ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
http://4aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Чита Дело № А19-12430/2020
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июня 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 июня 2022 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Ломако Н.В, Монаковой О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Трофимовой О.А.,
при участии в судебном заседании (до перерыва) представителей Министерства финансов Иркутской области ФИО1 (доверенность от 27.12.2021),Муниципального унитарного предприятия «Ритуал» г. Иркутска ФИО2 (доверенность от 30.12.2021),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Министерства финансов Иркутской области и Муниципального унитарного предприятия «Ритуал» г. Иркутска на решение Арбитражного суда Иркутской области от 15 февраля 2022 года по делу № А19-12430/2020,
установил:
Муниципальное унитарное предприятие «Ритуал» г. Иркутска (ОГРН <***>, ИНН <***>, далее – истец) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Иркутской области в лице Министерства финансов Иркутской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, далее – ответчик) о взыскании убытков в размере 2 671 726,34 рублей, расходов по уплате госпошлины в размере 36 359 рублей.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора -Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (ОГРН <***>, ИНН <***>), Администрация города Иркутска (ОГРН <***>, ИНН <***>).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 15 февраля 2022 года по делу №А19-12430/2020 исковые требования удовлетворены частично.С Иркутской области в лице Министерства финансов Иркутской области за счет средств казны Иркутской области в пользу Муниципального унитарного предприятия «Ритуал» г.Иркутска взыскано 1 648152,96 руб. убытков, 22 429,87 руб. расходов по уплате государственной пошлины. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит изменить обжалуемый судебный акт в части размера взыскиваемых убытков и расходов по уплате государственной пошлины.
По мнению МУП «Ритуал», убытки МУП «Ритуал» должны быть взысканы с Иркутской области в лице министерства финансов Иркутской области, за счёт средств казны Иркутской области в полном объеме, рассчитанном как произведение тарифов, утверждённых постановлением администрации г. Иркутска от 21.01.2013 № 031-06-113/13 в редакции от 18.12.2014 № 031-06-1525/14 (п. 7.1, п. 8.1 Приложения 1), и количества погребений.
Министерство финансов в отзыве с доводами апелляционной жалобы истца не согласилось.
Ответчик также обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном размере по мотивам, изложенным в жалобе.
Министерство финансов Иркутской области указало, что возложение ответственности на Иркутскую область в лице Министерства финансов Иркутской области апеллянт считает недопустимым и недостаточным с правовой точки зрения для определения указанного лица органом, представляющим интересы публично-правого образования в настоящем деле, поскольку главным распорядителем средств областного бюджета на данные цели является министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области.
МУП «Ритуал» г. Иркутска в отзыве с доводами апелляционной жалобы ответчика не согласилось.
Определением суда от 26.04.2022 года судебное разбирательство отложено на 09 часов 00 минут 31 мая 2022 года.
Рассмотрение апелляционных жалоб начато в составе судей Басаева Д.В. (председательствующий), Сидоренко В.А., Кайдаш Н.И.
В связи с длительным отсутствием судей Сидоренко В.А. и Кайдаш Н.И. ввиду нахождения в очередном отпуске на основании пункта 2 части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 37 Регламента арбитражных судов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.06.1996 № 7 (ред. от 22.06.2012), определением заместителя председателя Четвертого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2022 года, судья Сидоренко В.А. заменен на судью Ломако Н.В., судья Кайдаш Н.И. на судью Монакову О.В.
При таких обстоятельствах в силу части 5 статьи 18 АПК РФ рассмотрение дела проведено с самого начала.
В судебном заседании 31.05.2022 объявлен перерыв до 09 час. 15 мин. 07.06.2022, о чем сделано публичное извещение о перерыве в судебном заседании, размещенное в сети «Интернет».
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционным жалобам размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети «Интернет» 26.03.2022, 31.03.2022, 27.04.2022, 01.06.2022. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, Администрация города Иркутска явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционных жалоб, отзыва на жалобы,заслушав пояснения представителей сторон,проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Постановлением Администрации г. Иркутска от 05.04.2012 № 031-06-621/12 МУП «Ритуал» присвоен статус специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории г. Иркутска.
Согласно Порядка деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории города Иркутска (Приложение № 1 к данному постановлению администрации г. Иркутска от 05.04.2012) целью деятельности специализированной службы является обеспечение государственных гарантий погребения умерших во исполнение Федерального закона «О погребении и похоронном деле», в том числе предоставление услуг согласно гарантированному перечню услуг по погребению на безвозмездной основе; погребение умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение умершего на дому, на улице или в ином месте после установления органами внутренних дел его личности; погребение умерших (погибших), личность которых не установлена органами внутренних дел.
Специализированная служба осуществляет погребение умершего, не имеющего супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, умершего на дому, на улице или в ином месте, в течение трех суток с момента установления причины смерти после установления органами внутренних дел его личности (далее - невостребованные умершие).
Согласно уставу МУП «Ритуал» г. Иркутска истец осуществляет следующие виды деятельности:
- предоставление государственных гарантий осуществления погребения умерших во исполнение федерального закона «О погребении и похоронном деле», в том числе предоставление услуг согласно гарантированному перечню услуг по погребению на безвозмездной основе; погребение умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего; погребение умерших (погибших), личность которых не установлена органами внутренних дел в определенные законодательством Российской Федерации сроки;
- оказание ритуальных услуг населению, в том числе предоставление услуг согласно гарантированному перечню услуг по погребению по минимальным ценам (тарифам); обеспечение выполнения требований законодательства Российской Федерации, Иркутской области, муниципальных правовых актов города Иркутска к специализированной службе по вопросам похоронного дела в части деятельности общественных кладбищ города Иркутска.
В целях регулирования экономической деятельности истца администрацией г. Иркутска постановлением от 21.01.2013 № 031-06-113/13 утверждены тарифы на услуги, оказываемые МУП «Ритуал» г. Иркутска (в редакции постановления от 18.12.2014 № 031¬06-1525/14): в летний период с 16 мая по 15 ноября - 8 460 руб. 37 коп., (дети - 6 995 руб. 67 коп.), в зимний период с 16 ноября по 15 мая - 13 325 руб. 00 коп. (дети - 9 544 руб. 28 коп.).
Из справок о смерти, актов выполненных работ, разрешений, справок о выдаче тела следует, что истец в период с января 2017 по декабрь 2018 года осуществил погребение 245 тел невостребованных умерших, не являющихся пенсионерами, личность которых установлена.
Общая стоимость услуг по погребению по расчету истца составила 2 671 726,34 руб.
Расчет стоимости погребений произведен истцом согласно тарифам, утвержденным постановлением администрации г. Иркутска от 21.01.2013 № 031-06-113/13 (в редакции постановления от 18.12.2014 № 031-06-1525/14) .
В целях досудебного урегулирования спора, истец с претензиями обратился в Управление федерального казначейства по Иркутской области, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство финансов Иркутской области, Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области за возмещением стоимости услуг. Письмом № 34-13-79/20-6323 от 05.12.2018 Управление федерального казначейства по Иркутской области в возмещении расходов отказало, указав, что принятие решений о возмещении расходов, понесенных в результате оказания услуг по захоронению граждан на территории муниципальных образований, в его компетенцию не входит.
Письмом № 02-52-5388/18-5-1-08 от 21.12.2018 Министерство финансов Иркутской области в возмещении расходов отказало, указав, что не имеет возможности урегулировать вопрос о возмещении убытков, связанных с оказанием услуг по погребению неизвестных умерших.
Письмом от 26.11.2015 № 53-35-10924/1578 Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области указало, что расходы не относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Наличие у истца невозмещенных расходов в связи с погребением невостребованных умерших, не являющихся пенсионерами, личность которых установлена, явилось основанием обращения предприятия в арбитражный суд с иском.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод о наличии оснований для частичного удовлетворения исковых требований.
Гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего установлены Федеральным законом от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Закон о погребении). На территории Российской Федерации каждому человеку после его смерти гарантируется погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатного участка земли для погребения тела (останков) или праха (пункт 1 статьи 7 Закона о погребении).
Судом установлено, что истец осуществляет предоставление государственных гарантий по погребению умерших во исполнение Закона о погребении.
В соответствии с пунктом 2 статьи 12 Закона о погребении погребение умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел в определенные законодательством Российской Федерации сроки, осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела с согласия указанных органов путем предания земле на определенных для таких случаев участках общественных кладбищ.
Согласно пункту 3 статьи 12 Закона о погребении услуги, оказываемые специализированной службой по вопросам похоронного дела при погребении умерших, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, включают:
оформление документов, необходимых для погребения; облачение тела; предоставление гроба;
перевозку умершего на кладбище (в крематорий); погребение.
Стоимость указанных услуг определяется органами местного самоуправления и возмещается в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 9 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 3 статьи 9 Закона о погребении стоимость услуг возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок за счет различных источников:
Пенсионного фонда Российской Федерации - на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти;
федерального бюджета - на погребение умерших не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти пенсионеров, досрочно оформивших пенсию по предложению органов службы занятости (в случае, если смерть пенсионера наступила в период получения досрочной пенсии до достижения им возраста, дающего право на получение соответствующей пенсии). Расчеты со специализированной службой по вопросам похоронного дела за погребение умерших не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти пенсионеров, досрочно оформивших пенсию по предложению органов службы занятости, осуществляются Пенсионным фондом Российской Федерации с последующим возмещением расходов Пенсионному фонду Российской Федерации за счет средств федерального бюджета в размерах, определяемых в соответствии с настоящим пунктом;
Фонда социального страхования Российской Федерации - на погребение умерших граждан, подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти, и умерших несовершеннолетних членов семей граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти указанных членов семей;
бюджетов субъектов Российской Федерации - в случаях, если умерший не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 154 дней беременности.
В соответствии со статьей 26 Закона о погребении финансовое обеспечение похоронного дела осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов, согласно статьям 9, 10, 11 настоящего Закона.
В абзаце 5 пункта 3 статьи 9 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» законодателем установлено возмещение стоимости услуг специализированной службе по вопросам похоронного дела за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - в случаях, если умерший не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 154 дней беременности.
Как следует из представленных в материалы дела документов и не оспаривается лицами, участвующими в деле, истцом предъявлены к возмещению расходы, оказанные на безвозмездной основе близким родственникам (иным родственникам, супругам, законным представителям, иным лицам, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего) на основании их заявления по гарантированному перечню услуг по погребению лиц, не подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и не являющихся пенсионерами.
Из справок о смерти, актов выполненных работ, разрешениям, справок о выдаче тела следует, что истец в период с января 2017 по декабрь 2018 года осуществил погребение 245 тел невостребованных умерших.
Согласно подпункту 41 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено, в том числе, предоставление материальной и иной помощи для погребения.
Исходя из приведенных выше норм права, расходные обязательства по финансовому обеспечению указанных услуг распределяются между Российской Федерацией и ее субъектами в зависимости от того, является ли умерший на момент своей смерти работником или пенсионером.
В случае, если на момент своей смерти умерший являлся работником или пенсионером, финансовое обеспечение предоставления указанных услуг является расходным обязательством Российской Федерации, которое исполняется за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, средств федерального бюджета и средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации в случаях, установленных абзацами 2, 3, 4 пункта 3 статьи 9 Закона о погребении.
Если же на момент своей смерти умерший не являлся работником и пенсионером, то есть во всех остальных случаях, финансовое обеспечение по предоставлению услуг по погребению является расходным обязательством субъекта Российской Федерации. В связи с чем отсутствие факта установления личности умершего влечет невозможность установления того факта, являлся ли он работником или пенсионером и, как следствие, не может быть отнесено к случаям, предусмотренным абзацами 2, 3, 4 пункта 3 статьи 9 Закона о погребении.
В этой связи, расходы на погребение таких граждан должны возмещаться за счет средств субъекта Российской Федерации по аналогии с расходами на погребение неработающих и не являющихся пенсионерами умерших. При этом гарантии, предоставляемые при погребении умерших, личность которых не установлена, не могут быть ниже уровня аналогичных гарантий, предоставляемых при погребении умерших, не работающих и не являющихся пенсионерами.
Во исполнение Закона Иркутской области от 21.12.2016 № 121-ОЗ "Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" денежные средства на финансирование услуг по погребению невостребованных граждан министерству социального развития из бюджета области не выделялись.
В силу прямого указания закона (абзац 5 пункта 3 статьи 9, пункт 3 статьи 12 Закона о погребении) возмещение спорных расходов следует производить за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации - Иркутской области.
В соответствии с пунктом 3 статьи 12 Закона о погребении постановлением администрации г. Иркутска от 21.01.2013 № 031-06-113/13 «О тарифах на ритуальные услуги муниципального унитарного предприятия «Ритуал г. Иркутска» (в редакции постановления от 18.12.2014 № 031-06-1525/14) утверждены тарифы на услуги, оказываемые МУП «Ритуал» г.Иркутска, в том числе по погребению тел невостребованных умерших (погибших).
При этом согласование органом местного самоуправления стоимости услуг по погребению невостребованных умерших действующим законодательством не предусмотрено.
Пунктом 3 статьи 9 Закона о погребении установлено, что стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, в статье 9 Закона о погребении предусмотрена прямая норма об обязательном согласовании органами местного самоуправления стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению.
В статье 12 Закона о погребении законодатель не обязывает органы местного самоуправления при определении стоимости услуг по погребению невостребованных умерших производить согласование с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Законодатель отсылает к пункту 3 статьи 9 Закона о погребении только лишь в части порядка возмещения.
При определении размера убытков истец руководствовался фиксированными тарифами на оказание МУП «Ритуал» г.Иркутска услуг по погребению тел невостребованных умерших (погибших), утвержденными постановлением администрации г. Иркутска от 21.01.2013 № 031-06-113/13 (в редакции постановления от 18.12.2014 № 031-06-1525/14).
Федеральным законом «О погребении и похоронном деле» не установлены минимальные экономически обоснованные размеры возмещения расходов на погребение невостребованных умерших, не работающих и не являющихся пенсионерами. Следовательно, размер соответствующего возмещения расходов на погребение такой категории умерших не может быть меньше соответствующего размера возмещения, установленного данным Федеральным законом для иных категорий умерших.
Экономически обоснованная стоимость услуг на погребение определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, действительно Постановление Администрации г.Иркутска № 031-06-113/13 от 21.01.2013 (в редакции постановления от 18.12.2014 № 031-06-1525/14) согласовано Службой по тарифам Иркутской области письмом от 28.11.2014 №79-3-3858/14 (т.5 л.д.78-81).
Согласно подпункту 44 пункта 5 Положения о Службе по тарифам Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 07.06.2012 № 303-пп, Служба по тарифам Иркутской области в соответствии с действующим законодательством согласовывает стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению.
Однако, исходя из совокупного толкования положений всех абзацев пункта 3 статьи 9 Закона о погребении, в котором установлены бюджетные и внебюджетные источники возмещения специализированной службе стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, для установления стоимости услуг необходимо согласование с государственными органом, в полномочия которых входит формирование и исполнение соответствующего бюджета, за счет средств которого подлежит возмещение.
Государственным органом, осуществляющим управление областными финансами, составление проекта областного бюджета, организацию и исполнение областного бюджета Иркутской области, согласно Положению о Министерстве финансов Иркутской области, утвержденному постановлением Правительства Иркутской области от 23.12.2008 № 120-пп., является Министерство финансов Иркутской области. Главным распорядителем бюджетных средств по услугам, предоставляемым согласно гарантированному перечню услуг по погребению, является Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области.
Поскольку из материалов дела не следует согласование постановления от 18.12.2014 № 031-06-1525/14, редактирующего постановление Администрации г. Иркутска от 21.01.2013 № 031-06-113/13, с указанными государственными органами исполнительной власти Иркутской области, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что в данном случае муниципальными органами города Иркутска предписанное законом согласование экономически обоснованной стоимости спорных услуг с органами государственной власти Иркутской области не производилось.
Постановление Администрации г.Иркутска № 031-06-113/13 от 21.01.2013 (в редакции постановления от 18.12.2014 № 031-06-1525/14) не оспорено и не признано недействительным, однако, к спорным отношениям (в части установления размера расходных обязательств для Иркутской области) указанное постановление применяться не может (ч. 2 ст. 13 АПК РФ, ст. 3 ГК РФ), поскольку указанный муниципальный нормативный акт не соответствует статье 9 ФЗ «О погребении и похоронном деле» и нормам (ст. ст. 14, 15, 31, 85, 86) Бюджетного кодекса Российской Федерации, обладающим большей юридической силой.
Иное толкование спорных отношений допускает произвольное (фактически по усмотрению органов местного самоуправления и в интересах муниципального предприятия) формирование размера расходных обязательств бюджета Иркутской области без участия самого субъекта.
Муниципальные тарифы, самостоятельно установленные муниципальными органами, могут являться основанием для установления расходных обязательств соответствующего муниципального образования, однако, сами по себе, не порождают обязательств для вышестоящего бюджета перед получателями бюджетных средств.
Соответствующая правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации изложена в определении от 25.10.2016 № 2367-О. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в данном определении, муниципальные образования не вправе в случае выхода за пределы установленного федеральным законодателем размера компенсации требовать компенсацию таких затрат за счет бюджетов вышестоящих уровней бюджетной системы; вместе с тем соответствующее дополнительное финансирование может быть предоставлено непосредственно из местного бюджета. В отсутствие у муниципальных образований финансовых возможностей для принятия таких дополнительных расходных обязательств, допускается финансирование соответствующих расходов в размере экономически оправданного уровня нормативных затрат.
В данном случае, исходя из указанного разъяснения Конституционного Суда Российской Федерации, при отсутствии тарифа, установленного в определенном законом порядке и при отсутствии доказательств, подтверждающих невозможность исполнения муниципальным образованием своих финансовых обязательств (в части установленного для истца муниципального тарифа), истец не лишен права на возмещение понесенных им расходов непосредственно за счет второго ответчика, при этом в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации он должен доказать, что спорные расходы соответствуют экономически оправданному уровню нормативных затрат.
В постановлении Администрации г.Иркутска № 031-06-113/13 от 21.01.2013 (в редакции постановления от 18.12.2014 № 031-06-1525/14) экономическое обоснование спорных затрат не приведено, иные доказательства в обоснование размера спорных расходов истцом не представлены.
Ответчик, оспаривая расчет убытков, указал, что при определении размера расходов, подлежащих возмещению, подлежит применению размер социального пособия на погребение, установленный статьей 10 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле».
Федеральный закон от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» является нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу, чем постановление администрации г. Иркутска № 031 -06¬113/13 от 21 января 2013 года (в редакции постановления от 18 декабря 2014 года № 031¬06-1525/14), которыми утверждены фиксированные тарифы на оказание МУП «Ритуал» г. Иркутска услуг, в том числе согласно гарантированному перечню услуг по погребению.
Из представленных в материалы документов следует, что сумма иска определена не в размере социального пособия, предусмотренного в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», а по тарифу, установленному органом местного самоуправления.
Таким образом, возмещение разницы стоимости услуг между тарифом, установленным органом местного самоуправления, и социальным пособием, предусмотренным Федеральным законом от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», в том числе за счет бюджетов вышестоящих уровней бюджетной системы, не предусмотрено действующим правовым регулированием.
Размер пособия на погребение с 01.02.2017 г. с учетом индексации составлял 5562,25 руб. (Постановление Правительства РФ от 26.01.2017 № 88 «Об утверждении размера индексации выплат, пособий и компенсаций в 2017 году»), а с учетом районного коэффициента 1,2 (утвержден Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 21.10.1969 № 421/26) соответственно - 6674,70 руб.
В 2018 году размер пособия на погребение с 01.02.2018 г. с учетом индексации составлял 5701,31 руб. (Постановление Правительства РФ от 26.01.2018 № 74 «Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2018 году»), а с учетом районного коэффициента - 6841,57 руб.
Таким образом, ответчик полагает, что размер расходов, понесенных истцом, составляет:
2017 год: Январь 20 тел * 6332,74 (Федеральный закон от 1 декабря 2014 года № 384 -ФЗ «О федеральном бюджете па 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» пособие с учетом индексации 5277,28 руб.*1,2) =126 654,8 руб.; С 1 февраля 2017 года 102 тела * 6674,7=680 819,4 руб. Итого в 2017 году 807 474,2 руб.
2018 год: Январь 5 тел * 6674,7=33 373,5 руб.; С 1 февраля 118 тел * 6841,57=807 305,26 руб. Итого в 2018 году 840 678,76 руб.
Всего в 2017 -2018 году = 1 648 152,96 рублей.
С арифметическим расчетом ответчика, произведенного на основании Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», истец согласился; выразил возражения только относительно его применения.
Предметом исковых требований по настоящему делу являются требования о возмещении расходов, связанных с оказанием ритуальных услуг.
В силу статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии со статьями 16, 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Противоправность поведения государственных органов, уполномоченных возмещать убытки, усматривается в уклонении (бездействии) Российской Федерации в их лице от исполнения обязательства по компенсации расходов истца, понесенных в результате предоставления установленных Федеральным законом гарантий, в полном объеме.
Вышеизложенное также следует из Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», в котором указано, что, рассматривая иски, предъявленные согласно статьям 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, судам необходимо иметь в виду, что должником в обязательстве по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, также является публично-правовое образование, а не его органы либо должностные лица этих органов. Следовательно, при удовлетворении указанных исков в резолютивной части решения суда должно указываться о взыскании денежных средств за счет казны соответствующего публично-правового образования, а не с государственного или муниципального органа.
В силу статьи 1071 ГК РФ от имени казны выступают соответствующие финансовые органы.
Согласно пункту 3 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации для исполнения судебных актов по искам к субъектам Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов субъектов Российской Федерации или их должностных лиц, в том числе в результате издания государственными органами субъектов Российской Федерации актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны субъекта Российской Федерации (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств бюджета субъекта Российской Федерации), документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, направляются для исполнения в финансовый орган субъекта Российской Федерации.
Согласно абзацу 4 пункта 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» судам следует учитывать, что положения статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации подлежат применению при разрешении споров, возникающих в процессе исполнения судебных актов о взыскании денежных средств с публично-правовых образований, вынесенных как по требованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, так и по иным требованиям.
Согласно Положению о Министерстве финансов Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 23.12.2008 № 120-пп, Министерство относится к исполнительным органам государственной власти Иркутской области и осуществляет управление областными финансами, составление проекта областного бюджета, организацию и исполнение областного бюджета, обеспечение управления областным государственным долгом, казначейское исполнение областного бюджета, представление интересов областной казны в судах общей юрисдикции, арбитражных и третейских судах. В сфере управления финансами Министерство осуществляет функции по исполнению судебных актов о взыскании средств областного бюджета в порядке, установленном бюджетным законодательством.
Таким образом, вопреки утверждению Министерства финансов Иркутской области, в настоящем случае взыскание денежных средств на основании судебного акта по делу должно производиться с ответчика - Иркутской области за счет казны соответствующего бюджета в лице Министерства финансов Иркутской области, как органа, осуществляющего исполнение судебных актов о взыскании средств с областного бюджета в порядке, установленном действующим законодательством.
На основании изложенного суд первой инстанции правомерно признал частично обоснованными и подлежащими удовлетворению исковые требования в размере 1 648 152 руб. 96 коп.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб, доводы которых проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» по адресу www.kad.arbitr.ru.
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
П О С Т А Н О В И Л:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 15 февраля 2022 года по делу №А19-12430/2020 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий Д.В. Басаев
Судьи Н.В. Ломако
О.В. Монакова