НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2016 № 04АП-68/16

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

672000, Чита, ул. Ленина 100б

тел. (3022) 35-96-26, тел./факс (3022) 35-70-85

http://4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита дело № А10-4262/2015

13 апреля 2016 года.

Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2016 года.

Полный текст постановления изготовлен 13 апреля 2016 года.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи Сидоренко В.А.,

судей Никифорюк Е.О., Рылова Д.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Васильевым И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Бурятия с участием судьи Логиновой Н.А. и секретаря судебного заседания Долгировой А.Д. апелляционную жалобу Министерства финансов Республики Бурятия на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 23 ноября 2015 года по делу № А10-4262/2015 по иску Министерства финансов Республики Бурятия (ОГРН <***>, ИНН <***>) к муниципальному учреждению «Комитет по культуре Администрации г. Улан-Удэ» (ОГРН <***>, ИНН <***>) о взыскании ущерба в размере 10 473 940 рублей,

в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует Министерство культуры Республики Бурятия (ОГРН <***>, ИНН <***>),

(суд первой инстанции: судья Молокшонов Д.В.),

при участии в судебном заседании:

от Министерства финансов Республики Бурятия – ФИО1 – представителя по доверенности от 14.01.2015, ФИО2 – представителя по доверенности от 16.09.2015,

от муниципального учреждения «Комитет по культуре Администрации г. Улан-Удэ» – ФИО3 – представителя по доверенности от 15.09.2015, ФИО4 – представителя по доверенности от 04.04.2016,

от Министерства культуры Республики Бурятия – не явился, извещен,

установил:

Министерство финансов Республики Бурятия (далее – истец, Министерство финансов или Министерство) обратилась в Арбитражный суд Республики Бурятия к муниципальному учреждению «Комитет по культуре Администрации г. Улан-Удэ» (далее – ответчик, учреждение или Комитет по культуре) с исковым заявлением о взыскании 10 473 940 рублей – денежных средств, использованных с нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.

Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 23 ноября 2015 года в удовлетворении исковых требований Министерства отказано в полном объеме.

Не согласившись с указанным решением, Министерство финансов обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене обжалуемого решения, как незаконного и необоснованного.

Как следует из апелляционной жалобы, в ходе проверки показателя «Средняя заработная плата работников муниципальных учреждений культуры за 2014 год» установлено отклонение показателей формы ЗП-культура за 2013 и 9 месяцев 2014 год, представленных Комитетом в ходе проверки, с отчетностью, представленной Комитетом в Министерство культуры как по среднесписочной численности работников без внешних совместителей, так и по средней заработной плате.

По результатам сверки данных табелей учета рабочего времени за 2013 год, свода начислений за 2013 год с данными формы ЗП-культура за 2013 год, представленным в Министерство культуры установлены расхождения по среднесписочной численности в количестве 51 единицы и по фонду начисленной заработной платы (без внешних совместителей) в сумме 1 905,3 тыс. руб., в результате чего, средняя заработная плата работников учреждений культуры муниципального образования городской округ «город Улан-Удэ» за 2013 год достигла показателя и составила 16 422,3 рублей, вместо данных, представленных Комитетом в Минкультуры РБ по форме ЗП-культура за 2013 год в размере 14 766,8 рублей.

Таким образом, проверкой установлено излишне истребованный объем субсидии на повышение заработной платы работников культуры.

Учитывая изложенное, по мнению Министерства, Комитетом допущено нарушение принципа достоверности бюджета, установленного статьей 37 Бюджетного кодекса Российской Федерации путем предоставления в Министерство культуры недостоверных данных по форме ЗП-культура для расчета субсидий бюджетам муниципальных районов (городских округов) на повышение средней заработной платы работников муниципальных учреждений культуры.

Кроме того, Министерство указывает, что в октябре и ноябре 2014 года Комитет самостоятельно понес расходы на повышение средней заработной платы из местного бюджета, источником финансового обеспечения которых должна была являться, в том числе субсидия из республиканского бюджета.

При этом для подтверждения указанных расходов получатель средств местного бюджета представляет в орган Федерального казначейства акт сверки фактически произведенных в 2010 году кассовых расходов местного бюджета, подписанный главным распорядителем средств бюджета субъекта Российской Федерации, за которым закреплено полномочие предоставлять из бюджета субъекта Российской Федерации субсидии, субвенции и иные межбюджетные трансферты местным бюджетам, источником финансового обеспечения которых являются целевые средства, и соответствующим главным распорядителем средств местного бюджета.

При этом учреждение не могло произвести восстановление средств местного бюджета за счет республиканского бюджета в связи с тем, что им не представлены в Управление Федерального казначейства по Республике Бурятия:

- акт сверки фактически произведенных в 2014 году кассовых расходов местного бюджета, подписанный главным распорядителем средств бюджета субъекта Российской Федерации, за которым закреплено полномочие предоставлять из бюджета субъекта Российской Федерации субсидии, субвенции и иные межбюджетные трансферты местным бюджетам, источником финансового обеспечения которых являются целевые средства, и соответствующим главным распорядителем средств местного бюджета;

- заявка на кассовый расход (код формы по КФД 0531801) с указанием в графе 8 "Назначение платежа (примечание)" раздела 1 "Реквизиты документа" дополнительно "на возмещение расходов бюджета, произведенных в 2014 году"; в разделе 2 "Реквизиты документа-основания" в графе 1 – "акт сверки", в графах 2 и 3 – дата и номер акта сверки соответственно; в графе 8 "Примечание" раздела 5 "Расшифровка заявки на кассовый расход" перед текстовым примечанием в скобках – соответствующего кода цели.

В связи с чем, не произведено санкционирование операции по отражению кассовых расходов на лицевом счете Комитета, открытом в Управлении Федерального казначейства по Республике Бурятия.

В судебном заседании представители Министерства поддержали доводы апелляционной жалобы.

Комитет по культуре и Министерство культуры представили отзывы на апелляционную жалобу, в которых выразили свое согласие с решением суда первой инстанции.

В судебном заседании представители Комитета поддержали доводы отзыва.

О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), что подтверждается почтовыми уведомлениями, а также отчетом о публикации на официальном сайте Федеральных Арбитражных Судов Российской Федерации в сети «Интернет» (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако Министерство культуры явку своего представителя не обеспечило.

В соответствии с частями 3 и 5 статьи 156 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Указом Президента Российской Федерации «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» № 597 от 07.05.2012 постановлено наряду с иным обеспечение доведения к 2018 году средней заработной платы работников учреждений культуры до средней заработной платы в соответствующем регионе, для чего на Правительство Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при формировании соответственно федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов возложена необходимость предусмотреть бюджетные ассигнования на реализацию мер, предусмотренных Указом и обеспечить разработку соответствующих нормативных правовых актов.

Согласно пункту 6 Правил предоставления субсидий бюджетам муниципальных районов (городских округов) на повышение средней заработной платы работников муниципальных учреждений культуры, утвержденных Постановлением Правительства Республики Бурятия от 13.11.2014 № 559 (далее также – Правила № 559), субсидия предоставляется на основании заключаемого Министерством культуры Республики Бурятия и администрацией муниципального района (городского округа) в Республике Бурятия соглашения.

27.11.2014 между Министерством культуры Республики Бурятия и Администрацией города Улан-Удэ подписано соглашение № 239 о предоставлении в 2014 году субсидии бюджету муниципального образования городской округ «город Улан-Удэ» на повышение средней заработной платы работников муниципальных учреждений культуры в 2014 году.

Предметом соглашения является предоставление ответчику в 2014 году субсидий из Республиканского фонда софинансирования расходов бюджету муниципального образования городской округ «город Улан-Удэ» на повышение средней заработной платы работников муниципальных учреждений культуры в 2014 году по профессиональным квалификационным группам, утвержденным приказами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.08.2007 № 570 «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников культуры, искусства и кинематографии», от 29.05.2008 № 247н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и служащих», от 29.05.2008 № 248н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп общеотраслевых профессий рабочих», от 14.03.2008 № 121н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп профессий рабочих культуры, искусства и кинематографии» (пункт 1.1).

Согласно пункту 1.2 соглашения размер субсидии, предоставляемой из республиканского бюджета бюджету муниципального образования городской округ «город Улан-Удэ» на 2014 год составляет 16 090 700 рублей (в редакции дополнительного соглашения от 19.12.2014)

На получателя субсидии возложена обязанность обеспечить достижение в 2014 году показателя предоставления субсидии на повышение средней заработной платы работников муниципальных учреждений культуры в размере 17 431 рублей (пункт 2.3.10).

Согласно приложению № 1 к соглашению общий объем бюджетных ассигнований, предусмотренных на оплату труда работников муниципальных учреждений культуры муниципального образования городской округ «город Улан-Удэ» составляет 121 687 тысяч рублей, в том числе за счет средств республиканского бюджета (субсидии) 16090,7 тысяч рублей, за счет средств местного бюджета МО городской округ «город Улан-Удэ» 105 596,3 тысяч рублей.

Платежными поручениями № 888 от 01.12.2014 и № 243 от 22.12.2014 Комитету перечислено 16 090 700 рублей. В качестве назначения платежа указано на предоставление субсидии на повышение средней заработной платы работников культуры на 2014 год в соответствии с Законом Республики Бурятия от 14.11.2014, соглашением № 239 от 27.11.2014, дополнительным соглашением № 298 от 19.12.2014.

06.03.2015 Министерством принято распоряжение № 11 о проведении выездной плановой проверки Комитета на предмет соблюдения целей и условий предоставления межбюджетных трансфертов, предоставленных из республиканского бюджета бюджету городского округа «город Улан-Удэ».

В результате проверки выявлены следующие нарушения:

- предоставление Комитетом в Министерство культуры Республики Бурятия недостоверной информации о среднесписочной численности работников сферы культуры г. Улан-Удэ (на 22,9 человек в сторону увеличения), используемую для расчета субсидий бюджетам муниципальных районов (городских округов) на повышение средней заработной платы работников муниципальных учреждений культуры;

- восстановление расходов местного бюджета на оплату труда работников муниципальных учреждений культуры за октябрь, ноябрь 2014 года в сумме 6 985 167 рублей 06 копеек в отсутствие порядка возмещения кассовых расходов Республики Бурятия и г. Улан-Удэ, источником финансового обеспечения которых должны являться целевые средства, и актов сверки фактически произведенных кассовых расходов местного бюджета в декабре 2014 года за счет субсидий бюджетам муниципальных районов (городских округов) на повышение средней заработной платы работников муниципальных учреждений культуры.

Ущерб, причиненный республиканскому бюджету, рассчитан в сумме 10 473 940 рублей.

Одновременно с этим указано, что по итогам расчетов средняя заработная плата работников муниципальных учреждений культуры за 2014 год превысила показатель, установленный в дополнительном соглашении № 298 от 19.12.2014. Условия предоставления субсидии Комитетом выполнены (л.д. 22).

15.05.2015 Министерство выставило Комитету предписание № 1, в том числе о возмещении республиканский бюджет 10 473 940 рублей.

Порядок расчета размера субсидии предусмотрен пунктом 5.15.1 Приложения 35 к Закону Республики Бурятия «О республиканском бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» от 13 декабря 2013 года № 254-V.

Формула определения размера субсидии учитывает достигнутое значение средней заработной платы работников муниципальных учреждений культуры за 2013 год, а также среднесписочную численность работников (без внешних совместителей) на 1 октября 2014 года в соответствии с данными по форме ЗП-культура «Сведения о численности и оплате труда работников сферы культуры по категориям персонала», представленными в Министерство культуры Республики Бурятия.

Форма «ЗП-Культура», содержащая сведения о численности работников сферы культуры, утверждена приказом Росстата от 30.12.2013 № 508.

Министерство в результате проверки установило, что в состав сведений по форме ЗП-Культура, были включены сотрудники филиалов МБУ «Центр культуры и досуга г. Улан-Удэ» и МАУ «Центр культуры и досуга г. Улан-Удэ», осуществляющие деятельность в области бухгалтерского учета и аудита (всего 391 человек без внешних совместителей).

В ходе проверки истцом установлено, что за 9 месяцев 2014 среднесписочная численность работников сферы культуры г. Улан-Удэ составила 368,1 человек.

Вместе с тем, как правильно указал суд первой инстанции, Министерство не учло, что Распоряжением Администрации г. Улан-Удэ от 05.06.2013 № 727-р МБУ «Центр культуры и досуга г. Улан-Удэ» реорганизовано путем присоединения к нему МБУ «Централизованная бухгалтерия Комитета по культуре» с сохранением основных целей деятельности реорганизуемого учреждения.

10.06.2013 во исполнение упомянутого распоряжения Комитетом издан приказ № 60 о реорганизации МБУ «Центр культуры и досуга г. Улан-Удэ».

19.09.2013 деятельность МБУ «Централизованная бухгалтерия Комитета по культуре» прекращена, о чем свидетельствуют Приказ Комитета № 92/1 от 19.09.2013 и уведомление налогового органа от 19.09.2013 № 679.

Таким образом, является обоснованным вывод суда первой инстанции, что при предоставлении сведений о среднесписочной численности сотрудников МБУ «Центр культуры и досуга г. Улан-Удэ» были представлены сведения о сотрудниках присоединенного МБУ «Централизованная бухгалтерия Комитета по культуре» и были правомерно приняты Министерство культуры Республики Бурятия к расчету размера субсидии (по состоянию на 01.10.2014).

В данном случае, как правильно указал суд первой инстанции, истцом представлены достоверные сведения о численности работников учреждений культуры, поскольку сотрудники присоединенного МБУ «Централизованная бухгалтерия Комитета по культуре» на момент подачи сведений являлись сотрудниками МБУ «Центр культуры и досуга г. Улан-Удэ».

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, денежные средства на повышение заработной платы указанным работникам непосредственно не направлялись, поскольку в последующем вновь имела место реорганизация МБУ «Центр культуры и досуга г. Улан-Удэ» путем выделения МАУ «Централизованная бухгалтерия Комитета по культуре г. Улан-Удэ» (распоряжение Администрации г. Улан-Удэ от 13.08.2014 № 1104-р, Свидетельство о государственной регистрации юридического лица от 01.12.2014).

Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии в действиях ответчика нарушений принципа достоверности бюджета, установленного статьей 37 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Кроме того Истец также указал, что часть полученной субсидии ответчик неправомерно направил на восстановление расходов местного бюджета, понесенных в связи с повышением средней заработной платы работникам культуры в октябре и ноябре 2014 года, что не соответствует целям предоставления субсидии.

Истец также указал, что порядок возмещения кассовых расходов Республики Бурятия и г. Улан-Удэ, источником финансового обеспечения которых являются целевые средства, отсутствует.

Акт сверки фактически произведенных кассовых расходов местного бюджета за счет субсидий между Комитетом и Министерством культуры не составлялся.

Как установлено статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Согласно пункту 10 Правил № 559, субсидия подлежит взысканию в доход республиканского бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в случае ее нецелевого использования.

В соответствии с частью 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Согласно пунктам 2, 4, 6, 7 Правил № 559 средства, предоставляемые в виде субсидий, направляются на осуществление софинансирования расходов бюджетов муниципальных районов (городских округов) на оплату труда работников муниципальных учреждений культуры и должны быть возвращены в случае неиспользования или использования не по целевому назначению.

Субсидия предоставляется бюджету муниципального района (городского округа) в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в законе Республики Бурятия о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных Министерству культуры Республики Бурятия на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил (пункт 4 Правил).

Субсидия предоставляется бюджетам муниципальных районов (городских округов) при условии обязательства муниципального района (городского округа) по доведению и соответствия показателя предоставления субсидий – «средняя заработная плата работников муниципальных учреждений культуры», установленного соглашением между Министерством культуры Республики Бурятия и администрацией муниципального района (городского округа) в Республике Бурятия (пункт 7 Правил).

Исходя из совокупного анализа пунктов 2 и 4 Правил № 559, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что субсидия на повышение средней заработной платы работников муниципальных учреждений культуры имеет целью софинансирование расходов местного бюджета на соответствующие цели.

При этом условием предоставления субсидии является достижение установленного соглашением показателя средней заработной платы работников муниципальных учреждений культуры.

Как установлено проведенной Министерством проверкой, в октябре и ноябре 2014 года Комитет исполнил обязательства местного бюджета по повышению средней заработной платы работникам муниципальных учреждений культуры.

Как следует из пункта 18 части 2 статьи 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ от 06.10.1999 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» решение вопросов организации и поддержки учреждений культуры и искусства (за исключением федеральных государственных учреждений культуры и искусства, перечень которых утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти) относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета),

Однако, как следует из материалов дела, в октябре и ноябре 2014 года Комитет самостоятельно понес расходы на повышение средней заработной платы из местного бюджета, источником финансового обеспечения которых должна была являться, в том числе субсидия из республиканского бюджета.

Субсидия поступила Комитету к концу финансового года, позднее исполнения Комитетом обязательства по повышению средней заработной платы работникам муниципальных учреждений культуры.

При подобных обстоятельствах является правомерным вывод суда первой инстанции об отсутствии предусмотренных законом оснований для возврата полученной субсидии.

Относительно довода Министерства со ссылкой на письмо Министерства финансов Российской Федерации № 02-03-09/4393 от 11.11.2010 о порядке возмещения кассовых расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, суд первой инстанции правильно отметил, что согласно указанному письму возмещение расходов местных бюджетов, источником финансового обеспечения которых должны являться целевые средства, осуществляется в порядке, аналогичном порядку возмещения расходов бюджетов субъектов Российской Федерации.

Порядок же восстановления кассовых расходов бюджета субъекта Российской Федерации на лицевых счетах, открытых получателям средств бюджетов субъектов Российской Федерации в финансовых органах субъектов Российской Федерации, Министерством финансов Республики Бурятия не разработан, соответственно, нарушен ответчиком быть не может.

На основании изложенного, оценив представленные в дело доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, и не усмотрев в действиях ответчика противоправности, несоблюдения требований бюджетного законодательства, в том числе статьи 37 Бюджетного кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к правомерному и обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения искового требования.

При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 23 ноября 2015 года по делу № А10-4262/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.

Председательствующий судья Сидоренко В.А.

Судьи Рылов Д.Н.

Никифорюк Е.О.