ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
672000, Чита, ул. Ленина 100б
тел. (3022) 35-96-26, тел./факс (3022) 35-70-85
Е-mail: info@4aas.arbitr.ru http://4aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Чита Дело №А58-4534/2009
“25” января 2010 г.
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2010 года
Полный текст постановления изготовлен 25 января 2010 года
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Е.В. Желтоухова, судей Д.Н. Рылова, Г.Г. Ячменёва, при ведении протокола секретарем судебного заседания Будаевой Е.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО холдинговая компания «Якутуголь», на решение арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 23 сентября 2009 года по делу №А58-4534/2009, по заявлению открытого акционерного общества ХК «Якутуголь» к Якутской таможне о признании незаконными действий Якутской таможни, выразившихся в отказе произвести зачет в счет будущих платежей излишне уплаченных в 2008 году ОАО ХК «Якутуголь» при подаче полных таможенных деклараций таможенных сборов в сумме 6 502 000 рублей, и обязать Якутскую таможню произвести зачет в счет будущих платежей излишне уплаченных таможенных сборов в сумме 6 502 000 руб., принятое судьёй ФИО1,
при участии:
от заявителя: не было;
от заинтересованного лица: не было;
и установил:
Заявитель, открытое акционерное общество холдинговая компания «Якутуголь», обратился с требованием к Якутской таможне о признании незаконными действий Якутской таможни, выразившихся в отказе произвести зачет в счет будущих платежей излишне уплаченных в 2008 году ОАО холдинговая компания «Якутуголь» при подаче полных таможенных деклараций таможенных сборов в сумме 6 502 000 рублей, в порядке устранения допущенного нарушения прав и законных интересов ОАО ХК «Якутуголь» и обязать Якутску таможню произвести зачет в счет будущих платежей излишне уплаченных таможенных сборов в сумме 6 502 000 руб.
Решением суда первой инстанции от 23 сентября 2009 года заявителю отказано в удовлетворении требований.
Принимая указанное решение, суд первой инстанции исходил из следующего.
Из материалов дела следует, что заявитель в период 2008 года вывозил на экспорт каменный битуминозный уголь, при оформлении которого заявитель представил в таможенный орган временные грузовые таможенные декларации, уплатив в качестве предоплаты в счет предстоящих сборов за таможенное оформление экспорта. После вывоза товаров декларантом представлены полные периодические таможенные декларации и уплачены таможенные сборы за таможенное оформление.
Заявитель платежными поручениями № 519 от 30.01.2008 года, № 981 от 28.02.2008 года, №445 от 25.03.2008 года, № 832 от 21.04.2008 года, № 730 от 18.06.2008 года, № 391 от 29.07.2008 года, № 27 от 28.10.2008 года, № 015 от 28.11.2008 года уплатило 12.507.682 рубля в качестве предоплаты в счет предстоящих сборов за таможенное оформление экспорта.
Заявитель обратился к заинтересованному лицу с заявлением от 20.04.2009 года № 1-52-06/5388 о зачете в счет будущих платежей денежных средств в размере 6 502 000 рублей в порядке статей 355, 357.8 Таможенного кодекса Российской Федерации.
Заинтересованное лицо письмом от 13 мая 2009 года № 06-13/1610 отказало заявителю, указав, что таможенные сборы за полные таможенные декларации не являются излишне уплаченными и возврату не подлежат.
В соответствии с подпунктом 31 пункта 1 статьи 11 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенный сбор - платеж, уплата которого является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением, хранением, сопровождением товаров.
В соответствии с пунктом 1 статьи 357.6 и подпункту 1 пункта 1 статьи 357.7 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются при декларировании товаров и должны быть уплачены до подачи таможенной декларации или одновременно с подачей таможенной декларации.
Статьей 137 Таможенного кодекса Российской Федерации предусмотрен упрощенный порядок декларирования российских товаров, который применяется по желанию декларанта, если это не освобождает декларанта от соблюдения требований и условий, установленных Кодексом в части полноты и своевременности уплаты таможенных платежей, к которым в силу подпункта 5 пункта 1 статьи 318 Кодекса отнесены таможенные сборы.
На основании статьи 138 Кодекса составляющими элементами такого порядка является периодическое временное декларирование путем подачи временной таможенной декларации и декларирование после убытия российских товаров путем подачи полной и надлежащим образом заполненной таможенной декларации (пункты 1 и 2).
Следовательно, заявитель при декларировании в упрощенном порядке обязан предоставить как временную таможенную декларацию, так и полную таможенную декларацию и за каждый факт декларирования заявитель обязан уплачивать таможенный сбор.
В соответствии с пунктом 1 статьи 357.10 Таможенного кодекса Российской Федерации ставки таможенных сборов за таможенное оформление устанавливаются Правительством Российской Федерации. Размер таможенного сбора за таможенное оформление должен быть ограничен приблизительной стоимостью оказанных услуг и не может быть более 100000 рублей.
Ставки таможенных сборов установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 № 863 «О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров», пунктом 7 которого установлено, что в случае повторной подачи таможенной декларации на одни и те же товары при заявлении одного и того же таможенного режима (за исключением подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании) таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются в размере 500 рублей.
Толкование данного пункта в системной связи с вышеприведенными нормами Таможенного кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что подача полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании не является повторной подачей таможенной декларации, когда таможенные сборы уплачиваются в размере 500 рублей, вследствие чего для целей определения ставок таможенных сборов при периодическом временном декларировании подлежит применению пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 № 863 «О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров».
С учетом приведенных норм права и установленных обстоятельств дела, суд приходит к выводу о том, что заявитель, уплатив таможенные сборы при декларировании товаров по временным таможенным декларациям и при декларировании товаров по полным таможенным декларациям исполнило установленную обязанность по уплате таможенных платежей в полном объеме и в порядке, предусмотренном таможенным законодательством.
При таких обстоятельствах следует признать, что отказ Якутской таможни в возврате сборов за таможенное оформление, уплаченных при подаче полных таможенных деклараций при применении периодического временного декларирования российских товаров в сумме 6.502.000 рублей соответствует закону, не нарушает права и законные интересы декларанта.
На основании изложенного суд отказывает в удовлетворении заявленного требования.
ОАО ХК «Якутуголь», не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявило апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, требования удовлетворить.
Представитель заявителя в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, уведомление №18049106.
Из апелляционной жалобы общества следует, что при вынесении решения судом представленные доказательства исследованы не в полном объеме, а выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Судом не применены нормы материального и нарушено применение норм процессуального права.
Общество с вынесенным решением суда не согласно, считает решение не законным и не обоснованным по следующим основаниям.
В статье 357.7 Кодекса установлено, что при декларировании товаров за таможенное оформление уплачиваются таможенные сборы. Уплата таможенных сборов осуществляется по правилам и в формах, которые установлены настоящим Кодексом в отношении уплаты таможенных пошлин, налогов.
Общество в 2008 году по платежным поручениям №519 от 30.01.2008г., №981 от 28.02.2008г., № 445 от 25.03.2008г., №832 от 21.04.2008г., №730 от 18.06.2008г., №391 от 29.07.2008г., №27 от 28.10.2008г., №015 от 28.11.2008г. внесло на счет Якутской таможни 12 507 682 руб. в качестве предоплаты в счет предстоящих сборов за таможенное оформление экспорта.
В течение 2008 года Общество вывозило в таможенном режиме экспорта каменный битуминозный уголь, при оформлении которого представляло в таможенный орган временные грузовые таможенные декларации и уплачивало таможенные сборы, всего в сумме 3 200 000 руб.
Таможенное оформление производилось в порядке временного периодического декларирования, предусмотренном статьей 138 ТК РФ.
При подаче полных таможенных деклараций на эту же угольную продукцию Общество также уплатило таможенные сборы в сумме 6 502 000руб. (перечень временных и полных таможенных деклараций, поданных ОАО ХК «Якутуголь» в Якутскую таможню в 2008г., а также суммы таможенных сборов, уплаченных при их подаче, указаны в приложении №1 к настоящему заявлению).
Согласно ст. 11 Кодекса таможенный сбор - это платеж, уплата которого является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением, хранением, сопровождением товаров.
В соответствии со ст. 60 Кодекса таможенное оформление начинается при вывозе товаров - в момент представления таможенной декларации... Таможенное оформление завершается совершением таможенных операций, необходимых в соответствии с настоящим Кодексом для применения к товарам таможенных процедур, для помещения товаров под таможенный режим или для завершения действия этого режима, если такой таможенный режим действует в течение определенного срока, а также для исчисления и взимания таможенных платежей.
Ставки таможенных сборов за таможенное оформление устанавливаются Правительством РФ (ст. 357.10 Кодекса).
Пунктом 7 Постановления Правительства РФ №863 от 28.12.2004г. определено, что в случае повторной подачи таможенной декларации на одни и те же товары при заявлении одного и того же таможенного режима (за исключением подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании) таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются в размере 500 рублей.
По делу о признании недействующим данного пункта постановления Верховный суд РФ в решении от 24.05.2006г. №ГКПИ 06-495 указал, что подача полной таможенной декларации по своей правовой природе не может быть приравнена к подаче повторной таможенной декларации и указал на отсутствие оснований для вывода о том, что оспариваемым пунктом регулируются условия и размер оплаты таможенного сбора при подаче полной таможенной декларации.
Президиум ВАС РФ в постановлении от 08.07.2008 N 4574/08 также разъяснил, что представление временной и полной таможенных деклараций в совокупности с другими необходимыми таможенными операциями составляют таможенное оформление товара как единую таможенную процедуру. В связи с этим уплата таможенного сбора за таможенное оформление товаров при подаче временной таможенной декларации является оплатой всех действий таможенных органов по таможенному оформлению товара в рамках периодического временного декларирования данных товаров и исключает повторную уплату таможенных сборов при представлении полной таможенной декларации. В соответствии с ч.2 ст. 355 Кодекса излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату таможенным органом по заявлению плательщика.
Указанные обстоятельства судом не приняты во внимание при принятии решения об отказе в удовлетворении заявления ОАО ХК «Якутуголь».
Представитель Якутской таможни в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, уведомление №18049090.
Отзыва на апелляционную жалобу таможенный орган не представил.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст.ст. 122, 123 АПК РФ.
Согласно п. 2 ст. 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Согласно материалам дела, общество в течении 2008 года вывозило в таможенном режиме экспорта каменный битуминозный уголь, при оформлении которого представляло в таможенный орган временные грузовые таможенные декларации по которым уплатило таможенных сборов в сумме 3 200 000 руб.
В дальнейшем при подаче полных таможенных деклараций на эту же угольную продукцию заявитель уплатил таможенные сборы в сумме 6 502 000 рублей.
Согласно материалам дела и не оспаривается сторонами указанные суммы таможенных сборов уплачены обществом фактически, что подтверждается платежными поручениями № 519 от 30.01.2008 года, № 981 от 28.02.2008 года, №445 от 25.03.2008 года, № 832 от 21.04.2008 года, № 730 от 18.06.2008 года, № 391 от 29.07.2008 года, № 27 от 28.10.2008 года, № 015 от 28.11.2008 года, всего уплатило 12 507 682 рубля.
Учитывая, что таможенный орган не оспаривает факта, что обществом по названным полным таможенным декларациям уплачено 6 502 000 руб., а по периодическим таможенным декларациям уплачено 3 200 000 руб., суд апелляционной инстанции считает данные факты установленными и подтвержденными материалами дела.
Посчитав, что 6 502 000 руб. таможенных сборов уплачено излишне, общество обратилось в таможенный орган с заявлением о зачете указанной суммы в счет будущих платежей в порядке ст. 357.8 ТК РФ.
Таможенный орган письмом от 13 мая 2009 года № 06-13/1610 отказал заявителю в зачете платежей, указав, что таможенные сборы за полные таможенные декларации не являются излишне уплаченными и возврату не подлежат.
Между тем, суд апелляционной инстанции, оценив нормы права, действовавшие в период указанных правоотношений, исходит из следующего.
Согласно ст. 357.8 ТК РФ взыскание и возврат таможенных сборов осуществляются в соответствии с порядком, предусмотренным настоящим Кодексом для взыскания (глава 32) и возврата (глава 33) таможенных пошлин, налогов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Если после принятия таможенной декларации в ходе ее проверки осуществлена корректировка содержащихся в ней сведений, влияющих на величину сборов за таможенное оформление, сумма таможенных сборов за таможенное оформление, заявленная при декларировании товаров, не пересчитывается, дополнительное взыскание и возврат сумм таможенных сборов за таможенное оформление не производятся.
Согласно ст. 355 ТК РФ, излишне уплаченной или излишне взысканной суммой таможенных пошлин, налогов является сумма фактически уплаченных или взысканных в качестве таможенных пошлин, налогов денежных средств, размер которых превышает сумму, подлежащую уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Кодексом.
Согласно ст. 319 ТК РФ, при перемещении товаров через таможенную границу обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает:
1) при ввозе товаров - с момента пересечения таможенной границы;
2) при вывозе товаров - с момента подачи таможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации.
Статьей 357.10 Таможенного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что ставки таможенных сборов за таможенное оформление устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с названной статьей Таможенного кодекса Постановлением от 28.12.2004 N 863 определены ставки таможенных сборов.
Пункт 7 указанного Постановления содержит положение о том, что в случае повторной подачи таможенной декларации на одни и те же товары при заявлении одного и того же таможенного режима (за исключением подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании) таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются в размере 500 рублей.
Как указывал Президиум ВАС РФ от 08.07.2008 Постановлении N 4574/ 08, по делу о признании недействующим пункта 7 Постановления от 28.12.2004 N 863 Верховный Суд Российской Федерации в решении от 24.05.2006 N ГКПИ06-495 и определении кассационной коллегии от 03.08.2006 N КАС06-267 отметил: подача полной таможенной декларации по своей природе не может быть приравнена к подаче повторной таможенной декларации - и указал на отсутствие оснований для вывода о том, что оспариваемым пунктом регулируются условия и размер оплаты таможенного сбора при подаче полной таможенной декларации.
С учетом данного вывода установленная пунктом 7 Постановления от 28.12.2004 N 863 обязанность по повторной уплате таможенного сбора не может быть распространена на случаи подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании.
Кроме того, как следует из подпункта 31 пункта 1 статьи 11 Таможенного кодекса, к таможенным сборам относится платеж, уплата которого является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением товаров.
Согласно статье 60 Таможенного кодекса при вывозе товара таможенное оформление начинается в момент представления таможенной декларации и завершается совершением таможенных операций, необходимых в соответствии с Кодексом для применения к товарам таможенных процедур, для помещения товаров под таможенный режим или для завершения действия этого режима, если такой таможенный режим действует в течение определенного срока, а также для исчисления и взимания таможенных платежей.
Следовательно, как указывает Президиум ВАС РФ в названном постановлении, представление временной и полной таможенных деклараций в совокупности с другими необходимыми таможенными операциями составляют таможенное оформление товара как единую таможенную процедуру.
В связи с этим уплата таможенного сбора за таможенное оформление товаров при подаче временной таможенной декларации является оплатой всех действий таможенных органов по таможенному оформлению товара в рамках периодического временного декларирования данных товаров и исключает повторную уплату таможенных сборов при представлении полной таможенной декларации.
Согласно Определению Конституционного суда РФ от 7 ноября 2008 г. N 631-О-О, таможенный сбор за таможенное оформление является индивидуальным возмездным платежом, взимаемым за совершение таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением перемещаемых через таможенную границу товаров, в том числе при периодическом временном декларировании российских товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации (пункт 1 статьи 138 Таможенного кодекса Российской Федерации).
Как указывает Конституционный суд РФ в названном определении, по смыслу статьи 60 Таможенного кодекса Российской Федерации в системной связи с подпунктом 21 пункта 1 его статьи 11, содержащим определение понятия "таможенная процедура", а также статей 123 и 138 данного Кодекса, периодическое временное декларирование как упрощенный порядок таможенного оформления вывозимых за рубеж российских товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней торговли, начинается, по общему правилу, в момент представления в таможенный орган временной таможенной декларации (в случаях, предусмотренных данным Кодексом, - в момент устного заявления либо совершения иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление), а завершается представлением в таможенный орган полной и надлежащим образом заполненной таможенной декларации; представление временной таможенной декларации, хотя и требует уплаты таможенного сбора за таможенное оформление, не может рассматриваться как оконченный процесс таможенного оформления.
Таким образом, представление декларантом в таможенный орган как временной, так и полной таможенной декларации производится в рамках единого комплекса отношений - процедуры периодического таможенного декларирования. Из этого же исходил и Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, указывая в Постановлении от 8 июля 2008 года N 4574/08, принятом в порядке надзора, что уплата таможенного сбора за таможенное оформление товаров при подаче временной таможенной декларации является оплатой действий таможенных органов по таможенному оформлению товара в рамках периодического временного декларирования данных товаров и исключает повторную уплату таможенных сборов при представлении полной таможенной декларации.
Представление декларантом в таможенный орган как временной, так и полной таможенной декларации производится в рамках единого комплекса отношений - процедуры периодического таможенного декларирования, а уплата таможенного сбора за таможенное оформление товаров при подаче временной таможенной декларации является оплатой действий таможенных органов по таможенному оформлению товара в рамках периодического временного декларирования данных товаров и исключает повторную уплату таможенных сборов при представлении полной таможенной декларации.
Из указанного следует, что на 13 мая 2009 года, действующее законодательство не предусматривало уплаты таможенных сборов при представлении полной таможенной декларации, поскольку представление декларантом в таможенный орган как временной, так и полной таможенной декларации производится в рамках единого комплекса отношений.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что уплата таможенных сборов в рамках единого комплекса отношений, как при подаче периодических таможенных деклараций, так и полных таможенных деклараций свидетельствует о том, что суммы таможенных сборов уплаченных при подаче полных таможенных деклараций являются излишне уплаченными, в связи с чем общество, по мнению суда апелляционной инстанции, правомерно обратилось с заявлением в таможенный орган в порядке ст. 355 Таможенного кодекса Российской Федерации о признании указанной суммы излишне уплаченной и использования её в порядке ст. 345 Таможенного кодекса Российской Федерации для уплаты таможенных платежей, зачету в счет будущих таможенных платежей.
На основании указанного, у суда первой инстанции не было законных оснований для отказа обществу в удовлетворении требований, в свози с чем решение суда первой инстанции подлежит отмене, как принятое при не правильном истолковании норм права и правовой позиции Конституционного суда РФ, Высшего Арбитражного суд Российской Федерации.
Требования общества подлежат удовлетворению в полном объеме.
Согласно ст. 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные со взысканием денежных средств или с передачей имущества, арбитражный суд в резолютивной части решения указывает лицо, обязанное совершить эти действия, а также место и срок их совершения.
Отнести на таможенный орган судебные расходы общества в размере 3 000 руб. связанные с уплатой заявителем государственной пошлины.
Суд, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
П О С Т А Н О В И Л:
Апелляционную жалобу открытого акционерного общества холдинговая компания «Якутуголь» удовлетворить.
Решение арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от «23» сентября 2009 года по делу №А58-4534/2009 отменить полностью, принять по делу новый судебный акт.
Признать незаконными действия Якутской таможни, выразившиеся в отказе от 13 мая 2009 года №06-13/16410 произвести зачет в счет будущих платежей излишне уплаченных в 2008 году ОАО холдинговая компания «Якутуголь» при подаче полных таможенных деклараций таможенных сборов в сумме 6 502 000 рублей, как несоответствующие Таможенному кодексу Российской Федерации.
Якутской таможне в порядке устранения допущенного нарушения прав и законных интересов ОАО холдинговая компания «Якутуголь» в срок до 22 февраля 2010 года (включительно) произвести зачет в счет будущих таможенных платежей излишне уплаченные таможенные сборы в сумме 6.502.000 руб.
Взыскать с Якутской таможни в пользу ОАО холдинговая компания «Якутуголь» судебные расходы в размере 3 000 руб.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.
Председательствующий судья Е.В. Желтоухов
Судьи Д.Н. Рылов
Г.Г. Ячменёв