ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
672000, Чита, ул. Ленина 100б
тел. (3022) 35-96-26, тел./факс (3022) 35-70-85
Е-mail: info@4aas.arbitr.ru http://4aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Чита Дело №А58-7095/2012
«12» июля 2013 г.
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июля 2013 года
Полный текст постановления изготовлен 12 июля 2013 года
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В. Желтоухова,
судей Д.Н. Рылова, В.А. Сидоренко,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Федосеевой Е.Н., в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1 на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 06 мая 2013 года по делу №А58-7095/2012 по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>, г. Якутск) к Министерству труда и социального развития Республики Саха (Якутия) (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании недействительным решения, выраженного в уменьшении объема привлечения иностранных работников и отклонения заявки ИП ФИО1 на привлечение иностранных работников – граждан Китая в 2013 году на 129 человек, оформленного протоколом № 4 Республиканской Межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных граждан в целях осуществления трудовой деятельности от 03.07.2012; об обязании Министерства труда и социального развития РС (Я) устранить допущенные нарушения путем осуществления действий по согласованию заявки ИП ФИО1 на привлечение иностранных работников – граждан Китая в 2013 году в количестве 129 человек,
(суд первой инстанции ФИО2),
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не было;
от заинтересованного лица: не было;
установил:
Заявитель, индивидуальный предприниматель ФИО1, обратился с требованием, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Министерству труда и социального развития Республики Саха (Якутия) о признании недействительным решения, выраженного в уменьшении объема привлечения иностранных работников и отклонения заявки индивидуального предпринимателя ФИО1 на привлечение иностранных работников – граждан Китая в 2013 году на 129 человек, оформленного протоколом № 4 Республиканской Межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных граждан в целях осуществления трудовой деятельности от 03.07.2012; об обязании Министерства труда и социального развития РС (Я) устранить допущенные нарушения путем осуществления действий по согласованию заявки ИП ФИО1 на привлечение иностранных работников – граждан Китая в 2013 году в количестве 129 человек (т. 1, л. 95).
Решением суда первой инстанции от 06 мая 2013 года заявителю отказано в удовлетворении требований.
Принимая указанное решение, суд первой инстанции исходил из следующего.
Согласно заключению Департамента занятости населения Республики Саха (Якутия) от 03.07.2012 № 01-56/05-250 потребность в иностранной рабочей силе по заявке ФИО1 возможна за счет региональных трудовых ресурсов, за исключением 3-х человек.
При этом заявитель не представил доказательства отсутствия возможности подбора работников из числа российских граждан.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемое решение соответствуют нормам Правил определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2006 N 783, и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Индивидуальный предприниматель, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявил апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, требования удовлетворить.
Представитель предпринимателя в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем свидетельствуют уведомления № 67200063277455, 67200063277448.
Из апелляционной жалобы следует, что суд освободил административный орган от доказывания обстоятельств, свидетельствующих о наличии установленных законом оснований для уменьшения объемов привлечения иностранных работников. Законодательством не предусмотрена обязанность заявителя в качестве работодателя осуществлять подбор работников из числа российских граждан.
Административный орган не представил убедительных доказательств правомерности уменьшения объема привлечения иностранных работников и частичного отклонения заявки предпринимателя.
Представитель административного органа в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует уведомление № 67200063277462.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом апелляционной инстанции на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет 08.06.2013.
Согласно пункту 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке частей 1, 6 статьи 121, статей 122, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку заявлялись в суде первой инстанции, где им дана полная и надлежащая оценка.
Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 20.09.2010 № 262 утверждено Положение о Республиканской межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных граждан в целях осуществления трудовой деятельности (далее Комиссия).
В соответствии с пунктом 1 Положения о Комиссии Республиканская межведомственная комиссия по вопросам привлечения и использования иностранных граждан в целях осуществления трудовой деятельности образована в целях организации и координации работы по определению потребности в привлечении иностранных работников и подготовке предложений по объемам квот в Республике Саха (Якутия).
Согласно Положению, Комиссия не является юридическим лицом. В соответствии с пунктом 3 Указа Президента Республики Саха (Якутия) от 20.09.2010 № 262 уполномоченным органом по организации и координации работы по определению потребности в привлечении иностранных работников и подготовке предложений по объемам квот в Республике Саха (Якутия) является Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия).
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно указал, что надлежащим ответчиком по настоящему делу является Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия).
Как правильно установил суд первой инстанции, 27 января 2012 года (получено 30.01.2012) заявитель обратился с заявкой № ИПСПГ-И от 27.01.2012 (т. 1, л. 11) в Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия) о потребности в рабочей силе для замещения вакантных и создаваемых рабочих мест иностранными работниками в сфере строительства, автосервиса и прочих услуг на 2012 и 2013 годы. Согласно указанной заявке, предприниматель указал потребности иностранной рабочей силы на 2013 год 132 вакансии, из которых:
Комплектовщик мебели 8 человек;
Плотник 10 человек;
Штукатур 5 человек;
Маляр 5 человек;
Каменщик 10 человек;
Облицовщик-плиточник 10 человек;
Водитель автомобиля 5 человек;
Электрик участка 5 человек;
Рихтовщик кузова 18 человек;
Слесарь по ремонту автомобилей 20 человек;
Администратор 3 человека;
Менеджер 3 человека;
Парикмахер 5 человек;
Маникюрий 5 человек;
Кондитер 5 человек;
Повар 5 человек;
03 июля 2012 года состоялось заседание Комиссии, оформленное протоколом № 4, на котором принято решение о признании целесообразным предусмотреть в 2013 году привлечение работодателями Республики Саха (Якутия) иностранных работников в количестве 9970 человек, в том числе по заявке заявителя 3 человека.
Письмом Министерства труда и социального развития Республики Саха (Якутия) от 30.11.2012 № 1-10-8295 решение Комиссии доведено до заявителя (т. 1, л. 34).
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Предприниматель, посчитав, что указанным нарушены его права и законные интересы, обратился с рассматриваемым требованием.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации установлено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч.1).
В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ч.2).
Статья 37 Конституции Российской Федерации устанавливает, что труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч.1).
Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы (ч.3).
Статьёй 5 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" установлено, что государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость (ч.1).
Государственная политика в области содействия занятости населения направлена на (ч.2):
развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защиту национального рынка труда;
обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;
создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;
осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; лица предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право выхода на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости); беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф; граждане в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущие работу впервые);
предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;
поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места, прежде всего, для граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
объединение усилий участников рынка труда и согласованность их действий при реализации мероприятий по содействию занятости населения.
Статьей 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" установлено, что иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом (ч.1).
Работодателем в соответствии с настоящим Федеральным законом является физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними трудовых договоров. В качестве работодателя может выступать, в том числе, иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя (ч.2).
Работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность при наличии разрешения на работу (ч.4).
В соответствии со статьей 17 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» привлечение на территорию Российской Федерации иностранной рабочей силы является приоритетным правом Российской Федерации. Привлечение и использование на территории Российской Федерации иностранной рабочей силы осуществляются в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации определяется Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 115-ФЗ), который также регулирует отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности (статья 1 названного Закона).
Статьей 18 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" установлено, что квота на выдачу иностранным гражданам, за исключением иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности ежегодно утверждается Правительством Российской Федерации по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом демографической ситуации в соответствующем субъекте Российской Федерации и возможностей данного субъекта по обустройству иностранных граждан.
Указанные предложения исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации формируются на основе принципа приоритетного использования национальных трудовых ресурсов с учетом ситуации на рынке труда.
Формирование квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности, распределение указанной квоты по субъектам Российской Федерации, увеличение или уменьшение ее размера и установление резерва указанной квоты осуществляются в соответствии с правилами, установленными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч.1).
Разрешение на привлечение и использование иностранных работников выдается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальным органом при наличии заключения соответствующего органа государственной службы занятости населения субъекта Российской Федерации.
Порядок оформления и выдачи заключения о привлечении и об использовании иностранных работников, а также форма такого заключения утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере занятости населения и безработицы (ч.3).
Статьей 18.1 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" установлено, что правительство Российской Федерации ежегодно определяет потребность в привлечении иностранных работников, в том числе по приоритетным профессионально-квалификационным группам, с учетом политической, экономической, социальной и демографической ситуации, а также в целях оценки эффективности использования иностранной рабочей силы. Подготовка предложений по определению потребности в привлечении иностранных работников, в том числе по приоритетным профессионально-квалификационным группам, утверждению квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности и квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч.1).
Исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации ежегодно определяют потребность в привлечении иностранных работников, оценивают эффективность использования иностранной рабочей силы, вклад иностранных работников в социально-экономическое развитие данного субъекта Российской Федерации. Определение органами государственной власти субъекта Российской Федерации потребности в привлечении иностранных работников осуществляется в соответствии с правилами, установленными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч.2).
В целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации, а также в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства Правительство Российской Федерации вправе устанавливать квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу как на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, так и на всей территории Российской Федерации. Формирование квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу, распределение указанной квоты по субъектам Российской Федерации и профессионально-квалификационным группам, увеличение или уменьшение размера указанной квоты и установление ее резерва осуществляются в соответствии с правилами, установленными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч.3).
Квоты, предусмотренные пунктом 3 настоящей статьи, могут устанавливаться в зависимости от профессии, специальности, квалификации иностранных граждан, страны их происхождения, а также в зависимости от иных экономических и (или) социальных критериев с учетом региональных особенностей рынка труда. Указанные квоты не распространяются на иностранных граждан - квалифицированных специалистов, трудоустраивающихся по имеющейся у них профессии (специальности) в соответствии с перечнем профессий (специальностей, должностей), утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию занятости населения, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере социально-экономического развития и торговли (ч.4).
Правительство Российской Федерации вправе ежегодно с учетом региональных особенностей рынка труда и необходимости в приоритетном порядке трудоустройства граждан Российской Федерации устанавливать допустимую долю иностранных работников, используемых в различных отраслях экономики хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность как на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, так и на всей территории Российской Федерации. При установлении указанной допустимой доли Правительство Российской Федерации определяет срок приведения в соответствие с ней хозяйствующими субъектами численности используемых ими иностранных работников. Такой срок устанавливается с учетом необходимости соблюдения работодателями порядка расторжения трудового договора (контракта), установленного трудовым законодательством Российской Федерации (ч.5).
Из указанного, в первую очередь, следует, что предложения исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации по привлечению иностранной рабочей силы формируются на основе принципа приоритетного использования национальных трудовых ресурсов с учетом ситуации на рынке труда.
Постановлением Правительства РФ от 22.12.2006 N 783 утверждены Правила определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации.
Согласно общих положений названных правил, определено, что они регулируют порядок определения федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации, под которыми понимаются квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности и квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу (далее - квоты).
Определение потребности в привлечении иностранных работников и формирование квот осуществляются в целях поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов с учетом содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации (п. 1 Правил).
Определение исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации потребности в привлечении иностранных работников и формирование квот осуществляется с участием заинтересованных территориальных органов федеральных органов исполнительной власти на основании предложений работодателей и заказчиков работ (услуг), в том числе иностранных граждан, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей (далее - работодатели), привлекающих в целях осуществления трудовой деятельности иностранных граждан.
Потребность в привлечении иностранных работников определяется с учетом видов экономической деятельности, профессий, специальностей и квалификации, а также страны происхождения (государства гражданской принадлежности) иностранных работников (п.2 Правил).
Определенная исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации потребность в привлечении иностранных работников используется федеральными органами исполнительной власти для определения в целом по Российской Федерации:
потребности в привлечении иностранных работников, в том числе по приоритетным профессионально-квалификационным группам;
квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности;
квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу (п.3 Правил).
Уполномоченные органы субъектов Российской Федерации с участием органов местного самоуправления и трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений субъектов Российской Федерации информируют работодателей о порядке подготовки предложений о потребности в привлечении иностранных работников (п.6 Правил).
Работодатели ежегодно, до 1 мая, представляют в уполномоченные органы субъектов Российской Федерации заявку о потребности в рабочей силе для замещения в предстоящем году вакантных и создаваемых рабочих мест иностранными работниками (далее - заявка работодателей) (п.7 Правил).
Заявки работодателей представляются в уполномоченные органы субъектов Российской Федерации, на территории которых предусматривается осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности (п.8 Правил).
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежегодно, до 15 июня, осуществляют оценку эффективности использования иностранной рабочей силы в предыдущем году, результаты которой обобщаются уполномоченными органами субъектов Российской Федерации.
Методика оценки эффективности использования иностранной рабочей силы утверждается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации с участием Министерства экономического развития Российской Федерации (п.10 Правил).
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со своей компетенцией рассматривают заявки работодателей и ежегодно, до 15 июня, готовят для уполномоченных органов субъектов Российской Федерации заключения о целесообразности предусматриваемых в предстоящем году объемов и профессионально-квалификационной структуры привлечения иностранных работников с учетом (п.11 Правил):
а) перспектив демографического развития региона, ожидаемых миграционных процессов, прежде всего внутренней миграции;
б) перспектив изменения спроса на рабочую силу в субъекте Российской Федерации, в том числе за счет предусматриваемого создания рабочих мест в рамках реализации приоритетных национальных проектов, инвестиционных проектов, федеральных, отраслевых, региональных и местных программ развития;
в) имеющегося трудового потенциала, в том числе прогноза численности безработных граждан и ожидаемого высвобождения работников;
г) возможности удовлетворения потребности в рабочей силе за счет региональных трудовых ресурсов, в том числе путем подготовки или переподготовки безработных граждан, незанятого населения, высвобождаемых работников по профессиям и специальностям, по которым предполагается привлечение иностранных работников;
д) возможности перераспределения трудовых ресурсов внутри субъекта Российской Федерации, а также их привлечения из других субъектов Российской Федерации;
е) ожидаемого количества выпускников профессиональных образовательных учреждений по профессиям и специальностям, по которым работодатели предусматривают привлечение иностранных работников;
ж) допустимой доли иностранных работников, используемых в различных отраслях экономики хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на территории субъекта Российской Федерации;
з) участия субъекта Российской Федерации в государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом;
и) возможности субъекта Российской Федерации в отношении обустройства привлекаемых для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, исходя из обеспеченности населения жильем и объектами социальной инфраструктуры;
к) оценки эффективности использования иностранной рабочей силы в предыдущем году.
Согласование потребности в привлечении иностранных работников и предложений по объемам квот осуществляется в субъектах Российской Федерации межведомственными комиссиями по вопросам привлечения и использования иностранных работников (далее - межведомственные комиссии), образованными заинтересованными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, территориальными органами Федеральной миграционной службы, государственными инспекциями труда, трехсторонними комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений субъектов Российской Федерации (п.15 Правил).
По решению межведомственных комиссий объемы привлечения иностранных работников, предусматриваемые работодателями, могут быть уменьшены, а их заявки отклонены полностью или частично по следующим основаниям (п.18 Правил):
а) наличие возможности удовлетворения потребности в рабочей силе за счет региональных трудовых ресурсов, в том числе путем подготовки или переподготовки безработных граждан, привлечения рабочей силы из других субъектов Российской Федерации;
б) наличие у работодателя, предусматривающего привлечение иностранных работников, неустраненных нарушений порядка привлечения и использования иностранных работников, допущенных при выполнении квот в предыдущем и текущем годах;
в) наличие у работодателя, предусматривающего привлечение иностранных работников, непогашенной задолженности по оплате труда работников за период, превышающий 3 месяца, а также выявленных государственной инспекцией труда и неустраненных нарушений трудового законодательства в предыдущем и текущем годах;
г) отсутствие возможности обеспечения иностранных работников жильем в населенных пунктах, в которых предполагается привлечение этих работников работодателями.
Уполномоченные органы субъектов Российской Федерации в 10-дневный срок с даты принятия межведомственными комиссиями решения об отклонении полностью или частично заявок работодателей уведомляют их о принятом решении в письменной форме с указанием оснований принятия такого решения.
Работодатели вправе обжаловать решения межведомственных комиссий в установленном законодательством Российской Федерации порядке (п.20 Правил).
Как правильно установил суд первой инстанции и следует из материалов дела, уполномоченный исполнительный орган государственной власти Республики Саха (Якутия) при определении потребности в привлечении иностранных работников и формирование квот, осуществляемых в целях поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, с учетом содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации, принял оспариваемое решение, в связи с возможностью удовлетворения потребности заявителя в рабочей силе за счет региональных трудовых ресурсов, основывая свой вывод на заключении Департамента занятости населения Республики Саха (Якутия) от 03.07.2012 № 01-56/05-250 (т. 1, л. 144).
Кроме того, суд первой инстанции обосновано указал, что заявитель не представил в суд доказательств невозможности подбора работников на указанные им вакантные должности за счет работников из числа российских граждан (а не только граждан Республики Саха (Якутия).
При этом суд апелляционной инстанции не принимает доводы апелляционной жалобы о том, что в обязанности заявителя не входит обязанность по доказыванию невозможности привлечения им работников из числа российских граждан, по следующим основаниям.
Статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установлено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Как указано выше, миграционное законодательство Российской Федерации провозгласило приоритет в содействии по трудоустройству граждан Российской Федерации, а привлечение иностранной рабочей силы обусловлено исключительной невозможностью привлечения работников из числа российских граждан, либо потребностью привлечения высококвалифицированных специалистов.
Таким образом, суд апелляционной инстанции понимает, что с учетом политики государства на приоритет занятости граждан Российской Федерации, лицо, имеющее намерение привлечь в качестве работников иностранных специалистов, включая высококвалифицированных специалистов, обязано доказать, что у него отсутствует возможность привлечь в качестве работников граждан Российской Федерации, в связи с чем ему необходимо привлечь иностранных граждан.
Между тем, в деле отсутствуют доказательства, что индивидуальный предприниматель обращался в уполномоченные органы Республики Саха (Якутия) или иные органы, с целью подбора работников по указанным специальностям из числа граждан Российской Федерации и ему было отказано в подборе указанных кандидатур. Более того, из представленных доказательств Министерства труда и социального развития Республики Саха (Якутия) следует, что в Республике Саха (Якутия) имеются безработные граждане по специальностям, заявленным предпринимателем, а также лица, готовые получить названные специальности в ходе обучения. Поскольку предприниматель не выдвигал каких-либо высококвалифицированных требований к работникам по заявленным специальностям, суд апелляционной инстанции не усматривает каких-либо оснований для отказа в заполнении вакантных должностей лицами из числа указанных лиц.
Доказательств невозможности совершения указанного предприниматель в суд не представил.
Суд апелляционной инстанции не принимает доводы апелляционной жалобы о том, что заявленные работники необходимы ему в связи с приобретением им китайского оборудования для организации автосервиса, поскольку заявителем не представлено доказательств, что для обслуживания указанного оборудования ему необходимо привлечь исключительно иностранных специалистов, либо данное оборудование требует обслуживание высококвалифицированных специалистов, и что среди граждан Российской Федерации, ищущих работу на момент обращения за квотой, такие специалисты отсутствовали на рынке труда Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции считает, что отсутствие в деле доказательств того, что обращение предпринимателя за получением квоты на привлечение 132 работников в 2013 году по указанным специальностям обусловлено невозможностью подбора таких работников из числа граждан Российской Федерации, свидетельствует о том, что оспариваемое снижение объемов привлечения заявителю иностранных работников по указанным специальностям не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо влияли на обоснованность и законность оспариваемого решения суда, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дал полную и всестороннюю оценку имеющимся в деле доказательствам в их взаимосвязи и совокупности и пришел к обоснованному выводу об отказе заявителю в удовлетворении требований.
На основании изложенного, у суда апелляционной инстанции отсутствуют законные основания для удовлетворения апелляционной жалобы.
Суд, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
П О С Т А Н О В И Л:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от «06» мая 2013 года по делу №А58-7095/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.
Председательствующий судья Е.В. Желтоухов
Судьи Д.Н. Рылов
В.А. Сидоренко