НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2023 № А19-322/2023

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

http://4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита Дело № А19-322/2023

Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2023 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 18 октября 2023 года.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Басаева Д.В.,

судей: Ломако Н.В., Подшиваловой Н.С.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жевтневым Р.А.,

при участии в судебном заседании представителя акционерного общества «Группа «Илим» ФИО1 (доверенность от 13.12.2022),

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Жигаловскому лесничеству на решение Арбитражного суда Иркутской области от 11 июля 2023 года по делу № А19-322/2023,

установил:

акционерное общество «Группа «Илим» (ОГРН <***>, 191025, город СанктПетербург, Марата улица, 17, далее – заявитель, общество, АО «Группа Илим») обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконными решений территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Жигаловскому лесничеству (ОГРН <***>, 666402, Иркутская область, Жигаловский район, Жигалово рабочий поселок, Чупановская улица, дом 135А, далее – территориальное управление), изложенных в извещениях от 28 ноября 2022 № Л Д- 20221125-10480245144-4, № ЛД-20221125-10481961289-4, № ЛД-20221125-10479914802-4 об отказе АО «Группа «Илим» в принятии отчетов об использовании лесов за периоды январь-август 2022, январь-сентябрь 2022, январь-октябрь 2022 по договору аренды лесного участка № 91-457/17 от 08 ноября 2017.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельного требования относительно предмета спора, привлечено министерство лесного комплекса Иркутской области (ОГРН <***>, 664011, Иркутская область, Иркутск город, Горького улица, 31, далее - министерство).

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 11 июля 2023 года по делу № А19-322/2023 заявленные требования удовлетворены.

Территориальное управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт по мотивам, изложенным в жалобе.

Апеллянт полагает, что оспариваемое решение соответствует закону, поскольку в отчетах об использовании лесов, поданных истцом в адрес ответчика, за периоды январь-август, январь-сентябрь, январь-ноябрь 2022 имеются расхождения по объему и породному составу заготовленной древесины.

Общество в отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласилось.

Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети «Интернет» 19.09.2023. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

ТУ министерства лесного комплекса Иркутской области по Жигаловскому лесничеству, министерство лесного комплекса Иркутской области явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 2 статьи 200, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, заслушав пояснения представителя заявителя, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, АО «Группа «Илим» в территориальное управление министерства лесного комплекса Иркутской области по Жигаловскому лесничеству направлены отчеты по форме 1-ИЛ об использовании лесов за периоды январь-август, январь-сентябрь, январь-октябрь 2022 года по договору аренды лесного участка № 91-457/17 от 08 ноября 2017.

В ходе рассмотрения указанных отчетов территориальное управление пришло к выводу о их несоответствии по форме, содержанию и порядку представления требованиям п.2 Административного регламента, утвержденного приказом Минприроды России от 08.12.2016 № 641.

По результатам рассмотрения отчетов территориальным управлением министерства лесного комплекса Иркутской области по Жигаловскому лесничеству приняты решения, изложенные в направленных в адрес заявителя извещениях от 28 ноября 2022 № ЛД-20221125-10480245144-4, № ЛД-20221125-10481961289-4, № ЛД-20221125-10479914802-4 об отказе АО «Группа «Илим» в принятии отчетов об использовании лесов за периоды январь-август 2022, январь-сентябрь 2022, январь-октябрь 2022.

Общество, полагая, что отказы в принятии отчетов являются необоснованными, не соответствуют нормам действующего законодательства и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением.

Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 АПК РФ на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).

На основании части 1 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) мероприятия по сохранению лесов, в том числе работы по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению, а также мероприятия по лесоустройству осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах своих полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, и лицами, которые используют леса и (или) на которых настоящим Кодексом возложена обязанность по выполнению таких работ.

Указом Губернатора Иркутской области № 322-уг от 29 ноября 2021 утверждена структура министерства лесного комплекса Иркутской области, согласно которой территориальное управление по Жигаловскому лесничеству является одним из подразделений министерства. В свою очередь, приказом министерства лесного комплекса Иркутской области № 90-мпр от 06 октября 2017 утверждено положение о территориальном управлении министерства лесного комплекса Иркутской области по Жигаловскому лесничеству.

Пунктами 1, 4 и 8 Положения определено, что данное территориальное управление обладает правами юридического лица (в т.ч. выступает истцом и ответчиком в суде) и является территориальным подразделением министерства лесного комплекса Иркутской области, в том числе по управлению в сфере использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов. Территориальное управление в соответствии с возложенной на него задачей по обеспечению рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в пределах земель лесного фонда Жигаловского лесничества осуществляет функции по принятию и рассмотрению отчетов об использовании лесов.

АО «Группа «Илим» в территориальное управление направлены отчеты об использовании лесов по форме 1-ИЛ, за периоды январь-август, январь-сентябрь 2022 - 18 ноября 2022, за январь - октябрь 2022 - 9 ноября 2022.

По результатам рассмотрения отчетов об использовании лесов по форме 1-ИЛ территориальным управлением приняты решения об отказе в их приеме, в связи с чем, в адрес общества направлены извещения от 28 ноября 2022 № ЛД-20221125-10479914802-4 об отказе в приеме отчета об использовании лесов за период январь-октябрь 2022, № ЛД-20221125-10481961289-4 об отказе в приеме отчета об использовании лесов за период январь-сентябрь 2022, № ЛД-20221125-10480245144-4 об отказе в приеме отчета об использовании лесов за период январь-август 2022.

Основанием для принятия указанных решений явились выводы территориального управления о несоответствии указанных отчетов форме и порядку его представления и заполнения в части пункта 2 Административного регламента, в связи с тем, что в отчетах указаны сведения о заготовленной древесине, не соответствующие сведениям, указанным ранее в поданной лесной декларации как по объему, так и по отдельным породам.

В соответствии с частью 1 статьи 26 ЛК РФ, лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов.

Согласно определению от 24 октября 2019 № 2843-0 Конституционный Суд РФ пришел к выводу, что из статьи 26 ЛК РФ во взаимосвязи с иными положениями лесного законодательства РФ следует, что лесная декларация, являющаяся заявлением об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов, ежегодно подаваемая в уполномоченные органы, в частности, лицами, которым лесные участки предоставлены в аренду, представляет собой документ, на основании которого непосредственно осуществляется заготовка древесины как вид использования лесов и в котором отражается объем подлежащей заготовке древесины.

Приказом Минприроды России от 29 апреля 2021 № 303 утверждена форма лесной декларации, порядок её заполнения и подачи, требования к формату лесной декларации в электронной форме. В пункте 4.1 Порядка содержится требование об указании в графе «Объем заготовки» определённого при таксации лесосеки ликвидного объёма, подлежащего заготовке древесины по породам с точностью до десятых долей кубических метров, живицы - с точностью до десятых долей тонны.

Таксация лесов проводится для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов (ч. 1 ст. 69.1 ЛК РФ).

В силу пунктов 17, 18 Правил заготовки древесины, утвержденных Приказом Минприроды России от 01.12.2020 № 993 в целях заготовки древесины проводится отвод лесосеки, а также таксация лесосеки, при которой определяются количественные и качественные характеристики лесных насаждений и объем древесины, подлежащей заготовке. Проведение работ по отводу и таксации лесосек вменены в обязанности юридических лиц, осуществляющих заготовку древесины на лесных участках.

При этом на основании пункта 26 Правил заготовки древесины при таксации лесосек выполняется натурное определение качественных характеристик лесных насаждений и объёма древесины, подлежащей заготовке. Также не допускается отвод и таксация лесосек по результатам визуальной оценки лесосек. Погрешность измерения объема древесины при таксации признается удовлетворительной, если его отклонение от объема заготовленной на лесосеке древесины не превышает: +/-10 процентов по общему объему и +/- 12 процентов по отдельным породам.

Частью 1 статьи 49 ЛК РФ определено, что отчет об использовании лесов представляется гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

Перечень информации, включаемой в отчет об использовании лесов, порядок фиксации этой информации, форма и порядок представления отчета об использовании лесов, а также требования к формату отчета об использовании лесов в электронной форме устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 4 статьи 49 ЛК РФ).

Приказом Минприроды России от 21.08.2017 № 451 утвержден перечень информации, включаемой в отчет об использовании лесов (далее - Перечень), форма и порядок представления отчета об использовании лесов (далее - Порядок), а также требования к формату отчета об использовании лесов в электронной форме.

В соответствии с Перечнем в отчете об использовании лесов должна приводиться информация о фактических объемах осуществляемого использования лесов, нарастающим итогом с начала года по состоянию на конец отчетного периода.

Перечнем определено отражение в столбце «14» отчета об использовании лесов по форме 1-ИЛ фактического объема полученной (заготовка, рубка) древесины по каждому видовому (породному) и сортиментному составу древесины, в соответствии с Перечнями видов древесины, на которые распространяются требования главы 2.2 ЛК РФ, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 июня 2014 № 1047-р по лесосекам, с точностью до одного знака после запятой, в кубических метрах.

Таким образом, суд первой инстанции правильно исходил из того, что в лесной декларации указывается объем подлежащей заготовке древесины, определенный при таксации лесосеки, а в отчете об использовании лесов сведения именно о фактическом объеме заготовленной древесины.

Приказом Минприроды России от 08 декабря 2016 № 641 утверждён административный регламент предоставления органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений государственной услуги по приему лесных деклараций и отчетов об использовании лесов от граждан, юридических лиц, осуществляющих использование лесов.

Таким образом, рассмотрение представленного отчета об использовании лесов является государственной услугой.

Согласно пункту 2.3 регламента, результатом предоставления государственной услуги является прием уполномоченным органом лесных деклараций и отчетов об использовании лесов от граждан, юридических лиц, осуществляющих использование лесов, с направлением извещения о принятии лесной декларации, отчетов, либо извещения, содержащего мотивированный отказ в их приеме.

Указанным регламентом (пункт 2.11.2) установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги в части приема отчетов:

1. непредставление документов, указанных в Административном регламенте;

2. несоответствие отчета форме и порядку его представления и заполнения.

Следовательно, перечень оснований для отказа в приеме отчета является исчерпывающим, и само положение расширительному толкованию не подлежит.

Пункт 3.9 регламента определяет, что основанием для начала административной процедуры является установление должностным лицом, ответственным за проверку правильности заполнения отчетов, несоответствия представленного отчета установленным форме и требованиям к его содержанию. В случае выявления указанного несоответствия должностное лицо уполномоченного органа, ответственное за проверку правильности заполнения отчетов, готовит проект письменного извещения, содержащий мотивированный отказ в приеме отчета.

Судом первой инстанции правомерно установлено, что основания для принятия решения об отказе в принятии отчета отсутствовали, поскольку территориальное управление, принимая оспариваемые решения, произвело сравнение значений таксационных и фактических объемов заготовленной древесины, однако действующие требования лесного законодательства (в частности, административного регламента № 641) не содержат положений, при которых основанием для отказа в принятии отчета об использовании лесов по форме 1-ИЛ является наличие расхождений между данными отчета и данными лесной декларации.

Таким образом, обстоятельства, указанные территориальным управлением в извещениях об отказе в приеме отчета от 28 ноября 2022 № № ЛД-20221125-10479914802-4, ЛД-20221125-10481961289-4, ЛД-20221125-10480245144-4 (о том, что в отчетах указаны сведения о заготовленной древесине, не соответствующие сведениям, указанным ранее в поданной лесной декларации как по объему, так и по отдельным породам) не являются основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги по приему отчета об использовании лесов, определенного пунктом 2.11.2 Административного регламента.

Доводы апеллянта о том, что объём и породный состав заготовленной древесины, указанный в отчёте об использовании лесов должны соответствовать лесной декларации, поданной обществом в целях заготовки древесины (на основании пункта 26 Правил заготовки древесины, утверждённых Приказ Минприроды России от 01 декабря 2020 № 993, части 5 статьи 29 ЛК РФ и Порядка исчисления расчетной лесосеки, утверждённый Приказом Рослесхоза от 27 мая 2011 № 191) судом отклоняются.

Как прямо установлено пунктом 26 Правил заготовки древесины (в редакции, действующей на дату принятия оспариваемых решений), таксация лесосек проводится после обозначения их границ на местности. При таксации лесосек выполняется натурное определение качественных характеристик лесных насаждений и объема древесины, подлежащей заготовке, при сплошных рубках и чересполосных постепенных рубках - с учетом по площади, при иных выборочных рубках - с учетом по количеству деревьев, назначенных в рубку. Погрешность измерения объема древесины при таксации признается удовлетворительной, если его отклонение от объема заготовленной на лесосеке древесины не превышает: +/-10 процентов по общему объему и +/-12 процентов по отдельным породам. Исходя из изложенного, допустимые процентные отклонения в объёме древесины в силу установленных требований влияют на факт признания таксации удовлетворительной или неудовлетворительной.

Как установлено Порядком исчисления расчетной лесосеки, расчетная лесосека определяет допустимый ежегодный объем изъятия древесины в эксплуатационных и защитных лесах, обеспечивающий многоцелевое, рациональное, непрерывное, неистощительное использование лесов, исходя из установленных возрастов рубок, сохранение биологического разнообразия, водоохранных, защитных и иных полезных свойств лесов. Расчетная лесосека устанавливается на срок действия лесохозяйственного регламента лесничества, лесопарка и вводится в действие с начала календарного года.

Частью 5 статьи 29 ЛК РФ установлен запрет на заготовку древесины в объеме, превышающем расчетную лесосеку (допустимый объем изъятия древесины), а также с нарушением возрастов рубок.

Лесная декларация, между тем, не определяет расчётную лесосеку.

Лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов (статья 26 ЛК РФ).

Лесная декларация по своей правовой природе не является документом, разрешающим проведение работ по заготовке древесины.

Учитывая предмет настоящего спора, независимо от соотношения объема заготовленной древесины, указанной в отчете, и объема, указанного при таксации лесосеки, у территориального управления отсутствовали основания для непринятия отчета в силу положений пункта 2.11.2 административного регламента.

В ситуации, если территориальное управление полагает, что имеет место превышение допустимого объема изъятия древесины, последний вправе, как следует из пояснений управления, инициировать вопрос о привлечении общества к ответственности.

Позиция управления и третьего лица, сводящаяся к тому, что общество должно формально указывать объем, соответствующий лесной декларации, поданной обществом в целях заготовки древесины, противоречит смыслу процедуры представления отчетов, где должны отражаться сведения именно о фактическом объеме заготовленной древесины.

На основании изложенного суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что действия территориального управления об отказе обществу в принятии отчетов об использовании лесов формы № 1-ИЛ за период январь-август 2022, выраженное в извещении от 28 ноября 2022, за период январь-сентябрь 2022, выраженное в извещении № ЛД-20221125-10481961289-4, за период январь-октябрь 2022, выраженное в извещении № ЛД-20221125-10479914802-4 нарушают права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку создают препятствия для осуществления предпринимательской деятельности АО «Группа «Илим» по заготовке древесины и надлежащему соблюдению требований лесного законодательства.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств, а также неправильным толкованием приведенных норм материального права.

При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» по адресу www.kad.arbitr.ru.

По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 11 июля 2023 года по делу № А19-322/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.

Председательствующий Д.В. Басаев

Судьи Н.В. Ломако

Н.С. Подшивалова