НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2011 № 04АП-4425/11

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

672000, Чита, ул. Ленина, 100б

тел. (3022) 35-96-26, тел./факс (3022) 35-70-85

Е-mail: info@4aas.arbitr.ru http://4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита Дело № А19-13026/2011

23 ноября 2011 года

Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2011 года.

Полный текст постановления изготовлен 23 ноября 2011 года.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Паньковой Н.М., судей Рылова Д.Н., Желтоухова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Королевой Д.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 5 сентября 2011 года по делу № А19-13026/2011, по заявлению Федерального государственного учреждения комбинат «Лена» Управления Федерального агентства по государственным резервам по Сибирскому федеральному округу (ОГРН 1053847000030, ИНН 3823017125) к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Иркутской области (ОГРН 1043801756756, ИНН 3812079313) об отмене представления в части и предписания, (суд первой инстанции Шубина Т.Ю.),

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Касаткин Д.Г. (доверенность от 15.10.2011);

от ответчика: не явился, извещен;

установил:

Федеральное государственное учреждение комбинат «Лена» Управления Федерального агентства по государственным резервам по Сибирскому федеральному округу (далее – Комбинат, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Иркутской области (далее – Управление Росфиннадзора в Иркутской области, Управление) об отмене представления от 19.05.2011 № 34-04-48/1858 в части и предписания от 19.05.2011 № 34-04-48/1859.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 5 сентября 2011 года признаны недействительными представление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Иркутской области «О ненадлежащем исполнении бюджетного процесса» № 29 от 19.05.2011 (исх. № 34-04-48/1858 от 19.05.2011) в части пункта 1 и пункта 2 Главы 2 и предписание Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Иркутской области «По устранению выявленных нарушений» № 12 от 19.05.2011 (исх. № 34-04-48/1859 от 19.05.2011), как не соответствующие Постановлению Совета Министров РСФСР от 04.02.1991 N 76 «О некоторых мерах по социально - экономическому развитию районов Севера», Постановлению Главы администрации Иркутской области № 9 от 28.01.1993г. В обоснование суд указал, что пунктом 2 Постановления Главы администрации Иркутской области от 28.01.1993г. № 9 предусмотрено, что затраты на выплату установленных выравнивающих районных коэффициентов предприятиям необходимо осуществлять за счет собственных средств, а бюджетным организациям за счет средств соответствующих бюджетов. Кроме того, из материалов дела видно, что главным распорядителем доведены до Федерального государственного учреждения комбинат «Лена» Управления Федерального агентства по государственным резервам по Сибирскому федеральному округу лимиты бюджетных обязательств и утверждена смета доходов и расходов на 2009 и 2010 годы с учетом начисления районного коэффициента в размере 1,4. Начисления и выплата районного коэффициента на заработную плату работникам комбината установлены согласно статьям утвержденной сметы финансирования, произведены на цели, указанные в ней. Данный факт не оспаривается территориальным управлением. Таким образом, комбинатом обоснованно произведено начисление и выплата районного коэффициента к заработной плате в размере 1,4, а ссылка ответчика на пункт 6 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации определяющей, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, несостоятельна.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление Росфиннадзора в Иркутской области обратилось в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт, отказав заявителю в удовлетворении заявленных требований.

Представитель Федерального государственного учреждения комбинат «Лена» Управления Федерального агентства по государственным резервам по Сибирскому федеральному округу в судебном заседании с апелляционной жалобой не согласился, дал пояснения согласно письменному отзыву, считает решение суда первой инстанции законным и не подлежащим отмене. Просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

Представитель Управления Росфиннадзора в Иркутской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном интернет сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в картотеке арбитражных дел.

Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенного лица, участвующего в деле.

В судебном заседании представитель заявителя завил ходатайство о процессуальном правопреемстве Федерального государственного учреждения комбинат «Лена» Управления федерального агентства по государственным резервам по Сибирскому Федеральному округу на его правопреемника Федеральное государственное казенное учреждение комбинат «Лена» им. В.Н. Вербицкого Управления Федерального агентства по государственным резервам по Сибирскому Федеральному округу. Ходатайство мотивировано тем, что в целях увековечения памяти директора Федерального государственного учреждения комбинат «Лена» Управления Федерального агентства по государственным резервам по Сибирскому федеральному округу Владимира Николаевича Вербицкого, внесшего значительный вклад в развитие и укрепление единой федеральной системы государственного резерва Российской Федерации., в наименование учреждения были внесены изменения. В связи с чем, в Устав и в ЕГРЮЛ внесены соответствующие изменения.

В подтверждение, заявленного ходатайства представлены: Приказ от 24.08.2011 №298 «О внесении изменений в Устав Федерального государственного учреждения комбинат «Лена» Управления Федерального агентства по государственным резервам по Сибирскому федеральному округу (новая редакция)», Выписка из ЕГРЮЛ от 13.10.2011.

В соответствии с частью 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.

Рассмотрев заявленное ходатайство о процессуальном правопреемстве, суд апелляционной инстанции считает возможным его удовлетворить, заменив Федеральное государственное учреждение комбинат «Лена» Управления федерального агентства по государственным резервам по Сибирскому Федеральному округу на его правопреемника Федеральное государственное казенное учреждение комбинат «Лена» им. В.Н. Вербицкого Управления Федерального агентства по государственным резервам по Сибирскому Федеральному округу.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Иркутской области в период с 21.03.2011 по 21.04.2011 проведена проверка правомерности и эффективности использования средств федерального бюджета и имущества, находящегося в федеральной собственности в Федеральном государственном учреждении комбинат «Лена» Управления Федерального агентства по государственным резервам по Сибирскому федеральному округу за периоды 2010-2011 годы.

По результатам проверки составлен акт от 21.04.2011, в котором отражены финансовые нарушения, выразившиеся в: начислении и выплате районного коэффициента к заработной плате, превышающего размер, установленный федеральным органом, на общую сумму - 3 245 285 рублей; излишнее произведение отчислений в государственные внебюджетные фонды из-за начисления районного коэффициента к заработной плате в превышающем размере, установленного федеральным органом, на общую сумму – 850 261руб.

На отраженные в акте нарушения комбинат представил возражения от 21.04.2011.

Представленные возражения не были приняты Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Иркутской области, что отражено в заключении от 18.05.2011.

По результатам проверки управлением вынесено предписание по устранению выявленных нарушений № 12 от 19.05.2011 (исх. № 34-04-48/1859 от 19.05.2011), которым предложено прекратить выплаты районного коэффициента, превышающего размер, установленный федеральным законодательством, за счет средств федерального бюджета; принять мены по обеспечению выплат районного коэффициента, превышающего размер, установленный федеральным законодательством, за счет собственных средств субъекта Российской Федерации.

В целях прекращения данных нарушений Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Иркутской области было вынесено представление о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса № 29 от 19.05.2011 (исх. № 34-04-48/1858 от 19.05.2011), которым комбинату предложено принять меры по недопущению в дальнейшем совершения указанных в представлении нарушений.

Не согласившись с предписанием и представлением в соответствующей части, полагая, что они не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы Федеральное государственное учреждение комбинат «Лена» Управления Федерального агентства по государственным резервам по Сибирскому федеральному округу обратился в суд с заявлением о признании их незаконными.

В соответствии с пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В соответствии со статьями 1, 3 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» действие данного Закона распространяется на лиц, работающих по найму или временно на предприятиях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от форм собственности, и лиц, проживающих в указанных районах и местностях.

Государственные гарантии и компенсации для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях, устанавливаются названным Законом и другими соответствующими законодательными актами Российской Федерации.

Статьей 315 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

Согласно статье 316 Трудового кодекса Российской Федерации и статье 10 Закона РФ от 19.02.1993 N 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых соответственно из средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов.

Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями.

Суммы указанных расходов относятся к расходам на оплату труда в полном размере.

Правительством Российской Федерации соответствующих актов, устанавливающих размер районного коэффициента и порядок его применения, не принято.

Согласно статье 423 Трудового кодекса Российской Федерации впредь до приведения законов и иных нормативных актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года N 2014-1 «О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств», применяются постольку, поскольку они не противоречат Трудовому кодексу Российской Федерации.

Изданные до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и применяемые на территории Российской Федерации Постановления Правительства СССР по вопросам, которые в соответствии Трудовым кодексом Российской Федерации могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов.

Следовательно, к рассматриваемым отношениям подлежат применению указанные в статье 423 Трудового кодекса Российской Федерации акты законодательства.

Статьей 13 Постановления Совета Министров РСФСР от 04.02.1991г. № 76 «О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера» (действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений), Советам Министров республик, входящих в состав РСФСР, крайисполкомам, облисполкомам и исполкомам Советов народных депутатов автономных округов по согласованию с соответствующими профсоюзными органами предоставлено право устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на территории (автономный округ, город, район) минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов.

Во исполнение вышеуказанного постановления Главой администрации Иркутской области принято Постановление от 28.01.1993г. № 9 «О выравнивании районного коэффициента к заработной плате на территории Иркутской области ».

Согласно названному постановлению: с 1 января 1993 года постановлено установить выравнив единый районный коэффициент к заработной плате рабочих и служащих в размере: 1,6 - на территории г. Усть-Илимска, Усть-Илимского и Нижнеилимского районов; 1,4 - на территорий г. Братска, Братского района; 1,3 - на территории остальных городов и районов юга Иркутской области (пункт 1)

При этом, пунктом 2 настоящего постановления прямо установлено, что затраты на выплату установленных районных коэффициентов осуществлять предприятиями за счет собственных средств, бюджетным организациям за счет соответствующих бюджетов.

Основанием для вынесения Управлением Росфиннадзора в Иркутской области обжалуемых предписания и представления послужило то, что в ходе проведения проверки финансово-хозяйственной деятельности комбината управлением установлен факт неправомерного завышения районного коэффициента, в результате чего, комбинатом была излишне начислена и выплачена заработная плата работникам, излишне произведены отчисления в государственные внебюджетные фонды.

При этом суд первой инстанции правильно указал, что поскольку, до настоящего времени такого правового акта на федеральном уровне в Российской Федерации не принято, подлежит применению Постановление главы администрации Иркутской области от 28.01.1993 № 9 «О выравнивании районного коэффициента к заработной плате на территории Иркутской области » принятое в соответствии с абзацем 1 пункта 13 Постановления Совмина РСФСР от 04.02.1991 N 76 «О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера», которым был введен районный коэффициент на территории г. Братске и Братском районе в повышенном размере – 1,4. Постановление Совета Министров РСФСР от 04.02.1991 N 76 «О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера» было принято при осуществлении полномочий в социальной сфере в целях защиты трудовых прав граждан в рамках осуществления своих полномочий, (при этом согласно ст. 122 Конституции РСФСР от 12.04.1978, в редакции от 09.12.1992 - Совет Министров является Правительством Российской Федерации).

Кроме того, законность постановления главы администрации Иркутской области от 28.01.1993 № 9 была оспорена ОАО «Востоксибэлектросетьстрой» в Иркутском областном суде. Решением Иркутского областного суда от 07.12.2007 и определением Верховного Суда Российской Федерации от 19.03.2008г. № 66-ГО8-1 установлено, что Постановление главы администрации Иркутской области от 28.01.1993 № 9, принятое во исполнение Постановления Совета Министров РСФСР от 4 декабря 1991 года № 76 соответствует нормативным правовым актам трудового законодательства; Глава администрации Иркутской области, принимая данное постановление, действовал в пределах полномочий, предоставленных законом.

Пунктом 2 Постановления Главы администрации Иркутской области от 28.01.1993г. № 9 предусмотрено, что затраты на выплату установленных выравнивающих районных коэффициентов предприятиям необходимо осуществлять за счет собственных средств, а бюджетным организациям за счет средств соответствующих бюджетов.

Кроме того, как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, главным распорядителем до Федерального государственного учреждения комбинат «Лена» Управления Федерального агентства по государственным резервам по Сибирскому федеральному округу лимиты бюджетных обязательств и смета доходов и расходов на 2009 и 2010 годы были доведены с учетом начисления районного коэффициента в размере 1,4. Начисления и выплата районного коэффициента на заработную плату работникам комбината установлены согласно статьям утвержденной сметы финансирования, произведены на цели, указанные в ней, что не оспаривается Управлением Росфиннадзора в Иркутской области.

При таких обстоятельствах, начисление и выплата комбинатом районного коэффициента к заработной плате в размере 1,4 не противоречит действующему законодательству и произведено им обоснованно.

Суд первой инстанции правомерно отклонил довод ответчика, со ссылкой на пункт 6 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, как несостоятельный.

В силу указанного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое предписание Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Иркутской области «По устранению выявленных нарушений» № 12 от 19.05.2011г. (исх. № 34-04-48/1859 от 19.05.2011г.) и представление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Иркутской области «О ненадлежащем исполнении бюджетного процесса» № 29 от 19.05.2011г. (исх. № 34-04-48/1858 от 19.05.2011г.) в части пункта 1 и пункта 2 Главы 2 не соответствуют Постановлению Совета Министров РСФСР от 04.02.1991 N 76 «О некоторых мерах по социально - экономическому развитию районов Севера», Постановлению Главы администрации Иркутской области № 9 от 28.01.1993 «О выравнивании районного коэффициента к заработной плате на территории Иркутской области», удовлетворив заявленные требования.

Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо влияли на обоснованность и законность оспариваемого решения суда, либо опровергали выводы суда первой инстанции.

Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.

На основании изложенного, у суда апелляционной инстанции нет законных оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 48, 268, частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л:

Произвести замену Федерального государственного учреждения комбинат «Лена» Управления федерального агентства по государственным резервам по Сибирскому Федеральному округу на правопреемника Федеральное государственное казенное учреждение комбинат «Лена» им. В.Н. Вербицкого Управления Федерального агентства по государственным резервам по Сибирскому Федеральному округу.

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 5 сентября 2011 года по делу № А19-13026/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Иркутской области без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.

Председательствующий Н.М. Панькова

Судьи Д.Н. Рылов

Е.В. Желтоухов