НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2014 № 04АП-6541/13

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

672000, Чита, ул. Ленина, 100б

тел. (3022) 35-96-26, тел./факс (3022) 35-70-85

Е-mail: info@4aas.arbitr.ru http://4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита Дело №А19-14162/2013

«13» февраля 2014 года

Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2014 года.

Полный текст постановления изготовлен 13 февраля 2014 года.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Никифорюк Е.О.,

судей: Желтоухова Е.В., Ткаченко Э.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жалсановым Б.Ц., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Правобережном и Октябрьском округах города Иркутска на решение Арбитражного суда Иркутской области от 26 ноября 2013 года по делу № А19-14162/2013 по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Правобережном и Октябрьском округах города Иркутска к Муниципальному автономному учреждению здравоохранения г. Иркутска «Городская Ивано- Матренинская детская клиническая больница» о взыскании 22 682 руб. 55 коп., (суд первой инстанции – Н.Г.Позднякова)

при участии в судебном заседании:

от заявителя: не явился, извещен:

от заинтересованного лица: не явился, извещен;

установил:

Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Правобережном и Октябрьском округах города Иркутска (ОГРН 1103850018425, ИНН 3808214697, место нахождения: 664007, г. Иркутск, ул. Декабрьских Событий, 92, далее - УПФР в Правобережном и Октябрьском округах г. Иркутска, Управление пенсионного фонда, пенсионный фонд, фонд) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Муниципальному автономному учреждению здравоохранения г. Иркутска «Городская Ивано-Матренинская детская клиническая больница» (ОГРН 1023801024060, ИНН 3809015944, место нахождения: 664009, г. Иркутск, ул. Советская, 57, далее - МАУЗ г. Иркутска ГИМДКБ, больница, учреждение) о взыскании 22 682 руб. 55 коп., составляющих сумму штрафных санкций за представление недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации за 1 и 2 полугодия 2010, 1 квартал 2011, полугодие 2011, 9 месяцев 2011 и за 2011 год.

Решением Арбитражного суда Иркутской области в удовлетворении заявленных требований отказано. В обосновании суд первой инстанции указал, что представление корректирующих сведений в двухнедельный срок предусмотрено пунктами 34, 41 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 № 987н, в случае обнаружения несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации. Нормы, освобождающей от ответственности за предусмотренные абзацем 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ нарушения, данный Закон не предусмотрел. Между тем, разъясняя в письме от 14.12.2004 № КА-09-25/13379 «О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27- ФЗ» (далее - письмо № КА-09-25/13379) своим территориальным органам порядок применения названных финансовых санкций, Пенсионный фонд Российской Федерации счел возможным не применять финансовые санкции, предусмотренные абзацем 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ, если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также, если страхователь в двухнедельный срок исправил обнаруженные территориальным органом Пенсионного фонда России ошибки. По настоящему делу судом установлено и материалами дела подтверждено, что выявленные Пенсионным фондом ошибки исправлены обществом в установленный законом двухнедельный срок. Указаний на то, что освобождение от ответственности предусмотрено при обнаружении ошибок специалистом фонда лишь в ходе приемной компании представленных форм сведений индивидуального (персонифицированного) учета за отчетный период, указанное письмо не содержит.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление пенсионного фонда обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Иркутской области от 26.11.2013 г. по делу № А19-14162/2013 по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской федерации (государственное учреждение) в Правобережном и Октябрьском округах города Иркутска к Муниципальному автономному учреждению здравоохранения г. Иркутска «Городская Ивано-Матренинская детская клиническая больница» отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Полагает, что состав вменяемого ответчику правонарушения предусмотрен Законом № 27-ФЗ, указанный закон не содержит норм, освобождающих страхователей от ответственности за представление недостоверных индивидуальных сведений. Таким образом, наличие определенных обстоятельств (отсутствие последствий в виде недостоверности начисленных страховых взносов, добровольное устранение страхователем допущенных ошибок и др.) не может являться основанием для освобождения от ответственности. Кроме того, недостоверность сведений была выявлена в ходе выездной проверки, поэтому учреждение не может быть освобождено от ответственности.

На апелляционную жалобу поступил отзыв учреждения, в котором оно соглашается с выводами суда первой инстанции и просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения. Полагает, что учреждение предоставило заявителю корректирующие сведения индивидуального (персонифицированного) учета 20.02.2013 г.., согласно протоколам приема сведений, корректирующие данные были приняты заявителем 27.02.13 г., 28.02.2013 г. и 1.03.13 г. МАУЗ г.Иркутска ГИМДКБ, считает, что абзац третий статьи 17 Закона N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» не предусматривает ответственности за данные действия ответчика, так как корректировка сведений произошла в двух недельный срок. Между тем, истец со своей стороны, в нарушение п.41 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2009 г. № 987н, не составляя уведомления об устранении имеющихся расхождений, вынес решение о привлечении страхователя к ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании №74 от 22.03.2013 г.

О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается уведомлениями вручении. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционным жалобам размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети «Интернет» 31.12.2013г.

Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом, что подтверждается почтовыми уведомлениями №672002 70 43426 9, 672002 70 43425 2.

Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Муниципальное автономное учреждение здравоохранения г. Иркутска «Городская Ивано-Матренинская детская клиническая больница» зарегистрирован в качестве юридического лица Регистрационной палатой Администрации г. Иркутска 28.04.1995, регистрационный номер юридического лица 2115 ИРП-И, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ по состоянию на 11.04.2013г. (т.1 л.д.24-28).

28.11.2002 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о данном юридическом лице, зарегистрированном до 01.07.2002, за № 1023801024060.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, УПФР в Правобережном и Октябрьском округах г. Иркутска на основании решения от 09.11.2012 № 30-01-45/251 проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиком страховых взносов - МАУЗ г. Иркутска ГИМДКБ, своевременности и правильности представления индивидуальных сведений о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованных лиц в системе государственного пенсионного страхования.

По результатам проверки установлено, что в нарушение требований статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14.12.2009 № 987п. Постановления Правления ПФР от 31.07.2006 № 192П «О формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и Инструкции по их заполнению» страхователем представлены недостоверные индивидуальные сведения, а именно:

в формах СЗВ-6-1, СЗВ-6-2 за 1 полугодие 2010 года не отражен код страхового стажа «АДМИНИСТР» согласно отпуску без сохранения заработной платы застрахованных лиц: Тумашова Татьяна Николаевна СНИЛС № 034-426-135 23, Малыш Елена Анатольевна СНИЛС № 109-417-741 58; неверно отражена дата окончания периода работы застрахованных лиц: Агеева Нина Анатольевна СНИЛС № 040-845-070 33, Корнилов Денис Николаевич СНИЛС № 147-384-540 86, Тыхеев Валерий Витальевич СНИЛС № 131 -600-795 13;

в формах СЗВ-6-1, СЗВ-6-2 за 2 полугодие 2010 года не отражен код страхового стажа «АДМИНИСТР» согласно отпуску без сохранения заработной платы застрахованных лиц: Намнай Ай-Суу Семеновна СНИЛС № 138-056-472 65, Соколов Леонид Алексеевич СНИЛС № 051-011 -624 91, Иванова Людмила Степановна СНИЛС № 034-207-981 35; неверно отражена дата окончания периода работы застрахованных лиц: Антоненко Наталья Анатольевна СНИЛС № 036-418-494 60;

в формах СЗВ-6-1, СЗВ-6-2 за 1 квартал 2011 года: не отражен код страхового стажа «АДМИНИСТР» согласно отпуску без сохранения заработной платы застрахованных лиц: Лошакова Юлия Викторовна СНИЛС № 134-580-326 49, Лимарова Светлана Васильевна СНИЛС № 071-394-164 60, Парамонова Любовь Юрьевна СНИЛС № 034-426-070 23, Кислицина Альбина Сергеевна СНИЛС № 048-670-968 04, Краснова Зинаида Николаевна СНИЛС № 036-638-510 65; неверно отражена дата начала периода работы застрахованного лица: Мальцев Александр Юрьевич СНИЛС № 048-674-747 09; неверно отражена дата окончания периода работы застрахованных лиц: Середкина Юлия Витальевна СНИЛС № 090- 897-231 04, Бороноева Алла Александровна СНИЛС № 058-031-092 34, Алфёрова Наталья Игоревна СНИЛС № 142-520-518 19, Абросимова Наталья Ивановна СНИЛС № 039-825-510 81:

в формах СЗВ-6-1, СЗВ-6-2 за полугодие 2011 года: неверно отражена дата начала периода работы застрахованного лица: Васильева Валентина Олеговна СНИЛС № 136-280-920 57; неверно отражена дата окончания периода работы застрахованных лиц: Козлова Ирина Викторовна СНИЛС № 147-703-131 53, Гаврилов Андрей Юрьевич СНИЛС № 152-424-174 33;

в формах СЗВ-6-1, СЗВ-6-2 за 9 месяцев 2011 года: неверно отражена дата начала периода работы застрахованных лиц: Еланов Игорь Петрович СНИЛС № 138-195-396 92, Ланцов Алексей Дмитриевич СНИЛС № 110-515-527 98, Куулар Айлуна Буяновна СНИЛС № 139-918-975 31; неверно отражена дата окончания периода работы застрахованных лиц: Юрасова Анна Викторовна СНИЛС № 110-652-273 08, Кривощапова Валентина Петровна СНИЛС № 154-692-068 85, Данилова Татьяна Петровна СНИЛС № 039-824-005 65, Гуров Валерий Павлович СНИЛС № 065-706-847 87; не отражен код страхового стажа «АДМИНИСТР» согласно отпуску без сохранения заработной платы застрахованных лиц: Антоненко Александр Александрович СНИЛС № 033-883-473 73, Клопова Татьяна Викторовна СНИЛС № 041-795-447 72, Пищурина Людмила Николаевна СНИЛС № 034-425­239 26, Кантур Валерий Григорьевич СНИЛС № 038-465-421 70, Котовщикова Елена Анатольевна СНИЛС № 034-539-227 49, Воронова Татьяна Михайловна СНИЛС № 065-740­918 81, Жаркой Зинаида Ивановна СНИЛС № 041-795-335 65, Маланова Лариса Юрьевна СНИЛС № 126-496-160 74, Матвеева Галина Сергеевна СНИЛС № 034-426-069 30, Гурина Вера Сергеевна СНИЛС № 041-795-234 61, Сотникова Наталия Юрьевна СНИЛС № 106 -823­364 45;

в формах СЗВ-6-1, СЗВ-6-2 за 2011 год неверно отражена дата начала периода работы застрахованных лиц: Паймулина Елена Николаевна СНИЛС № 110-620-213 74, Кубаева Людмила Ивановна СНИЛС № 074-624-795 89; неверно отражена дата окончания периода работы застрахованных лиц: Федотова Кристина Юрьевна СНИЛС № 128-451-341 51, Персианцев Роман Анатольевич СНИЛС № 115-312-055 98, Иерусалимов Виктор Александрович СНИЛС № 152-622-870 54; не отражен код страхового стажа «АДМИНИСТР» согласно отпуску без сохранения заработной платы застрахованных лиц: Воронова Татьяна Михайловна СНИЛС № 065-740-918 81.

Выявленное нарушение зафиксировано в акте выездной проверки от 13.02.2013 № 30-01-47/040 (т.1 л.д.9-14, далее – акт проверки).

По результатам проверки заместителем руководителя УПФР в Правобережном и Октябрьском округах г. Иркутска принято решение от 22.03.2013 № 74 (т.1 л.д.16-19, далее - решение), согласно которому МАУЗ г. Иркутска ГИМДКБ привлечено к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Закон № 27-ФЗ), в виде штрафа в размере 22 682 руб. 55 коп.

Требование об уплате штрафа от 29.04.2013 № 74 (т.1 л.д.22), направленное ответчику, в установленный срок не исполнено. В связи с неуплатой ответчиком суммы штрафных санкций в добровольном порядке истец обратился за их взысканием в Арбитражный суд Иркутской области.

Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление пенсионного фонда обратилось в суд апелляционной инстанции.

Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.

Рассматривая дело, суд первой инстанции правильно исходил из следующего.

В соответствии со статьей 6 Федерального Закона РФ от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании» (далее - Закон № 167-ФЗ) и статьей 1 Закона № 27-ФЗ МАУЗ г. Иркутска ГИМДКБ является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.

Согласно статье 14 Закона № 167-ФЗ страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет.

Статьей 15 Закона № 27-ФЗ установлено, что страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом.

Согласно пункту 1 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.

Пунктом 2 названной статьи установлено, что страхователь ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) сведения, установленные в данном пункте.

Вместе со сведениями, предусмотренными настоящим пунктом, страхователь представляет сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц.

Индивидуальные сведения представляются страхователями в письменной или электронной форме в соответствии с Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 № 987н, и Инструкцией по заполнению форм документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31.07.2006 № 192п.

В ходе выездной проверки установлено, что учреждением за проверяемый период с 01.01.2010 по 31.12.2011 в орган Пенсионного фонда были представлены недостоверные сведения персонифицированного учета за 1 и 2 полугодия 2010, 1 квартал 2011, полугодие 2011 , 9 месяцев 2011 и за 2011 год.

Как следует из решения от 22.03.2013 № 74 сумма причитающихся за указанные отчетные периоды платежей в Пенсионный фонд застрахованных лиц, о которых представлены недостоверные индивидуальные сведения, составила 232335,14 руб.

В силу абзаца третьего статьи 17 Закона № 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Оспариваемым решением страхователь привлечен к ответственности по пункту 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ в виде штрафа в размере 22 682 руб. 55 коп.

В силу статьи 15 Закона № 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.

Представление корректирующих сведений в двухнедельный срок предусмотрено пунктами 34, 41 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 № 987н, в случае обнаружения несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.

Нормы, освобождающей от ответственности за предусмотренные абзацем 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ нарушения, данный Закон не предусмотрел.

Между тем, разъясняя в письме от 14.12.2004 № КА-09-25/13379 «О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27- ФЗ» (далее - письмо № КА-09-25/13379) своим территориальным органам порядок применения названных финансовых санкций, Пенсионный фонд Российской Федерации счел возможным не применять финансовые санкции, предусмотренные абзацем 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ, если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также, если страхователь в двухнедельный срок исправил обнаруженные территориальным органом Пенсионного фонда России ошибки.

Более того, в своем письме Пенсионный фонд Российской Федерации указал, что в случае самостоятельного выявления страхователем ошибки и представления исправленных форм следует исходить из того, что любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности. Такой правоприменительный подход позволит стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда Российской Федерации, снизить напряженность во взаимоотношениях между страхователями и органами Пенсионного фонда Российской Федерации, а также послужить дополнительной аргументацией при защите интересов Пенсионного фонда Российской Федерации.

Нарушением законодательства Российской Федерации о страховых взносах признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) плательщика страховых взносов или банка, за которое данным Законом установлена ответственность (статья 40 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Закон № 212-ФЗ), регулирующего отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах).

Статьей 42 Закона № 212-ФЗ предусмотрено, что виновным в совершении правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности. Обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении правонарушения, признаются также иные обстоятельства, которые могут быть признаны судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, исключающими вину лица в совершении правонарушения (статья 43 Закона № 212-ФЗ).

Пунктом 3 части 1 статьи 43 Закона № 212-ФЗ предусмотрено, что обстоятельствами, исключающими вину страхователя, является выполнение плательщиком страховых взносов письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты страховых взносов или по иным вопросам применения законодательства Российской Федерации о страховых взносах и об обязательном социальном страховании, данных ему либо неопределенному кругу лиц органом контроля за уплатой страховых взносов или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции.

При наличии обстоятельств, указанных в части 1 статьи 43 Закона № 212-ФЗ, лицо не подлежит ответственности за совершение правонарушения. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу страхователей.

Судом первой инстанции правильно установлено, что выявленные Пенсионным фондом ошибки исправлены обществом в установленный законом двухнедельный срок. В соответствии с пунктом 34 «Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах», утвержденной Приказом Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2009 № 987н, заявитель 20.02.2013, 27.02.2013 и 01.03.2013, т.е. в пределах двухнедельного срока с момента выявления ошибок (дата получения акта проверки - 15.02.2013), МАУЗ г. Иркутска ГИМДКБ представило в Пенсионный фонд исправленные сведения на застрахованных лиц, в отношении которых были выявлены недостоверные сведения.

Таким образом, апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что МАУЗ г. Иркутска ГИМДКБ реализовало предоставленное ему право на исправление выявленных в ходе проверки ошибок. На момент принятия оспариваемого решения последствия допущенных ошибок в части сведений о застрахованных лицах были устранены заявителем, что исключает привлечение его к ответственности по статье 17 Закона № 27-ФЗ.

Довод фонда, приведенные и апелляционному суду, о том, что исправление ошибок, выявленных в ходе выездной проверки, не исключает применение штрафных санкций, правильно отклонены судом первой инстанции в связи со следующим.

Пункт 2.2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14.07.2003 N 12-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 4, пункта 1 статьи 164, пунктов 1 и 4 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 11 Таможенного кодекса Российской Федерации и статьи 10 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" в связи с запросами Арбитражного суда Липецкой области, жалобами ООО "Папирус", ОАО "Дальневосточное морское пароходство" и ООО "Коммерческая компания "Балис" предусматривает, что при рассмотрении дел необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы. Данная правовая позиция имеет общий характер и касается любых правоприменителей.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 01.04.1996 №N 27-ФЗ правовую основу индивидуального (персонифицированного) учета составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, регулирующие правоотношения в данной сфере.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ (ред. от 03.12.2011 "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом (далее - Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ (ред. От 03.12.2011 "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование (далее также - страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

В соответствии со статьей 40 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ нарушением законодательства Российской Федерации о страховых взносах признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) плательщика страховых взносов или банка, за которое Федеральным законом установлена ответственность.

В соответствии со статьей 42 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ виновным в совершении правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности.

В соответствии со статьей 43 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении правонарушения, признаются также иные обстоятельства, которые могут быть признаны судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, исключающими вину лица в совершении правонарушения.

При наличии обстоятельств, указанных в части 1 настоящей статьи, лицо не подлежит ответственности за совершение правонарушения.

Как следует из взаимосвязи положений статей 2, 15 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ, статьи 2 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, 40, 42, 43 статей Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ, к ответственности привлекается лицо, виновное в совершении правонарушения, если не установлено обстоятельств, исключающих вину правонарушителя.

Как следует из положений статьи 15 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ и пункта 41 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах (утверждена Приказом Минздравсоцразвития РФ от № 987н, зарегистрирована Минюстом 16.02.2010 № 16440), организации предоставляется право скорректировать поданные сведения в согласованные сроки, а контролирующие органы вправе принимать решение о привлечении к ответственности по истечении 7 дней со дня окончания согласованного срока.

В соответствии с Письмом ПФ РФ от 14.12.2004 № КА-09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ" если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также, если страхователь в 2-недельный срок исправил обнаруженные территориальным органом ПФР ошибки, Пенсионный фонд Российской Федерации считает возможным не применять финансовые санкции, предусмотренные частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ.

Данное письмо является действующим, не отменено, не изменено и по своей сути является указанием вышестоящего органа нижестоящему контролирующему органу.

Таким образом, суд первой инстанции правильно указал, что УПФР в Правобережном и Октябрьском округах г. Иркутска, принимая решение о привлечении к ответственности, не учло положения вышеуказанных норм, что является незаконным.

Также в отношении доводов пенсионного фонда о том, что в рассматриваемой ситуации недостоверные сведения выявлены в ходе выездной проверки, в связи с чем, отсутствуют основания для освобождения общества от ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона № 27-ФЗ, судом первой инстанции правильно указано следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (далее - контроль за уплатой страховых взносов) осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Разъяснения, содержащиеся в письме Пенсионного фонда России, касаются порядка, сохраненного до настоящего времени путем закрепления в нормативных актах.

Кроме того, как указано выше, из буквального толкования разъяснений, данных в письме ПФ РФ, следует, что если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также, если страхователь в 2-х недельный срок исправил обнаруженные территориальным органом ПФР ошибки, Пенсионный фонд Российской Федерации считает возможным не применять финансовые санкции, предусмотренные частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ.

Указаний на то, что освобождение от ответственности предусмотрено при обнаружении ошибок специалистом фонда лишь в ходе приемной компании представленных форм сведений индивидуального (персонифицированного) учета за отчетный период, данное письмо не содержит.

Более того, в своем письме Пенсионный фонд Российской Федерации, указывает, что в случае представления страхователями исправленных форм следует исходить из того, что любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности. Сформированный в письме № КА-09- 25/13379 подход к освобождению от ответственности не дифференцирован в зависимости от вида проверки, которой выявлены ошибки, подлежащие исправлению.

Отклоняя доводы апелляционной жалобы и поддерживая выводы суда первой инстанции, апелляционный суд исходит из того, что возможность исправления ошибок предусмотрена указанной инструкцией, то есть исправления произведены в установленном порядке. При этом апелляционный суд полагает, что целью проведения проверки не является непременное привлечение к ответственности, у плательщика страховых взносов должна иметься возможность исправить ошибки, если они не повлекли неправильную уплату страховых взносов. Такая возможность инструкцией предусмотрена, а все сомнения должны толковаться в пользу привлекаемого к ответственности лица.

Исходя из установленных по делу обстоятельств, апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что привлечение МАУЗ г. Иркутска ГИМДКБ к ответственности по статье 17 Закона № 27-ФЗ в виде штрафа в размере 22 682 руб. 55 коп., исчисленного от сумм страховых взносов на застрахованных лиц, в отношении которых не выявлено недостоверности сведений (корректирующие сведения представлены в течение установленного 2-недельного срока), не соответствует закону, соответственно, оснований для удовлетворения требований не имеется.

При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.

Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 26 ноября 2013 года по делу №А19-14162/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.

Председательствующий Е.О.Никифорюк

Судьи Э.В.Ткаченко

Е.В.Желтоухов