ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
672000, Чита, ул. Ленина, 100б http://4aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Чита Дело № А58-6682/2016
«16» июня 2017 года
Резолютивная часть постановления объявлена 9 июня 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 июня 2017 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ткаченко Э.В.,
судей Каминского В.Л., Желтоухова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Савиной Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Прокуратуры Республики Саха (Якутия) на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 31 марта 2017 года по делу №А58-6682/2016 по заявлению Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Якутске Республики Саха (Якутия) (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Прокуратуре Республики Саха (Якутия) (ОГРН <***>, ИНН <***>) о взыскании пени по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование в размере 50 292 руб. 69 коп. (суд первой инстанции: Эверстова Р.И.),
при участии в судебном заседании:
от заявителя (пенсионного фонда) – не было,
от заинтересованного лица (прокуратуры) – ФИО1, представителя по доверенности от 07.06.2017,
установил:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Якутске Республики Саха (Якутия) (далее также – пенсионный фонд, управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Прокуратуре Республики Саха (Якутия) (далее также – заинтересованное лицо, прокуратура) о взыскании пени по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование в размере 50 292 руб. 69 коп.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 31 марта 2017 года заявленные требования удовлетворены.
Суд первой инстанции, проверив основания для взыскания суммы задолженности, правильность расчета и размера взыскиваемых сумм, отсутствие сведений об уплате предъявленной задолженности, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований пенсионного фонда.
Отклоняя возражения прокуратуры против взыскания пени по причине наличия права на отсрочку по уплате страховых взносов, в предоставлении которой пенсионным фондом отказано, суд первой инстанции исходил из того, что прокуратурой не представлены доказательства принятия всех мер, направленных на изменение срока уплаты страховых взносов.
Прокуратура, не согласившись с решением суда первой инстанции, обжаловала его в апелляционном порядке, поставив вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных пенсионным фондом требований.
Заявитель апелляционной жалобы указывает на несогласие с выводами суда первой инстанции о наличии оснований для взыскания пени за просрочку уплаты страховых взносов, поскольку причиной образовавшейся недоимки по страховым взносам в 2015 году явилось отсутствие лимитов бюджетных обязательств на уплату страховых взносов в государственные внебюджетные фонды у главного распорядителя бюджетных средств – Генеральной прокуратуры Российской Федерации и недофинансирование прокуратуры Республики Саха (Якутия) как получателя бюджетных средств.
В целях использования права на получение отсрочки по уплате страховых взносов, предоставленного пунктом 13 части 1 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ, прокуратура обратилась в орган пенсионного фонда с заявлениями, которые оставлены последним без удовлетворения по причине отсутствия задолженности по страховым взносам, отсутствия требуемых документов. При рассмотрении заявлений пенсионным фондом допущены нарушения порядка предоставления отсрочки, установленного статьей 18.4 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ, в том числе, не были учтены и рассмотрены документы, подтверждающие наличие задолженности; по заявлениям прокуратуры от 03.09.2015, 21.09.2015, 16.11.2015 мотивированные решения об отказе в предоставлении отсрочки уплаты страховых взносов не приняты, отказы оформлены письмами-уведомлениями, что лишило прокуратуру возможности их обжаловать. По заявлениям от 08.12.2015 и 23.12.2015 пенсионный фонд также необоснованно отказал в предоставлении отсрочки, при том, что за август, сентябрь 2015 года задолженность по страховым взносам уплачена из доведенных лимитов 08.12.2015; в полном объеме задолженность погашена в январе 2016 года.
Пенсионными фондом в материалы дела представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором он просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети «Интернет» 13.05.2017.
Пенсионный фонд, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя для участия в судебном заседании не обеспечил.
В соответствии с частью 3 статьи 156, частью 2 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, прокуратура представила в территориальный орган Пенсионного фонда РФ расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам за 9 месяцев 2015 года и 2015 год с указанием начисленных страховых взносов:
за 3 квартал 2015 года (9 месяцев): за периоды, начиная с 2014 г. – 3 689 255,07 руб. (за 1 месяц – 1 442 740,32 руб., за 2 месяц – 1 200 191,10 руб., за 3 месяц – 1 046 323,65 руб.), на ОМС – 8 033 648,81 руб. (за 1 месяц – 2 770 916 руб., за 2 месяц – 2 925 852,60 руб., за 3 месяц – 2 336 880,21 руб.);
за 4 квартал 2015 года (2015 год): за периоды, начиная с 2014 г. – 5 139 068,04 руб. (за 1 месяц – 1 016 220,12 руб., за 2 месяц – 1 589 717,80 руб., за 3 месяц – 2 533 130,12 руб.), на ОМС – 8 996 712,27 руб. (за 1 месяц – 2 217 978,65 руб., за 2 месяц – 3 328 754,09 руб., за 3 месяц – 3 449 979,53 руб.).
Как следует из заявления территориального органа Пенсионного фонда и подтверждается материалами дела, прокуратура уплату страховых взносов за 9 месяцев 2015 года и 2015 год произвела несвоевременно.
В связи с несвоевременной уплатой страховых взносов Управлением начислены пени и в установленный срок в адрес ответчика направлено требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов:
от 11.05.2016 № 016S01160057720 на сумму 10 276,62 руб., в том числе пени на недоимку по страховым взносам на ОПС на страховую часть трудовой пенсии – 1 721,14 руб., пени на недоимку по страховым взносам на ОМС – 8 555,48 руб.;
от 05.04.2016 № 016S01160036651 на сумму 40 016,07 руб., в том числе пени на недоимку по страховым взносам на ОПС на страховую часть трудовой пенсии – 9 891,05 руб., пени на недоимку по страховым взносам на ОМС- 30 125,02 руб.
Соответствующие таблицы начисления пени к требованию прилагаются.
Неуплата ответчиком пени в размере 50 292,69 рублей явилась основанием для обращения пенсионного фонда в арбитражный суд с заявлением о взыскании соответствующих сумм задолженности.
Суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований подлежащим оставлению без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями (далее - контрольные органы), вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
Заявление о взыскании подается в арбитражный суд, если не исполнено требование заявителя об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты.
В силу части 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
Частью 4 указанной статьи предусмотрено, что обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
Согласно статье 6 Федерального Закона № 167-ФЗ от 15.12.2001 «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» прокуратура является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», действовавшего в спорные периоды, (далее также - Федеральный закон №212-ФЗ) плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в том числе - организации.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона №212-ФЗ под организациями понимаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона №212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
На основании статьи 3 Федерального закона года №212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона №212-ФЗ в целях проведения контроля за уплатой страховых взносов органы контроля за уплатой страховых взносов осуществляют учет плательщиков страховых взносов на основании данных об их учете (регистрации) в качестве страхователей.
Таким образом, полномочиями по принудительному взысканию задолженности по страховым взносам обладает территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, в котором плательщик страховых взносов поставлен на учет. То есть, с требованиями о взыскании задолженности по страховым взносам с организации в суд может обратиться территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, на учете в котором состоит организация или обособленное подразделение организации, если оно соответствует требованиям, предусмотренным пунктом 11 статьи 15 Федерального закона №212-ФЗ.
Согласно статье 10 Федерального закона № 212-ФЗ расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.
В силу части 1 статьи 15 Федерального закона № 212-ФЗ сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд.
В соответствии с частями 3, 4, 5, 8 статьи 15 данного Федерального закона в течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для плательщиков страховых взносов - физических лиц) с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно. В течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей. Ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж. Если указанный срок уплаты ежемесячного обязательного платежа приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. Уплата страховых взносов осуществляется отдельными расчетными документами, направляемыми в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на соответствующие счета Федерального казначейства.
Согласно части 2 статьи 18 Федерального закона № 212-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
На основании пункта 1 части 4 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ взыскание недоимки и пени по страховым взносам с организации, которой открыт лицевой счет, производится в судебном порядке.
В силу части 1 статьи 25 Федерального закона № 212-ФЗ пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки.
Частью 3 статьи 25 Федерального закона № 212-ФЗ предусмотрено, что за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов, начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов, начисляются пени.
Согласно частям 5, 6 статьи 25 Федерального закона № 212-ФЗ пеня определяется за каждый день просрочки в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 28 Федерального закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы.
Материалами дела подтверждается, что прокуратура уплату страховых взносов за 9 месяцев 2015 года и 2015 год произвела несвоевременно, что повлекло начисление пени.
Указанные суммы пеней начислены, как это следует их имеющихся в материалах дела расчетов пеней, на задолженность по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации и по страховым взносам в ФФОМС за период с 17.11.2015 по 29.01.2016.
Суд первой инстанции, проверив основания для взыскания суммы задолженности, правильность расчета и размера взыскиваемых сумм, отсутствие сведений об уплате предъявленной задолженности, пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения требований пенсионного фонда.
Доводы ответчика о допущении пенсионным фондом нарушений в расчете размера пеней, начисленных на день направления требования за 4 квартал 2015 года, а также об отсутствии оснований для начисления пени с 16.01.2016, приходящийся на выходной день – субботу ввиду уплаты страховых взносов за декабрь 2015 года 15.01.2016, судом проверены и обоснованно им отклонены, с учетом следующего.
Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 11.05.2016 № 016S01160057720 выставлено ответчику ввиду неуплаты страховых взносов за 4 квартал 2015 года, пени исчислены с 03.12.2015, и ответчиком не доказана уплата страховых взносов по состоянию на дату начала периода начисления пени.
Из представленных заявок на кассовый расход от 15.01.2016 №№ 44-46 (т.1, л.д. 78-80) следует, что ответчиком направлены на оплату страховых взносов денежные средства в размере 8 160 430,53 рублей.
Как следует из реестра поступления платежей, указанные денежные средства списаны со счета ответчика и отражены на операционный день 18.01.2016 (т.1, л.д. 26).
С учетом положения пункта 2 части 5 статьи 18 Федерального закона № 212-ФЗ, устанавливающего, что обязанность по уплате страховых взносов считается исполненной, в частности со дня отражения на лицевом счете организации, которой открыт лицевой счет, операции по перечислению соответствующих денежных средств в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о правомерности исчисления суммы пени за указанный период.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчиком не представлены доказательства отражения на его лицевом счете операции по перечислению спорных денежных средств ранее 18.01.2016.
Поскольку срок уплаты суммы страховых взносов за декабрь 2015 года приходился на 15.01.2016 (являющийся рабочим днем), а пени начисляются за каждый календарный день, начисление пенсионным фондом суммы пени с 16.01.2016 правомерно.
Судом первой инстанции также обоснованно отклонен довод прокуратуры о том, что требование о взыскании пени за 3 квартал 2015 года не подлежит удовлетворению, поскольку оно было предметом судебных разбирательств по делу № А58-2885/2016, по которому определением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 06.08.2016 заявление оставлено без рассмотрения.
Определением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 01.08.2016 по делу № А58-2885/2016 заявление пенсионного фонда оставлено без рассмотрения на основании пункта 2 части 1 статьи 148 АПК РФ ввиду отсутствия доказательств направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов ответчику. При этом суд указал, что управление не лишено права обратиться в арбитражный суд с данным заявлением повторно, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 149 АПК РФ, оставление искового заявления без рассмотрения не лишает истца права вновь обратиться в арбитражный суд с заявлением в общем порядке после устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления заявления без рассмотрения.
Заявителем апелляционной жалобы возражений относительно вышеприведенных выводов суда первой инстанции не приведено, судом апелляционной инстанции оснований для признания их необоснованными не установлено.
Позиция прокуратуры об отсутствии оснований для взыскания с нее пени за несвоевременную уплату страховых взносов за периоды 2015 года вследствие наличия у прокуратуры права на отсрочку уплаты страховых взносов, которое необоснованно не представлено пенсионным фондом, не нашла своего подтверждения в ходе рассмотрения дела.
В соответствии со статьей 18.1 Федерального закона №212-ФЗ отсрочка (рассрочка) по уплате страховых взносов представляет собой изменение срока уплаты страховых взносов при наличии оснований, предусмотренных настоящей статьей, на срок, не превышающий одного года, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой суммы задолженности по страховым взносам.
В силу части 3 статьи 18.1 Федерального закона №212-ФЗ отсрочка (рассрочка) по уплате страховых взносов может быть предоставлена плательщику страховых взносов, финансовое положение которого не позволяет уплатить эти страховые взносы в установленный срок, однако имеются достаточные основания полагать, что возможность уплаты плательщиком страховых взносов таких страховых взносов возникнет в течение срока, на который предоставляется отсрочка (рассрочка) по уплате страховых взносов, при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1)причинение плательщику страховых взносов ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
2)непредоставление (несвоевременное предоставление) бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств плательщику страховых взносов и (или) недоведение (несвоевременное доведение) предельных объемов финансирования расходов до плательщика страховых взносов - получателя бюджетных средств в объеме, достаточном для своевременного исполнения плательщиком страховых взносов обязанности по уплате страховых взносов, а также неперечисление (несвоевременное перечисление) плательщику страховых взносов из бюджета в объеме, достаточном для своевременного исполнения плательщиком страховых взносов обязанности по уплате страховых взносов, денежных средств, в том числе в счет оплаты оказанных плательщиком страховых взносов услуг (выполненных работ, поставленных товаров) для государственных, муниципальных нужд;
3)сезонный характер производства и (или) реализации плательщиком страховых взносов товаров, работ или услуг.
Статьей 18.4 Федерального закона №212-ФЗ установлен порядок предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов.
Так, согласно части 7 указанной статьи решение о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов или об отказе в ее предоставлении принимается органом, в компетенцию которого входит принятие решения о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов, в течение 30 дней со дня получения заявления плательщика страховых взносов о предоставлении указанной отсрочки (рассрочки).
В части 1 статьи 18.4 Федерального закона №212-ФЗ приведен перечень документов, которые плательщик страховых взносов должен приложить к заявлению о предоставлении отсрочки (рассрочки):
1) акт совместной сверки расчетов по страховым взносам;
2) справка налогового органа по месту учета плательщика страховых взносов,
содержащая перечень всех открытых плательщику страховых взносов счетов в банках;
3) справки банков о ежемесячных оборотах денежных средств за каждый месяц из
предшествующих подаче заявления шести месяцев по счетам плательщика страховых
взносов в банках, а также о наличии у плательщика страховых взносов расчетных
документов, помещенных в соответствующую картотеку неоплаченных расчетных
документов, либо об их отсутствии в этой картотеке;
4) справки банков об остатках денежных средств на всех счетах плательщика
страховых взносов в банках;
5) обязательство плательщика страховых взносов, предусматривающее на период
предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов
соблюдение условий, на которых принимается решение о предоставлении указанной
отсрочки (рассрочки), а также предполагаемый плательщиком страховых взносов график
погашения задолженности;
6) документы, подтверждающие наличие оснований предоставления отсрочки
(рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов, указанных в части 3 статьи
18.1 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 3 статьи 18.4 Федерального закона №212-ФЗ отсрочка (рассрочка) предоставляется по заявлению страхователя - получателю бюджетных средств, при этом к заявлению о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов по основанию, указанному в пункте 2 части 3 статьи 18.1 настоящего Федерального закона, должен прилагаться документ финансового органа и (или) главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, содержащий сведения о сумме бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств, которые не предоставлены (несвоевременно предоставлены) плательщику страховых взносов, и (или) сумме предельных объемов финансирования расходов, которые не доведены (несвоевременно доведены) до плательщика страховых взносов в объеме, достаточном для своевременного исполнения плательщиком страховых взносов обязанности по уплате страховых взносов.
Правильно истолковав вышеприведенные нормы права, суд первой инстанции исходил из того, что отсрочка представляет собой изменение срока уплаты страховых взносов.
Предоставление отсрочки возможно только при наличии сразу трех обязательных условий:
1) финансовое положение страхователя, которое не позволяет ему уплатить
страховые взносы в установленный срок,
2) имеются достаточные основания полагать, что возможность уплаты
плательщиком страховых взносов страховых взносов возникнет в течение срока, на
который предоставляется отсрочка (рассрочка),
3) тяжелое финансовое положение страхователя, вызвано одним из оснований,
указанных в части 3 статьи 18.1 Закона № 212-ФЗ.
При непринятии пенсионным фондом решения о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, оснований для вывода об изменении срока уплаты страховых взносов не имеется, следовательно, страховые взносы подлежат уплате в общеустановленном порядке.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что 03.09.2015 и 21.09.2015 прокуратура обратилась в пенсионный фонд с заявлениями о предоставлении отсрочки по уплате страховых взносов на период с 03.09.2015 по 31.12.2015 по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 3 статьи 18.1 Закона № 212-ФЗ. В письме от 24.09.2015 № 22/17358 Управление указало, что отсрочка (рассрочка) не может предоставляться на уплату будущих платежей, о необходимости обратиться с заявлением на предоставление отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов при наличии задолженности по страховым взносам на ОПС и ОМС после предоставления отчета по форме РСВ-1 за 9 месяцев.
На заявление ответчика от 19.11.2015 о предоставлении отсрочки по уплате страховых взносов на период с 03.09.2015 по 31.12.2015 пенсионный фонд письмом от 01.12.2015 № 22/22350 указал на неполный пакет предоставленных документов.
На заявления ответчика о предоставлении отсрочки по уплате страховых взносов на период с 03.09.2015 по 31.12.2015, поступившие 08.12.2015 и 23.12.2015, пенсионным фондом приняты решения от 21.12.2015 №7 и от 25.01.2016 №13 об отказе в предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов. Основанием для отказа послужили следующие обстоятельства: требуемые документы представлены не в полном объеме, задолженность, указанная в заявлении и акте совместной проверки, является не актуальной, к заявлению не представлены доверенности на ФИО2 и ФИО3
Суд апелляционной инстанции, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, в том числе, заявления прокуратуры о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, ответы (решения) пенсионного фонда, протоколы заседания комиссии пенсионного фонда по рассмотрению вопросов о предоставлении плательщикам страховых взносов отсрочек, считает обоснованными выводы суда первой инстанции о том, что при подаче заявлений о предоставлении отсрочки по уплате страховых взносов ответчиком не соблюдены требования к форме и содержанию заявления, установленные статьей 18.4 Федерального закона № 212-ФЗ.
Доводы прокуратуры о лишении ее возможности обжаловать действия (бездействие) пенсионного фонда, связанные с рассмотрением (либо ненадлежащим рассмотрением) заявлений прокуратуры о предоставлении отсрочки по уплате страховых взносов опровергаются материалами дела. Решения пенсионного фонда об отказе в предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов также прокуратурой в установленном порядке не оспорены.
Доказательства принятия прокуратурой всех мер, направленных на изменение срока уплаты страховых взносов, не представлены.
Правовых оснований для вывода о наличии у пенсионного фонда обязанности предоставить отсрочку по уплате страховых взносов у суда не имеется.
Между тем, прокуратура, являясь страхователем, обязана самостоятельно в срок, предусмотренный законодательством, исчислить и уплатить страховые взносы, плательщиком которых он является, и недостаточное финансирование не освобождает ее от обязанности производить соответствующие выплаты.
Как правильно указал суд первой инстанции, исчерпывающий перечень случаев, при которых пени на сумму недоимки не начисляются, предусмотрен статьей 25 Федерального закона №212-ФЗ; при этом освобождение плательщика страховых взносов от уплаты пени по причине несвоевременного финансирования пенсионным законодательством не предусмотрено.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает правильными выводы суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения требований пенсионного фонда. Доводы прокуратуры, приведенные в апелляционной жалобе, являлись предметом исследования суда первой инстанции, им дана надлежащая оценка, с учетом которой доводы подлежат отклонению.
Ссылки заявителя апелляционной жалобы на судебную практику апелляционным судом не принимаются, поскольку обстоятельства приведенного дела не аналогичны обстоятельствам по настоящему делу.
Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 31 марта 2017 года по делу №А58-6682/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.
Кассационная жалоба подается через Арбитражный суд Республики Саха (Якутия).
Председательствующий: Э.В. Ткаченко
Судьи: В.Л. Каминский
Е.В. Желтоухов