НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2024 № А19-4569/2023

Четвертый арбитражный апелляционный суд

улица Ленина, дом 145, Чита, 672007, http://4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита Дело № А19-4569/2023

28 февраля 2024 года

Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2024 года

Полный текст постановления изготовлен 28 февраля 2024 года

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Мациборы А.Е., судей Горбатковой Е.В., Филипповой И.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Городецким Р.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 28 ноября 2023 года по делу № А19-4569/2023 по иску Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области к Гаражно-строительному кооперативу №225 о взыскании 154 573 руб. 37 коп.

установил:

Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением к Гаражно-строительному кооперативу №225 о взыскании излишне уплаченной Кекшину А.Н. страховой пенсии за период с апреля 2020 по декабрь 2020, с января 2021 по февраль 2021, май 2021 по июль 2021. в размере 154 573 руб. 37 коп.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 28 ноября 2023 года в удовлетворении иска отказано.

Не согласившись с указанным решением, Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области обратилось в Четвертый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт, об удовлетворении исковых требований.

В обоснование жалобы указывает, что сведения индивидуального учета по форме СЗВ-М за апрель 2020 представлены позже установленного законом срока. Полагает, что указание судом на своевременное представление ответчиком сведений за июль 2021 ошибочно, поскольку за данный отчетный период сведения представлены ответчиком несвоевременно - 23.02.2022, что подтверждается исходной формой СЗВ-М за июль 2021, извещением о доставке и протоколом проверки, содержащимися в материалах дела. Поскольку ответчик свою обязанность по своевременному предоставлению отчетности не исполнял. На момент принятия решения о выплате пенсии с учетом индексации у пенсионного органа отсутствовали сведения об осуществлении застрахованным лицом Кекшиным А.Н. оплачиваемой работы.

Ответчик представил отзыв на апелляционную жалобу, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Участвующие в деле лица явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного заседания.

Как следует из материалов дела, Кекшин А.Н. является получателем страховой пенсии по старости.

В связи с несвоевременным представлением ответчиком сведений по форме СЗВ-М за апреля 2020 по декабрь 2020, с января 2021 по февраль2021, май 2021 по июль 2021 на работающего пенсионера Кекшина А.Н., что привело к выплате пенсии в повышенном размере с учетом индексации как неработающему пенсионеру за период с 01.04.2020 по 28.02.2022.

Согласно представленному истцом расчету сумма излишне выплаченных сумм страховой пенсии составила 154 573 руб. 37 коп.

Пенсионным фондом в адрес ответчика направлена претензия от 18.01.2023 № 257 с предложением произвести возврат переплаты пенсии

Неисполнение ответчиком требования истца послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.

Суд первой инстанции в удовлетворении исковых требований отказал.

Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, проверив правильность применения норм материального и соблюдения норм процессуального права в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Предметом исковых требований является взыскание с ответчика убытков в виде выплаты повышенной пенсии, причиненных истцу в связи с несвоевременностью подачи ответчиком в Пенсионный фонд сведений о застрахованных лицах.

Согласно статье 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.

В силу положения статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Таким образом, основанием для возложения гражданско-правовой ответственности за причинение вреда является совокупность следующих юридически значимых обстоятельств: наличие убытков и доказанность их размера; противоправное поведение причинителя вреда; причинно-следственная связь между действиями (бездействием) причинителя вреда и возникшими у потерпевшего убытками. При отсутствии хотя бы одного из перечисленных условий привлечение к имущественной ответственности не представляется возможным.

Статьей 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон "О страховых пенсиях") установлен порядок выплаты страховой пенсии в период осуществления работы и (или) иной деятельности.

Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности, за период начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности.

Пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ установлено, что страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона "О страховых пенсиях" физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

В случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 статьи 28 Закона "О страховых пенсиях", и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 3 статьи 28).

В соответствии с положениями статьи 6 Закона N 27-ФЗ ответчик является страхователем по обязательном пенсионному страхованию и обязан предоставить индивидуальные сведения в отношении застрахованного лица по форме СЗВ-М.

Истец указал, что сведений по форме СЗВ-М за период с апреля 2020 по декабрь 2020, с января 2021 по февраль 2021, май 2021 по июль 2021 на работающего пенсионера Кекшина А.Н., ответчиком были представлены несвоевременно, что привело к выплате пенсии в повышенном размере с учетом индексации как неработающему пенсионеру за период с 01.04.2020 по 28.02.2022.

Суд первой инстанции сделал верный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения иска.

В рассматриваемом случае Пенсионный фонд не воспользовался сведениями индивидуального (персонифицированного) учета, а также сведениями из РСВ-1,
СЗВ-ТД, прямо подтверждающими отсутствие перерыва в трудовой деятельности застрахованного лица, никакую дополнительную проверку не проводил, в основу принятого решения об индексации и последующих выплат положил исключительно факт непредставления сведений о застрахованном лице по форме СЗВ-М за период с апреля 2020 по декабрь 2020, с января 2021 по февраль 2021, май 2021 по июль 2021. По мнению суда, отсутствие автоматизированного механизма проверки, наличие нарушений в действиях страхователя не освобождает Пенсионный фонд от обязанности по принятию обоснованного решения при реализации собственных полномочий по индексации пенсии.

Согласно сведениям представленными МИФНС №20 по Иркутской области, формы РСВ в МИФНС №20 за 2019 г. были поданы в пределах установленных сроков.

В 2020 г. ГСК №225 предоставлены сведения в налоговую - формы РСВ за 2019 г. - 29.01.2020г., оплачены взносы - 25.12.2020 г.

В 2021 г. ГСК №225 предоставлены сведения в налоговую - формы РСВ за 2020 г., 2021 г., оплачены взносы - 07.09.2021 г, 26.10.2021 г., направлены формы в Пенсионный фонд СЗВ-М за 2020 г. и 2021 г.

Таким образом, Пенсионный фонд не был лишен при проведении проверки возможности воспользоваться данными сведениями, подтверждающими факт работы Кекшина А.Н. в спорном периоде в ГСК №225, и не производить выплату пенсии застрахованному лицу с учетом индексации за последующие периоды.

Кроме того, как верно указано судом первой инстанции, сведения о работающем застрахованном лице по форме СЗВ-М за 2020 и 2021 гг. были поданы ГСК №225 с опозданием, при этом указанные формы не были «нулевыми», в них работающим лицом был указан Кекшин А.Н.

Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, о том, что факт несвоевременного представления сведений по формам СЗВ-М, не может являться причиной переплаты работающему пенсионеру, за спорный период, поскольку последующие отчеты формы СЗВ-М за июль 2021 и август 2021, сентябрь 2021 года были направлены представлены ответчиком в установленный законом срок не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным.

В настоящем споре ГСК №225 с нарушением срока были поданы формы СЗВ-М по единственному работнику, при этом, подавались в налоговую - формы РСВ, которые, впоследствии, передаются истицу, в связи с чем, у Фонда отсутствовали какие-либо иные сведения, подтверждающие отсутствие единственного работника в штате ГСК №225.

При таких обстоятельствах на момент вынесения решения о выплате страховой пенсии с учетом индексации Пенсионный фонд обладал достоверной информацией об осуществлении Кекшина А.Н. трудовой деятельности у ответчика и, следовательно, не вправе было выносить распоряжение и производить указанные выплаты при наличии представленных ответчиком отчетов о застрахованных лицах.

Учитывая положение ч. 4 ст. 26.1 Закона «О страховых пенсиях», ст. 11.1, ст. 17 Закона №27 у Пенсионного фонда обязаны были возникнуть обоснованные сомнения в отсутствии предоставления отчетности СЗВ-М в отношении единственного сотрудника - единоличного исполнительного органа общества, сведения о котором содержатся в ЕГРЮЛ.

Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что об осуществлении трудовой деятельности пенсионерами территориальный орган Пенсионного фонда уведомляется страхователем не только в отчете по форме СЗВ-М, предоставляемой помесячно, но и в расчете формы РСВ-1, предоставляемой ежеквартально.

Кроме того, в части 4 статьи 28 Закона № 400-ФЗ указано, что в случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчете размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Установление указанной пенсии или выплаты в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или прекращение выплаты указанной пенсии или выплаты в связи с отсутствием права на них производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка.

Аналогичные положения содержатся и в части 5 статьи 24 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

При этом в случае, предусмотренном частью 10 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ, выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором выносится решение, предусмотренное пунктом 88 Правил № 885н, без удержания за прошлое время (пункт 90 Правил №885н).

В свою очередь, частью 10 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ предусмотрено, что при выявлении обстоятельств, влекущих уменьшение сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, в связи с непредставлением страхователем в установленный срок либо представлением им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, решение органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, пересматривается без удержания излишне выплаченных сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).

Из содержания указанных норм права следует, что выплата неработающим пенсионерам индексации производится на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Решение об этом принимает территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.

Если после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии получены сведения о факте осуществления работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения.

Новое решение принимается с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ.

Следовательно, пенсионный фонд в силу части 4 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М, представленных ответчиком до принятия истцом решения об установлении пенсионеру повышенного размера пенсии, имел возможность и должен был уточнить факт осуществления пенсионером трудовой деятельности.

С учетом фактических обстоятельств дела суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но признаются судом необоснованными и не способными повлиять на законность и обоснованность принятого судом первой инстанции судебного акта.

Нарушений норм материального и процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь его отмену, судом апелляционной инстанции не установлено в связи с чем, решение по делу подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Иркутской области от 28 ноября 2023 года по делу № А19-4569/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.

Председательствующий судья

А.Е. Мацибора

Судьи

Е.В. Горбаткова

И.Н. Филиппова