотношений.

Оценивая указанное, суд апелляционной инстанции считает, что в действиях предпринимателя отсутствует состав вменяемого правонарушения по следующим основаниям.

Согласно ст. 15.1 КоАП РФ, нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности  , несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Согласно п. 1 Положения оформления кассовых операций осуществляется в соответствии с Порядком ведения кассовых операций (утв. Решением Совета Директоров ЦБР от 22.09.1993г. № 40), предприятия, объединения, организации и учреждения (в дальнейшем - предприятия) независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности обязаны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков (далее - банках).

2. Предприятия производят расчеты по своим обязательствам с другими предприятиями, как правило, в безналичном порядке через банки или применяют другие формы безналичных расчетов, устанавливаемые Банком России в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме.

Прием наличных денег предприятиями при осуществлении расчетов с населением производится с обязательным применением контрольно-кассовых машин.

Из буквального толкования указанных норм Положения следует, что каждое предприятия должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме.

Таким образом, данные правила не содержат нормы, прямо предусматривающей, что индивидуальные предприниматели обязаны иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме.

Ссылка налогового органа и суда первой инстанции на нарушение предпринимателем «Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» (утв. письмом Минфина РФ от 30 августа 1993г. № 104) и «Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» (утв. постановлением Совета Министров-Правительства РФ от 30 июля 1993г.№ 745), не имеет правового значения, поскольку данными правилами регулируется эксплуатация и применение контрольно-кассовых машин, а не порядок соблюдения правил ведения кассовых операций предприятиями.

Не отражение в журнале кассира-операциониста сумм полученных от применения контрольно-кассовой техники, не свидетельствует о том, что предприниматель тем самым нарушил правила ведения кассовых операций для предприятий.

Как следует из материалов дела, предприниматель осуществляет деятельность по розничной торговле, в связи с чем является плательщиком единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Согласно ст. 346.26. НК РФ, налооплательщики, уплачивающие ЕНВД, обязаны соблюдать порядок ведения расчетных и кассовых операций в наличной и безналичной формах, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации (в том числе ведения кассовой книги), утвержденный решением Совета Директоров Центрального банка Российской Федерации от 22.09.1993г. N 40, предусмотрен только для предприятий, объединений, организаций и учреждений независимо от их организационно-правовых форм и сферы деятельности. Данный порядок регулируется исключительно Банком России.

Таким образом, действующим законодательством индивидуальному предпринимателю не вменяется в обязанность ведение кассовых операций (в том числе ведение кассовой книги).

Ссылка налогового органа на п.19 письма ЦБР России от 16.03.1995г. № 14-4/95 «О разъяснениях по отдельным вопросам «Порядка ведения кассовых операций в РФ», является неправомерным, поскольку данное письмо не носит нормативного характера, т.е. не создает правовой нормы, а из буквально текста данного письма следует, что «соблюдение физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, условий работы с денежной наличностью контролируется Госналогслужбой России в порядке, установленном налоговым законодательством (Раздел IV Инструкции N 35 от 29.06.95 с изменениями по применению Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц")», что не ни как не возлагает на предпринимателей обязанности по ведению кассовой книги и обязанности соблюдения ими правил проведения кассовых операций установленных для предприятий ЦБ РФ.

Такими образом, налоговый орган не доказал, что индивидуальные предприниматели обязаны соблюдать правила ведения кассовых операций установленные ЦБ РФ для предприятий и вести кассовую книгу.

Кроме того, неоприходование в книге кассира-операциониста выручки при применении контрольно кассовой техники, не относится к нарушению правил ведения кассовых операций установленных ЦБ РФ, поскольку данная книга не является кассовой книгой, а ненадлежащее ведение книги кассира-операциониста не является свидетельством ненадлежащего ведения кассовой книги.

Ссылка налогового органа и суда первой инстанции на Методические рекомендаций по использованию данных учета выручки, полученной с применением контрольно-кассовых машин (утв. ЦБР 18.08.1993г №51), также является не состоятельной, поскольку данные методические рекомендации не носят нормативного характера, и не возлагают на индивидуальных предпринимателей обязанности соблюдения правила ведения кассовых операций установленные ЦБ РФ.

Таким образом, налоговый орган не представил суду доказательств, свидетельствующих о том, что индивидуальные предприниматели обязаны в соответствии с Порядком ведения кассовых операций (утв. Решением Совета Директоров ЦБР от 22.09.1993г. № 40), вести кассу предприятия, в связи с чем не представили доказательств нарушения такого порядка заявителем.

Ссылка налогового органа на письма МНС РФ № 14-1-04/4175 от 12.11.2004г. и № 33-0-11/581 от 15.09.2004г., в которых по его мнению указана обязанность индивидуальных предпринимателей оприходовать полученную выручку несостоятельна, поскольку письма МНС РФ (министерств и ведомств в целом) не являются нормативными правовыми актами, в силу чего не могут порождать прав и обязанностей.

Согласно ст. 28.2 КоАП РФ, в протоколе об административном правонарушении указываются, в том числе место, время совершения и событие административного правонарушения.

Вместе с тем, в нарушение указанной нормы налоговый орган не указал в протоколе об административном правонарушении, время совершения вменяемого правонарушения, указав только временной промежуток – период с 01.01.2008г. – по 30 января 2008 г.

Между тем, правонарушение, предусмотренное ст. 15. 1 КоАП РФ, не является длящимся, и считается совершенным на следующий день от установленного дня совершения обязательной кассовой операции.

По мнению суд апелляционной инстанции ссылка налогового органа на период, в котором, по его мнению, совершено вменяемое правонарушение свидетельствует, только о предположительном характере их выводов, что не опровергает доводов предпринимателя, что выручка, указанная в фискальной памяти контрольно-кассовой техники получена им в более ранние периоды.

Согласно п. 4 ст. 1.5 КоАП РФ, неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, решение суда первой инстанции отмене как принятое, при неправильно установленных фактических обстоятельствах имеющих значение для рассмотрения дела и неправильном применении норм права.

Суд, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

П О С Т А Н О В И Л:

Решение арбитражного суда Иркутской области от «24» апреля 2008 года по делу №А19-4164/08-35 отменить, апелляционную жалобу – удовлетворить.

Постановление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Иркутской области №39 от 14.02.2008г. о назначении административного наказания индивидуальному предпринимателю Новицкой Ольги Викторовне по ст. 15.1 КоАП РФ в размере 4000 руб. признать незаконным и отменить.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.

Председательствующий судья Е.В. Желтоухов

Судьи Э.П. Доржиев

Д.Н. Рылов