НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2009 № 04АП-4187/08

ЧЕТВЁРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

672000, г. Чита, ул. Ленина, 100 "б"

www.4aas.arbitr.ru; E-mail: apelsud@mail.ru

тел. 35-96-26, факс 35-70-85; 35-71-28

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита Дело № А19-9988/08-28

17 февраля 2009 года

Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 17 февраля 2009 года.

Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Борголовой Г.В.,

судей Лешуковой Т.О., Ткаченко Э.В.,

при ведении протокола секретарём судебного заседания Хлебас Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу

общества с ограниченной ответственностью «ИлимСибЛес» на решение Арбитражного суда Иркутской области от 28 октября 2008 года по делу № А19-9988/08-28,

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ИлимСибЛес»

к Территориальному управлению агентства лесного хозяйства Иркутской области по Илимскому лесничеству

о признании недействительными распоряжение от 17.07.2008г. № 15-р и решение от 17.07.2008г. № 15-р,

(судья Куклина Л.А.)

при участии в судебном заседании:

от заявителя: представитель не явился

от заинтересованного лица: представитель не явился,

установил:

заявитель – общество с ограниченной ответственностью «ИлимСибЛес» (далее по тексту – общество) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании недействительными распоряжение от 17.07.2008г. № 15-р и решение от 17.07.2008г. № 15-р Территориального управления агентства лесного хозяйства Иркутской области по Илимскому лесничеству (далее по тексту – Илимское лесничество).

Из материалов дела следует, что заведующий мастерским участком Усть-Илимского участкового лесничества Баязитов В.Н. при патрулировании территории участкового лесничества в период с 01.07.2008г. по 16.07.2008г. на основании патрульных путевок от 01.06.2008г. № 73 и от 10.07.2008г. № 74 с целью охраны лесфонда от лесонарушений выявил нарушения законодательства в сфере использования лесов и охраны окружающей среды в кварталах 40-41, 37-39, 63, 144, 195, 199 Ревунской дачи и в кварталах 63-65, 90-91, 128-129, 187-188 Бадарминской дачи, разрабатываемых ООО «ИлимСибЛес», о чём составил докладную записку 16.07.2008г.

Согласно данной докладной записке установлены нарушения правил заготовки древесины – расширены волока (более 5 метров ширина), ширина пасек составляет менее 15 метров, расширены погрузочные площадки, частично отсутствуют лесохозяйственные знаки (деляночные столбы), не произведена очистка площадей, пройденных рубкой (порубочные остатки не собраны в кучи, обломками завалены пасеки в подростом). Установленные нарушения лесного законодательства причиняют вред окружающей среде.

В связи с этим 17.07.2008г. зам. начальника Илимского лесничества принято распоряжение № 15-р о назначении начальника Усть-Илимского участкового лесничества Авцина В.А. и ведущего специалиста-эксперта 1 категории Тюрбеевой З.А. для осуществления мероприятий по контролю за соблюдением лесного законодательства обществом.

17 июля 2008 года начальник Илимского лесничества Улитко А.А. принял решение № 15-р о проведении внеплановой проверки соответствия деятельности общества требованиям лесного законодательства на территории Илимского лесничества.

Не согласившись с распоряжением и решением, общество оспорило их в Арбитражном суде Иркутской области.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, мотивировал тем, что нарушений законодательства об осуществлении государственного лесного контроля и надзора Илимским лесничеством не допущено. Илимское лесничество является уполномоченным органом на осуществление государственного лесного контроля и надзора на территории Иркутской области. Оспариваемые распоряжение и решение о проведении внеплановой проверки не нарушают права и законные интересы общества в сфере осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось с апелляционной жалобой в Четвёртый арбитражный апелляционный суд, об отмене решения суда первой инстанции. Заявитель апелляционной жалобы считает выводы суда не соответствующими обстоятельствам дела. Распоряжение не содержит достаточных оснований для проведения внеплановой проверки. Решение противоречит статье 3 Федерального закона от 08.08.2001г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля», срок проверки продлен до двух месяцев. Нарушены права и законные интересы общества, нарушено право общества о направлении своего представителя для участия в проверке. Просит отменить решение суда и направить дело на новое рассмотрение в ином составе.

В отзыве на апелляционную жалобу, Илимское лесничество считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным и не подлежащим отмене. Илимское лесничество считает, что является уполномоченным органом на осуществление государственного лесного контроля и надзора в соответствии с Положением об агентстве лесного хозяйства Иркутской области по Илимскому лесничеству, утвержденному постановлением Администрации Иркутской области 31.10.2007г. № 237-па. Проверка проведена на основании докладной записки должностного лица, в обязанности которого входит организация охраны и защиты леса, использования леса, содержащей информацию о лесонарушениях обществом. Проверка проведена в течение одного месяца, общество было извещено о проведении проверки, но представителя не направило.

Представили лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.

Дело рассматривается по правилам главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыв на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, и не подлежащим отмене либо изменению.

В силу пунктов «д» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся природопользование, охрана окружающей среды, лесное, административное законодательство.

В соответствии с пунктом 36 статьи 81 Лесного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений относится установление порядка осуществления контроля и надзора за использованием, охраной, защитой, воспроизводством лесов (государственного лесного контроля и надзора).

Осуществление государственного лесного контроля и надзора, целью которого является обеспечение соблюдения лесного законодательства, регулируется положениями главы 12 Лесного кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 83 данного Кодекса Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление государственного лесного контроля и надзора.

Лесной кодекс Российской Федерации не определяет, в какой организационно-правовой форме должен функционировать орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий контрольно-надзорные функции. Не урегулирован данный вопрос и Положением об осуществлении государственного лесного контроля и надзора, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2007г. № 394 (далее по тексту – Положение об осуществлении государственного лесного контроля и надзора).

В соответствии со статьёй 23 Лесного кодекса Российской Федерации основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества и лесопарки.

В соответствии с п. п. 4, 12 Положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 № 394, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют государственный лесной контроль и надзор в отношении лесничеств и лесопарков, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением указанных в абзаце втором настоящего пункта.

Проведение государственного лесного контроля и надзора осуществляется в форме проверок в соответствии с планами, утверждаемыми Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, ее территориальными органами или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией, а также внеплановых проверок с соблюдением прав и законных интересов юридических лиц и граждан. Внеплановые проверки проводятся:

а) для проверки исполнения предписаний об устранении ранее выявленных
 нарушений лесного законодательства;

б) в случае получения от органов государственной власти, органов местного
 самоуправления, юридических лиц и граждан информации, подтверждаемой
 документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков
 нарушений лесного законодательства.

Суд апелляционной инстанции считает правильным вывод суда первой инстанции о полномочиях на осуществление лесного контроля и надзора Илимским лесничеством по следующим основаниям.

Согласно пунктам 1, 6 Положения об агентстве лесного хозяйства Иркутской области, утвержденного постановлением администрации Иркутской области от 31.10.2007 № 237-па, Агентство лесного хозяйства Иркутской области является исполнительным органом государственной власти Иркутской области по управлению в сфере использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов и осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через территориальные подразделения агентства, обладающие правами юридического лица.

Приказом от 09.01.2008 № 1-апр руководитель агентства лесного хозяйства Иркутской области утвердил Положения о территориальных управлениях агентства лесного хозяйства Иркутской области, в том числе, о территориальном управлении агентства лесного хозяйства Иркутской области по Илимскому лесничеству.

На основании п. 1 Положения о территориальном управлении агентства лесного хозяйства Иркутской области по Илимскому лесничеству, территориальное управление является территориальным подразделением агентства лесного хозяйства Иркутской области по управлению в сфере использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов. Следовательно, исполнительным органом государственной власти Иркутской области по управлению в сфере использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов на территории Илимского лесничества, функциями которого, в том числе, является осуществление государственного лесного контроля и надзора (п. 9 Положения).

В соответствии с пунктом 11 Положения (с учетом внесенных изменений от 18.06.08), Территориальное управление возглавляет начальник территориального управления – старший государственный лесной инспектор в лесничествах.

Начальником Территориального управления агентства лесного хозяйства Иркутской области по Илимскому лесничеству, старшим государственным лесным инспектором является Улитко А.А.

По результатам рассмотрения докладной записки от 16.07.08 заведующего мастерским участком Усть-Илимского участкового лесничества Баязитова В.Н. о выявлении нарушений в сфере использования лесов и охраны окружающей среды в кварталах 40-41, 37-39, 62, 144, 195, 199 Ревунской дачи и в кварталах 63-65, 90-91, 128-129, 187-188 Бадарминской дачи, разрабатываемых ООО «ИлимСибЛес», начальник Илимского лесничества вынес распоряжение о назначении должностных лиц и решение о проведении внеплановой проверки соответствия деятельности ООО «ИлимСибЛес» требованиям лесного законодательства на территории Илимского лесничества.

Таким образом, у Территориального управления агентства лесного хозяйства Иркутской области по Илимскому лесничеству имелись полномочия на издание распоряжения и решения о проведении внеплановой проверки.

Оспариваемые распоряжение и решение направлены Илимским лесничеством совместно в адрес общества 23.07.2008г., о чём свидетельствует копия почтовой квитанции (л.д.56). Факт получения указанных документов 24.07.2008г. общество не отрицает.

Доводы заявителя апелляционной жалобы относительно отсутствия достаточных оснований для проведения внеплановой проверки, суд апелляционной инстанции считает несостоятельными по следующим основаниям.

Статьёй 7 Закона № 134-ФЗ определен порядок проведения мероприятия по контролю. Пунктом 5 статьи 7 Закона № 134-ФЗ предусмотрены случаи проведения внеплановых контрольных проверок.

Подпунктом «б» пункта 12 Положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора также предусмотрено проведение государственного лесного контроля и надзора в форме внеплановых проверок.

Докладная записка должностного лица послужила основанием для издания оспариваемого распоряжения, которая, по мнению суда апелляционной инстанции, является достаточным основанием для инициирования внеплановых мероприятий по контролю (надзору). На основании данного распоряжения принято оспариваемое решение.

Кроме того, суд апелляционной инстанции, соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что непосредственно сами оспариваемые распоряжение и решение о проведении внеплановой проверки не нарушают права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Суд апелляционной инстанции считает довод апелляционной жалобы о не возможности направления своего представителя на проверку несостоятельным, поскольку участие представителя общества при проверке – это его право. Более того, как следует из материалов дела, внеплановая проверка проводилась в течение месяца, что не лишало возможности представителю общества участвовать при проведении проверки, даже после 24 июля 2008 года, то есть после получения оспариваемых распоряжения и решения. Факт получения указанных документов подтверждено самим обществом.

Довод заявителя апелляционной жалобы о незаконности продления срока проверки, суд апелляционной инстанции отклоняет, как несостоятельный. Из текста распоряжения следует, что продление срока возможно при наличии значительных объёмов мероприятий по контролю, что не исключено Законом № 134-ФЗ. Следовательно, данное обстоятельство не противоречит закону. Фактически проверка проведена в течение месяца.

Таким образом, суд первой инстанции в соответствии с положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации полно и всесторонне оценил доказательства, представленные сторонами в их совокупности и взаимосвязи. Сделал обоснованный вывод о том, что оспариваемые распоряжение и решение приняты без нарушений закона и иных нормативных правовых актов, а также не нарушают права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Суд апелляционной инстанции считает, что общество, в соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не доказало какие её права и законные интересы в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности нарушены оспариваемыми распоряжением и решением.

Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы нет, доводы которой проверены в полном объеме и, по мнению суда апелляционной инстанции не влияют на законность принятого по делу судебного акта.

Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четвёртый арбитражный апелляционной суд

постановил:

решение Арбитражного суда Иркутской области от 28 октября 2008 года по делу № А19-9988/08-28 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня принятия.

Председательствующий судья Г.В. Борголова

Судьи Т.О. Лешукова

Э.В.Ткаченко.