НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2022 № А19-16797/20

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

http://4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита Дело № А19-16797/2020

Резолютивная часть постановления объявлена 06 сентября 2022 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 08 сентября 2022 года.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Басаева Д.В.,

судей: Ломако Н.В., Сидоренко В.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жевтневым Р.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу садоводческого некоммерческого товарищества «Лазурный берег» на решение Арбитражного суда Иркутской области от 11 июля 2022 года по делу № А19-16797/2020,

установил:

садоводческое некоммерческое товарищество «Лазурный берег» (ОГРН 1193850021254, ИНН 3811463693, далее – заявитель, СНТ) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области (ОГРН 1203800000678, ИНН 3808270980, далее – административный орган) о признании незаконным бездействия по согласованию изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 38:06:021838:822.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора - Министерство лесного комплекса Иркутской области (ОГРН 1073808028194, ИНН 3808170859), Федеральное агентство лесного хозяйства (ОГРН 1047796366298, ИНН 7705598840), Департамент лесного хозяйства по Сибирскому Федеральному округу (ОГРН 1075406009073, ИНН 5406388224), Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (ОГРН 1087746829994, ИНН 7710723134), Дума Большереченского муниципального образования – Дума городского поселения (ОГРН 1053827059428, ИНН 3827020714).

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 11 июля 2022 года по делу № А19-16797/2020 в удовлетворении завяленных требований отказано.

Заявитель обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе и дополнениях к жалобе.

Апеллянт считает, что бездействие ТУ Росимущества по согласованию и выдаче доверенности на изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером: 38:06:021838:822 противоречит нормам действующего законодательства, а именно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, части 3 статьи 9, части 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, предписывающие собственнику изменить вид разрешенного использования на основании утвержденных документов территориального планирования, Правил землепользования и Застройки и внесенных в ЕГРН сведений о границах населенного пункта.

Полагает, что Российская Федерация при регистрации права собственности на земельный участок с 14.06.2019 года уже при регистрации видела, что земельный участок имеет категорию земли населенных пунктов и в связи с тем, что ее права как собственника нарушены не были право было зарегистрировано и никем не оспорено до настоящего времени.

Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети «Интернет» 10.08.2022. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса (далее - АПК РФ).

Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, Глава Большереченского муниципального образования направил в Территориальное управление Росимущества в Иркутской области запрос от 16.02.2021 № 202 о смене вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 38:06:021838:822 с указанием на намерение заключить договор аренды указанного земельного участка с СНТ «Лазурный берег», которое ранее подало заявление в адрес Большереченского муниципального образования о включении земельного участка в границы населенного пункта п. Дорожный Иркутского района.

В ответ на указанный запрос, ответчиком направлено письмо от 13.07.2020 № 38 - см/8552 о направлении информации об отказе в выдаче доверенности для изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 38:06:021838:822.

СНТ «Лазурный берег», полагая, что бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области от 13.07.2020 № 38-см/8552 по согласованию изменения вида разрешенного использования земельного участка не соответствует требованиям закона, а также нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением.

Определением суда от 22.03.2021 удовлетворено заявление администрации Большереченского муниципального образования - администрации городского поселения (ОГРН 1053827059440, ИНН 3827020721) о вступлении в дело в качестве соистца.

Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 АПК РФ на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).

Территориальное управление Росимущества на основании Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 28.05.2019 № 128, осуществляет юридические действия по защите имущественных прав и законных интересов Российской Федерации

На основании пунктов 1, 2 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

В силу части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

В соответствии с данными Государственного лесного реестра земельный участок с кадастровым номером 38:06:021838:822 относится к землям лесного фонда Ангарского лесничества.

Земли лесного фонда в силу статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации являются собственностью Российской Федерации.

14.06.2019 в Едином государственном реестре недвижимости зарегистрировано право собственности Российской Федерации на земельный участок из земель населенных пунктов, разрешенное использование - для ведения лесного хозяйства, общей площадью 496283 кв.м., расположенного по адресу: Иркутская область, Иркутское районное муниципальное образование, Ангарское лесничество, Тальцинское участковое лесничество, Тальцинская дача, защитные леса, квартал № 116 (в 11ч, 12ч, 13, 14, 15, 16ч, 19ч).

В рассматриваемом случае, как следует из представленных материалов, земельный участок образован из земель лесного фонда Ангарского участкового лесничества.

Согласно пункту 2 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.

Пунктом 1 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях сельскохозяйственного назначения и иных землях, установленных в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости земельный участок, расположенный по адресу: Иркутская область, Иркутское районное муниципальное образование, Ангарское лесничество, Тальцинское участковое лесничество, Тальцинская дача, защитные леса, квартал №116 (в 11ч, 12ч, 13, 14, 15, 16ч, 19ч) расположен в водоохранной зоне.

Пунктом 2 части 2 статьи 111 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что леса, расположенные в водоохранных зонах, относятся к защитным лесам.

Частью 6 статьи 111 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что в защитных лесах запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями.

В соответствии с пунктом 2 статьи 85 ЗК РФ Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.

Решением Думы Большереченского муниципального образования от 25.12.2018 № 72-3/дгп «Об утверждении изменений в Генеральный план Большереченского муниципального образования в части населенного пункта п. Дорожный и включение земельного участка с кадастровым номером №38:06:021838:822 в границы населенного пункта п. Дорожный» спорный земельный участок включен в границы населенного пункта п. Дорожный, категория земель изменена на «земли населенных пунктов».

Территориальное управление на основании Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 28.05.2019 № 128, осуществляет юридические действия по защите имущественных прав и законных интересов Российской Федерации.

На основании пункта 1 статьи 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью (пункт 2 статьи 214 ГК РФ).

В соответствии с данными Государственного лесного реестра земельный участок с кадастровым номером № 38:06:021838:822 относится к землям лесного фонда Ангарского лесничества.

Земли лесного фонда в силу ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации являются собственностью Российской Федерации.

Согласно положениям статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).

По общему правилу, установленному статьёй 14 ФЗ от 13.07.2017 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственная регистрация прав носит заявительный характер, в связи с чем, правообладатель вправе в любое время обратиться за государственной регистрацией права.

Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости запись о праве собственности в отношении земельного участка с кадастровым номером № 38:06:021838:822 внесена 14.06.2019.

Как следует из п. 2 ст. 69 Федерального закона от 13.07.2017 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» права на объекты недвижимости, возникающие в силу закона (вследствие обстоятельств, указанных в законе, не со дня государственной регистрации прав), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости осуществляется по заявлениям правообладателей.

Согласно генеральному плану в редакции, утвержденной решением Думы Большереченского муниципального образования от 25.12.2018 №72-3/дгп земельный участок с кадастровым номером № 38:06:021838:822 включен в границы п. Дорожный Иркутской области. Граница п. Дорожный Иркутской области внесена в Единый государственный реестр недвижимости, в связи с чем в сведениях ЕГРН изменена категория земельного участка с «земли лесного фонда» на категорию «земли населенных пунктов».

В силу пункта 1 статьи 8 ЗК РФ перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Согласно пункту 1 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 № 736 Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений.

В соответствии с пунктом 5.4.3 названного Положения к полномочиям Рослесхоза относится, в том числе, рассмотрение проектов схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов и подготовку заключений в пределах своей компетенции.

По сведениям, предоставленным Рослесхозом, проект внесения изменений в генеральный план Большереченского городского поселения Иркутского района Иркутской области в части населенного пункта п. Дорожный в Рослесхоз в 2018 году на рассмотрение не поступал.

В 2019 году проект внесения изменений в генеральный план Большереченского городского поселения Иркутского района Иркутской области в части населенного пункта п. Дорожный не согласован Рослесхозом.

Таким образом, применительно к рассматриваемому случаю, решение об утверждении генеральных планов городских и сельских поселений, городских округов, принятое без предусмотренного законодательством Российской Федерации согласования Рослесхозом включения в земли населенного пункта участков земель лесного фонда, является незаконным.

Как указано в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 26.03.2020 № 631-О применительно к положениям части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации: возможность принятия органом местного самоуправления решений об изменений градостроительного зонирования территорий и градостроительных регламентов должна быть уравновешена необходимыми гарантиями для лиц, которые на законных основаниях приобрели права на земельные участки до принятия и вступления в силу указанных изменений и вправе были рассчитывать, что их правовой статус, неразрывно связанной с правовым режимом земельных участков, будет уважаться государством, а также органами местного самоуправления как неотъемлемой частью единого механизма управления делами государства.

Кроме того, согласно письму Министерства лесного комплекса Российской Федерации от 15.07.2019 № 02-91-7901/19 в процессе работы министерства было выявлено, что граница населенного пункта п. Дорожный внесена в Единый государственный реестр недвижимости, в связи с чем, изменена категория земельного участка лесного фонда с кадастровым номером 38:06:021838:822 из «земель лесного фона» на категорию «земли населенного пункта».

Федеральным законом от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» определено, что установление или изменение границ населенного пункта, а также включение земельного участка в границы населенных пунктов является переводом земельных участков в состав таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

При этом, в случае если предполагается включение земельных участков в границы населенных пунктов из состава земель лесного фонда, необходимо согласование с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на распоряжение лесными участками (статьи 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введение в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации»).

В соответствии с Положением о Федеральном агентстве лесного хозяйства (далее - Рослесхоз), рассмотрение проектов документов территориального планирования и подготовка на них заключений входит число полномочий Рослесхоза.

Решением Думы Большереченского муниципального образования от 25.12.2018 № 72-3/дгп внесены изменения в решение Думы от 12.12.2013 № 12-1/дгп в части изменения границ населенного пункта п. Дорожный.

По результатам выполненного ФГБУ «Рослесинфорг» картографического наложения материалов лесоустройства на границы населенного пункта, определенного по предоставленным Администрацией Большереченского муниципального образования от 02.06.2021 № 559 актуального каталога координат в системе координат МСК-38, установлено включение в границы населенного пункта пос. Дорожный лесных участков, расположенных на землях лесного фонда: Иркутская область, Ангарское лесничество, Тальцинское участковое лесничество, Тальцинская дача в квартале 114 выделы 1 часть, 3 часть, 4 часть, 5 часть, в квартале 116 выделы 1 часть, 11 часть, 12 часть, 13, 14, 15, 16 часть, 17 часть, 19 часть, 20 часть, в квартале 117 выделы 2 часть, 3 часть, общей площадью 506 985 кв.м.

Указанные лесные участки являются федеральной собственностью и относятся к категории земель лесного фонда, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права на участок лесного фонда лот 13.01.2011 серия 38 АД 411379, площадью 113 635, 7309 га.

При издании решения Думы согласование проекта соответствующего документа территориального планирования муниципального образования в части включения в границы населенного пункта вышеуказанных лесных участков из состава земель лесного фонда с Федеральным агентством лесного хозяйства не обеспечено.

Письмом от 07.02.2019 № АВ-03-31/1796 Рослесхоз проинформировал Минприроды России, Минэкономразвития России и Департамент лесного хозяйства по СФО о несогласовании проекта генерального плана Большереченского городского поселения Иркутского района Иркутской области в части населенного пункта п. Дорожный.

Как установлено судом первой инстанции, Рослехоз обратился в Иркутский областной суд с исковым заявлением о признании недействующим в части решения Думы Большереченского муниципального образования от 12.12.2013 №12-ф/дгп «Об утверждении Генерального плана Большереченского муниципального образования Иркутского района Иркутской области» в редакции от 25.12.2018 в части включения в границы населенного пункта п. Дорожный лесных участков.

Вступившим в законную силу определением Иркутского областного суда от 14.02.2022 по делу №3а-21/2022 прекращено производство по административному исковому заявлению Федерального агентства лесного хозяйства к Думе Большереченского муниципального образования Иркутского района Иркутской области о признании недействующим в части решения Думы Большереченского муниципального образования Иркутского района Иркутской области от 12.12.2013г. № 12-1/дгп «Об утверждении генерального плана Большереченского муниципального образования» в редакции решения Думы от 25.12.2018 № 72-3/дгп в связи с тем, что решением Думы Большереченского муниципального образования от 17.01.2022 № 104-/дпг было отменено решение Думы Большереченского муниципального образования от 25.12.2018 № 72-3/дгп «О внесении изменений в генеральный план Большереченского муниципального образования Иркутского района Иркутской области в части п. Дорожный», что дополнительно подтверждает законность действий ответчика по направлению в адрес Большереченского муниципального образования письма от 13.07.2020 № 38-см/8552.

Более того, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что в данном случае заявитель СНТ «Лазурный берег» вопреки требованиям статьи 65 АПК РФ не доказал нарушение своих прав и законных интересов в сфере осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности оспариваемым бездействием органа государственной власти, поскольку правом на подачу заявления о смене вида разрешенного использования земельного участка в рассмотариваемой ситуации является именно орган местного самоуправления - Большереченское муниципальное образование, которым данное право и было реализовано.

Вместе с тем, в силу статьи 4 АПК РФ предметом защиты в суде являются именно нарушенные или оспариваемые права и законные интересы, обратившегося заинтересованного лица.

Право на иск по смыслу названной нормы Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и, как следствие, право на судебную защиту определяется именно данными обстоятельствами - действительным наличием у истца (заявителя) субъективного материального права, подлежащего защите.

При этом в отношении требования соистца - администрации Большереченского муниципального образования - администрации городского поселения суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что оспариваемое последним бездействие ответчика (а фактически не бездействие, а ненормативный правовой акт - письмо от 13.07.2020г. № 38-см/8552) датировано 13.07.2020, в то время как с заявлением о вступлении в дело в качестве соистца администрация Большереченского муниципального образования - администрации городского поселения обратилась в суд 12.02.2021, то есть с пропуском трехмесячного срока на подачу заявления, установленного часть 4 статьи 198 АПК РФ, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.

Кроме того, суд первой инстанции правомерно установил, что поскольку у заявителей и ответчика фактически имеются расхождения относительно титула права собственности в отношении спорного земельного участка, возможно наличие спора о праве.

Вместе с тем, согласно пункту 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» зарегистрированное право на недвижимое имущество не подлежит оспариванию путем заявления требований, подлежащих рассмотрению по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ, поскольку в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество (п. 56).

Кроме того, судом установлено, что в рамках дела № А19-5041/2021 Арбитражным судом Иркутской области рассмотрено аналогичное заявление Администрации Большереченского муниципального образования к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области о признании незаконным повторного отказа от 15.03.2021 № 38-см/2766 в изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 38:06:021838:822 по адресу: Иркутская область, Иркутское районное муниципальное образование, Ангарское лесничество, Тальцинское участковое лесничество, Тальцинская дача, защитные леса, квартал №116 (в. 11ч, 12ч, 13, 14, 15, 16ч, 19ч) площадью 496283 кв.м. с «ведение лесного хозяйства» на «ведение садоводства».

В рамках данного дела установлено, что 14.06.2019 в Едином государственном реестре недвижимости зарегистрировано право собственности Российской Федерации на земельный участок из земель населенных пунктов, разрешенное использование - для ведения лесного хозяйства, общей площадью 496283 кв.м., расположенного по адресу: Иркутская область, Иркутское районное муниципальное образование, Ангарское лесничество, Тальцинское участковое лесничество, Тальцинская дача, защитные леса, квартал №116 (в 11ч, 12ч, 13, 14, 15, 16ч, 19ч).

В рассматриваемом случае, как следует из представленных материалов, земельный участок образован из земель лесного фонда Ангарского участкового лесничества.

Решением Думы Большереченского муниципального образования от 25.12.2018. №72-3/дгп «Об утверждении изменений в Генеральный план Большереченского муниципального образования в части населенного пункта п. Дорожный и включение земельного участка с кадастровым номером №38:06:021838:822 в границы населенного пункта п. Дорожный» спорный земельный участок включен в границы населенного пункта п. Дорожный, категория земель изменена на «земли населенных пунктов».

Согласно выписке из Единого госудасртвенного реестра недвижимости об объекте недвижимости земельный участок, расположенный по адресу: Иркутская область, Иркутское районное муниципальное образование, Ангарское лесничество, Тальцинское участковое лесничество, Тальцинская дача, защитные леса, квартал №116 (в 11ч, 12ч, 13, 14, 15, 16ч, 19ч) расположен в водоохранной зоне.

Спорный земельный участок с кадастровым номером №38:06:021838:822, как установлено судом, имеет разрешенное использование «для введения лесного хозяйства», фактически занят лесами и находится в водоохранной зоне.

На основании изложенного суд первой инстанции пришёл к правомерному выводу о том, что отнесение администрацией как органом местного самоуправления спорного земельного участка к территориальной зоне ведение дачного хозяйства, садоводства, огородничества СХЗ-1, подразумевающее выращивание многолетних плодовых и ягодных культур, винограда и иных многолетних культур, приведет к полному уничтожению леса, ввиду вырубки лесных насаждений, кустарников, повлечет негативные последствия и непоправимый вред для окружающей среды.

Апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что решение Думы Большереченского муниципального образования от 18.02.2020 №86-3/дгп было принято без учета положений статьи 12 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ, в связи с чем, в случае изменения вида разрешенного использования у спорного объекта на «ведение садоводства» окружающей среде может быть причинен вред, так как вырубка лесных насаждений приведет к ухудшению экологической обстановки на территории Иркутского района, что непосредственно скажется на здоровье населения, в связи с чем, спорный объект недвижимости может быть использован муниципальным образованием по фактическому виду разрешенного использования, без приведения его в соответствии с утвержденными Правилами землепользования и застройки.

Как установлено судом в рамках дела № А19-5041/2021, право собственности Российской Федерации зарегистрировано в Едином реестре недвижимости 14.06.2019, запись о государственной регистрации права №38:06:021838:822-38/330/2019-1, при этом, Решение Думы Большереченского муниципального образования об отнесении спорного земельного участка к зоне ведения дачного хозяйства, садоводства и огородничества СХЗ- 1 принято 18.02.2020.

Суд установил, что Территориальное управление приобрело права на спорный земельный участок на законных основаниях, до принятия муниципальным образованием изменений в Правила землепользования и застройки в части п. Дорожный, разрешенное использование в соответствии со сведениями ЕГРН установлено «для ведения лесного хозяйственного» и фактическое использование участка по установленному виду разрешенного использования не опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, следовательно, по мнению Территориального управления, решение Думы Большереченского муниципального образования от 18.02.2020 №86-3/дгп «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки в части п. Дорожный» не может являться основанием для изменения вида разрешенного использования спорного земельного участка, использование участка возможно по виду разрешенного использования установленного до принятия ПЗЗ.

Решением суда от 28.03.2022 по делу № А19-5041/2021 в удовлетворении заявления Администрации Большереченского муниципального образования отказано.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требования заявителей о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области по согласованию изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 38:06:021838:822.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.

При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» по адресу www.kad.arbitr.ru.

По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 11 июля 2022 года по делу № А19-16797/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.

Председательствующий Д.В. Басаев

Судьи Н.В. Ломако

В.А. Сидоренко