ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
672000, Чита, ул. Ленина 100б
тел. (3022) 35-96-26, тел./факс (3022) 35-70-85
Е-mail: info@4aas.arbitr.ru http://4aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Чита Дело № А58-7061/2011
«18» июля 2012 года
Резолютивная часть постановления объявлена 12.07.2012.
Полный текст постановления изготовлен 18.07.2012.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скажутиной Е.Н.,
судей Клочковой Н.В., Юдина С.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Петелиной Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Якутская топливно-энергетическая компания" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 29 марта 2012 года по делу № А58-7061/2011 по иску открытого акционерного общества "Якутская топливно-энергетическая компания" (ИНН 1435032049, ОГРН 1021401062187 Республика Саха /Якутия/, Вилюйский улус, пгт. Кысыл-Сыр, ул. Ленина, 4) к Министерству экономики и промышленной политики Республики Саха (Якутия) (ИНН 1435078406, ОГРН 1031402048017 Республика Саха /Якутия/, г.Якутск, пр-кт Ленина, 28, 206 ) об обязании принять дела, (суд первой инстанции Агальцева Л.В.),
при участии в судебном заседании:
от истца: Семенов Л.М., представитель по доверенности № 012 от 09.01.2012,
от ответчика: представитель не явился, извещен,
установил:
Открытое акционерное общество "Якутская топливно-энергетическая компания" (далее – истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с иском к Министерству экономики и промышленной политики Республики Саха (Якутия) (далее - ответчик) об обязании принять архивные дела ликвидированного ПГО (ГГП) «Ленанефтегазгеология» в количестве 9 214 дел в течение одного месяца с момента вступления решения в силу.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 29 марта 2012 года в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым решением, истец в апелляционной жалобе просит отменить его. Указывает, что суд принял решение об отказе в иске с нарушением норм материального права, выразившимся в неправильном истолковании закона, неполно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела. Таким образом, решение суда является необоснованным. Заявитель жалобы считает ошибочным вывод суда первой инстанции о пропуске срока исковой давности. Считает, что ответчик незаконно уклоняется от приема документов государственного предприятия.
Ответчик представил письменный отзыв на апелляционную жалобу.
Представитель истца в судебном заседании дал пояснения согласно доводам апелляционной жалобы.
Ответчик извещен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание представителя не направил.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей пределы и полномочия апелляционной инстанции.
Проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, в совокупности и взаимосвязи с собранными по делу доказательствами, проверив правильность применения норм материального и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что обжалуемое решение отмене не подлежит в связи со следующим.
Как установлено судом первой инстанции, открытое акционерное общество «Якутгазпром» учреждено в соответствии с указом Президента РФ от 01.07.1992 №721 «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества» (свидетельство о государственной регистрации 16.05.1994 за №766).
ОАО «Якутгазпром» согласно уставу, утвержденному общим собранием акционеров ОАО «Якутгазпром» (протокол от 09.06.2005), являлось дочерним обществом открытого акционерного общества Национальная нефтегазовая компания «Саханефтегаз» (пункт 1.4 устава).
ОАО «Якутская топливно-энергетическая компания» является правопреемником государственного предприятия «Якутгазпром», несет права и обязанности, возникшие у
указанного предприятия до момента его преобразования в открытое акционерное общество (статья 3 устава ОАО «ЯТЭК», утвержденного решением общего собрания акционеров от 18.06.2010).
Пунктом 2 приказа от 14.07.1993 №70 Министерства промышленности и энергетики Республики Саха (Якутия) правопреемником бывшего ГГП «Ленанефтегазгеология» определена НИЦ Национальная нефтегазовая компания «Саханефтегаз».
Решением Высшего Арбитражного Суда Республики Саха (Якутия) от 26.10.1995 по делу №1318 пункт 2 приказа Министерства промышленности и энергетики Республик Саха (Якутия) от 14.07.1993 №70 признан недействительным.
Архивные дела ГГП «Ленанефтегазгеология» на основании приказа ОАО ННГК «Саханефтегаз» от 12.04.2005 №П-142 приняты ОАО «Якутгазпром» (до переименования в ОАО «ЯТЭК») и в настоящее время находятся на хранении у истца, истец несет затраты на содержание и упорядочение указанных дел.
Истец обратился к Министерству экономики и промышленной политики Республики Саха (Якутия) письмами от 06.09.2011 №2850-14, от 11.11.2011 №3504-11 с просьбой о принятии архивных дел.
Ответчик на письма истца не ответил, архивные дела не принял, что послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Судом принято приведенное выше решение, при этом суд пришел к выводу о том, что истец не представил нормативного обоснования требования об обязанности ответчиком принять на хранение документы, подлежащие обязательному хранению, в связи с чем, в отсутствие нормативной регламентации указанной обязанности, передача документов должна быть оформлена путем заключения соответствующего договора. Кроме того, суд указал на пропуск срока исковой давности, установленного статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить следующее.
Статьи 7, 8 и 9 Закона N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" классифицируют архивные документы на архивные документы, относящиеся к государственной собственности (федеральной и собственности субъектов), муниципальной собственности и частной собственности.
В соответствии со статьей 20 Закона N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" приему на хранение в государственные архивы подлежат документы, образовавшиеся в процессе деятельности государственных органов и организаций, являющихся источниками комплектования государственного архива.
В силу статьи 4 Закона N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" хранение, комплектование, учет и использование архивных документов и архивных фондов государственных унитарных предприятий, включая казенные предприятия, и государственных учреждений субъекта Российской Федерации отнесено к полномочиям субъекта Российской Федерации.
Статьей 23 Закона N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации"определены обязанности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций по комплектованию государственных и муниципальных архивов архивными документами.
В соответствии с пунктом 6 статьи 23 Закона N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" при реорганизации государственных и муниципальных организаций архивные документы передаются правопреемникам реорганизуемых организаций.
В пункте 8 статьи 23 Закона N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации"указано, что при ликвидации государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций включенные в состав Архивного фонда Российской Федерации документы, документы по личному составу, а также архивные документы, сроки временного хранения которых не истекли, поступают на хранение в соответствующий государственный или муниципальный архив.
Передаче подлежат документы в упорядоченном состоянии.
Прием архивных документов согласно Правилам организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, организациях Российской академии наук, утвержденных приказом Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации от 18.01.2007 N 19, который зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 06.03.2007 N 9059 (далее - Правила организации хранения), оформляется актом приема-передачи документов на хранение.
Пункт 4.5 Правил организации хранения предусматривает, что прием документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов, сроки временного хранения которых не истекли, от ликвидированных государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций осуществляется в соответствии с действующим законодательством и в порядке, установленном настоящими Правилами.
В силу пункта 4.4.1 архивные документы принимаются в государственный и муниципальный архивы, организацию Российской академии наук в упорядоченном состоянии с соответствующим научно-справочным аппаратом и страховыми копиями на особо ценные документы и уникальные документы. Все работы, связанные с отбором, подготовкой и передачей архивных документов на постоянное хранение, в том числе с их упорядочением и транспортировкой, выполняются за счет средств источников комплектования, передающих указанные документы.
Пункт 3.7.1 определяет документы, на основании которых производится учет поступления архивных документов в архив, в том числе архивные описи документов.
Из пояснений представителя истца, данных им в суде апелляционной инстанции следует, что непосредственно истцом проведен комплекс работ по упорядочению архивных документов, в том числе по формированию архивных документов в единицы хранения (дела), описанию и оформлению таких единиц хранения (дел). Именно поэтому иск заявлен о передаче 9 214 дел, содержащихдокументы по личному составу ликвидированного предприятия «Ленанефтегазгеология», сроки хранения по которым не истекли.
Вместе с тем, по смыслу пункта 8 статьи 23 Закона N 125-ФЗ обязанность приема на хранение у ликвидируемых организаций упомянутых документов предусмотрена как для соответствующих государственных, так и муниципальных архивов.
Согласно положениям Закона Республики Саха (Якутия) от 31.01.2008г. 551-3№1117-III «Об архивном деле в Республике Саха (Якутия)» к собственности Республики Саха (Якутия) относятся в т.ч. архивные документы органов государственной власти Республики Саха (Якутия), организаций.
Порядок формирования архивов на территории Республики Саха (Якутия) регламентирован в статье 10 названного Закона Республики Саха (Якутия).
В связи с тем, что ликвидированное ГГП «Ленанефтегазгеология» являлось государственным предприятием и осуществлял свою деятельность на территории Республики Саха (Якутия), и после его ликвидации отсутствуют правопреемники,учитывая социальную направленность хранения архивных документов граждан и необходимость соблюдения их социальных прав и гарантий, архивные дела, находящиеся у истца, по мнению апелляционной коллегии, подлежали передаче непосредственно в архив Республики Саха (Якутия).
Таким образом, по мнению апелляционного суда, иск заявлен к ненадлежащему ответчику, а потому удовлетворению не подлежал.
Ошибочные выводы суда первой инстанции о пропуске истцом срока исковой давности не привели к принятию неправильного решения по существу спора.
С учетом изложенного, обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
П О С Т А Н О В И Л:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 29 марта 2012 года по делу № А58-7061/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня принятия.
Председательствующий: Е.Н.Скажутина
Судьи: Н.В.Клочкова
С.И.Юдин