НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2010 № 04АП-1143/10

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

672000, Чита, ул. Ленина 100б

Тел. (3022) 35-96-26, тел./факс (3022) 35-70-85

E-mail: info@4aas.arbitr.ru http://4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита Дело № А19-24539/2009

“22” июня 2010 года

Резолютивная часть постановления объявлена 09 июня 2010 года

Полный текст постановления изготовлен 22 июня 2010 года

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Н.В. Клочковой,

судей Л.В. Капустиной, Е.Н. Скажутиной,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Першиной А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу третьего лица по делу Общества с ограниченной ответственностью «Заларинская лесная компания» на решение Арбитражного суда Иркутской области от 27 января 2010 года по делу № А19-24539/2009 по иску Прокуратуры Иркутской области к Агентству лесного хозяйства Иркутской области о признании торгов недействительными (суд первой инстанции: Габескирия М.Н.);

при участии в судебном заседании:

от истца прокуратуры Иркутской области: прокурор Казанцева Л.И. (служебное удостоверение № 098613, поручение от 17.05.10 № 38-294и-09);

от ответчика Агентства лесного хозяйства Иркутской области: не явился, извещен;

от третьего лица: Территориального управления агентства лесного хозяйства Иркутской области по Балаганскому лесничеству: не явился, извещен;

от третьего лица: Общества с ограниченной ответственностью «Заларинская лесная компания»: Работько В.Б. – представитель (доверенность от 15 мая 2010 года);

от третьего лица: индивидуального предпринимателя Тимошкина А.Ю.: не явился, извещен;

установил:

Прокуратура Иркутской области (далее – Прокуратура, истец) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с требованием, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), к Агентству лесного хозяйства Иркутской области (далее – Агентство лесного хозяйства, ответчик) о признании недействительными торгов, проведенных в форме аукциона 29 декабря 2008 года по лоту № 2, по продаже права на заключение договора аренды лесного участка общей площадью 30466га, расположенного на территории муниципального образования «Балаганский район», Балаганское лесничество.

Определениями суда от 02 ноября, 23 ноября 2009 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Общество с ограниченной ответственностью «Заларинская лесная компания» (далее – ООО «Заларинская ЛК»), индивидуальный предприниматель Тимошкин Александр Юрьевич (далее – ИП Тимошкин А.Ю.), Территориальное управление агентства лесного хозяйства Иркутской области по Балаганскому лесничеству (Теруправление).

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 27 января 2010 года исковые требования удовлетворены, торги признаны недействительными. Как следует из судебного акта основанием для удовлетворения заявленных требований послужил вывод суда о нарушении пункта 2 части 4 статьи 79 Лесного кодекса РФ при определении площади и границ лесного участка (предмета аукциона), отсутствие указания об обременении его правами третьих лиц. Суд руководствовался статьями 73, 78, 79, 80, 83 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – Лесной кодекс РФ), статьей 449 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» (далее – Постановление Правительства РФ от 22.05.2007 № 310), Распоряжением Администрации Иркутской области от 15.03.06 № 91-ра.

ООО «Заларинская лесная компания», не согласившись с решением суда, подало на него апелляционную жалобу, ставит вопрос об отмене решения суда просит принять новый судебный акт, считает, что не соответствуют обстоятельствам, изложенным в решении, выводы суда о неправильном указании начальной цены лота и необходимости применения при её определении 1 и 2 разрядов такс, вместо 7 разряда; неизменности местонахождения погрузочных пунктов с марта 2006 года, а также обременении лесного участка в составе кварталов № 182 и № 184 правами аренды ИП Тимошкина А.Ю.

В судебном заседании 02 марта 2010 года был объявлен перерыв до 09.06.2010 года до 09 часов 50 минут. После перерыва в судебное заседание явился только представитель ООО «Заларинская ЛК»

Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания были уведомлены надлежащим образом.

Прокурор представил письменные пояснения и отзыв, в котором считает доводы апелляционной жалобы несостоятельными, просит оставить жалобу без удовлетворения, решения суда – без изменения. Прокурор в судебном заседании дал пояснения аналогичные, изложенным в отзыве.

Представитель ООО «Заларинская ЛК» поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил отменить решения суда и отказать прокурору в удовлетворении иска.

Ответчик Агентство лесного хозяйства Иркутской области в судебное заседание не явился, представил отзыв, в котором поддерживает доводы апелляционной жалобы, просит жалобу удовлетворить, решение суда первой инстанции отменить

Третьи лица Территориальное управление агентства лесного хозяйства Иркутской области по Балаганскому лесничеству и ИП Тимошкин А.Ю. в судебное заседание не явились, отзывы на апелляционную жалобу не направили.

Руководствуясь частью 1 статьи 123 и частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных участвующих в деле лиц.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив доводы апелляционной жалобы, материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что в газете «Областная» от 29.10.2008 № 124 (399) было размещено извещение о проведении Агентством лесного хозяйства Иркутской области 29.12.2008г. аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка (аукционная единица № 2), общей площадью 30446 га, расположенного в муниципальном образовании «Балаганский район», Балаганское лесничество (ранее ОГУ «Балаганский лесхоз»), с объемом лесных ресурсов, подлежащих заготовке, 27,0 тыс.куб. м., в том числе, по хвойному хозяйству – 22,0 тыс. куб. м., начальная цена предмета аукциона – 432,8 тыс. руб.

29 декабря 2008 года Агентство лесного хозяйства Иркутской области провело аукцион по продаже права на заключение договора аренды указанного лесного участка сроком на 49 лет для заготовки древесины, по результатам которого победителем признано ООО «Заларинская ЛК». Предметом договора аренды согласно протоколу являлся лесной участок общей площадью 30446га. с составом насаждений 6С2Л1Б1Ос, с общим запасом насаждений, возможных к эксплуатации 2210,6тыс.куб.м., в том числе, спелых и перестойных эксплуатационных насаждений – 1768,4куб.м., из них, хвойных насаждений – 1540,6тыс.куб.м., расположенного в Муниципальном образовании «Балаганский район», Балаганское лесничество (ранее ОГУ «Балаганский лесхоз»), в эксплуатационных лесах в составе кварталов: №№ 124-129 «Северная дача»; №№ 154, 155, 178, 179 «Кадинская дача»; №№ 7, 9, 11, 14, 20-22, 28, 29, 31, 35, 52, 56, 58, 65, 66 Технический участок № 4 (колхоз им. Калинина); № 17 Технический участок № 5 (колхоз «Родина»); в защитных лесах в составе кварталов: №№ 1-3, 75 Технический участок № 4 (колхоз им. Калинина); №№ 14-16, 24 Технический участок № 5 (колхоз «Родина»); № 4 «Тарасовская дача»; №№ 1-8, 10-12, 16-20, 26-28, 33-36, 53-55, 61, 87, 112, 135, 158, 159, 182-184 «Кадинская дача»; №№ 148, 163, 164, 180, 196, 212, 230 «Северная дача» (пункты 1.1, 1.2 протокола № 2 от 29 декабря 2008 года, план лесного участка). Начальная цена была установлена на основе действующих на момент подписания протокола ставок платы за единицу лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 № 310, за вид использования лесов, указанных в пунктах 1.1 протокола, и составила 432 810 рублей в год. ООО «Заларинская ЛК» обязалось вносить арендную плату на 20% выше начальной цены предмета аукциона, что на момент подписания составило 519 360 рублей в год (пункт 2.2 протокола). Протокол подписали руководитель Агентства лесного хозяйства Иркутской области и генеральный директор ООО «Заларинская лесная компания», подписи заверены печатями организаций.

Прокурор Иркутской области полагая, что аукцион по продаже права на заключение договора аренды лесного участка проведен с нарушением пунктов 2, 4 части 4, пункта 1 части 6 статьи 79 Лесного кодекса РФ, обратилась в суд с настоящим иском.

В соответствии с абзацами 3, 4 части 1 статьи 52 АПК РФ прокурор вправе обратиться в арбитражный суд: с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации; с иском о применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершенной органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 449 ГК РФ установлено, что торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.

Апелляционный суд находит правильным вывод суда первой инстанции о нарушении при проведении оспариваемого аукциона требований пунктов 2, 4 части 4, пункта 1 части 6 статьи 79 Лесного кодекса РФ в силу следующего.

Содержание извещения о проведении торгов в форме аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определено нормами Лесного кодекса РФ, и должно, в том числе, содержать: сведения о предмете аукциона, в том числе о местоположении лесных участков или лесных насаждений, о площади и границах лесных участков, об объеме подлежащих заготовке лесных ресурсов, об обременениях лесных участков, об ограничении использования лесов, о кадастровых номерах лесных участков, о видах и об установленных лесохозяйственным регламентом параметрах использования лесов (пункт 2 части 4); сведения о начальной цене предмета аукциона (начальном размере арендной платы или начальной цене заготавливаемой древесины), определяемой в соответствии со статьями 73 и 76 настоящего Кодекса, но не ниже минимального размера арендной платы (пункт 4 части 4). Указанной статьей на организатора аукциона также возложена обязанность подготовить документацию об аукционе, которая наряду со сведениями, указанными в извещении о проведении аукциона, должна содержать: проектную документацию о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков (пункт 1 части 6).

В подготовленных для аукциона одних планах спорного лесного участка (номер учетной записи в государственном лесном реестре 79-2009-01) лесной участок в составе кварталов № 182 и №184 полностью отнесен к защитным лесам, а в другом – частично к защитным (т.1 л.д.97) при этом все планы заверены одним и тем же должностным лицом - руководителем Агентства лесного хозяйства Иркутской области. Кроме того, участок кварталов № 182 и № 184 полностью включен в выставленный на аукцион по лоту № 2 спорный лесной участок (т.1 л.д.51, 99). Вместе с тем согласно договору аренды лесного участка от 16.10.2008 года № 91-2-03/8, заключенному на основании приказа № 682-апр от 10 сентября 2008 года о приведении в соответствии с Лесным кодексом РФ договора аренды участка лесного фонда от 12 января 2006 года (зарегистрирован 17.03.2006 года) между ИП Тимошкиным А.Ю. и Теруправлением и зарегистрированному 06.12.2008г. за № 38-38-04/003/2008-364, и плана лесного участка к нему, лесной участок в составе кварталов № 182 и №184 полностью отнесен к эксплуатационным лесам (номер учетной записи в государственном реестре № 385-2008-10) и частично предоставлен в аренду предпринимателю на срок с 12.01.2006г. по 12.01.2031г. (т.1 л.д.37-45, 106-121). Основания включения лесного участка кварталов № 182 и №184, находящегося с 12 января 2006 года в аренде у ИП Тимошкина А.Ю., в состав лота № 2 спорного лесного участка в извещения о проведении торгов не отражены.

Подтверждением указания в извещении о проведении аукциона недостоверных данных о площади лесного участка по лоту № 2 также являются: протоколы от 29.12.2008г., письменные пояснения представителя Теруправления Пудова Ф.Ф. (т.1 л.д.85-87, 169-170), акт служебной проверки от 14 августа 2009 года. По результатам аукциона было составлено два протокола результатов аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка от 29.12.2008 № 2. В одном общая площадь лесного участка указана 28827 га. (т.1 л.д.96), в другом, подписанным руководителем Агентства и ООО «Заларинская ЛК», - 30446 га (т.1 л.д.98). Представитель Теруправления Пудов Ф.Ф. пояснил, что в кварталах № 182 и №184 в площадь спорного лесного участка необходимо было включить только площадь защитных лесов, однако при поступлении в Балаганское лесничества протокола № 2 от 29.12.2008г. было обнаружено, что в спорный лесной участок участки кварталов № 182 и №184 были включены полностью. Согласно акту служебной проверки от 14 августа 2009 года в кварталах 182, 183, 184 Кадинской дачи неверно была указана площадь защитных лесов. Разница в площади защитных лесов составила 1620 га.

Доводы апелляционной жалобы о том, что при расчете начального размера арендной платы за спорный лесной участок правомерно был применен 7 разряд такс, не подтверждается материалами дела и нормами материального права, в связи с чем апелляционный суд считает его необоснованным.

В соответствии со статьей 73 Лесного кодекса РФ размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 настоящей статьи (часть1). Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (часть 4).

Спорный земельный участок на основании статьи 3 Федерального закона от 04.12.2006г. № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса РФ» является федеральной собственностью.

Постановлением Правительства РФ от 22 мая 2007 г. N 310 утверждены ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности (Таблица № 2). При этом согласно пункту 3 Таблицы № 2 ставки дифференцированы по лесотаксовым поясам, а также в зависимости от расстояния вывозки древесины (по разрядам такс). Пунктом 4 указанной Таблицы установлено, что выбор разряда такс производится для каждого лесного квартала исходя из расстояния от центра лесного квартала до ближайшего пункта, откуда возможна погрузка и перевозка древесины железнодорожным транспортом, водным транспортом или сплав древесины (далее - погрузочный пункт). При расположении погрузочного пункта на расстоянии свыше 100 километров при выборе разряда такс учитывается расстояние от центра лесного квартала до автомобильной дороги с твердым покрытием, а ставки платы понижаются на один разряд такс.

В соответствии с пунктом 11 «Положения о подготовке лесного плана субъекта Российской Федерации», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2007 г. N 246 во исполнение требований части 5 статьи 86 Лесного кодекса РФ, Министерство природных ресурсов Российской Федерации Приказом МПР России от 16.07.2007 N 182 утвердило Типовую форму лесного плана субъекта Российской Федерации. Согласно позиции "д" подпункта 1.2 раздела 1 "Характеристика состояния лесов и их использования" лесной план должен содержать характеристику транспортного освоения лесов, включая данные о существующих транспортных путях в лесах (включая лесные дороги), их протяженности и состояния по лесничествам и лесопаркам (расстояние вывозки древесины и других лесных ресурсов с указанием пунктов погрузки заготовленной древесины).

Полномочиями по утверждению лесного плана субъекта Российской Федерации на основании части 3 статьи 86 Лесного кодекса РФ наделено высшее должностное лицом субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Лесной план Иркутской области был утвержден Постановлением Губернатора Иркутской области от 09 февраля 2009 года № 23-п, то есть после опубликования извещения о проведении аукциона и после его проведения.

Таким образом, надлежащим в силу статьи 47 Лесного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 29 января 1997 года № 22-ФЗ), статьи 14 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» и части 3 статьи 64 АПК РФ доказательством установления разрядов такс в спорный период являлось Распоряжение Администрации Иркутской области от 15.03.2006г. № 91ра, которым в Балаганском областном лесхозе были установлены разряды такс 1 и 2.

Следовательно, начальная арендная плата за пользование спорным лесным участком в размере 432 810 рублей в год, установленная согласно расчетам начальника отдела использования лесных ресурсов АЛХ Иркутской области исходя из 7 разряда таксы (т.1 л.д.11-14), правомерно признана судом первой инстанции необоснованной.

Справка директора Балаганского филиала ОАО «ДСИО» без даты не является надлежащим доказательством при определении разрядов такс. Разряды такс, а также расстояния вывозки древесины вправе устанавливать только уполномоченные органы, к которым директор Балаганского филиала ОАО «ДСИО» не относится.

С учетом изложенного, выводы суда первой инстанции основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, соответствуют установленным фактическим обстоятельствам, имеющимся в деле доказательствам, поэтому решение суда отмене или изменению не подлежит.

Руководствуясь статьей 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 27 января 2010 года по делу № А19-24539/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.

Председательствующий судья Н.В. Клочкова

Судьи Л.В. Капустина

Е.Н. Скажутина