НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 13.01.2009 № 04АП-4052/08

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

672000, Чита, ул. Ленина 100 «б»

www.4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г.Чита Дело №А19-10987/08-24

04АП-4052/2008

«13» января 2009 г.

Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2009 года

Полный текст постановления изготовлен 13 января 2009 года

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи Д. Н. Рылова,

судей Е. В. Желтоухова, Г. В. Борголовой,

при ведении протокола судебного заседания судьей Д. Н. Рыловым,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица Ахаярулина Виктора Темиргазыевича на не вступившее в законную силу Решение Арбитражного суда Иркутской области от 29 октября 2008 года по делу № А19-10987/08-24 по заявлению предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица Ахаярулина Виктора Темиргазыевича к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 14 по Иркутской области о признании незаконными уведомления № 03-51/11913 от 30.04.2008 г. и № 03-78/12579 от 06.05.2008 г.

(суд первой инстанции судья Зволейко О. Л.)

при участии в судебном заседании:

от заявителя: не явился;

от заинтересованного лица: не явился.

Предприниматель, осуществляющий свою деятельность без образования юридического лица Ахаярулин Виктор Темиргазыевич (далее предприниматель) обратился в суд с заявлением к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 14 по Иркутской области (далее налоговый орган) о признании незаконными Уведомления № 03-51/11913 от 30.04.2008 г. об отказе в проставлении отметки на заявлении о ввозе товаров и уплате косвенных налогов и Уведомления №03-78/12579 от 06.05.2008 г. о предоставлении деклараций.

Решением суда первой инстанции от 29.10.2008 г. в удовлетворении заявленных требований заявителя отказано в полном объеме.

Как следует из решения суда первой инстанции, основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя послужил вывод суда о том, что предпринимателем не представлено доказательств, подтверждающих факт обоснованности принятия на учет товара 1 марта 2008 г., не обоснована правомерность представления в инспекцию рассматриваемых налоговой декларации по косвенным налогам и заявления о ввозе товаров и уплате налогов для проставления отметки налоговым органом.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обжаловал его в апелляционном порядке.

В апелляционной жалобе поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового судебного акта в связи с нарушением судом норм материального и процессуального права, а выводы суда не основаны на имеющихся в деле доказательствах.

Налоговый орган в отзыве на апелляционную жалобу с указанными в ней доводами не согласился, указав на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.

О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст.ст. 122, 123 АПК РФ. Заявитель и заинтересованное лицо своих представителей в судебное заседание не направили, заявив ходатайства о рассмотрении данного дела в отсутствии их представителей. В соответствии с п. 2 ст. 200, п. 3 ст. 205, п. 2 ст. 210, п. 2 ст. 215 АПК РФ, неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, изучив представленные материалы, пришел к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, заявитель с 01.01.2005 г. применяет упрощенную систему налогообложения и ведет учет доходов и расходов в порядке, установленном Приказом Минфина РФ от 30.12.2005 г. № 167н.

Предпринимателем Ахаярулиным В. Т. заключен договор купли-продажи № 067/07 от 04.12.2007 г. с СООО «КИДМАШ» (Республика Беларусь) о поставке товара, согласно которому условия поставки товара определены в соответствии с Инкотермс - 2000: DAF - г. Красное - поставка до границы Республики Беларусь. Оплата производится покупателем в виде предоплаты в размере 100% за каждую партию товара согласно выставленному счету-фактуре, после полной оплаты право собственности на товар переходит покупателю.

Согласно п. 6 раздела 1 Положения «О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между РФ и Республикой Беларусь», являющегося неотъемлемой частью Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг» (далее - Положение) установлено, что налогоплательщики обязаны представить в налоговые органы налоговые декларации по налогу на добавленную стоимость не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет ввезенных товаров. Одновременно с налоговой декларацией налогоплательщик представляет в налоговый орган следующие документы:

заявление о ввозе товара, составленное по форме, утверждаемой по согласованию с налоговыми органами государств сторон, в трех экземплярах с указанием сведений о поставщике товара, виде договора, заключенного с поставщиком, сведений о товарах, включая их наименование, стоимость, а также расчет налоговой базы и суммы начисленного налога. Первый экземпляр остается в налоговом органе, второй и третий экземпляры возвращаются налогоплательщику с отметками налогового органа, подтверждающими уплату косвенных налогов в полном объеме (о наличии освобождения в отношении товаров, которые в соответствии с законодательством государства Стороны не подлежат налогообложению при ввозе на таможенную территорию этого государства). Третий экземпляр направляется налогоплательщиком поставщику товара;

выписку банка (ее копию), подтверждающую фактическую уплату налога по ввезенным товарам;

договор (его копию), на основании которого товар ввозится с территории государства одной Стороны на территорию государства другой Стороны;

- транспортные документы, подтверждающие перемещение товаров с территории
 государства одной Стороны на территорию государства другой Стороны.

В соответствии с указанной нормой права предпринимателем Ахаярулиным В. Т. 16 апреля 2008 г. была представлена в налоговый орган налоговая декларация по косвенным налогам (налог на добавленную стоимость и акцизам) при ввозе товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь за март 2008 г. и заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов.

Уведомлением № 03-51/11913 от 30.04.2008 г. об отказе в проставлении отметки на заявлении о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, налоговый орган отказал заявителю в проставлении отметки на заявлении о ввозе товаров и уплате косвенных налогов.

В качестве основания для отказа, налоговый орган указал на несоответствие сведений, указанных в декларации, требованиям п. 6 раздела 1 Положения, а так же, что для индивидуальных предпринимателей и организаций, перешедших на упрощенную систему налогообложения, дата принятия на учет ввезенных товаров определяется по дате, указанной в первичных документах, подтверждающих исполнение обязанности налогоплательщика Республики Беларусь - продавца передать товар налогоплательщику Российской Федерации - покупателю или указанному им лицу.

Налоговый орган указал, что максимальный срок принятия предпринимателем на учет товаров является 27.02.2008 г. В связи с чем, декларация по косвенным налогам должна быть представлена предпринимателем за февраль 2008 г.

С учетом указанного предпринимателю Уведомлением № 03-78/12579 от 06.05.2008 г. предложено представить уточненную декларацию по косвенным налогам за март 2008 г.

Не согласившись с Уведомлением № 03-51/11913 от 30.04.2008 г. об отказе в проставлении отметки на заявлении о ввозе товаров и уплате косвенных налогов и Уведомлением №03-78/12579 от 06.05.2008 г. о предоставлении деклараций, предприниматель обжаловал их в судебном порядке.

В соответствии с Приказом Минфина РФ от 20.01.2005 г. № 3н «О проставлении налоговыми органами отметок на счетах-фактурах и заявлениях о ввозе товаров и уплате косвенных налогов» в случае установления несоответствия сведений, указанных в Заявлении о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, сведениям, содержащимся в представленных налогоплательщиком документах, предусмотренных пунктом 6 раздела I Положения, не позднее рабочего дня, следующего за установленным сроком для проставления отметки, налоговый орган направляет налогоплательщику письменное уведомление об отказе в проставлении отметки с приложением второго и третьего экземпляров Заявления и указанием выявленных несоответствий, а также предложением об их устранении и представлении нового Заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов.

Согласно п. 2 Положения «О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между РФ и Республикой Беларусь» для целей уплаты налога на добавленную стоимость налоговая база определяется на дату принятия на учет ввезенных товаров (но не позднее срока, установленного национальным законодательством государств Сторон).

В соответствии со ст. 2 Соглашения между Российской Федерацией и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее Соглашение), при экспорте товаров применяется нулевая ставка налога на добавленную стоимость и (или) освобождение от уплаты (возмещение уплаченной суммы) акцизов при условии документального подтверждения факта экспорта.

Согласно пунктам 1.1, 1.2 порядка заполнения книги учета доходов и расходов, установленного Приказом Минфина РФ от 30.12.2005 г. № 167н индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, в данной книге в хронологической последовательности на основе первичных документов позиционным способом отражают все хозяйственные операции за отчетный (налоговый) период. При этом налогоплательщики должны обеспечивать полноту, непрерывность и достоверность учета показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы налога.

С учетом указанных норм права, суд первой инстанции обосновано указал, что для предпринимателей дата принятия на учет ввезенных товаров определяется по дате, указанной в первичных документах, подтверждающих исполнение продавцом обязанности по передаче товара покупателю.

Вышеуказанным договором купли продажи № 067/07 от 04.12.2007 г. определен момент передачи товара. Продавец обязан передать товар согласно товаросопроводительным документам в срок, определенный товаросопроводительными документами.

Представленными в материалы дела товаросопроводительными документами подтвержден факт передачи товара. Дата штемпеля пограничной станции - 05.02.2008 г., дата выдачи груза покупателю и подписания им спецификации - 27.02.2008 г.

Таким образом, право собственности на товар перешло к заявителю в феврале 2008 г., с момента полной оплаты товара и фактического принятия груза.

При указанных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно указал, что в данном случае дата принятия на учет ввезенных товаров определяется по дате, указанной в первичных документах, подтверждающих исполнение продавцом обязанности по передаче товара покупателю. В связи с чем, предпринимателю Ахаярулину В. Т. необходимо было представить в налоговый орган налоговую декларацию по косвенным налогам (налогу на добавленную стоимость и акцизам) при ввозе товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь за февраль 2008 г., а, следовательно, отказ налогового органа в проставлении отметки на заявлении о ввозе товаров является правомерным.

При отсутствии доказательств, подтверждающих факт принятия предпринимателем на учет товара 1 марта 2008 г., судом сделан правильный вывод о неправомерности представления заявителем в налоговый орган рассматриваемых налоговой декларации по косвенным налогам и заявления о ввозе товаров и уплате налогов, для проставления отметки.

Суд апелляционной инстанции критически оценивает довод апелляционной жалобы о том, что установленный для направления уведомления об отказе в проставлении отметки на заявлении о ввозе срок, является пресекательным и нарушение данного срока влечет незаконность ненормативного акта, поскольку действующим законодательством не предусмотрены процессуальные последствия нарушения указанных сроков.

Судом первой инстанции на основе всестороннего, полного и объективного исследования дана надлежащая оценка имеющимся в материалах дела доказательствам, в том числе на предмет относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности.

Иные доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают правильных и обоснованных выводов суда первой инстанции.

При указанных обстоятельствах у суда апелляционной инстанции не имеется оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда первой инстанции.

Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Ар­битражного суда Иркутской области от 29 октября 2008 года по делу № А19-10987/08-24, арбитражный суд апелляционной инстанции на основании статей 258, 268-271 Арбит­ражного процессуального кодекса Российской Федерации

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 29 октября 2008 года по делу № А19-10987/08-24 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Данное постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.

Председательствующий Д. Н. Рылов

Судьи Е. В. Желтоухов

Г. В. Борголова