НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2017 № А19-2811/17

Четвертый арбитражный апелляционный суд

улица Ленина, дом 100б, Чита, 672000, http://4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита Дело № А19-2811/2017

«21» августа 2017 года

Резолютивная часть постановления объявлена 17 августа 2017 года.

Полный текст постановления изготовлен 21 августа 2017 года.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Никифорюк Е.О.,

судей Басаева Д.В., Сидоренко В.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Аксененко Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Правобережном и Октябрьском округах города Иркутска на решение Арбитражного суда Иркутской области от 09 июня 2017 года по делу №А19-2811/2017 по заявлению Акционерного общества «Иркутскэнергоремонт» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 664050, <...>) к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Правобережном и Октябрьском округах города Иркутска (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 664007, <...>) о признании недействительным решения от 25.11.2016 № 30-01-48/218 в части,

(суд первой инстанции – Н.Г. Позднякова),

при участии в судебном заседании:

от заявителя: не явился, извещен;

от заинтересованного лица: не явился, извещен;

установил:

Акционерное общество «Иркутскэнергоремонт» (далее - АО «Иркутскэнергоремонт», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Правобережном и Октябрьском округах города Иркутска (далее – УПФР в Правобережном и Октябрьском округах г. Иркутска, учреждение, пенсионный фонд, фонд) о признании недействительным решения от 25.11.2016 № 30-01-48/218 в части:

привлечения к ответственности в виде штрафа в размере 91 620,77 руб. (в том числе: ПФР – 91 406,17 руб. (на страховую часть – 947 руб., на накопительную часть – 84 руб., по дополнительному тарифу – 90 375,17 руб.), ФФОМС – 214,60 руб.),

начисления пени за несвоевременную уплату страховых взносов в сумме 70 692,78 руб. (в том числе: ПФР – 70 475,78 руб. (на страховую часть – 976,71 руб., на накопительную часть – 87,91 руб., по дополнительному тарифу – 69 411,17 руб.), ФФОМС – 217 руб.,

доначисления страховых взносов в сумме 458 103,85 руб. (в том числе: ПФР – 457 030,84 руб. (на страховую часть – 4735 руб., на накопительную часть – 420 руб., по дополнительному тарифу – 451 875,84 руб.), ФФОМС – 1073,01 руб.).

Решением Арбитражного суда Иркутской области заявленные требования Акционерного общества «Иркутскэнергоремонт» удовлетворены частично. Признано недействительным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Правобережном и Октябрьском округах города Иркутска от 25.11.2016 № 30-01-48/218 в части: привлечения Акционерного общества «Иркутскэнергоремонт» к ответственности по пункту 1 статьи 47 Закона № 212-ФЗ за неуплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов в виде штрафа в размере 8 601 руб., доначисления страховых взносов в сумме 43 005,21руб., начисления пени за несвоевременную уплату страховых взносов в сумме 14 352,36 руб. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.

В обосновании суд первой инстанции, в частности, указал, что выплаты работникам в связи со смертью родственников, не являющихся членами семьи (брат, сестра), осуществляемые обществом, не содержат признаков компенсационного и стимулирующего характера за выполнение работником своих трудовых обязанностей, а также не зависят от трудовых успехов работника и не являются средством вознаграждения его за труд, следовательно, эти выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.

Также указал, что уплата страховых взносов по дополнительному тарифу ставится в прямую связь с правом работника на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.

Доказательств того, что спорные периоды занятости некоторых работников включаются в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, а равно данных о том, что работники в спорный период считались занятыми на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда, Управлением Пенсионного фонда не установлено и в материалы дела не представлено.

Не согласившись с решением суда первой инстанции в части, фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Иркутской области от 09.06.2017 г. по делу № А19-2811/2017 по заявлению Акционерного общества «Иркутскэнергоремонт» к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Правобережном и Октябрьском округах города Иркутска отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в части выплат материальной помощи и невключения в базу для начисления страховых взносов выплат работникам, занятых на работах с особыми условиями труда.

Считает, что согласно подпункту «б» пункта 3 части 1 статьи 9 Федерального закона № 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами суммы единовременной материальной помощи, оказываемой плательщиком страховых взносов работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи. В соответствии со статьей 2 Семейного кодекса РФ членами семьи являются супруги, родители и дети (усыновители и усыновленные). Поэтому выплаты работнику в связи со смертью других близких родственников (брата, сестры, дедушки, бабушки, свекрови, тещи и др.) подлежат обложению страховыми взносами как обычная материальная помощь, т.е. в соответствии пунктом 11 части 1 статьи 9 Федерального закона № 212-ФЗ обложению подлежит материальная помощь свыше 4000 руб. в год.

Также полагает, что начисление и уплата страховых взносов по дополнительному тарифу производится независимо от наличия права на досрочное пенсионное обеспечение.

На апелляционную жалобу поступил отзыв, в котором заявитель соглашается с выводами суда первой инстанции и просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети «Интернет» 25.07.2017.

Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом. Общество просило о рассмотрении дела в его отсутствие.

Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, должностными лицами УПФР в Правобережном и Октябрьском округах г. Иркутска проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиком страховых взносов АО «Иркутскэнергоремонт» за период с 01.01.2013 по 31.12.2015.

Пенсионным фондом установлено, что АО «Иркутскэнергоремонт», в нарушение статей 7, 8, 9 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ), не отнесло к объекту обложения страховыми взносами следующие выплаты, начисленные в проверяемом периоде работникам общества:

25 500 руб. – выплаты материальной помощи в связи со смертью родственника (за 2013 – 21 000 руб. (занижение базы для начисления страховых взносов в пределах установленной предельной величины составило 17 500 руб., свыше установленной предельной величины – 3500 руб.), за 2014 – 2000 руб., за 2015 – 2500 руб.);

4515,12 руб. – не принятые к зачету расходы на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию, произведенные с нарушением требований законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании (за 2013 - 3250,66 руб., за 2014 – 1264,46 руб.);

1 611 694,96 руб. - суммы выплат работникам, занятым на работах с вредными, опасными и тяжелыми условиями труда, подлежащие включению в базу для начисления страховых взносов по дополнительному тарифу (за 2013 - 1 270 626,37 руб., за 2014 – 253 623,05 руб., за 2015 – 87 445,54 руб.).

В результате неверного применения дополнительного тарифа на суммы выплат 45 работникам, занятым на работах с вредными, опасными и тяжелыми условиями труда, неуплата страховых взносов за 2014 составила 415 098,63 руб.

По результатам проверки Пенсионный фонд составил акт от 07.10.2016 № 30-01-47/204, и, рассмотрев материалы проверки и представленные обществом письменные возражения, вынес решение от 25.11.2016 № 30-01-48/218, согласно которому АО «Иркутскэнергоремонт» привлечено к ответственности по пункту 1 статьи 47 Закона № 212-ФЗ в виде штрафа размере 92 673,95 руб., обществу предложено уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 463 369,71 руб. и пени, начисленные за их несвоевременную уплату, в сумме 71 083,13 руб.

Не согласившись с решением УПФР в Правобережном и Октябрьском округах г. Иркутска от 25.11.2016 № 30-01-48/218 в оспариваемой части, АО «Иркутскэнергоремонт» обратилось в суд с настоящим заявлением.

Решением Арбитражного суда Иркутской области заявленные требования удовлетворены частично.

Не согласившись с решением суда первой инстанции в части, фонд обратился в суд апелляционной инстанции.

Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции в обжалуемой части по следующим мотивам.

Рассматривая дело в обжалуемой части, суд первой инстанции правильно исходил из следующего.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Согласно части 1 статьи 7 Закона № 212-ФЗ к объекту обложения страховыми взносами относятся, в частности, выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.

Из анализа указанной правовой нормы следует, что если выплаты производятся плательщиками страховых взносов не на основании трудовых или гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, то указанные суммы не являются объектом обложения страховыми взносами.

На основании части 1 статьи 8 Закона № 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 5 этого Закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Закона.

В силу подпункта «и» пункта 2 части 1 статьи 9 Закона № 212-ФЗ от обложения страховыми взносами освобождаются все виды установленных законодательством Российской Федерации компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.

Статья 15 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

В соответствии со статьей 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.

В соответствии со статьей 129 Кодекса заработная плата (оплата труда работника) это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Таким образом, основанием для исчисления страховых взносов являются выплаты, начисленные работнику в связи с выполнением им трудовых обязанностей.

При этом сам по себе факт наличия трудовых отношений между заявителем и его работниками не является основанием для вывода о том, что все выплаты, которые начисляются данным работникам, представляют собой оплату их труда.

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 14.05.2013 № 17744/12 по делу № А62-1345/2012, выплаты, носящие социальный характер, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами. Такие выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.

В силу статьи 164 ТК РФ компенсации - это денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных ТК РФ и другими федеральными законами.

По соглашению сторон в трудовой договор могут также включаться права и обязанности работника и работодателя, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, а также права и обязанности работника и работодателя, вытекающие из условий коллективного договора, соглашений. Не включение в трудовой договор каких-либо из указанных прав и (или) обязанностей работника и работодателя не может рассматриваться как отказ от реализации этих прав или исполнения этих обязанностей (статья 57 ТК РФ).

Статьей 135 ТК РФ предусмотрено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

При этом система оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Из анализа приведенных положений следует, что действующим законодательством не установлено, что объектом для исчисления страховых взносов являются любые денежные выплаты, произведенные физическому лицу по месту его работы, а лишь начисленные работнику в связи с выполнением им трудовых обязанностей. Сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и физическими лицами не является основанием для вывода о том, что все выплаты, которые начисляются физическим лицам, по существу представляют собой оплату их труда. Представленные работодателем своим работникам блага в случаях, не предусмотренных законом, только тогда включаются в базу для исчисления страховых взносов в Пенсионный фонд, когда с учетом обстоятельств конкретного дела такие блага могут быть расценены как вознаграждение работников в связи с выполнением ими работы (служебных обязанностей).

Как правильно установлено судом первой инстанции, в обществе действует утвержденное в 2013 году Положение № 9 «О социальных льготах и гарантиях для работников ЗАО «Иркутскэнергоремонт» и неработающих пенсионеров, ушедших на пенсию из ЗАО «Иркутскэнергоремонт», пунктом 7.3 которого предусмотрена компенсация затрат, связанных с похоронами близких родственников (супруг(а), дети, родители, родные братья и сестры), подтвержденных соответствующими документами: копии свидетельства о смерит родственника и копии документов, подтверждающих родство (свидетельство о рождении, свидетельство о браке), в размере 4500 руб.

В проверяемом периоде общество, на основании Положения № 9 «О социальных льготах и гарантиях для работников ЗАО «Иркутскэнергоремонт» и неработающих пенсионеров, ушедших на пенсию из ЗАО «Иркутскэнергоремонт», выплатило ряду работников на основании их личных заявлений и подтверждающих документов материальную помощь в связи со смертью родственников.

Учитывая, что выплаты, произведенные обществом, основанные на коллективном договоре, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения работы, не являются стимулирующими и не относятся к оплате труда работников, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что данные выплаты квалифицируются как предоставляемая работникам социальная гарантия и относятся к выплатам социального характера. Таким образом, выплаты работникам в связи со смертью родственников, не являющихся членами семьи (брат, сестра), осуществляемые обществом, не содержат признаков компенсационного и стимулирующего характера за выполнение работником своих трудовых обязанностей, а также не зависят от трудовых успехов работника и не являются средством вознаграждения его за труд, следовательно, эти выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.

Доводы апелляционной жалобы об обратном отклоняются апелляционным судом, как основанные на неправильном толковании указанных норм права и без учета фактических обстоятельств дела.

Как правильно указывает суд первой инстанции, управлением сделан вывод о занижении базы для исчисления страховых взносов по причине неприменения дополнительного тарифа к оплате труда следующих работников, занятых на работах, связанных с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда:

- малярам, занятым на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности, ФИО1, ФИО2;

-монтажникам по монтажу стальных и железобетонных конструкций ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7;

-машинистам крана (крановщикам) ФИО8, ФИО9;

-электрогазосварщику ФИО10;

- электрослесарю по ремонту и обслуживанию автоматики и средств измерений электростанций ФИО11;

- слесарям по ремонту парогазотурбинного оборудования ФИО12, ФИО7;

- слесарям по ремонту оборудования котельных и пылеприготоительньгх цехов ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16;

- мастеру по ремонту турбинного оборудования в местах его установки ФИО17;

-изолировщикам на термоизоляции ФИО18, ФИО19;

-электросварщику ручной сварки ФИО20

При этом, как установлено проверкой, выплаты малярам ФИО1 и ФИО2, монтажникам по монтажу стальных и железобетонных конструкций ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, крановщикам ФИО8, ФИО9 и изолировщикам на термоизоляции ФИО18 и ФИО19 являлись оплатой труда данных работников.

Выплаты, произведенные электрогазосварщику ФИО10, электрослесарю по ремонту и обслуживанию автоматики и средств измерений электростанций ФИО11 слесарю по ремонту парогазотурбинного оборудования ФИО7, в отношении которых Пенсионным фондом установлено занижение базы для начисления страховых взносов по дополнительному тарифу, являются выплатами страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию, не принятыми к зачету Фондом социального страхования.

Выплаты слесарю по ремонту парогазотурбинного оборудования ФИО12, слесарям по ремонту оборудования котельных и пылеприготоительных цехов ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, мастеру по ремонту турбинного оборудования в местах его установки ФИО17 и электросварщику ручной сварки ФИО20 произведены данным работникам в качестве материальной помощи на основании пункта 7.3 Положения № 9 «О социальных льготах и гарантиях для работников ЗАО «Иркутскэнергоремонт» и неработающих пенсионеров, ушедших на пенсию из ЗАО «Иркутскэнергоремонт», в связи с похоронами близких родственников.

Следовательно, с учетом выводов суда о том, что выплаты указанной материальной помощи не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов, суд первой инстанции правильно посчитал, что спорные выплаты не могут облагаться и страховыми взносами по дополнительному тарифу в соответствии со статьей 58.3 Закона № 212-ФЗ.

Рассматривая требования заявителя в части неприменения дополнительного тарифа к оплате труда маляров ФИО1, ФИО2, монтажников по монтажу стальных и железобетонных конструкций ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 и машинистов крана (крановщиков) ФИО8 и ФИО9, суд первой инстанции пришел к следующим правильным выводам.

Согласно пункту 1 статьи 7 Закона № 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи Федерального закона № 212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона № 212-ФЗ, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

В соответствии со статьей 33.2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" с 01.01.2013 работодатели должны начислять страховые взносы в Пенсионный фонд России по дополнительному тарифу на выплаты работникам, занятым во вредных, опасных или тяжелых условиях труда. Для начисления взносов должны соблюдаться два условия: работник занят на видах работ, перечисленных в подпунктах 1 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 173-ФЗ) (с 01.01.2015 - на видах работ, указанных в пунктах 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", далее - Федеральный закон № 400-ФЗ); условия труда на рабочем месте сотрудника признаны вредными, опасными или тяжелыми по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, устанавливаемом отдельным федеральным законом (часть 4 статьи 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ).

При начислении страховых взносов по дополнительным тарифам объект обложения страховыми взносами определяется в соответствии с частью 1 статьи 7 Закона № 212-ФЗ, а база как сумма выплат и вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 8 Закона № 212-ФЗ, за исключением сумм, указанных в статье 9 названного закона.

На основании подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.2002 № 537 "О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, подлежит применению Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10.

Согласно названному Списку право на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного возраста имеют, в том числе: маляры, занятые на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности, монтажники по монтажу стальных и железобетонных конструкций, машинисты кранов (крановщики).

В силу пунктов 5, 6 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27, 28 Федерального закона № 173-ФЗ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516 в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включаются периоды работы, которая выполнялась: постоянно в течение полного рабочего дня; в режиме неполной рабочей недели, но полного рабочего дня в связи с сокращением объемов производства.

Исходя из пункта 5 Правил исчисления, в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, в календарном порядке. При этом периоды работы, которая выполнялась в режиме неполной рабочей недели, но полного рабочего дня в связи с сокращением объемов производства (за исключением работ, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 13 и 19-21 пункта 1 статьи 27 Федерального закона №173-ФЗ), а также иные периоды работ, которые по условиям организации труда не могут выполняться постоянно, исчисляются по фактически отработанному времени (пункт 6 Правил).

Таким образом, в случае полной занятости работника в течение месяца на работах, указанных в подпунктах 1 и 2-18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ, исчисление страховых взносов осуществляется организацией по соответствующим дополнительным тарифам со всех начисленных в этом месяце в пользу данного работника выплат и вознаграждений (включая премии за прошлые периоды), включаемых в базу для начисления страховых взносов в соответствии с положениями части 1 статьи 8 Федерального закона № 212-ФЗ.

В случае, если работник в течение месяца, в котором начисляются выплаты (в том числе премии за прошлые периоды), не был занят на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда, поименованных в подпунктах 1 и 2 –18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона №173-ФЗ, и при этом период такой работы не включается согласно Правилам исчисления в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, то исчисление страховых взносов по дополнительным тарифам с выплат и вознаграждений, начисленных в этом месяце в пользу данного работника, не производится.

Согласно постановлению Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 № 29 "Об утверждении разъяснения "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78, 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет" под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80% процентов рабочего времени.

Как правильно установлено судом первой инстанции, маляры ФИО1 и ФИО2, машинисты крана (крановщики) ФИО8 и ФИО9 в проверяемом периоде были заняты на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда лишь частично, что следует из представленных на проверку трудовых договоров, приказов о приеме на работу, карт аттестации рабочих мест. Так, с крановщиками ФИО8 и ФИО9 были заключены срочные трудовые договоры на период монтажа т/а ст. № 6 НИТЭЦ, на работу они были приняты по совместительству, временно. Режим рабочего времени установлен как неполный рабочий день – 16 часов в неделю. В картах аттестации рабочих мест по условиям труда таких профессий как маляр, монтажник по монтажу стальных и железобетонных конструкций указано, что льготная пенсия для данных должностей не предусмотрена. Маляры заняты на работе с вредными веществами, относящими к 3 классу опасности, менее 80 % (продолжительность воздействия смены составляет 23 %). Рабочее место монтажника по степени вредности и (или) опасности факторов производственной среды и трудового процесса соответствует классу 2. Следовательно, маляры и монтажники работали в нормальных условиях труда и прав на льготную пенсию не имели.

Согласно правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда РФ от 24.12.2015 № 301-КГ15-17887 по делу № А82-19103/2014, постановлении Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 21.09.2015 № Ф01-3734/2015 по делу № А82-19103/2014, право на досрочное назначение трудовой пенсии у работника, занятого выполнением работ, предусмотренных Списками, не полный рабочий день не возникает. При этом уплата страховых взносов по дополнительному тарифу ставится в прямую связь с правом работника на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.

Как правильно указывает суд первой инстанции, доказательств того, что спорные периоды занятости работников ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 и ФИО9 включаются в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, а равно данных о том, что работники в спорный период считались занятыми на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда, Управлением Пенсионного фонда не установлено и в материалы дела не представлено. Как следствие, не доказан заинтересованным лицом факт нарушения АО «Иркутскэнергоремонт» требований статьи 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ.

Доводы апелляционной жалобы о том, начисление и уплата страховых взносов по дополнительному тарифу производится независимо от наличия права на досрочное пенсионное обеспечение, отклоняются апелляционным судом, как не соответствующие смыслу закона, поскольку уплата взносов носит персонифицированный характер именно потому, что формирует источник последующих пенсионных выплат.

Апелляционный суд соглашается с судом первой инстанции в том, что у УПФР в Правобережном и Октябрьском округах г. Иркутска отсутствовали правовые основания для привлечения АО «Иркутскэнергоремонт» к ответственности, доначисления страховых взносов и начисления пени за их несвоевременную по эпизоду, связанному с выплатами работникам общества материальной помощи в связи со смертью родственников, и по эпизоду, связанному с обложением страховыми взносами по дополнительному тарифу выплат, произведенных малярам, монтажникам по монтажу стальных и железобетонных конструкций и машинистам крана. Штраф по пункту 1 статьи 47 Закона № 212-ФЗ, приходящийся на данные нарушения, согласно расчету, представленному фондом и не оспоренному заявителем, составляет 8 601 руб., недоимка составляет 43 005,21 руб., пени составляют 14 352,36 руб. При таких обстоятельствах, решение УПФР в Правобережном и Октябрьском округах г. Иркутска от 25.11.2016 № 30-01-48/218 в части привлечения к ответственности в виде штрафа в размере 8 601 руб., доначисления страховых взносов в сумме 43 005,21 руб. и начисления пени в сумме 14 352,36 руб. не соответствует Закону № 212-ФЗ, нарушает права и законные интересы заявителя, необоснованно возлагая на него обязанность по уплате страховых взносов и штрафных санкций, в связи с чем, подлежит признанию недействительным в данной части.

При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.

Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции в обжалуемой части и удовлетворения апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 09 июня 2017 года по делу №А19-2811/2017 в обжалуемой части оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий Е.О.Никифорюк

Судьи В.А.Сидоренко

Д.В.Басаев