НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2020 № А19-21241/19

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Ленина, 100б, г. Чита, 672000, http://4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита дело №А19-21241/2019

13 февраля 2020 года

Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2020 года

В полном объеме постановление изготовлено 13 февраля 2020 года

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Капустиной Л.В.,

судей Каминского В.Л., Макарцева А.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Юнусовой К.О., рассмотрев в открытом заседании в помещении суда апелляционную жалобу Министерства лесного комплекса Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 12 ноября 2019 года по делу №А19-21241/2019 по иску общества с ограниченной ответственностью «Реф-Транс» (ОГРН 1173850003062, ИНН 3810067979, дата регистрации: 31.01.2017, адрес: 664040 Иркутская область город Иркутск территория Горка дом 5 кабинет 315) к Министерству лесного комплекса Иркутской области (ОГРН 1073808028194, ИНН 3808170859, дата регистрации: 28.12.2007, адрес: 664003, область Иркутская, город Иркутск, улица Горького, 31) о взыскании денежных средств,

по встречному иску Министерства лесного комплекса Иркутской области к обществу с ограниченной ответственностью «Реф-Транс» о понуждении заключить договор,

у с т а н о в и л :

общество с ограниченной ответственностью «Реф-Транс» (далее – общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области к Министерству лесного комплекса Иркутской области (далее – министерство, ответчик) с требованиями о взыскании 3 112 020 руб. невозвращенного задатка, 27 198,20 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 10.07.2019 по 22.08.2019.

Министерство обратилось в Арбитражный суд Иркутской области к обществу со встречным требованием об обязании заключить договор купли-продажи лесных насаждений от 12.07.2019 №14/19А по аукционной единице №1, имеющей местонахождение: Иркутская область, Киренское лесничество, Киренское участковое лесничество, Киренская дача, квартал 372 (выделы 2,3,4,8) на площади 19,0 га с ликвидационным запасом 4 368 куб. м.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 12.11.2019 исковые требования удовлетворены, в удовлетворении встречного иска отказано.

Не согласившись с принятым по делу решением, ответчик его обжаловал в апелляционном порядке, просил отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска и об удовлетворении встречного требования.

Доводы жалобы сводятся к тому, что решение суда принято при неправильной оценке доказательств в деле и неправильном применении материального закона, поскольку истец уклонился от подписания договора, не представил ответчику для подписи подписанный со своей стороны проект договора.

Истец в отзыве на доводы апелляционной жалобы возражал, полагал решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Стороны извещены о возбуждении судебного производства, однако в судебное заседание апелляционной инстанции своих представителей не направили. В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание представителей сторон не препятствовала судебному разбирательству.

Законность и обоснованность обжалованного судебного акта проверены в апелляционном порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Оценив доказательства в деле в их совокупности, достаточности и взаимной связи, проверив доводы сторон, суд апелляционной инстанции не нашел правовых оснований для удовлетворения жалобы.

Из материалов дела следует и установил суд первой инстанции, территориальным управлением министерства лесного комплекса Иркутской области по Киренскому лесничеству 02.07.2019 проведен аукцион на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений с субъектами малого и среднего предпринимательства. Согласно извещению о проведении аукциона для участия в аукционе заявитель должен внести задаток, в размере 100% от начальной цены по аукционной единице. По первой аукционной единице (местонахождение: Иркутская область, Киренское лесничество, Киренское участковое лесничество, Киренская дача, квартал 372 (выделы 2, 3, 4, 8) на площади 19,0 га) начальная цена лота установлена 3 112 020 руб., задаток составил 3 112 020 руб. По платежному поручению от 25.06.2019 №119 общество перечислило на расчетный счет Министерства 3 112 020 руб. задатка за аукционную единицу №1 по Киренскому лесничеству.

Аукцион по аукционной единице №1 признан не состоявшимся в связи с тем, что для участия в аукционе подана одна заявка – заявка общества. Единственный участник аукциона – общество на аукцион не явился и был обязан подписать договор купли-продажи лесных насаждений в срок до 12.07.2019. Эти обстоятельства нашли отражение в протоколе результатов аукциона лесных насаждений, расположенных на землях лесного фонда, от 02.07.2019 №5.

02.07.2019 протокол результатов аукциона опубликован на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов http://torgi.gov.ru/.

12.07.2019 представитель общества, прибывший для подписания договора в Киренское лесничество по Иркутской области, которому не был представлен договор для подписания, обратился к организатору аукциона с заявлением о заключении договора купли-продажи. Затем общество направило в адрес министерства и территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Киренскому лесничеству заявление от 19.07.2019 №050, которое министерством получило 22.07.2019, и 19.07.2019 телеграмму с просьбой заключить договору купли-продажи лесных насаждений. Повторное заявление от 23.07.2019 №051 с требованием заключить договор купли-продажи лесных насаждений министерством получило об общества 25.07.2019. Вновь 24.07.2019 общество направило министерству телеграмму о необходимости заключить договор купли-продажи лесных насаждений.

Территориальное управление министерства лесного комплекса Иркутской области по Киренскому лесничеству составило адресованное обществу и его представителю извещение от 22.07.2019 №1487-17/19 о необходимости прибыть в Киренское лесничество 25.07.20196 для подписания договора. О дате и времени явки для подписания договора купли-продажи лестных насаждений представитель общества был информирован телефонограммой 22.07.2019 (№1/19) в 17 час. 40 мин.

В связи с бездействием министерства по подписанию договора, общество в претензии от 05.08.2019 №052 потребовало от него возвратить денежную сумму задатка. В ответ на заявление от 19.07.2019 №050 и претензию от 05.08.2019 №052 министерство письмом от 23.08.2019 №02-91-9891/19 известило общество о подписании им договора купли-продажи лесных насаждений №14/19А и о направлении данного договора в адрес общества (уведомление от 30.07.2019 №1598-17/19) и предложило явиться в территориальное управление для подписания договора и приемки лесных насаждений, отказало обществу в возврате задатка.

Невозвращение министерством обществу суммы задатка для участия в аукционе, стало основанием обращения общества в арбитражный суд с иском.

Министерство обратилось в суд к обществу со встречным требованием о понуждении к заключению договора, ссылаясь на уклонение общества от подписания договора купли-продаж лесных насаждений.

Принимая решение, суд первой инстанции руководствовался положениями пункта 1 статьи 329, пункта 1 статьи 380, пункта 1 статьи 381, пункта 1 статьи 395, статей 429, 445, 448, пункта 1 статьи 1102, статьи 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 3, 77, 78, 79 Лесного кодекса Российской Федерации. Суд исходил из обоснованности требования истца по праву и по размеру, отсутствия оснований для удовлетворения встречного иска, поскольку общество не уклонилось от заключения договора, министерство не приняло надлежащих мер к подписанию договора в течение 20-дневного срока, установленного частью 7 статьи 79 Лесного кодекса Российской Федерации.

Суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для пересмотра выводов суда первой инстанции по фактическим обстоятельствам и иного применения норм материального права, нашел решение суда правильным.

Согласно части 1 статьи 77 Лесного кодекса Российской Федерации за исключением случаев, предусмотренных статьями 19 и 30 названного Кодекса, установлено, что договоры купли-продажи лесных насаждений заключается по результатам торгов на право заключения такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона.

В соответствии с нормами пункта 4 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации, участники торгов вносят задаток в размере, сроки и порядке, которые указаны в извещении о проведении торгов. При заключении договора с лицом, выигравшим торги, сумма внесенного им задатка засчитывается в счет исполнения обязательств по заключенному договору.

Задаток является одним из способов обеспечения исполнения обязательства (пункт 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 1 статьи 380 Гражданского кодекса Российской Федерации, задатком признается денежная сумма, выдаваемая одной из договаривающихся сторон в счет причитающихся с нее по договору платежей другой стороне, в доказательство заключения договора и в обеспечение его исполнения.

В силу пункта 1 статьи 381 Гражданского кодекса Российской Федерации, при прекращении обязательства до начала его исполнения по соглашению сторон либо вследствие невозможности исполнения (статья 416) задаток должен быть возвращен.

Материалами дела подтверждено, что при подаче заявки на участие в аукционе общество уплатило денежную сумму задатка, установленную для обеспечения участия в аукционе по аукционной единице №1 - 3 112 020 руб.

Согласно части 7 статьи 79 Лесного кодекса Российской Федерации в случае, если аукцион признан несостоявшимся по причине участия в нем менее двух участников (пункт 2 части 6 статьи Кодекса), единственный участник аукциона не позднее чем через двадцать дней после дня проведения аукциона обязан заключить договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или договор купли-продажи лесных насаждений, а орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение о проведении аукциона, не вправе отказаться от заключения с одним из указанных лиц соответствующего договора по начальной цене предмета аукциона.

Частью 11 статьи 79 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что не допускается подписание договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, договора купли-продажи лесных насаждений, заключаемых по результатам аукциона, ранее чем через десять дней со дня размещения информации о результатах аукциона на официальном сайте торгов.

С учетом того, что по протоколу организатора аукциона №5 от 02.07.2019, аукцион признан не состоявшимся, обществу и министерству надлежало подписать договор купли-продажи лесных насаждений в период с 12.07.2019 по 22.07.2019 (02.07.2019 + 10 дней по части 11 статьи 79 Лесного кодекса Российской Федерации и 02.07.2019 + 20 дней по части 7 статьи 79 Лесного кодекса Российской Федерации).

Из заявлений и телеграмм общества, направленных министерству и организатору торгов в установленный законом срок для подписания договора, следует, что общество совершило необходимые действия по заключению договора купли-продажи лесных насаждений. Со своей стороны министерство не обеспечило подписание договора в установленные сроки. О времени и месте подписания договора 25.07.2019 (за пределами установленного законом для подписания договора 20-дневного срока после проведения аукциона), представителю общества было сообщено телефонограммой в 17 час. 40 мин. крайнего дня срока - 22.07.2019.

Вопреки требованиям части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчик не доказал направления или вручения обществу извещения от 15.07.2019 №1424-17/19 о дате, времени и месте подписания договора.

Кроме того, суд правильно указал, что с требованием о понуждении общества, как единственного участника, заключить договор на основании статьи 79 Лесного кодекса Российской Федерации, в арбитражный суд министерство обратилось 16.10.2019, по истечении более двух месяцев с даты истечения срока на заключение договора, что свидетельствует об отсутствии у него намерения заключить сделку.

При таком положении общество нельзя признать уклонившимся от подписания договора и отсутствовали основания для обязания его к заключению договора.

В части 8 статьи 79 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что внесенный задаток не возвращается в случае уклонения победителя аукциона, единственного заявителя или единственного участника аукциона от заключения договора.

Следовательно, ввиду того, что договор с единственным участником аукциона не был заключен не по вине общества, у министерства отсутствуют основания для удержания денежной суммы задатка и она подлежит выплате обществу на основании статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В силу пункта 2 статьи 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации истец имеет право на получение от ответчика процентов за пользование чужими средствами за неисполнение обязанности по возврату денежной суммы задатка, исчисленных в порядке, предусмотренном статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации.

За период с 10.07.2019 по 22.08.2019 денежная сумма процентов составила 27 198,20 руб.

Ни период начисления процентов, ни арифметику расчета ответчик не оспорил, а у суда не имелось оснований для их пересмотра.

Таким образом, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования общества и отказал ответчику в удовлетворении встречного иска.

Доводы ответчика об обязанности общества представить проект договора проверен судом первой инстанции и обосновано отклонен, что нашло отражение в судебном акте.

В соответствии с пунктом 6 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не установлено законом, лицо, выигравшее торги, и организатор торгов подписывают в день проведения аукциона или конкурса протокол о результатах торгов, который имеет силу договора.

Согласно положениями статьи 79 Лесного кодекса Российской Федерации результаты аукциона оформляются протоколом, который подписывается организатором аукциона в день проведения аукциона. Организатор аукциона в течение трех рабочих дней с даты подписания протокола о результатах аукциона направляет указанный протокол победителю аукциона, остальным участникам аукциона (части 4, 5 статьи 79 названного Кодекса).

В силу статьи 79 Лесного кодекса Российской Федерации именно на организатора аукциона возложена обязанность по направлению участникам аукциона протокола результатов аукциона, а также предоставления проекта договора с определенными по результатам торгов условиями, лицу, признанному победителем торгов либо единственному участнику данных торгов.

Между тем материалы дела не содержат доказательств, подтверждающий факт исполнения Министерством указанной обязанности. Так, министерством не представлен проект договора купли-продажи лесных насаждений для подписания представителю ООО «РЕФ-Транс», прибывшему 12.07.2019 в территориальное управление с целью заключения договора купли-продажи лесных насаждений, не представлено доказательств направления протокола результатов торгов и проекта договору обществу.

По изложенным причинам суд апелляционной инстанции не принял доводы заявителя жалобы.

Доводы апелляционной жалобы не соответствуют сведениям в материалах дела, не основаны на законе и не содержали сведений о фактах, влияющих на принятое судом решение.

Суд первой инстанции не допустил нарушения или неправильного применения норм процессуального права, в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влекущих безусловную отмену судебного акта.

Следовательно, решение арбитражного суда законно и обоснованно, оснований для его отмены или изменения не имелось.

В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик, как государственный орган, освобожден от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь статьей 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л :

решение Арбитражного суда Иркутской области от 14 декабря 2019 года по делу №А19-21241/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья Капустина Л.В.

Судьи Каминский В.Л.

Макарцев А.В.