НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2022 № А78-11172/2021

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

http://4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита Дело № А78-11172/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 05 июля 2022 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 12 июля 2022 года.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Басаева Д.В.,

судей: Ломако Н.В., Сидоренко В.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жевтневым Р.А.,

при участии в судебном заседании представителей Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края Гончикжаповой Л.А. (доверенность от 10.01.2022), общества с ограниченной ответственностью «Афина» Кондратьева С.А. (доверенность от 10.01.2022),

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Афина» на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 16 мая 2022 года по делу А78-11172/2021,

установил:

Региональная служба по тарифам и ценообразованию Забайкальского края (ОГРН 1087536008790, ИНН 7536095977, далее - заявитель, административный орган) обратилась в суд с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Афина» (ОГРН 1067524004140, ИНН 7524013049, далее - общество) о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора – индивидуальный предприниматель Зубов Константин Михайлович (ОГРНИП 310751331600029, ИНН 752600859705).

Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 16 мая 2022 года по делу А78-11172/2021 заявленное требование удовлетворено. Общество с ограниченной ответственностью «Афина» привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.

Апеллянт полагал, что доказательств, подтверждающих передачу лицензии общества индивидуальному предпринимателю материалы дела не содержат. На момент проверки реализация алкогольной продукции осуществлялась продавцом, трудоустроенным у лицензиата - ООО «Афина», выручку от продажи алкогольной продукции получало ООО «Афина».

Административный орган в отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласился.

Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети «Интернет» 09.06.2022. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.

Третье лицо явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило. Руководствуясь частью 3 статьи 205, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, заслушав пояснения представителя заявителя и общества,проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц ООО «Афина» зарегистрировано 31.03.2006, ему присвоен основной государственный регистрационный номер 1067524004140.

В РСТ Забайкальского края 27 июля 2021 года поступил материал УМВД по г. Чите № 15921, содержащий сведения о реализации алкогольной продукции без товарно-транспортных накладных, без лицензии по адресу: Забайкальский край, г. Чита, ул. Новая, д. 15.

27 августа 2021 года сотрудниками РСТ Забайкальского края осуществлен выезд по указанному адресу. В ходе выезда установлено наличие в торговом объекте алкогольной продукции, а именно:

1. Водка «Финский стандарт» объем 0,25, ФСМ 300 94111804, согласно протоколам запроса, сформированным в личном кабинете РСТ Забайкальского края на сайте Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, указанная алкогольная продукция отправлена ООО «ВиноГрад» (ИНН 7536135556) 18 августа 2021 года ООО «Афина» (ИНН 7524013049) ТТН № И-000045792, по адресу: Забайкальский край, г. Чита, ул. Новая, д. 63, пом. 2, при этом отсутствует информация о реализации; 2. Вино столовое полусладкое белое «Осень» объем 1 л., ФСМ 400 02040110 согласно протоколам запроса, сформированным в личном кабинете РСТ Забайкальского края на сайте Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, указанная алкогольная продукция отправлена ООО «ВиноГрад» (ИНН 7536135556) 19 августа 2021 года в адрес ООО «Афина» (ИНН 7524013049) ТТН № И-000045794, по адресу: Забайкальский край, г. Чита, ул. Новая, д. 63, пом. 2, при этом отсутствует информация о реализации; 3. Вино столовое полусладкое «Шардоне Золотое», объем 1 л., ФСМ 303 41392141 согласно протоколам запроса, сформированным в личном кабинете РСТ Забайкальского края на сайте Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, указанная алкогольная продукция отправлена ООО «ВиноГрад» (ИНН 7536135556) 19 августа 2021 года в адрес ООО «Афина» (ИНН 7524013049) ТТН № И000045794, по адресу: Забайкальский край, г. Чита, ул. Новая, д. 63, пом. 2, при этом отсутствует информация о реализации; 4. Водка «НАШИ ТРАДИЦИИ ЛЮКС» объем 0,25 л., ФСМ 406 58347877, ФСМ 406 58347878 согласно протоколам запроса, сформированным в личном кабинете РСТ Забайкальского края на сайте Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, указанная алкогольная продукция отправлена ООО «ВиноГрад» (ИНН 7536135556) 19 августа 2021 года в адрес ООО «Афина» (ИНН 7524013049) ТТН № И000040292, по адресу: Забайкальский край, г. Чита, ул. Новая, д. 63, пом. 2, при этом 24 августа 2021 года указанная алкогольная продукции реализована. Согласно государственному сводному реестру выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на розничную продажу алкогольной продукции на территории Забайкальского края по адресу: Российская Федерация, Забайкальский край, г. Чита, ул. Новая, д. 63, пом. 2, имеется действующая лицензия на розничную продажу алкогольной продукции лицензия на розничную продажу алкогольной продукции от 06 июня 2014 года № 75РПА0000657, сроком действия с 01 июля 2019 года до 30 июня 2022 года), выданная ООО «Афина».

Водка «Финский стандарт» объем 0,25, ФСМ 300 94111804, согласно протоколам запроса, сформированным в личном кабинете РСТ Забайкальского края на сайте Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, указанная алкогольная продукция отправлена ООО «ВиноГрад» (ИНН 7536135556) 18 августа 2021 года ООО «Афина» (ИНН 7524013049) ТТН № И-000045792, по адресу: Забайкальский край, г. Чита, ул. Новая, д. 63, пом. 2, при этом отсутствует информация о реализации;

Вино столовое полусладкое белое «Осень» объем 1 л., ФСМ 400 02040110 согласно протоколам запроса, сформированным в личном кабинете РСТ Забайкальского края на сайте Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, указанная алкогольная продукция отправлена ООО «ВиноГрад» (ИНН 7536135556) 19 августа 2021 года в адрес ООО «Афина» (ИНН 7524013049) ТТН № И-000045794, по адресу: Забайкальский край, г. Чита, ул. Новая, д. 63, пом. 2, при этом отсутствует информация о реализации.

Вино столовое полусладкое «Шардоне Золотое», объем 1 л., ФСМ 303 41392141 согласно протоколам запроса, сформированным в личном кабинете РСТ Забайкальского края на сайте Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, указанная алкогольная продукция отправлена ООО «ВиноГрад» (ИНН 7536135556) 19 августа 2021 года в адрес ООО «Афина» (ИНН 7524013049) ТТН № И000045794, по адресу: Забайкальский край, г. Чита, ул. Новая, д. 63, пом. 2, при этом отсутствует информация о реализации.

Водка «НАШИ ТРАДИЦИИ ЛЮКС» объем 0,25 л., ФСМ 406 58347877, ФСМ 406 58347878 согласно протоколам запроса, сформированным в личном кабинете РСТ Забайкальского края на сайте Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, указанная алкогольная продукция отправлена ООО «ВиноГрад» (ИНН 7536135556) 19 августа 2021 года в адрес ООО «Афина» (ИНН 7524013049) ТТН № И000040292, по адресу: Забайкальский край, г. Чита, ул. Новая, д. 63, пом. 2, при этом 24 августа 2021 года указанная алкогольная продукции реализована. Согласно государственному сводному реестру выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на розничную продажу алкогольной продукции на территории Забайкальского края по адресу: Российская Федерация, Забайкальский край, г. Чита, ул. Новая, д. 63, пом. 2, имеется действующая лицензия на розничную продажу алкогольной продукции лицензия на розничную продажу алкогольной продукции от 06 июня 2014 года № 75РПА0000657, сроком действия с 01 июля 2019 года до 30 июня 2022 года), выданная ООО «Афина».

В целях выяснения обстоятельств совершения административного правонарушения начальником отдела контроля за розничной продажей алкогольной продукции вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 29 сентября 2021 года № 103- Р-А/П-21 в отношении ООО «Афина».

При проведении административного расследования 29 сентября 2021 года осуществлен выезд, составлен протокол осмотра, принадлежащих ООО «Афина» помещений, территорий и находящихся там вещей и документов по адресу: Забайкальский край, г. Чита, ул. Новая, д. 63, пом. 2.

Согласно отчету об объемах остатков этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по 1 регистру на 29 сентября 2021 года составляло 4 252 шт., в торговом зале (- 16) шт., при этом на момент проведения осмотра фактически в торговом объекте находилось 735 (шт.).

Таким образом, в ходе осмотра в вышеуказанном торговом объекте установлено несоответствие фактических остатков алкогольной продукции, находящейся в торговом объекте на момент проведения проверки с остатками, зафиксированными в системе ЕГАИС, в том числе:

- «вино столовое полусладкое белое «Осень», объем 1.0 л. составляет 59 шт., фактически 17 шт.;

- «водка Наши традиции люкс», объем 0.25 л. составляет 18 шт., фактически 3 бутылок;

- «вино столовое полусладкое Шардоне золотое», объем 1,0 л., составляет 31 шт., фактически 11 шт.

- «водка Финский стандарт», объем 0.25 л., составляет 43 шт., фактически 13 шт., При этом, на витрине при пересчете алкогольной продукции оказались ранее реализованные в данном торговом объекте 2 (две) бутылки алкогольной продукции:

- «водка Финский стандарт», объем 0.25 л., ФСМ 406 23970421, реализация 28.09.2021 в 11:44;

- настойка горькая замутненная «Первак домашний»», объем 0.5 л., ФСМ 403 02051065, реализация 29.09.2021 в 10:49.

Кроме того, на витрине находилась «водка Ханская 1437», объем 0.5 л., ФСМ 408 14232740, 408 14232972, 408 14232870, 408 14232873, 408 14232874 в количестве 5 штук, с перечеркнутыми фломастером ФСМ, которые ранее была уже реализованы ООО «Виноград» (ИНН 7536135556 КПП 753645004) в торговом объекте по адресу: Забайкальский край, г. Чита, ул. Недорезова, 1, чек № 915 от 2021-02-25 в 13:22:00.

Согласно объяснению от 29 сентября 2021 года продавца Бондаренко С.А., находящегося на рабочем месте на момент осмотра в магазине, она находится в трудовых отношениях с ИП Зубовым К.М., занимающегося реализацией продуктов и пивных напитков в данном торговом объекте. При этом Бондаренко С.А. в этот день на момент осмотра занималась реализацией алкогольной продукции ООО «Афина», аппаратно-программные средства для передачи в ЕГАИС были подключены и работали в штатном режиме.

Также Бондаренко С.А. пояснила, что продавец ООО «Афина» Еремеева Надежда отсутствует по семейным обстоятельствам.

Согласно объяснению от 01 октября 2021 года продавца Белимовой Т.М., которая по трудовому договору от 19 февраля 201 года № 3 является продавцом ООО «Афина», по адресу: Забайкальский край, г. Чита, ул. Новая, д. 63, пом. 2, относительно несоответствия фактических остатков алкогольной продукции остаткам в ЕГАИС не смогла пояснить, сославшись на внутреннее разбирательство.

Кроме того, в своем объяснении продавец Белимова Т.М. пояснила следующее: «Расчет за алкогольную продукцию происходит за наличный расчет, если покупатель желает расплатиться картой, он оплачивает через терминал ИП, по устной договоренности ИП отдает эту сумму обществу наличными».

Таким образом, в ходе проведения осмотра службой выявлен факт передачи лицензии другому лицу, а также оказание услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, другому лицу, что является нарушением пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ)

Выявленное обстоятельство послужило поводом для возбуждения в отношении ООО «Афина» дела об административных правонарушениях, о чем 28.10.2021 должностным лицом РСТ Забайкальского края составлен соответствующий протокол об административном правонарушении 103/2-Р-А/П-21 по части 1 статьи 14.17 КоАП Российской Федерации (т.1, л.д. 16-19).

Протокол был составлен в отсутствие представителя общества, при надлежащем извещении (т.1, л.д.20-23).

На основании части 3 статьи 23.1 статьи 202 АПК Российской Федерации РСТ Забайкальского края обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением о привлечении ООО «Афина» к административной ответственности по части 1 статьи 14.17 КоАП Российской Федерации.

Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Частью 5 указанной статьи также предусмотрено, что по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.

Согласно части 1 статьи 14.17 КоАП Российской Федерации производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.

Объектом правонарушения, предусмотренного данной нормой, являются общественные отношения по обеспечению соблюдения правил производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, главным образом, лицензирования и соблюдения лицензионных требований и условий в области производства и оборота данной продукции.

Объективная сторона правонарушения состоит в ведении деятельности по производству и (или) обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением лицензионных требований и условий.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 12.11.2003 N 17-П и от 23.05.2013 N 11-П, государственное регулирование в области производства и оборота такой специфической продукции, относящейся к ограниченно оборотоспособным объектам, как этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, обусловлено необходимостью защиты как жизни и здоровья граждан, так и экономических интересов Российской Федерации, обеспечения нужд потребителей в соответствующей продукции, повышения ее качества и проведения контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.

Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации, в том числе виды деятельности, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и подлежащие лицензированию, порядок выдачи лицензий, приостановления, возобновления, прекращения действия лицензий, их аннулирования, установлены Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ).

Согласно пункту 7 статьи 2 Закона N 171-ФЗ алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка, коньяк), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха;

Согласно пункту 16 статьи 2 Закона N 171 -ФЗ оборот алкогольной продукции - закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие настоящего Федерального закон.

Для осуществления каждого из видов деятельности, образующих в своей совокупности оборот алкогольной продукции, требуется соответствующая лицензия, предусмотренная статьей 18 названного Закона.

Таким образом, оборот алкогольной продукции, в том числе ее закупка, хранение и розничная продажа без соответствующей лицензии действующим законодательством не предусматривается.

В области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующих лицензий, а также передача лицензии другому лицу и оказание услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, другому лицу, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации (абз.7 пункт 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ).

Пункт 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Согласно части 2 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ) под лицензией понимается специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом.

В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Федерального закона N 99-ФЗ юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, получившие лицензию, вправе осуществлять деятельность, на которую предоставлена лицензия, на всей территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, со дня, следующего за днем принятия решения о предоставлении лицензии.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 04.10.2006 N 441-О, приобретаемое на основе лицензии право осуществлять определенный вид деятельности обусловливает персонифицированный характер лицензии, означающий, что лицензируемая деятельность всегда должна выполняться только лицензиатом. В противном случае, а именно при передаче возникшего в силу лицензии права на осуществление конкретного вида деятельности другому лицу, утрачивается смысл лицензирования.

По своей правовой природе лицензия на осуществление определенного вида деятельности является разрешительным документом, выданным конкретному субъекту предпринимательской деятельности, и, принимая во внимание индивидуальный характер лицензии, лицензиат не вправе передать право на осуществление лицензируемого вида деятельности (полностью или частично) другому субъекту. Осуществление подобной деятельности (в частности, оборот и хранение алкогольной продукции) такими субъектами, не получившими лицензию на осуществление указанного вида деятельности, не может расцениваться как правомерное, соответствующее требованиям законодательства.

Таким образом, передача лицензиатом прав по лицензии иному лицу действующим законодательством не предусмотрена, так как в данном случае хозяйствующие субъекты, получали бы возможность осуществлять лицензируемые виды деятельности без лицензии, что действующим законодательством не предусмотрено и, применительно к настоящему спору, образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ.

В связи с этим, при решении вопроса о том, выполнила ли организация требования Закона в части лицензирования своей деятельности, надлежит исходить из того, что имеющаяся у нее лицензия на производство (закупку), хранение и поставку либо на розничную продажу соответствующей продукции не охватывает возможность передачи лицензируемых прав третьим лицам.

Из подпункта 1 пункта 9 статьи 19 и пункта 4 статьи 23.2 Закона N 171-ФЗ следует, что применительно к деятельности, связанной с производством и оборотом алкогольной продукции, лицензионными признаются требования, установленные в статьях 2, 8, 9, 10.1, 11, 14.1, 16, 19, 20, 25 и 26 данного Закона.

Таким образом, в силу требований Федерального закона N 171-ФЗ соблюдение ограничений и условий осуществления деятельности по обороту алкогольной и спиртосодержащей продукции, установленных данным законом (в том числе предусмотренных абзацем седьмым пункта 1 статьи 26), относятся к лицензионным требованиям, за неисполнение которых наступает ответственность, в том числе и предусмотренная ч. 1 ст. 14.17 КоАП РФ.

В Региональную службу по тарифам и ценообразованию (далее - РСТ Забайкальского края) 27 июля 2021 года поступил материал УМВД по г. Чите № 15921, содержащий сведения о реализации алкогольной продукции без товарно-транспортных накладных, без лицензии по адресу: Забайкальский край, г. Чита, ул. Новая, д. 15.

Согласно государственному сводному реестру выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на розничную продажу алкогольной продукции на территории Забайкальского края по адресу: Российская Федерация, Забайкальский край, г. Чита, ул. Новая, д. 63, пом. 2, имеется действующая лицензия на розничную продажу алкогольной продукции лицензия на розничную продажу алкогольной продукции от 06 июня 2014 года № 75РПА0000657, сроком действия с 01 июля 2019 года до 30 июня 2022 года), выданная ООО «Афина».

Согласно пунктам 19, 20 ст. 19 Закона N 171-ФЗ, в лицензии в том числе указываются места нахождения его обособленных подразделений (независимо от того, отражено или не отражено их создание в учредительных и иных организационно-распорядительных документах лицензиата, и от полномочий, которыми наделяются указанные подразделения), действие лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, выданной организации, распространяется на деятельность ее обособленных подразделений только при условии указания в лицензии мест их нахождения.

Статьей 11 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что обособленное подразделение организации это любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Пунктом 6 статьи 16 Закона N 171-ФЗ установлено, что организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) в городских поселениях, должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, стационарные торговые объекты и складские помещения общей площадью не менее 50 квадратных метров, а также контрольно-кассовую технику.

Таким образом, из приведенных нормоположений следует, что стационарным торговым объектом является, в том числе объект, где созданы стационарные рабочие места.

Из материалов дела следует, что продажу алкогольной продукции, принадлежащей ООО «Афина» в момент осмотра осуществляла продавец Бондаренко С.А., которая пояснила, что она находится в трудовых отношениях с ИП Зубовым К.М.

При этом анализ времени продажи алкогольной продукции подтверждает реализацию алкогольной продукции в торговом объекте в течение всего рабочего дня.

Исходя из чего следует вывод, что реализация алкогольной продукции в торговом объекте происходит в отсутствие продавца организации-лицензиата.

Довод заявителя жалобы о том, что продавец Бондаренко С.А. находилась в трудовых отношениях с ООО «Афина» без оформления трудового договора на момент осмотра несостоятелен и соответствующими доказательствам и не подтверждается, опровергается пояснениями самой Бондаренко С.А.

Кроме того, в своем объяснении от 29 сентября 2021 года Бондаренко С.А. указала, что находится в трудовых отношениях с ИП Зубовым К.М.. а с ООО «Афина» работает Еремеева Надежда, при этом не упомянув Белимову Т.М., а также не указала, что работает по совместительству в ООО «Афина».

Административным органом указано, что в торговом объекте по адресу: г. Чита, ул. Новая, 63, пом. 2, находится один терминал для расчета по банковским картам, который находится на месте расчета ИП Зубова К.М., где находится продавец, который производит фактический расчет с покупателями.

Судом учтены пояснения продавца ООО «Афина» Белимовой Т.М.: «Расчет за алкогольную продукцию происходит за наличный расчет. Если покупатель желает расплатиться картой, он оплачивает через терминал ИП, затем ИП отдает ООО эту сумму».

Материалами дела подтверждается, что алкогольная продукция, которая должна была находиться в торговом объекте ООО «Афина» по адресу: Забайкальский край, г. Чита. ул. Новая, д. 63. пом. 2. находилась в торговом объекте по адресу: Забайкальский край, г. Чита, ул. Новая, д. 15,.

В ходе проведения осмотра Службой выявлен факт передачи лицензии другому лицу, а также оказание услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, другому лицу, что является нарушением пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 22.1 1.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее- Федеральный закон № 171-ФЗ).

Таким образом, Службой доказано, что в отсутствие заключенного письменного договора между Обществом и предпринимателем о передаче лицензируемого вида деятельности фактически такая передача состоялась.

Формально ООО "Афина" при получении лицензии на обособленное подразделение в г. Чите, ул. Новая, 63, пом. 2, выполнило лицензионные требования, предъявляемые к розничной продаже алкогольной продукции, однако в последующем в нарушение лицензионных требований по указанному адресу деятельность по розничной продаже алкогольной продукции само ООО "Афина" не осуществляет, вследствие чего данный торговый объект, по сути, лишь номинально является обособленным подразделением Общества. Фактически же право на реализацию алкогольной продукции передано предпринимателю Зубову К.М., который сам, равно как и его работники, не могут являться субъектом правоотношений по розничной продаже "крепкой" алкогольной продукции согласно Федеральному закону N 171 -ФЗ.

В данном случае алкогольная продукция фактически выбывает из владения ООО "Афина" и из-под его контроля.

Осуществляя лицензируемый вид деятельности, профессиональный участник рынка услуг по обороту алкогольной и спиртосодержащей продукции обязан знать требования Федерального закона N 171 -ФЗ, предъявляемые к лицензиату, однако ООО "Афина" осуществляя деятельность в обособленном подразделении фактически в отсутствие лица, ответственного за осуществление функций, составляющих деятельность в сфере розничной продажи алкогольной продукции (прием алкогольной продукции, ее реализации, обслуживание покупателей, хранение алкогольной продукции и т.д.), не в состоянии контролировать оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции, что может способствовать введению в оборот через лицензионный торговый объект нелегальной алкогольной продукции.

Кроме того, организация своей деятельности лицензиатом, когда в торговом объекте деятельность осуществляют два хозяйствующих субъекта (предприниматель и юридическое лицо) посредством осуществления функций продавца, лицом, состоящим в трудовых отношениях только с одним из субъектов - предпринимателем, затрудняет осуществление лицензионного контроля и влечет безнаказанность юридического лица за допущенные нарушения (субъектами административных правонарушений формально признаются индивидуальные предпринимателя, для которых действующим законодательством установлены штрафы в меньшем размере, чем для юридических лиц).

Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что факт совершения ООО "Афина" деяния, образующего объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.17 КоАП, подтвержден материалами дела.

Каких-либо существенных нарушений порядка привлечения ООО «Афина» к административной ответственности судом не установлено.

Годичный срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП Российской Федерации и исчисляемый в данном случае с 27.07.2021, на момент рассмотрения дела в суде не истек.

Санкция части 1 статьи 14.17 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.

Лицом, привлекаемым к административной ответственности, не приведено ни одного довода и судом в обстоятельствах допущенного Общества правонарушения не установлено какой-либо исключительности для применения оценки малозначительности противоправного деяния (пункт 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").

Привлечение общества к административной ответственности отвечает целям административного наказания, а именно - предупреждению совершения новых правонарушений, а также принципам неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.

При таких установленных обстоятельствах суд правомрено пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для квалификации противоправного деяния ООО "Афина" в качестве малозначительного и освобождения юридического лица от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ.

Основания для применения статьи 4.1.1 КоАП РФ и замены Обществу назначенного в виде штрафа на предупреждение, судом не установлено.

Федеральным законом от 26.03.2022 № 70-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» в КоАП Российской Федерации внесены изменения и дополнения, относящиеся к основаниям привлечения к административной ответственности и вопросам назначения наказания.

В частности, статьей 4.1.2 КоАП Российской Федерации, введенной названным Федеральным законом, предусмотрено, что при назначении административного наказания в виде административного штрафа являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, административный штраф назначается в размере, предусмотренном санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (часть 1).

В случае, если санкцией статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса не предусмотрено назначение административного наказания в виде административного штрафа лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, административный штраф являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, назначается в размере от половины минимального размера (минимальной величины) до половины максимального размера (максимальной величины) административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, либо в размере половины размера административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, если такая санкция предусматривает назначение административного штрафа в фиксированном размере (часть 2).

Согласно сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства ООО «Афина» с 01.08. 2016 года включено в этот Реестр в качестве микропредприятия.

Поскольку данная норма улучшает положение юридических лиц, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, привлеченных к административной ответственности либо совершивших административные правонарушения до 6 апреля 2022 года, постольку судом правомерно применены положений части 2 статьи 1.7 КоАП Российской Федерации об обратной силе закона и назначено административное наказание по части 1 статьи 14.1 7 КоАП Российской Федерации с учетом положений саттьи 4.1.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 рублей.

Согласно п. п. 2 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ алкогольная продукция, изъятая согласно протоколу изъятия от 29.09.2021, направлена на уничтожение в порядке, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1027 «О реализации мер по пресечению незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».

Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.

При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» по адресу www.kad.arbitr.ru.

По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 16 мая 2022 года по делу А78-11172/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.

Председательствующий Д.В. Басаев

Судьи Н.В. Ломако

В.А. Сидоренко