НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2022 № А19-5754/2022

Четвертый арбитражный апелляционный суд

ул. Ленина 100б, Чита, 672000,

http://4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита

Дело № А19-5754/2022

21 сентября 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен 21 сентября 2022 года.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Сидоренко В.А.,

судей Антоновой О.П., Ломако Н.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Трофимовой О.А.,

рассмотрев апелляционную жалобу областного государственного казенного учреждения Центр занятости населения города Шелехов на решение Арбитражного суда Иркутской области от 14 июня 2022 года по делу № А19-5754/2022 по заявлению областного государственного казенного учреждения Центра занятости населения города Шелехова (ОГРН 1023802256081, ИНН 3821009739; 666034, Иркутская область, Шелехов город, 9-й квартал, 8, А) к акционерному обществу «Кремний» (ОГРН 1023802254145, ИНН 3821008439; 666034, Иркутская область, Шелехов город, Южная улица, 1, (А-Я № 26) о взыскании 765 000 рублей,

при участии в судебном заседании:

от акционерного общества «Кремний» – Громовой Ю.Ю. – представителя по доверенности от 19.04.2022 № КрШ-ДВ-22-0013,

установил:

областное государственное казенное учреждение Центр занятости населения города Шелехова (далее – заявитель, ОГКУ ЦЗН города Шелехова или Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к акционерному обществу «Кремний» (далее – АО «Кремний» или общество) с требованием о взыскании в бюджет Иркутской области субсидии в размере 765 000 рублей.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 14 июня 2022 года в удовлетворении заявленных требований отказано полностью.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, учреждение обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, по доводам, изложенным в жалобе.

Заявитель апелляционной жалобы указывает, что для осуществления трудовых функций по указанным профессиям недостаточно пройти обучение и получить свидетельство о его прохождении, которое фактически не дает право на управление самоходными машинами (к которым относятся тракторы и погрузчики), а значит выполнение трудовых функций по полученной в ходе обучения профессии невозможно.

Учреждение поясняет, что 3 работника из 17 не сдавали квалификационный экзамен и не получили удостоверение на право управления самоходной машиной в период действия Соглашения от 16 сентября 2019 года № 3. Указанные граждане направлены ответчиком для прохождения экзамена только в 2022 году, что подтверждается материалами дела и не оспаривается АО «Кремний».

Кроме того заявитель апелляционной жалобы указывает, что на момент получения субсидии (приказ ОГКУ ЦЗН города Шелехова о перечислении денежных средств АО «Кремний» от 26 ноября 2019 года № 238-П, заявка на расход от 27 ноября 2019 года), проведения проверки Контрольно-счетной палатой Иркутской области (далее – КСП) и подачи искового заявления о возврате средств субсидии, 3 работников экзамен на право управления самоходными машинами не сдали, следовательно, результат обучения (получение новой квалификации с возможностью исполнения соответствующих трудовых функций по полученной профессии) не был достигнут, что является основанием для возврата в бюджет полученной субсидии.

В письменном отзыве на апелляционную жалобу общество просило оставить решение Арбитражного суда Иркутской области от 14 июня 2022 года по делу № А19-5754/2022 без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Представитель общества в судебном заседании доводы отзыва поддержала.

О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы ОГКУ ЦЗН города Шелехова извещено надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), что подтверждается отчётом о публикации на официальном сайте Арбитражных судов Российской Федерации в сети «Интернет» (https://kad.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.

Учреждение явку своих представителей в судебное заседание не обеспечило. Руководствуясь частью 2, 3 статьи 156, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, выслушав представителя АО «Кремний», изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 16.09.2019 между ОГКУ ЦЗН города Шелехова и АО «Кремний» заключено соглашение № 3 о предоставлении субсидии в целях возмещения затрат (части затрат) на реализацию мероприятия по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию работников предпенсионного возраста (далее – соглашение № 3 от 16.09.2019 или соглашение).

Согласно доводам заявителя, в ходе контроля, осуществляемого КСП установлено, что в 2019 году общество не имело права на возмещение своих затрат за обучение 17 работников в связи с представлением в учреждение недостоверных сведений о прохождении обучения работниками, а именно: из 17 человек 3 человека не сдавали квалификационный экзамен и не получили удостоверение на право управления самоходной машиной.

Указанное явилось основанием для вынесения КСП заявителю – ОГКУ ЦЗН города Шелехова представления от 29.12.2021 года № 12/38-Пр.

01.02.2022 заявителем АО «Кремний» направлено требование от 27.01.2022 № (74-37)-80/22 о возврате в течение 30 рабочих дней со дня получения настоящего требования в бюджет денежных средств в размере 135 000 рублей.

Письмом от 28.02.2022 общество в удовлетворении требования заявителя отказало.

Указанные обстоятельства явились основанием для обращения Министерства в суд с настоящим заявлением.

Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.

На основании части 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) отношения, возникающие в процессе осуществления бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым БК РФ.

Согласно части 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Постановлением Правительства Иркутской области № 451-пп от 05.06.2019 (в редакции постановления от 19.02.2018 № 89-пп) утверждено Положение о предоставлении субсидий из областного бюджета юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям в целях возмещения затрат (части затрат) на реализацию мероприятия по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию работников в возрасте 50 лет и старше, а также работников предпенсионного возраста (далее – Положение).

Названное Положение устанавливает порядок и условия предоставления субсидий из областного бюджета юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям в целях возмещения затрат (части затрат) на реализацию мероприятия по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию работников в возрасте 50-ти лет и старше, а также работников предпенсионного возраста, предусмотренного государственной региональной программой Иркутской области «Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование лиц в возрасте 50-ти лет и старше, а также лиц предпенсионного возраста» на 2019-2024 годы, утвержденной распоряжением Правительства Иркутской области от 6 мая 2019 года № 346-рп, в целях реализации регионального проекта «Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения (Иркутская область)» федерального проекта «Старшее поколение» национального проекта «Демография» (далее соответственно – субсидии, федеральный проект «Старшее поколение»), категории лиц, имеющих право на получение субсидий, а также порядок возврата субсидий.

В соответствии с пунктом 5 Положения субсидии предоставляются в целях возмещения следующих затрат (части затрат) юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) и индивидуальных предпринимателей:

1) на оплату услуг образовательных организаций по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию (далее – обучение) работников, в том числе на:

оказание образовательных услуг по теоретическому и производственному обучению (производственной практике), стажировке;

оплату труда членов комиссий по аттестации работников, закончивших обучение;

оплату за квалификационные экзамены при получении поднадзорных профессий;

оплату за разработку, приобретение, изготовление, экспертизу учебных планов и программ, учебно-методических материалов, технологий и средств обучения;

оплату за аренду (на время проведения обучения) и содержание необходимых для обучения учебно-производственных площадей;

приобретение оборудования, инструментов, приспособлений, сырья, спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты и материальных ресурсов, необходимых для учебного процесса;

2) на компенсацию стоимости проезда к месту обучения в другую местность и обратно и стоимости провоза багажа в размере фактических расходов, но не выше тарифов, предусмотренных для перевозок железнодорожным транспортом (не более 10 000 рублей);

3) на выплату суточных за один месяц обучения в другой местности, равных 3 000 рублей (из расчета 100 рублей в сутки в течение 30 дней);

4) на оплату найма жилого помещения за время пребывания в другой местности в течение одного месяца, не более 33 000 рублей (из расчета не более 1 100 рублей в сутки в течение 30 дней).

Условия предоставления субсидии установлены пунктом 8 Положения. К указанным условиям, в том числе относятся следующее: наличие работника, в отношении которого отсутствуют сведения в Реестре (регистре) лиц в возрасте 50 лет и старше, а также лиц предпенсионного возраста – участников мероприятия по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию (далее – Реестр) об участии в мероприятии по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию лиц в возрасте 50 лет и старше, а также лиц предпенсионного возраста федерального проекта «Старшее поколение»; наличие письменного обязательства Получателя о достижении результата предоставления субсидий, которым является сохранение занятости прошедшего обучение работника в течение одного года со дня окончания обучения (за исключением случаев расторжения трудового договора по инициативе работника (пункт 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации)) (далее – результат предоставления субсидий).

Согласно пункта 23 Положения в случае нарушения Получателем условий, установленных для предоставления субсидий, выявленного по фактам проверок, проведенных Министерством и органами государственного финансового контроля, а также в случае невыполнения Получателем письменного обязательства, указанного в подпункте 9 пункта 8 настоящего Положения, Учреждение в течение 10 рабочих дней со дня выявления такого нарушения направляет Получателю требование о возврате полученных субсидий. Субсидии подлежат возврату в областной бюджет в течение 30 рабочих дней со дня получения соответствующего требования.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 16.09.2019 между ОГКУ ЦЗН города Шелехова и АО «Кремний» заключено соглашение № 3 предметом которого является предоставление субсидии в целях возмещения затрат (части затрат) Получателя на оплату услуг образовательных организаций по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию работников предпенсионного возраста Получателя (далее – Субсидия).

Согласно пункту 2 соглашения размер субсидии предоставляется в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Учреждению как получателю бюджетных средств, по коду классификации расходов бюджетов Российской Федерации (далее – коды БК) на цели, указанные в разделе I настоящего Соглашения, в следующем размере: 765 000 рублей, в том числе: 38 250 рублей 65 копеек – за счет средств областного бюджета; 726 749 рублей 35 копеек – за счет средств иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета.

В целях исполнения указанного соглашения, между АО «Кремний» (заказчик) и закрытым акционерным обществом «Иркутскстройтранс» (далее – ЗАО «ИСТ») (исполнитель) был заключен договор на оказание услуг по переподготовке работников № 1 от 27.09.2019 (далее – договор № 1 от 27.09.2019), по условиям которого исполнитель обязался оказать услуги по обучению 17 работников заказчика по программе «Водитель погрузчика», категории В, С, «Тракторист» категории В,С, а заказчик, в свою очередь, обязался принять и оплатить оказанные услуги в соответствии с договором.

Срок оказания услуг согласно пункту 2.1 договора – 3-4 квартал 2019 года; с 27.09.2019 по 27.11.2019.

В силу пункта 2.2 договора стоимость услуг по обучению одного слушателя составляет 45 000 рублей. Сумма договора составляет 765 000 рублей (пункт 2.3 договора).

В соответствии с подпунктами 3.3, 3.4 договора по окончании обучения исполнитель обязался выдать слушателям свидетельства об окончании соответствующего образца и передать заказчику для подписания для подписания акт оказанных услуг.

Из представленных обществом в материалы дела документов – акта № 107 от 22.11.2019, следует, что услуги ЗАО «ИСТ» оказаны в полном объеме и приняты АО «Кремний» без замечаний. Согласно представленного в материалы дела платежного поручения № 7569 от 16.11.2019 услуги оказанные ЗАО «ИСТ» оплачены АО «Кремний» на сумму 765 000 рублей.

Понесенные АО «Кремний» расходы в размере 765 000 рублей, возмещены ОГКУ ЦЗН города Шелехова в полном объеме, о чем свидетельствует заявка на расход № 01288 от 27.11.2019.

Однако согласно доводам ОГКУ ЦЗН города Шелехова, приведенным, в том числе и в апелляционной жалобе, общество не имело права на возмещение своих затрат за обучение 17 работников в связи с тем, что из 17 человек 3 человека не сдавали квалификационный экзамен и не получили удостоверение на право управления самоходной машиной.

Довод ОГКУ ЦЗН города Шелехова судом апелляционной инстанции признается несостоятельным, на основании следующего.

В соответствии со статьей 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Следовательно, основанием для возврата выделенных в качестве субсидий денежных средств, является использование их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств.

Как верно указал суд первой инстанции, Положение, утвержденное постановлением Правительства Иркутской области № 451-пп от 05.06.2019, устанавливает порядок и условия предоставления субсидий из областного бюджета юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям в целях возмещения затрат (части затрат) на реализацию мероприятия по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию работников в возрасте 50 лет и старше.

Пункт 5 Положения, содержит исчерпывающий перечень целей возмещения затрат по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию для предоставления субсидии.

Согласно пункту 8 Положения субсидии предоставляются при соблюдении получателем следующих условий:

1) отсутствие неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, на дату представления заявления на предоставление субсидий (далее – заявление);

2) наличие письменного согласия Получателя на осуществление Министерством и органами государственного финансового контроля в установленном законодательством порядке проверок соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий;

3) отсутствие просроченной (неурегулированной) задолженности по денежным обязательствам перед Иркутской областью на дату представления заявления;

4) отсутствие просроченной задолженности по возврату в областной бюджет субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами, и иной просроченной задолженности перед областным бюджетом на дату представления заявления;

5) Получатель – юридическое лицо не должен находиться в процессе реорганизации, ликвидации, в отношении его не введена процедура банкротства, деятельность Получателя не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, а Получатель – индивидуальный предприниматель не должен прекратить деятельность в качестве индивидуального предпринимателя на дату представления заявления;

6) отсутствие факта получения средств из областного бюджета на основании иных нормативных правовых актов на цели, указанные в пункте 1 настоящего Положения, на дату представления заявления;

7) Получатель не является иностранным и российским юридическим лицом, указанным в пункте 15 статьи 241 БК РФ, на дату представления заявления (для юридических лиц);

8) наличие работника, в отношении которого отсутствуют сведения в Реестре (регистре) лиц в возрасте 50 лет и старше, а также лиц предпенсионного возраста - участников мероприятия по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию (далее – Реестр) об участии в мероприятии по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию лиц в возрасте 50 лет и старше, а также лиц предпенсионного возраста федерального проекта «Старшее поколение»;

9) наличие письменного обязательства Получателя о достижении результата предоставления субсидий, которым является сохранение занятости прошедшего обучение работника в течение одного года со дня окончания обучения (за исключением случаев расторжения трудового договора по инициативе работника (пункт 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации)) (далее – результат предоставления субсидий).

Предметом соглашения № 3 от 16.09.2019 является предоставление субсидии в целях возмещения затрат (части затрат) получателя на оплату услуг образовательных организаций по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию работников предпенсионного возраста Получателя.

Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, ни Положение, ни соглашение № 3 от 16.09.2019 не предусматривают такого условия для получения субсидии, как сдача квалификационного экзамена в государственном органе.

На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что в данном случае мероприятие по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию считается выполненным получателем субсидии с момента завершения такого обучения и получения лицами его проходившим соответствующего документа – сертификата, свидетельства, удостоверения и т.д.

Как следует из представленных в материалы дела документов, работники общества, в количестве 17 человек отправленные на обучение, обучение прошли; всем 17 работникам выданы свидетельства о прохождении обучении, что подтверждается Экзаменационными ведомостями № 19-20.

Доводы Учреждения, о том что 3 работника из 17 не сдали квалификационный экзамен и не получили удостоверение на право управления самоходной машины, судом первой инстанции правомерно не принят, поскольку как следует из материалов дела, на момент рассмотрения дела 2 работников (Еремеев В.Г. и Кривой Ю.Г.) экзамен в отделе Гостехнадзора по городу Иркутску и Иркутской области сдали (Протокол приема экзаменов № 22-03 от 25.02.2022); 1 работник (Давыдов В.Г.) к сдаче экзамена не допущен, по причине лишения права управления транспортным средством (объяснительная работника).

При этом суд апелляционной инстанции, равно как и суд первой инстанции, соглашается с доводом общества о том, что АО «Кремний» не может повлиять на факт сдачи экзамена работниками общества, проходившим обучение, поскольку усвоение учебного материала и сдача экзамена зависит от личных способностей каждого человека.

Довод Учреждения, приведенный и в апелляционной жалобе, о том, что работники АО «Кремний», направленные для прохождения обучения (применительно к работникам – Еремееву В.Г., Кривому Ю.Г. и Давыдову В.Г.), должны были его завершить не позднее чем через 3 месяца с момента начала обучения, судом первой инстанции правомерно не принят, поскольку, как указывалось судом выше, документом подтверждающим окончание обучения, согласно пункта 3.3 договора № 1 от 27.09.2019, является свидетельство.

Судом первой инстанции установлено, что выпускной экзамен группы состоялся 22.11.2019 по результатам которого лицам, проходившим обучения, выданы соответствующие свидетельства.

Соглашение о предоставлении субсидии условия об обязательной сдаче работниками квалификационного экзамена и получение удостоверения на право управления самоходной машиной не содержит.

Таким образом, суд первой инстанции пришёл к правомерному выводу о том, что АО «Кремний» обязательства, предусмотренные соглашением № 3 от 16.09.2019, выполнены. Доказательств обратного заявителем судам не представлено.

На основании вышеизложенного суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что денежные средства, предоставленные ОГКУ ЦЗН города Шелехова по соглашению № 3 от 16.09.2019, были направлены АО «Кремний» исключительно для достижения целей такого соглашения.

При таких обстоятельствах, учитывая факт целевого расходования предоставленных денежных средств, суд первой инстанции пришёл к верному выводу об отсутствии оснований для взыскания с АО «Кремний» субсидии в размере 765 000 рублей.

При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.

Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».

По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Лица, участвующие в деле, могут получить информацию о движении дела в общедоступной базе данных Картотека арбитражных дел по адресу www.kad.arbitr.ru.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 14 июня 2022 года по делу № А19-5754/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.

Председательствующий судья

В.А. Сидоренко

Судьи

О.П. Антонова

Н.В. Ломако