НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 15.01.2015 № 04АП-5986/14

Четвертый арбитражный апелляционный суд

улица Ленина, дом 100б, Чита, 672000, http://4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита Дело № А19-10180/2014

«22» января 2015 года

Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 22 января 2015 года.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Никифорюк Е.О.,

судей: Желтоухова Е.В., Басаева Д.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жалсановым Б.Ц., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу агентства лесного хозяйства Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 10 октября 2014 года по делу №А19-10180/2014 по заявлению индивидуального предпринимателя Полякова Евгения Анатольевича к агентству лесного хозяйства Иркутской области (ОГРН 1073808028194, ИНН 3808170859664003, г. Иркутск, ул. Горького, 31) с участием третьих лиц Общество с ограниченной ответственностью «Империя» (ОГРН 1083812003472, ИНН 3812104802, 664519, Иркутская область, Иркутский район, с.Смоленщина, ул.Иркутская, 10), министерства промышленной политики и лесного комплекса Иркутской области (ОГРН 1063808162307, ИНН 3808160145, 664027, г.Иркутск, ул. Ленина, 1a) о признании незаконным решения,

(суд первой инстанции – М.Н. Габескирия)

при участии в судебном заседании:

от заявителя: не явился, извещен;

от заинтересованного лица: не явился, извещен;

от третьих лиц:

от Общества с ограниченной ответственностью «Империя»: не явился, извещен;

от министерства промышленной политики и лесного комплекса Иркутской области: не явился, извещен;

установил:

Индивидуальный предприниматель Поляков Евгений Анатольевич (ОГРНИП 309385002300076, ИНН 381109461868, г. Иркутск, далее – предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к агентству лесного хозяйства Иркутской области (ОГРН 1073808028194, ИНН 3808170859664003, г. Иркутск, ул. Горького, 31, далее - агентство)

о признании решения агентства лесного хозяйства Иркутской области об отказе в согласовании передачи прав и обязанностей индивидуального предпринимателя Полякова Евгения Анатольевича по договору аренды лесного участка от 18.02.2011 № 91-42/11 Обществу с ограниченной ответственностью «Империя», изложенное в письме от 28.03.2014 исх. № 91-37-1885/14, как не соответствующее Гражданскому кодексу Российской Федерации;

об обязании агентства лесного хозяйства Иркутской области согласовать передачу прав и обязанностей индивидуального предпринимателя Полякова Евгения Анатольевича по договору аренды лесного участка от 18.02.2011 № 91-42/11 Обществу с ограниченной ответственностью «Империя».

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Общество с ограниченной ответственностью «Империя» (ОГРН 1083812003472, ИНН 3812104802, 664519, Иркутская область, Иркутский район, с.Смоленщина, ул.Иркутская, 10, далее – общество, ООО «Империя»), министерство промышленной политики и лесного комплекса Иркутской области (ОГРН 1063808162307, ИНН 3808160145, 664027, г.Иркутск, ул. Ленина, 1a, далее- министерство)

Решением Арбитражного суда Иркутской области признано незаконным решение агентства лесного хозяйства Иркутской области (ОГРН 1073808028194, ИНН 3808170859) об отказе в согласовании передачи прав и обязанностей индивидуального предпринимателя Полякова Евгения Анатольевича (г. Иркутск) по договору аренды лесного участка № 91-42/11 от 18.02.11 Обществу с ограниченной ответственностью «Империя», изложенное в письме исх. № 91-37-1885/14 от 28.03.14, как не соответствующее п. 2 ст. 615 Гражданского кодекса Российской Федерации. Суд первой инстанции обязал агентство лесного хозяйства Иркутской области (ОГРН 1073808028194, ИНН 3808170859) согласовать передачу прав и обязанностей индивидуального предпринимателя Полякова Евгения Анатольевича (г. Иркутск) по договору аренды лесного участка № 91-42/11 от 18.02.11 Обществу с ограниченной ответственностью «Империя».

В обосновании суд первой инстанции указал, что доказательств того, что заявление индивидуального предпринимателя Полякова Е.А. рассматривалось в соответствии с распоряжением Правительства Иркутской области от 27.12.2013 № 655-рп и распоряжением министерства промышленной политики и лесного комплекса Иркутской области от 24.01.2014 № 5-мр, то есть приложенные к заявлению индивидуального предпринимателя Полякова Е.А. о согласовании передачи прав и обязанностей документы оценивались в соответствии с п.7 распоряжения министерства промышленной политики и лесного комплекса Иркутской области от 24.01.2014 № 5-мр, агентством лесного хозяйства Иркутской области не представлено.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, агентство обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит Решение Арбитражного суда Иркутской области от 10.10.2014 года по делу №А19-10180/2014 отменить. Принять по делу новый судебный акт об отказе ИП Полякову Евгению Анатольевичу в удовлетворении требований.

Указывает, что 03.02.2014 года было проведено совместное совещание Министерства промышленной политики и лесного комплекса Иркутской области и агентства лесного хозяйства Иркутской области. Согласно п.3.1 протокола совместного совещания от 03.02.2014 года, агентству лесного хозяйства рекомендовано запретить заключать дополнительные соглашения по передаче прав и обязанностей третьим лицам. При поступлении документов предпринимателя была направлена служебная записка в министерство, но оно ответило, что рекомендуется отказать.

На апелляционную жалобу агентства поступил отзыв общества, в котором оно соглашается с выводами суда первой инстанции и просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается уведомлениями вручении. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционным жалобам размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети «Интернет» 04.12.2014.

Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом.

Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Индивидуальный предприниматель Поляков Евгений Анатольевич зарегистрирован в качестве гражданина, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица, ОГРНИП 309385002300076, что подтверждается выпиской из ЕГРИП по состоянию на 03.07.2014 (т.1 л.д.40).

Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, согласно подписанному агентством лесного хозяйства по Иркутской области с индивидуальным предпринимателем Поляковым Евгением Анатольевичем – победителем лесного аукциона, протоколу результатов лесного конкурса от 15.02.2011 № 6 (т.1 л.д.66), единственный участник аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, проходившего в г. Иркутске 15.02.2011., в связи с признанием аукциона несостоявшимся в соответствии с пунктом 1 части 7 статьи 80 Лесного кодекса Российской Федерации, обязался заключить сроком на 49 лет договор аренды лесного участка общей площадью 1,6 га, расположенного на территории Иркутской области, в Иркутском районе, Иркутского лесничества, Приморского участкового лесничества, ТУ № 8 «СХПК Пригородный», в квартале № 1, выдел 9, для осуществления рекреационной деятельности.

На основании п.п. 1.1, 1.2, заключенного агентством лесного хозяйства Иркутской области (арендодателем), с индивидуальным предпринимателем Поляковым Евгением Анатольевичем (арендатором), договора аренды лесного участка от 18.02.2011 № 91-42/11 (т.1 л.д.16-22), арендодатель, обязался предоставить, а арендатор принять, в возмездное временное пользование сроком на 49 лет лесной участок, площадью 1,6 га., с номером учетной записи в государственном лесном реестре 779-2010-2, расположенный в Иркутской области, в Иркутском районе, Иркутского лесничества, Приморского участкового лесничества, ТУ № 8 «СХПК Пригородный», в квартале № 1, выдел 9, в границах, указанных в плане лесного участке (схеме) (приложение № 2 к договору), для осуществления рекреационной деятельности.

В соответствии с пунктом 5.3.2 договора, арендатор имеет право с согласия арендодателя сдавать лесной участок, прошедший государственный кадастровый учет, в субаренду, передавать свои права и обязанности по договору другим лицам, отдавать право аренды в залог, вносить право аренды в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив.

Согласно выписке от 09.09.2014 № 01/057/2014-286 из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (т.1 л.д.71), зарегистрировано право аренды за Поляковым Евгением Анатольевичем на земельный участок, из земель лесного фонда, для осуществления рекреационной деятельности, площадью 16000 кв.м., с кадастровым номером 38:06:150527:1040, о чем в единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним 23.11.2012 внесена запись за номером 38-38-01/024/2011-775.

Согласно подписанному 30.07.2012 агентством лесного хозяйства Иркутской области с индивидуальным предпринимателем Поляковым Евгением Анатольевичем дополнительному соглашению к договору аренды лесного участка от 18.02.2011 № 91-42/11 (т.1 л.д.75), стороны договорились, в связи с постановкой на государственный кадастровый учет лесного участка, в соответствии пунктом 1 статьи 450, статьи 452, статьи 453 Гражданского кодекса Российской Федерации, изложить пункт 1.1 раздела 1 договора после слов: «общей площадью 1,6 га» дополнить словами: «(16000 + /- 2214 кв.м.) с кадастровым номером 85:06:000000:2333 (1977384 +/- 169753) с кадастровым номером 38:06:150527:1040».

Вступившим в законную силу определением Арбитражного суда Иркутской области от 11.03.2014 по делу № А19-3971/2013 (т.1 л.д.25-28) утверждено мировое соглашение, подписанное Обществом с ограниченной ответственностью «Империя» - Истец, и индивидуальным предпринимателем Полякова Евгения Анатольевича - Ответчик, в соответствии с которым стороны заключают договор уступки прав требования, по которому, Ответчик уступает Истцу права и обязанности по договору аренды лесного участка № 91-42/11 от 18.02.2011 (кадастровый номер лесного участка 38:06:150527:1040), государственная регистрация договора № 38-38-01/024/2011-775 от 14.03.2011).

В поступившем в агентство лесного хозяйства Иркутской области 28.02.2014 заявлении индивидуальный предприниматель Полякой Е.А. заявило о согласовании вопроса о передаче прав и обязанностей по договору аренды лесного участка от 18.02.2011 № 91-42/11 ООО «Империя» (т.1 л.д.30).

К названному заявлению приложены следующие документы: выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним № 01/015/2014-159 от 26.02.2014; копия паспорта Полякова Е.А.; Выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей № 2591в/2014 от 27.02.2014; копия свидетельства серии 38 № 002888167 о постановке на учет физического лица; копия уведомления о постановке на учет физического лица в налоговом органе № 61А от 23.01.2009; копия кадастрового паспорта № 3800/601/11-98140 от 24.10.2011; письмо территориального отдела агентства лесного хозяйства Иркутской области по Иркутскому лесничеству от 25.02.2014 № 174; копия договора аренды лесного участка от 18.02.2011 № 91-42/11.

В письме от 28.03.2014 № 91-37-1885/14 (т.1 л.д.29) агентство лесного хозяйство Иркутской области отказало заявителю в передаче прав и обязанностей по договору аренды лесного участка 91-42/11 от 18.02.2011 со ссылкой на то, что в соответствии с Протоколом совместного совещания от 03.02.2014 с министерством промышленной политики и лесного комплекса Иркутской области агентству лесного хозяйства Иркутской области рекомендовано запретить заключение дополнительных соглашений к договорам аренду лесных участков по передаче прав и обязанностей третьим лицам.

Не согласившись с отказом агентства, предприниматель обратился в Арбитражный суд иркутской области.

Решением Арбитражного суда Иркутской области заявленное требование удовлетворено.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, агентство обратилось в суд апелляционной инстанции.

Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.

В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 5 ст.200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Рассматривая дело, суд первой инстанции правильно исходил из следующих положений.

Основным актом, регулирующим лесные отношения, является Лесной кодекс. Пунктом 2 статьи 3 Лесного кодекса предусмотрено, что имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В соответствии с частью 3 статьи 71 Лесного кодекса к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом.

Согласно пункту 2 статьи 615 Кодекса арендатор вправе с согласия арендодателя сдавать арендованное имущество в субаренду (поднаем) и передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу.

Пунктом 5.3.2 договора аренды лесного участка от 18.002.2011 № 91-42/11 предусмотрена необходимость согласования с арендодателем передачи арендатором прав и обязанностей по договору другим лицам.

Часть 8 статьи 83 Лесного кодекса устанавливает право уполномоченного федерального органа исполнительной власти издавать административные регламенты предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в сфере переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий.

Пунктом 3.1 части 10 статьи 83 Лесного кодекса предусмотрены полномочия высшего должностного лица субъекта Российской Федерации до утверждения регламентов, указанных в части 8 настоящей статьи, утверждать административные регламенты предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в сфере переданных полномочий. Такие регламенты не могут противоречить нормативным правовым актам Российской Федерации, в том числе не могут содержать не предусмотренные такими актами дополнительные требования и ограничения в части реализации прав и свобод граждан, прав и законных интересов организаций. Они разрабатываются с учетом требований к регламентам предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг и исполнения государственных функций.

Административный регламент предоставления государственных услуг не утвержден.

В письме Федерального агентства лесного хозяйства Российской Федерации от 21.04.2009» МГ-03-4/2471 Рослесхоз рекомендует учитывать следующее:

Порядок выдачи согласия на сделки с арендованными лесными участками или арендными правами должен быть установлен соответствующим правовым актом.

Решения о выдаче согласия (отказе в выдаче согласия) целесообразно принимать на заседании комиссии, создаваемой при органе государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченном в сфере лесных отношений.

К заявлению арендатора о выдаче согласия на совершение сделки с арендованными лесными участками или арендными правами должны быть приложены:

- выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, содержащая информацию о регистрации договора аренды лесного участка;

- копия документа, удостоверяющего личность (для арендаторов - физических лиц);

- выписка из Единого государственного реестра юридических лиц (для арендаторов -юридических лиц);

- выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для арендаторов - индивидуальных предпринимателей);

- копия свидетельства о постановке на налоговый учет в налоговом органе;

- копия кадастрового паспорта (плана) лесного участка;

- нотариально заверенные документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего заявление о выдаче согласия на совершение сделки с арендованным лесным участком или арендными правами (в случае необходимости);

- документы о лице, с которым арендатор предполагает совершить сделку с арендованным лесным участком или арендными правами (далее - субарендатор), а именно: копию документа, удостоверяющего личность (для субарендаторов - физических лиц); выписку из Единого государственного реестра юридических лиц (для субарендаторов - юридических лиц); выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для субарендаторов - индивидуальных предпринимателей); копию свидетельства о постановке на налоговый учет в налоговом органе.

Согласие на совершение сделки с арендованным лесным участком и арендными правами не выдается в случае, если:

- арендатором не представлены все необходимые документы;

- субарендатору в соответствии с федеральными законами не могут быть предоставлены лесные участки;

- в отношении субарендатора (юридического лица или индивидуального предпринимателя) осуществляется процедура банкротства;

- субарендатор находится в процессе ликвидации или субарендатором прекращается деятельность в качестве индивидуального предпринимателя;

- заключенный с арендатором договор аренды не приведен в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации;

- лесной участок не прошел государственный кадастровый учет;

- совершение сделки с арендованным лесным участком или арендными правами может повлечь нарушения требований устойчивого и рационального лесопользования, а также прав граждан в области охраны окружающей среды;

- в ходе проверки выполнения арендатором обязанностей по договору аренды и своевременности внесения платежей по договору аренды выявлены существенные или неоднократные нарушения договора аренды.

Как правильно указывает суд первой инстанции, в соответствии с письмом Федерального агентства лесного хозяйства Российской Федерации от 21.04.2009» МГ-03-54/2471 индивидуальным предпринимателем Поляковым Е.А. к заявлению о передаче прав и обязанностей приложены все указанные в п. 3 названного письма документы. Представитель агентства лесного хозяйства Иркутской области указал на отсутствие у заявителя задолженности по арендным платежам.

Распоряжением Правительства Иркутской области от 27.12.2013 № 655-рп министерству промышленной политики и лесного комплекса Иркутской области поручено осуществлять в отношении агентства лесного хозяйства Иркутской области, в том числе, функцию по согласованию передачи прав по договорам аренды лесных участков.

В соответствии с пунктом 7 распоряжения министерства промышленной политики и лесного комплекса Иркутской области от 24.01.2014 № 5-мр, выдача согласия на сделки с арендованными лесными участками или арендными правами осуществляется путем оценки документов и материалов, представленных заявителем в порядке, установленном законодательством.

Согласно пункту 7.1 названного распоряжения, оценка документов и материалов, представленных заявителем, осуществляется комиссией с участием представителей Министерства и Агентства.

В пункте 3 Протокола совместного совещания Министерства и Агентства от 03.02.2014, агентству лесного хозяйства Иркутской области рекомендовано запретить заключать дополнительные соглашения к договорам аренды лесных участков по передаче прав и обязанностей третьим лицам.

Как правильно указывает суд первой инстанции, в поступившей в агентство лесного хозяйства Иркутской области 04.03.14 служебной записке, министерство промышленной политики и лесного комплекса Иркутской области со ссылкой на п.3.1 Протокола совместного совещания от 03.02.2014 возвратило поступившие в министерство документы. Вместе с тем, доказательств свидетельствующих о том, что заявление индивидуального предпринимателя Полякова Е.А. рассматривалось в соответствии с распоряжением Правительства Иркутской области от 27.12.2013 № 655-рп и распоряжением министерства промышленной политики и лесного комплекса Иркутской области от 24.01.2014 № 5-мр, то есть приложенные к заявлению индивидуального предпринимателя Полякова Е.А. о согласовании передачи прав и обязанностей документы оценивались в соответствии с п.7 распоряжения министерства промышленной политики и лесного комплекса Иркутской области от 24.01.2014 № 5-мр, агентством лесного хозяйства Иркутской области не представлено.

При наличии указанных обстоятельств, а также учитывая установленную распоряжением Правительства Иркутской области от 27.12.2013 № 655-рп и распоряжением министерства промышленной политики и лесного комплекса Иркутской области от 24.01.2014 № 5-мр процедуру выдачи согласия на сделки с арендованными лесными участками, ссылка агентства лесного хозяйства Иркутской области на то, что выдача согласия на передачу обязанностей по договору аренды является правом, а не обязанностью арендодателя, правильно была отклонена судом первой инстанции.

Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что изложенный в письме агентства лесного хозяйства Иркутской области от 28.03.2014 исх. № 91-37-1885/14 отказ не соответствует пункту 2 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации, а заявленные требования полежат удовлетворению, а устранение нарушения прав заявителя будет выражаться в обязании агентства лесного хозяйства Иркутской области согласовать передачу прав и обязанностей индивидуального предпринимателя Полякова Е.А. по договору аренды лесного участка от 18.02.2011 № 91-42/11 ООО «Империя».

Апелляционный суд также полагает, что использованный заявителем способ защиты права в рассматриваемом деле допустим (несмотря на то, что спор касается гражданско-правовых отношений), так как согласование определяется посредством административных процедур. Возможность такого подхода следует и из судебной практики (например, по делу №А19-4837/2014).

При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.

Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 10 октября 2014 года по делу №А19-10180/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий Е.О.Никифорюк

Судьи Е.В.Желтоухов

Д.В.Басаев