ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
672000, Чита, ул. Ленина, 100б http://4aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Чита Дело №А19-785/2016
«15» июля 2016 года
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 июля 2016 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ткаченко Э.В.,
судей Ячменёва Г.Г., Басаева Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щецко Ю.О., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Правобережному округу г.Иркутска на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 13 мая 2016 года по делу №А19-785/2016 по заявлению Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице филиала Восточно-Сибирская железная дорога (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: <...>) к Инспекции Федеральной налоговой службы по Правобережному округу г.Иркутска (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 664007, <...>) о признании недействительным в части решения от 21.08.2015 №26861 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (суд первой инстанции: Деревягина Н.В.)
при участии в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Иркутской области:
от заявителя – ФИО1, представителя по доверенности от 28.03.2016; ФИО2, представителя по доверенности от 14.12.2015;
от налогового органа – ФИО3, представителя по доверенности от 04.03.2016; ФИО4, представителя по доверенности от 28.03.2016;
личность и полномочия которых установлены судьей Арбитражного суда Иркутской области Мусихиной Т.Ю., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Буценко Н.А.,
установил:
Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в
лице филиала Восточно-Сибирская железная дорога (далее также – ОАО «РЖД», заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Инспекции Федеральной налоговой службы по Правобережному округу г.Иркутска (далее также – инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 21.08.2015 №26861 в части доначисления транспортного налога в сумме 68233 руб., начисления пени в сумме 3696 руб. 52 коп. и применения налоговой санкции в сумме 6823 руб. 30 коп.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 13 мая 2016 года заявленные требования удовлетворены частично.
Признано незаконным решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Правобережному округу г.Иркутска от 21.08.2015 №26861 в части доначисления транспортного налога за 2014 год в сумме 66907 руб., начисления пени в сумме 3624 руб. 69 коп. и применения налоговой санкции в сумме 6690 руб. 70 коп., как несоответствующее положениям Налогового кодекса Российской Федерации.
В удовлетворении остальной части требований отказано.
Суд первой инстанции, удовлетворяя в части требования заявителя, пришел к выводу, что налогоплательщик при уплате транспортного налога в 2014 году правомерно применил налоговую ставку как для транспортных средств – автобусы, налоговым же органом необоснованно определена налоговая база по транспортному налогу, исходя из налоговой ставки для грузовых автомобилей.
Суд не согласился с заявителем о наличии оснований для применения налоговой ставки как для автобуса в отношении транспортного средства TOYOTALANDCRUISER 100 идентификационный номер (VIN) <***>, установив, что данное транспортное средство относится к виду «легковой».
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Инспекция обратилась с апелляционной жалобой, с учетом уточнения в судебном заседании предмета апелляционного обжалования просит отменить решение суда первой инстанции в части удовлетворения требований заявителя и принять в данной части по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований, по мотивам неправильного применения судом норм материального права, неполного выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела.
Налоговый орган указывает, что в соответствии с действующим правовым регулированием тип транспортного средства, указанный в паспорте транспортного средства (далее также – ПТС), должен соответствовать сведениям, указанным в Одобрении типа транспортного средства (сертификате соответствия).
Категория транспортного средства с целью налогообложения должна определяться на основании представляемых уполномоченными органами в налоговые органы сведений, исходя из типа транспортного средства и его назначения (категории), указанных в паспорте транспортного средства на основании Одобрения типа транспортного средства.
Наименование автотранспортных средств в копиях представленных ПТС: вахтовая машина грузопассажирская, специальное транспортное средство для перевозки пассажиров и грузов, установленных на шасси грузовых автомобилей. Все автотранспортные средства являются специальными автомобилями, оснащенными оборудованием для перевозки пассажиров и грузов, установленных на шасси грузовых автомобилей. В ПТС не содержится сведений о том, что спорные транспортные средства являются автобусами.
Позиция инспекции соответствует разъяснениям, данным в письме Министерства финансов РФ от 17.01.2008 №03-05-04-01/1.
Ранее налогоплательщик спорные транспортные средства относил к грузовым. Налогоплательщик специальные транспортные средства относит к той или другой категории в зависимости от повышения (понижения) налоговой ставки.
Обществом в материалы дела представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором оно указывает на обоснованность обжалуемого судебного акта, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети «Интернет» 18.06.2016.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представители инспекции в судебном заседании уточнили предмет апелляционного обжалования, просили отменить решение суда в части удовлетворения требований заявителя.
Согласно части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
В пункте 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 36 от 28.05.2009 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции» разъяснено, что при применении части 5 статьи 268 АПК РФ необходимо иметь в виду, что если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, суд апелляционной инстанции в судебном заседании выясняет мнение присутствующих в заседании лиц относительно того, имеются ли у них возражения по проверке только части судебного акта, о чем делается отметка в протоколе судебного заседания.
При непредставлении лицами, участвующими в деле, указанных возражений до начала судебного разбирательства суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в части 4 статьи 270 АПК РФ.
В связи с тем, что Общество не настаивало на проверке решения суда первой инстанции в полном объеме, законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судом апелляционной инстанции только в обжалуемой Инспекцией части удовлетворения требований заявителя.
Представители инспекции в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержали, с учетом уточнения предмета апелляционного обжалования просили решение суда отменить в части удовлетворения требований заявителя, принять в данной части новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В судебном заседании представитель общества полагала апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по мотивам, приведенным в отзыве на нее, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Инспекцией Федеральной налоговой службы по Правобережному округу г.Иркутска проведена камеральная налоговая проверка декларации по транспортному налогу за 2014 год, составлен акт проверки от 14.05.2015г. №52935.
По результатам рассмотрения материалов проверки налоговый орган принял решение от 21.08.2015г. №26861 о привлечении ОАО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ» к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере 7264 руб. 30 коп. (с учетом положений п.3 ст.114 Налогового кодекса Российской Федерации). Кроме того, данным решением инспекцией доначислен транспортный налог за 2014 год в сумме 72643 руб. 00 коп. и начислены пени в сумме 3935 руб. 43 коп.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области от
23.11.2015 №26-13/019780 решение Инспекции Федеральной налоговой службы по
Правобережному округу г.Иркутска от 21.08.2015 №26861 «О привлечении
налогоплательщика к налоговойответственностизасовершениеналогового правонарушения» отменено в части применения налоговой санкции в размере 441 руб. 00 коп., доначисления налога в сумме 4410 руб., а также начисления 238 руб. 91 коп. пени.
Основанием для принятия оспариваемого решения послужили выводы налогового органа о том, что обществом неверно применены налоговые ставки при исчислении транспортного налога в результате неправильного определения вида транспортных средств. Так, по мнению инспекции, транспортные средства: 326027 на шасси КАМАЗ 43118-15, 326021 на шасси КАМАЗ 43114-15, 326047 на шасси КАМАЗ 43118-15, 42211 на шасси КАМАЗ 43114-15, УРАЛ 32551-0016-41, 326026 на шасси КАМАЗ 43114-15, КАМАЗ 43105, УРАЛ 432010 – относятся к виду «грузовые» транспортные средства, в связи с чем налоговая ставка, с учетом мощности двигателя, должна составлять 50 руб. 00 коп.; транспортное средство TOYOTALANDCRUISER 100 идентификационный номер <***> государственный номер <***> – относится к виду «легковые» транспортные средства, в связи с чем налоговая ставка, с учетом мощности двигателя, должна составлять 46 руб. 00 коп.
Заявитель, считая, что оспариваемое решение инспекции не соответствует законодательству о налогах и сборах и нарушает его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его в части недействительным.
Суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции в части удовлетворения заявленных Обществом требований подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судом первой инстанции правильно установлены фактические обстоятельства по делу, верно применены нормы материального и процессуального права.
Нарушений порядка проведения налоговой проверки, рассмотрения материалов проверки и вынесения решения инспекцией не допущено. Досудебный порядок урегулирования спора заявителем соблюден.
Как следует из оспариваемого решения инспекции, основанием для его принятия послужили выводы налогового органа о неправомерном применении налогоплательщиком при исчислении транспортного налога налоговой ставки как для транспортных средств - автобусы, установленной Законом Иркутской области от 04.07.2007 №53-оз «О транспортном налоге», в отношении специальных автомобилей различных марок, моделей и модификаций, на шасси которых установлено различное оборудование, агрегаты и установки.
По мнению налогового органа, в соответствии с разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации от 01.04.2001 №03-06-04-04/1, транспортные средства, указанные в декларации, относятся к категории «Грузовые автомобили».
В обоснование своих доводов заявитель сослался на то, что налоговый орган не наделен правом самостоятельного определения типа (вида) и (или) категории транспортного средства. При исчислении суммы транспортного налога, подлежащей уплате, ставка налога должна применяться на основании данных о типе и категории автомобиля, указанных в паспортах транспортных средств. Из анализа сведений, содержащихся в паспортах транспортных средств, спорные транспортные средства относятся к виду «автобусы», в связи с чем, с учетом мощности двигателя, была применена налоговая ставка 39 руб. 50 коп. и исчислен транспортный налог.
Как следует из материалов дела, в силу статьи 357 Налогового кодекса РФ ОАО «РЖД» за филиал Восточно-Сибирской дирекции по ремонту пути Центральной дирекции ремонта пути является плательщиком транспортного налога.
Согласно пункту 1 статьи 358 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе – транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год (пункт 1 статьи 360 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 359 Налогового кодекса РФ налоговая база по транспортному налогу определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
Пунктом 1 статьи 361 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства в приведенных размерах.
Статьей 2 Закона Иркутской области от 04.07.2007 №53-оз «О транспортном налоге» предусмотрено, что налоговые ставки устанавливаются соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, вида транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.
Таким образом, исходя из вышеуказанных положений, следует, что налоговая ставка транспортного налога зависит от вида транспортного средства и мощности установленного на нем двигателя.
На основании пункта 1 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа по налогу самостоятельно.
Пунктом 2 указанной статьи установлено, что сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками-организациями, определяется как разница между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей по налогу, подлежащих уплате в течение налогового периода.
На основании пункта 3 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» допуск транспортных средств для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации осуществляется путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.
Документом, действующим на территории Российской Федерации для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации, является паспорт транспортного средства (далее - ПТС), подтверждающий, в том числе, наличие Одобрения типа транспортного средства (Постановление Госстандарта России от 01.04.1998 №19 «О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов»).
Следовательно, тип транспортного средства, указанный в ПТС, должен соответствовать сведениям, указанным в Одобрении типа транспортного средства (сертификате соответствия).
Согласно Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденному Приказом МВД России №496, Минпромэнерго России №192, Минэкономразвития России №134 от 23.06.2005 (зарегистрирован в Минюсте России 29.07.2005 №6842), в строке 4 «Категория ТС (А, В, С, D, прицеп)» паспорта транспортного средства указывается категория, которая соответствует классификации транспортных средств, установленной Конвенцией о дорожном движении, принятой на Конференции Организации Объединенных Наций по дорожному движению в г.Вене 08.11.1968 и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР 29.04.1974:
A - мотоциклы, мотороллеры и другие мототранспортные средства;
B - автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми;
C - автомобили, за исключением относящихся к категории "D", разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг;
D - автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более 8 сидячих мест, помимо сиденья водителя;
прицеп - транспортное средство, предназначенное для движения в составе с транспортным средством. Этот термин включает в себя полуприцепы.
При этом перевод категорий транспортных средств, указываемых в Одобрении типа транспортного средства, в категории транспортных средств по классификации Конвенции производится согласно указанному Приказу в соответствии со Сравнительной таблицей категорий транспортных средств по классификации Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН и по классификации Конвенции о дорожном движении (приведена в приложении 3 к данному Приказу).
Согласно п.п.25 - 28 Положения о паспортах транспортных средств в строке «1.Идентификационный номер (VIN)» указываются арабскими цифрами и буквами латинского алфавита условные обозначения, присвоенные транспортному средству.
Первая часть VIN, позволяющая идентифицировать изготовителя транспортного средства, состоит из трех букв или букв и цифр, обозначающих географическую зону, код страны и код изготовителя транспортного средства, присвоенные в установленном порядке.
Вторая часть VIN является описательной частью идентификационного номера и состоит из шести знаков, обозначающих транспортное средство согласно конструкторской документации.
Третья часть VIN является указательной частью и состоит из восьми цифр или букв, из которых последние четыре знака должны быть цифрами. На первом знаке может
указываться код года изготовления транспортного средства или модельного года в
соответствии со Сравнительной таблицей цифр и букв,используемых в идентификационных номерах в качестве кода года изготовления транспортного средства или шасси транспортного средства, на последующих знаках - порядковый номер транспортного средства.
В строке «2.Марка, модель ТС» указывается условное обозначение транспортного средства, присвоенное в порядке, установленном для изделий автомобильной промышленности, и приведенное в ОТТС, Свидетельстве либо в регистрационных документах и состоящее, как правило, из присвоенного транспортному средству буквенного, цифрового или смешанного обозначения, независимого от обозначения других транспортных средств.
В строке «3.Наименование (тип ТС)» паспорта транспортного средства, согласно вышеназванному Положению, указывается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями, назначением и приведенная в Одобрении типа транспортного средства, например: «Легковой», «Автобус», «Грузовой -самосвал, - фургон, - цементовоз, - кран» и другое.
Из представленных в материалы дела паспортов транспортных средств судом первой инстанции установлено:
-транспортное средство государственный номер <***>: в строке 1 «идентификационный номер (VIN)»: U7U32602790000094; в строке 2 «марка, модель ТС»: 326027 на шасси КАМАЗ 43118-15; в строке 3 «наименование (тип ТС)»: специальное транспортное средство; в строке 4 «категория ТС (А,D,С,D, прицеп)»: D;
-транспортное средство государственный номер <***>: в строке 1 «идентификационный номер (VIN)»: Х7U32602170000146; в строке 2 «марка, модель ТС»: 326021 на шасси КАМАЗ 43114-15; в строке 3 «наименование (тип ТС)»: специальное транспортное средство; в строке 4 «категория ТС (А,D,С,D, прицеп)»: D;
-транспортное средство государственный номер <***>: в строке 1 «идентификационный номер (VIN)»: Х7U326047А0000003; в строке 2 «марка, модель ТС»: 326047 на шасси КАМАЗ 43118-15; в строке 3 «наименование (тип ТС)»: вахтовая машина грузопассажирская; в строке 4 «категория ТС (А,D,С,D, прицеп)»: D;
-транспортное средство государственный номер <***>: в строке 1 «идентификационный номер (VIN)»: Х7U326047А0000027; в строке 2 «марка, модель ТС»: 326047 на шасси КАМАЗ 43118-15; в строке 3 «наименование (тип ТС)»: вахтовая машина грузопассажирская; в строке 4 «категория ТС (А,D,С,D, прицеп)»: D;
-транспортное средство государственный номер <***>: в строке 1 «идентификационный номер (VIN)»: Х6Р42211060000005; в строке 2 «марка, модель ТС»: 42211 на шасси КАМАЗ 43114-15; в строке 3 «наименование (тип ТС)»: специальное транспортное средство; в строке 4 «категория ТС (А,D,С,D, прицеп)»: D;
-транспортное средство государственный номер <***>: в строке 1 «идентификационный номер (VIN)»: Х7U32602170000137; в строке 2 «марка, модель ТС»: 326021 на шасси КАМАЗ 43114-15; в строке 3 «наименование (тип ТС)»: специальное транспортное средство; в строке 4 «категория ТС (А,D,С,D, прицеп)»: D;
-транспортное средство государственный номер <***>: в строке 1 «идентификационный номер (VIN)»: Х7U32602170000148; в строке 2 «марка, модель ТС»: 326021 на шасси КАМАЗ 43114-15; в строке 3 «наименование (тип ТС)»: специальное транспортное средство; в строке 4 «категория ТС (А,D,С,D, прицеп)»: D;
-транспортное средство государственный номер <***>: в строке 1 «идентификационный номер (VIN)»: Х7U32602780000054; в строке 2 «марка, модель ТС»: 326027 на шасси КАМАЗ 43118-15; в строке 3 «наименование (тип ТС)»: специальное транспортное средство; в строке 4 «категория ТС (А,D,С,D, прицеп)»: D;
-транспортное средство государственный номер <***>: в строке 1 «идентификационный номер (VIN)»: Х7U32602780000060; в строке 2 «марка, модель ТС»: 326027 на шасси КАМАЗ 43118-15; в строке 3 «наименование (тип ТС)»: специальное транспортное средство; в строке 4 «категория ТС (А,D,С,D, прицеп)»: D;
-транспортное средство государственный номер <***>: в строке 1 «идентификационный номер (VIN)»: Х7U326047А0000068; в строке 2 «марка, модель ТС»: 326047 на шасси КАМАЗ 43118-15; в строке 3 «наименование (тип ТС)»: вахтовая машина грузопассажирская; в строке 4 «категория ТС (А,D,С,D, прицеп)»: D;
-транспортное средство государственный номер <***>: в строке 1 «идентификационный номер (VIN)»: Х7U326047А0000069; в строке 2 «марка, модель ТС»: 326047 на шасси КАМАЗ 43118-15; в строке 3 «наименование (тип ТС)»: вахтовая машина грузопассажирская; в строке 4 «категория ТС (А,D,С,D, прицеп)»: D;
-транспортное средство государственный номер <***>: в строке 1 «идентификационный номер (VIN)»: Х7U326047А0000070; в строке 2 «марка, модель ТС»: 326047 на шасси КАМАЗ 43118-15; в строке 3 «наименование (тип ТС)»: вахтовая машина грузопассажирская; в строке 4 «категория ТС (А,D,С,D, прицеп)»: D;
-транспортное средство государственный номер <***>: в строке 1 «идентификационный номер (VIN)»: Х7U326047А0000071; в строке 2 «марка, модель ТС»: 326047 на шасси КАМАЗ 43118-15; в строке 3 «наименование (тип ТС)»: вахтовая машина грузопассажирская; в строке 4 «категория ТС (А,D,С,D, прицеп)»: D;
-транспортное средство государственный номер <***>: в строке 1 «идентификационный номер (VIN)»: Х7U326047А0000073; в строке 2 «марка, модель ТС»: 326047 на шасси КАМАЗ 43118-15; в строке 3 «наименование (тип ТС)»: вахтовая машина грузопассажирская; в строке 4 «категория ТС (А,D,С,D, прицеп)»: D;
-транспортное средство государственный номер <***>: в строке 1 «идентификационный номер (VIN)»: Х7U326047В0000036; в строке 2 «марка, модель ТС»: 326047 на шасси КАМАЗ 43118-15; в строке 3 «наименование (тип ТС)»: вахтовая машина грузопассажирская; в строке 4 «категория ТС (А,D,С,D, прицеп)»: D;
-транспортное средство государственный номер <***>: в строке 1 «идентификационный номер (VIN)»: Х7U326047В0000044; в строке 2 «марка, модель ТС»: 326047 на шасси КАМАЗ 43118-15; в строке 3 «наименование (тип ТС)»: вахтовая машина грузопассажирская; в строке 4 «категория ТС (А,D,С,D, прицеп)»: D;
-транспортное средство государственный номер <***>: в строке 1 «идентификационный номер (VIN)»: Х7U326047В0000047; в строке 2 «марка, модель ТС»: 326047 на шасси КАМАЗ 43118-15; в строке 3 «наименование (тип ТС)»: вахтовая машина грузопассажирская; в строке 4 «категория ТС (А,D,С,D, прицеп)»: D;
-транспортное средство государственный номер <***>: в строке 1 «идентификационный номер (VIN)»: Х7U326047В0000104; в строке 2 «марка, модель ТС»: 326047 на шасси КАМАЗ 43118-15; в строке 3 «наименование (тип ТС)»: вахтовая машина грузопассажирская; в строке 4 «категория ТС (А,D,С,D, прицеп)»: D;
-транспортное средство государственный номер <***>: в строке 1 «идентификационный номер (VIN)»: Х7U326047В0000106; в строке 2 «марка, модель ТС»: 326047 на шасси КАМАЗ 43118-15; в строке 3 «наименование (тип ТС)»: вахтовая машина грузопассажирская; в строке 4 «категория ТС (А,D,С,D, прицеп)»: D;
-транспортное средство государственный номер <***>: в строке 1 «идентификационный номер (VIN)»: Х7U326047В0000108; в строке 2 «марка, модель ТС»: 326047 на шасси КАМАЗ 43118-15; в строке 3 «наименование (тип ТС)»: вахтовая машина грузопассажирская; в строке 4 «категория ТС (А,D,С,D, прицеп)»: D;
-транспортное средство государственный номер <***>: в строке 1 «идентификационный номер (VIN)»: Х7U326047В0000110; в строке 2 «марка, модель ТС»: 326047 на шасси КАМАЗ 43118-15; в строке 3 «наименование (тип ТС)»: вахтовая машина грузопассажирская; в строке 4 «категория ТС (А,D,С,D, прицеп)»: D;
-транспортное средство государственный номер <***>: в строке 1 «идентификационный номер (VIN)»: Х7U326047С0008246; в строке 2 «марка, модель ТС»: 326047 на шасси КАМАЗ 43118-15; в строке 3 «наименование (тип ТС)»: МПВ-43118-02; в строке 4 «категория ТС (А,D,С,D, прицеп)»: D;
-транспортное средство государственный номер <***>: в строке 1 «идентификационный номер (VIN)»: Х7U326047D0003051; в строке 2 «марка, модель ТС»: 326047 на шасси КАМАЗ 43118-15; в строке 3 «наименование (тип ТС)»: МПВ-43118-02; в строке 4 «категория ТС (А,D,С,D, прицеп)»: D;
-транспортное средство государственный номер <***>: в строке 1 «идентификационный номер (VIN)»: Х1Р32551041301630; в строке 2 «марка, модель ТС»: УРАЛ 32551-0016-41; в строке 3 «наименование (тип ТС)»: автомобиль-мастерская; в строке 4 «категория ТС (А,D,С,D, прицеп)»: D;
-транспортное средство государственный номер <***>: в строке 1 «идентификационный номер (VIN)»: Х7U32602680000058; в строке 2 «марка, модель ТС»: 326026 на шасси КАМАЗ 43114-15; в строке 3 «наименование (тип ТС)»: специальное транспортное средство; в строке 4 «категория ТС (А,D,С,D, прицеп)»: D;
-транспортное средство государственный номер <***>: в строке 1 «идентификационный номер (VIN)»: Х7U32602680000059; в строке 2 «марка, модель ТС»: 326026 на шасси КАМАЗ 43114-15; в строке 3 «наименование (тип ТС)»: специальное транспортное средство; в строке 4 «категория ТС (А,D,С,D, прицеп)»: D;
-транспортное средство государственный номер <***>: в строке 1 «идентификационный номер (VIN)»: Х6Р42211060000007; в строке 2 «марка, модель ТС»: 42211 на шасси КАМАЗ 43114-15; в строке 3 «наименование (тип ТС)»: специальное транспортное средство; в строке 4 «категория ТС (А,D,С,D, прицеп)»: D;
-транспортное средство государственный номер <***>: в строке 1 «идентификационный номер (VIN)»: Х7U32602170000157; в строке 2 «марка, модель ТС»: 326021 на шасси КАМАЗ 43114-15; в строке 3 «наименование (тип ТС)»: специальное транспортное средство; в строке 4 «категория ТС (А,D,С,D, прицеп)»: D;
-транспортное средство государственный номер <***>: в строке 1 «идентификационный номер (VIN)»: Х7U32602680000004; в строке 2 «марка, модель ТС»: 326026 на шасси КАМАЗ 43114-15; в строке 3 «наименование (тип ТС)»: специальное транспортное средство; в строке 4 «категория ТС (А,D,С,D, прицеп)»: D;
-транспортное средство государственный номер <***>: в строке 1 «идентификационный номер (VIN)»: Х7U32602680000020; в строке 2 «марка, модель ТС»: 326026на шасси КАМАЗ 43114-15; в строке 3 «наименование (тип ТС)»: специальное
транспортное средство; в строке 4 «категория ТС (А,D,С,D, прицеп)»: D;
- транспортное средство государственный номер <***>: в строке 1
«идентификационный номер (VIN)»: Х7U32602780000052; в строке 2 «марка, модель ТС»: 326027на шасси КАМАЗ 43118-15; в строке 3 «наименование (тип ТС)»: специальное
транспортное средство; в строке 4 «категория ТС (А,D,С,D, прицеп)»: D;
- транспортное средство государственный номер <***>: в строке 1
«идентификационный номер (VIN)»: Х7U326047В0000040; в строке 2 «марка, модель ТС»: 326047 на шасси КАМАЗ 43118-15; в строке 3 «наименование (тип ТС)»: вахтовая машина грузопассажирская; в строке 4 «категория ТС (А,D,С,D, прицеп)»: D;
-транспортное средство государственный номер <***>: в строке 1 «идентификационный номер (VIN)»: отсутствует; в строке 2 «марка, модель ТС»: КАМАЗ 43105; в строке 3 «наименование (тип ТС)»: бортовая; в строке 4 «категория ТС (А,D,С,D, прицеп)»: С, в разделе особые отметки: переоборудование категория «D» в фургон для перевозки людей;
-транспортное средство государственный номер <***>: в строке 1 «идентификационный номер (VIN)»: ХIЗ4320000S0228682; в строке 2 «марка, модель ТС»: УРАЛ 432010; в строке 3 «наименование (тип ТС)»: бортовой; в строке 4 «категория ТС (А,D,С,D, прицеп)»: С, в разделе особые отметки: переоборудование категория «D» в фургон для перевозки людей.
Таким образом, из представленных документов следует, что все вышеуказанные транспортные средства в соответствии с Конвенцией о дорожном движении относятся к категории «D».
В соответствии с приложением №3 «Сравнительная таблица категорий транспортных средств по классификации Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН и по классификации Конвенции о дорожном движении» Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств к категории транспортных средств «D» относятся механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющих более 8 мест для сидения (кроме места водителя) и максимальная масса которых не более 5т. (категория М2) и механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющих более 8 мест для сидения (кроме места водителя) и максимальная масса которых более 5т. (категория М3).
Согласно приложению №1 Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009г. №720 (действовавшего в спорный период), к категории транспортных средств М2, М3 относятся автобусы, троллейбусы, специализированные пассажирские транспортные средства и их шасси.
Таким образом, из приведенных положений следует, что к категории «D» относятся такие транспортные средства, как автобусы, троллейбусы, специализированные пассажирские транспортные средства и их шасси.
Аналогично в соответствии с отраслевой нормалью ОН 025 270-66 «Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава, а также его агрегатов и узлов, выпускаемых специализированными предприятиями» и пунктом 2.2.2 раздела 2.2 Положения о паспортах транспортных средств и шасси транспортных средств в строке 2 паспорта транспортного средства «Марка, модель ТС» указывается условное обозначение транспортного средства, состоящее из буквенного, цифрового или смешанного обозначения. Вторая цифра цифрового обозначения модели транспортного средства указывает на его тип (вид автомобиля), например: «1» - легковой автомобиль; «2» -автобус; «3» - грузовой автомобиль.
Таким образом, в соответствии с отраслевой нормалью ОН 025 270 66 модели спорных транспортных средств: 326027 на шасси КАМАЗ 43118-15, 326021 на шасси КАМАЗ 43114-15, 326047 на шасси КАМАЗ 43118-15, 42211 на шасси КАМАЗ 43114-15, УРАЛ 32551-0016-41, 326026 на шасси КАМАЗ 43114-15 относятся к виду: автобусы.
Транспортные средства КАМАЗ 43105, УРАЛ 432010, хотя изначально по виду и относятся к грузовым транспортным средствам, но в паспортах транспортных средств в разделе особые отметки содержится указание: «переоборудование категория «D» в фургон для перевозки людей».
Межрайонный отдел государственного технического надзора и регистрации транспорта Государственной инспекции безопасности дорожного движения в письме от 31.07.2015 №23/2274 пояснил, что тип и категория транспортного средства определяется в соответствии с отраслевой нормалью ОН 025 270 66 и ТР ТС 018/2011 (Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств»).
В соответствии с пунктом 3 Положения о паспортах транспортных средств и
паспортах шасси транспортных средств к полнокомплектным транспортным средствам
относятся транспортные средства: а) грузовые автомобили, оборудованные кабиной,
двигателем, кузовом или имеющие иное исполнение загрузочного пространства (седельно-сцепное устройство, кузов-фургон, крановая установка и т.п.); б) легковые автомобили и автобусы, оборудованные кузовами и двигателями. К шасси относятся автомобильные шасси, не имеющие хотя бы одной из составной части, указанной в подпунктах "а" или "б", а также прицепы и полуприцепы, за исключением полнокомплектных специализированных, не оборудованные кузовом.
Согласно пункту 8 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, шасси не регистрируются в подразделениях Госавтоинспекции. Паспорт шасси представляется организации или предпринимателю для изготовления полнокомплектного (конечного) изделия - транспортного средства с использованием шасси как его составной части. Организации и предприниматели, являющиеся изготовителями таких транспортных средств, выдают их собственникам или владельцам паспорта транспортных средств взамен паспортов шасси в установленном порядке.
Следовательно, шасси не является транспортным средством, а лишь являются составляющей частью для изготовления конечного автомобиля и указание в графе «2. Марка, модель Т/С» на шасси КАМАЗ-43118-15, 43114-15 не может свидетельствовать о том, что транспортное средство является грузовым автомобилем.
Категория транспортного средства также может быть установлена
по его идентификационному номеру (VIN), первая часть которого состоит из трех букв
(или букв и цифр), обозначающих географическую зону, код страны и код изготовления
транспортного средства, а вторая часть является описательной частью идентификационного номера и состоит из шести знаков, обозначающих транспортное средство согласно конструктивной документации.
Так, в соответствии с отраслевой нормалью автомобильной промышленности ОН 025 270-66, регламентирующей классификацию и систему обозначения автомобильного транспортного средства, подвижному составу присваивались обозначения в соответствии с заводскими реестрами, включающими как буквенные обозначения завода-изготовителя, так и порядковый номер подвижного состава. Так, согласно отраслевой нормали вторая цифра VIN указывает на тип автотранспортного средства (АТС): легковой автомобиль обозначается цифрой 1, автобус - 2, грузовой автомобиль или пикап – 3, седельный тягач – 4, самосвал - 5, цистерна - 6, фургон – 7, резерв - 8, специальное АТС - 9.
Суд апелляционной инстанции, оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в совокупности, данные о категории и модели спорных транспортных средств, указанные в паспортах транспортных средств, а также принимая во внимание тип транспортных средств «специальное транспортное средство», «вахтовая машина грузопассажирская», «мастерская путеремонтная вахтовая» считает правильным вывод суда первой инстанции о том, что спорные транспортные средства относятся к виду транспортных средств – автобусы.
Следовательно, налогоплательщик при уплате транспортного налога за 2014 год правомерно применил налоговую ставку как для транспортных средств – автобусы, в связи с чем доначисление обществу транспортного налога, соответствующих пени и налоговых санкций по вышеуказанным транспортным средствам, исходя из применения налоговой ставки для грузовых автомобилей, необоснованно.
Доводы заявителя апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции проверены и признаны не опровергающими вышеприведенные правильные выводы суда первой инстанции, свидетельствующие о наличии оснований для удовлетворения требований общества. Ссылка инспекции на то обстоятельство, что ранее общество относило спорные транспортные средства к виду «грузовые» документально не подтверждена и не имеет правового значения при рассмотрении настоящего спора.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции в обжалуемой части отсутствуют.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 13 мая 2016 года по делу №А19-785/2016 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.
Кассационная жалоба подается через Арбитражный суд Иркутской области.
Председательствующий: Э.В. Ткаченко
Судьи: Г.Г. Ячменёв
Д.В. Басаев