НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2011 № 04АП-3960/11

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

672000, Чита, ул. Ленина, 100б

тел. (3022) 35-96-26, тел./факс (3022) 35-70-85

Е-mail: info@4aas.arbitr.ru http://4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита Дело № А58-3716/2011

13 октября 2011 года

Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2011 года.

Полный текст постановления изготовлен 13 октября 2011 года.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Паньковой Н.М., судей Рылова Д.Н., Желтоухова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жалсановым Б.Ц., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Открытого акционерного общества Акционерная компания «Якутскэнерго» на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 05 августа 2011 года по делу № А58-3716/2011, по заявлению Открытого акционерного общества Акционерная компания «Якутскэнерго» (ОГРН 1021401047260, ИНН 1435028701) к Департаменту по лесным отношениям Республики Саха (Якутия) (ОГРН 1071435001461, ИНН 1435183129) о признании незаконными и отмене постановлений о назначении административного наказания, (суд первой инстанции Устинова А.Н.),

при участии в судебном заседании:

от заявителя: не явился, извещен;

от ответчика: не явился, извещен;

установил:

Открытое акционерное общество Акционерная компания «Якутскэнерго» (ОАО АК «Якутскэнерго», общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Департаменту по лесным отношениям Республики Саха (Якутия) (административный орган) о признании незаконными и отмене постановлений о назначении административного наказания от 07.06.2011 №172, 173, 174, 175.

Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 05 августа 2011 года заявленные требования удовлетворены частично.

Признано незаконным и отменено постановление Департамента по лесным отношениям Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия) от 07.06.2011 № 175 о назначении административного наказания в отношении Открытого акционерного общества Акционерной компании «Якутскэнерго» за совершение административного правонарушения по части 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Признано незаконным и отменено постановление Департамента по лесным отношениям Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия) от 07.06.2011 № 173 о назначении административного наказания в отношении Открытого акционерного общества Акционерной компании «Якутскэнерго» за совершение административного правонарушения по части 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части наложения административного штрафа в размере 20 000 рублей, определив размер административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Признано незаконным и отменено постановление Департамента по лесным отношениям Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия) от 07.06.2011 № 172 о назначении административного наказания в отношении Открытого акционерного общества Акционерной компании «Якутскэнерго» за совершение административного правонарушения по части 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части наложения административного штрафа в размере 10 000 рублей, определив размер административного штрафа в размере 30 000 рублей.

В удовлетворении требования о признании незаконным и отмене постановления Департамента по лесным отношениям Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия) от 07.06.2011 № 174 о назначении административного наказания в отношении Открытого акционерного общества Акционерной компании «Якутскэнерго» за совершение административного правонарушения по части 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отказано.

В обоснование суд указал, что постановление о назначении административного наказания от 07.06.2011 № 175 принято без учета постановления от 07.06.2011 № 174, которое также принято по результатам проверки лесного участка, находящегося в пределах лесных участков лесничества – ГУ РС (Я) «Усть-Майское лесничество», то есть имеют одно место и время совершения правонарушения, линии электропередачи, эксплуатируются также филиалом – Эльдиканское РЭС Центральных электрических сетей, результаты проверки отражены в одном акте- заключении государственного лесного инспектора от 30.05.2011, тем самым выявленные нарушения в ходе данной проверки по лесным участкам, арендуемым обществом в Усть-Майском лесничестве, образуют одно событие правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Частью 1 стать8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях минимальный размер штрафа, установленного санкцией данной статьи 30 000 рублей. Между тем, из постановлений от 07.06.2011 № 172, 173 не усматриваются мотивы наложения административных штрафов в размере 40 000 рублей и 50 000 рублей. При назначении наказания органом не выяснялись обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность. В связи с чем, у административного органа не имелось правовых оснований налагать на общество административный штраф в размере, превышающем минимальную санкцию части 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Не согласившись с решением суда первой инстанции в части признания незаконным и отменены постановления от 07.06.2011 № 173 в части наложения административного штрафа в размере 20 000 рублей, определив размер административного штрафа в размере 30 000 руб.; признания незаконным и отменены постановления от 07.06.2011 № 172 в части наложения административного штрафа в размере 10 000 рублей, определив размер административного штрафа в размере 30 000 руб.; отказа в удовлетворении требования о признании незаконным и отмене постановления от 07.06.2011 № 174, ОАО АК «Якутскэнерго» обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование указано, что в нарушение статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд не правильно истолковал часть 5 статьи 4.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Все проверки проводились на основании одного приказа №111 от 06.05.2011 в отношении одного лица и по аналогичным правонарушениям, что образует событие одного правонарушения, в отношении которого должно быть вынесено одно постановление, а не пять.

Представители Открытого акционерного общества Акционерная компания «Якутскэнерго» и Департамента по лесным отношениям Республики Саха (Якутия) в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном интернет сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в картотеке арбитражных дел 15.09.2011 г. 12:51:45 МСК .

Руководствуясь пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

06.05.2011 руководителем Департамента по лесным отношениям издан приказ № 111 о проведении внеплановой выездной проверки ОАО АК «Якутскэнерго» с целью осуществления контроля за надлежащим соблюдением требований лесного законодательства и правил пожарной безопасности в лесах; предмет проверки – обеспечение выполнения договорных обязательств по противопожарному обустройству арендованных лесных участков: по договорам аренды лесных участков в Мирнинском районе от 23.11.2007 № 99, от 03.02.2009 № 75, в Усть-Майском районе от 28.03.2008 № 18, от 24.07.2008 № 19, в Амгинском районе от 01.10.2008 № 08, в Чурапчинском районе от 19.06.2008 № 001/08, в Ленском районе от 09.11.2009 № 71, период проверки установлен с 12.05.2011 по 30.05.2011.

06.05.2011 за вх. № 5713 ОАО АК «Якутскэнерго» поступило уведомление от 06.05.2011 № 04-12/96 о проведении внеплановой выездной проверки в отношении ОАО АК «Якутскэнерго» в период с 12.05.2011 по 30.05.2011.

26.05.2011 должностным лицом ГУ РС (Я) «Амгинское лесничество» составлен акт-заключение государственного лесного инспектора, в котором отражено: 26.05.2011 при проведении проверки лесных участков под эксплуатацию линии электропередачи ВЛ 110 кВ «Сулгача-Эльдикан» (под опоры) площадью 0, 1095 га, расположенных в кв. 15 выд. 50, 51, 59, 60, 61, 63; кв. 31 выд. 7, 9, 22; кв. 32 выд. 15, 17, 20; кв. 33 выд. 19, 22, 23, 25, 26, 31, 37 – эксплуатационные леса 0, 108 га м защитных лесах – 0, 0015, используемых ОАО АК «Якутскэнерго» на основании договора аренды лесного участка от 01.10.2008 № 1/08 выявлены нарушения пунктов 34, 35 Правил пожарной безопасности, пунктов 11, 13 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, выразившиеся в не расчистке порубочных остатков, трассы от древесной и кустарниковой растительности, наличия подроста средней густоты высотой до 2 м. от опоры № 22 до опоры № 48 линии ВЛ 110/35 кВ в кв. 32 выд. 15, 17, 20, кВ. 33 выд. 19, 22, 23, 25, 26, 31, 37 всего 5 км. ширина 30 м. не убраны порубочные остатки, имеется подрост средней густоты высотой до 2 м, проверка проведена в присутствии и.о. начальника Амгинского РЭС Кузнецова Д. Д. по доверенности от 26.05.2011 № 474.

30.05.2011 должностным лицом ГУ РС (Я) «Ленское лесничество» составлен акт проверки № 05 ФА, в котором отражено: 25.05.2011 при проведении проверки лесных участков общей площадью 0,8369 га, расположенных в кв. № 55, 56, 57, 58, 59 – эксплуатационные леса Городского участкового лесничества, в кв. 8, 9, 16, 17, 25, 26, 27, 28, 29, 32, 33, 34, 35, 41, 54 – эксплуатационные леса Нюйского участкового лесничества Республики Саха (Якутия), земли лесного фонда ГУ РС(Я) «Ленское лесничество» - линии ВЛ 35 кв. на участке Южная Нюя выявлены нарушения пунктов 16, 25 Правил пожарной безопасности в лесах на линии ВЛ 35 кВ. на участке Мурья – Ю. Нюя в кварталах №№ 32, 33, 34, 35 – эксплуатационные леса Нюйского участкового лесничества, выразившиеся в не проведении вырубки древесины и кустарниковой растительности высотой более 4 метров, отдельных деревьев, растущих вне просеки, угрожающих падением на провода или опоры ЛЭП.

30.05.2011 должностным лицом ГУ РС (Я) «Усть-Майское лесничество» составлен акт-заключение государственного лесного инспектора, в котором отражено: 25.05.2011 при проведении проверки лесных участков ГУ РС(Я) «Усть-Майское лесничество» выявлены нарушения пунктов 34, 35 Правил пожарной безопасности, пункта 61 Правил заготовки древесины, выразившиеся в частичной не очистке порубочных остатков вдоль линии на линиях ЛЭП «Отпайка ВЛ 110 кВ Сулгачи-Эльдикан на ПС 110-6 кВ Усть- Мая», ЛЭП «ВЛ 110 кВ Сулгачи-Эльдикан» с обеих сторон стен леса при строительстве данных линий ЛЭП в 2008 – 2009 года, указанные участки принадлежат обществу на праве аренды по договорам аренды лесного участка от 24.07.2008 № 19; от 28.03.2008 № 18 соответственно.

02.06.2011 административным органом составлен акт проведения внеплановой выездной проверки ОАО АК «Якутскэнерго», в котором в совокупности зафиксированы выявленные в ходе проверки нарушения, в том числе в Амгинском районе, Ленском районе, Усть-Майском районе, отраженные в актах-заключениях от 26.05.2011 ГУ РС (Я) «Амгинское лесничество», от 30.05.2011 ГУ РС (Я) «Ленское лесничество», ГУ РС (Я) «Усть-Майское лесничество», акт проверки вручен 02.06.2011 представителю общества Копырину И. К., о чем свидетельствует его подпись на акте.

02.06.2011 должностным лицом административного органа вынесено извещение № 04-12/160 о составлении протокола об административном правонарушении по факту выявленных нарушений на линии ВЛ 110/35 кВ в кВ. 32 выд. 15, 17, 20, кВ. 32 выд. 19, 22, 23, 25, 26, 31, 37 ГУ РС (Я) «Амгинское лесничество» на дату 03.06.2011 в 15-00 часов, по адресу: город Якутск, улица Орджоникидзе, 44/1, каб. № 9, извещение получено обществом 02.06.2011 за вх. № 6899.

02.06.2011 должностным лицом административного органа вынесено извещение № 04-12/161 о составлении протокола об административном правонарушении по факту выявленных нарушений на линии ВЛ 35 кВ на участке Мурья – Ю. Нюя в кварталах №№ 55, 56, 57, 58, 59 – эксплуатационные леса Городского участкового лесничества, в кварталах №№ 9, 16, 17, 25, 26, 27, 28, 29, 32, 33, 34, 35, 41, 54 – эксплуатационные леса Нюйского участкового лесничества ГУ РС(Я) «Ленское лесничество» на дату 03.06.2011 в 15-00 часов, по адресу: город Якутск, улица Орджоникидзе, 44/1, каб. № 9, извещении получено обществом 02.06.2011 за вх. № 6898.

02.06.2011 должностным лицом административного органа вынесено извещение № 04-12/159 о составлении протокола об административном правонарушении по факту выявленных нарушений на линии ЛЭП «ВЛ 110 кВ Сулгачи-Эльдикан» участкового лесничества ГУ РС(Я) «Усть-Майское лесничество» (по договору аренды лесного участка от 28.03.2008 № 18) на дату 03.06.2011 в 15-00 часов, по адресу: город Якутск, улица Орджоникидзе, 44/1, каб. № 9, извещении получено обществом 02.06.2011 за вх. № 6900.

02.06.2011 должностным лицом административного органа вынесено извещение № 04-12/158 о составлении протокола об административном правонарушении по факту выявленных нарушений на линии ЛЭП «Отпайка ВЛ 110 кВ Сулгачи-Эльдикан на ПС 110-6кВ Усть-Мая» в границах арендуемого участка по договору аренды лесного участка от 24.07.2008 № 19 участкового лесничества ГУ РС(Я) «Усть-Майское лесничество» на дату 03.06.2011 в 15-00 часов, по адресу: город Якутск, улица Орджоникидзе, 44/1, каб. № 9, извещении получено обществом 02.06.2011 за вх. № 6901.

03.06.2011 заместителем старшего государственного лесного инспектора Департамента составлен протокол об административном правонарушении № ФО-05, в котором зафиксировано: в ходе выездной внеплановой проверки установлено, что на линии ВЛ 110/35 кВ в кв. 32 выд. 15, 17, 20 кв. 33 выд. 19, 22, 23, 25, 26, 31, 37 ГУ РС(Я) «Амгинское лесничество» начиная от опоры № 22 до опоры № 48 на протяжении 5 кв. шириной 30 м. выявлен факт не очистки от порубочных остатков, наличие подроста средней густоты высотой до 2 м., не произведена расчистка трассы от древесной и кустарниковой растительности, тем самым нарушены статьи 51, 53 Лесного кодекса Российской Федерации, пункт 34 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 417, пункты 11, 13 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, утвержденных Приказом Минсельхоза Российской Федерации от 05.02.2010 № 28, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, протокол составлен в отсутствии представителя общества.

03.06.2011 заместителем старшего государственного лесного инспектора Департамента составлен протокол об административном правонарушении № ФО-06, в котором зафиксировано: в ходе выездной внеплановой проверки установлено, что на линии ВЛ 35 кВ на участке Мурья – Ю. Нюя в кварталах №№ 55, 56, 57, 58, 59 – эксплуатационные леса Городского участкового лесничества ГУ РС(Я) «Ленское лесничество», в кВ. №№ 9, 16, 17, 15, 26, 27, 28, 29, 31, 33, 34, 35, 41, 54 – эксплуатационные леса Нюйского участкового лесничества ГУ РС (Я) «Ленское лесничество» порубочные остатки навалены на стену леса, не произведена расчистка линии от древесной и кустарниковой растительности высотой более 4 метров, не вырублены отдельные деревья растущие вне просеки угрожающие падением на проводы или опо ры ЛЭП, тем самым нарушены статьи 51, 53 Лесного кодекса Российской Федерации, пункт 34 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 417, пункты 11, 13 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, утвержденных Приказом Минсельхоза Российской Федерации от 05.02.2010 № 28, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, протокол составлен в отсутствии представителя общества.

03.06.2011 заместителем старшего государственного лесного инспектора Департамента составлен протокол об административном правонарушении № ФО-07, в котором зафиксировано: в ходе выездной внеплановой проверки установлено, что на линии ЛЭП «Отпайка ВЛ 110 кв Сулгачи-Эльдикан на ПС 110-6кВ Усть-Мая» ГУ РС (Я) «Усть-Майское лесничество» (по договору аренды лесного участка от 28.03.2008 № 18)с борта самолета АН-2 выявлен факт частичной не очистки от порубочных остатков с обеих сторон леса, тем самым нарушены статьи 51, 53 Лесного кодекса Российской Федерации, пункт 34 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 417, пункты 11, 13 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, утвержденных Приказом Минсельхоза Российской Федерации от 05.02.2010 № 28, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, протокол составлен в отсутствии представителя общества.

03.06.2011 заместителем старшего государственного лесного инспектора Департамента составлен протокол об административном правонарушении № ФО-08, в котором зафиксировано: в ходе выездной внеплановой проверки установлено, что на линии ЛЭП «Отпайка ВЛ 110 кв Сулгачи-Эльдикан на ПС 110-6кВ Усть-Мая» ГУ РС (Я) «Усть-Майское лесничество» (по договору аренды лесного участка от 24.07.2008 № 19) с борта самолета АН-2 выявлен факт частичной не очистки от порубочных остатков с обеих сторон леса, тем самым нарушены статьи 51, 53 Лесного кодекса Российской Федерации, пункт 34 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 417, пункты 11, 13 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, утвержденных Приказом Минсельхоза Российской Федерации от 05.02.2010 № 28, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, протокол составлен в отсутствии представителя общества.

03.06.2011 руководителем отдела государственного лесного контроля и надзора Департамента по лесным отношениям вынесены определения о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении по выявленным нарушениям на участках ГУ РС (Я) «Амгинское лесничество», ГУ РС(Я) «Ленское лесничество», ГУ РС (Я) «Усть-Майское лесничество» по договорам аренды от 01.10.2008 № 08, от 09.11.2009 № 71, от 28.03.2008 № 18, от 24.07.2008 № 19 на дату 07.06.2011 в 11-30 часов по адресу: г. Якутск, ул. Орджоникидзе, 44/1, каб. 9, определения вручены обществу 03.06.2011 за вход. № 6977, № 6976, № 6975, № 6974.

07.06.2011 руководитель отдела государственного лесного контроля и надзора Департамента по лесным отношениям Республики Саха (Якутия), рассмотрев материалы административного дела по результатам проведенной выездной проверки эксплуатационных лесов ГУ РС (Я) «Амгинское лесничество» вынес постановление № 172 о назначении административного наказания, которым общество признано, нарушившим часть 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем, на общество наложен административный штраф в размере 40 000 рублей, постановление вынесено в присутствии представителя общества Копырина И. К. по доверенности от 06.06.2011 № 508.

07.06.2011 руководитель отдела государственного лесного контроля и надзора Департамента по лесным отношениям Республики Саха (Якутия), рассмотрев материалы административного дела по результатам проведенной выездной проверки эксплуатационных лесов Городского участкового лесничества, Нюйского участкового лесничества ГУ РС (Я) «Ленское лесничество» вынес постановление № 173 о назначении административного наказания, которым общество признано, нарушившим часть 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем, на общество наложен административный штраф в размере 50 000 рублей, постановление вынесено в присутствии представителя общества Копырина И. К. по доверенности от 06.06.2011 № 508.

07.06.2011 руководитель отдела государственного лесного контроля и надзора Департамента по лесным отношениям Республики Саха (Якутия), рассмотрев материалы административного дела по результатам проведенной выездной проверки эксплуатационных лесов ГУ РС (Я) «Усть-Майское лесничество» по заключенному договору аренды лесного участка от 28.03.2008 № 18 вынес постановление № 174 о назначении административного наказания, которым общество признано, нарушившим часть 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем, на общество наложен административный штраф в размере 30 000 рублей, постановление вынесено в присутствии представителя общества Копырина И. К. по доверенности от 06.06.2011 № 508.

07.06.2011 руководитель отдела государственного лесного контроля и надзора Департамента по лесным отношениям Республики Саха (Якутия), рассмотрев материалы административного дела по результатам проведенной выездной проверки эксплуатационных лесов ГУ РС (Я) «Усть-Майское лесничество» по заключенному договору аренды лесного участка от 24.07.2008 № 19 вынес постановление № 175 о назначении административного наказания, которым общество признано, нарушившим часть 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем, на общество наложен административный штраф в размере 30 000 рублей, постановление вынесено в присутствии представителя общества Копырина И. К. по доверенности от 06.06.2011 № 508.

Не согласившись с указанными постановлениями административного органа ОАО АК «Якутскэнерго», обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлениями о признании их незаконными и отмене.

Определением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 14.07.2011 дела №А58-3716/2011, №А58-3712/2011, №А58-3713/2011 объединены в одно производство. Делу присвоен номер №А58-3716/2011.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.

Частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации предусмотрено, что по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ предусмотрено, что Нарушение правил пожарной безопасности в лесах влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до ста тысяч рублей (в редакции, действовавшей на момент проведения проверки и вынесения постановления).

Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в действии или бездействии, нарушающих требования и правила пожарной безопасности в лесах.

Ответственность по данной статье наступает тогда, когда виновное лицо допускает нарушение правил пожарной безопасности в лесах. В этих случаях закон не связывает ответственность с наступлением какого-либо экологического или имущественного ущерба.

В соответствии с частью 1 статьи 24 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов.

В силу пункта 13 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов является самостоятельным видом использования лесов.

При этом согласно части 1 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется в соответствии со статьей 21 Кодекса.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (далее - линейные объекты).

В соответствии с частью 3 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены линейные объекты, предоставляются на правах, предусмотренных статьей 9 настоящего Кодекса, гражданам, юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении такие линейные объекты.

Согласно части 3 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти установлены Правила пожарной безопасности в лесах.

На основании пункта 1 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 N 417 (ред. от 05.05.2011) (далее Правила пожарной безопасности в лесах), правила устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.

Пунктами 34, 35 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных установлено, что просеки, на которых находятся линии электропередачи и линии связи, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов.

Полосы отвода и охранные зоны вдоль трубопроводов, проходящих через лесные массивы, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов. Через каждые 5 - 7 километров трубопроводов устраиваются переезды для пожарной техники и прокладываются противопожарные минерализованные полосы шириной 2 - 2,5 метра вокруг домов линейных обходчиков, а также вокруг колодцев на трубопроводах.

При строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов.

По смыслу приведенных правовых норм обязанность по надлежащему содержанию линий электропередач возлагается на лицо, в собственности которого эти линии находятся.

В силу пункта 3 части 2 статьи 12 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», ГОСТ 12.1.004-91 «Пожарная безопасность. Общие требования», пункта 2.1.1 ГОСТ 12.1.044-89 Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения» к горючим (сгораемым) относятся вещества и материалы, способные самовозгораться, возгораться при воздействии источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления.

Пунктом 11 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, утвержденных приказом Минсельхоза РФ от 05.02.2010 N 28 установлено, что лица, осуществляющие использование лесов в целях строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, обеспечивают: регулярное проведение очистки предоставленного лесного участка, примыкающих опушек леса, искусственных и естественных водотоков от захламления строительными, лесосечными, бытовыми и иными отходами, от загрязнения отходами производства, токсичными веществами; восстановление нарушенных производственной деятельностью лесных дорог, осушительных канав, дренажных систем, шлюзов, мостов, других гидромелиоративных сооружений, квартальных столбов, квартальных просек; принятие необходимых мер по устранению аварийных ситуаций и лесных пожаров, а также ликвидации их последствий, возникших по вине указанных лиц.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции между Департаментом по лесным отношениям Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия) и ОАО АК «Якутскэнерго» заключены договоры аренды лесного участка: от 01.10.2008 № 1/08 о передаче во временное пользование лесного участка площадью 0,1095 га, местоположение: Республика Саха (Якутия), МР «Амгинский улус (район)» ГУ РС(Я) «Амгинское лесничество», кварталы 15, 31, 32, 33, в защитных лесах – 0, 0015 га, эксплуатационных лесах – 0, 108 га; кадастровый номер 14:14:011001:463 для эксплуатации линии электропередачи (под опорами) «ВЛ 110 кВ. Сулгача – Эльдикан с ПС 110/35/10 кВ»;

от 09.11.2009 № 71 о передаче во временное пользование лесного участка площадью 0,8369 га, местоположение: Республика Саха (Якутия), земли лесного фонда ГУ РС(Я) «Ленское лесничество» Городское участковое лесничество, в эксплуатационных лесах в кварталах №№ 55, 56, 57, 58, 59; Нюйское участковое лесничество в эксплуатационных лесах в кварталах №№ 8, 9, 16, 17, 25, 26, 27, 28, 29, 32, 33, 34, 35, 41, 54 для эксплуатации линии электропередачи ВЛ 35 кВ «Мурья-Южная Нюя» под опоры; кадастровый номер 14:14:0:103;

от 28.03.2008 № 18 о передаче во временное пользование лесного участка площадью 0, 7410 га, местоположение: Республики Саха (Якутия), Усть-Майский район, Усть-Майское участковое лесничество кварталы №№ 82, 137, 139, 140, 141, 203, 204, 206, 268, 269, 270, 271, 337, 338, 339, 406, 408, 475, 476, 477, 541, 542, 543, 605, 606, 607, 608, 609, 610 с кадастровым номером: 14:30:010003:0148 в целях строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов;

от 24.07.2008 № 19 передаче во временное пользование лесного участка площадью 0, 76 га, местоположение: Республики Саха (Якутия), Усть- Майский район, Усть-Майское участковое лесничество кварталы №№ 1391, 1358, 1307, 1306, 1264, 1263, 1223, 1224, 1225, 1226, 1190, 1191, 1149, 1150, 1110, 1070, 1071, 1026, 1025, 1027, 977, 978, 979, 930, 931, 932, 879, 880, 881, 832 с кадастровым номером: 14:30:010003:0148 в целях строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, арендатор обязан осуществлять противопожарное обустройство лесов на лесном участке обеспечивать, в том числе строительство, реконструкцию и содержание дорог противопожарного назначения; осуществлять на лесном участке разрубку (расчистку) квартальных просек, замену квартальных столбов.

Административным органом в ходе проведения выездной внеплановой проверки установлено, что:

по договору аренды лесного участка от 01.08.2008 №08, начиная от опоры №22 до опоры №48 линии ВЛ 110/35 кВ в кв. 32 выд. 15, 17, 20 кв. 33 выд. 19,22,23, 25, 26, 31, 37 ГУ РС (Я) «Амгинское лесничество» на протяжении 5 км. и шириной 30 м не убраны порубочные остатки, имеется подрост средней густоты, высотой до 2 м, не произведена расчистка трассы от древесной и кустарниковой растительности;

на линии ВД 35 кВ на участке Мурья-Ю.Нюя в кварталах №55, 56, 57, 58, 59 – эксплуатационные леса Городского участкового лесничества ГУ РС (Я) «Ленское лесничество», а также в кВ. 9, 16, 17, 15, 26, 27, 28, 29, 31, 33, 34, 35, 41, 54 – эксплуатационные леса Нюйского участкового лесничества ГУ РС (Я) «Ленское лесничество» порубочные остатки навалены на стену леса, не произведена расчистка линии от древесной и кустарниковой растительности высотой более 4 метров, не вырублены отдельные деревья, растущие вне просеки и угрожающие падением на проводы и опоры ЛЭП;

по договору аренды лесного участка от 28.03.2008 №18, при осмотре линии ЛЭП «Отпайка ВЛ 110 кВ Сулгачи – Эльдикан на ПС 110-6кВ Усть-Мая» с борта самолета АН в присутствии начальника Эльдинского РЭС ЦЭС выявлен факт частичной очистки от порубочных остатков, порубочные остатки сложены вдоль линии ЛЭП с обеих сторон стен леса и не сожжены при строительстве линии ЛЭП в 2008-2009 г.;

по договору аренды лесного участка от 24.07.2008 №19, при осмотре линии ЛЭП «Отпайка ВЛ 110 кВ Сулгачи – Эльдикан на ПС 110-6кВ Усть-Мая» с борта самолета АН в присутствии начальника Эльдинского РЭС ЦЭС выявлен факт частичной очистки от порубочных остатков, порубочные остатки сложены вдоль линии ЛЭП с обеих сторон стен леса и не сожжены при строительстве линии ЛЭП в 2008-2009 г.

Исходя из указанных норм права и установленных по делу обстоятельств, арбитражный суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что бездействие ОАО АК «Якускэнерго» образует состав правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Пунктом 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 предусмотрено, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Совершение обществом административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается представленными в материалы: дела Актом проверки от 30.05.2011 №05ФА; Протоколами об административных правонарушениях от 03.06.2011 №ФО-07, № ФО-08, №ФО-06, №ФО-05.

При этом признавая незаконным постановление о назначении административного наказания от 07.06.2011 № 175 суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что данное постановление принято без учета постановления от 07.06.2011 № 174, которое также принято по результатам проверки лесного участка, находящегося в пределах лесных участков лесничества – ГУ РС (Я) «Усть-Майское лесничество», то есть имеют одно место и время совершения правонарушения, линии электропередачи, эксплуатируются также филиалом – Эльдиканское РЭС Центральных электрических сетей, результаты проверки отражены в одном акте - заключении государственного лесного инспектора от 30.05.2011, тем самым выявленные нарушения в ходе данной проверки по лесным участкам, арендуемым обществом в Усть-Майском лесничестве, образуют одно событие правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения (часть 2 статьи 4.5 Кодекса).

В соответствии с пунктом 19 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 № 5 лицо, осуществляющее деятельность с нарушением требований действующего законодательства, может быть привлечено к административной ответственности в течение всего периода, пока деятельность не прекращена или нарушение не устранено.

Выявленные в ходе проверки нарушения представляют собой длительное непрекращающееся невыполнение обязанностей, возложенных на пользователя лесными участками, то есть является длящимся, следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности исчисляется с момента обнаружения административного правонарушения.

Указанные нарушения выявлены административным органом в ходе внеплановой выездной проверки в период начиная с 25.05.2011, постановления вынесены 07.06.2011, таким образом, срок давности привлечения общества к административной ответственности не пропущен.

Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В пункте 16.1 Постановления от 20.11.2008 N 60 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснено том, что в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

Частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами, субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие меры по их соблюдению.

Доказательств, подтверждающих своевременное принятие ОАО АК «Якутскэнерго» необходимых мер по соблюдению вышеуказанных требований законодательства, материалы дела не содержат.

В связи с чем, вывод суда, что вина общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является установленной, правомерен.

Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение (часть 5 статьи 4.1 Кодекса).

Частью 1 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.

ОАО АК «Якутскэнерго» привлечено к административной ответственности на основании постановлений по делам об административных правонарушениях за противоправное бездействие, которое является различным и установлено в разное время применительно к различным лесным участкам, находящимся на обслуживании общества.

В связи с чем, довод апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции неверно истолкована часть 5 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит отклонению как не обоснованный.

В соответствии с частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил пожарной безопасности в лесах - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.

Административный штраф установлен судом первой инстанции в пределах минимальной санкции, предусмотренной частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обстоятельств смягчающих/отягчающих административную ответственность судом не установлено.

Протоколы об административных правонарушениях и оспариваемые Постановления о привлечении к административной ответственности составлены и вынесены уполномоченными должностными лицами.

Нарушений административным органом норм процессуального права при привлечении заявителя к административной ответственности не установлено.

Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность и обоснованность вынесенного судом первой инстанции решения, суд апелляционной инстанции не установил основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.

При подаче апелляционной жалобы ОАО АК «Якутскэнерго» по платежному поручению от 29.08.2011 N 76464 уплатило государственную пошлину в сумме 1 000 рублей, тогда как на основании части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и части 5 статьи 30.2 КоАП РФ заявление об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается. В связи с этим излишне уплаченная государственная пошлина на основании статьи 333.21, 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит возврату.

Разъясняя порядок обжалования настоящего постановления, суд апелляционной инстанции обращает внимание на следующее.

Частью 6 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции, если иное не предусмотрено этим Кодексом.

В соответствии с частью 5.1 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц 100 000 рублей, для индивидуальных предпринимателей - 5 000 рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 этого Кодекса.

Учитывая, что настоящее постановление вынесено после 1 ноября 2010 года, а размер назначенного ОАО АК «Якутскэнерго» административного штрафа по каждому из оспариваемых постановлений не превышает 100 000 рублей, то применяется порядок обжалования, установленный частью 5.1 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Суд, руководствуясь статьей 268, частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 05 августа 2011 года по делу № А58-3716/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Открытого акционерного общества Акционерная компания «Якутскэнерго» без удовлетворения.

Возвратить Открытому акционерному обществу Акционерная компания «Якутскэнерго» излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1000 руб.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий Н.М. Панькова

Судьи Д.Н. Рылов

Е.В. Желтоухов